Является ли депутат публичным должностным лицом
Как выявлять публичных должностных лиц
Как выявлять публичных должностных лиц 05.02.2018 12:36
Елена Петрова делится с читателями тонкостями выявления публичных должностных лиц
Елена Петрова — опытный специалист по вопросам ПОД/ФТ, работающая специальным должностным лицом в одном из профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Сегодня Елена расскажет нашим читателям о тонкостях выявления публичных должностных лиц.
В рекомендациях ФАТФ дано определение публичным должностным лицам, которые признаны политическими деятелями. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции в Резолюции 58/4 раскрывает понятия «иностранное публичное должностное лицо» и «должностное лицо публичной международной организации».
В РФ Указом Президента № 32 от 11 января 1995 г. утвержден сводный перечень государственных должностей. Лица, занимающие эти должности, являются российскими ПДЛ.
В выявлении ПДЛ ФАТФ рекомендует ориентироваться на клиента как на ценный источник информации, но вместе с тем указывает на то, что информация, полученная от клиента, не должна быть основной и единственной. Поэтому, когда организации в ходе анкетирования спрашивают своего клиента, является ли он ПДЛ или близким родственником ПДЛ, и заносят его ответ в анкету клиента, это является недостаточной мерой, принятой для выявления ПДЛ и их родственников.
У субъектов первичного мониторинга (организации и предприниматели, перечисленные в ст. 5 115-ФЗ), должны быть предусмотрены методы проверки информации о принадлежности к ПДЛ и их родственникам, полученной от клиента.
Методические рекомендации Росфинмониторинга от 12.12.2017 г. предлагают помимо прочего пользоваться платными сервисами, такими как «Спарк», «X-Compliance» и другими. Для крупной компании такая рекомендация оправданна, но небольшие организации зачастую не имеют средств для внедрения таких сервисов.
Как в таком случае небольшим компаниям проверять полученную от клиента информацию?
Процедура выявления российских ПДЛ не очень сложна.
У каждого государственного ведомства, будь то Правительство, министерство, Совет Федерации, Государственная дума или Конституционный суд и т.д., есть официальные сайты, на которых указаны персональные составы лиц, занимающих руководящие должности.
Например, если на сайте Правительства РФ: http://government.ru, посмотреть кто занимает должность заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, мы увидим следующие восемь лиц:
Голодец Ольга Юрьевна;
Дворкович Аркадий Владимирович;
Козак Дмитрий Николаевич;
Мутко Виталий Леонтьевич;
Приходько Сергей Эдуардович;
Рогозин Дмитрий Олегович;
Трутнев Юрий Петрович;
Хлопонин Александр Геннадиевич.
Аналогичную информацию можно уточнить на сайтах и других ведомств.
Но, как и в любой организации, в органах государственного управления и исполнительной власти сотрудники меняются, и на руководящие должности назначаются новые лица. По этой причине можно порекомендовать нашим читателям проверять актуальность персональных списков ПДЛ не реже одного раза в квартал.
ПДЛ других государств определить гораздо сложнее, т.к. многие не располагают информацией о сайтах иностранных государственных органов, которые, к тому же, как правило не переведены на русский язык. Что же может указать нашим читателям на необходимость проверки лица на принадлежность к ИПДЛ? Конечно же наличие у клиента гражданства иностранного государства. Если таковое имеется, то такое лицо необходимо проверить на предмет у него статуса иностранного ПДЛ. Интернет является актуальной базой данных для этих целей. Если клиент является ИПДЛ, то практически наверняка наши читатели узнают это просто, введя его фамилию и имя в тот же поисковик Google.
Аналогично можно выявить и должностных лиц публичных международных организаций.
Кроме выявления ПДЛ до оформления отношения с ним, нужно иметь в виду тот факт, что клиент может приобрести публичный статус, уже находясь на обслуживании в организации. Поэтому при обновлении информации о клиенте необходимо обязательно проверять клиента на предмет возможного появления у него статуса ПДЛ.
Многие спрашивают: а в чем смысл необходимости выявления ПДЛ? Смысл заключается в том, что высокие посты государственной или исполнительной власти дают большие возможности. Существует определенный риск, что власть имущее лицо может стать участником коррупционных действий и совершить преступление, направленное на легализацию преступных доходов.
.
Ссылки на сайты государственной и исполнительной власти, которые помогут в персонализации ПДЛ:
Публичное должностное лицо — это кто? Перечень
Когда возникают какие-нибудь серьезные общественные проблемы, мы все в один голос начинаем твердить, что разбираться и помогать решить возникшие ситуации обязаны должностные лица: районные, городские, федеральные.
Статусы должностного лица
Все граждане, у которых имеются управленческие полномочия и что состоят на службе в государственных органах, обязательно имеют четко организованную систему подчинения. Публичное должностное лицо — это, в первую очередь, лицо, несущее ответственность перед вышестоящими начальниками. Вышестоящие управленцы имеют неотъемлемое право изменять старые правила или создавать новые. И руководители низшего звена обязаны подчиняться.
Статусы должностных лиц могут различаться. Это зависит от обязанностей, которые они исполняют. Например, чиновник, чья работа заключается в организации и распределении рабочих вопросов, должен исполнять приказы, данные руководством свыше. Результаты этой работы регулируются различными актами только в рамках Законодательства. Полномочия заканчиваются вместе с окончанием срока службы.
Есть другая категория должностных лиц — те, кто имеет публичные административные обязанности. К этой категории можно отнести работников муниципалитета и людей, которые не находятся в прямой рабочей зависимости. Такие руководители могут давать приказания, обязательные для исполнения простыми гражданами и организациями.
Публичная ответственность должностных лиц
Однако среди таких людей есть особая категория лиц, которая всегда находится под прицелом десятков миллионов глаз — это публичное должностное лицо. Следовательно, на них ответственность больше, а за риски они отвечают самым дорогим, что у них есть — репутацией и своим общественным положением. Различные проблемы, проверки предприятий, вынос решений — все это общественность накладывает на плечи людей, которые имеют власть. Когда происходят чрезвычайные ситуации, первыми ответственными лицами являются управители местной администрации, например, руководители районов или округов. Они всегда на связи с гражданами и первыми решают вопросы, требующие немедленных действий. Они же отчитываются перед руководителями высшего звена.
Как определить публичное должностное лицо
Для начала определимся, кто же это — публичное должностное лицо. Со школьной скамьи из еженедельных уроков «Основ государства и права» можно вспомнить, что должностные лица, во-первых, могут быть как назначены руководителем свыше, так и быть избраны общим количеством положительных голосов на посты в административной, законодательной, судебной, исполнительной сферах. Занимаемая должность может оплачиваться, а может быть устроена на безвозмездной основе.
Во-вторых, к публичным лицам можно отнести людей, которые оказывают любые общественные услуги или же выполняют любую общественную функцию на благо общества. Но, например, автор этой статьи, которую видят сотни читателей, не является публичным должностным лицом, так как не занимает никакой управленческой должности или поста в административной, исполнительной или законодательной сферах.
Должностное лицо имеет универсальное значение для Законодательства Российской Федерации. Термин одинаково используется как в сфере права, так и законодательства, применяется не только к муниципальным и государственным работникам. Публичное должностное лицо — это, кроме того, термин определения для лиц, которые работают в негосударственных предприятиях и организациях.
Однако стоит сказать, что Законодательство все-таки не дает полной точной оценки используемому термину, так как до сих пор в нем не существует единого для всех областей определения. Это создает некоторые проблемы.
Кого относят к иностранным должностным лицам
Российская Федерация, как государство светское, имеет множество международных связей. Большое количество российских организаций и компаний в промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сферах имеют тесных торговые связи с коллегами из других государств. Точно также представители иностранных компаний могут пользоваться необходимыми услугами в России. Особенно точную информацию требуют предоставлять банки разных уровней.
Итак, к международному публичному должностному лицу относят, прежде всего, президентов и представителей королевских династий, первые лица, которые представляют свою страну на международной арене.
Важными международными игроками являются руководители государственных крупных компаний и корпораций. В их руках сосредоточено управление внушительными ресурсами. А также представители верховной исполнительной власти — судьи, на чье решение нет возможности подать апелляцию, главы религиозных организаций, которые принимают участие в решении государственных, военных или судебных дел.
К перечню публичных должностных лиц также в обязательном порядке относят лидеров политический партий, руководителей банков, высших военных руководителей. Сюда же относят послов и представителей гуманитарных организаций.
Публичные лица Российской Федерации
Перечень российских публичных должностных лиц весьма обширен. Деятельность многих из них регулярно освещается в федеральных средствах массовой информации — на телевидении, в газетах и на радио. К ним относятся:
- президент Российской федерации;
- премьер-министр;
- заместитель руководителя аппарата правительства;
- верховный судья Российской Федерации;
- заместитель судьи;
- чрезвычайный посол Российской Федерации, наделенный всеми полномочиями от лица Президента России на территории иностранных государств;
- судья федерального суда;
- заместитель судьи федерального суда;
- генеральный прокурор России;
- председатель Счетной палаты;
- руководитель Центрального Банка России;
- первый заместитель и советник председателя банка;
- прокуроры субъектов Российской Федерации;
- высшие военные чины российской Армии;
- федеральные министры, а также руководители органов и организаций, работающие при Правительстве Российской Федерации;
- к этому списку также относятся супруг или супруга должностного лица и близкие родственники.
Противодействие коррупции
Публичное должностное лицо — это человек, в руках которого сосредоточена власть. Поэтому существуют международные организации, которые контролируют их деятельность. Самой известной структурой является Организация Объединенных Наций — ООН. Все страны-участницы подписали соглашение, что обязывает все внутренние государственные структуры вести борьбу на всех уровнях с главной проблемой — коррупцией, а также определяет методы борьбы, позиции, которыми владеть должностному лицу запрещается.
Публичные должностные лица — кто они?
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны принимать меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание следующих публичных должностных лиц (ПДЛ) в соответствии со статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ:
- иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ);
- должностных лиц публичных международных организаций (ДЛПМО);
- лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (РПДЛ).
Кроме выявления указанных лиц субъекты Федерального закона №115-ФЗ должны исполнять следующие обязанности:
- принимать на обслуживание вышеперечисленных ИПДЛ только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.
- принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества ИПДЛ;
- на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании ИПДЛ;
- уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, ИПДЛ, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации.
В соответствии с Конвенцией ООН против коррупции «иностранное публичное должностное лицо» (ИПДЛ) определено как любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или государственного предприятия. В соответствии с рекомендациями международных организаций и зарубежных компетентных органов — Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Парламента Европы, Вольфсбергской группы, Сети по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФИНСЕН), Объединенной группы по борьбе с отмыванием денег Великобритании и Федеральной банковской комиссией Швейцарии — к данной категории могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:
Лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно:
- Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;
- Министры, их заместители и помощники;
- Высшие правительственные чиновники;
- Должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (верховный, конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
- Государственный прокурор и его заместители;
- Высшие военные чиновники;
- Руководители и члены советов директоров национальных банков;
- Послы;
- Руководители государственных корпораций;
- Члены парламента или иного законодательного органа.
Лица, облеченные общественным доверием, в частности:
- Руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный банк и т.д.), члены Европарламента;
- Руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.).
В случае, если финансовым операциям клиента — ДЛПМО и РПДЛ, организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, к финансовым операциям такого клиента применяются вышеустановленные требования.
Следует отметить, что принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Объявление
мы долго думали над этим вопросом. остановились на нижеследующем:
к ПЕПам отнесли на первое время
1. Членов Совета Федерации
2. депутаты Госдумы
3. членов Правительства РФ
4. депутаты МосГорДумы
понимаю, что с таким перечнем многие будут не согласны, однако работать (по крайне мере , формально) в данном направлении надо , а каких-либо иных вариантов для ведения этой работы пока нет.
1.общались с представителями програмерской фирмы, они нам предложили списки политиков со всего мира (начиная Албанией и заканчивая чуть ли не Берегом Слоновой Кости) за дцать тысяч евро + некислую цену за обновление.. спрашивается, нафик оно надо? ведь вероятность появления у нас операции албанского политика чрезвычайно мала..
2. кроме того, что такое «влиятельные политики»? партийные верхушки? или кто-то еще? как определить степень их влиятельности?
3. и еще вопрос: что будет, если вдруг встретится операция влиятельного политика? стучать? но какие основания (кроме ОК и подпадания под критерии подозрительности)?
повышать риск? так получается, что тогда нужно его добавлять в ПВК к критериям риска. а смысл ?
Про депутатов — из КОНСТИТУЦИИ РФ, Статья 97
п.2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
п.3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Вопрос
Какой статус у заместителя председателя представительного органа муниципального образования? Является ли он должностным лицом местного самоуправления?
Ответ
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, — это депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Учитывая данное определение, к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся все депутаты представительного органа муниципального образования, независимо от того, на постоянной или не непостоянной основе они исполняют свои полномочия.
Обращаем внимание, что использованная в данном определении формулировка «действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса» относится исключительно к избирательной комиссии.
Ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ была дополнена новым понятием «депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования».
Учитывая положения ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, заместитель председателя представительного органа муниципального образования является депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования.
Что касается вопроса, является ли заместитель председателя представительного органа муниципального образования должностным лицом местного самоуправления, необходимо отметить следующее.
Должностное лицо местного самоуправления – это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ).
Под определение должностного лица местного самоуправления подпадают глава муниципального образования, глава местной администрации, назначенный по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности, председатель представительного органа муниципального образования. Их заместители, а также иные лица могут являться должностными лицами местного самоуправления, однако только в том случае, когда муниципальными правовыми актами они наделены полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Источники:
http://vestnik115fz.ru/publication/article_post/kak-vyyavlyat-publichnykh-dolzhnostnykh-lits
http://businessman.ru/publichnoe-doljnostnoe-litso—eto-kto-perechen.html
http://law115.ru/novosti/article_post/publichnyye-dolzhnostnyye-litsa-kto-oni
http://bankir.ru/dom/forum/%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/45733-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%BF%D0%B4%D0%BB-275-%D1%84%D0%B7-231-%D1%84%D0%B7/page42
http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Organy-i-dolzhnostnye-lica-mestnogo-samo/Predstavitelnyj-organ-municipalnogo-obra/item/15134797