Типы мировоззрений таблица
Типы мировоззрения
Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:[9]
Мифологическое мировоззрение (от греч. μῦθος — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей[10]. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия[11] — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[12], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[13], теория[14] или наука[15]. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[12][16].
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями[источник не указан 37 дней]: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.[нейтральность?]
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, его праве на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.
6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.
НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.
Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы – прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием. Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т.о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии 20 в. Это предопределило в значительной мере симпатии к неопозитивизму широких кругов научно-технической интеллигенции в 1920–30-х гг., в период его возникновения и распространения. Однако эта же узкосциентистская его направленность стала стимулом разочарования в неопозитивизме после 2-й мировой войны, когда на авансцену выдвинулись философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, и когда начинается критика сциентистского культа науки. Вместе с тем неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма и сциентизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется, с одной стороны, бóльший радикализм неопозитивизма по сравнению с классическим позитивизмом в отказе от традиционных способов философского мышления, с другой стороны – определенная реакция на реальные запросы современного теоретического мышления. При этом в отличие от предшествующих ему направлений позитивизма, в частности махизма, также претендовавших на исследование научного знания, но ориентировавшихся на психологию научного мышления и историю науки, неопозитивизм пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке, привлекая методы современной логики и семиотики. Это обращение к анализу языка находит также выражение и в особенностях критики «метафизики» в неопозитивизме, когда последняя рассматривается не просто как ложное учение (как это делал классический позитивизм), а как в принципе невозможное и лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Причем источники этой бессмысленной «метафизики» усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Все это позволяет говорить о неопозитивизме как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, где той данностью, выход за пределы которой объявлялся неправомерной «метафизикой», выступают уже не т.н. позитивные факты или чувственно данные, а языковые формы. Тем самым неопозитивизм тесно сближается с аналитической философией, в качестве разновидности которой он начинает рассматриваться в поздние годы своего существования.
Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930– 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции. Эти и близкие к ним взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства неопозитивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому помимо логических позитивистов примыкали ряд американских представителей философии науки позитивистско-прагматистского направления (Моррис, Бриджемен, Маргенау и др.), логической львовско-варшавской школы (А.Тарский, К.Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Идеи неопозитивизма получают распространение и в западной социологии (т.н. социологический позитивизм Лазарсфельда и др.). В этот период регулярно созывается ряд международных конгрессов по философии науки, на которых осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивизма. Неопозитивизм оказывает заметное идейное воздействие на научное сообщество в целом, под его влиянием складывается ряд позитивистских концепций в истолковании открытий современной науки.
Популярность неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость простого, четкого, связанного с применением современных научных методов решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность неизбежно должны были привести и действительно привели неопозитивизм к дискредитации и глубокому кризису. Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. Классические проблемы, преодоление и снятие которых обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С нач. 1950-х гг. все более четко выявляется несостоятельность т.н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутая логическим позитивизмом (см. Логический эмпиризм) и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки иной ориентации. Неопозитивизм, т.о., теряет свои позиции в методологии науки, разработка которой традиционно со времен Венского кружка была основным источником авторитета.
В западной философии науки в 1960–70-х гг. развивается течение, т.н. постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно-мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчеркивают, в противоположность неопозитивизму, значение исследования истории науки для ее методологии, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение в значительной мере находится под влиянием идей Поппера, который еще с сер. 1930-х гг. выступил со своей концепцией философии науки, во многом близкой к неопозитивизму, но составившей ему эффективную конкуренцию в период ослабления его влияния. Предметом сильной критики становится также радикальный сциентизм неопозитивизма, игнорирование им роли различных форм вненаучного сознания, в том числе значимости их и для самой науки. В связи с этим в контексте аналитической философии, выдвигавшей в качестве основной задачи философии анализ языка, на первый план выдвигается течение английских аналитиков (т.н. философия лингвистического анализа), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л.Витгенштейна), которые разделяли принципиальную антиметафическую направленность неопозитивизма, но делали предметом своего исследования прежде естественный язык.
Принципиальная позиция отстранения от жизненно важных мировоззренческих, социальных и идеологических проблем современности, волнующих человечество, обосновываемая концепцией деидеологизации философии, сциентистская ограниченность, уход в сферу частных проблем логики и методологии науки – все это вызывало падение популярности неопозитивизма, сопровождаемое относительным увеличением влияния антипозитивистских течений в западной философии (экзистенциализм, философская антропология, неотомизм). Основная тенденция эволюции неопозитивизма в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, отказе от широковещательных программ. Со 2-й пол. 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историческую значимость неопозитивизма, который стимулировал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исследования в философии, не говоря уже о заслугах его представителей в разработке теории современной логики и специальных вопросов методологии науки.
Мировоззрение. Понятие и классификация.
Понятие мировоззрения.
Мировоззрение – это система взглядов и принципов человека, его понимание окружающего мира и место в этом мире. Мировоззрение обосновывает жизненную позицию индивида, его поведение и поступки. Мировоззрение напрямую связано с деятельностью человека: без него деятельность не имела бы целенаправленный и осмысленный характер.
Первым философом, обратившим внимание на мировоззрение, был Кант. Он именовал его как миросозерцание.
Примеры мировоззрения рассмотрим при разборе его классификации.
Классификация мировоззрений.
В классификации мировоззрений рассматриваются три основных типа мировоззрения с точки зрения его социально-исторических особенностей:
- Мифологический тип мировоззрения сформировался во времена первобытных людей. Тогда люди не осознавали себя как личности, не выделяли из окружающего мира и во всем видели волю богов. Язычество – главный элемент мифологического типа мировоззрения.
- Религиозный тип мировоззрения так же, как и мифологический, основан на вере в сверхъестественные силы. Но, если мифологический тип более гибкий и позволяет проявление различных видов поведения (лишь бы не прогневать богов), то у религиозного есть целая нравственная система. Огромное количество моральных норм (заповедей) и примеров правильного поведения (иначе – адское пламя не дремлет) держит общество в ежовых рукавицах, но зато объединяет людей одной веры. Минусы: непонимание людей другой веры, отсюда – разделение по религиозному принципу, религиозные конфликты и войны.
- Философский тип мировоззрения имеет социальный и интеллектуальный характер. Здесь важен разум (интеллект, мудрость) и общество (социум). Основной элемент – стремление к познанию. Эмоции и чувства (как в мифологическом типе) отходят на задний план и рассматриваются в контексте все того же интеллекта.
Существует и более подробная классификация типов мировоззрения, основанная на установках взглядов на мир.
- Космоцентризм (античный тип мировоззрения, заключается во взгляде на мир как на упорядоченную систему, где человек ни на что не влияет).
- Теоцентризм (средневековый тип мировоззрения: Бог в центре, и он влияет на все явления, процессы и объекты; такой же фаталистический тип, как и космоцентризм).
- Антропоцентризм (после эпохи Ренессанса человек становится центром мировоззрения в философии).
- Эгоцентризм (более развитый вид антропоцентризма: в центре внимания уже не просто человек как биологическое существо, а каждая отдельная личность; здесь заметно влияние психологии, которая начала активно развиваться в Новое Время).
- Эксцентризм (не путать с эксцентризмом в психологии; современный вид мировоззрения, в основе которого лежит материализм, а также отдельные идеи всех предыдущих типов; при этом рациональное начало уже находится вне человека, скорее – в обществе, которое становится в центре мировоззрения.
При изучении такого понятия как мировоззрение, нельзя не коснуться такого термина как менталитет.
Менталитет с латыни дословно переводится как «душа других». Это отдельный элемент мировоззрения, который означает совокупность образа мысли, идей и нравов отдельного человека или социальной группы. По сути – это разновидность мировоззрения, его частное проявление.
В наше время менталитет чаще всего рассматривается как характеристика мировоззрений отдельной социальной группы, этноса, нации или народа. Анекдоты про русских, американцев, чукчей, англичан основаны именно на идеи менталитета. Главная особенность менталитета в этом понимании – передача мировоззренческих идей из поколения в поколение как на социальном уровне, так и на генетическом.
При изучении мировоззрения как вида восприятия мира в дальнейшем обязательно следует исследовать такие проявления как вера и убеждения.
Типы мировоззрения
Мировоззрение – понятие
Описание
Одним из наиболее важных и интересных вопросов в современной философии является понятие мировоззрения. Определение гласит, что под мировоззрением принято понимать особую сложившуюся в ходе социализации структуру взглядов человека на жизнь в мире и своё место в нём. Поскольку для каждого человека будут характерны свои отличительные особенности в понимании данных аспектов, принято выделять наиболее общую классификацию, которая позволяет отнести человеческое мышление к тому или иному типу.
Типы мировоззрения
Описание
Среди существующих вариантов человеческого мышления и сознания принято выделять в отдельные группы наиболее схожие по общим принципам модели. Такие группы называют типами мировоззрения, они обхватывают широкую категорию отношений людей к миру. Чтобы определить, какие типы мировоззрения выделяет наука, необходимо понять, чем характеризуется каждый из возможных вариантов. Среди наиболее важных типов принято выделять следующие разновидности:
- Обыденное мировоззрение. Пожалуй самым распространённым среди населения типом является обыденный вариант мышления, который складывается в ходе повседневной жизнедеятельности людей. Обычно он не отличается сложностью мыслей, наличием правил и сохраняет традиции, которые передаются от поколения к поколению в процессе социализации.
- Научное мировоззрение. Наука всегда вносила большой вклад в развитие общества и усовершенствование способов познания жизни. Научная деятельность также смогла повлиять на человеческое восприятие мира и своего места в нём. В связи с этим появился научный тип мировоззрения, отличающийся определённым подходом к объяснению различных явлений и событий, происходящих в окружающем мире.
- Гуманистическое мировоззрение. Отдельным направлением в понимании мира является гуманистический подход, который признаёт жизнь человека и все её проявления высшей ценностью и достоинством. Такой вариант позволяет понять свою значимость в жизни общества и принять ценность каждого из представителей общества. Основой для принятия данного варианта является гуманизм.
Исторические типы мировоззрения
Описание
В процессе исторического развития общества и длительного процесса социализации происходила постоянная перемена мыслей и научных знаний. В связи с этим на каждом новом этапе происходит смена приоритетов в сфере человеческого мышления, на основании которого формировалось сознание. В исторических типах принято выделять мифологию, религию и философские знания в качестве источников для формирования мировоззрения. Рассмотрим виды:
- Мифологическое мировоззрение. Наиболее древним вариантом проявления сознания является мифологический тип, который базируется на древних мифах и легендах. В основе такого подхода лежит мифологическое предание или рассказ, позволяющий на доступном языке объяснить происходящие события и явления в окружающем мире. Часто люди использовали сравнение личных примеров из жизни с событиями, которые не подвергались логичному объяснению, для создания правдоподобных толкований.
- Религиозное мировоззрение. На смену мифологии пришла религия, призывавшая верить в богов и их проявления силы в повседневной жизни. Основной отличительной чертой религиозного типа является вера в сверхъестественное существование высших существ, которые находятся за пределами понимания в обыденной жизни.
- Философское мировоззрение. Наиболее близкой к современному пониманию мира служит философская модель восприятия жизни и роли каждого человека в ней. В отличие от предыдущих вариантов философия всегда опирается на научные знания, имеет чёткую структуру и организацию своей деятельности. В качестве доказательства своих идей и мыслей философия использует аргументированные доводы, подтверждённые научными знаниями.
Формы мировоззрения
Описание
Ещё одной интересной категорией в определении мировоззренческого мышления человека являются формы или функции мировоззрения. Среди возможных функций и форм в особую группу стоит выделить ощущение, восприятие и понимание окружающего мира. Они в наиболее полной мере раскрывают значимость функций сознания и мышления человека.
- Мироощущение. Наиболее часто человек сталкивается с наиболее простой функцией мировоззрения, которая называется ощущением мира. С помощью представленной формы человек имеет возможность правильно оценить своё место в мире и жизни, а также почувствовать проявления жизнедеятельности во всех сферах жизнедеятельности.
- Мировосприятие. Под восприятием мира принято понимать сложный процесс формирования и накопления знаний о структуре мира и собственном предназначении в жизни. В процессе повседневной жизнедеятельности человек непрерывно сталкивается с событиями и явлениями, которые, так или иначе, отражаются на его общей картине мировосприятия. В конечном итоге это способствует глубокой оценке и осмыслению своего предназначения.
- Миропонимание. Ещё одной не менее важной функцией является понимание окружающего мира, жизненных ориентиров и ценностей. Данный процесс происходит непрерывно и зависит от последовательного включения в процесс первых двух форм. Правильность понимания зависит от точности восприятия и внутреннего ощущения своего места и предназначения.
Структура мировоззрения
Описание
Любое проявление мировоззрения в человеческом понимании имеет свои определённые элементы или атрибуты, которые создают единую организованную структуру. Для мировоззренческих идей также существует своя определённая последовательность элементов, создающих единую цепь понимания мира и жизни. Наиболее значимыми из них являются представленные ниже элементы.
- Знания. Основным и самым важным элементом являются человеческие знания о мире, его особенностях и видах проявления жизни в нём. Знания служат каркасом, к которому присоединяются другие не менее важные понятия, а также создают единую и общую для всех систему понимания мира. Данная система формируется в ходе образовательного процесса.
- Ценности. Ценностные ориентиры закладываются в человеке в процессе его активной социализации. Прежде всего это проявляется в положительном или отрицательном отношении к происходящим вокруг индивидуума событиям. Чаще всего ценностные ориентиры имеют схожесть для широких групп людей и целых социумов, существующих в одинаковых условиях.
- Убеждения. Убеждения или принципы складываются у человека в процессе его жизнедеятельности, у разных людей они могут существенно отличаться. При этом убеждения обладают высокой степенью гибкости и изменчивости, что делает их нестойкой структурой для определения мировоззрения. Убеждения могут появляться лишь в определённый период жизни.
- Идеалы. Под идеалами принято понимать такие модели поведения в обществе, которые являются примером для подражания и формируют в личности определённые качества. У каждого человека могут быть свои идеалы, но в то же время идеал может быть общим для большой группы людей, в таком случае речь идёт о создании массовой идеологии.
- Верования. Каждый человек вправе выбирать и следовать своей правде, в связи с этим верования включают в группу основополагающих элементов мировоззренческой теории. У каждого человека есть свои вещи, в которые он искренне верит, а также имеются события и факты, вызывающие у него острое недоверие. Из этого складывается общая картина мира.
- Чувства. Чувства тесно связаны с категорией эмоционального состояния человека и формируют в конечном итоге общую картину мира. Под чувствами принято понимать присущие каждому человеку проявления собственных переживаний по отношению к внешнему миру. Все чувства делятся на две большие группы позитивных и негативных проявлений.
- Эмоции. Эмоции в отличие от чувств носят скрытый характер и не отражают общее состояние человека. Они характеризуют его внутренний настрой, но также они способны отразиться на внешнем состоянии в виде чувств или совершённых поступков. Эмоциональный фон очень важен при формировании сознания и мышления.
- Жизненные нормы. Жизненными нормами или принципами принято обозначать те алгоритмы и схемы действий, которые помогают адекватно оценить обстановку и принять решение в конкретной ситуации. Жизненные нормы закладываются в человеческом сознании на протяжении многих лет и являются наиболее устойчивой частью восприятия мира.
ГИА по обществознанию
Мировоззрение:
- Совокупность взглядов человека на мир, который его окружает;
- Совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок; определяющих отношение человека к окружающему миру;
- Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества. 1
Мировоззрение включает компоненты:
- Мироощущение — эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;
- Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) — мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;
- Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;
- Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) — совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
- Менталитет — специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением. 2
В результате продуктивного взаимодействия этих компонентов формируются основные компоненты мировоззрения: целостный комплекс четких убеждений, действий, поступков личности, которые стают основой для самовыражения. 3
Типы мировоззрения:
С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения:
Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, ее права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее. 4
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека. 5
Типы мировоззрений
Мировоззрение – это совокупность принципов и образных представлений, которые представляют видение мира и человека в этом мире.
- исторический характер
- наличие ценностных ориентаций
- наличие идеалов, убеждений образа жизни человека и общества.
В мировоззрении отражается завершение целостностной духовности человека. Оно представляет собой систему многообразных черт духовной жизни общества и то, как человек познает и ощущает окружающий его мир.
Типы мировоззрения с точки зрения исторического процесса:
Это основные типы мировоззрения.
Мифологическое мировоззрение
Мифологическое сознание — духовное основание первобытной культуры.
Для данного типа мировоззрения характерно:
- первообщинное общество
- антропоморфизм (одухотворение природы)
- формирование и закрепление систем ценностей
- устная трансляция накопленных знаний
- определение формы поведение индивида и всего общества
- вера в сверхъестественное
Мифы охватывали все формы жизнедеятельности людей. Они являются основными «тексами» культуры. Установлению единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир способствовала их устная передача. Вера в «свои» мифы объединяла сообщество, консалидировала его членов и одновременно позволяла отличить его членов от «чужаков», веривших в иные мифы. В мифах отрабатывались, сохранялись и культивировались практические сведения, навыки хозяйственной и кульутрной деятельности. В процессе передачи этих знаний от поколения к поколению, которые копились в течение многих веков, формировался общеплеменной опыт. Он закреплялся в социальной памяти и генерировался в первоначальный уровень знаний и способов мышления. С этого начинался путь к развитию философии и науки. В мифологических рассказах о божествах, присутствующих в мире, зарождалось религиозное мировоззрение.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Религиозное мировоззрение
Этот тип мировоззрения вырастает из мифологического и включает в себя многие его компоненты. Оно строится на религиозных представлениях, которые имеют свои особенности в различных формах религии. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам, иудаизм. Им присуще своё характерное миропонимание. Это плод исторического и культурного развития.
Характеристика религиозного типа:
- чувственно-образная форма освоения действительности
- вера в сверхъестественные силы
- догматизм
- формирование строгих нормативных, моральных установок
- подкрепление веры мистическим опытом
- авторитарность духовного сословия
- представлено в виде притч и сказаний
Отличительная особенность этого типа в том, что мировые силы (духи, боги) персонифицируются и окончательно превращаются в надмировые и внемировые силы.
Для религии характерен догматизм, формирующийся на системе моральных норм, с объединением людей в единую организацию (религиозная община, церковь и т.д.). Основными понятиями для этого типа мировоззрения выступают: понятия о добре и зле, смысле жизни, нравственности. Ответы на эти вопросы представлены в виде священных текстов, писаний, как регуляторов миропорядка.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Научное мировоззрение
В $XIX$ веке начинается складываться целостное научное мировоззрение. Это качественно иная форма организации знаний, включающая в себя синтез различных научных теорий.
Благодаря интенсивному познанию окружающего мира в сознании человека:
- аккумулируются и закрепляются знания, умения, навыки.
- происходит постоянное формирование знаний, идей и концепций.
- накопление ранних представлений становятся частными случаями новых теорий.
- возникает Научная картина мира.
- складывается представление об окружающем мире, основывающееся на всём множестве доказанных фактов.
- ставится акцент на логику, рациональность и доказательность.
Благодаря научному мировоззрению коренным образом меняется стиль мышления всей европейской и мировой культуры.
Уникальность и новизна установленного им стиля содержалась в: предельной широте мышления, его универсальности. узаконивании права разума на познание и развитие науки, утверждении права человека на свободу слова, вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей обосновании многих гуманистических ценностей.
Гегель подытожил это философское мировоззрение. Его система – высшая точка всей философии, которая сформировалась в логическую конструкцию, воплощающую в себе деятельность мирового разума.
Философия выделяется как особый тип общественного сознания.
Философия — это система фундаментальных идей в составе мировоззрения человека.
Философствование зародилось в древней Греции с удивления и постановки вопросов о мире. Формируется качественно иной тип мышления, отличного от обыденного. Это особое отношение к миру. Для этого типа мировоззрения характерно:
- абстрактно-понятийная форма освоения действительности
- различение природного и социального мира
- накопление естественнонаучных знаний (труды в области математики, медицины, астрономии, физике)
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Источники:
http://studopedia.ru/6_123280_tipi-mirovozzreniya.html
http://www.calc.ru/Mirovozzreniye-Ponyatiye-I-Klassifikatsiya.html
http://vidamir.com/tipy-mirovozzreniya/
http://oege.nnewer.ru/ege/chelovek_i_obshhestvo/12_mirovozzrenie_ego_vidy_i_formy.html
http://spravochnick.ru/filosofiya/aksiologiya/tipy_mirovozzreniy/