7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды бюджетной классификации

Теоретическая часть

Бюджетная классификация, её виды и состав

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетная классификация — это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Эти данные дают представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре.

Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствие с требованиями, определенными бюджетным законодательством РФ.

На основании Федерального закона от 23.12.04 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» с 2005г. вводится новая бюджетная классификация.

Постоянные перемены в бюджетной классификации привели к тому, что бюджетные показатели разных лет не вполне сопоставимы. Внесение изменений в бюджетную классификацию вызвано необходимостью приведения ее структуры и содержания в соответствие с целями и задачами реформы бюджетного процесса в Российской Федерации, а также приближения ее к требованиям международных стандартов финансовой отчетности.

Новая бюджетная классификация, с одной стороны, соответствует законодательству по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и новой структуре органов федеральной исполнительной власти, с другой стороны, упорядочивает процесс формирования доходов и расходов федерального бюджета и дает участникам бюджетного процесса больше полномочий с позиции распоряжения бюджетными средствами.

Реформирование бюджетной классификации тесно связано с проводимыми в настоящее время реформами в бюджетной сфере: изменением системы предоставления социальных льгот, продолжающихся преобразований в налоговой сфере, реструктуризацией бюджетного сектора.

Бюджетная классификация включает:

  • · классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
  • · функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
  • · экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
  • · классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
  • · классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • · классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;
  • · классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;
  • · ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Утвержденная бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.

С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации приказом от 10.12.04 г. № 114н утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации. Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации. Три последних знака 20-значного кода являются классификацией операций сектора государственного управления, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.04 г. № 249.

Одной из основных составляющих частей бюджетной классификации является классификация доходов бюджетов РФ — это группировка доходов бюджетов всех уровней, которая основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства. Первый уровень названной классификации — разделы. Например:

  • *01 Государственное управление;
  • *06 Наука;
  • *14 Образование и т.д.

Разделы состоят из подразделов, конкретизирующих направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй ее уровень. Например, подразделы в разделе 14 «Образование»:

  • -01 Дошкольное образование (1401);
  • -04 Среднее профессиональное образование (1404);
  • -05 Переподготовка и повышение квалификации (1405);
  • -06 Высшее профессиональное образование (1406) и т.д.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета — это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ группируют долговые обязательства Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Государственный внешний долг подразделяется на кредиты, полученные от правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета — группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.

Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

Доходы бюджета классифицируются в зависимости от разных признаков:

-по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности;

  • -по уровню бюджетной системы, за которыми закрепляются доходы, они подразделяются на собственные и регулирующие;
  • -по конкретным объектам обложения — взимаемые с имущества или дохода;
  • -по методам взимания — на налоговые и неналоговые доходы;
  • -по видам налогов — на акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы с физических лиц и другие.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений

К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 84 %) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц.

Главные налоги закреплены за федеральным бюджетом, к ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы с физических лиц и др.

К неналоговым доходам относятся:

  • -доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • -доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • -средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе, штрафы, конфискации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, иные неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся:

а) доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

б) доходы в виде перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся:

  • * налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответствующими бюджетами;
  • * неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • * безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам доходов.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально — экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

Читать еще:  Гражданско правовое нарушение

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства, т.е. экономическая классификация бюджета. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные средства.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи и другие платежи.

Капитальные расходы бюджетов представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета.

Функциональная классификация бюджетных средств отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства, это предполагает бюджетное финансирование затрат на:

  • *государственное управление и местное самоуправление;
  • *судебную власть;
  • *международную деятельность;
  • *национальную оборону;
  • *правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • *промышленность, энергетику и строительство;
  • *сельское хозяйство и рыболовство;
  • *охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
  • *транспорт, связь и информатику;
  • *жилищно-коммунальное хозяйство;
  • *предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • *образование;
  • *культуру, искусство и кинематографию;
  • *средства массовой информации;
  • *здравоохранение и физическую культуру;
  • *социальную политику;
  • *обслуживание государственного долга;
  • *пополнение государственных запасов и резервов;
  • *финансовую помощь бюджетам других уровней;
  • *утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров;
  • *мобилизационную подготовку экономики;
  • *дорожное хозяйство;
  • *прочие расходы.

С точки зрения предметной направленности, расходная часть бюджета подразделяется на следующие группы: финансирование отраслей народного хозяйства, финансирование социально — культурных мероприятий, финансирование науки, финансирование обороны, содержание правоохранительных органов и органов государственной власти, расходы на внешнеэкономическую деятельность, создание резервных фондов, расходы по обслуживанию государственного долга, прочие расходы и выплаты.

Бюджетная классификация

  • Государственные финансы и финансовая политика государства

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).

Кроме того, предусмотрена классификация:

  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов государственного внешнего долга РФ.

Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы:

Код группы

Название группы

Доходы целевых бюджетных фондов

Вид детализации

Код

Название

Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

Налог на прибыль предприятий и организаций

  • 1010101
  • 1010102 и т.д
  • Налог на прибыль предприятий и организаций (резидентов)
  • Налог на прибыль иностранных юридических лиц

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)

См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных функций государства.

