34 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технология изготовления бордюрного камня

Содержание

Технология изготовления бордюрных камней

Технология изготовления бордюрных камней на виброформе «Вибромастер-Бордюр-10В» включает в себя следующие основные этапы:

1. Приготовление жесткой бетонной смеси из цемента, заполнителя и воды.

Раствор лучше всего готовить в бетономешалке принудительного типа (т.е. со смешивающими лопастями).

Из предлагаемого нами ассортимента это модели смесители Вибромастер РПГ-200 и Вибромастер СБ-80 (370/250).

Бетономешалки гравитационного типа («груши») использовать можно, но получить при этом качественное смешивание не получится.

Смешивать также можно и вручную, лопатой в любой емкости. При этом для приготовления жесткой смеси потребуется значительные физические усилия. Крайне мала будет и производительность такого перемешивания.

2. Цикл вибропрессования, состоящий из следующих этапов:

Загрузка раствора в виброформу (производится вручную)

Уплотнение в форме с помощью мощной вибрации, производимой двумя вибраторами. Уплотнение в форме под действием вибратора занимает обычно 30-60 секунд. Это время и качество уплотнения зависит только от вибратора. На данной виброформе, как и на другом формовочном оборудовании «Вибромастер», мы применяем только настоящие сертифицированные вибраторы с большой возмущающей силой. Поэтому качество бордюров и скорость производства гарантируются.

Выемка бордюров из формы происходит не ранее, чем через сутки (без использования ускорителя твердения ХК). При условии использования в производстве ускорителя твердения ХК – выемка бордюрных камней, как правило, производится два раза за 8-часовую рабочую смену.

3. Необходимый набор прочности.

Набор первоначальной прочности (достаточный для складирования) происходит при естественной температуре не менее 24 часов (без применения специальных добавок — ускорителей твердения – ХК, релаксола и других). Это время в данном случае зависит только от свойств цемента и температуры окружающего воздуха.

При использовании указанных ускорителей твердения это время может быть уменьшено до 5-8 часов (в зависимости от дозировки ускорителя).
Очень желательно в первые дни набора прочности предохранять бордюрные камни от пересыхания. Для этого достаточно накрывать их пэ пленкой. Также можно время от времени поливать бордюры водой.

Набор отпускной прочности (согласно ГОСТ — не менее 50% от расчетной окончательной) происходит при положительной температуре примерно в течение недели. После этого периода бордюрные камни уже можно продавать потребителю и использовать в дорожном строительстве.

Набор 100%-ой прочности протекает в течение 28 суток при положительной температуре.

Вы также можете посмотреть следующие разделы

Бетонные бордюры — 3 вида материалов для дорог и тротуаров

В дорожном строительстве бортовой камень, он же бетонный бордюр, укрепляет и отделяет проезжую часть автомобильной дороги от тротуаров для пешеходов, остановок транспорта и других площадок, предотвращая размытие дорожного полотна. Такое изделие выполняет роль водоотвода и зонирования ландшафта. Его установка выполняется специальной техникой, что позволяет добиться точной укладки, соблюдая четкие границы монтажа.

Для чего в строительстве используют бордюры из бетона?

Камни бетонные являются зоноразделителями и незаменимы в благоустройстве города или частной собственности. Они выступают в роли опорного элемента, так как не подкрепленные части полотна были бы непрочные и расползались. При этом асфальт или плиточная кладка без строительства бетонных конструкций приходит в негодность довольно быстро. Также установка бордюров считается функциональным обрамлением для магистрали, клумб, дорожек для велосипедистов и различных транспортных путей сообщения.

Преимущества и недостатки бетонных блоков

Среди положительных черт бордюра из бетона выделяют:

  • долгий срок эксплуатации;
  • безопасность пешеходов за счет ограничителей движения;
  • исключает земляной садовый размыв;
  • устойчивость к механическим повреждениям;
  • неизменность при скачках температуры;
  • влаго- и морозостойкость;
  • нет необходимости в дополнительных растратах на отделку.

Гранитный бордюр имеет больший срок эксплуатации, чем бетонный, однако дороже по стоимости.

Изготавливают бордюрные камни из бетона и гранита. В первом случае производство характеризуется низкой ценой, в отличие от гранитного метода. При нарушении технологии выпуска и гигроскопичности поверхности образуются трещины. Если бетон пропаривали, то он теряет свойство морозоустойчивости и также поддается постепенному разрушению. В таком случае за 5 лет он может прийти в негодность, а частая замена выйдет намного дороже, чем установка гранитного, который служит до 40 лет.

Виды камня

Бордюрный камень изготавливают 3-х основных видов:

Дорожный вид используют при мощении дорог. Его основная функция состоит в разделении части дороги для машин и пешеходов или отдельных специализированных площадок. Изготавливается такой бордюр методом сухого прессования, в процессе которого используются песчаные виды бетонов. Бортовые конструкции бывают 50—300 см длиной и от 20 см до 60 см высотой. Армируют элементы, которые в длину более 5 м.

Поребрик или тротуарный бордюр применяют для обрамления тропинок в парковых зонах, клумб, тротуарной плитки. Бордюры для клумб (садовые) позволяют придать садовому участку законченный совершенный дизайн. Укладывают такие конструкции по боковой стороне тротуарной плитки, создают направление для ливневого стока, предупреждая скопление воды. Изделие выполняет задачу опорной стенки и создает контур для полотна плитки. Меньшие размеры и удельный вес, нежели у дорожного, позволяет выполнять его установку менее энерго- и денежно затратно.

На длительных автомобильных трассах устанавливаются бортовые камни магистрального типа.

Установка бортовых камней магистрального типа характеризуется сравнительно большими параметрами и прочностью. Монтируют их на длинных автомобильных трассах. Цена камня зависит от длины и наличия каркаса (бывают до 1 метра). Существует и усиленный дорожный камень длиной от 3 до 6 м из тяжелых бетонов и с усиленным каркасом из стальной проволоки.

Технология изготовления

Железобетонный камень изготавливают в соответствии с ГОСТ 23009–78. Бордюрный камень производят методом вибропрессования мелкозернистого бетона, поэтому он имеет повышенную износостойкость и низкую истираемость, невосприимчив к влиянию окружающей среды и химическим реагентам, водонепроницаемый и морозостойкий.

Соблюдение прямолинейности изделия как в плане, так и в профиле — это главное требование для производственного процесса и при его установке.

Подготовка форм

Заводскую формочку на производстве смазывают жидкостью для того, чтобы блоки хорошо отходили от матрицы и не разрушали ее вид. Кроме покупных готовых форм с производства, опалубку выполняют самостоятельно. Это делается для садовых бордюров, используя куски фанеры или ДСП. Они плотно скрепляются между собой и промазываются машинным маслом. В подготовленную форму для садового бордюра при желании кладут камни, речные ракушки и другие элементы декорирования.

Приготовление и разлив раствора

Сырье, используемое для бетонной смеси, берут высокого качества, а именно:

  • цемент (марка 400 и выше);
  • щебень размером 5—10 мм;
  • речной чистый песок;
  • диспергатор — специальная добавка-пластификатор;
  • красители используют, если необходимо изготовить цветной бордюр.
Читать еще:  Минимальная заработная плата украина

Исходя из данных, определяют затраты на материалы на 1 м куб. по ГОСТу 6665—91. На стандартный размер бордюрного камня нормы расхода составляют 0,043-и куба готового цементного состава, это значит, что используя марку М400, можно изготовить 23 бордюра из 1 м³ раствора. Приготовление цементной смеси следует проводить в бетономешалке, смешивая цемент и щебень 1:1. Диспергатор добавляют из расчета на 4 кг сухого вещества 10 л воды до образования густой сметаны. При бетонировании заливка осуществляется сначала наполовину формы, далее укладывают скрепленный каркас арматуры (для бордюра большого размера). Затем заливают полностью форму смесью, выравнивают и перемещают на вибростол или простукивают молотком по периметру. Сушка длится до 2-х недель.

Установка бордюров

Установка бортовых камней производится с предварительным уплотнением и выравниванием земляного слоя. Следующим этапом подготавливают подушку с песка и выполняют монтаж деревянной или металлической опалубки. Далее делают бетонную основу, устанавливают бордюр и заливают в опалубку бетонную смесь. Монтаж для тротуарного бордюра может происходить двумя способами — на широкую грань или на его ребро. После того как раствор схватится, опалубку снимают и приступают к финальному этапу — затиранию швов и выкладыванию дорожного покрытия.

Технология изготовления железобетонного бордюрного камня

На внешний вид и сохранность площадки оказывает влияние бордюрный камень. Он облагораживает территорию, на которой выкладывается тротуарная плитка или другие виды отделки. Бордюр защищает площадку от размывания и разрушения корнями растений. Ограждающие камни производятся разной формы и цвета.

Понятие об изделиях

Выбирается поребрик в сочетании с плиткой на участке. Для пешеходных дорожек камень берется высотой 30 см, ширина при этом составляет 20 см. Блоки разделяют участки асфальта, укрепляют от расползания основания, сдерживают водяные потоки. Они применяются для зонирования при облагораживании ландшафта. Изделия производятся прямой или дугообразной формы, окрашиваются различными цветами. Для установки требуется предварительная подготовка, для этого обустраиваются траншеи с подсыпкой песком и щебнем.

Критерии выбора

Обустройство дорожек, магистралей и декоративных участков считается незаконченным без установки бордюра. Требования к изделиям зависят от целевого назначения и условий работы. Предусматривается изготовление блоков на основе натурального или искусственного камня стандартных размеров, формы и веса.

Факторы для правильного выбора камней:

  • Климатические условия. В зависимости от этого определяется длина изделий и глубина их погружения в грунт. Блоки широко применяются в строительстве: устанавливаются в малопроходимых местах или ограничивают автомагистрали. В последнем случае учитывается возможность наезда на бордюры, отчего создаются критические нагрузки. Суровые зимы оказывают разрушающее действие, так как происходит постепенное растрескивание от мороза.
  • Состав материала для изготовления. Производители вводят улучшающие добавки в сырьевую массу, которые увеличиваю прочность, стойкость к изменению температуры, снижают водопроницаемость. При выпуске применяются только рекомендованные марки цемента. Некоторые виды армируются металлическими элементами для повышения характеристик.
  • Внешний вид изделия. Эстетическое восприятие ландшафта зависит от подобранного цвета обрамления и его формы.

Требования к элементам

Основные характеристики являются стандартными для всех типов бордюров:

  • морозостойкость определяется количеством замерзаний и оттаиваний, которое материал может выдержать с сохранением физических качеств и целостности, для поребрика предусматривается показатель 200−400 циклов;
  • трещиностойкость показывает величину максимальной нагрузки, которая приводит к появлению трещин в массиве каменного блока;
  • прочность на сжатие и растяжение определяется нагрузкой, при которой разрушается целостность материала, камни должны иметь показатель не меньше М300;
  • соответствие нормативным габаритам и форме устанавливается внешним осмотром и замером параметров камня;
  • коэффициент водопоглощения характеризуется способностью материала впитывать влагу и удерживать ее внутри;
  • расчетный эксплуатационный срок определяется моральным и физическим износом элемента и не должен быть ниже 20 лет.

Дорожный камень

Этот тип применяется при обустройстве дворов в городских кварталах, проездов, зон парковки и аналогичных площадей. Изделия эксплуатируются без разрушения в течение 17−20 лет, при этом сохраняют характеристики. Дорожный бордюрный камень стандартного размера 1,0х0,3х0,15 м весит около 95 кг. Серый цвет изделий сочетается с дорожным покрытием и окружающей архитектурой. Стоимость одного камня составляет от 195 рублей.

Дорожные бордюры имеют характеристики:

  • прочность — М400;
  • морозостойкость — выдерживает 200 замерзаний.

Магистральный бордюр

Камень отличается большими размерами по длине и ширине, рассчитан на большие нагрузки, имеет повышенную износостойкость. Производится укладка для ограничения дорожного полотна на трассах интенсивного потока автомобилей, междугородних путях сообщения, развязках дорог и мостах. При размерах бетонного бордюра 1,0х0,3х1,18 камень весит около 120 кг. Стоит изделие группы магистральных камней в пределах 250−700 рублей за штуку.

Характеристики магистральных бордюров следующие:

  • прочность — марка М400;
  • морозостойкость — не разрушается от 300 резких замерзаний.

Садовые и дачные ограничители

Садовый камень выпускается компактным, весит около 50−70 кг, по прочности не уступает дорожным бордюрам. Применяется при обустройстве парковых ландшафтов, пешеходных аллей. Из-за небольших размеров тротуарного бордюра изделия используются для благоустройства частных дворов и дачных участков. Хорошо подходит для ограничения извилистых дорожек. Стоимость одного камня длиной 1 м колеблется в пределах 95−110 рублей за один экземпляр, а изделие длиной 0,5 м стоит 55−75 рублей за штуку. Поребрик для тротуара выпускается разного цвета, дизайна и формы.

Характеристики садового блока:

  • прочность — М300;
  • морозостойкость — выдерживает 200 циклов.

Маркировка блоков

Для удобства выбора и покупки бордюров разработана система маркировки. Форма, размер, марка бетона регламентируется в ГОСТ 6665–1991 .

Выпускаются такие марки камней в соответствии с документом:

  • БР — обозначение рядового стандартного бордюра.
  • БУ — показывает вид рядового блока с расширением. Элемент имеет вид бруска, у которого по граням снимаются фаски.
  • БЛ — аббревиатура для камней прямой формы с лотком. На протяжении бордюра выполнен плоский желоб, по которому отводится вода при выпадении осадков. Вид используется в местах с повышенной опасностью размыва и снеговых заносов в качестве канала для дренажа.
  • БВ — обозначение въездного поребрика. Такие камни устанавливаются в местах заездов автотранспорта на стоянки, придомовую площадь. Бордюры имеют меньшую высоту при соблюдении общих габаритов.
  • БК — криволинейные конструкции блоков. Изделия используются для ограничения скругленных и извилистых участков.

В нормах ГОСТ предусматривается цифровое обозначение, которое, помимо стандартной маркировки, указывает размеры блоков. С учетом этих показателей выбирается область применения. Например, обозначение БР.100.30.15 указывает, что рядовой камень для тротуара имеет длину 1,0 м, высоту 0,3 м, ширину 0,15 м.

Производственное изготовление

Промышленная технология производства бордюров разделяет блоки из природных камней и бетонные формы. Требования к первому типу регламентируются в ГОСТ 32018–12 . Натуральный камень является отличным материалом, гранитные элементы противостоят влаге, долговечные. Природные бордюры выпускаются с помощью пиления или колются на элементы подходящих размеров. Отделывается продукция полировкой или обжигается на специальном оборудовании. Материал отличается дороговизной и применяется только в значимых объектах дорожного строительства.

Бетонные и железобетонные изделия производятся несколькими способами, при этом размеры дорожного бордюра выдерживаются в соответствии с нормативами:

  • литье бетонной смеси в подготовленную гладкую опалубку;
  • изготовление литьевых элементов с вибрационнымвоздействием;
  • выпуск камней, которые подвергаются вибрации одновременно с прессованием.

Первые два метода применяются при изготовлении материала на небольших предприятиях или в домашних условиях. Для третьего способа требуется специальное оборудование, которое приобретать в условиях мелкосерийного производства нерентабельно.

Размеры бордюров влияют на состав смеси. Длинные (больше 1 метра) элементы изготавливаются из мелкозернистого песка и заполнителя. Такие камни в некоторых случаях усиливаются арматурой. Армирование обязательно применяется для цельных бордюров длиной от 3 до 6 м, которые выпускаются из тяжелых видов бетона. Чтобы сделать такие ограждения дорог, требуется специальная техника.

Читать еще:  Должностные обязанности инженера по качеству

Вибропрессование относится к передовым методам. Изделия отличаются высокими физическими свойствами, используются для изготовления бордюрных элементов на ответственных скоростных автомагистралях, мостах, трассах междугороднего сообщения. С использованием вибропресса автоматизируется производственный процесс, повышается производительность. К установке подаются составляющие компоненты смеси, а смешивание раствора, прессование, вибрирование и пакетирование производит оператор оборудования в автоматическом режиме.

Последовательность производственных циклов:

  • транспортер загружает в смешивающую емкость предусмотренное программой количество песка, цемента, наполнителя и воды;
  • бетономешалка формирует бетонную смесь в результате вращения;
  • необходимое количество раствора подается в форму;
  • форма подвергается вибрации, и сила давления прессует материал;
  • транспортер переносит формы в камеру, где элементы набирают прочность;
  • автоматический пакетировщик собирает и складывает на поддоны или в пачки готовые изделия.

Собственноручное производство

Вначале делается форма для выдерживания раствора или приобретается на рынке. Размер готового блока выбирается самостоятельно, можно не придерживаться нормативных размеров ГОСТ. Гладкая формующая поверхность отливки обеспечивается применением материалов:

  • листов стали толщиной более 0,8 мм;
  • ламинированной фанеры или ОСБ толщиной от 8 мм;
  • чисто выструганной доски, которая обрабатывается герметичными пропитками против увлажнения.

В качестве формы часто применяется металлический швеллер большого размера (№ от 14 до 22). На кусках прогона закрываются торцы и можно проводить заливку. Соотношение компонентов смеси принимается:

  • для цемента М400 — 1:3:4 (цемент, песок, наполнитель);
  • для М500 берется 1:2,5:4,5, соответственно.

В бетономешалку загружают половину компонентов, перемешивают 3−4 минуты и добавляют остальное количество. Дальнейшее приготовление занимает 5−6 минут. В бетоносмеситель вводятся пластификаторы и вода, если требуется краситель, то он разводится в жидкости. Рационально замешать такое количество раствора при изготовлении бордюра из бетона своими руками, которого бы хватило на заливку 7−10 форм.

Заливка в формы

Вибростол используется для повышения качества камней. Готовый бетон помещается в формы и включается вибрация. Если требуется усиление арматурой, то смесь заливается наполовину, а остальное количество раствора добавляется после укладки металлических прутов.

Заполненные отливки после обработки на столе выдерживаются не меньше 48 часов для схватывания. Затем они вынимаются из формы и оставляются в свободном виде на месяц для набора прочности. По истечении этого времени элементы монтируются в качестве элементов ландшафтного дизайна во дворе или саду.

Установка в рабочее положение

Чтобы установить камень, снимается верхний плодородный слой почвы. Разметка делается с помощью натянутого шнура, желательно на всей протяженности будущего ограждения. Глубина канавки составляет половину высоты камня. Так бордюр выступает над поверхностью и прочно удерживается грунтом. Степень заглубления выбирается с учетом подсыпки на дне выемки.

Насыпается слой щебенки, которая смешивается с песком в пропорции 1:1. Для опоры под камнем требуется слой 6−10 см. Материал утрамбовывается и проливается водой для уплотнения.

Бордюр устанавливается на цементно-песчаный раствор в соотношении 1:3 (цемент, песок). Камни располагают по шнуру, для этого постукивают их при необходимости резиновым или деревянным молотком.

Бордюрный камень: особенности производства

Бордюрный камень применяется при обустройстве пешеходных зон, тротуаров, дорог, клумб. Он преграждает путь грязи и воде в межсезонье и в период дождей, служит препятствием для автомобилей, придает аккуратный и завершенный вид ландшафту.

Из чего изготавливают бордюрный камень?

Для изготовления бордюров используют природный камень, металл, бетон. Каменные (из песчаника, известняка, гранита) и металлические бордюры устанавливают достаточно редко и только на частных территориях. Рассматривать технологию их изготовления мы не будем.

Бетонные гораздо популярнее, дешевле, удобнее. Для их производства применяют бетон — вызревшую смесь из цемента, песка, воды и минерального наполнителя с добавками. В качестве наполнителя используют отсев и щебень гранита, известняка и камня других видов.

Кроме бетона, используют металлическую арматуру, которая сохраняет форму тротуарного камня, делает его прочным и долговечным.

Из бетона можно отлить бордюр любой формы.

Технологии производства бордюрного камня

Для изготовления бордюров используют две технологии — литье и вибропрессование. О каждой из них мы поговорим отдельно.

Литье

Это наиболее простой и дешевый способ изготовления бордюров, не требующий (потенциально) больших затрат на обустройство производственной площадки. Все, что необходимо, — это оборудование для замешивания бетона, формы и инструмент для дополнительной обработки тротуарного камня. Бетон просто заливают в форму и оставляют на несколько дней. Раствор застывает крайне медленно, достигая максимальной прочности через месяц после изготовления. Чтобы ускорить производство, используют специальные сушильные камеры, печи. В них изделие «дозреет» гораздо быстрее.

Вибропрессование

Как и в первом случае, при вибропрессовании сначала замешивают бетон, затем подают его в вибропресс. В вибропрессе формируется изделие нужной формы. За счет сильного механического воздействия бетон спрессовывается так, что изделие не теряет формы даже в сыром виде. Готовые камни помещают на поддон и отправляют в пропарочную камеру, где они «дозревают». Далее остается упаковать изделия и отправить на склад (на продажу).

И той, и другой технологией изготовления бордюров смогут воспользоваться и крупные предприятия, и индивидуальные предприниматели. В первом случае оптимальнее пользоваться методом вибропрессования: технология позволяет автоматизировать процесс производства. Правда, в данном случае потребуется чуть больше вложений. Владельцу небольшой площадки выгоднее пользоваться технологией литья, так как для нее требуется гораздо меньше оборудования. Впрочем, и вторая методика подойдет: необязательно покупать промышленный вибропресс, есть модели дешевле и меньше.

Садовые бетонные бордюры своими руками

При обустройстве приусадебной территории и ландшафтных работах бордюром называют элементы, ограничивающие края дорожек, площадок, клумб и других элементов дизайна. Используя бордюр для садовых дорожек, можно красиво оформить границы определенного участка и четко выделить его на придомовой, садовой или парковой территории. Кроме этого, такие материалы удерживают песок основания и края садовых дорожек в фиксированном положении, а также сдерживают разрастание сорных растений.

Материалы для изготовления

Сегодня на территориях частного домовладения и садовых участках можно встретить каменные, деревянные и пластиковые бордюры. К каменным материалам относят бетон, природный камень, клинкерный кирпич и керамические изделия.

Наиболее распространен садовый бортовой камень из бетона. Он отличается невысокой стоимостью, прочностью и долговечностью. Его можно изготовить и установить самостоятельно, при этом изготовление своими руками позволяет получить материал любой формы и разных цветовых оттенков, которые будут хорошо сочетаться с плиточным или брусчатым покрытием дорожки.

Предприятия, выпускающие строительные материалы, производят три вида бетонных бордюр:

Как видно из названий, они различаются по своему назначению и могут иметь различный размер. Стандартные размеры, маркировка, вес, способ изготовления и другие требования к этим материалам регламентируются ГОСТ 6665-91. Изделия имеют прямоугольное поперечное сечение с половинным скосом на одной боковой стороне.

Технические характеристики и маркировка

В частном строительстве в основном применяется бордюрный камень садовый и, несколько реже, дорожный. Магистральные ограждения в частном строительстве не используют из-за их больших размеров и высокой стоимости. На заводах бордюры изготавливаются по технологии полусухого вибропрессования. Технические характеристики, которые заявляют производители, следующие:

  • марка прочности бетонных изделий не ниже М400;
  • морозостойкость 200-300 циклов;
  • класс бетона В30;
  • расчетный срок эксплуатации до 20 лет.

Самый распространенный размер дорожного бордюра — 1000x300x150 мм. У бордюр для садовых дорожек заводского изготовления размеры 1000x200x80 и 500x200x80 мм.

Маркировка изделий заводского изготовления это буквенное обозначение БР и последующие три цифры, соответствующие длине, высоте и ширине в см.

Размеры бордюров.

Способы изготовления бордюр

Бетонный бордюр своими руками для благоустройства приусадебной территории изготавливают одним из двух способов:

  • в виде штучных изделий заданного размера;
  • как сплошную монолитную конструкцию необходимой длины и конфигурации.

В первом случае потребуются несложные формы, которые можно купить или изготовить самостоятельно. Преимущества этого способа заключаются в возможности многократного использования материала и простоте технологии того, как сделать бордюр своими руками.

Читать еще:  Плюсы и минусы профицита бюджета

Во втором варианте потребуется установка опалубки, что сложнее, но есть возможность выполнять красивые закругления, оригинальные повороты и другие необычные дизайнерские элементы. Выбор необходимого варианта определяется, прежде всего, в зависимости от сложности конфигурации дорожки.

Необходимые материалы и инструменты

Для изготовления бетонного бордюрного камня своими руками вам потребуются следующие материалы:

  • цемент марки М400 или М500;
  • гравий или щебень фракции не более 40 мм;
  • мытый или речной песок крупной фракции;
  • пластификатор или жидкое моющее средство;
  • чистая вода;
  • пигментный краситель (если нужно сделать цветные изделия).

В случае изготовления монолитных бетонных бордюр для садовых дорожек в перечень материалов нужно добавить материал для устройства опалубки. Это должен быть плотный гладкий листовой материал или штатная мелкощитовая опалубка заводского изготовления, бруски, гвозди и металлические штыри для фиксации опалубочной конструкции. Для усиления бетона можно использовать стальную арматуру в виде прутка диаметром 6 мм, которую соединяют вязальной проволокой.

Чтобы выполнить эту работу, потребуется следующий инструмент и оснастка:

  • бетономешалка и емкость для приема готовой бетонной смеси;
  • вибростол или погружной строительный вибратор;
  • формы для заливки бетона или строительный уровень и рулетка;
  • лопаты, мастерок, шпатель.

Для сборки опалубки при устройстве монолитного бордюра нужно приготовить молоток, ножовку и шнур.

Самодельные и купленные формы

Способов, как сделать формы для бордюр, существует много. Главное условие — наличие гладкой формующей поверхности. Поэтому в работе рекомендуется использовать:

  • листовую сталь толщиной не менее 0,7 мм;
  • водостойкую или ламинированную фанеру;
  • струганную доску и другие аналогичные материалы.

В качестве готовой формы можно использовать широкий швеллер (более чем 16-й номер). Для этого достаточно закрыть его торцы и можно заливать бетон. Чтобы обойтись без сварки, порежьте на торцах в полках пазы, а затем вставьте в них металлические пластины.

Если у вас нет желания делать формы, то их можно приобрести в магазине или взять напрокат.

Приготовление бетона

Бетонную смесь для изготовления бордюрного камня лучше всего замешивать в бетономешалке. Это обеспечит лучшее качество и высокую прочность готовых изделий. Вымешивать вручную — это долго, тяжело и некачественно, поскольку в состав компонентов входит щебень.

Обратите внимание на чистоту воды и отсутствие глины в песке. Наличие примесей снижает марку бетона и уменьшает долговечность бордюрного камня. Поэтому перед приготовлением смеси песок рекомендуется просеивать, а воду использовать водопроводную или колодезную.

Для того, чтобы готовый бордюрный камень легко вынимался из форм, смажьте их внутреннюю поверхность машинным маслом или другой жидкой смазкой.

Объемное соотношение цемента, песка и гравия определяется как 1 : 2,5 : 3 для цемента марки М400, или 1 : 3 : 4, для марки М500. Первоначально в бетономешалку нужно загрузить половину необходимого песка, половину щебня и перемешать 2-3 минуты. Потом добавить весь цемент, остаток песка и щебня, и перемешивать сухую смесь 4-5 минут.

Пластификатор или жидкое мыло растворить воде и вылить в сухую смесь. Воду добавлять постепенно, до получения необходимой вязкости. Для получения цветных бордюр пигмент добавляют в воду и выливают в смесь. Все закладки материалов производятся при работающей бетономешалке.

Бетон готовиться одинаково для заливки в формы и в опалубку. Разница заключается только в необходимом количестве. Количество форм определяет скорость процесса. Поэтому при возможности их нужно изготовить не менее 8-10 штук.

Заливка бетона в формы

Качественное изготовление бордюрных камней можно получить, используя вибростол, на который устанавливаются заполненные бетоном формы. При отсутствии такого стола бетонную смесь можно уплотнить постукиванием молотка по форме до тех пор, пока из бетонной смеси не будет удален весь воздух.

При необходимости армирования, для получения более прочных изделий, формы заполняются бетоном наполовину. Потом укладываются нарезанные по длине прутки и заливается остальной бетон. После этого производится его уплотнение вибрацией.

После обработки бетона, залитого в формы, его не вынимая нужно выдержать не менее двух суток. После этого произвести расформовку и положить выстаиваться на 3-4 недели. Только по истечении этого срока изделия будут готовы к монтажу. В противном случае вы рискуете поломать готовые бруски во время их установки.

Установка бордюр

Для выполнения установки требуется снять верхний слой грунта на глубину, которая составляет не менее половины высоты камня, а также на ширину в полтора раза больше, чем толщина изготовленных бордюр. После этого в начале и конце участка установки забить колья и натянуть шнур таким образом, чтобы он проходил по внешнему краю бордюр на высоте требуемой установки. Обычно бордюрный камень ставят таким образом, чтобы его верхняя плоскость была на 4-5 см выше плоскости дорожки или земли (в случае ограждения клумбы).

Схемы установки.

На дно выкопанной траншеи необходимо насыпать слой щебеночно-песчаной смеси толщиной 5-8 см и хорошо ее утрамбовать. После этого приготовить цементно-песчаный раствор в соотношении 1:4. Камни необходимо укладывать на этот раствор выравнивая их по уровню и шнуру при помощи резинового молотка.

После установки всех камней их нужно зафиксировать песком, насыпанным по обеим сторонам бордюра. И пролить песок водой для его уплотнения.

Бетонный монолитный бордюр

Бетонный монолитный бордюр всегда монтируется с заглублением в грунт на песчаную или щебеночную подушку. Для этого необходимо выкопать траншею, глубина которой должна составлять не менее трети от полной высоты бордюрного камня. Кроме этого, следует учесть толщину подстилающей подушки в 10-15 см.

В случае строительства новой пешеходной дорожки, такой бордюр монтируется в едином процессе с другими материалами, т.е. отдельные земляные работы не требуются.

После выемки грунта дно выкопанной траншеи трамбуется и в нее засыпается слой песка или щебня, который также необходимо хорошо уплотнить. Далее по обоим краям траншеи устанавливаются опалубочные щиты и по их наружной стороне забиваются металлические штыри. Между собой щиты можно соединить деревянными брусками на гвоздях. Все это позволит создать прочную конструкцию, которая сможет выдержать давление от веса бетонной смеси при заливке.

Для армирования монолита необходимо привязать проволокой перпендикулярно арматурным прутам стойки из прутка и воткнуть их в подстилающий слой. В результате продольные пруты должны лежать на П-образных стойках, воткнутых в слой песка или щебня.

После подготовительных работ бетонную смесь заливают внутрь опалубки и уплотняют вибратором, ручной трамбовкой или штыковкой при помощи металлического прута.

Выравнивание поверхности бордюра выполняется с помощью шпателя.

Для увеличения прочности рекомендуется выполнить поверхностное железнение путем присыпки чистым цементом и втирания его в поверхность бетона. Снятие опалубки можно выполнять не ранее чем через три дня. Полное застывание бетона происходит за 3-4 недели.

Во время схватывания бетон рекомендуется накрыть полиэтиленовой пленкой и поливать его водой один раз в сутки.

В заключение

Как видите, изготовить бордюр своими руками не так уж и трудно. Главное соблюдать технологию работ и использовать качественные строительные материалы.

Однако следует заметить, что при потребности в большом количестве материала лучше купить изделия заводского изготовления. В этом случае вы заплатите больше, но сэкономите время. Вопрос в том, что продолжительность твердения бетона требует длительного времени, а использование недостаточно застывших камней может привести к их порче.

Но если вы не торопитесь и любите работать руками, то этот вариант именно для вас. В результате вы сумеете получить дополнительные элементы благоустройства участка и увеличить продолжительность эксплуатации садовых дорожек.

Источники:

http://vibromaster.ru/rus/article/tehnologiya-izgotovleniya-bordyurnyh-kamney
http://znaybeton.ru/izdeliya/sz/bordyur.html
http://betonli.ru/tehnologiya-izgotovleniya-bordyurnogo-kamnya/
http://www.dortec.ru/statji/tekhnologii-proizvodstva-bordyurnogo-kamnya.html
http://protrotuarnujuplitku.ru/bordyury/sadovye-betonnye-svoimi-rukami.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector