Сущность и значение стадии надзорного производства
Понятие и значение стадии надзорного производства
Как правило, незаконные приговоры, определения, постановления суда отменяются или изменяются при рассмотрении в кассационной инстанции. Однако, во-первых, не каждое уголовное дело становится предметом рассмотрения в кассационном порядке, во-вторых, и после рассмотрения дела в кассационной инстанции нередко остаются необнаруженными серьезные ошибки и нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального закона, допущенные по делу, которые колеблют законность и обоснованность приговоров и других судебных постановлений. Могут также иметь место случаи, когда сама кассационная инстанция неверно разрешила дело. Для устранения нарушений подобного рода и существует стадия надзорного производства, являющего таким образом формой надзора и руководства судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов.
Надзорное производство – это исключительная стадия уголовного процесса, представляющая собой проверку судом надлежащей надзорной инстанции законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных приговоров, определений, постановлений по протестам соответствующих должностных лиц прокуратуры и суда в целях выявления и устранения ошибок, допущенных судами первой, второй и надзорной инстанции.
Как самостоятельная стадия уголовного процесса надзорное производство может быть условно подразделено на два взаимосвязанных между собой этапа, каждый из которых включает в себя несколько частей. Первый этап – возбуждение надзорного производства – представляет собой три относительно самостоятельные части:
1) рассмотрение надзорной жалобы уполномоченными на то должностными лицами суда или прокуратуры;
2) истребование в необходимых случаях уголовного дела и его изучение;
3) принятие процессуального решения о принесении надзорного протеста или об отказе в удовлетворении жалобы.
Второй этап – рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции – включает в себя:
а) подготовительную часть судебного заседания;
б) доклад дела судьей;
в) объяснения явившихся лиц;
г) заключение прокурора или поддержание им протеста;
д) принятие и оглашение решения.
При проверке судебных постановлений, вступивших в законную силу, используются методы и принципы, свойственные также кассационному производству, — ревизионное начало и недопустимость поворота к худшему. Согласно ст. 414 УПК, при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами протеста и обязан проверить все производство по делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен в отношении одного или части осужденных, суд обязан проверить дело в отношении всех осужденных.
Суд при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, изменить режим отбывания наказания, установить фактическое начало исчисления срока отбывания наказания и решить иные вопросы, связанные с изменением приговора, но не вправе применить закон о более тяжком преступлении, а также усилить наказание, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 3 ст. 396 УПК.
Признав неправильным оправдание обвиняемого или прекращение производства по уголовному делу в суде первой или кассационной инстанции, равно как и назначение осужденному наказания, по своей мягкости не соответствующего содеянному, суд надзорной инстанции вправе с соблюдением требований статей 387 и 388 УПК отменить приговор или определение и направить дело на новое судебное рассмотрение соответственно в суд первой или кассационной инстанции.
Если неосновательное прекращение производства по уголовному делу или незаконное смягчение наказания осужденному были допущены при рассмотрении дела в порядке надзора, вышестоящая надзорная инстанция вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить в силе с изменением или без изменения приговор суда и кассационное определение.
В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько обвиняемых, суд не имеет права отменить приговор, определение, постановление в части тех осужденных или оправданных, в отношении которых протест не приносится, если отмена приговора, определения, постановления ухудшает их положение.
Необходимо также обратить внимание на общность задач надзорного и кассационного производств, а также оснований к отмене или изменению проверяемых на соответствующих стадиях судебных решений.
В рамках надзорного производства проверяются решения, вступившие в законную силу и потому обладающие свойством обязательности для всех физических и юридических лиц. В данной связи рассматриваемое производство отличается от кассационной проверки рядом общих условий его осуществления.
Жалоба, принесенная на приговор или иное судебное решение заинтересованным лицом, не влечет за собой направление дела в надзорную инстанцию. Пересмотр судебных решений в порядке надзора проводится только по протесту уполномоченного на то законом прокурора, председателя суда или их заместителей. Тем самым обеспечивается стабильность судебных решений.
В порядке судебного надзора может быть проверен более широкий круг судебных решений, в том числе: решения, не подлежащие кассационному обжалованию или опротестованию; определения кассационной инстанции; постановления (определения) нижестоящих надзорных инстанций.
Начало надзорного производства и пересмотр судебного решения не ограничены какими-либо сроками, если в протесте ставится вопрос о необоснованности осуждения лица или о смягчении ему наказания. Однако пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения, постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения, постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускаются в течение одного года по вступлении их в законную силу.
В надзорном производстве, как и в кассационном, проверка законности и обоснованности судебного решения ведется по материалам уголовного дела и дополнительным материалам, представленным вместе с протестом (представление дополнительных материалов в надзорном производстве не предусмотрено УПК, но допускается судебной практикой). В то же время, если в кассационной инстанции могут быть исследованы любые новые материалы, то в надзорной – только те, что относятся к обстоятельствам, которые были предметом исследования в суде и не свидетельствуют о наличии вновь открывшихся обстоятельств. Так, во внимание не могут быть приняты данные о совершении осужденным иных преступлений, которые не были раскрыты к моменту приговора, или материалы, указывающие на заведомую ложность показаний свидетеля. Подобные материалы могут быть изучены на стадии возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Дополнительные материалы подлежат оценке в совокупности с имеющимися в деле доказательствами и наряду с ними могут быть положены в основу решения только об отмене приговора (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда СССР № 2 от 5.04.1985 г. «О применении судами законодательства, регламентирующего пересмотр в порядке надзора приговоров, определений, постановлений по уголовным делам»).
Порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции отличается от процедуры, установленной для кассационного производства. В первую очередь это касается ограничения таких начал, как гласность и состязательность.
В кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). При этом должен соблюдаться принцип инстанционности, т. е. дело пересматривается надзорными инстанциями последовательно, начиная с нижестоящей надзорной инстанции и заканчивая Президиумом Верховного Суда.
Надзорное производство служит гарантией защиты прав и законных интересов личности, а также реализации целей правосудия по уголовным делам. Восстановление справедливости по конкретным делам – всего лишь одна из сторон деятельности судов надзорной инстанции. Другая, не менее важная сторона – формирование судебной практики, направление ее по пути правильного и единообразного применения законодательства.
Сущность и значение надзорного производства;
Надзорное производство – это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесение протеста в порядке надзора, проверка судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.
Производство в подзорной инстанции – самостоятельная акция уголовного процесса. Оно возникает тогда когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив и судебная ошибка не исполнена в кассационном порядке, такой приговор, а также вступившее в законную силу судебное определение или постановление могут и должны быть пересмотрены, отменил или изменил. Такой пересмотр осуществляется в порядке судебного надзора, а само производство по пересмотру именуется производством в надзорной инстанций или судебно-надзорным производством.
Сущность и значение пересмотра приговора, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается прежде всего в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Судья надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых как судами первой, так и судами других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационном производством. Разница же между ними, прежде всего, состоит в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившие в законную силу судебного решения, которые возможно, уже обращены к исполнению, либо даже частично или полностью исполнены.
Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как судебно-надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных судебных или прокурорских органов.
Таким образом, судебно-надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности справедливости, нарушенной не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.
Вместе с тем следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшения положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускается в течение одного года по вступлении их в законную силу.
Вопрос 1. Сущность и значение стадии производства в надзорной инстанции
Надзорное производство — это стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные на то уголовно-процессуальным законом должностные лица суда и прокуратуры при наличии оснований опротестовывают вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, а также определения и постановления кассационной и надзорной инстанций, а надлежащие надзорные инстанции проверяют их законность и обоснованность и принимают по результатам проверки предусмотренные законом решения.
Надзорное производство является исключительной стадией уголовного процесса. Исключительность этой стадии определяется двумя признаками:
1) она возможна только по делу, по которому судебное решение вступило в законную силу. Стадия исполнения приговора тоже наступает после вступления приговора, определения, по становления суда первой инстанции и определения суда кассационной инстанции в законную силу. Поэтому одного этого признака недостаточно для отнесения надзорного производства к исключительным стадиям;
2) надзорное производство может быть осуществлено только по протестам управомоченных на то уголовно-процессуальным законом должностных лиц суда и прокуратуры.
Надзорное производство состоит из двух частей: 1) рассмотрение лицами, указанными в ст. 404 УПК, жалоб о пересмотре приговоров, определений, постановлений, вступивших в законную силу, проверки ими уголовных дел в связи с поступившими жалобами или по собственной инициативе, проверки дел вышестоящими прокурорами по представлениям нижестоящих прокуроров и вышестоящими судами при наличии особого мнения судьи, и принесение ими протеста при наличии к тому оснований. Если оснований для принесения протеста не обнаружено, дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано, и надзорное производство по этому делу на этом заканчивается;
2) рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции по протесту на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной (второй) и нижестоящей надзорной инстанций и принятие одного из предусмотренных ст. 412 УПК решений.
Уголовное дело может и не проходить стадию надзорного производства при отсутствии поводов и оснований для возбуждения надзорного производства.
Стадия надзорного производства начинается с момента поступления в вышестоящий суд или вышестоящему прокурору жалобы осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда либо получения вышестоящим прокурором представления нижестоящего прокурора о принесении протеста в порядке надзора, или поступления в надзорную инстанцию уголовного дела из суда первой инстанции при наличии особого мнения судьи для решения вопроса о принесении протеста в порядке надзора, или истребования лицами, указанными в ст. 404 УПК, по собственной инициативе в пределах их компетенции уголовного дела для проверки и разрешения вопроса о принесении протеста. Заканчивается эта стадия вынесением судом надзорной инстанции соответствующего решения по делу либо возвращением дела в суд, из которого оно было истребовано, при отсутствии оснований для принесения протеста.
Надзорное производство является формой надзора и руководства судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов. В этой стадии осуществляется также надзор вышестоящих прокуроров за законностью и обоснованностью судебных решений, вступивших в законную силу. Пересматривать уголовные дела, по которым решения нижестоящих судов вступили в законную силу, могут только суды надзорной инстанции по протестам должностных лиц, управомо-ченных их приносить. Причем, если в кассационном порядке дело может быть пересмотрено только один раз, то в надзорном порядке — неоднократно, но обязательно с соблюдением принципа инстанционности, то есть дело пересматривается надзорными инстанциями последовательно, начиная с нижестоящей надзорной инстанции и закачивая Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.
Протесты на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления называются надзорными протестами.
В надзорном порядке могут быть пересмотрены все без исключения решения любой судебной инстанции, кроме постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь. Пересматриваются вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной (второй) и нижестоящих надзорных инстанций. Вышестоящие суды, рассматривая в надзорном порядке уголовные дела, по которым вступили в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов, устраняют допущенные по этим делам судебные ошибки и нарушения закона, обеспечивают защиту прав и законных интересов сторон, укрепляют законность в судебной деятельности и содействуют повышению качества работы судов.
Результаты рассмотрения уголовного дела в надзорном порядке отражаются в определении (постановлении) суда надзорной инстанции.
Определение (постановление) — это решение, вынесенное судом надзорной инстанции по вопросу законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления нижестоящего суда, вступивших в законную силу. При наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 33 УПК, суд, рассматривающий дело в надзорном порядке, вправе вынести частное определение (постановление).
Задачи и значение надзорного производства в основном такие же, как и кассационного производства.
Задачами стадии надзорного производства являются:
1) проверка лицами, указанными в ст. 404 УПК, уголовных дел в связи с поступившими жалобами о пересмотре приговоров,
определений, постановлений, вступивших в законную силу, или по собственной инициативе, либо проверка вышестоящим прокурором по представлениям нижестоящих прокуроров, или проверка вышестоящим судом при наличии особого мнения судьи, и принесение ими протеста при наличии к тому оснований;
2) проверка надзорной инстанцией законности и обоснованности приговоров, определений, постановлений нижестоящих судов, вступивших в законную силу;
3) устранение судом надзорной инстанции судебных ошибок и нарушений закона в решениях нижестоящих судов, вступивших в законную силу;
4) обеспечение прав и законных интересов сторон.
Значение этой стадии состоит в том, что она:
1) обеспечивает выявление и исправление судебных ошибок,устранение допущенных нарушений закона нижестоящими судами;
2) служит гарантией обеспечения прав и законных интересов сторон;
3) обеспечивает укрепление законности в судебной деятельности нижестоящих судов, повышение качества судебных решений и оказывает важное влияние на судебную практику.
Производство в порядке надзора имеет ряд общих черт с производством в кассационном порядке. Черты надзорного производства — это предусмотренные уголовно-процессуальным законом положения, которые выражают сущность и свойства надзорного производства в уголовном процессе.
Чертами надзорного производства являются:
1) ревизионный порядок проверки надзорной инстанцией законности и обоснованности приговора, определения, постановления суда;
2) недопустимость поворота к худшему при пересмотре надзорной инстанцией вступивших в законную силу приговоров,определений, постановлений суда.
Ревизионный порядок проверки надзорной инстанцией законности и обоснованности приговора, определения, постановления суда
При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами протеста и обязан проверить все производство по делу в полном объеме (ч. 1 ст. 414 УПК). Суд надзорной инстанции пересматривает решения всех нижестоящих судов по всем вопросам, которые разрешались ими по уголовному делу.
Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен в отношении одного или части осужденных, суд обязан проверить дело в отношении всех осужденных (ч. 1 ст. 414 УПК).
Таким образом, суд надзорной инстанции не ограничен какими-либо пределами относительно объема рассмотрения материалов конкретного уголовного дела и проверяет законность и обоснованность всех судебных решений нижестоящих судов по этому делу.
Предусмотренное уголовно-процессуальным законом ревизионное начало надзорного производства по уголовным делам направлено на обеспечение надзорной инстанцией законности и обоснованности всех принятых нижестоящими судами решений по делу и способствует исправлению судебных ошибок и устранению нарушений закона.
Недопустимость поворота к худшему
при пересмотре надзорной инстанцией вступивших
в законную сипу приговоров, определений, постановлений суда
При пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов надзорная инстанция не вправе ухудшить положение осужденных по сравнению с тем, которое было определено нижестоящими судами в их решениях.
Так же, как и в кассационном порядке, суд надзорной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 414 УПК при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, изменить режим наказания, установить фактическое начало исчисления срока отбывания наказания и решить иные вопросы, связанные с изменением приговора, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.
Если суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела признает неправильным оправдание обвиняемого или прекращение производства по уголовному делу в суде первой или кассационной инстанции, либо назначение осужденному наказания, по своей мягкости не соответствующего содеянному, суд надзорной инстанции вправе с соблюдением требований ст. 387 и 388 УПК 172 отменить приговор или определение 173 и направить дело на новое судебное рассмотрение соответственно в суд первой или кассационной инстанции (ч. 3 ст. 414 УПК). Такое же решение суд надзорной инстанции, согласно ч. 2 ст. 414 и ч. 2 ст. 417 УПК, может принять и при необходимости применить уголовный закон о более тяжком преступлении.
В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько обвиняемых, суд надзорной инстанции не имеет пра-
172 Представляется не совсем удачной ссылка в ч. 3 ст. 414 УПК на ст. 388 УПК.
Поскольку речь идет об отмене судом надзорной инстанции судебных решений
нижестоящих судов из-за мягкости наказания, то надо было бы дать ссылку на ч. 2
ст. 386 УПК, так как, судя по редакции ч. 1 ст. 414 и ч. 1 ст. 386 УПК,
уголовно-процессуальным законом относительно неухудшения положения
обвиняемого (осужденного) как в кассационном производстве, так и в надзорном
производстве установлен одинаковый подход.
173 Следовало бы в ч. 3 ст. 414 УПК после слова «определение» записать слово
«постановление», так как в суде первой инстанции судья единолично может
прекратить производство по уголовному делу.
ва отменить приговор, определение, постановление в части тех осужденных или оправданных, в отношении которых протест не приносится, если отмена приговора, определения, постановления ухудшает их положение (ч. 5 ст. 414 УПК).
Если неосновательное прекращение производства по уголовному делу или незаконное смягчение наказания осужденному были допущены при рассмотрении дела в порядке надзора, вышестоящая надзорная инстанция вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить в силе с изменением или без изменения приговор суда и кассационное определение.
После отмены приговора в надзорном порядке при новом рассмотрении дела суд первой инстанции может усилить наказание или применить закон о более тяжком преступлении только при условии, если первоначальный приговор был отменен в порядке надзора за мягкостью наказания или в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении (ч. 2 ст. 417 УПК). В иных случаях при новом рассмотрении дела мера наказания обвиняемого не может превышать наказания, назначенного по отмененному приговору, и не может быть применен закон о более тяжком преступлении.
В кассационном производстве выводы суда кассационной инстанции основываются также на дополнительно представленных материалах. В надзорном производстве, в отличие от кассационного производства, суд надзорной инстанции принимает решения только на основе материалов, имеющихся в уголовном деле.
Сущность и значение стадии надзорного производства.
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судамиапелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Значение надзорного производства:
1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересовграждан и организаций;
2. обеспечение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).
Характерные черты пересмотра в порядке надзора:
· возможен только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
· предмет пересмотра в порядке надзора — судебные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассационной инстанций);
· пересмотр вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции.
Сущность и значение пересмотра приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается, прежде всего, в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Суды надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых как судами первой, так и судами других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационным производством. Разница между ними состоит в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившее в законную силу судебные решения, которые, возможно, уже обращены к исполнению либо уже частично или полностью исполнены.
Надзорное производство в гражданском процессе: сущность, стадии
Надзорное производство в гражданском процессе – последняя стадия, предусмотренная процессуальным законодательством. Она существовала еще со времени СССР. Однако сохранилась с учетом серьезных изменений. Насколько изменения удачные – отдельная тема для разговора.
В чем его значение
Надзорное производство в гражданском процессе последняя инстанция, в которой пробуют добиться справедливости в рамках страны. Также судьи, пересматривающие дела в рамках надзора, формируют практику, выражая мнение по наиболее интересным и значимым делам. В обзорах практики ВС РФ всегда присутствует отдельный раздел, посвященный результатам деятельности Президиума.
Однако практика и статистика показывают, что, несмотря на значение подобной инстанции, она пересматривает мизерный процент от всех заявлений, поступающих к ней.
Кроме того, юристы, представляющие интересы граждан, сталкиваются с игнорированием нижестоящими судами позиций, высказанных в рамках надзора. Судьи ВС РФ не исключение.
Соотношение с кассационной инстанцией
Надзорное производство в гражданском процессе часто смешивают с кассационной стадией. Они схожи, но все же имеют серьезные отличия. Их мы рассмотрим ниже. Надзорная жалоба направляется после того, как пройдены все иные инстанции. Закон оговаривает перечень судебных актов, которые разрешено обжаловать.
Какие решения пересматриваются
- Решения, принятые по делам, в которых первой инстанцией служили суды субъектов, если ВС РФ пересматривал их в порядке апелляции.
- Решения, принятые военными судами субъектов, если ранее пересматривались в рамках апелляции коллегией по военным делам ВС РФ.
- Решения, рассмотренные в первой и апелляционной инстанции в ВС РФ.
- Определения апелляционной коллегии.
- Определения судебных коллегий по гражданским и военным делам, рассмотренным в рамках апелляции.
- Определения судебных коллегий по гражданским и военным делам, выступивших в роли кассации.
Перечисленный перечень является закрытым. Его формулировка говорит о том, что сторона, желающая добиться пересмотра в надзорной инстанции в гражданском процессе, должна последовательно пройти все имеющиеся инстанции. В противном случае в изучении жалобы откажут, не рассматривая ее по существу.
Кто вправе обратиться
Сторона по делу, лицо, не принимавшее участия, но чьи интересы затронуты. От имени прокуратуры выступает Генеральный прокурор или его заместители.
Изучение приемлемости жалобы
Как организовано производство надзорной инстанции в гражданском процессе? Жалоба не принимается к рассмотрению автоматически. Вначале ее изучает судья из Президиума.
В его компетенцию входит принятие решения о возможности открытия производства. Для принятия решения по жалобе судья вправе истребовать дело, чтобы подробнее изучить материалы.
Также исследуется соответствие жалобы формальным признакам (оформление, уплата государственной пошлины и т. д.), не пропущен ли срок на подачу.
В первом случае судья выносит определение, которым отказывает в открытии производства либо соглашается с ним.
Во втором случае, если пропущен срок на отправку жалобы, судья либо восстанавливает его по просьбе стороны, либо не соглашается с этим.
Жалобы заинтересованных лиц на отказы
Интересно, что восстановление срока или отказ в этом могут обжаловать и заявитель, и обвиняемая сторона.
Если же в открытии дела отказано по существу, то жаловаться на определение вправе только заявитель. Председатель Верховного суда вправе лишь отменить решение об отказе в открытии дела, но не может отменить решение об открытии производства.
Заявление на определение на имя председателя направляется в форме отдельной жалобы. Таким образом, особенность надзорного производства в гражданском процессе – участие председателя в принятии промежуточных решений по жалобе.
Основания для отмены
Кассационное производство открывается при условии нарушения процессуальных и материальных норм. Запрещается ставить вопрос о переоценке фактов, незаконности отказа приобщения новых доказательств на ранних этапах разбирательства.
В суде надзорной инстанции в гражданском процессе законом дан следующий перечень оснований для открытия дела:
- нарушены права и свободы, гарантированные Конституцией и международными правовыми документами;
- затрагиваются права и свободы неопределенного числа лиц (чаще всего речь идет о делах, открытых по инициативе прокуратуры);
- нарушено единство практики (игнорирование постановлений ЕСПЧ, КС РФ, постановлений пленумов и постановлений, принятых ранее в рамках надзора).
Таким образом, сущность надзорного производства в гражданском процессе в восстановлении нарушенных прав и свобод и в сохранении единства судебной практики.
Процедура рассмотрения
Дело рассматривается Президиумом в полном составе. Если ранее председатель или его заместитель принимали решение по делу (восстановили срок или передали материалы для рассмотрения), то их участие в деле исключается.
Докладчик сообщает суду существо дела, суть доводов жалобы. Стороны или лица, по мнению которых решением затрагиваются их права, вызываются, и их отсутствие никак не влияет на процесс. Они вправе дать разъяснения после доклада.
Решение принимается голосованием. Если мнение судей разделилось поровну, жалоба считается отклоненной.
Подача жалобы через председателя
Рассмотрение вправе инициировать председатель суда либо его заместитель. В этом случае сроки подачи — 6 месяцев. Жалоба подается на имя Председателя.
В случае передачи дела в Президиум председатель или его заместитель в разбирательстве участия принимать не может.
Основания для подачи жалобы – нарушение фундаментальных гарантий (доступ к правосудию, справедливое разбирательство) или их существенное ограничение.
Рассмотрение производится согласно вышеописанным правилам.
Результаты рассмотрения
Говоря кратко, возможны следующие варианты:
- отмена всех решений и принятие нового;
- оставление в силе одного из ранее принятых актов;
- отмена решений с направлением дела в одну из нижестоящих инстанций.
В последнем случае в постановлении считается обязательной часть с толкованием норм материального права. Надзорной инстанцией не могут устанавливаться либо считаться недоказанными обстоятельства, не принятые судами первой и апелляционной инстанцией. Запрещено оценивать достоверность доказательств и их соотношение.
В заключение
Фактически законом предусматриваются дополнительные стадии надзорного производства в гражданском процессе за счет участия председателя. Одновременно с этим он может и не использовать исключительные полномочия. Такова особенность производства в суде надзорной инстанции в гражданском процессе.
Источники:
http://studopedia.ru/8_154937_ponyatie-i-znachenie-stadii-nadzornogo-proizvodstva.html
http://studopedia.su/20_125584_sushchnost-i-znachenie-nadzornogo-proizvodstva.html
http://lektsii.org/1-53204.html
http://mylektsii.ru/11-107002.html
http://businessman.ru/nadzornoe-proizvodstvo-v-grajdanskom-protsesse-suschnost-stadii.html