3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зоны китая

Содержание

Экономические зоны современного Китая

Территория современного Китая поделена на семь экономических зон, а они в свою очередь состоят из провинций. Северная, Восточная, Северо-Восточная, Центральная, Западная, Юго-Западная и Северо-Западная. Транспортная инфраструктура Китайской Народной Республики развивается довольно динамично, а потому, доставка товаров из любой зоны этой страны не вызывает особых трудностей у современных логистических компаний. Больше того, именно транспортировка грузов из Китая в настоящее время является одним из наиболее перспективных направлений мирового бизнеса.

Северная экономическая зона.

В Северной экономической зоне Китая находится не только политическая и культурная столица государства – Пекин, но и крупнейший китайский порт Тяньцзинь, а также известные провинции Хэбэй и Шаньдун.

Пекин, кроме того, известен еще и как город, где расположены крупные предприятия электронной, компьютерной и фармацевтической промышленности. Доставка грузов из Пекина может быть организована практически любым удобным видом транспорта, однако многие транспортные компании предпочитаю использовать мультимодальные грузоперевозки, где задействованы сразу несколько видов транспорта. Так как наиболее сильными сторонами транспортной инфраструктуры Пекина являются авиационный транспорт и разветвленная сеть автодорог, то чаще всего используют схемы доставки с использованием автомобильного и морского транспорта, автомобильного транспорта и доставку самолетом, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Тяньцзинь является не просто крупнейшим портом Китайской Народной Республики, здесь находятся самые большие контейнерные терминалы в этой стране. Кроме того, в этом городе наиболее ярко представлены следующие отрасли экономики: автомобилестроение, сталепрокатные предприятия, микроэлектроника, предприятия по производству оборудования для связи и для механической промышленности, предприятия морской химической и нефтехимической промышленности.

Провинция Хэбэй также имеет один из крупнейших в Китае портов, а, кроме того, крупный железнодорожный узел. Здесь хорошо развита текстильная и легкая промышленность, фармацевтика и электроника. Провинция Шаньдун является энергетической базой страны, и вместе с тем, она расположена на трансконтинентальном торговом пути Азия – Европа.

Восточная экономическая зона.

Наиболее крупным городом государственного подчинения Восточной экономической зоны Китая является Шанхай. Ведущими отраслями экономики здесь широко представлены: машиностроение, химическая и металлургическая промышленность, предприятия по производству средств связи. Кроме того, Шанхай – это еще и один из крупнейших в мире транспортных узлов, а потому доставка товаров отсюда может быть осуществлена любым удобным видом транспорта. При транспортировке китайских товаров из Шанхая в Россию обычно используют авиатранспорт, либо доставку морским путем.

Провинция Дзянсу, которая также входит в Восточную экономическую зону Китая, имеет ряд крупных предприятий механической, электронной и нефтехимической промышленности, а также развитое машиностроение. Кроме того, трансконтинентальный Евразийский мост начинается именно здесь и заканчивается аж в Роттердаме. А развитая железнодорожная инфраструктура делает привлекательной эту провинцию для логистических компаний. То же самое можно сказать и Чжанцзяне, это тоже провинция Восточной экономической зоны. Кроме сети автомобильных и железных дорог, здесь налажено авиационное сообщение, действуют пять морских портов. В этой провинции довольно развита текстильная и фармацевтическая промышленность, электроника, производство обуви и одежды.

Южная экономическая зона.

В Южную экономическую зону входят Гуандун, Фуцзянь, Гуанси и много других провинций интересных российским импортерам. К примеру, Гуандун знаменит своей бытовой техникой, электроникой, пластмассовыми изделиями, производством одежды и текстиля. Транспортная инфраструктура этой провинции связывает более ста портов. Похожую производственную базу имеет и провинция Фуцзянь, однако здесь кроме этого располагаются еще и предприятия нефтехимической и машиностроительной промышленности, развито строительство и производство строительных материалов. Наиболее удобно при вывозе товаров из этой провинции использовать авиатранспорт, а также морские перевозки.

Северо-Восточная экономическая зона.

В Северо-Восточной экономической зоне находятся такие провинции как Ляонин, Хэйлунцзян, Цзилинь. Причем провинция Ляонин является одним из опорных центров китайской индустрии. Здесь сосредоточены нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная отрасли, которые представляют основу экономики Китая. Кроме того, привлекательные в настоящее время для инвесторов информационные технологии находятся также здесь. Поэтому не удивительно, что здесь создана наиболее развитая железнодорожная инфраструктура этого государства, действуют шесть крупных международных аэропортов, которые связывают Китай с Россией, Японией, Южной Кореей и многими другими странами.

В провинции Цзилинь также довольно развитое железнодорожное сообщение, именно здесь проходит центральная магистраль Китайской Народной Республики, соединяющая Пекин и Харбин. Из отраслей экономики здесь широко представлены пищевая, нефтехимическая, фармацевтическая, хорошо развито автомобилестроение и электронная промышленность.

Если есть необходимость перевезти товары из провинции Хэйлунцзян, которая также относится к Северо-Восточному округу Китая, то лучше всего воспользоваться авиационным транспортом или доставкой по железной дороге, тем более что здесь проходит транспортная магистраль Маньчжурия – Харбин – Суйфэньхэ, которая входит в состав трансконтинентального транспортного моста Европа – Азия. Из отраслей экономики этого региона наибольший интерес, пожалуй, представляют химическая, пищевая, электронная и фармацевтическая промышленность, также хорошо развито здесь и автомобилестроение.

Северо-Западная экономическая зона.

Наибольший интерес в Северо-Западной экономической зоне Китайской Народной Республики представляют провинции Ганьсу, Шэньси. Причем провинция Шэньси является своеобразным транспортным узлом всего Китая. В западном направлении железные дороги идут отсюда аж до Амстердама (через центр провинции проходит трансконтинентальный транспортный мост Европа – Азия), на восток удобно перевозить грузы железнодорожным транспортом до порта Ляньюньган. В принципе из этой провинции можно осуществлять доставку практически любым удобным видом транспорта за исключением морского. Наиболее развитые отрасли экономики в провинции Ляньюньган – электроника и фармацевтика.

В провинции Ганьсу сосредоточены металлургические и нефтехимические предприятия, а также заводы по производству стройматериалов, хорошо развита энергетика. А так как эта провинция, как это ни странно, является географическим центром Китая, ведь относится она к Северо-Западной экономической зоне, то транспортная инфраструктура здесь, конечно же, хорошо развита.

Центральная экономическая зона.

В Центральной экономической зоне наибольший интерес для российских импортеров представляют провинции Хэбэй и Хунань. Товары отсюда удобно доставлять автомобильным транспортом, либо через сеть крупных морских портов. Хорошо развит также и авиационный транспорт. В провинции Хэбэй широко представлена химическая и пищевая промышленность, хорошо развита строительная индустрия, металлургия и машиностроение. Металлургия и машиностроение также являются основой и в провинции Хунань, но наряду с этими отраслями здесь также развита электроника, энергетическая отрасль, много предприятий пищевой промышленности.

Юго-Западная экономическая зона.

В Юго-Западную экономическую зону входят такие провинции как Юньнань, Чунцин, Гуйчжоу, Сычуань, а также другие. Провинция Гуйчжоу известна своими предприятиями табачной и винокуренной отраслей, электронной промышленности. Кроме того, здесь сосредоточены крупнейшие в Китайской Народной Республике заводы по переработке алюминия. Для доставки товаров здесь используется только внутренняя китайская транспортная сеть.

А вот в провинции Сычуань хорошо развито железнодорожное транспортное сообщение. Именно этим способом и рекомендуется доставлять отсюда китайские товары. В этой провинции широко представлены предприятия медико-фармацевтической и телекоммуникационной отраслей экономики, достаточно развиты металлургия, гидроэнергетика и машиностроение.

Центром провинции Чунцин является город государственного подчинения с таким же названием. Более половины предприятий этого города относятся к фармацевтической отрасли, этим он собственно и интересен российским импортерам. При транспортировке грузов из этого региона Китая в Россию рекомендуется уделить внимание авиационной транспортной составляющей маршрута доставки.

Свободные экономические зоны Китая;

Одной из важнейших составных частей региональной политики в Китае следует считать создание свободных экономических зон,которые во многом, если не в первую очередь, способствовали подъему Восточной экономической зоны, а в конечном счете – всей китайской экономики.

На рубеже 1970—1980-х гг. со всей очевидностью обнаружилась отсталость и низкая эффективность китайской экономики, перенесшей «большой скачок» и «культурную революцию». Необходимы были принципиально новые решения. И одним из них стало решение перейти от замкнутой модели развития к более открытой. Поскольку же перевести сразу все хозяйство страны на рельсы такой открытости было, естественно, невозможно, для этой цели были выбраны отдельные свободные экономические зоны (СЭЗ) в восточной и южной приморских частях страны.

К созданию свободных (специальных) экономических зон Китай приступил в конце 1970-х гг. При этом был использован опыт других стран и территорий Азии. Их пример был тем более заразителен, что у истоков экономических успехов «азиатских тигров» стояли этнические китайцы, составляющие в Сингапуре и Гонконге подавляющее большинство, а на Тайване фактически все население. Выдвигая идею создания свободных экономических зон, Дэн Сяопин рассчитывал главным образом на привлечение капитала заморских китайцев (хуацяо), и нужно сказать, что она себя полностью оправдала: в последующий период 75–80 % всех инвестиций в Китае принадлежали именно им.

Основные цели создания СЭЗ заключались в следующем: 1) максимальное привлечение иностранного капитала, передовых техники и технологий, создание предприятий в наукоемких отраслях промышленности; 2) развитие внешнеэкономической деятельности и обеспечение более широкого включения страны в международное географическое разделение труда, увеличение экспорта и валютных поступлений; 3) использование СЭЗ как школ передового опыта в функционировании современного производства и управления им для всей остальной территории Китая; 4) подъем социально-экономических условий в СЭЗ до уровня, достигнутого в Гонконге, Сингапуре и других НИС Азии; 5) использование дешевой и избыточной рабочей силы, которой располагает Китай.

Отличительная черта СЭЗ – автономия местных властей от центрального правительства в решении таких вопросов, как учреждение предприятий с иностранным участием, установление для иностранных вкладчиков разного рода льгот в уплате подоходного налога, упрощение процедуры получения виз. Государство также предоставляет СЭЗ значительную самостоятельность в проведении внешнеторговой деятельности и контроле за нею. Словом, специальные экономические зоны были задуманы как своего рода экономические «оазисы» с особым режимом хозяйствования. Их рассматривают так же, как «пылесосы», засасывающие новые технологии и методы производства в страну, технологически отсталую, но имеющую огромные людские и природные ресурсы. Но чаще всего их называют окнами, открытыми во внешний мир. Не будет ошибкой рассматривать их и в качестве первых полигонов рыночной экономики.

С начала создания СЭЗ в Китае прошло уже три десятилетия. За это время политика в отношении этих зон совершенствовалась. В экономической литературе принято выделять три этапа формирования СЭЗ, первый из которых охватывал конец 1970-х – начало 1980-х гг., второй – 1980-егг., а третий – 1990-е гг. Во всяком случае, к 2000 г. таких СЭЗ самых разных типов в стране было уже более 180. Их внешнеторговый оборот измерялся многими десятками миллиардов долларов, а доля в экспорте и импорте страны все время возрастала.

Читать еще:  Какое предприятие лучше всего открыть в москве

За это время в Китае сформировалась такая сложная многоступенчатая система свободных экономических зон, подобной которой нет ни в одной другой стране мира. Поэтому и типология их отличается довольно большой сложностью, включая свыше 15 разного рода подтипов таких зон. Некоторые из них совпадают с принятой в большинстве стран типологией, а некоторые отражают чисто китайскую специфику. Но самых главных типов можно выделить три.

Первый тип – это так называемые специальные экономические зоны,обладающие многоотраслевой экономикой с ярко выраженной экспортной ориентацией. Специфика их географического положения, наличие особого административного и визового режима придают им анклавный характер. Именно эти зоны стали первыми экспериментальными полигонами по привлечению иностранного капитала, заимствованию международного опыта и внедрению его в формирующуюся рыночную экономику страны. Всего таких специальных экономических зон в Китае пять (рис. 108).

Рис. 108. Специальные экономические зоны и открытые порты Китая

Четыре из них обычно называют «старыми», так как они были учреждены еще в 1980 г. В том числе три зоны находятся в провинции Гуандун: Шэньчжэнь (327,5 км 2 ), Чжухай (15,2 км 2 ) и Шаньтоу (52,6 км 2 ), а четвертая – в провинции Фуцзянь (Сямынь, 131 км 2 ). При взгляде на карту бросается в глаза, что первая из них расположена в непосредственной близости от Сянгана (б. Гонконга), вторая – от Аомыня (б. Макао), а третья и четвертая находятся напротив Тайваня.

За время, прошедшее после 1980 г., все четыре первых СЭЗ вполне доказали свою жизнеспособность, продемонстрировав исключительно высокие темпы экономического и технологического развития. На первых этапах необходимая инфраструктура в этих зонах создавалась на государственные средства, но затем их развитие обеспечивал уже приток иностранных инвестиций. Еще в начале 1990-х гг. на четыре «старых» СЭЗ приходилось не менее 1 /4 всех иностранных вложений в экономику страны. Здесь разместились многие тысячи совместных предприятий. Хотя все эти зоны обычно относят к категории не специализированных, а комплексных, между ними все же существуют определенные различия. Так, специализация СЭЗ Шэньчжэнь – промышленная, СЭЗ Шаньтоу – агропромышленная, СЭЗ Сямэнь – промышленная и туристская, а СЭЗ Чжухай – преимущественно туристская.

Для более подробной характеристики всех успехов СЭЗ в литературе обычно используется пример наиболее крупной и развитой из этих зон – Шэньчжэнь. В конце 1970-х гг. это был захолустный городишко с населением 6000–7000 жителей и одним пятиэтажным зданием. Теперь Шэньчжэнь превратился в город с населением более 5 млн, с современными небоскребами, 200 гостиницами, новейшим метро, скоростными автострадами, международным аэропортом и крупным морским портом; здесь открыты университет, технологический парк. Здесь действуют сотни банков и финансовых контор, фондовая биржа. Уровень зарплаты в Шэньчжэне в несколько раз выше, чем в других частях страны. Эта СЭЗ уже стала крупным центром международного туризма.

Промышленное производство в Шэньчжэне в 1980–1990 гг. выросло в 200 раз. Валовая промышленная продукция превысила 16 млрд, а к 2000 г. – 50 млрд юаней. Ассортимент ее ныне достигает 1000 изделий. Среди них продукция машиностроения, нефтехимии, ткани, одежда, парфюмерия, продукты питания. Но главенствуют отрасли высокой технологии – производство телевизоров (по лицензии японской фирмы «Сони»), компьютеров, видеомагнитофонов, копировальной техники. В Шэньчжэне действует около тысячи смешанных предприятий, в которые вложены средства компаний и частных лиц почти из 20 стран. Но на первом месте, и это весьма симптоматично, стоят капиталовложения бизнесменов из Сянгана (б. Гонконга). В Шэньчжэне их прежде всего привлекает то, что земельная рента здесь намного ниже, чем в Сянгане, где в центре города 1 м 2 площади «весит» около 50 тыс. гонконгских долларов. Их привлекают также более низкая ставка налога на прибыль, право покупать и обменивать валюту по рыночному курсу, дешевизна рабочей силы. Но немалую роль играют и географические факторы. Ведь от СЭЗ Шэньчжэнь до материковой части Сянгана – п-ова Коулун – всего 32 км. Оба города теперь связаны автомобильной и двухколейной железной дорогами, которые идут далее к административному центру провинции – Гуанчжоу. Между ними курсируют также морские паромы и суда на подводных крыльях.

В 1988 г. была образована пятая СЭЗ Китая. Ею стал о. Хайнань в Южно-Китайском море, который одновременно был выделен из состава провинции Гуандун в самостоятельную провинцию. Этот остров, который при китайских императорах использовался как место ссылки, и в народном Китае долгое время развивался медленно, оставаясь одним из отсталых районов. Промышленности здесь фактически не было, а богатейшие агроклиматические ресурсы оставались недоиспользованными. Хотя со времени образования СЭЗ прошло только несколько лет, результаты уже налицо. Расширяются плантации каучуконосов, увеличивается экспорт кофе, кокосов, бананов, ананасов. Начато использование рекреационных ресурсов Хайнаня. Кстати, по площади (34 тыс. км 2 ) этот остров примерно равен Тайваню. И, возможно, он когда-нибудь достигнет столь же высокого уровня развития.

Второй тип – это «открытые» портовые города.После того как планы создания первых четырех СЭЗ Китая стали успешно осуществляться, в 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов, расположенных на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей (рис. 108). В отличие от СЭЗ, где существует собственное законодательство и границы, 14 городов были оставлены в общей системе производственных и административных связей страны. Но тем не менее они получили значительную свободу в проведении экономической политики и особенно в предоставлении дополнительных льгот для привлечения иностранного капитала. Нужно иметь в виду, что, по китайским меркам, эти города относятся к наиболее развитым: их доля в промышленной продукции всей страны составляет 1 /4, в экспорте – 2 /5, а в грузообороте морских портов – почти 100 %. Производительность труда на предприятиях на 2 /3 превышает средний уровень для страны. Известный приоритет при осуществлении политики «открытых дверей» был отдан четырем городам-портам: Шанхаю, Тяньцзиню, Даляню и Гуанчжоу.

Третий тип – зоны и районы технико-экономического развития(ЗТЭР и РТЭР). В ЗТЭР, которые сравнимы с европейскими технопарками, иностранные предприниматели также получают льготы, но при условии привлечения новых для Китая технологий. Всего таких ЗТЭР в стране уже около 60, причем расположены они не только в восточной, но и в центральной (Чэнду, Чунцин, Сиань, Ухань), и в западной (Ланьчжоу, Куньмин) зонах. РТЭР – сходные, но большие по территории образования. Примером такого рода может служить Даляньский РТЭР, где были построены десятки промышленных предприятий, автострада, новый морской порт. Второй пример – новый РТЭР Тяньцзиня, уже ставший еще одним «локомотивом» китайской экономики.

Кроме этих трех главных форм свободных экономических зон, в Китае существуют и другие. Так, с середины 1980-х гг. стали выделять «открытые» приморские экономические зоны,которых теперь уже семь. От специальных экономических зон они отличаются более крупными размерами, а также тем, что охватывают не только города, но и сельскую местность. Примерами их могут служить зоны, созданные в устьях рек Янцзы и Чжэцзян, в южной части провинции Фуцзянь, на побережье залива Бохай и Шаньдунском п-ве. В начале 1990-х гг. перечень «открытых» территорий пополнился шестью городами-портами на р. Янцзы, среди которых и такие крупные, как Ухань, Чунцин. Тогда же на северной границе Китая с Россией, Казахстаном, Киргизией, Монголией появились пограничные «открытые» города.Было также учреждено 18 «открытых» городов во внутренних районах страны, среди которых Харбин, Нанкин, Куньмин.

Кроме того, существуют также десятки более мелких зон высоких технологий, беспошлинных зон, инвестиционных зон и др. Особо нужно отметить промышленные зоны, формирующиеся в недавно возвращенных Китаю Сянгане и Аомыне. Большого внимания заслуживает и уже упоминавшаяся международная зона экономического сотрудничества Туманган (Туманьцзян), которая формируется в бассейне одноименной реки на стыке границ КНР, КНДР и России. По некоторым оценкам, стоимость этого проекта, рассчитанного на 20 лет, должна составить примерно 100 млрд долл.

Разумеется, в проведении политики создания СЭЗ возникает немало трудностей и ошибок. Здесь и трата больших средств на развитие непроизводственных отраслей, и не столь высокое качество продукции – как результат сравнительно низкой квалификации рабочей силы, и необходимость завозить часть «гостей-рабочих» из отдаленных районов, и недостаточная конкурентоспособность производимых товаров на мировом рынке. СЭЗ далеко не полностью оправдали надежды на массовый приток передовых технологий. При этом нужно иметь в виду, что главными инвесторами в них выступают все же не фирмы Японии, США или стран Западной Европы, а фирмы Сянгана и Тайваня, причем мелкие и средние. Деловые связи с СЭЗ наладили прежде всего предприниматели китайского происхождения из числа хуацяо. В какой-то мере специальные экономические зоны представляют собой «государства в государстве». Так, вся территория зоны Шэньч-жэнь обнесена высокой каменной стеной с колючей проволокой, и доступ в нее разрешен только по специальным пропускам.

И тем не менее общий положительный результат политики внешней открытости налицо. Можно утверждать, что в восточных районах Китая уже создан пояс «открытых» территорий с населением 200 млн человек, ориентированный вовне и все более врастающий в систему международного географического разделения труда. Из сказанного выше явствует, что создание подобного пояса, хотя и меньшего значения, началось уже и в северной части страны.

Свободные экономические зоны Китая: список и особенности

Практика создания свободных экономических зон в Китае насчитывает около тридцати лет. Во многом именно эти формирования позволили государству занять вторую строчку (после Соединенных Штатов Америки) по номинальному внутреннему валовому продукту и выбиться в лидеры по паритету покупательной способности. Неудивительно, что при таких результатах экономические преобразования в Китае и общая модель китайской экономики вызывают интерес со стороны других стран мира.

Первые попытки возрождения упадочной экономики

Сегодня Китай продолжает стремительно развиваться, а юань является резервной валютой, что, учитывая размеры китайской экономики, уже несколько ослабило гегемонию доллара в мировой финансовой системе. Но такие высокие результаты были характерны для КНР далеко не всегда. В середине двадцатого века экономика страны являлась одной из упадочных и относилась к разряду «аграрных».

Курс на модернизацию был провозглашен после смерти Мао Цзэдуна. Попытки изменить ситуацию, конечно, предпринимались и ранее. Например, с 1952 по 1957 годы была проведена масштабная индустриализация, намечен «большой скачок» экономического развития, строились промышленные предприятия, имело место активное сотрудничество с СССР (особенно в сельском хозяйстве).

Но действия не возымели положительного эффекта. Не успев оправиться от «скачка», страна начала активно готовиться к войне, что еще больше затормозило развитие.

Успешные экономические преобразования

Преобразования, которые вывели Китай на одну из ведущих позиций по экономике среди стран мира, начались в 1978 году. Первый этап реформ был направлен на регионы, где преобладало сельское хозяйство, а большая часть населения находилась за чертой бедности.

Позже началось внедрение многоукладной экономики, была проведена реформа ценообразования и провозглашена политика «открытых дверей».

Последнее направление предполагало активное привлечение иностранных инвестиций и международное сотрудничество посредством создания специальных экономических зон.

Свободные экономические зоны Китая (кратко именуются СЭЗ) в количестве шести образований были учреждены уже к 1982 году. Результаты их создания были просто потрясающими. Так, уже к концу восьмидесятых годов Китай стал лидером по производству цемента и хлопчатобумажных тканей, а также входил в тройку крупнейших поставщиков угля, химических удобрений и серной кислоты.

Читать еще:  Рабочее место токаря схема

Основные цели создания особых экономических зон

Свободные экономические зоны Китая создавались в рамках «политики открытости» («кайфан»). Основной целью формирования таких регионов стало стремление привлечь иностранный капитал, овладеть опытом других стран в управлении, перенять новейшие технологии и разработки, а также подготовить национальные кадры. Среди других задач создания СЭЗ можно перечислить следующие:

  • увеличение валютной выручки с экспортной продукции;
  • стимулирование реформы, проверка новой экономической модели;
  • обеспечение ускоренного уровня развития регионов, в которых находятся свободные экономические зоны Китая;
  • выход государства на международную арену (мировой рынок);
  • развитие внешнеэкономической деятельности;
  • активизирование развития китайской экономики в общем;
  • создание «буферов» после возвращения Макао (в 1999 году) и Гонконга (1997);
  • оптимальное использование природных ресурсов государства;
  • передача передовых разработок и новейших технологий во внутренние районы государства.

Быстрым темпам развития китайской экономики и удачному формированию СЭЗ способствовали такие факторы, как дешевизна рабочей силы, выгодное географическое положение (длинная береговая линия, наличие портов), наличие природных ресурсов, юридические гарантии для иностранных вложений, близость Тайваня, Гонконга и Макао, обеспечение притока ресурсов в СЭЗ со всей страны.

Особенности китайских специальных экономических зон

СЭЗ создаются во многих государствах (например, в России создано около тридцати таких зон), но именно свободные экономические зоны и особые районы Китая наилучшим образом стимулировали экономику страны. Ключевыми особенностями СЭЗ в КНР являются следующие моменты:

  1. Полная автономия от центральных властей в решении вопросов по учреждению и ликвидации предприятий, упрощению процедуры получения видов на жительство и виз для инвесторов, установлению льгот для иностранных бизнесменов.
  2. Опора на иностранные финансовые вложения. Этот принцип пока что не удалось реализовать в полной мере, так как на сегодняшний момент иностранные капиталовложения составляют около 24%. Оставшийся бюджет обеспечивают государственные дотации, средства местных администраций, внутренние кредиты и накопления самой СЭЗ.
  3. Широкое привлечение сырья из-за границы и ориентация на внешние рынки.
  4. Главный отраслевой приоритет – промышленность. Первые свободные экономические зоны Китая принимали практически любые иностранные вложения.
  5. Активное взаимодействие специальных экономических зон с остальной территорией страны.
  6. Дифференцированная по региональным особенностям налоговая система СЭЗ.
  7. Включение в свободные экономические зоны и особые районы Китая обширных территорий.
  8. Экономическая деятельность СЭЗ определяется рынком, а не планами (в Китае функционирует плановое хозяйство с элементами рыночной экономики).

Сравнение экономических зон Китая с аналогичными проектами в других азиатских странах показывает, что последние проигрывают. Основной особенностью китайских СЭЗ, которая позволяет достигать больших успехов, является широкая диверсификация деятельности и охват значительных территорий.

Стимулы для привлечения иностранного капитала

Свободные экономические зоны Китая, характеристика которых представлена ниже (в соответствующих разделах), финансируются за счет иностранных капиталовложений, по крайней мере, именно так задумывалось. Привлечение иностранных инвесторов осуществляется за счет следующих стимулов:

  • смягчение или полное отсутствие валютного контроля;
  • снижение бюрократии;
  • льготные налоговые ставки на прибыль и «налоговые каникулы»;
  • уменьшение или полное отсутствие таможенных ставок;
  • отсутствие квот на импорт;
  • хорошо развитая инфраструктура;
  • налоговая скидка на промышленные материалы;
  • предоставление разрешения на трудовую деятельность вида на жительство и налоговых льгот для иностранцев, которые работают в СЭЗ.

Свободные экономические зоны Китая: список

В Китае сформировалась сложная многоуровневая система экономических зон. Поэтому и типология СЭЗ отличается большой сложностью, включая в себя свыше пятнадцати подтипов таких регионов. Но основных видов специальных экономических зон можно перечислить три.

Первый тип – СЭЗ с многоотраслевой экономикой и экспортной специализацией. Именно эти зоны стали первыми экспериментальными полигонами заимствования международного опыта, привлечения заграничных инвестиций, а также внедрения иностранных разработок и методик в китайское производство.

Таких специальных зон в Китае пять, четыре из них называют «старыми», так как они были учреждены еще на втором этапе реформ в 1980 году. Как правило, для демонстрации достижений СЭЗ в пример приводится крупнейшая свободная экономическая зона Китая – Шэньчжэнь. Другие специальные экономические зоны подобного типа представлены следующими:

  1. Шаньтоу, специализирующаяся на агропромышленном комплексе.
  2. Чжухай, имеющая преимущественно туристическую специализацию.
  3. Сямэнь, промышленная и туристская экономическая зона в Китае.
  4. Остров Хайнань, который, возможно, когда-то достигнет уровня Тайваня – все предпосылки к этому уже налицо.

Другие два основных типа китайских СЭЗ представлены «открытыми» портовыми городами и технопарками.

«Открытые» портовые города в Китае

Свободные экономические зоны Китая включают в себя также «открытые» портовые города. СЭЗ второго типа расположились на побережье Южно-Китайского, Восточно-Китайского и Желтого морей. Таких населенных пунктов всего насчитывается четырнадцать.

В отличие от СЭЗ первого типа, отличающихся практически полной автономией от государственной власти и друг от друга, «открытые» города объединены в общую систему производственных и административных связей. Производительность в «открытых» городах на две трети выше среднекитайского уровня.

Прибрежные СЭЗ дают практически полный грузооборот морских портов страны, 23% объемов всего промышленного производства, 40% экспорта.

Районы и зоны технико-экономического развития

Третий тип представлен районами и зонами технико-экономического развития. В отличие от других СЭЗ, которые базируются преимущественно в восточной части страны, расположением технопарков стала центральная экономическая зона Китая.

Такие образования, как правило, существуют в границах открытых экономических зон, а не выступают в качестве отдельных формирований.

Другие типы свободных экономических зон

Помимо основных типов СЭЗ, существует еще более десятка беспошлинных и инвестиционных зон, приграничных «открытых» городов, приморских экономических зон, включающих в себя также сельскую местность, зон высоких технологий и так далее.

Большого внимания, например, заслуживает открытая экономическая зона международного сотрудничества, расположенная на стыке границ России, Китая и Северной Кореи. Реализация проекта рассчитана на двадцать лет, а стоимость, по некоторым оценкам, достигает ста миллиардов долларов.

Характеристика достижений СЭЗ на примере Шэньчжэня

Шэньчжэньская экономическая зона обязательно упоминается, если возникает необходимость на реальном примере подтвердить успешность китайской модели экономики.

Самая крупная экономическая зона Китая была создана в 1980 году. Основная специализация Шэньчжэньской СЭЗ – промышленность, а в китайских СМИ город упоминается преимущественно в связи с расположенным здесь заводом Foxconn, выпускающим электронику.

Первая и самая крупная свободная экономическая зона Китая, по некоторым оценкам, производит сегодня около 90% бытовой техники и электроники в мире. Так, огромный город был построен фактически с нуля, чтобы стать сборочным цехом для мирового рынка.

Что касается численных показателей, ежегодные темпы роста внутреннего валового продукта в Шэньчжэньской СЭЗ превышали 37%. Товарооборот увеличился с 18 миллионов юаней до 402 миллиардов. На территории специальной экономической зоны расположено более 17,5 тысячи предприятий ядерной энергетики, электроники, машиностроения, химической промышленности и т. д.

Большая часть инвестиций (около 85%) приходятся на Гонконг.

Зоны приграничного экономического сотрудничества

Помимо СЭЗ, расположенных внутри страны, сформированы еще и приграничные зоны международного сотрудничества. В приграничных с Россией районах действуют четыре такие зоны. В них поощряется развитие сельского хозяйства, производство электроники, текстильной продукции и бытовой техники на экспорт в граничащие государства. Через приграничные экономические зоны осуществляются торговля и туризм.

Проблемы функционирования свободных экономических зон

Деятельность особых экономических зон Китая, при всех достижениях таких районов, осложняется некоторыми проблемами. К таким ограничениям можно отнести:

  • отсутствие единой законодательной базы по свободным экономическим зонам;
  • довольно-таки низкая квалификация китайских рабочих;
  • постепенный рост издержек на землю и рабочую силу;
  • недостаточное привлечение иностранных технологий;
  • дефицит собственных энергии и сырья;
  • злоупотребление со стороны инвесторов;
  • большая часть иностранных инвестиций (почти 80%) идет, прежде всего, из Гонконга.

Результаты создания свободных экономических зон

Положительный результат модернизации китайской экономики налицо. Именно благодаря созданию подобных экономических зон Китай смог выйти на международный рынок и уверенно заявить о себе, совместить социалистическую направленность экономики с рыночными механизмами (эксперимент, как видно, удался и отметился выдающимися результатами) и начать производство ориентированных на экспорт товаров в больших количествах.

Свободные экономические зоны Китая

Особая экономическая зона (ОЭЗ), китайский (пиньинь) цзинцзи-тек или (латинизация Уэйда-Джайлса) чин-чи-ти-ку, любое среди нескольких местностей, где иностранная либо внутренняя торговля, инвестиции проводятся без разрешения центрального правительства Пекина. Свободные экономические зоны Китая призваны функционировать зонами быстрого экономического роста, с использованием налоговых, деловых стимулов привлечения иностранных инвестиций, технологий.

1980 год — создание первых четырёх свободных экономических зон юго-восточного прибрежного Китая, насчитывавшие тогдашние небольшие города: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу провинции Гуандун, Сямэнь (Сямэнь) провинции Фуцзянь. Вышеперечисленные области получили разрешение местных органов власти предлагать налоговые льготы иностранным инвесторам, развивать собственную инфраструктуру без одобрения центрального правительства Китая.

Бизнес-предприятия внесли большую часть своих инвестиционных, производственных, маркетинговых решений, а иностранная собственность подобных предприятий была легализована. Новые особые свободные экономические зоны (ОЭЗ) вскоре привлекли иностранные инвестиции, став бумтанами с быстро растущей лёгкой, потребительской промышленностью, растущим населением. Например, 1979 год — население Шэньчжэня 30 000 чел. увеличилось до более чем 1 000 000 к началу XXI века.

1984 год — воодушевлённое успехами зон, китайское правительство открыло 14 больших, более старых городов вдоль побережья, привлекая внешнюю торговлю, инвестиции. Эти «открытые» города предлагали иностранным инвесторам те же стимулы, что и особые свободные экономические зоны, но их корпоративные подоходные налоги оказались выше.

1988 год — остров Хайнань создан отдельной провинцией, свободной экономической зоной Китая. 1990 год — область Пудун муниципалитета Шанхая обрела статус свободной экономической зоной Китая, политика которой оказалась ещё более гибкой, чем уже действующие в первоначальных четырёх СЭЗ.

1992 год — китайское правительство решило принять некоторые политические решения некоторых из двух десятков крупных городов во внутреннем Китае, включая многие провинциальные столицы, как средства поощрения иностранных инвестиций.

Особая свободная экономическая зона Шэньчжэнь, Китай — история успеха

1980 год — место, занимаемое Шэньчжэнь, севернее Гонконга, выглядело небольшой рыбацкой деревней округа Баоан. Теперь, спустя треть века и 30 миллиардов долларов иностранных инвестиций, Шэньчжэнь стал растущим мегаполисом, насчитывающим более 10 миллионов жителей. Он считается наиболее быстрорастущим городом мира, имеет самый высокий доход на душу населения при сравнении любого города Китая.

Почему это так успешно?

Существует несколько факторов:

Шэньчжэнь рассматривался пилотом реформ, а не завершающим концом для себя. Шэньчжэнь начинался как любимый проект Дэн Сяопина — эксперимент с рыночной экономикой, но вначале успешные реформы должны были быть расширены вне его пределов. Сегодня данные реформы развернуты среди остальной части провинции, вне её пределов, результат оказался известным успехом истории роста Китая;

Китай, обладавший взглядом долгосрочного планирования, разработал многолетний план для Шэньчжэня, зная, что стабильность страны позволит обеспечить такие длительные периоды планирования. Шэньчжэньская особая свободная экономическая зона (СЭЗ) получила фору — 10-15 лет, но ошеломляющий рост последнего десятилетия оправдал весь проект;

Шэньчжэнь использует преимущества трансграничных возможностей. Его близость к Гонконгу в регионе дельты реки Чжуцзян была ключевым фактором в его успехе, поскольку это позволяет Шэньчжэну использовать высокотехнологичные финансовые, профессиональные, другие услуги Гонконга.

Особые социально-экономические зоны Китая

Есть ли волшебная стрела?

Для получения особой свободной экономической зоны (СЭЗ) нет никакой волшебной пули (Стрелы), но правительства, развивая экономические зоны, сделают гораздо лучшую работу по их разработке:

  • Какова нынешняя неудача рынка инвестиционного климата, где будут бороться экономические зоны?
  • Являются ли зоны подходящим экономическим инструментом борьбы с возникшими конкретными рыночными неудачами?
  • Существует ли конкретная рыночная возможность, где зоны способны реагировать, если да, то есть ли спрос частного сектора у конкретных компаний разворачивать услуги экономической зоны, привязывая конкретное место?
  • Какие реформы, упорядоченные процедуры способны пилотировать экономические зоны страны?
  • Каковы конечные две или три цели экономических зон?
Читать еще:  Повар мастер своего дела

Одноногие и однорукие из 21-го века специальные свободные экономические зоны будут продолжать привлекать и путать инвесторов. Задавая вышеизложенные вопросы, Китай способен пересмотреть собственную первоначальную стратегию экономических зон, перестроив уже существующие тенденции, наверняка сможет изменить свои экономические зоны.

Остается увидеть, какие страны имеют на это смелость.

Особые экономические зоны Китая

Особые экономические зоны Китая (ОЭЗ) различаются своим масштабом, функциями. Некоторые обозначают географические пространства, поддерживающие специальную политику, меры конкретных экономических функций.

Другие включают зоны свободной торговли, промышленные парки, парки технических инноваций, связанные зоны, облегчающие эксперименты, инновации самых разных отраслей.

Опыт Китая посредством СЭЗ развивается во времени. Данный процесс характерен началу 1980-х, когда рыночные реформы внедрялись в отдельных областях свободных экономических зон, например, Шэньчжэнь. Середина 80-х — определены путём создания открытых прибрежных городов (Чжанчжоу), призванных стимулировать экономический рост, используя географическое положение, экономическое чудо.

Получая опыт, центральные и провинциальные власти создали зоны развития высоких технологий (конец 1980-х), чтобы извлечь выгоду из глобального капитала, технологий, талантов. 1990-е — отвечая экономическому росту Китая, меняющихся тенденций, китайское правительство определило новые экономические зоны: Китайско-сингапурский парк сотрудничества, модернизовав существующие особые экономические зоны (ОЭЗ), чтобы воспользоваться новыми возможностями.

Начало XXI века — создание большого количества региональных зон для стимулирования, закрепления регионального развития. Соблюдены различные модели управления:

  • административное управление, имеющее управленческие функции, выполняемые государственными административными органами;
  • административный комитет с руководством назначенных правительством комитетов;
  • совместное управление партнерами по ОЭЗ, административные тела.

Особые свободные экономические зоны (ОЭЗ) внесли значительный вклад в развитие Китая, разрешив экспериментировать рыночными реформами, действуя катализатором эффективного распределения внутренних, международных ресурсов. Также углубили экономическое открытие путём привлечения международного капитала, технологий; управленческий опыт, стимулировавший промышленное развитие, большую интеграцию Китая в мировую экономику.

Бурное развитие Шэньчжэня стало наглядным доказательством «китайского экономического чуда»

Шэньчжэнь – это китайская «силиконовая долина», играющая ключевую роль экономики страны

Концепция свободных экономических зон Китая

ОЭЗ внесли 22% от ВВП Китая, 45% общего объёма прямых иностранных инвестиций в страну, 60% экспорта. По оценкам, особые свободные экономические зоны создали более 30 миллионов рабочих мест, увеличили доходы участвующих фермеров на 30%, ускорили индустриализацию, модернизацию сельского хозяйства, урбанизацию. ОЭЗ должны адаптироваться к меняющимся условиям, продолжая стимулировать инновации.

Сталкиваясь с количеством проблем, требующих занимать долгосрочную перспективу, привлекать, развивать новые отрасли, сокращать дублирование, углублять реформы, поощрять местное предпринимательство.

Точное функциональное позиционирование позволит особым свободным экономическим зонам максимально увеличить свой вклад, соответствуя сильным сторонам, сравнительным преимуществам. Вообщем, ОЭЗ способны пилотировать, тестируя институциональные инновации, тогда как зоны, имющие ориентацию свободной торговли, будут экспериментировать финансовыми моделями, привлекая инвестиции. Совместные зоны междугородного, портового развития способны использовать совместное расходование ресурсов, кластеризацию регионального развития.

Промышленная кластеризация поможет использовать географическое местоположение, ресурсы. Опыт показывает: эффективное стратегическое планирование требуется во многих областях. Политика должна быть прозрачной, целенаправленной, последовательной, действенной, всеобъемлющей.

Индустриальное обновление, расширение рынка зависят от отраслевого, рыночного планирования. Планирование также должно включать определение капитальных вложений, требований к инфраструктуре, вспомогательным услугам.

Опыт Китая свободных экономических зон показал ряд факторов, способствующих их успеху, эффективной работе:

  • Особые экономические зоны необходимо связать с экономическим открытием, использовать инновации;
  • Подход «снизу вверх», решение проблем, должен сочетать государственную поддержку сверху вниз;
  • Свободные экономические зоны заинтересованы способствовать расширению промышленности путём культивирования лидеров рынка, поддержки исследований, разработок, строительных брендов;
  • инкубировать местные идеи, интегрируя обучение, инновации, производство;
  • объединить ресурсы, опыт из-за ограничений, промышленности, исследовательских институтов, получив более продвинутые производственно-сбытовые цепочки.

Африка может извлечь выгоду из опыта Китая и местных обстоятельств. Ключевые уроки:

  • важна хорошая инфраструктура;
  • эффективная организация, управление должны сосредоточиться на безопасности, поддержке политики, поощрении инвестиций, управлении окружающей средой, ориентированном на обслуживание менеджмента, внедрении таланта.

Опыт Китая показывает: для развития успешных свободных экономических зон необходимы география, ресурсы, рынок, человеческие ресурсы, капитал. Это говорит о том, что африканские страны должны обладать хорошей транспортной базой, логистикой, доступом к ресурсам.

Дополнительные факторы успеха включают развитую рыночную экономику, отраслевую индустрию, высокую концентрацию талантов, инновационные кадровые ресурсы, доступ к качественным финансовым рынкам, инвестиционным объектам.

Специальные экономические зоны Китая

Все уже знают о специальных экономических зонах Китая, которые вытолкнули отсталую большую страну в ряд передовых держав, если не по качественным, то по количественным показателям. Мы планируем в течение года рассказать подробнее о каждой из СЭЗ, а сейчас напомним общие сведения о них.
Наследие Дэна Сяопина
Прежде всего, следует разобраться с терминами: аббревиатуру СЭЗ в разных СМИ толкуют по-разному – и как «специальную экономическую зону», и как «самоуправляемую» и как «свободную». По канонам КПК, идея СЭЗ принадлежит Дэн Сяопину, который в 1979 году предложил создать «экспортную зону» — сконцентрировать китайские предприятия для производства и продажи товаров за рубеж. В течение года архитектор реформ Дэн Сяопин с товарищами разрабатывал проект «экспортной зоны». По мере работы стало ясно, что «экспортная зона» — слишком узкий термин, более точной была признана формулировка, тоже принадлежащая Дэн Сяопину — «специальная экономическая зона». Сейчас в Китае действует только шесть СЭЗ — Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, Кашгар.
Тогда же, в 1980 году, были выработаны основные критерии СЭЗ, действующие до сих пор:
• Доступ к международным транспортным коридорам, предпочтительно к морским, трансокеанским.
• Особая законодательная база, способствующая привлечению зарубежных инвесторов.
• Комфортные условия деятельности предприятий иностранных инвесторов: щадящее налогообложение, облегченный вывод прибыли.
• Экспортоориентированность предприятий СЭЗ.
• Достаточно высокая степень самостоятельности местных властей в адаптации положений и правил к местным условиям. И ответственность за результат.
• Самостоятельность резидентов СЭЗ при определении сферы деятельности, которой они будут здесь заниматься, в рамках существующих законов и правил.
Первой специальной экономической зоной в Китае стал Шэньчжэнь, в августе 1980 года.

По данным ГТУ Китая
Зоны
Шэньчженьская СЭЗ
Специальная экономическая зона Шэньчжень представляет собой своеобразную витрину современного Китая. Когда возникает необходимость подтвердить успешность китайской модели экономики, Шэньчженьская СЭЗ упоминается обязательно. Место Шэньчженя в китайской экономической структуре хорошо поясняется местной поговоркой «Шэньчжэнь учится у Гонконга, Гуандун у Шэньчжэня, а у Гуандуна – вся страна».
СЭЗ Шэньчженя преимущественно промышленной направленности, здесь развиваются ядерная энергетика, электроника, машиностроение, высокотехнологичные отрасли, химическая промышленность, разработка месторождений нефти в Южно-Китайском море. СЭЗ основана в 1980 году, ежегодный темп роста ВВП превышал 37% и с 270 млн. CNY до 1031 млрд. CNY. Товарооборот СЭЗ Шэньчжень с 18 млн. CNY увеличился до 402,5 млрд. CNY, по экспорту и импорту Шэньчжэнь лидирует среди самых больших континентальных городов Китая. Цели СЭЗ Шэньчжэнь 1 трлн. CNY ВВП к 2015 году.
Чжухайская СЭЗ
СЭЗ Чжухай располагается на западном берегу в дельте реки Чжуцзян. Направленность СЭЗ – лёгкая, пищевая промышленность, производство стройматериалов, электроники, бытовой техники, портовое, дорожное строительство, большое значение имеет туризм. Чжухай расположен недалеко от Сянгана, Макао и Тайваня, большую часть инвестиций в инфраструктуру СЭЗ на первом этапе функционирования вкладывали хуацяо из этих городов и из Гонконга. Впоследствии увеличились инвестиции транснациональных корпораций в промышленность и торговлю. Предприятия СЭЗ размещены в 10 промышленных зонах площадью от 0,5 до 3,5 кв. км.
Шаньтоуская СЭЗ
СЭЗ Шаньтоу располагается на юго-востоке Китая и состоит из двух частей: восточных районов Шаньтоу (площадь территории 22,6 кв. км.) и юго-восточных районов полуострова Гуанчао (площадь территории 30 кв. км.). Шаньтоу ориентирован на развитие инвестиционных проектов в отрасли нефтехимии, портовую инфраструктуру, производства электроники, агропромышленный комплекс, производство одежды и обуви.
СЭЗ Сямэнь
Сямэнь — одна из первых китайских СЭЗ, сформированных в Китае, после оглашения политики реформ и открытости в 1978 году. В состав СЭЗ входят острова Сямэнь и Гуланьюй. 80% инвестиций в Сямэнь вкладывается тайваньскими предпринимателями в отрасли электроники, текстильной промышленности, пищевой промышленности, химической промышленности и портовую инфраструктуру.
СЭЗ Хайнань
Самая большая экономическая специальная зона Китая – Хайнань, — создана по решению 1-й сессии ВСНП 7-го созыва в апреле 1988 года, она располагается на юге страны, занимающая тропический одноименный остров. СЭЗ включает в свой состав 5 специализированных регионов. По данным администрации региона внешнеторговый оборот Хайнань рос темпами 16,8% в год и за 25 лет с 1988 года увеличился в 49 раз, объём финансовых доходов — в 50 раз, объём доходов в распоряжении у горожан – в 11 раз, объем чистых доходов сельчан – в 7 раз.
Спектр направлений развития СЭЗ очень разнообразен – промышленность, индустрия развлечений, туризм, тропическое земледелие, авиаперевозки, морские перевозки, кроме того, Хайнань обладает запасами полезных ископаемых.
СЭЗ Кашгар
Самая молодая из СЭЗ Китая – Кашгарская, находящаяся в процессе формирования. Цели создания СЭЗ Кашгар описаны формулой: «на востоке Китая — Шэньчжэнь, на западе Китая – Кашгар». То есть Кашгару предстоит сыграть роль драйвера экономики в регионе СУАР равного по эффективности Шэньчжэню. Отличительной чертой Кашгара от других китайских СЭЗ является то, что здесь транспортные маршруты проходят по суше. СЭЗ ориентирована преимущественно на сотрудничество со странами Западной Азии. Специализация ЭЗ Кашгар – импорт энергетических ресурсов и редких полезных ископаемых, водных ресурсов, сельскохозяйственных продуктов, инвестирование в легкой промышленности. В частности, потенциальную значимость СЭЗ для рынка Центральной Азии трудно переоценить – он может единственным полноценным экономическим центром в этом регионе. СЭЗ находится на стадии формирования, к 2015 году здесь планируется создать беспошлинную торговую зону.
Управление
Процесс создания и развития СЭЗ находится под неусыпным контролем государства. Центральные органы власти определяют стратегию развития формируемой СЭЗ, планируют этапы реализации проекта, определяют налоговую политику, занимаются проблемами землепользования. В частности, вопросами формирования СЭЗ в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу и Сямэне занималось Всекитайское собрание народных представителей, создание СЭЗ Хайнань контролировалось Государственным Советом КНР, вопросы территориального расширения СЭЗ Чжухай и Шантоу решались Центральным комитетом коммунистической партии КНР. Во всех СЭЗ с самого начала создания работают филиалы Центрального Банка КНР.
Для координации деятельности СЭЗ с субъектами вне СЭЗ, и для гармонизации внутризональных законов, правил, положений с общекитайскими правовыми нормами была создана «над-структура» — Канцелярия по делам специальных зон, высший орган управления СЭЗ, а внутри неё — Департамент по делам специальных экономических зон. Канцелярии подчинены комитеты при правительствах районов, в которых расположены СЭЗ, которые контролирующие деятельность внутри СЭЗ.
Теоретически стройная структура управления в реальности имеет недостатки, связанные с тем, что СЭЗ очень сложны сами по себе и плюс к этому намного опережают по уровню развития внезональный Китай. неизбежны трения, накладки в отношениях между центральными властями страны, управленческими структурами провинций, на территории которых расположены СЭЗ, внутризональными администрациями, отраслевыми ведомствами и так далее. Тем не менее, поскольку СЭЗ доказали свою эффективность на данном историческом этапе, значит удаётся находить баланс между всеми административными учреждениями.

Источники:

http://1-trk.ru/articles/ekonomicheskie-zoni-sovremennogo-kitaya/
http://studopedia.su/15_109310_svobodnie-ekonomicheskie-zoni-kitaya.html
http://businessman.ru/svobodnyie-ekonomicheskie-zonyi-kitaya-spisok-i-osobennosti.html
http://anonssmi.ru/svobodnye-ekonomicheskie-zony-kitaya/
http://chinalogist.ru/book/articles/obzory/specialnye-ekonomicheskie-zony-kitaya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector