Требование к планировке складских помещений
Требования к устройству и проектированию складов
Строительство складских зданий осуществляется преимущественно из типовых сборных железобетонных элементов. Наиболее широкое распространение получило строительство одноэтажных зданий складов, основное преимущество которых заключается в уменьшении стоимости строительства и эксплуатационных расходов при внутрискладской переработке грузов.
Основными конструктивными элементами складского здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и козырьки над ними, двери и окна.
Фундамент сооружается из прочных и долговечных материалов. Его конструкция должна выдерживать определенную нагрузку. Для строительства фундамента широко применяются железобетонные блоки.
Стены склада могут быть кирпичными, из железобетонных панелей и блоков. Они должны быть достаточно прочными и выдерживать необходимую нагрузку, обладать минимальной массой, быть огнестойкими и способными поддерживать необходимый режим температуры и влажности воздуха.
Опорные колонны являются одним из несущих элементов складского здания, они могут быть кирпичными, железобетонными и металлическими.
В многоэтажных складских зданиях для междуэтажных перекрытий применяются железобетонные панели, способные выдерживать большие нагрузки.
Полы складских помещений также должны выдерживать большие нагрузки, обладать высокой прочностью. Для покрытия полов в основном используются асфальт и бетон.
Кровля складских зданий должна быть из огнестойких материалов, способных надежно защищать помещения от атмосферных осадков.
Для удобства проведения погрузочно-разгрузочных paбот вдоль складов устраивают рампы, представляющие собой платформы шириной от 2,5 до 6 м. Их высота зависит от вида транспортных средств, в которых поступают или отправляются грузы. Над рампами делаются козырьки для защиты грузов от атмосферных осадков.
Двери складских помещений могут иметь различные размеры. Их ширина и высота в основном зависят от вида транспортных средств, применяемых для внутрискладского перемещения грузов.
Для естественного освещения складских помещений служат окна. В одноэтажных складах их размещают выше уровня стеллажей.
Для характеристики объемно-планировочных и конструктивных решений складских зданий используют такие показатели, как шаг, пролет и высота.
Шаг — расстояние между основными поперечными несущими конструкциями (колоннами, стенами и т. д.).
Пролетом называется расстояние между продольными несущими конструкциями.
Высота этажа — расстояние между уровнем пола и потолком.
В одноэтажных складских зданиях принимаются: шаг колонн — 6 и 12 м; длина пролета — 12, 18 и 24 м; высота складских помещений — не менее 6 м.
Число этажей и высоту зданий при проектировании складов принимают на основании результатов сравнения технико-экономических показателей вариантов размещения складских помещений в зданиях различной этажности в пределах норм, установленных государственными строительными нормами и правилами СНиП 31-04-2001 «Складские здания».
На складах выполняется довольно сложный комплекс торгово-технологических операций с товарами, успешное осуществление которых может быть достигнуто только в том случае, если устройство складов будет отвечать ряду технологических требований.
Одним из важнейших технологических требований является соответствие площади и емкости складских помещений характеру и объему технологических операций. На размеры площади, емкость склада, структуру складских помещений оказывают влияние объем и структура товарооборота и товарных запасов.
При проектировании новых и реконструкции действующих складов следует также исходить из целесообразности выделения помещений или зон для выполнения основных операций внутрискладского технологического процесса, размеры которых должны соответствовать объемам товарных потоков.
Второе важное требование, предъявляемое к устройству складов, — соответствие параметров и конфигураций складских зданий требованиям рациональной технологии выполняемых операций. Наиболее удобной с точки зрения этого требования для большинства видов складов является прямоугольная форма здания, которая позволяет рационально расположить погрузочно-разгрузочные рампы и подъездные пути и в значительной степени избежать пересечения внутрискладских товарных потоков.
Здания крупных складов могут иметь П-образное расположение. В этом случае между параллельно располагаемыми линиями здания устраивают дебаркадер и укладывают железнодорожные подъездные пути.
Для того чтобы складское здание отвечало требованиям рациональной технологии выполняемых операций, оно должно иметь определенное соотношение длины и ширины. Наиболее оптимальными считаются соотношения 1:2; 1:2,5; 1:3; 1:5.
Создание условий поточной организации технологического процесса предусматривает сведение к минимуму внутрискладских перегородок. С учетом этого требования в складских зданиях должно быть как можно меньше капитальных перегородок, чтобы по мере необходимости можно было бы без дополнительных затрат осуществить перепланировку склада.
Устройство складов должно отвечать требованиям, предъявляемым к правилам их эксплуатации, соблюдению условий охраны труда и техники безопасности, а также противопожарной безопасности. Для выполнения этих требований склады оснащают вентиляционными устройствами и проводят центральное отопление. Водоснабжение должно обеспечивать потребность как в питьевой воде, так и в воде для противопожарных и других нужд. Освещение складов должно соответствовать установленным нормам.
Особые требования предъявляются к планировке складских участков, которая должна обеспечивать необходимое количество выездов, проездов и подъездов. Между отдельными складскими зданиями и сооружениями следует установить в зависимости от их огнестойкости необходимое расстояние.
Таковы общие требования, которым в основном должно отвечать устройство общетоварных складов.
Устройство специальных складов должно быть подчинено рациональной организации технологического процесса по приемке, хранению и отпуску товаров, имеющих специфические физико-химические свойства. Например, при строительстве складов-холодильников используются различные изоляционные материалы. Такие склады имеют только искусственное освещение и оснащаются необходимыми холодильными установками. В современных складах-холодильниках отводятся специальные помещения (камеры) для дефростации замороженных продуктов и хранения дефектных продуктов.
3.3 Виды складских помещений и их планировка
Складские помещения делят на следующие группы:
— основного производственного назначения;
К помещениям, основного производственного назначения относят помещения для хранения товаров (секции хранения), холодильные камеры, экспедиции по приему и отпуску товаров, цеха фасовки, комплектовочные.
Вспомогательные помещения предназначены для размещения аппарата управления. Это служебные помещения аппарата управления, пункты питания, здравпункт, санитарно-бытовые помещения, вестибюли, лестничные клетки, тамбуры. Сюда же относится зал товарных образцов.
Складские помещения подсобного назначения используются для хранения упаковочных и обвязочных материалов, для размещения технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары.
Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделяются соответствующие зоны.
На общетоварных складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки товаров; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта.
Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами.
Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров.
Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами, и площади проходов.
К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей. В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров.
Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса.
Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов здесь должны быть выделены функциональные зоны, обеспечивающие, прежде всего, возможность размещения необходимого набора оборудования и мебели, а также удобство действий товароведов-коммерсантов во время обслуживания оптовых покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен свободный подход ко всем образцам товаров. Количество таких зон и их расположение определяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников.
Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зоны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов.
Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов-коммерсантов. Они оборудуются конторскими столами и рабочими креслами, счетной техникой или персональным компьютером, передвижной картотекой, стульями для покупателей и мебелью для хранения документации. Число таких зон зависит от количества ассортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале товарных образцов.
Зона экспозиций разделяется на отдельные подзоны, оснащаемые пристенными и островными горками с приспособлениями для показа товаров (полками, консолями, штангами и т. д.). Подзоны выделяются для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров. Здесь, помимо рабочей выкладки образцов товаров данной группы, предусматривают и специальные выставки сезонных товаров и т. п.
Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте.
Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и списками товаров, а также для их отдыха после отбора товаров. Желательно, чтобы эта зона была отделена от основной экспозиции товаров и рабочих мест товароведов-коммерсантов. Основное оборудование зоны ожидания и отдыха — журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различные рекламные материалы (листовки, проспекты, каталоги) и другая информация о реализуемых товарах, нормативно-техническая документация (стандарты и т.д.). Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть совмещена с зоной информации.
Зона проходов служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оптовой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие — не менее 1 м.
Организация функциональных зон в зале товарных образцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размещение которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию интерьера.
Как спланировать складские зоны: основные требования
Складские помещения любого предприятия должны быть грамотно разделены на две функциональные зоны. Первая предназначена для хранения готовой продукции, упаковки и погрузки. Во второй функциональной зоне располагают технические и инженерные помещения. Для эффективной работы всего склада необходимо рассчитать оптимальные параметры обоих участков и определить их расположение.
Перед тем, как спланировать складские зоны, проектировщик изучает специфику предприятия и особенности товарооборота.
планировка зон на складе компании Amazon
Основные требования к планировке складских помещений
Проектирование складских помещений должно вестись с учетом нескольких практических требований:
- площадь, предназначенная для хранения товаров, должна вдвое превышать размер помещений, отведенных под остальные нужды склада;
- планировка помещений должна быть рассчитана на использование складского оборудования, погрузочной техники. Требуется создать условия для качественной укладки и хранения продукции. Это залог непрерывности товарооборота, точности всех технологических процессов;
- по возможности рекомендуется устраивать однопролетное складское помещение большой площади. Отсутствие перегородок и достаточная ширина (около 24 метров) – это благоприятные условия для движения погрузочно-разгрузочной техники и других специальных приспособлений. Для обеспечения несущей способности устраивают колонны и усиленные пролеты;
- основные складские зоны планируются с высотой потолков, достаточной для эффективной укладки упаковок и проезда спецтехники.
На стадии проектирования специалисты выясняют специфику технологических процессов, которые будут производиться на этом складе, количество и параметры помещений различного назначения, их взаимное расположение. Все эти моменты в последующем отразятся на эффективности эксплуатации складских помещений и на прибыльности всего предприятия.
Характеристика основных складских зон
Самый распространенный тип помещений для хранения – это товарные склады. Все остальные по принципу зонирования схожи с ними, отличия будут только в оборудовании и оснащении. В проекте предусматривают несколько технологических зон, каждая из которых имеет свое предназначение:
- Зона для ручной или механизированной разгрузки транспорта . Здесь же происходит изъятие товара из транспортной упаковки. Площадка должна быть рассчитана на возможность кратковременного складирования паллет, ящиков и т. д. до их передачи в экспедицию приемки. Зона разгрузки — это территория, на которую возможет въезд крупнотоннажных автомобилей. Она может располагаться внутри здания или на прилегающей территории.
- Зона экспедиции приемки . Производится подсчет, сверка количества и качества товара, ведется учет прихода упаковок и их складирование до передачи в основное помещение для хранения. Площадка экспедиции приемки может быть изолированной от других зон, но должна примыкать к зоне разгрузки.
- Зона хранения . Здесь устанавливают стеллажи в соответствии с допустимой высотой хранения конкретного вида продукции, создают необходимый микроклимат. Это самая большая из всех складских зон. В ней обязательно выделяют участок для подготовки товара к хранению, формирования мест. В зависимости от специфики, продукция может поступать сюда сразу из зоны разгрузки.
- Зона упаковки заказов . Производится отбор и комплектование нескольких товарных позиций, заказанных потребителем, в одну единицу транспортировки. Территория непосредственно примыкает к зоне хранения, а иногда является ее частью. Имеется прямой выход в зону экспедиции отправки.
- Зона экспедиции отправки . Подготовка сопроводительной документации, проверка качества упаковки. В этом помещении производится приемка товара к отправке экспедитором или непосредственно получателем груза. Возможно непродолжительное хранение подготовленной партии до прибытия транспортного средства.
- Зона погрузки . Это территория, предназначенная для въезда грузового автотранспорта. Она должна располагаться в отдельном помещении или на открытой площадке. На крупных предприятиях предусматривается железнодорожная рампа.
Все технологические зоны соединяются между собой проходами и широкими проездами.
Определение основных параметров склада
Для расчета складских площадей проектировщики используют несколько формул:
- Общая площадь склада. Вычисляется по формуле:
- S – общая площадь склада, м 2 ;
- Sпол – так называемая полезная площадь. Это суммарное значение для всех участков, непосредственно занятых стеллажами, поддонами и другими приспособлениями для хранения продукции, м 2 ;
- Sпр – территория, занятая под участок экспедиции приемки, м 2 ;
- Sвсп – это общая площадь технологических проходов и проездов, суммарная для всей складской территории, м 2 ;
- Sкомпл – площадь зоны комплектования и упаковки заказов, м 2 ;
- Sпэ – участок экспедиции приемки, м 2 ;
- Sсп – общая площадь, занятая под рабочие места. Сюда входят все участки, отведенные для непосредственного нахождения персонала склада, м 2 ;
- Sоэ– участок отправочной экспедиции, м 2 .
Если выполняется приближенный расчет общей площади, допускается использовать упрощенную формулу и проводить вычисления через коэффициент по формуле:
S = Sпол/а, м 2 .
В этой формуле а = 0,3…0,6 – это коэффициент использования складских помещений, по-другому его называют удельным весом полезной площади. Величина поправки зависит от специфики складируемой продукции.
Формула расчета полезной складской площади
Sпол = Qмакс / qдоп, м 2 , где
- Qмакс – максимальное количество хранящейся продукции, на которое рассчитан склад, т;
- qдоп – максимально допустимая нагрузка хранения, отнесенная к единице площади, т/м 2 .
Полезную площадь складских помещений можно рассчитать и по общей формуле:
Sгр = QЗКн /(254CvКигоН), м 2 ,
- где Q – товарооборот, прогнозируемый на год, руб/год;
- З – прогнозируемый объем запасов товара, зависит от времени оборота;
- Кн – коэффициент от 1,1 до 1,3. Поправка определяет неравномерность загруженности складских помещений. Ее вычисляют как отношение товарооборота в месяцы пиковой нагрузки к среднему товарообороту;
- Киго – коэффициент использования грузового объема;
- 254 – количество рабочих дней в календарном году;
- Cv – ориентировочная стоимость складирования одной единицы объема продукции, руб/м 3 . Ее можно определить расчетным путем, зная массу товаров, занимающих 1 м 3 . Замеры выполняют рабочие склада непосредственно в помещении хранения, затем полученную цифру просто умножают на стоимость одной грузовой единицы: килограмм, грамм, тонна и т. д.
- Для определения Q и З пользуются предварительными прогнозами, точное вычисление не требуется.
Коэффициент использования грузового объема показывает высоту укладки единиц хранения и плотность их расположения. На практике использовать возможности склада на 100% в этом отношении невозможно, особенно если товар укладывается на стеллаже. Коэффициент рассчитывают по формуле:
Киго = Vполн / (Sоб×Н), где
- Vпол – объем одной упакованной единицы хранения, которую можно складировать на конкретном оборудовании при использовании 100% высоты, м 3 ;
- Н – высота складирования товара, м;
- Sоб – площадь проекции внешних контуров стеллажей и другого оборудования, предназначенного для хранения товаров, в переносе на горизонтальную плоскость.
- Опытные проектировщики знают, что на практике для поддонов коэффициент будет равным 0,64, а при хранении товаров без поддона – 0,67.
Если товары складируются в ячейки, потребуется расчет необходимого количества товарных мест (ячеек и стеллажей). Для этого используют формулу:
- Sст – площадь одного стеллажа, м 2 ;
- Nст – количество единиц оборудования (стеллажей).
- Если товары поступают на склад не равномерным потоком, полезную площадь вычисляют, исходя из минимальной суммы затрат:
- Sрез – площадь, отведенная под резерв, м 2 ;
- S1 – стоимость содержания одной единицы площади резервного участка, руб/м 2 ;
- Pk – коэффициент, учитывающий возможность отказа в складировании продукции;
- 365 – количество дней в календарном году;
- S2 – вероятные финансовые убытки за отказ в складировании, отнесенные к одному дню, руб.
Площади участков приемки и комплектования
Для расчета зон приемки и комплектования используют показатели расчетной нагрузки на каждый квадратный метр площади. Значения берут укрупненные, чтобы создать небольшой технологический запас. Для приблизительного вычисления допускается принимать, что на каждой единице площади придется размещать 1 м 3 продукции. Для расчета применяют несколько основных формул:
Формула для расчета длины железнодорожной или автомобильной рампы (фронтона для разгрузки товаров):
Lфр = nl +(n – 1) li, где
- l – длина одной единицы используемого транспорта, м;
- n – количество транспортных единиц на разгрузке;
- li – промежуток между двумя единицами транспорта, одновременно находящимися на разгрузке, м.
- Площади, отведенные для приема и упаковки продукции, вычисляют по формуле:
- Кн – коэффициент неравномерности, учитывающий изменение количества складируемой продукции в разные месяцы. Поправку принимают равной 1,2…1,5;
- tпр — время, в течение которого товары находятся в зоне приемки, день;
- 365 – продолжительность календарного года;
- А2 – процент товаров, поступающих через складскую зоны приемки, %;
- qдоп – средняя нагрузка на единицу площади. В этой формуле ее принимают равной ¼ от нагрузки, рассчитанной для склада, т/м 2 ;
- Sв – суммарная площадь участков сортировки, взвешивания и других технологических операций. Обычно эта величина находится в диапазоне 5-10 м 2 .
Sкомпл = Qг × Кн ×А3 × tкм /(254 × qдоп × 100), где
- 254 – количество рабочих дней;
- А3 – доля товаров, которые требуется комплектовать в складском помещении, %;
- tкм – продолжительность нахождения продукции в зоне комплектования, день.
При небольшом товарообороте зоны приемки и комплектации объединяют и располагают в одном помещении. При большом объеме работы на этих участках, их разделяют. Зону приемки проектируют с небольшим запасом площади, чтобы в будущем не возникало проблем при более интенсивной обработке поступающей продукции. В частности, это помещение должно быть рассчитано на непродолжительное хранение товаров, накапливающихся за время выходных и праздничных дней.
Формула для расчета участка приемочной экспедиции:
- Qг – количество товаров, поступающих в течение года, т;
- tпэ – время хранения грузов на данном участке, день;
- qэ – укрупненное значение допустимой нагрузки на единицу площади в зоне приемки.
- Площадь отправочной экспедиции вычисляется по формуле:
tоэ – время хранения груза на данном участке, день.
А = 2В + 3С, где
- В – ширина складской техники, см;
- С – необходимый запас для прохода транспортного средства, обычно равен 15-20 см.
- При составлении проекта обычно принимают ширину главных проездов 1,5-4,5 м, ширину боковых проездов – 0,7-1,5 м, высоту помещений 3,5-5,5 м, для многоэтажных складов – 18 м.
Расчет вспомогательной площади
Параметры служебных помещений зависят от числа сотрудников склада. Если работает не более 3 человек, на каждого приходится 5 м 2 , если более 5 человек – 3,25 м 2 . Для заведующего предусматривают 12 м 2 . Основные расчетные формулы:
- Nт – объем хранящихся товаров, м 3 ;
- Vст – вместимость одной стеллажной единицы, м 3 .
- Общая вместимость:
E = Fcqm, где
- Fc – площадь, занятая для хранения товаров;
- qm – нагрузка, т/м 3 .
Показатели эффективности использования складской площади
Расчеты производят для определенного вида оборудования. Показатели определяют эффективность его использования. Расчетные формулы:
Коэффициент полезности складских площадей:
- Sпол – полезная площадь помещений, м 2 ;
- Sос – общая площадь, м 2 .
Обычно коэффициент получается в диапазоне 0,25-0,6. Чем он выше, тем эффективнее используется складское оборудование. Его можно также вычислить, разделив объем, занятый штабелями, на общий объем складских помещений.
Требование к планировке складских помещений
- Главная
- Статьи
- Склады
Планирование складских помещений
Основные группы складских помещений
Все помещения на общетоварных складах делят на следующие группы:
- основного производственного назначения;
- вспомогательные;
- подсобно-технические;
- административно-бытовые.
- Помещения основного производственного назначенияпредназначены для выполнения основных технологических операций:
- помещения для хранения продукции;
- экспедиции по приему и отпуску продукции;
- помещения распаковки, упаковки, фасовки и комплектования продукции.
2. Вспомогательные помещенияпредназначены для хранения тары, многооборотных контейнеров и поддонов, а также тароремонтные мастерские.
3. Подсобно-технические помещенияпредназначены дляразмещения инженерных устройств и коммуникаций (помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские, подзарядочные аккумуляторные станции и т.д.).
4. Административно-бытовые помещенияпредназначены для размещения административно-конторских служб, мест отдыха и приема пищи, гардеробных, зала товарных образцов, душевых, санитарных узлов и др.
Все пространство склада состоит из двух частей:
- площадей, используемых для хранения;
- площадей, неиспользуемых для хранения.
При планировании рекомендуется поддерживать соотношение этих площадей, равное 2:1.
Требования к планировке складских помещений
Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и укладки единиц хранения, использования складского оборудования и обеспечения условий для полной сохранности единиц хранения.
Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса.
Для улучшения условий эксплуатации подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться к единому пространству склада без перегородок и с максимально возможной сеткой колонн или пролетов склада. Наилучшим вариантом, с этой точки зрения, является однопролетный склад (например, с шириной 24 м). Стандартные размеры сетки колонн: 6*6, 6*12, 12*12; 12*18; 18*18; 18*24.
Эффективность использования складского объема во многом зависит также и от высоты складирования единиц хранения, которая должна максимально приближаться к высоте склада.
При планировании складских помещений необходимо учесть следующие требования:
- применение эффективных способов размещения и укладки продукции;
- исключение отрицательного влияния одних видов продукции на другие при их хранении, обеспечение условий для полной сохранности качества продукции;
- возможность применения подъемно-транспортного оборудования;
- обеспечение хранения продукции таким образом, чтобы сделать их максимально доступными потребителям;
- обеспечение поточности и непрерывности складского технологического процесса.
На планировку и структуру помещений склада существенным образом влияет содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливаются состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их дислокация.
Рассмотрим планировку товарного склада общего пользования как наиболее распространенного вида склада.
Характеристика основных складских зон
Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке продукции покупателям на складах выделяются следующие основные зоны:
- разгрузки транспортных средств;
- приемки продукции по количеству и качеству;
- хранения;
- фасовки единиц хранения;
- отборки и комплектования заказов покупателей;
- погрузки транспортных средств.
Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами.
Зона разгрузки транспортных средствдолжна примыкать к зоне приемки продукции по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров и приемочной экспедиции.
Под зону храненияпродукции отводится основная часть площади склада. Она состоит из:
- площади, занятой единицами хранения;
- площади проходов.
К зоне хранениядолжны примыкать зоны фасовки и упаковки единиц хранения, комплектования заказов оптовых покупателей (участок комплектования).
В свою очередь,зона комплектованиязаказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке единиц хранения.
Участок разгрузки(на рис. 1 — железнодорожная рампа):
- механизированная разгрузка транспортных средств;
- ручная разгрузка транспортных средств.
Приемочная экспедиция(размещается в отдельном помещении склада):
- приемка прибывшей в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в зону основного хранения склада.
Продукция в приемочную экспедицию поступает из участка разгрузки.
Участок приемки(размещается в основном помещении склада):
- приемка продукции по количеству и по качеству. Единицы хранения на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.
Участок хранения(главная часть основного помещения склада):
- размещение груза на хранение;
- отборка груза из мест хранения.
Участок комплектования(размещается в основном помещении склада):
- формирование единиц хранения, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент продукции.
- кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.
Участок погрузки(на схеме — автомобильная рампа):
- погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).
Параметры погрузочно-разгрузочных зон
Рассмотрим параметры погрузочных и разгрузочных рамп, а также участка приемки, т.е. тех технологических зон склада, на которых выполняются операции поступления и отправки грузовых единиц.
Выгрузка грузовых единиц может осуществляться:
- с уровня дороги;
- со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства.
Большинство отечественных грузовых автотранспортных средств имеет двери и борта в задней части кузова. Разгружать такие автомобили лучше с рамп, так как есть возможность въезда в кузов погрузочно-разгрузочной техники. Автомобили, оснащенные боковыми по отношению к продольной оси дверьми, можно разгружать с уровня дороги.
Минимальная ширина рампы, используемой для погрузки и разгрузки транспортных средств должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м.
Следует иметь в виду, что скорость обслуживания транспорта, т.е. скорость выезда погрузчика из кузова транспортного средства и последующего разворота, возрастет, если оператор будет иметь некоторый запас пространства. Большинство современных складов имеют ширину разгрузочных рамп, равную 6 м.
Расстояние между осями дверных проемов и постов погрузки автомобилей должно быть не менее 3,6 м. В этом случае автомобили могут въезжать задним ходом на места погрузки без особых трудностей.
Высота рамп должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемых транспортных средств. У грузовых автомобильных транспортных средств высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа транспортных средств от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузова зависит от степени загрузки автомобиля. Следует иметь ввиду, что высота пола кузова полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного.
Платформы автомобилей-рефрижераторов располагаются обычно выше, чем у автомобилей для дальних перевозок, не оборудованных холодильной камерой. В этой связи рампы рекомендуется оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или грузовые мостики.
При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. Например, если в конце 60-х годов в Европе высота автомобильных рамп доходила до 1,4 м, то к середине 80-х оптимальное значение снизилось до 1,2 м.
В России в настоящее время более 80% эксплуатируемого грузового транспорта имеет погрузочную высоту от 1100 до 1300 мм. Здесь также имеет место тенденция снижения погрузочной высоты.
На железнодорожном транспорте, так же как в автомобильном транспорте, существует тенденция к увеличению габаритов вагонов как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появляется большое количество специализированных вагонов.
Независимо от того, будут ли поступать на склад специализированные вагоны или нет, необходимо проектировать участок разгрузки таким образом, чтобы принимать не только небольшие вагоны длиной 12 м с дверями шириной 1,8 м, но и вагоны длиной свыше 25 м, ширина дверей у которых значительно больше.
Характеристика зоны товарных образцов
Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов выделяются функциональные зоны, обеспечивающие возможность размещения необходимого оборудования и мебели, а также удобство действий товароведов во время обслуживания оптовых покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен свободный подход ко всем образцам товаров. Количество таких зон и их расположение определяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников.
Обычно в зале товарных образцов выделяют (рис. 2):
- рабочие зоны;
- зону экспозиций;
- зоны ожидания и отдыха;
- информации;
- проходов.
Рабочие зоныслужат для размещения рабочих мест товароведов. Они оборудуются столами и креслами, персональным компьютером, картотекой, стульями для покупателей и мебелью для хранения документации. Число таких зон зависит от количества ассортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале товарных образцов.
Зона экспозиций разделяется на отдельные сегменты, оснащаемые пристенными и островными горками с приспособлениями для показа товаров (полками, консолями, штангами и т.д.). Сегменты выделяются для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров. Здесь, помимо рабочей выкладки образцов товаров данной группы, предусматривают и специальные выставки сезонных товаров и т.п.
Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте.
Зона ожидания и отдыхапредназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и списками товаров, а также для их отдыха после отбора товаров. Рекомендуется отделить эту зону от основной экспозиции товаров и рабочих мест товароведов-реализаторов. Основное оборудование зоны ожидания и отдыха — журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различные рекламные материалы (листовки, проспекты, каталоги) и другая информация о реализуемых товарах, нормативно-техническая документация (стандарты и т.д.). Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть совмещена с зоной информации.
Зона проходовслужит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оптовой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие — не менее 1 м.
Организация функциональных зон в зале товарных образцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размещение которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию интерьера. Общий вид зала товарных образцов, разделенного на укрупненные функциональные зоны, представлен на рис. 2.
Материал взят из учебной программы «Эффективная логистика», тема «Планирование складских помещений», Московский транспортный институт.
» data-title=»Планирование складских помещений» data-background=»none;» data-options=»small,square,line,horizontal,nocounter,sepcounter=1,theme=14″ data-services=»vkontakte,odnoklassniki,facebook,twitter,google,moimir»>
Планировка складских помещений
Основные складские зоны и расчет их площади
При проектировании складов и планировании работы складской системы в первую очередь определяется потребная площадь склада и осуществляется ее зонирование.
Общая площадь склада состоит из двух основных компонентов:
- площадь, используемая для хранения (полезная площадь);
- площадь, неиспользуемая для хранения.
Наиболее рациональным является соотношение этих площадей, равное 2:1.
Для определения величины полезной площади (зоны хранения) существует два основных метода.
Первый метод. В случае хранения тяжеловесных грузов полезную площадь склада определяют методом удельных нагрузок, как отношение максимального размера запасов, подлежащих хранению (в тоннах) к допустимой проектной нагрузке на квадратный метр площади склада (тонн /$м^2$).
Второй метод. При хранении легковесных грузов полезную площадь определяют по формуле:
К площадям, неиспользуемым для хранения относят:
- оперативную площадь — зоны склада, где осуществляются операции с грузом (участок приемки, участок комплектования, участок погрузки-разгрузки);
- вспомогательную площадь (или конструктивная площадь) – это зоны склада занятые проходами, перегородками, проездами, колоннами, лестницами;
- служебную площадь − площадь, занятая конторами и бытовыми помещениями для складского персонала
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Оперативную площадь определяют по формуле:
Вспомогательная площадь зависит от габаритов подъемно-транспортных средств и хранимой продукции, а также объема грузооборота склада; ширина главных проездов принимается как правило от 1,5 до 4,5 м, боковых проездов – от 0,7 до 1,5 м.;
Размер служебной площади рассчитывается из величины штата: до 3 работников по 5 м2 на человека; от 3 до 5 человек – по 4 $м^2$; более пяти человек – по 3,25 $м^2$ на каждого.
Требования к планировке складских помещений
При размещении зон склада следует соблюдать следующие основные требования.
- Размещение складских зон должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить последовательное осуществление операций складского логистического процесса.
- Зоны погрузки-выгрузки комплектуются оборудованием на основе интенсивности выходящих и входящих товаропотоков, с учетом видов характеристик подвижного состава.
- При работе склада с различными видами транспорта (например, железнодорожный и автомобильный) зоны разгрузки и отгрузки следует располагать с противоположных сторон склада.
- Зону разгрузки следует располагать в непосредственной близости к экспедиции приемки и складскому участку приемки.
- Участок приемки должен иметь достаточно места для временного хранения товара до полной его приемки и учета.
- Площадь склада для основного хранения должна быть оснащена соответствующим технологическим оборудованием, которое выбирается с учетом специфики товара, партии поставки, особенностей комплектации, стоимости товара и т.д.
- При выборе мест размещения различных запасов в зоне хранения следует разбивать номенклатуру запасов на группы в зависимости от их стоимости и интенсивности потребления (метод группировки запасов $ABC- XYZ$).
- Технологическое оборудование в пространстве склада должно размещаться таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная загрузка площади и высоты склада.
- Величину проходов и проездов в зоне хранения определяют в соответствии с используемыми на данном складе подъемно-транспортными средствами.
- Участок комплектации должен быть оснащен оборудованием с учетом особенностей товара и выбранной технологии комиссионирования.
- Участок комплектации должен иметь прямой выход к местам отгрузки, чтобы обеспечивалось беспрепятственное движение товаропотока к месту отправки.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Типовая схема планировки общетоварного склада в соответствии с данными требованиями представлена на рисунке.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Требование к планировке складских помещений
2.4. Устройство и планировки товарных складов
Складское хозяйство торговли является составной частью материально-технической базы общества. Оно представляет собой средства труда, которые функционируют в сфере обращения. Склады составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли. На организацию деятельности складов влияют следующие факторы:
■ размер и продолжительность хранения товарных запасов;
■ характер запасов товаров и их ассортимент;
■ товарный профиль складов;
■ оснащение складов технологическим складским оборудованием;
■ размер и планировка складских помещений;
■ комплекс торгово-технологических операций с товарами.
Для успешной работы складского комплекса оптовых торговых предприятий устройство товарных складов должно отвечать ряду требований.
Требования к общетоварным складам
1. Конфигурация и параметры складов должны соответствовать требованию рациональной организации складских операций.
Для большинства видов складов наиболее удобна прямоугольная форма здания. Она позволяет рационально расположить погрузочно-разгрузочные рампы, подъездные пути и избежать пересечения внутрискладских товарных потоков. Здания крупных складов могут иметь П-образ-ное расположение. Дебаркадер и железнодорожные подъездные пути в этом случае устраивают между параллельными линиями здания.
Кроме того, складское здание должно иметь определенное соотношение длины и ширины. Наиболее оптимальными считаются соотношения: 1:2; 1:2,5; 1:3; 1:5.
2. Площади и емкости складских помещений должны соответствовать характеру и объему технологических операций.
Объем и структура товарооборота и товарных запасов влияют на размеры площади, емкость склада и структуру складских помещений. В складах целесообразно выделять помещения или зоны для выполнения основных операций.
3. Внутрискладские перегородки должны быть сведены к минимуму.
Капитальных перегородок на складах должно быть как можно меньше, чтобы можно было при необходимости произвести перепланировку склада.
4. Правила эксплуатации, условия охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности должны обязательно выполняться.
Для выполнения этих требований склады имеют современное общетехническое оборудование и оснащение:
■ воздушное отопление с приточно-вытяжной вентиляцией;
■ автоматическое управление различными устройствами и оборудованием;
■ автоматическая система пожаротушения.
Это общетехническое оснащение складов обеспечивает поддержание оптимального температурно-влажностного режима хранения, требуемых санитарно-гигиенических условий труда и соблюдение правил техники безопасности.
Особые требования предъявляют к планировке складских участков:
■ наличие необходимого количества выездов, проездов и подъездов;
■ установление необходимого расстояния между отдельными складами в зависимости от их огнестойкости.
Строительство складских зданий осуществляется чаще всего из типовых сборных железобетонных элементов. Чаще всего в торговле строят одноэтажные здания складов. Этот выбор уменьшает стоимость строительства и расходы при внутриск л адской переработке грузов.
Рассмотрим основные конструктивные элементы складского здания.
Объемно-планировочные и конструктивные решения:
■ шаг — расстояние между основными поперечными несущими конструкциями (колоннами, стенами и т. д.);
■ пролет — расстояние между продольными несущими конструкциями;
■ высота этажа — расстояние между уровнем пола и потолка.
■ одноэтажных складских зданиях принимаются следующие параметры:
■ пролеты — 12, 18и24м (при обосновании допускаются пролеты — 6 и 9 м);
■ шаг колонн — 6 и 12 м;
■ высота складских помещений — не менее 6 м (допускается не менее 3 м с несущими стенами или опорами из кирпича).
При строительстве многоэтажных складских зданий принимаются параметры:
■ пролеты — 6, 9 и 12 м;
■ шаг колонн — 6 м;
■ высота этажей — кратная 0,6 м, но не менее 3,6 м.
■ одноэтажная или многоэтажная;
■ прямоугольная, с параллельно расположенными пролетами одинаковой ширины и высоты.
Одноэтажные складские здания шириной до 24 м проектируют однопро летными.
Габариты складских помещений устанавливаются с учетом отношения ширины и длины склада.
Ширина склада должна быть в пределах от 1/1,5 до 1/2 его длины.
Длина складского здания не может быть меньше длины необходимого фронта погрузочно-разгрузочных работ.
Платформы или рампы примыкают к складскому зданию и служат для удобства организации погрузочно-разгрузочных работ. Высота платформ со стороны железнодорожного и автомобильного транспорта равна 1,1—1,2 м от уровня земли.
Пандусы —наклонные плоскости для въезда на платформу.
Ширина рамп определяется с учетом свободного продвижения по ней транспортных средств — от 2,5 м до 6 м.
Фундамент складского здания сооружается из прочных и долговечных материалов (например, железобетонные блоки). Его конструкция должна выдерживать определенную нагрузку.
Стены должны быть достаточно прочными и огнестойкими, способными поддерживать необходимый режим температуры и влажности воздуха. Они должны обладать минимальной массой и выдерживать определенную нагрузку.
Опорные колонны — несущий элемент складского здания. Они могут быть кирпичными, железобетонными и металлическими.
Междуэтажные перекрытия — железобетонные панели, способные выдерживать большие нагрузки.
Кровля защищает помещение от атмосферных осадков. Изготавливается из огнестойких материалов.
Полы должны выдерживать большие нагрузки, обладать высокой прочностью. Полы на складах чаще бывают из асфальта или из бетона.
Окна предназначены для естественного освещения складов.
В одноэтажных складах их размещают выше уровня стеллажей.
Двери могут иметь различные размеры. Их ширина и высота зависят от вида транспортных средств, применяемых для внутрискладского перемещения грузов. Количество дверей зависит от объема грузооборота. Размеры дверей — 2,4 м х 2,5 м.
Виды складских помещений и их планировка
Устройство и планировка складов зависят от характера складского технологического процесса. На порядок и содержание основных операций с товарами влияет форма специализации складов: товарная или технологическая. На основных типах складов сложилась товарная специализация.
При товарной специализации на каждом складе протекает полный технологический цикл — от получения до отпуска товаров. Все складские операции осуществляются в одном месте — в помещении, где хранятся товары. Для каждого магазина отборка ведется отдельно. При такой организации складских работ производительность невысока. Площадь и объем складов используются неэффективно.
При технологической специализации складов происходит обособление отдельных работ в зависимости от характера их выполнения. На складе создается прямой (сквозной) поток товаров от приемки до отправки. Это позволяет раздельно размещать зоны для приемки и отпуска товаров. Кроме того, наилучшим образом используется фронт погрузочно-разгрузочных работ.
Содержание технологического процесса склада существенно влияет на планировку и структуру его помещений. Состав помещений склада, их назначение определяются при проектировании. Устанавливаются пропорции между отдельными помещениями, их размещение (дислокация) и связи между ними.
На общетоварных складах все помещения делятся на четыре группы.
1. Помещения основного производственного назначения — предназначены для выполнения основных технологических операций. К ним относятся:
■ помещения для хранения товаров;
■ экспедиция по приему и отпуску товаров;
■ помещения для фасовки товаров;
■ конфликтные кладовые (для хранения товаров, принятых на ответственное хранение).
Расположение этих помещений должно обеспечивать максимальное использование площади и емкости склада. Должны быть исключены встречные и пересекающиеся потоки товаров при перемещении внутри склада. Необходимо соблюдать товарное средство и применять средства механизации и автоматизации.
2. Подсобно-технические помещения — используют для хозяйственного и эксплуатационного обслуживания складов. К ним относятся:
■ помещения машинных отделений;
■ кладовые хозяйственных материалов и инвентаря;
■ подзарядочные аккумуляторные станции;
■ гараж для напольных транспортных средств и оборудования и т.д.
3. Административно-бытовые помещения — предназначены для размещения административно-конторских служб и бытовых нужд. К ним относятся:
■ помещения административного аппарата;
■ кабинет заведующего складом;
■ зал товарных образцов;
■ места отдыха и приема пищи;
■ санитарные узлы и т.д.
4. Вспомогательные помещения — это:
■ помещения для хранения тары;
■ помещения для хранения контейнеров, поддонов;
■ тароремонтные мастерские и др.
Контору склада и бытовые помещения изолируют от помещений производственного назначения. Размещают в торце складского здания с обязательным выходом на рампу склада. Иногда административные помещения размещают в торце складского здания с обязательным выходом на рампу склада. Иногда административные помещения размещают в отдельном здании.
Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров, покупателям на складах выделяют зоны.
Основные зоны на общетоварных складах:
■ зона разгрузки транспортных средств;
■ зона приемки товаров по количеству и качеству;
■ зона фасовки товаров;
■ зона отборки и комплектования заказов покупателей;
■ зона погрузки автомобильного транспорта.
Все операционные зоны склада должны быть связаны между собой проходами и проездами. Рассмотрим подробнее размещение перечисленных зон склада:
■ зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров;
■ в зоне приемки товаров по количеству и качеству должны размещаться рабочие места товароведов-бракеров;
■ зона хранения занимает основную часть склада и складывается из площади под товарами и площади проходов;
■ зоны фасовки и упаковки товаров должны примыкать к зоне хранения;
■ зона комплектования заказов оптовых покупателей должна находиться рядом с зоной хранения товаров с одной стороны и зоной отправки товаров — с другой стороны.
Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) обеспечивает проточность и непрерывность складского технологического процесса.
Планировка общетоварного склада предусматривает размещение помещений (зон) склада на чертеже.
Все складское пространство состоит из двух частей:
■ площади, используемые для хранения;
■ площади, не используемые для хранения.
При составлении планировки склада учитывают, что наиболее рациональное соотношение этих площадей равно 2:1.
Задача складского планирования — обеспечение хранения товаров так, чтобы сделать их максимально доступными потребителям. Планировка складских помещений должна отвечать следующим требованиям:
м применение оптимальных способов размещения и укладки товаров;
■ исключение неблагоприятного воздействия одних товаров на другие при их хранении;
■ возможность применения складского подъемно-транспортного оборудования.
Специальные требования, предъявляемые к планировке зала товарных образцов:
■ выделение функциональных зон, обеспечивающих размещение оборудования и мебели;
■ удобство действий товароведов-коммерсантов при обслуживании оптовых покупателей;
■ свободный доступ ко всем1 образцам товаров. Количество таких зон в зале товарных образцов и их расположение зависят от структуры и количества товарных групп и численности работников.
Обычно в зале товарных образцов находятся: 1. Рабочие зоны — служат для размещения рабочих мест товароведов-коммерсантов. Их оборудование: конторские столы, рабочие кресла, персональные компьютеры или счетная техника, передвижная картотека, мебель для хранения документации, стулья для покупателей.
2. Зона экспозиций — делится на отдельные подзоны. В них размещают пристенные и островные горки с приспособлениями для показа товаров — полками, консолями, кронштейнами, штангами и т.д. Подзоны предназначены для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров. В каждой подзоне осуществляют рабочую выкладку товаров определенной группы. Также предусматривают специальные выставки сезонных товаров и т.п.
3. Товарные образцы выставляются так, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте.
4. Зона ожидания и отдыха — предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и перечнями товаров. Также эта зона используется для отдыха после отбора товаров. Желательно, чтобы эта зона была отделена от зоны экспедиции и рабочей зоны. Основное оборудование зоны ожидания и отдыха — журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь размещаются различные рекламные материалы (листовки, проспекты, каталоги), нормативно-техническая документация и другая информация о реализуемых товарах.
5. Зона информации может быть совмещена с зоной ожидания и отдыха.
6. Зона проходов служит для передвижения товарных образцов и для прохода в другие помещения. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м. Другие проходы — не менее 1 м.
Общий вид зала товарных образцов, разделенный на укрупненные функциональные зоны, представлен на рисунке.
Организация всех зон происходит путем подбора и расстановки торговой мебели, офисной мебели и оборудования так, чтобы не был нарушен принцип функциональной целесообразности и благоприятного интерьера зала товарных образцов.
Источники:
http://studopedia.ru/8_169154_trebovaniya-k-ustroystvu-i-proektirovaniyu-skladov.html
http://skladovoy.ru/kak-splanirovat-skladskie-zony-osnovnye-trebovaniya.html
http://www.unirack.ru/articles/sklady/planirovanie-skladskikh-pomeshcheniy/
http://spravochnick.ru/logistika/logistika_skladirovaniya_suschnost_i_zadachi/planirovka_skladskih_pomescheniy/
http://www.mnogosmenka.ru/kaplina/ustroistvo.htm