6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таможенная экспертиза объектов интеллектуальной собственности

Содержание

Проблемы таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля и возможные пути их решения

экономические науки

  • Гуликова Мария Сергеевна , студент
  • Лёшина Ирина Сергеевна , студент
  • Поволжский государственный университет сервиса
  • СПЕЦИАЛИСТ
  • ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
  • ЭКСПЕРТ
  • ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
  • ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

Похожие материалы

Отталкиваясь от нормативной базы РФ, можно сформулировать следующее определение: таможенная экспертиза – это разрешение вопросов, возникающих при производстве таможенного оформления, или при проведении таможенного контроля, либо в стадии принятия таможенными органами предварительного решения, либо в иных таможенных целях, если разрешение таких вопросов требует специальных знаний. Так, статья 330 Таможенного кодекса Таможенного союза содержит положение, согласно которому на основании заявлений правообладателей объекты интеллектуальной собственности включаются таможенными органами в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства-члена таможенного союза в порядке и на условиях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

Экспертиза, связанная с исследованием объектов интеллектуальной собственности, назначается таможенными органами и проводится экспертно криминалистическими службами в рамках таможенного оформления и контроля. По действующему законодательству в таможенных целях экспертизу назначают в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ.

Исследование должностным лицом должно быть согласовано с руководителем или заместителем начальника надзорного органа. Это обеспечивается принятием соответствующего постановления. Должностное лицо, в свою очередь, выносит решение о том, что будет выполнена таможенная экспертиза. В акте указываются:

  1. Основания для выполнения исследования.
  2. Наименование органа или Ф.И.О. специалиста, ответственного за проведение таможенной экспертизы.
  3. Вопросы, которые следует разрешить при исследовании.
  4. Список документов и материалов, которые предоставляются в распоряжение специалиста.
  5. Период, в течение которого будет выполняться таможенная экспертиза товаров и должно быть предоставлено заключение.

Так же, экспертизу назначают в порядке и следующих нормативно-правовых документах Российской Федерации:

  • при осуществлении таможенного контроля, статьей 138 ТК ТС «Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания»;
  • при проведении экспертиз по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) статьей 26.4 Кодекса РФ об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы; – при проведении экспертиз в ходе расследования уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов статьей 195 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление».

Цель таможенной экспертизы – получение ответа на вопросы, возникшие при осуществлении таможенного контроля.

Другими целями таможенной экспертизы являются:

  • выявление фактов недостоверного декларирования;
  • обеспечение правильности начисления и взимания таможенных платежей.

Анализ нормативно-правового регулирования судебно экспертной деятельности в области таможенного дела по мнению Нестеров А. В., свидетельствует о неблагополучном положении дел в странах-участницах Таможенного союза.

Проблема заключается в том, что при наличии большого количества экспертных организаций, выполняющих экспертизы в таможенных целях, нет правового документа, который единообразно регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях, независимо в рамках таможенного контроля или любого вида судопроизводства.

Несомненно, что создание единой методической экспертной базы государств-участников Таможенного союза сегодня — это объективная необходимость, предусматриваемая проектом Таможенного кодекса Таможенного союза.

В соответствии с указанным законопроектом и Договором о создании единой таможенной территории (2007г.) таможенные экспертизы на этой территории должны соответствовать стандартным требованиям (должны быть унифицированы, обладать взаимозаменяемостью и совместимостью). В свою очередь в соответствие с положениями Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) порядок назначения и проведения таможенных экспертиз должен соответствовать международным требованиям, в том числе международным стандартам (методикам) проведения экспертных исследований товаров.

Если требования в процедуре назначения и проведения таможенных экспертиз предусматриваются в Таможенном кодексе Таможенного союза, то порядок отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров, очевидно, необходимо разработать (унифицировать) и утвердить в рамках Комиссии Таможенного союза.

Кроме процедуры назначения и проведения таможенных экспертиз необходимо выделить процедуру назначения и проведения исследования проб (образцов) товаров в таможенных целях при осуществлении таможенного контроля, т.к. данные исследования могут проводить не только должностные лица таможенных органов, но и декларанты.

Для исключения фактов получения противоречивых заключений экспертов в разных государствах участниках при исследовании одного и того же образца товара в Таможенном кодексе Таможенного союза не должно быть отсылок к национальному законодательству государств-участников, регулирующему правовые отношения, юридические взаимодействия или формы юридических документов в сфере таможенной экспертизы.

Учитывая необходимость проведения исследования товарных знаков, должна быть введена правовая роль исследователя, на которую назначается должностное лицо экспертно-криминалистического подразделения таможенного органа при проведении исследования именно товарных знаков.

Кроме того, так как в таможенной практике России встречаются факты необоснованного назначения таможенной экспертизы специалисту, то необходимо четко разграничивать правовую роль эксперта и специалиста. В правовой доктрине существует разделение правовых ролей специалиста и эксперта, при этом специалисту запрещено проводить экспертизы и исследования.

Вопрос о необходимости создания в России специализированных судов для решения таможенных вопросов не раз поднимался в научных кругах, но так и не получил своего развития. Необходим Федеральный закон «Об экспертизе», который обхватывал бы как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов. Это несомненно повлечет за собой необходимость кардинальной переработки многих норм закона, включая реорганизацию судебно-экспертной системы в целом. Безусловно, нужен большой труд по решению всех обозначенных проблем, решение которых позволит на единой таможенной территории Таможенного союза:

  1. ​ оптимизировать процесс назначения, организации и производства экспертиз чая в таможенных целях;
  2. ​ снизить количество судебных решений не в пользу таможенных органов;
  3. ​ поднять имидж таможенных правоохранительных служб государств-участниц Таможенного союза на должный уровень.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что таможенная экспертиза представляет собой достаточно сложное научно-практическое исследование. К ней должен быть присущ инновационный характер, связанный с постоянным поиском более совершенных, более эффективных и удобных способов использования имеющихся ресурсов в таможенной сфере.

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза. М.: Рид Групп, 2012.
  2. Об утверждении Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности: Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.03.2011 № 626.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
  5. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 31.05.2001 №73-Ф3.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Таможенная экспертиза объектов интеллектуальной собственности. Часть 1.

Должностным лицам таможенных органов визуально отличить контрафактную продукцию от оригинала крайне сложно. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций согласно ТК ТС ст. 1387 имеет право принять в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указываются основания для ее проведения. Согласно Приложению №1 к приказу ЦЭКТУ ФТС России ОТ 12.03.2014 г. №95 экспертиза объектов интеллектуальной собственности проводится с целью исследования ОИС (объектов авторского права, смежных прав товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товара), а также товаров и документов, содержащих указанные ОИС. Перед таможенными экспертами ставятся такие основные вопросы как:

  • Установление однородности товаров (услуг), в отношении которых обозначения заявлены (зарегистрированы);
  • Установление сходства до степени смешения или тождества исследуемых обозначений зарегистрированным;
  • Установление соответствия исследуемых товаров оригинальной продукции.

Согласно статьи 1515 ГК РФ товары признаются контрафактными в случае, когда на товары, этикетки, упаковки товаров незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение . Из данного определения можно вывести признаки контрафактного товара, определенные законодательно:

  • сходство до степени смешения или тождество обозначения, нанесенного на однородный товар, с зарегистрированным товарным знаком;
  • отсутствие разрешения правообладателя на использование зарегистрированного товарного знака

Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Следовательно, сравниваемые обозначения признаются тождественными, если они полностью совпадают, т. е. являются одинаковыми . Согласно приказа Роспатента от 31.12.2009 N 198 обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

В таблице 2 представлены примеры сравнения зарегистрированного товарного знака «Адидас АГ» («Adidas AG») № 426376 и № 836756 с «конкурирующим» обозначением на товаре, выпуск которого был приостановлен таможенным органом.

Таблица 2 Сравнение товарного знака № 426376 и № 836756 с конкурирующими обозначениями

По статистике таможенных органов России, наибольшее количество подделок выявляется в отношении игрушек, одежды и обувных товаров (пример которых представлен в таблице 2). В Дальневосточном регионе самый большой объем товара обувной промышленности ввозится из Китая. Это можно объяснить близко расположенной границей с КНР и производством обуви по выгодной стоимости для осуществления внешнеторговой деятельности участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Что касается экспорта, то самый большой объем товара экспортируется в КНДР. Возможно, это обусловлено низким уровнем производства легкой промышленности, так как КНДР считается страной с мало развитой экономикой. Растаможить одежду из Китая можно с помощью профессиональной помощи компании ТАЛОР.

Читать еще:  Условия франшизы макдональдс

Количество таможенных экспертиз, выполненных в интересах таможенных органов за 2015 г. составило 5688, а в 2016 г. – 4535. Из них доля на экспертизу ОИС, в том числе перемещаемых незаконно составила в количестве 205 экспертиз – это 3,57 % от общего числа, а в 2016 г. – 186, что составило 4,02 % (таблица 3).

Таблица 3 Экспертизы и исследования, выполненные в интересах таможенных органов за 2015-2016 гг.

Анализ таблицы 3 показывает, что большинство экспертиз в интересах таможенных органов проводилось по вынесению определения об административном правонарушении, это в 2015 г. – 1818, а в 2016 г. – 2155, на стадии уголовного дела – 89 и 81, соответственно. Количество же экспертиз на стадии таможенного контроля в 2015 году проводилось в большем количестве, по сравнению с 2016 г. – 3541 и 2032, соответственно. В таблице 4 представлены данные о видах экспертиз, выполненных в интересах таможенных органов за 2015-2016 гг. Анализ данной таблицы показал, что за 2015 год должностными лицами таможенных органов было проведено больше всего товароведческих стоимостных экспертиз (2831) – доля от общего числа проведенных экспертиз составила 49,27 %, экспертиз по ОИС проведено 205, что составило 3,57 % от общего объема таможенных экспертиз, а в 2016 г. – 186 экспертиз ОИС (4,02 %).

Таможенная экспертиза

Заместитель руководителя управления правовой защиты интеллектуальной собственности

Когда при осуществлении внешнеэкономических сделок возникает необходимость использовать познания в определенных сферах деятельности или науки, следует назначить таможенную экспертизу. Она должна установить соответствие перевозимой продукции (предметов, изделий, веществ, определенных видов товаров и т.д.) нормативам и стандартам, установленных законом РФ. Рассмотрим подробнее, что включается в понятие таможенной экспертизы, и какие виды экспертных мероприятий предусмотрены таможенным законодательством.

Цель и задачи таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза — это исследования, которые организуются и проводятся экспертами таможенного органа или другими уполномоченными учреждениями. Для ее проведения используются научные и специальные познания в сфере таможенного права. Именно такое определение зафиксировано в ст. 388 ТК ЕЭС.

Целями такой экспертизы признаются:

  • установление сведений и данных, которые требуются для оформления товаров, перемещаемых через границу;
  • выявление случаев представления недостоверных сведений при таможенном декларировании;
  • обеспечение достоверности и правильности расчета и уплаты обязательных таможенных сборов.

Исходя из перечисленных целей, по итогам таможенной экспертизы товаров может устанавливаться запрет на перемещение через границу, происходить доначисление платежей, возврат переплаты, и иные юридически значимые действия.

Таможенная экспертиза товаров характеризуется следующими задачами, которые зависят от предмета проводимых исследований:

  • правильная классификация продукции (в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД);
  • определение государства происхождения перемещаемой продукции;
  • установление объективных и достоверных стоимостных показателей товаров, в том числе при режиме переработки продукции на территории стран-участниц ТС;
  • определение свойств и качественных характеристик продукции;
  • подтверждение фактического соответствия задекларированных товаров и реально перемещаемой продукции.

Ключевая роль таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля — установление достоверных и объективных сведений о продукции, подлежащей перемещению через границу и декларированию в ФТС.

Субъекты и объекты таможенных экспертиз

Зачастую экспертиза назначается по инициативе органов ФТС при необходимости использовать специальные познания в определенных сферах деятельности или науки. Субъектами экспертизы в системе таможенного контроля являются:

  • эксперт таможенного ведомства, либо иное назначенное лицо, которое подходит установленным требованиям;
  • должностные лица ФТС;
  • участники ВЭД (например, лицо, которое задекларировало перевозимый товар).

Каждый из перечисленных субъектов обладает комплексом полномочий при проведении экспертных мероприятий, а назначенный эксперт может привлекаться к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Объектами экспертных действий в области таможенного права являются источники юридически значимой информации — предмет, вещи, изделия, документы и т.д. Таможенная экспертиза проводится в отношении строго определенного перечня объектов, перечисленных в решение о ее назначении. Как правило, перед специалистом ставятся конкретные вопросы, которые ему надлежит разъяснить с учетом своих познаний в таможенной сфере.

Виды таможенных экспертиз

Правовая основа при классификация видов экспертных мероприятий установлена п.4 ст.389 ТК ЕЭС. Исходя из предмета исследования, экспертиза по таможенному делу подразделяется на:

  • товароведческую;
  • криминалистическую;
  • технологическую;
  • искусствоведческую и идентификационную;
  • материаловедческую и т.д.

Нужно учитывать, что в перечисленных видах могут назначаться узкоспециализированные экспертные мероприятия (например, химическая экспертиза входит в состав общего вида технологических исследований).

Исходя из обстоятельств, повлекших необходимость в познаниях специалистов, экспертное производство классифицируется следующим образом:

Повторная таможенная экспертиза происходит при участии других специалистов, которые ранее не участвовали в исследовании. Первоначальные эксперты вправе принимать участие при повторном исследовании.

  • первичная таможенная экспертиза — осуществляется по решению сотрудников таможни для исследования предметов, взятых образцов или проб (например, первичная экспертиза качества продукции);
  • дополнительная таможенная экспертиза — если выявляются новые сведения или обстоятельства, не исследованные экспертом при первоначальных мероприятиях;
  • повторная таможенная экспертиза — проводится при несогласии декларанта или ФТС с выводами перечисленных выше экспертных исследований.

Исходя из количественного состава экспертов, исследования подразделяются на три вида:

  • единоличные;
  • комиссионные;
  • комплексные.

В последнем варианте в рамках единого решения могут проводиться несколько самостоятельных видов экспертиз. Например, одновременно проводится экспертиза таможенной стоимости товара и таможенная экспертиза документов.

Организация и порядок проведения таможенной экспертизы

Данный порядок регламентируется гл. 53 ТК ЕЭС и Решением от 20.05.2010 № 258. Этапы исследования заключаются в следующем:

  • принимается решение о назначении одного или нескольких видов экспертных исследований;
  • в нем указывается — основания исследования, данные эксперта или наименование специализированного учреждения, вопросы для дачи заключения, список предоставляемых для исследования материалов и документов, период подготовки итогового заключения;
  • направление уведомления в адрес декларанта или иных заинтересованных лиц (оно должно быть направлено не позднее следующего дня после назначения);
  • передача материалов и документов для проведения исследований;
  • фактическое проведение экспертных мероприятий;
  • подготовка заключения эксперта по таможенной экспертизе и направление его в службу ФТС.

Оспаривание таможенной экспертизы может осуществляться путем назначения повторного исследования, а при несогласии с его выводами — через судебные органы.

Для обращения в суд заинтересованное лицо может по своей инициативе провести независимую таможенную экспертизу товаров. Ее выводы суд будет оценивать наравне с иными доказательствами по делу. Также по ходатайству участников процесса может назначаться судебная экспертиза, вопросы для которой фиксируются в постановлении судебного органа.

Сроки таможенной экспертизы

Срок проведения не может превышать 20 дней с момента принятия экспертом материалов и документов для исследования (ст. 390 ТК ЕЭС). Стоит учитывать следующие нюансы при определении процессуальных сроков на осуществление экспертных действий:

  • особенности таможенной экспертизы стран-участниц ТС могут предусматривать меньшую продолжительность экспертных мероприятий;
  • продление указанных сроков допускается по основаниям, зафиксированным в национальных нормативных актах членов ТС;
  • приостановка срока экспертного исследования допускается по ходатайству эксперта, если для объективного заключения ему необходимо получить дополнительные образцы, пробы или материалы.

В настоящее время, развитие института таможенной экспертизы в рамках единого пространства ТС привело к установлению общего универсального срока на проведение исследований — 20 дней с момента передачи предметов эксперту.

Методы таможенной экспертизы

Методология экспертных действий включает в себя комплекс приемов, используемых при исследовании. В рамках таможенных экспертиз используются следующие основные методы:

  • измерительные мероприятия, которые проводятся с использованием технических средств контроля (например, масса продукции);
  • инструментальный метод, позволяющий определить функциональные, физические, химические и иные свойства и признаки предмета исследования;
  • органолептические методы, в том числе с использование специализированного оборудования и технических средств;
  • информационно-аналитические методы, которые заключаются в анализе технической и иной документации на предметы, изделия и т.д.

Об использовании определенных методов, а также о причинах и основаниях их выбора, эксперт должен включить мотивированный блок в итоговое заключение.

Средства таможенной экспертизы

Для проведения экспертных мероприятий используются технические средства, позволяющие идентифицировать товары по различным критериям. Ключевое значение указанные средства приобретают в случае, если назначена классификационная таможенная экспертиза для правильного определения товарной позиции и субпозиции по ТН ВЭД. При использовании средств таможенной экспертизы должны учитываться следующие нюансы:

  • эксперту передаются отборы проб и образцы продукции, а также сопроводительные документы на товар. Например, сертификационная экспертиза назначается для установления качественных параметров товара, а для ее проведения отбираются образцы, идентичные основной партии продукции;
  • составляется акт таможенной экспертизы, в котором фиксируется указанный отбор. Акт включается в качестве приложения к экспертному заключению;
  • в заключении эксперта должны быть указаны технические средства, которые использовались для проведения исследований, а также сведения об их сертификации, поверке и т.д.

Эксперт вправе самостоятельно выбирать средства исследований, однако должен обосновать свой выбор в заключении.

Таможенная экспертиза объектов интеллектуальной собственности

Защита авторских и патентных прав осуществляется и при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через границу. Основной целью экспертных мероприятий является выявление случаев нарушений прав автора. Особенности экспертизы заключаются в следующем:

  • по отобранным образцам устанавливаются факты фальсификации продукции с нанесением чужих товарных знаков, либо иных способов нарушения авторских прав;
  • по итогам экспертного заключения может приниматься решение об отказе в допуске товаров на территорию, а также об аресте продукции и возбуждении дела о привлечении нарушителя к ответственности;
  • для проведения экспертных действий используются сведения службы Роспатента о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности.

Порядок назначения и проведения экспертиз в отношении объекта интеллектуальной собственности соответствует общим правилам ТК ТС.

Если вам необходима помощь при проведении таможенной экспертизы, либо оспаривание ее результатов, обратитесь к нашим опытным специалистам.

Таможенная экспертиза

Любой товар, который ввозится или вывозится через границу нашей страны, должен соответствовать установленным стандартам. Определить такое соответствие помогает таможенная экспертиза товаров, которая дает ответ о его происхождении, качестве, безопасности и соответствии принятым в РФ нормативам. Именно таможенная экспертиза товаров не дает поступить некачественной продукции на потребительский рынок и стоит на защите международной торговли. Давайте разберемся, что представляет из себя таможенная экспертиза, какие ее виды существуют, как и в какие сроки она проводится.

Читать еще:  Жалоба на бездействие полиции образец

Понятие таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза — это специальные исследования или испытания, которое проводят эксперты для обнаружения бракованных или не соответствующих принятым в России стандартам товаров. Для ее проведения используются научные и специальные познания в сфере таможенного права.

Получается, что таможенная экспертиза является одной из форм проведения контроля над внешнеэкономической деятельностью и необходимым инструментом функционирования таможенного права.

Таможенная экспертиза — это исследование, которое проводится экспертами для решения задач таможенного дела.

Правовые основы таможенной экспертизы

Ее проведение строго регулируется законодательством РФ:

  • главой 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС);
  • Постановлением Правительства РФ № 809 «О Федеральной таможенной службе»;
  • Федеральным Законом № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Цель и задачи таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза документов и товаров ставит перед собой цель установить:

  • соответствие товаров поданной таможенной декларации;
  • правильность расчета и уплаты таможенных пошлин;
  • принадлежность перевозимых товаров к группе запрещенных;
  • качество ввозимой или вывозимой продукции;
  • соответствие товаров нормам безопасности.

Если эксперты обнаружат такие нарушения, то товар запретят перемещать через границу, доначислят платежи или вернут переплату.

Из поставленных целей можно определить и задачи таможенной экспертизы товаров:

  • отнести перевозимую продукцию к продовольственной или непродовольственной (классифицировать по коду ТН ВЭД);
  • определить, в какой стране был произведен товар (для оформления сертификата происхождения);
  • установить реальную стоимость товара, его ценность и безопасность;
  • определить свойства и качественные характеристики товара;
  • провести оценку перемещаемой продукции, которая попадает под режим «переработка на таможенной территории РФ»;
  • проверить соответствие состава товара данным, которые указаны в сопроводительных документах.

Получается, что ключевая роль таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля — это установление достоверных сведений о перемещаемых через границу товарах.

Таможенная экспертиза проверит, соответствует ли перевозимый товар законодательным нормативам или нет.

Субъекты и объекты таможенных экспертиз

Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы установлен ст. 389 ТК ЕАЭС. Она назначается по инициативе таможенных органов для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

Субъектами экспертизы в системе таможенного контроля являются:

  • таможенный эксперт;
  • должностные лица таможенной службы;
  • лица, которые перевозят и декларируют товар.

Все они обладают рядом прав и обязанностей при проведении экспертных мероприятий, при этом за их ненадлежащее исполнение эксперта можно привлечь к ответственности.

Объектами таможенной экспертизы могут быть перемещаемые через границу товары и предметы, их пробы и образцы; сопровождающие товар таможенные, транспортные, коммерческие и иные документы; объекты контрабанды. В решении о назначении таможенной экспертизы всегда строго указано, какой объект нужно исследовать.

Таможенная экспертиза проводится в отношении перевозимых товаров и сопровождающих их документов.

Виды таможенных экспертиз

В зависимости от причины проведения исследования, экспертиза по таможенному делу подразделяется на несколько видов:

Она проводится в отношении различных напитков и пищевых продуктов. Она позволяет установить, к какому классу или группе однородных товаров относится продукция; ее наименование; соответствие качественным характеристикам и техническому описанию; принадлежность к товарам, перевозка которых ограничена или запрещена.

Она дает возможность определить химический состав и содержание компонентов в объекте; установить наличие этилового спирта во взятом образце (тогда товар подлежит особому контролю).

Позволит определить марку, сорт, вид и натуральность товара; его соответствие конкретному нормативно-техническому документу, существующим стандартам и представленной документации; принадлежность отдельной единицы к одной группе.

Ее проводят, чтобы определить принадлежность товара к конкретному классу веществ, изделий или материалов. Перед экспертом ставится несколько вопросов: из какого материала изготовлен товар; какими физическими, химическими или механическими свойствами он обладает; какие технологические критерии оказывают влияние на его классификацию.

Еще ее называют классификационной таможенной экспертизой, поскольку она определяет таможенное наименование товара согласно ТН ВЭД, его качественные характеристики, влияющие на стоимость, и оптовую рыночную цену товара.

Цель данной экспертизы — определение потребительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собственность. Эксперту предстоит определить назначение и свойства товара (потребительские, в соответствии с нормативно-техническими документами), и установить его оптовую рыночную стоимость.

Помимо указанных, могут проводиться технологическая, судебная экспертизы и т.д. При этом таможня может запросить ни одну, а сразу несколько экспертиз. Например, товароведческую и экспертизу таможенной стоимости товара.

Таможенные органы могут принять решение о проведении как одной, так и сразу нескольких экспертиз.

Сначала проводится первичная таможенная экспертиза. Основание — решение таможенного органа. Ее задача — изучить предметы, взятые образцы или пробы (например, первичная экспертиза качества продукции). Если обнаружены новые сведения, которые специалист не исследовал при первичной экспертизе, то назначается дополнительная таможенная экспертиза. Проводит ее тот же самый эксперт, что и проводил первичную. Если вы не согласны с заключением эксперта, то назначается повторная таможенная экспертиза. Однако исследования проводят уже другие специалисты, а предыдущие эксперты могут лишь наблюдать и давать необходимые пояснения. Вы также вправе обратиться за проведением независимой таможенной экспертизы товаров в частное учреждение.

Назначенная таможней экспертиза оплачивается из бюджета, а вот независимая — из собственных средств.

Организация и порядок проведения таможенной экспертизы

Рассмотрим этапы экспертных исследований:

  1. таможенный орган принимает решение о проведении экспертизы, в котором и ставятся вопросы, на которые должен ответить специалист;
  2. на следующий день он уведомляет об этом декларанта;
  3. эксперту передаются необходимые материалы, пробы и образцы для исследований;
  4. как только исследование закончено, эксперт выносит свое заключение и направляет его в таможенный орган.

Отбирают пробы и образцы товаров для проведения таможенной экспертизы должностные лица таможенных органов. Если для их отбора нужны специальные знания или технические средства, то привлекается таможенный эксперт.

Для проведения исследования пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах. Об отборе составляется акт в двух экземплярах. Первый передается декларанту или его представителю, а второй акт таможенной экспертизы прилагается к экспертному заключению.

Об отборе проб и образцов составляется акт.

При несогласии с выводами эксперта назначается повторная таможенная экспертиза. Новому специалисту в обязательном порядке передается заключение предыдущего эксперта. Также можно оспорить таможенную экспертизу через суд.

Сроки таможенной экспертизы

Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 дней. Он исчисляется со дня поступления материалов на изучение. Но эксперт может его продлить, если не может завершить экспертизу в установленный период. Срок могут и приостановить по ходатайству таможенного органа, если эксперту понадобятся дополнительные образцы, пробы и материалы.

Страны-участницы ТК ЕАЭС могут устанавливать и меньший срок на проведение экспертизы.

Методы таможенной экспертизы

По сути, методы — это комплекс приемов, которые используют эксперты при исследовании. В рамках таможенных экспертиз используются следующие методы:

  • измерительный — для установления массы, объема продукции и т.п.;
  • инструментальный — для определения химических, физических и иных свойств товара;
  • органолептический — для определения показателей качества продукции с помощью осязания, обоняния, вкуса и других органов чувств человека;
  • информационно-аналитический — для анализа технической и иной документации на перевозимый через границу товар.

Эксперт должен рассказать в своем заключении, какими методами он пользовался при исследовании и почему.

Средства таможенной экспертизы

Средства, которые применяются при проведении таможенной экспертизы, позволяют идентифицировать исследуемый товар по различным критериям. Рассмотрим, что к ним относится:

Это одно из самых важных средств проведения таможенной экспертизы. Условно их можно поделить на три группы: нормативные, технические и технологические. Первые содержат правила, принципы и характеристики, которые касаются определенных видов деятельности (например, документы в области сертификации). Вторые — конкретные характеристики товара, а третьи — информацию о технологических процессах (например, о способах транспортировки фруктов).

Зачастую применяется в товароведческих экспертизах. К ней относятся условные обозначения, текст, рисунки или графические изображения, нанесенные на товар или упаковку. Именно маркировка позволяет идентифицировать товар и донести сведения до потребителя. Информация с маркировки должна соответствовать сведениям в сопроводительной документации и терминале сбора данных. Иначе речь идет о подделке.

К техническим средствам таможенной экспертизы относится аналитическая лабораторная аппаратура. Она позволяет определить физико-химический состав объектов для классификации содержимого.

Эксперт сам выбирает нужное средство для исследования, но в заключении обязан обосновать свой выбор.

Таможенная экспертиза объектов интеллектуальной собственности

Институт таможенной экспертизы нужен не только для того, чтобы проверять качество товара, но и чтобы защитить авторские и патентные права. Так таможенная экспертиза позволяет по отобранным пробам и образцам установить факты фальсификации ввозимой или вывозимой за границу продукции. Например, нанесение на товар чужого товарного знака.

Если такое нарушение обнаружено, то таможенный орган вправе отказать в перемещении товаров, либо наложить арест на продукцию и вынести постановление о привлечении нарушителя к ответственности. Но как эксперт выявляет нарушение авторских прав? Для этого он использует сведения Роспатента о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности. Сама же экспертиза назначается и проводится по общим правилам ТК ЕАЭС.

Особенность таможенной экспертизы — обнаружение контрафакта, фальсификата и подделок перевозимых товаров.

Интеллектуальная собственность: таможенный аспект

Защита прав интеллектуальной собственности приобретает все большее значение в условиях глобализации мировой экономики и роста международной торговли. Через таможенную границу таможенного союза перемещается все больше товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которая составляет значительную часть стоимости товаров. По некоторым оценкам, 80 % мировой торговли приходится на товары, содержащие интеллектуальную собственность(1)

Международная торговля товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, регулируется, в первую очередь, нормами международного права. Конвенцией от 14 июня 1967 года учреждена Всемирная организация интеллектуальной собственности (2) (ВОИС), которая с 1974 года является специализированным органом Организации объединенных наций (ООН). Одной из целей ВОИС является содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией.

В России отношения, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности, регулируются частью IV Гражданского кодекса РФ. Основными законодательными актами, регулирующими вопросы интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза, являются Таможенный кодекс таможенного союза, Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 20.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее – Соглашение), Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (далее – Закон).

Читать еще:  Сущность цели основные принципы и функции маркетинга

В соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза (ТК ТС) одной из задач таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза, а также контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара и взимания таможенных платежей. Поэтому при пересечении товарами таможенной границы таможенного союза особое значение приобретают два аспекта: включение платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров, а также соблюдение мер по защите прав интеллектуальной собственности.

Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров.

Включение в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности всегда являлось предметом споров и судебных разбирательств между таможенными органами и участниками ВЭД. В соответствии

с пп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения, лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

Уплата платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в отношении импортируемых товаров в большинстве случаев регулируется лицензионным договором, либо договором о коммерческой концессии. Данные договоры могут включать в себя различные условия, различный порядок расчета платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, соответственно, решение таможенного органа о необходимости включения таких платежей в таможенную стоимость только потому, что такие платежи перечисляются, зачастую бывает необоснованным и не соответствует законодательству и условиям конкретной сделки. Судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно, до настоящего времени Высший арбитражный суд РФ не высказался по спорным вопросам включения в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности.

Вопрос о включении в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности требует основательной проработки. Платеж за использование объектов интеллектуальной собственности условно можно разделить на две категории: роялти (отчисления от прибыли и дохода) и паушальный (фиксированный) платеж. В зависимости от экономической природы данных терминов производится расчет лицензионных платежей, включаемых в таможенную стоимость товара. Для того чтобы избежать лишних расходов по уплате таможенных платежей необходимо в лицензионном соглашении четко определить порядок уплаты платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, представить для таможенных целей бухгалтерскую документацию, в которой должны быть расписаны порядок и сроки уплаты лицензионных платежей. Наиболее простым вариантом расчета подлежащих включению в таможенную стоимость лицензионных платежей является случай, когда их величина составляет твердую заранее оговоренную сумму, уплачиваемую с определенной периодичностью, либо составляет определенный процент от известной величины, например, стоимости товара, указанной во внешнеторговом договоре. Более сложной является ситуация, когда лицензионные платежи рассчитываются исходя из величин, которые не известны на момент таможенного оформления, например, в зависимости от величины выручки, которую Покупатель получит при последующей продаже указанных товаров. В последнем случае пунктом 5 статьи 64 Таможенного кодекса таможенного союза предусмотрена возможность отложения определения точной величины таможенной стоимости до получения точных сведений о величине лицензионных платежей. Однако указанная возможность остается до настоящего времени нереализованной ввиду отсутствия соответствующего Решения Комиссии таможенного союза.

Решение Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости» разъясняет порядок заполнения граф декларации таможенной стоимости (ДТС-1). В случае если лицензионные платежи относятся ко всем или нескольким из поставляемых наименований товаров и в соглашении о предоставлении прав на использование объектов интеллектуальной собственности не приводится распределение платежей за такое использование между отдельными наименованиями товаров (например, паушальный платеж), то распределение суммарной величины платежей за использование объектов интеллектуальной собственности между наименованиями товаров производится пропорционально стоимости каждого наименования товаров. По желанию декларанта суммарная величина таких платежей может быть включена в таможенную стоимость товаров с наиболее высоким уровнем налогообложения. Кроме того, по желанию декларанта суммарная величина платежей за использование объектов интеллектуальной собственности может быть отнесена к первой партии товаров, в отношении которых предусмотрены такие платежи.

В случае несоблюдения установленных Соглашением правил определения таможенной стоимости, если лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности не включены в таможенную стоимость, статьей 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании недостоверных сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Соблюдение мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

Использование технологий интеллектуальной собственности без надлежащих прав получило значительное распространение как среди развивающихся, так и среди развитых стран(3). Поэтому помимо контроля таможенной стоимости в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенными органами применяются меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

Согласно статье 12 Закона таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности. В силу особой специфики товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Закон относит товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, к особой категории товаров.

Таможенное законодательство таможенного союза выделяет два вида реестров объектов интеллектуальной собственности – единый для таможенного союза таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется Комиссией таможенного союза и таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенными органами государства – члена Таможенного союза. 21 мая 2010 года правительствами государств-членов таможенного союза подписано Соглашение «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности». Таможенный реестр в Российской Федерации ведется в соответствии с Законом, а также Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденным приказом ФТС России от 13.08.2009 № 1488.

Главой 42 Закона определены меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанные с приостановлением выпуска товаров. Любые товары, даже не включенные в реестры, являются объектами контроля со стороны таможенных органов.

Правом приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенных в реестр, наделяет таможенные органы РФ статья 308 Закона. Согласно п. 2 данной статьи, выпуск товаров приостанавливается на семь рабочих дней. Данный срок может быть продлен в случае, если правообладатель в течение этого срока подал в ФТС России заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр.

В случае приостановления выпуска товаров затрагиваются права и интересы как правообладателя, так и декларанта. Особую важность приобретает защита прав декларанта, которому в случае, если не будет установлено нарушение прав правообладателя, причиняется имущественный вред (ущерб). Согласно п. 5 статьи 331 ТК ТС, ответственность за такой ущерб несет правообладатель в соответствии с гражданским законодательством(4). За счет каких средств правообладатель сможет компенсировать ущерб? Пунктом 3 статьи 307 Закона установлено, что условием включения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности является обеспечение исполнения обязательств способами, предусмотренными гражданским законодательством (например, залог, поручительство, банковская гарантия(5), либо страхование ответственности на сумму не менее 300 000 рублей.

Следует отметить, что статьей 14.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров. Вместе с тем, указанная статья не применяется в случае так называемого «параллельного» импорта, т.е. ввоза товара без разрешения правообладателя, но не являющегося контрафактным.

Меры, принимаемые таможенными органами таможенного союза, соответствуют нормам и правилам ВТО, в рамках которого заключено Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.). Статьи 51-60 указанного Соглашения предусматривают возможность приостановления выпуска товаров таможенными органами, в том числе, предусматривает внесение правообладателем залога или равноценной гарантии в целях недопущения возможности злоупотребления правами. В целом, главной доминирующей идеей Соглашения о ТРИПС является требование о том, что все участники Соглашения должны предоставлять в отношении охраны интеллектуальной собственности остальным его участникам режим не менее благоприятный, чем они предоставляют своим гражданам и хозяйствующим субъектам(6). Следует отметить, что среди приоритетных направлений ВЭД выделяется эффективная защита прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации и российских правообладателей за рубежом(7).

Таким образом, при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, импортерам необходимо особое внимание уделять вопросам расчета лицензионных платежей, а также учитывать возможность принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Согласие правообладателя на ввоз таких товаров позволит избежать проблем при совершении таможенных операций; а в целях оптимизации расходов по ввозу товаров необходимо предъявить в таможенный орган детальный расчет осуществляемых платежей за использование объектов интеллектуальной собственности.

Специалист по методологии таможенного оформления ООО «Национальный таможенный брокер»

[1] Сумин А.В., Харламова В.Н., Абрамова А.В. Международная торговля объектами интеллектуальной собственности: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010 – с. 132.

[2] Конвенция ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19.09.1968 N 3104-VII с заявлением: «Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что Конвенция, учреждающая, регулирует вопросы, затрагивающие интересы всех стран, и поэтому она должна быть открыта для участия всех государств в соответствии с принципом их суверенного равенства».

[3] Сумин А.В., Харламова В.Н., Абрамова А.В. Международная торговля объектами интеллектуальной собственности: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010 – с. 134

[4] Статья 15 ГК РФ.

[5] Раздел 23 ГК РФ

[6] Плетнев К.И., Фетисов В.В. Экономические и правовые основы интеллектуальной собственности: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2009 — с. 107.

[7]Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

Источники:

http://novainfo.ru/article/9478
http://talor.ru/stati/tamozhennaya-ekspertiza-obektov-intellektualnoj-sobstvennosti-chast-1/
http://legal-support.ru/information/blog/spory/tamozhennaya-ekspertiza/
http://yconsult.ru/patentnoe-pravo/tamozhennaya-ekspertiza/
http://www.tks.ru/columns/ionicheva/2011/09/15/0001

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×