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):

  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды

Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная классификация РФ

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.

Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.

В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей, дающая возможность представить в социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.

Ясность, четкость являются основными важнейшими требованиями, которые предъявляются к бюджетной классификации.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет увидеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и тем самым повлиять на ход экономических и социальных процессов.

Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей помогают делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов.

Группировка расходов и доходов облегчает проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация помогает создать условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению.

Классификация помогает сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует экономному расходованию средств, контролю за соблюдением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация становится базой для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в территориальном, отраслевом разрезе.

Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:

1) классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

2) классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Группы доходов состоят из статей доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы объединены в четыре группы: 1) «налоговые доходы» включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;

2) «неналоговые доходы» включают: доходы от имущества, которое находится в собственности муниципальной или государственной; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от реализации имущества, которое находилось в муниципальной или государственной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;

Читать еще:  Ростехнадзор заявление на лицензию

3) «безвозмездные перечисления» – перечисления от государственных предприятий, от государственных внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от наднациональных организаций;

4) «перечисления от государственных бюджетных фондов» – дорожный и экологический фонды.

Администраторы поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ – это органы государственной власти, Центральный банк РФ, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Ее первым уровнем являются разделы, которые определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Этот уровень включает следующие разделы:

1) национальная оборона;

2) судебная власть, государственное управление и местное самоуправление;

3) международная деятельность;

4) промышленность, строительная индустрия и энергетика;

5) пополнение государственных запасов и резервов;

6) погашение государственного долга;

7) региональное развитие;

8) социальная политика;

9) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

10) развитие рыночной инфраструктуры;

11) здравоохранение и физическая культура;

12) культура и искусство, кинематография;

13) средства массовой информации;

15) транспорт, связь, информатика, дорожное хозяйство;

16) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

17) сельское хозяйство и рыболовство;

18) градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство;

19) исследования и содействие научному прогрессу;

20) стандартизация и метрология, гидрометеорология, картография и геодезия, охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;

21) прочие расходы.

Вторым уровнем классификации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета – это третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, отражающий финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Классификация видов расходов бюджета – это четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, детализирующий направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

Данная классификация включает разделы: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов за вычетом погашения.

В свою очередь, разделы делятся на подразделы и включают виды расходов, которые делятся на статьи затрат.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, имеющие право осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, имеющие право осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Первым уровнем этой классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета (министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен код).

Второй уровень – это классификация целевых статей расходов федерального бюджета. Она отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Третий уровень – классификация видов расходов федерального бюджета, определяющая направления финансирования по целевым статьям детально.

Ведомственная структура расходов федерального бюджета, устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная структура расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которая устанавливает расходы определенных бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается законами о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетная классификация РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Понятие и назначение бюджетной классификации, ее виды

Бюджетная классификация РФ — это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация включает в свой состав:

1. Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации.

2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

3. Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

4. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

5. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

6. Классификацию внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

7. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, унитарных образований.

8. Классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФявляется группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Ее первым уровнем являются разделы, которые определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Этот уровень включает следующие разделы:

1) национальная оборона;

2) судебная власть, государственное управление и местное самоуправление;

3) международная деятельность;

4) промышленность, строительная индустрия и энергетика;

5) пополнение государственных запасов и резервов;

6) погашение государственного долга;

7) региональное развитие;

8) социальная политика;

9) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

10) развитие рыночной инфраструктуры;

11) здравоохранение и физическая культура;

12) культура и искусство, кинематография;

13) средства массовой информации;

15) транспорт, связь, информатика, дорожное хозяйство;

16) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

17) сельское хозяйство и рыболовство;

18) градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство;

19) исследования и содействие научному прогрессу;

20) стандартизация и метрология, гидрометеорология, картография и геодезия, охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;

21) прочие расходы.

Вторым уровнем классификации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета – это третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, отражающий финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Классификация видов расходов бюджета – это четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, детализирующий направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию — текущие экономические расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки товаров, субсидии.

Читать еще:  Ооп до расшифровка аббревиатуры

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в том числе затраты на содержание государственных комитетов, министерств, ведомств, т.е. выделение средств адресно.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФвключает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, имеющие право осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФвключает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, имеющие право осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Энциклопедия решений. Бюджетная классификация Российской Федерации

Бюджетная классификация Российской Федерации

Согласно п. 1 ст. 18 БК РФ бюджетная классификация Российской Федерации — это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов и используемая для составления и исполнения бюджетов . Кроме того, бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для:

— ведения бюджетного (бухгалтерского) учета;

— составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности.

Внимание

При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ). Согласно новой редакции п. 1 ст. 18 БК РФ КОСГУ используется только для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Бюджетная классификация РФ включает (ст. 19 БК РФ)

Классификацию доходов бюджетов

Классификацию расходов бюджетов

Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов

Классификацию операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Перечни составных частей бюджетной классификации РФ устанавливаются (утверждаются) в следующем порядке.

Правовой акт, определяющий перечень

Составная часть бюджетной классификации РФ

Основание (норма БК РФ)

Единые группы и подгруппы доходов

Единые элементы доходов

Единые разделы и подразделы классификации расходов

Единые группы и подгруппы видов расходов*(1)

Единые группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов

Единые группы КОСГУ

Закон (решение) о бюджете

Главные администраторы доходов бюджета

Главные распорядители средств бюджета

Разделы, подразделы, целевые статьи (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), группы (группы и подгруппы) видов расходов бюджета*(2)

Главные администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов

Статьи источников финансирования дефицитов бюджетов

Бюджетная роспись соответствующего бюджета

(в случаях, установленных БК РФ)

Разделы, подразделы, целевые статьи (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), группы (группы и подгруппы) видов расходов бюджета

Правовой акт, изданный Минфином России

Единые статьи и подстатьи доходов

Соответствующие подвиды доходов

Соответствующие целевые статьи расходов

Единые элементы видов расходов

Соответствующие виды источников финансирования дефицитов бюджетов

Правовой акт, изданный финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования)

Соответствующие подвиды доходов бюджета

Соответствующие целевые статьи расходов

Соответствующие виды источников финансирования дефицитов бюджетов

В соответствии с положениями п. 2 ст. 18, п. 9 ст. 20, п. 8 ст. 21, п. 5 ст. 23, п. 5 ст. 23.1 БК РФ к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации относится:

1) определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ;

2) определение порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ (при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов));

3) присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые являются едиными для всех бюджетов;

4) утверждение общих требований к порядку формирования перечня кодов:

— подвидов доходов бюджетов;

— элементов видов расходов при дополнительной детализации расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);

— статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов;

— подстатей КОСГУ при дополнительной детализации операций сектора государственного управления.

Таким образом, Минфин России утверждает коды по следующим единым составным частям бюджетной классификации РФ (эти коды применяются при составлении и исполнении всех бюджетов).

Единые коды, утверждаемые Минфином России для всех бюджетов

Классификация доходов бюджетов

Коды видов доходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов

Коды разделов (подразделов)

Коды групп, подгрупп и элементов видов расходов (начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов)

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Коды групп, подгрупп и статей

Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Все коды КОСГУ (группы, статьи, подстатьи)

Финансовые органы публично-правовых образований в рамках своих полномочий утверждают коды бюджетной классификации, которые применяются при составлении и исполнении соответствующих бюджетов (Минфин России утверждает коды, которые используются при составлении и исполнении федерального бюджета).

Коды, утверждаемые финансовыми органами для составления и исполнения соответствующих бюджетов

Классификация доходов бюджетов

Коды подвидов доходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов

Коды главных распорядителей бюджетных средств

Коды целевых статей

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Коды главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов

Коды видов источника финансирования дефицитов бюджетов

И наконец, законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливаются следующие коды.

Коды, утверждаемые законом (решением) о соответствующем бюджете

Классификация доходов бюджетов

Коды главных администраторов доходов бюджетов

В целях реализации перечисленных в п. 2 ст. 18 БК РФ полномочий Минфин России издает Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Так, при исполнении бюджета текущего финансового года используются Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

В настоящее время существует практика, согласно которой в действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации вносятся изменения, применяемые для составления бюджетов на очередной финансовый год и плановый период , а также для исполнения этих бюджетов. Например, при подготовке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов надо руководствоваться Указаниями N 65н в редакции приказа Минфина России от 20.06.2016 N 90н (письмо Минфина России от 20.06.2016 N 02-05-10/36115). А при подготовке проектов бюджетов бюджетной системы РФ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов необходимо было руководствоваться приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н в редакции приказов Минфина России от 08.06.2015 N 90н, от 01.12.2015 N 190н. То есть в 2015 году одновременно действовали две редакции Указаний N 65н: одна — для целей исполнения бюджета в 2015 году, а другая — для целей составления бюджета на 2016 год. При этом на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации», разделе «Методический кабинет» размещаются различные сопоставительные таблицы, которые необходимо использовать в целях подготовки проектов бюджетов и организации бухгалтерского (бюджетного) учета.

Примечание

Согласно поправкам, внесенным в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ, коды основных составных частей бюджетной классификации больше не утверждаются законами (решениями) о бюджете. Именно поэтому у специалистов Минфина России появилась возможность утверждения Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ еще до принятия бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Так, Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2014-2015 годы были утверждены уже в июле 2013 года (см. приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н), а не в конце календарного года, как это бывало раньше.

*(1) В части подгрупп видов расходов положения п. 6 ст. 21 БК РФ применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов). При составлении и исполнении бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов) применялись единые подгруппы видов расходов , утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

*(2) В определенных БК РФ случаях могут быть установлены сводной бюджетной росписью (п. 4 ст. 21 БК РФ).

Источники:

http://studwood.ru/1440831/finansy/teoreticheskaya_chast
http://www.grandars.ru/student/finansy/byudzhetnaya-klassifikaciya.html
http://econ.wikireading.ru/33271
http://lektsii.org/7-45533.html
http://base.garant.ru/58070471/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector