0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возбуждение уголовного дела поводы основания субъекты процедура

Поводы, основания, порядок и значение возбуждения уголовного дела.

Содержание

Поводы, основания, порядок и значение возбуждения уголовного дела………. ……………………………………………..4

Список использованных источников………………………………….11

Введение.

Современные качественные изменения судопроизводства предопределяют необходимость не только совершенствования законодательства, но и значительное повышение качества и эффективности уголовно-процессуальной деятельности. Это требует от каждого работника правоохранительных органов всестороннего знания тех теоретических вопросов, от разрешения которых непосредственно зависит по­вышение уровня судебной и следственной работы. К указанному числу, в первую очередь, следует отнести вопросы, связанные со стадиями уголовного процесса, центральное место, в котором, на мой взгляд, занимает такой институт уголовно-процес­суального права как возбуждение уголовного дела.

Своевременное, основанное на законе возбуждение уголовного дела и производство расследования способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного исполнения законов.1

Задачи уголовного судопроизводства могут быть успешно осуществлены, а права граждан надежно защищены только при том необходимом условии, что каждому факту правонарушения будет дана надлежащая оценка, т.е. установление точного соответствия обстоятельств, составляющих состав преступления конкретно тому, что имело место в реальной действительности.

Поводы, основания, порядок и значение возбуждения уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела — это начальная и обязательная стадия уголовного процесса по каждому конкретному делу.

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса состоит в том, что полномочные органы государства и должностные лица при получении сведений о совершенном или подготовляющемся преступлении, устанавливают наличие необходимых условий для производства по уголовному делу и принимает решение начать это производство.

Термин «возбуждение уголовного дела» имеет три различных понятия: как самостоятельный правовой институт, как стадия уголовного процесса и, нако­нец, как процессуальный акт, завершающий данную стадию.

В своей работе я приведу понятие стадии возбуждения уголовного дела, которое сделала в своём учебнике профессор Кукреш.

Возбуждение уголовного дела — начальная стадия уголовного про­цесса, в которой в связи с поступившей информацией о совершенном или готовящемся преступлении органы уголовного преследования (сле­дователь, орган дознания, прокурор) путем проведения проверочных действий устанавливают наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела и принимают соответствующее решение.[1]

Уголовное дело возбуждается при наличии опреде­ленных условий — поводов и оснований.

Повод к возбуждению уголовного дела — уста­новленный уголовно-процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и должностные лица получают информацию о преступлении.

Согласно ст. 166 УПК, поводами к возбуждению уголовного дела являются:

1) заявление граждан;

2) явка с повинной;

3)сообщение должностных лиц государственных ор­ганов, предприятий, учреждений, организаций, объединений;

4) сообщение о преступлении в средствах массовой информации;

5) непосредственное обнаружение органом уголовно­го преследования сведений, указывающих на при­знаки преступления.

Заявления граждан являются наиболее распростра­ненным поводом к возбуждению уголовного дела. Заяв­ления граждан о преступлениях могут быть устными и письменными. Письменное заявление должно быть под­писано лицом, от которого оно исходит. Устные заявле­ния заносятся в протокол, который подписывается зая­вителем и должностным лицом органа дознания, дознавателем, следователем, прокурором, принявшими заявление. Заявителю должна быть разъяснена ответ­ственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.

Законом определен перечень уголовных дел, кото­рые могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного обвинения. Сообщения о преступлении, поступившие по телефо­ну, должны быть записаны принимающим лицом в виде телефонограммы с указанием всех необходимых данных о заявителе. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела.

В случае, когда имеются основания полагать, что заявителю, членам его семьи или его близким родствен­никам и иным лицам, которых он считает своими близ­кими, могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, в заявле­нии не указываются анкетные данные заявителя и не ставится его подпись.

Порядок регистрации, учета и разрешения заявле­ний и сообщений о преступлениях в органах внутрен­них дел регламентируется соответствующими приказа­ми и инструкциями.

Явка с повинной как повод к возбуждению уголовно­го дела состоит в добровольном сообщении лица о совер­шенном им преступлении, когда этому лицу еще не объявлено постановление о возбуждении в отношении его уголовного дела, о признании подозреваемым, при­менении меры пресечения и вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

В случае явки с повинной устанавливается личность заявителя и составляется протокол, в котором излага­ется сделанное заявление. Протокол подписывается за­явившим о повинной и должностным лицом, приняв­шим заявление.

Если явившийся с повинной сообщает о совершении преступления совместно с другими лицами, заявивший о повинной предупреждается об уголовной ответствен­ности за заведомо ложный донос. Заявление о повинной может быть сделано как в письменной, так и в устной форме.

Сообщения должностных лиц государственных ор­ганов, предприятий, учреждений, организаций, объеди­нений о преступлении подаются в письменной форме и должны содержать необходимые сведения о преступле­нии. Они подписываются их руководителями и скрепляются оттисками печатей. Одновременно с сообщением представляются материалы, подтверждающие наличие в деянии признаков преступления (акты ревизий, про­верок, документов, объяснения материально-ответствен­ных лиц и др.)

Сообщения в средствах массовой информации слу­жат поводом к возбуждению уголовного дела, если со­держат конкретные факты о преступлении и опублико­ваны в газете или журнале либо распространены по радио или телевидению. Должностное лицо средств массовой информации, которое опубликовало или распространило сообщение о преступлении, по требованию лица, правомочного воз­будить уголовное дело, обязано передать находящиеся в его распоряжении документы и иные материалы, под­тверждающие сделанное сообщение (ст. 171 УПК).

Непосредственное обнаружение органом уголовно­го преследования сведений, указывающих на признаки преступления, в качестве повода характеризуется тем, что эти органы без чьего-либо сообщения или заявле­ния обнаруживают готовящееся или совершенное пре­ступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело. Это происходит в процессе осуществления ими сво­их правоохранительных функций (например, при про­изводстве следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий). Прокурор может обнаружить признаки преступления при осуществлении своих над­зорных функций. Закон обязывает органы уголовного преследования принимать, регистрировать и рассматривать заявления или сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, при этом необходимо выдавать заявите­лю документ о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении. Если в такой регистрации будет необоснованно отказано, то этот отказ может быть обжалован прокурору.

Заявление или сообщение о преступлении, поступив­шие в суд, направляются судом прокурору, о чем уве­домляется заявитель.

Основания к возбуждению уголовного дела — это наличие достаточных данных, указыва­ющих на признаки преступления, при отсут­ствии обстоятельств, исключающих произ­водство по уголовному делу, а также исчезновение лица.[2]

Основаниями к возбуждению уголовного дела в соответствии со ст.167 УПК РБ являются:

1) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу;

2) исчезновение лица, если в течение десяти суток с момента подачи заявления оперативно-розыскными мероприятиями, проведенными в этот срок, установить местонахождение лица не представляется возможным.

Из этого следует, что не требуется полной информа­ции о преступлении. Обычно бывает достаточно указа­ния на объект и объективную сторону преступления. Само деяние, о котором поступило заявление или сооб­щение, имело место в действительности, содержит при­знаки преступления.

Не требуется, чтобы имелись сведения о лицах, ви­новных в совершении преступления. Однако при опре­деленных условиях не исключается возбуждение уголов­ного дела в отношении конкретного лица (например, при задержании преступника на месте преступления) либо в силу специфики преступления (например, при самовольной отлучке военнослужащего, злостном укло­нении от уплаты алиментов).

Для возбуждения уголовного дела необходимо иметь достоверные, тщательно и всесторонне проверенные дан­ные о готовящемся или совершенном преступлении.

Основанием к возбуждению уголовного дела являют­ся данные об исчезновении лица. Это новое основание. По этому основанию уголовное дело возбуждается, если в течение десяти суток с момента подачи заявления проведенными в этот срок оперативно-розыскными ме­роприятиями установить местонахождение лица не пред­ставилось возможным и при наличии оснований о том, что это лицо могло стать жертвой преступления.

В практике существует 2 разновидности порядка возбуждения уголовных дел:

1) Возбуждения уголовного дела публичного обвинения. При наличии поводов и оснований, предусмотренных статьями 166 и 167 УПК, орган дознания, следователь, прокурор выносят постановление о возбуждении уголовного дела. Уголовное дело возбуждается по факту совершенного преступления либо в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления.

В постановлении указываются время и место его вынесения, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждается, данные о лице, в отношении которого возбуждено уголовное дело, а также дальнейшее направление дела. Копия постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется прокурору. О принятом решении сообщается заявителю. В постановлении о возбуждении уголовного дела по факту исчезновения лица статья Уголовного кодекса не указывается.

2) Возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения. Уголовные дела о преступлениях, перечисленных в части четвертой статьи 26 (перечень преступлений) УПК, возбуждаются органом дознания, следователем или прокурором в соответствии с правилами статьи 175 УПК не иначе как по заявлению лица, пострадавшего от преступления, его законного представителя, представителя юридического лица, но производство по ним прекращению за примирением с обвиняемым не подлежит.

Если сообщение о каком-либо преступлении, предусмотренном частью первой ст. 175 УПК, затрагивает существенные интересы государства или общества либо если лицо, пострадавшее от преступления, в силу беспомощного состояния, зависимости от лица, совершившего преступление, или по иным причинам не в состоянии защитить свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления.

Значение стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что она обеспе­чивает достаточно быстрое реагирование государственных органов на преступ­ление, закладывает предпосылки реализации принципа неотвратимости уголов­ной ответственности, способствует исключению необоснованного уголовного преследования в отношении непричастных к преступлению лиц, создает условия для последующего применения мер процессуального принуждения.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Установленный законом источник информации о готовя­щемся или совершенном преступлении, надлежаще оформленный и пере­данный лицу или органу, уполномоченному принимать решение о возбуж­дении уголовного дела, называется поводом к возбуждению уголовного дела.

Наличие повода порождает обязанность этих органов рассмотреть во­прос о необходимости возбуждения уголовного дела.

По делам публичного обвинения поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) рапорт об обнаружении признаков преступления;

4) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, получен­ное из иных источников (ч. 1 ст. 140, 141-143).

По делам частного и частно-публичного обвинения поводом к возбуж­дению уголовного дела может служить, как правило, заявление самого по­терпевшего, за исключением случаев, когда преступление совершено в от­ношении лица, находящегося в зависимом или по иным причинам не спо­собного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 2-4 ст. 20 УПК).

Заявление о преступлении — наиболее распространенный на практике повод к возбуждению уголовного дела. Заявления (сообщения) могут быть поданы (направлены) гражданами, руководителями организаций и должно­стными лицами. Они бывают индивидуальными и коллективными. Коллек­тивными обращениями признаются обращения, поданные от имени двух и более лиц.

В соответствии со ст. 141 УПК заявления могут быть сделаны в устном или письменном виде.

Устные заявления граждан заносятся в протокол (оформляется в соот­ветствии с приложением № 2 к УПК), который должен содержать следую­щие сведения:

— место и время принятия заявления;

— должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, при­нявшего заявление;

— данные о заявителе (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, место работы или учебы, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);

— отметка о разъяснении заявителю ответственности за ложный донос по ст. 306 УК РФ, которая удостоверяется подписью заявителя;

Глава XIII. Возбуждение уголовного дела

— изложение от первого лица (т. е. от имени заявителя) содержания за­явления;

— отметка о том, что протокол прочитан заявителем и записан с его слов правильно, а также подписи заявителя и должностного лица, принявшего заявление.

Поскольку прием заявления и допрос свидетеля имеют различное про­цессуальное значение, устное заявление о совершенном или готовящемся преступлении должно быть занесено именно в протокол заявления, а не в протокол допроса свидетеля.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Читать еще:  Ст 1005

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заяви­телем. Анонимное заявление о преступлении не является поводом к возбу­ждению уголовного дела. Однако оно может подлежать проверке с приме­нением оперативно-розыскных мер. В случае, если в результате такой про­верки будут установлены признаки преступления, уголовное дело подле­жит возбуждению со ссылкой на повод, указанный в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников).

Письменные заявления и сообщения, поступающие от физических лиц (гражданин, индивидуальный предприниматель), должны содержать пол­ные сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, место жительство, место работы, другие данные), позволяющие установить с ним прямой контакт органу или должностному лицу, получившему заявление (сообщение).

Письменные заявления и сообщения, поступающие от юридических лиц любых форм собственности и имеющих любой организационно-правовой статус, должны содержать реквизиты данного юридического лица, соответ­ствующие его уставным и учредительным документам, и сведения о его фактическом месте нахождении и контактном телефоне (факсе, других средствах связи).

Сообщение юридического лица подписывается его руководителем, под которым понимается лицо, обладающее властно-распорядительными функ­циями, уполномоченное выступать и действовать от имени организации (учреждения, предприятия и т. п.) во всех правоотношениях, представлять его интересы без доверенности, издавать обязательные для всех работников Данного юридического лица приказы и другие акты управления, или его заместитель. Эти сообщения направляются в виде писем или сопроводи­тельных писем к материалам, которые, как правило, излагаются на бланке либо удостоверяются печатью. В указанных источниках информации могут «ыть изложены сведения о злоупотреблении служебным положением, при-

Раздел II. Досудебное производство

своении имущества, коммерческом подкупе или других преступлениях, совершенных сотрудниками данной организации или на территории вве­ренного руководителю юридического лица либо в связи с осуществлением деятельности данного юридического лица.

Должностные лица могут сообщить сведения о признаках преступления, выявленных ими в связи с выполнением своих служебных обязанностей, например аудитора- о нецелевом расходовании средств федерального бюджета, обнаруженном при проведении проверок деятельности органов государственной власти Счетной палатой, ревизора — о сокрытии недостач, выявленном при осуществлении ревизий контрольно-ревизионными под­разделениями органов исполнительной власти, и т. п. Для должностных лиц контролирующих органов сообщение информации о выявленных ими в связи с выполнением своих служебных обязанностей преступлениях явля­ется их обязанностью.

Сообщения о преступлениях могут также исходить от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих еди­ноличными контрольными или представительскими полномочиями: уполномоченный по правам человека, государственные инспектора сан-эпидемнадзора, госгортехнадзора, охот- и рыбнадзора, ревизоры, главные бухгалтеры и т. п.

Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по телефону в орган дознания (как правило, дежурному по органу внутрен­них дел), следствия или прокуратуры, должны фиксироваться с указанием фамилии, имени, отчества и адреса заявителя. Должностное лицо, полу­чившее данное сообщение, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления (см. приложение № 1 к УПК). Таким же образом оформляет­ся заявление о преступлении и в других случаях, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (ч. 5 ст. 141 УПК).

Письменно-документальная форма заявлений и сообщений служит на­дежным способом хранения первичной информации о преступлении и об авторе.

Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении органу дознания (дознавателю), следователю, прокурору или суду. Сообщение может быть сделано не только о совершенном, но и о го­товящемся преступлении. Главной особенностью явки с повинной является свободное и осознанное волеизъявление гражданина передать себя в руки правосудия в связи с тем, что им совершено преступление. При этом доб­ровольность означает, что лицо имело реальную возможность не являться с повинной, но тем не менее предпочло сообщить о содеянном.

Явкой с повинной можно считать лишь такое заявление гражданина, ко­торое касается преступления, ранее неизвестного правоохранительным ор­ганам (незарегистрированного), или же преступления известного, но не

Глава XIII. Возбуждение уголовного дела

раскрытого, когда лицо, его совершившее, не установлено следственным путем. В связи с этим суд первой инстанции не признает в действиях осуж­денных явку с повинной, когда они во время предварительного следствия написали заявления о признании своей вины и явке с повинной после того, как их задержали и следствию стали известны обстоятельства совершения преступления. Кассационные жалобы осужденных на то, что суд без доста­точных оснований не признает в таких случаях наличие явки с повинной, Верховный Суд РФ оставляет без удовлетворения 1 .

Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает для яв­ки с повинной не только устную, но и письменную форму. Устное заявле­ние принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК и с соблюдением формы, предусмотренной приложением № 3 к УПК. Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и дознава­телем, следователем, прокурором, составившим протокол.

В случае явки с повинной должностное лицо устанавливает: личность явившегося с повинной; содержатся ли в деянии лица, о котором оно со­общает, признаки преступления; место и время совершения деяния, в чем оно выразилось, какие последствия наступили, кто может быть вызван в качестве свидетеля, имеются ли вещественные доказательства; мотивы, побудившие лицо явиться с повинной и сформировавшие его волеизъяв­ление на явку с повинной. Личность явившегося с повинной устанавлива­ется, как правило, путем ознакомления с документами, имевшимися при нем, или другими способами. Явка с повинной не предполагает обяза­тельного личного и непосредственного обращения такого лица в прокура­туру, органы следствия или дознания. Оно может быть представлено и через его близких (например, в случае заболевания лица).

Еще один вид поводов к возбуждению уголовного дела, названный в ст. 140 УПК, — сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников. К иным источникам, в частности, относят­ся непосредственное обнаружение прокурором, следователем или дознава­телем признаков преступления, статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, интервью и любые другие публикации в периодической печати, содержащие сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, заявления, сделанные в других средствах массовой информации.

Непосредственным обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем-либо из названных лиц в процессе осуще­ствления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указы­вающих на совершение или подготовку к совершению уголовно нака­зуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением (сообщени­ем) или другим источником информации о преступлении, которое мож-

См.: ВВС РФ. 1988. № 11.

Раздел II Досудебное производство

но отнести к поводам, предусмотренным п 1 и 2 ч. 1 ст. 140. Например, по находящемуся в производстве следователя делу ему стало известно о совершении другого преступления, не связанного с тем, которое состав­ляет предмет данного производства, либо признаки преступления обна­ружены в ходе проведения оперативно-розыскных мер органом дозна­ния. Согласно ст. 11 Закона об ОРД результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Должностное лицо, наделенное правом осуществлять следствие или дознание, в случае непосредственного обнаружения им признаков преступ­ления, обязано составить рапорт об обнаружении преступления (ст. 143 УПК), который является поводом для возбуждения уголовного дела. В ра­порте по форме, предусмотренной приложением № 1 к УПК, подробно из­лагаются обстоятельства совершенного деяния и сведения об источнике получения информации.

Для возбуждения уголовного дела помимо повода необходимо наличие оснований,т. е. достаточных данных, указывающих на признаки преступ­ления (ч. 2 ст. 140 УПК).

Понятие «основания для возбуждения уголовного дела», таким образом, содержит два неразрывно связанных между собой элемента:

1) наличие признаков преступления в событии, ставшем известным должностному лицу, правомочному разрешать вопрос о возбуждении уго­ловного дела;

2) наличие достаточных данных, на основе которых устанавливаются признаки преступления.

Заметим, что в момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется иметь исчерпывающие сведения о всех элементах соста­ва преступления. Полное и всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, способа и других обстоятельств совершения преступ­ления составляет задачу стадии предварительного расследования, а в даль­нейшем — судебного разбирательства.

Указание в законе на наличие признаков преступления как необходи­мого элемента основания для возбуждения уголовного дела особенно на­глядно показывает неразрывную связь уголовного и уголовно-процес­суального права. Установление признаков преступления предполагает на­личие достаточных данных о совершении общественно опасного, уголов­но наказуемого деяния, предусмотренного определенной нормой уголов­ного закона.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела особое внимание должно обращаться на признаки, позволяющие отграничить уголовно нака­зуемые деяния от действий, порождающих административные, гражданско-правовые и иные отношения.

Глава XIII. Возбуждение уголовного дела

Возбуждение уголовного дела: поводы, основания, субъекты, процедура

Понятие повода к возбуждению уголовного дела включает данные, поступившие в правоохранительные органы из различных источников, о планируемом или уже совершенном правонарушении уголовного характера. Эти сведения закон приравнивает к юридическим фактам, которые обязывают следователя, дознавателя и прокурора в рамках полномочий, определенных уголовно-процессуальным законодательством, рассмотреть эти факты и определить их достаточность для возбуждения уголовного дела по признакам преступления.

Виды поводов

Согласно нормам российского законодательства, поводами для возбуждения уголовного дела служат следующие сведения:

  • заявление о планируемом или уже совершенном правонарушении уголовного характера;
  • явка правонарушителя с повинной;
  • сообщение о готовящемся уголовном правонарушении из других источников;
  • сообщение о совершенном преступлении, которое получено сотрудниками правоохранительных органов из иных источников.

Последние два вида чаще всего рассматриваются вместе как один повод для возбуждения уголовного дела по УПК РФ.

Заявление о преступлении

Наиболее распространенным поводом для возбуждения уголовного дела является заявление. Оно может быть в письменной или устной форме. Заявление представляет собой сообщение о планируемом или совершенном преступлении. Оно является поданным, если информация о правонарушении уголовного характера сообщена следователю, дознавателю либо прокурору.

Если заявление выражено в виде устного сообщения, сотрудники органов правопорядка обязаны незамедлительно взять объяснения у заявителя и оформить сообщение надлежащим образом. Заявителем может выступать потерпевший, очевидец или другое лицо, у которого есть информация о правонарушении.

В некоторых случаях такая форма считается единственно подходящим видом поводов для возбуждения уголовного дела. К таким случаям относятся уголовные правонарушения частного характера, по которым уголовное дело может возбуждаться только по заявлению от потерпевшего или его представителя по доверенности либо в силу закона.

Явка правонарушителя с повинной

Следующий повод к возбуждению уголовного дела – добровольная явка правонарушителя в правоохранительные органы с целью сообщения о планируемом им или совершенном преступлении. Заявление должно быть обращено к следователю, дознавателю или прокурору. Сообщение преступником указанных сведений лицу, которое не имеет отношения к органам правоохранительной сферы, поводом не считается.

Обязательные признаки такого типа повода к возбуждению уголовного дела – добровольность, а также содержание в сообщении точных данных о совершенных этим лицом криминальных действиях. В связи с этим признание гражданина в осуществлении им противоправных действий на допросе не считается добровольной явкой.

Сообщение о готовящемся или совершенном уголовном правонарушении из других источников

Следующим значением поводов и оснований для возбуждения уголовного дела являются сведения из посторонних источников, которые получены сотрудниками органов дознания или следствия либо прокурором во время осуществления ими своих непосредственных обязанностей.

Эти сведения могут исходить от юридических или физических лиц. Кроме того, к этой группе относятся сообщения, которые не адресованы напрямую правоохранительным органам (например, сообщения в репортажах средств массовой информации, сведения в иных источниках и тому подобное).

Особенность таких сведений состоит в том, что хоть они и не были переданы (или адресованы) сотрудникам органов следствия или дознания, последние обязаны осуществить проверку поводов для возбуждения уголовного дела.

При получении вышеуказанных сведений сотрудник, который их получил (если речь идет о проведении административно-процессуальных действий, то ответственный за эти действия), обязан составить рапорт о том, что им обнаружены признаки преступления. Данный рапорт служит поводом для возбуждения уголовного дела.

Основание

Элементы возбуждения уголовного дела: поводы, основания, субъекты и процедура. Основания в нем играют одну из ключевых ролей. Согласно нормам уголовно-процессуального законодательства, основания – присутствие достаточных сведений, которые указывают на признаки уголовного правонарушения. Прямого определения в кодексе нет, но анализ норм позволяет его составить.

После проверки имеющегося повода к возбуждению уголовного дела дознаватель, следователь или прокурор проверяют эти сведения. Так как понятие достаточности сведений является оценочным, уполномоченные лица сами решают, хватит ли полученных данных для того, чтобы дело было заведено надлежащим образом.

При получении сведений и отнесении их к группе поводов к возбуждению уголовного дела по УПК, при принятии решения об их достаточности в качестве основания для заведения дела учитываются следующие факторы:

  • круг сведений и обстоятельств, знаниями о которых должен располагать дознаватель или следователь в каждом конкретном случае;
  • вероятность того, что эти сведения подтверждают совершение уголовного правонарушения.

Понятие основания включает в себя сведения о фактическом происшествии и данные о присущих ему признаках уголовно-правового характера. В большинстве случаев сюда входят сведения об объекте посягательства и объективной стороне правонарушения. Данные о самом субъекте и его мотивах (субъективной стороне) встречаются намного реже.

В отличие от понятия повода для возбуждения уголовного дела, основанием являются полученные из различных источников достаточные сведения о наличии признаков совершенного или планируемого уголовного правонарушения. А также об отсутствии ключевых обстоятельств, которые исключают производство по делу об уголовном правонарушении.

Читать еще:  Письмо отзыв о работе компании образец

Достаточность сведений, указывающих на наличие признаков правонарушения, полученных при проверке повода к возбуждению уголовного дела, необходимо рассматривать с точки зрения характера данных и их объема. С точки зрения характера достаточными признаются сведения, свидетельствующие о каком-то конкретном действии либо бездействии, за которое налагаются уголовные санкции.

С точки зрения объема анализируется то, достаточно ли выявленных фактов для построения весомой теории о вероятности осуществления преступных деяний, которые можно квалифицировать по какой-либо статье Уголовного кодекса.

Если следователем или дознавателем принято решение об их достаточности, они делают предположительный вывод о квалификации совершенного или задуманного преступления, который отражается в соответствующем постановлении. При осуществлении дальнейших процессуальных действий указанные в постановлении факты могут быть изменены на основании найденных доказательств или иных фактов. Поэтому построенная следователем или дознавателем версия может отличаться от реально произошедшего события.

Стадии возбуждения дела: их значение и понятие

Возбуждение дела об уголовном правонарушении включает в себя три понятия, рассматриваемых с разных правовых позиций:

  1. В области теории права возбуждение дела является уголовно-процессуальным институтом, который представляет собой совокупность норм уголовно-правового характера, которые регламентируют правоотношения, возникающие в процессе приема, регистрации, исследования и разрешения сообщений об уголовных правонарушениях.
  2. В области правоприменения возбуждение дела — это решение, которое выносится соответствующим должностным лицом в виде постановления, которое завершает рассмотрение заявления о совершенном или планируемом преступлении. Также возбуждение дела – это юридический факт, означающий начало расследования уголовного правонарушения.
  3. В области судебного права возбуждение дела является начальной стадией судопроизводства уголовного типа, которая характеризуется самостоятельностью поставленных задач, процессуальными методами и средствами, решениями и сроками.

Признаки стадии возбуждения дела

  1. У нее есть временные рамки (согласно нормам уголовно-процессуального законодательства, с момента поступления сообщения о преступлении до момента возбуждения дела должно пройти не более семидесяти двух часов). В случаях, определенных третьей частью 144 статьи УПК РФ, решением прокурора, начальника отдела следствия или руководителя органа дознания срок может продлиться до 240 часов.
  2. На этой стадии осуществляется деятельность по рассмотрению заявления о преступном деянии и принятию необходимого решения, которое обусловлено задачами, поставленными на этой стадии.

Стадия заведения дела характеризуется тем, что на ней только фиксируется факт того, что были обнаружены признаки преступления. О составе преступления на этой стадии речи не идет. На этапе заведения дела имеются только отрывочные факты и некоторые элементы состава правонарушения (объект и объективная сторона). Все остальные элементы устанавливаются только на предварительном этапе расследования, когда обвинение предъявляется конкретному человеку с дальнейшей передачей дела в судебный орган.

Стадия заведения дела отличается тем, что осуществление каких-либо действий по производству следственных действий невозможно без согласования постановления, завершающего стадию, с прокурором.

Порядок заведения уголовного дела

Неотъемлемыми элементами этапа расследования до вынесения постановления являются поводы, основания и порядок возбуждения уголовного дела. Проверка поводов и поиск основания будут бесполезными, если не соблюден порядок заведения дела.

146 статьей УПК определены элементы, которые должны быть в постановлении (место и дата составления, ФИО и должность сотрудника, рассматриваемый повод, основание для расследования, квалификация преступления).

Составленное постановление и материалы дела подлежат немедленной передаче прокурору для согласования. После проверки прокурор дает свое согласие на заведение дела либо отказывает в нем из-за недоработок в расследовании. Для устранения указанных неточностей должностному лицу дается не белее пяти суток.

Дела по обвинениям частно-публичного характера

Особенностью возбуждения дел такого типа является то, что поводом может быть исключительно заявление потерпевшего лица. Исключения могут быть только в отношении граждан, которые не в состоянии осуществить самостоятельную защиту своих прав.

Состояние беззащитности может быть выражено в беспомощности в силу закона или по медицинским показаниям, либо из-за нахождения в зависимости от подозреваемого. В этом случае дело об уголовном правонарушении может возбудить прокурор или с его согласия следователь (дознаватель).

При состоянии беспомощности заявление от потерпевшего не требуется, а расследование проводится по общим правилам.

Дела по обвинениям частного характера

Особенностью возбуждения дел такого типа является то, что поводом для возбуждения уголовного дела является исключительно заявление, адресованное мировому судье, от потерпевшего гражданина или его представителя.

Если в силу объективных причин (состояния беспомощности) потерпевший не может защитить свои законные интересы, дело возбуждается прокурором. Прокурор в этом случае передает дело для осуществления предварительного этапа расследования.

Особенностью таких дел является невозможность заключения мирового соглашения в силу 318 статьи УПК. Если проверенные на предварительном этапе поводы и основания находят свое подтверждение, мировой судья берет дело в свое производство.

Возбуждение дела об уголовных правонарушениях проходит несколько этапов, прежде чем будет проводиться работа с подозреваемым. Допущение нарушений на одном из этапов приведет к невозможности привлечения виновного к ответственности.

Тема 23. Возбуждение уголовного дела

Тема 23. Возбуждение уголовного дела

Понятие и значение возбуждения уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела – это начальная стадия производства по любому уголовному делу. Это не одноразовое процессуальное действие, порождающее соответствующее решение компетентного органа или должностного лица, а комплекс действий, совершаемых согласно предписаниям уголовно-процессуального законодательства (прежде всего предписаниям статей, содержащихся в гл. 19 и 20 разд. VII УПК РФ).

Стадию возбуждения уголовного дела характеризуют следующие признаки:

а) она имеет свои временные границы (со дня поступления указанного в законе сообщения до принятия решения в установленный срок – не более трех суток. Этот срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания;

б) содержание данной стадии составляет деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении и принятие соответствующего решения;

в) целью этой стадии является установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела;

г) задачи данной стадии – прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях с одновременным закреплением следов преступления и принятие мер, направленных на предотвращение и пресечение преступления;

д) данную стадию характеризуют заявитель и дознаватель.

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Процессуальными условиями для возбуждения уголовного

дела являются наличие повода и основания, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 140 УПК РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК РФ).

Поводы к возбуждению уголовного дела – это источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которым закон придает значение юридических фактов. Поводы к возбуждению уголовного дела в уголовно-процессуальном законе объединены общим понятием сообщение о преступлении .

Поводом к возбуждению уголовного дела являются:

заявление о преступлении – наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела (анонимное заявление, согласно ч. 7 ст. 141 УПК РФ, не является поводом к возбуждению уголовного дела, но не исключает проверку вне уголовно-процессуальных отношений сведений, содержащихся в анонимном заявлении);

явка с повинной – добровольное, обращенное к дознавателю, следователю, прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом деянии. Обязательным признаком такого заявления является его добровольность и указание в нем о собственных преступных действиях;

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников , – это сведения о преступлении, непосредственно полученные органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором при исполнении ими служебных обязанностей от любого физического или юридического лица.

Основанием для возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо проверить, нет ли обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК РФ).

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении. В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение не позднее трех суток со дня поступления сообщения. Этот срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. При необходимости документальных проверок, ревизии прокурор вправе продлить указанный срок до 30 суток.

Сообщение о преступлении подлежит проверке, результаты которой оформляются в зависимости от вида сообщения протоколом (заявление, явка с повинной) или рапортом (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников).

Порядок принятия заявления о преступлении регламентирован ст. 141 УПК РФ. В соответствии с этой статьей допускается подача заявления как в устной, так и в письменной форме. Обязательным условием признания законности письменного заявления выступает подписание его заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ). Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Орган дознания, следователь (дознаватель) и прокурор не может отказать в приеме заявления по мотивам недостаточности сообщаемых сведений или неподследственности.

Порядок возбуждения уголовного дела.

Под уголовным делом понимается процесс уголовного судопроизводства, который документируется. Совокупность таких документов именуется материалами уголовного дела .

Правом возбуждать уголовное дело обладают:

– частный обвинитель (по делам частного обвинения);

– следователь, дознаватель, орган дознания, прокурор (по делам частно-публичного и публичного обвинения) и др.

В соответствии с п. 1 ст. 20 УПК РФ в зависимости от характера и тяжести преступления уголовное преследование осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке, соответственно различается и порядок возбуждения уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела публичного обвинения. При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

В постановлении о возбуждении уголовного дела, согласно ч. 2 ст. 146 УПК РФ, указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Возбуждение уголовных дел частно-публичного обвинения . Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 131 (ч. 1), 132 (ч. 1), 136 (ч. 1), 137 (ч. 1), 138 (ч. 1), 139 (ч. 1), 145,146 (ч. 1) и 147 (ч. 1) УК РФ, возбуждаются по заявлению потерпевшего (ч. 3 ст. 20 УПК РФ). В остальном процедура возбуждения уголовных дел данной категории аналогична порядку возбуждения уголовных дел публичного обвинения. Производство по таким делам ведется в общем порядке.

Возбуждения уголовных дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ). Уголовные дела о преступлениях данной категории возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем. В случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается путем подачи заявления его близким родственником или в порядке, установленном ч. 3 ст. 318 УПК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 318 УПК РФ уголовное дело может быть возбуждено прокурором в случаях, когда потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

Возбуждение уголовных дел по признакам преступлений, выявленных в процессе расследования других преступлений . Если в процессе расследования уголовного дела будут выявлены признаки новых преступлений, не связанные с деянием, вменяемым в вину по расследуемому делу, или преступления нового лица, то постановлением прокурора, следователя или дознавателя производится выделение уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 154 УПК РФ.

Возбуждения уголовного дела в отношении гражданина РФ; совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию осуществляется Генеральной прокуратурой в соответствии со ст. 459 УПК РФ. До возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Прокуратуру РФ, в соответствии с УПК РФ.

Отказ в возбуждении уголовного дела.

Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются:

а) отсутствие события преступления;

б) отсутствие в деянии признаков состава преступления;

в) истечение сроков давности уголовного преследования;

г) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;

д) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;

е) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении одного из лиц, указанных в п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Читать еще:  Какие бывают инженеры таблица

Состав преступления отсутствует в следующих случаях:

а) малозначительности деяний, не представляющей общественной опасности;

б) приготовления преступления, не отнесенного к категории тяжких или особо тяжких преступлений;

в) добровольного и окончательного отказа лица от доведения преступления до конца, если фактически совершенное им деяние не содержит иной состав преступления, а также в иных специальных случаях, предусмотренных для организатора, подстрекателя и пособника преступления;

г) совершение запрещенного уголовным законом деяния в состоянии невменяемости;

д) недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

е) совершение деяния, преступность и наказуемость которого были устранены новым уголовным законом.

Отказ в возбуждении уголовного дела, согласно ч. 5 ст. 148 УПК РФ, может быть обжалован прокурору и в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ. Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена. Сам заявитель вправе определить, обжалует ли он решение прокурору или в суд.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Субъекты возбуждения уголовного дела

Право на возбуждение уголовного дела имеют: руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель. Прокурор после внесения изменений в УПК Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ лишен права возбуждать уголовные дела, а также давать согласие на их возбуждение (за одним исключением — такое согласие прокурора необходимо, когда речь идет о возбуждении дознавателем уголовного дела частного или частно-публичного обвинения, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы).

Следователь, руководитель следственного органа, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовные дела в пределах своей компетенции исходя из правил о подследственности, содержащихся в ст. 151 УПК.

В тех случаях, когда органом дознания обнаружены признаки преступления, для пресечения или предупреждения которого необходимо безотлагательное производство следственных действий, он обязан возбудить уголовное дело о преступлении, расследование которого отнесено к компетенции следователя (ст. 157 УПК).

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК функции органов дознания по возбуждению уголовного дела могут выполнять:

  • 1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, которые могут возбуждать уголовные дела о любых преступлениях, совершенных на данных судах;
  • 2) руководители удаленных геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз — они могут возбуждать уголовные дела о любых преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий, зимовок, станций и баз;
  • 3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — они возбуждают уголовные дела о любых преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Дела частного обвинения, по общему правилу, возбуждаются путем подачи в суд заявления потерпевшим, его законным представителем либо его близкими родственниками. Следовательно, по делам частного обвинения субъектом возбуждения уголовных дел может являться потерпевший, который, в отличие от иных субъектов, вправе, но не обязан возбуждать их.

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела в УПК установлены условия, лишь при наличии которых может быть возбуждено производство по делу: 1) наличие повода для возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 140 УПК); 2) наличие основания для возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 140 УПК); 3) отсутствие обстоятельств, влекущих отказ в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 24 УПК).

Поводом для возбуждения уголовного дела является сообщение о преступлении, извещающее государство в липе его уполномоченных органов о том, что совершено деяние, признаваемое преступным и влекущее необходимость принять данными органами все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры.

Часть 1 ст. 140 УПК относит к поводам: 1) заявление о преступлении; 2) явку с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; 5) материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК.

Заявление о преступлении является самым распространенным поводом для возбуждения уголовного дела. Оно может быть как письменным, так и устным. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем, а устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление (протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя). Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос [1] , о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела обусловливает прямую, непосредственную связь между заявителем и лицами (органами), уполномоченными на возбуждение уголовного дела.

В УПК закреплена возможность сделать устное заявление о преступлении без личной явки заявителя. Для этого заявитель может воспользоваться любыми средствами связи. Однако, если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление будет рассматриваться как сообщение, полученное из иных источников, и оформляться рапортом об обнаружении признаков преступления.

Часть 7 ст. 141 УПК указывает, что анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. В этой связи возникает вопрос: какие заявления следует признавать анонимными? УПК не дает ответа на этот вопрос. Ведомственные правовые акты анонимными признают письменные обращения, в которых не указаны фамилия автора и почтовый либо электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ (уведомление) (п. 41.1 Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию но ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного приказом МВД России от 12.12.2011 № 1221).

В соответствии с Регламентом от 12.12.2011 № 1221 и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденным приказом МВД России от 01.03.2012 № 140, анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся сведения о признаках совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (КУСП) передаются в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.

Анонимные заявления, содержащие данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, уполномоченным сотрудником подразделения делопроизводства докладываются руководителю и в соответствии с его резолюцией передаются в дежурную часть для регистрации в КУСП.

О принятом решении по анонимному обращению, поступившему из государственных органов и органов местного самоуправления, при необходимости информируется направившее его должностное лицо.

Если анонимные сообщения о преступлении поступили в следственный орган Следственного комитета РФ и указанная в таких сообщениях информация о совершенном или готовящемся преступлении требует незамедлительной проверки, то она по решению руководителя следственного органа Следственного комитета РФ либо его заместителя должна быть немедленно передана по принадлежности в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, или иной государственный орган в соответствии с компетенцией [2] .

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, но которому должен быть направлен ответ, ставит личную подпись и дату.

Согласно ч. 4 ст. 141 УПК, если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В соответствии же со ст. 155 УПК, если заявление о преступлении было занесено в протокол следственного действия, дознаватель или следователь выносит постановление о выделении протокола из уголовного дела и направлении его (следователь — руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору) для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении либо о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения — в суд.

Заявлением о явке с повинной признается добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Сущность явки с повинной заключается в том, что лицо, совершившее преступление, заявляет об этом преступлении и своем участии в нем в правоохранительные органы, уполномоченные начать производство по уголовному делу.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

В отличие от ст. 111 УПК РСФСР 1960 г., согласно которой необходимо было лично явиться и сделать устное заявление, оформляемое протоколом, ст. 142 УПК допускает возможность составления письменного заявления и отправления его дознавателю, в орган дознания или следователю, например, по почте либо через другое лицо.

Следует иметь в виду, что заявить о явке с повинной в смысле ст. 142 УПК можно только по отношению к преступлению, не известному правоохранительным органам из иных источников. Обязательным признаком явки с повинной является ее добровольность. Также явка с повинной предполагает признание вины, т.е. лицо считает себя виновным.

Сообщение о преступлении, полученное из иных источников, принимается лицом, получившим данное сообщение, и оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления. Иными сообщениями в смысле ст. 143 УПК следует признавать: сообщения о преступлении, распространенные в средствах массовой информации; сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности; сообщения должностных лиц Госсанэпиднадзора, медицинских учреждений и т.д.; выделенные дознавателем или следователем в отдельное производство и направленные прокурору или руководителю следственного органа материалы уголовного дела; сведения, содержащие указание на наличие признаков преступления, полученные в ходе осуществления органами дознания административной деятельности (обеспечение безопасности дорожного движения, обеспечение паспортного режима, обеспечение охраны общественного порядка и т.д.).

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, по сути, является разновидностью сообщений о преступлении, полученных из иных источников. Однако законодатель придает ему особое значение, поскольку закрепляет в УПК правило, в соответствии с которым отказать в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства можно только с согласия руководителя следственного органа.

Материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, являются единственным поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях (предусмотренных ст. 198-199.2 УК).

Анализируя уголовно-процессуальную норму, согласно которой единственным поводом для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения являются материалы проверки налоговых органов, Председатель Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкин отмечает в своем блоге: «Тем самым органы внутренних дел, по сути, освобождены от выявления налоговых преступлений, которое было передано узкоспециализированном) ведомству, и данном случае налоговому органу. Конечно, за ними сохранена функция по раскрытию этих преступлений, однако результативность данной деятельности в отсутствие функции по выявлению налоговых преступлений, которая и определяет в конечном счете статистические показатели деятельности органов внутренних дел, вызывает сомнение. Это негативно отражается и на эффективности оперативного сопровождения предварительного расследования по уголовным делам о налоговых преступлениях» [3] .

Для возбуждения уголовного дела недостаточно лишь одного повода. Уголовно-процессуальный закон устанавливает, что наряду с наличием одного из вышеперечисленных поводов необходимо также основание для возбуждения уголовного дела — им является наличие достаточных данных, указывающих па признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).

Дознавателю, органу дознания, следователю необходимо установить наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а не на факт преступления. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела нет необходимости устанавливать факт преступления (это осуществляется в ходе предварительного расследования), необходимо лишь, чтобы имеющиеся данные указывали на признаки преступления (в дальнейшем же может быть установлено, например, что общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания, совершено лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности).

Вывод о наличии признаков преступления хотя и должен быть основан на достаточных данных, носит обычно предположительный, вероятностный характер, в отличие от решения об отказе возбудить уголовное дело, когда положенные в его основу данные должны быть установлены достоверно (в значении «истинно»).

Источники:

http://studopedia.ru/12_47856_povodi-osnovaniya-poryadok-i-znachenie-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela.html
http://mylektsii.ru/12-46304.html
http://businessman.ru/vozbujdenie-ugolovnogo-dela-povodyi-osnovaniya-subyektyi-protsedura.html
http://law.wikireading.ru/33646
http://studme.org/31728/pravo/subekty_vozbuzhdeniya_ugolovnogo_dela

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector