Структура высшего образования в россии
Система высшего образования в России: структура
Одна из самых значительных сфер общественной жизни, от которой зависит всё будущее народа, — система высшего образования в России. Важны одинаково все её социальные институты, учебные дисциплины, методики подачи материала и усвоения информации, а также вся структура построения учреждений образования, поскольку само направление интеллектуального и духовного развития общества зависит от слаженности работы каждого сегмента этой системы.
Значение
В развитых странах образование несёт главнейшую государственную функцию, реализация которой требует огромных человеческих и материальных ресурсов. Система высшего образования в России через множественные реорганизации и реформы пытается достичь мирового уровня. Ей должна быть присуща некая матрица, то есть совокупность принципов, по которым строятся институционные образования и проверяются энергоинформационные коды.
Именно так можно определить повседневное функционирование и постепенное развитие, которое претерпевает система высшего образования в России. Необходимость обновления должна проходить в гармонии всех её элементов, тогда преобразования принесут неоценимую пользу. А необдуманная ломка способна создать необратимые последствия и катастрофы, которые прекратят развитие системы высшего образования России.
Закон
В 2012 году, после принятия Федерального закона об образовании в РФ, обнаружились и позитивные, и негативные стороны политики, по которой выстраивалась система высшего образования в России. Обсуждение законодательной инициативы было очень бурным и противоречивым, поскольку надежда на преодоление тяжёлой ситуации, которую принесли отечественному образованию несколько последних десятилетий, была очень большой.
Но окончательная редакция была неутешительной: проблемы системы высшего образования России оказались не решены, более того, они дополнились и другими, ещё более опасными новациями. Стали явными попытки внедрения в наше образование западных буржуазных принципов, абсолютно не присущих российскому менталитету, создававшемуся многими веками на принципах соборности и равенства.
Истоки
Конец 80-х годов принёс огромную массу публикаций, где клеймилась советская система высшего образования, современной России, якобы, только вредящая: это и «неэффективность», когда человека учат «лишнему», и «неоправданная универсальность».
На этом фоне, подпитывавшем развал страны, и начались дальнейшие разрушительные действия в образовательной сфере. Анализируя современное реформирование системы высшего образования в России, трудно не признать, что в итоге получается гораздо хуже, чем было. Советская модель была более эффективна.
Аргументы
Некачественность старой образовательной матрицы — миф, который разоблачается во многих статьях виднейших учёных, работающих в этой сфере. Например, известнейший обществовед С. Г. Кара-Мурза пишет, что советская школа на всех образовательных ступенях устраивалась по университетскому принципу, учила мыслить глобально, решать сложные разнообразные задачи, ориентироваться в ситуациях.
Система высшего образования современной России таких качеств уже не имеет. Благодаря советской, во всех отношениях гениальной, системе, жизнедеятельность страны уже в 20-е годы сделала гигантский шаг вперёд, поднимая все отрасли народного хозяйства, и это построение общества продолжалось вплоть до самых реформ 80-х годов.
Западная модель
Эпоха буржуазных революций и модернизация, последовавшая за ними, выработали абсолютно другую систему образования. Она характеризуется как «система двух коридоров», где университеты оканчивают очень немногие — весьма небольшой процент населения, который и будет иметь возможность войти в государственную и управленческую элиту.
Остальное население получает знания мозаичного плана, которые дают людям способность лишь к определённому набору функций, очень узко очерченных, а об остальных областях знания они либо вообще представления не имеют, либо оно не отличается ни системой, ни глубиной.
Западные, да и многие российские элитные круги имеют определённую цель: изменения в системе высшего образования России должны полностью сломать прежнюю матрицу. Так называемая Болонская система — образец присутствия «второго коридора» — в данный момент сменяет нашу вузовскую систему, и эта «двукоридорность» теперь стала реальностью всех институтов страны. Перспектива грозит полным отсутствием самого необходимого, ибо некому будет принимать стратегические для страны решения, даже наиболее важные, поскольку элитно-образовательная прослойка в обществе присутствовать не будет.
Как это происходило: первый этап
История развития системы высшего образования России начиналась много веков назад, а в начале двадцатого выстроилась окончательно, усилиями талантливейших учёных, самых великих умов страны. Это не значит, что систему невозможно было реформировать, — подобное происходило неоднократно в советское время, с развитием технического прогресса, литературы, искусств, менялись программы, совершенствовались методики. Но никогда это не принимало необратимых форм.
Убийство отечественной образовательной системы постперестроечных лет проводилось дважды. Сначала её уморили голодом в 90-х: хроническое недофинансирование, множественные удары как тупыми, так и острыми предметами средств массовой информации по самим основам морали и нравственности в российском обществе, подрыв уважения к преподавательскому труду. Это повлекло за собой уход многих талантливых и высококвалифицированных сотрудников. Потери получились невосполнимыми, но система была ещё жива.
Контрольный выстрел в голову
Второй этап реформ произвели в 2000-х. Ломка постигла саму матрицу советского образовательного процесса: введение ЕГЭ, двухуровневая система высшего образования. России и это придётся пережить, однако прежней она уже не будет никогда. Вместе с появлением уровней «бакалавриат-магистратура» сменились и критерии оценки знаний на балльно-рейтинговую, а также было проведено множество других разрушительных новаций. По мнению специалистов, Россия уже прошла точку невозврата, восстановиться даже на позициях тридцатилетней давности она не сможет. Качество образования упало ниже всяких оценок, уровень выпускаемых специалистов не достоин даже критики.
Модернизация системы высшего образования России ещё не закончена, реконструкция продолжается. Всё новые импульсы необратимым преобразованиям дают принимаемые в последнее время законы, указы, постановления, требования, целевые программы, которые так же направлены на слом всей образовательной системы, и особенно — его верхней ступени.
До начала 90-х все вузы были учреждениями государственными, которые управлялись директивами из центра. Сейчас множество негосударственных академий, университетов и институтов неизвестно чему и непонятно как обучают более десяти миллионов человек. Управление системой высшего образования России тоже вышло из строя.
Резюме по пунктам: главное
Рассмотрим, что же теперь мы имеем:
- Социальный статус учёного и преподавателя упал. Крайне низка степень уважения социума к такого рода труду, престижу, уровню оплаты, социальным гарантиям. Сегодня даже самый низкоквалифицированный труд даёт лучшие материальные блага и ступень общественного положения.
- Система образования стала чрезвычайно бюрократизированной, несмотря на катастрофу в качестве образования. Количество чиновников, управленцев отраслью страшно раздуто и с каждым годом только увеличивается. Всё более трудно защищать диссертации, социальные лифты не работают, талантливая молодёжь прозябает, сменив свои красные дипломы на красно-жёлтую униформу рабочих в забегаловках фаст-фуда.
- Централизованная система высшего профессионального образования России ликвидирована со всеми её эталонами и критериями. Вместо кропотливой методической работы на советах, прорабатывающих формы разделения процесса обучения по специальностям, происходит хаотичная нарезка учебных часов в вузах отнюдь не в интересах будущих специалистов и потребностей их в тех или иных знаниях. Создание и ликвидация отдельных вузов тоже происходят по весьма странным критериям, которым не достаёт адекватности.
Нововведённое средство приёма в вузы — ЕГЭ — не отражает собственно знаний и умений человека мыслить творчески, поскольку опирается на тестовый и табличный формат, который способен проверить лишь память и натасканность абитуриента. Логика, проникновение в суть явлений, в их сущность ЕГЭ отразить не может.
Более того, эти качества в процессе экзаменов бывают и вредны, поскольку мешают выполнению конкретного и чёткого задания. Можно предположить, как нововведение отразится на формировании умственных способностей студенческого поколения.
Два уровня
Система «бакалавриат-магистратура» тоже внедрена совершенно напрасно. Ранее специалитет включал пять лет очной формы обучения и шесть — заочной. Болонская же система, внедрившаяся в наши вузы, предполагает четырёхлетнее прохождение всего материала по программам бакалавриата. Базовые курсы урезаны до минимума, ставятся в программы младших курсов, в результате — не усваиваются. Специальные и узкопрофильные дисциплины идут вперемешку с базовыми или изучаются фрагментарно.
Получаются специалисты-недоучки, не мыслящие глобально, более того, практически малоспособные к решению разнообразных задач. Магистратура находится в похожей ситуации. Специализация проводится на профильных кафедрах по спешно сооружённым программам, а также спецкурсами, которые читают преподаватели других кафедр. Хаос и разнобой в головах студентов обеспечен, поскольку выстроенная система обучения отсутствует. К тому же магистранты далеко не всегда получили профильное базовое образование. Что у них в головах за знания после получения диплома — можно себе представить.
Баллы и рейтинги
Балльно-рейтинговая система оценки не отображает истинную успеваемость студентов. Надо сказать, что законодательно эта мера ещё не до конца прописана, но внедрена повсеместно. Причём каждый вуз сам решает все вопросы о выставлении баллов, потому что единой и централизованной оценки успеваемости нет.
Каждый семинар должен иметь творческое обсуждение материала в дискуссиях, и это заменяется гонкой за баллы, когда каждый студент хотя бы два любых слова стремится сказать, чтобы не уйти без заработанных этой фразой цифр. Творческий компонент в обучении убит. Проведение семинаров — пустая формальность.
Довузовское и послевузовское образование
Профильное школьное образование ликвидировано и заменено специализацией по классам. Советские выпускники математических, физических и других специализированных школ шли в науку. Профильный класс обычной школы и десятой доли тех знаний, умений и навыков не даёт: нет той тонкости образовательной структуры и того одухотворяющего любые знания полёта мысли. Система дошкольного образования тоже законом не предусмотрена, а потому можно и её считать ликвидированной. А сколько было вложено коллективного труда в создание этого социального института! И сколько было пользы!
Реформирование системы высшего образования России привело к ликвидации и докторантского образования. В новом законе ничего об этой ступени не сказано, но все в курсе про индекс Хирша. Кандидаты и доктора вынуждены приравнивать свой статус к «PhD», что повсеместно царит в научных кругах зарубежья. Это количественная характеристика продуктивности, основанная на числе публикаций и цитирований их. Как сильно ударит этот перевод по мотивации труда нашей профессуры — становится понятным практически сразу. Они и так не избалованы вниманием общества.
Вывод
Кризис образования в стране тяжелейший, и принятые законы о реформах не способствуют (и нет предпосылок, что будут) выводу страны из этого состояния. Напротив, всё говорит о том, что тенденции приняли необратимый характер. Только всё общество в целом, а также научные и преподавательские сообщества как его части смогут изменить это положение вещей и повлиять на правительственную политику в сфере образования.
Россия должна развиваться полноценно, вернуть статус великой державы и мирового лидера. Для этого нужны высококлассные специалисты в достаточном для такой огромной страны количестве. Болонская система этого обеспечить не сможет, а потому следует немедленно и безо всяких компромиссов от неё отказаться.
Структура высшего образования Российской Федерации
Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях.
Вторая ступень со сроком обучения не менее 4х лет предусматривает получение академической степени бакалавра наук по избранному направлению. Все получившие степень бакалавра наук могут продолжить образование для получения квалификации или степени, соответствующей третьей ступени.
Третья ступень высшего образования позволяет приобрести квалификацию инженера по избранной специальности или степень магистра наук по направлению.
Получая образование в соответствии с программой магистра, каждый обучающийся имеет право одновременно, выполнив требуемые задания и дипломный проект, получить диплом инженера.
В остальных случаях обучение, с целью получения диплома при наличии диплома об образовании третьей ступени, рассматривается как получение второго высшего образования и может осуществляться на платной основе.
Многовариантность способов получения высшего технического образования требует разработки четких норм и требований к выпускникам и образовательным программам.
Высшее учебное заведение — (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование.
Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.
Классический статус: На сегодняшний день в России существует три вида высших учебных заведений, соответствующих определенному аккредитационному статусу, в которых можно получить высшее профессиональное образование: институт, академия и университет.
Для статуса «институт» учебному заведению достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и вести научную работу.
Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет. Научно-исследовательская деятельность ведется, как правило, по нескольким направлениям и составляет значимую часть деятельности вуза. Именно университеты в России являются основными центрами развития научных школ и направлений.
Академия отличается от университета более узким спектром специальностей, как правило, для одной отрасли хозяйства. Например, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Самарская государственная академия культуры и искусств. В академии значительное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности в профильном направлении.
Разные статусы вузов предполагают совершенно разные образовательные пути и возможности. Один и тот же вуз, особенно если он очень сильный, может обладать несколькими разноплановыми статусами. А от студентов зависит, насколько разумно при получении образования они смогут воспользоваться ресурсами вуза. Нынешняя ситуация на рынке образовательных услуг такова, что на нем действует очень много вузов. Многие из них считаются слабыми, такие ждут плановой проверки и боятся закрытия. Также демографическая ситуация сложилась не лучшим образом: если вуз не наберет первокурсников, он может прекратить свое существование. Поэтому, чтобы уцелеть, вузы желают объединяться во что-то университетоподобное. То есть одновременно с подобным стихийным процессом возникают новые статусы вузов.
Автономный вуз: Этот статус получит значительная часть вузов России; он предполагает свободу и право распоряжаться внебюджетными средствами. Руководить такими вузами будет наблюдательный совет, на треть состоящий из представителей самого вуза, а на остальные две трети — из работодателей, чиновников и общественности. Ректора приравняют к наемному управляющему. Идея состоит в том, что на выходе работодатель должен получить специалиста, точно соответствующего требованиям современного предприятия.
Академия: Следует следить за обновляемой информацией от Министерства образования и науки: академиям вот-вот дадут новое определение.
Институт: Так будут называться всего 150 вузов регионального значения. Поскольку, по прогнозам чиновников, в будущем государственное финансирование получат только лучшие вузы, то возможность получить бюджетное образование в институтах остается под вопросом. Хотя говорят, что количество бюджетных мест в вузах всей страны в целом не сократится.
Магистерский университет: Это университет, специализирующийся на подготовке магистров. Первым магистерским университетом в России планирует стать ГУ — Высшая школа экономики.
Научно-образовательный центр: Это всего два вуза — МГУ и СПбГУ. Недавно они получили право разрабатывать собственные учебные программы.
Национально-исследовательский университет: Этот статус придумал еще основатель Стэнфордского университета (США), однако в России о национально-исследовательских университетах заговорили только в 2008 году. Это МГУ, СПбГУ, Федеральный технологический университет на базе МИСиС, Федеральный ядерный университет на базе МИФИ. Сформирован еще не весь список. Ректор МГУ В. Садовничий предполагает, что национально-исследовательскими университетами станут также МГТУ им. Н. Э. Баумана, а еще — политехнический и горный университеты Санкт-Петербурга. В эти вузы рекомендуется поступать тем, кто с первого курса планирует включаться в серьезную научную работу, к концу учебы в вузе хочет стать автором нескольких десятков научных статей, а на протяжении своей карьеры будет вести исследования, имеющие важное значение для России. Это позволит сделать крепкая научная школа (или ряд школ) вуза и его программы, формируемые на научной основе.
Олимпийский университет: Российский международный олимпийский университет (РМОУ) откроется в 2012 году в Сочи. Эта информация, возможно, пригодится нынешним абитуриентам уже для второго высшего образования, если есть планы стать профессионалами в области международного спортивного менеджмента.
Особо ценный объект культурного наследия народов РФ: Этот статус изначально придуман не для вузов, но тем не менее у 10 из них он есть. Три из них — в Москве (МГУ, МГТУ им. Баумана, РГАУ (МСХА им. К. А. Тимирязева), четыре — в Петербурге (СПбГУ, Военно-медицинская академия имени Кирова, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный горный институт имени
Г. В. Плеханова), один — в Казани (университет) и два — в Томске (университет и политехнический университет). Территория таких вузов находится под охраной государства. Здесь стены помогают учиться.
Вводится с предстоящего учебного года на базе средних учебных заведений (см. рубрику «Письменный стол журнала «ВЕСТНИК Абитуриент»). Это вариант для тех, кто, возможно, звезд с неба не хватает, но хочет иметь высшее образование, серьезнуюпрофессию и высокую зарплату. Уже в самой идее такого статуса учебных заведений заложено стремление предложить достойный ответ на запрос промышленных предприятий, которым нужны высококвалифицированные сотрудники. Какие? Нынче в дефиците, скажем, сварщики со знанием современных технологий работы.
Университет: Скоро их будет примерно на 450 меньше. И на вопрос, что такое университет, прозвучит новый ответ — новый, поскольку разрабатываются новые правила, по которым будут разграничены университеты, академии и институты. Тем, кто собирается в какой-либо университет, название которого не приводится на этих страницах, следует рассмотреть вариант, что поступать-то вы будете, может, и в университет, а вот выпускаться — возможно, уже из института.
Федеральный вуз: Таких только два — МГУ и СПбГУ. Они могут не подчиняться госстандартам на образование. Они смогут создавать предприятия, запускать инновационные проекты — а это, если подумать о будущем, уникальные рабочие места. Со временем федеральными станут около 55 вузов, которые получат максимум государственной финансовой поддержки.
Федеральный университет: Их придумал президент Медведев — и новостные агентства уже назвали их новыми видами учебных заведений. Идея такова: на один федеральный округ — по одному федеральному университету.
А каждый университет «склеивается» из классического университета и, скажем, технического. Сибирский федеральный университет в Красноярске создан путем объединения четырех вузов, Южный в Ростове объединил в себе два. Это реальные вузы, они уже есть, туда можно поступать. На очереди — создание Дальневосточного госуниверситета во Владивостоке. А еще такие университеты хотели бы создать у себя Воронеж, Екатеринбург, Казань и Калининград. Ожидается, что в 2015 году программы обучения получат международную аккредитацию, а дипломы выпускников — международное признание.
В Российской Федерации существуют следующие основные виды высших учебных заведений: институты, академии, университеты. Различия между этими видами вузов указаны в статье 9 Федерального Закона о высшем и послевузовском профессио-нальном образовании.
Разъясняющие комментарии к этой статье сведены в таблицу:
Структура высшего образования в россии
О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Российская система образования сегодня переживает период масштабных преобразований. Новый импульс реформам придал и ряд принятых в последнее время федеральных нормативных документов, где обозначены желаемые цели и инструменты реализации государственной политики в области образования. В числе таких документов:
• федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года;
• государственная программа РФ «Развитие образования»;
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»,
• Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»,
• Постановление Правительства РФ от 24.05.2013 N 438 «О государственной информационной системе «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам»;
• Постановление Правительства РФ от 11.04.2017 N 431 «О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ»;
• Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
• Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».
В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены следующие ключевые изменения:
• прописана независимая оценка качества образования (ст. 95), общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ст.96);
• введение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения, разработанных с учетом профессиональных стандартов;
• были разграничены функции государства и общественных структур в сфере оценки качества образования и деятельности образовательных организаций;
• аспирантура стала уровнем высшего образования;
• впервые в законодательство были введены понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения;
• особое внимание уделено созданию условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
• усиление роли международной мобильности студентов и преподавателей.
Государственная аккредитация – это процедура подтверждения соответствия образовательной деятельности по основным образовательным программам профессионального образования на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Государственная аккредитация рассматривается как государственная услуга и проводится федеральным государственным органом, исполняющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки). Государственная аккредитация носит заявительный характер, но является обязательной для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию. Результатом прохождения государственной аккредитации является выдача образовательной организации свидетельства о государственной аккредитации сроком на 6 лет. В случае выявление нарушений (отклонений) от требований ФГОС, Рособрнадзор имеет право выдачи предписаний, проведения внепланового федерального государственного контроля качества образования, а также на приостановление или отказ в государственной аккредитации. Этот факт доводится до сведения учредителя, региональных органов исполнительной власти и органов прокуратуры.
Независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.
Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность — это признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая ее проводит.
Профессионально-общественная аккредитация – это процедура оценки и признания качества образовательных программ профессионального образования на соответствие требованиям профессиональных стандартов и рынка труда, проводится профессиональными и общественными организациями на добровольной основе.
В отличие от государственной аккредитации задачей общественных механизмов оценки является повышение качества образования, стимулирование развития учреждений образования, признание их достижений на национальном и международном уровне.
Сведения о профессионально-общественной аккредитации учитываются в процедурах контроля и оценки качества образования на государственном уровне:
• при государственной аккредитации;
• при процедурах контроля и надзора;
• при участии в конкурсе по распределения контрольных цифр приема на обучения за счет бюджетных ассигнований.
Кроме того, эти сведения могут использоваться в процедурах межвузовского и международного сотрудничества, а также для усиления имиджа организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, профессионально-общественная аккредитация все больше востребована среди вузов как механизм управления качеством образования.
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
В мае 2018г. Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в два самостоятельных ведомства: Министерство просвещения Российской Федерации, занимающегося вопросами дошкольного и школьного образования и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. В настоящее время идет формирование кадрового состава министерства науки и высшего образования РФ, определяется функционал и структура департаментов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г Федеральная служба по надзору и контролю (Рособрнадзор) была выведена из состава министерства образования и является самостоятельным государственным органом исполнительной власти. Руководство деятельностью Рособрнадзора осуществляет Правительство Российской Федерации. Рособрнадзор проводит государственную аккредитацию образовательной деятельности по каждой образовательной программе на соответствие требованиям действующего ФГОС. В число полномочий Рособрнадзора также входят:
• федеральный государственный надзор за деятельностью образовательных организаций,
• федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
• лицензирование образовательной деятельности организаций,
• нострификация иностранных документов об образовании.
Управление системой образования в России
СВЕДЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В Российской Федерации образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее образование реализуется по следующим уровням:
1. Дошкольное образование;
2. Начальное общее образование;
3. Основное общее образование;
4. Среднее общее образование.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1. среднее профессиональное образование;
2. высшее образование — бакалавриат;
3. высшее образование — специалитет, магистратура;
4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Современная система высшего образования в России: вчера, сегодня, завтра
Подобрать программу обучения и оставить заявку на поступление в вуз можно через интернет.
Дистанционное высшее образование, как правило, обходится дешевле и проводится в рамках заочной формы обучения.
Стоимость высшего образования в институтах может значительно варьироваться в зависимости от формы обучения.
Бизнес-образование — возможность получить не только востребованную специальность, но и начать собственное дело!
Высшее образование c перспективой успешного трудоустройства — преимущество, которое предлагают современные вузы.
При выборе вуза перед отдельными абитуриентами и их родителями нередко встает сложный вопрос: какая система образования – западная или российская – открывает бо?льшие возможности для получения наиболее качественного образования и перспективного трудоустройства? Все о прошлом и будущем российского высшего образования в сравнении с западной системой — в данной статье.
На пути к западной модели
Пожалуй, самое важное событие в развитии системы современного высшего образования произошло в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. Болонский процесс — это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. На данный момент декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Что дают студентам из разных государств сходные уровни высшего образования? В первую очередь — возможность свободного передвижения между вузами в период обучения (стажировки и международные обмены как для преподавателей, так и для студентов, участие в международных проектах), а также трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.
Таким образом, к 2010 году Россия реформировала национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации: главным образом, наряду со специалитетом и аспирантурой были введены бакалавриат и магистратура, как это принято в европейских вузах. В результате последние стали выдавать всем выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
Законодательство и стандарты высшего образования
Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. На данный момент действует третье поколение стандартов, которые утверждались с 2009 г. Именно они сегодня называются федеральными. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с 1 сентября 2013 года были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования. Основные изменения, относящиеся к высшему образованию в рамках принятого закона:
- Аспирантура становится отдельным уровнем высшего образования.
- Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.
- В соответствии с федеральными стандартами специальные учебно-методические объединения разрабатывают примерные образовательные программы, на основе которых вузы создают собственные образовательные документы. Некоторым вузам (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.
Уровни образования
Согласно новейшему российскому законодательству выделяют три уровня высшего образования:
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Бакалавриат
Бакалавр — это академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению подготовки (специальности). Прием в бакалавриат производится на конкурсной основе по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ), однако это относится только к абитуриентам, имеющим среднее общее образование. Выпускники профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) поступают на программы бакалавриата по внутренним вступительным испытаниям на основании диплома. Бакалавр имеет право после сдачи специальных экзаменов поступить на следующую ступень образования и получить степень магистра или специалиста. Бакалавриат дает широкие возможности при трудоустройстве благодаря базовым, основным, знаниям, необходимым для начала карьеры. Длительность обучения в бакалавриате — 4 года для выпускников обычных 11-летних школ и, как правило, 3 года для выпускников профессиональных образовательных учреждений. Также бакалавриат расширяет возможности дальнейшего обучения и трудоустройства за рубежом, так как степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всем мире.
Магистратура
Магистратура — вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией. Длительность обучения — 2 года. Для поступления необходимо сдать специальный квалификационный экзамен, который определяется вузом, и пройти по конкурсу. В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты. Причем совершенно не обязательно, чтобы это была одна и та же образовательная организация. Степень бакалавра можно получить, закончив одну образовательную организацию (например, негосударственную), а за степенью магистра — поступать в другую (например, в государственную). Однако не прошедшие по конкурсу бакалавры могут получить степень магистра только на платной основе. Степень магистра дает право на дальнейшее обучение в аспирантуре. Поступившим в магистратуру, также как и в бакалавриате, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
Специалитет
Это традиционная ступень для российского высшего образования, которая существовала до подписания Россией Болонской декларации и существует до сих пор. Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного направления. Поступление производится на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения — 5 лет при очной форме, 6 лет — при заочной. Специалитет дает право поступления в магистратуру или аспирантуру. Квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Поэтому после специалитета невозможно поступление в магистратуру на бюджетной основе, так как это, согласно закону, будет считаться получением второго высшего образования. Зато специалист, в отличие от бакалавра, может поступить в аспирантуру. Диплом специалиста традиционно считается престижным в России, однако он создаст проблемы при трудоустройстве за границей.
Аспирантура
Аспирантура — это отдельный уровень высшего образования в России, цель которого — подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Ученая степень присуждается аспиранту после сдачи кандидатского минимума (экзаменов) и защиты диссертации. Поступление в аспирантуру на бюджетной основе возможно только после специалитета. Бюджетные аспиранты обеспечиваются государственными стипендиями. Аспирантам дается отсрочка от призыва на военную службу. Обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение трех лет, а при заочной форме — четырех лет. В некоторых европейских странах терминам «аспирант» и «аспирантура» соответствуют «докторант» и «докторантура».
Вузы России
Управление образованием в России осуществляется на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в функции которого входит: утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, лицензирование, государственная аккредитация и ликвидация образовательных учреждений, реализация права на получение бесплатного высшего образования, разработка и реализация государственных и международных программ в сфере образования и многое другое. Что касается регионального и муниципального уровней, то высшее образование не входит в полномочия госструктур, работающих на этих уровнях.
В России существует три вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия, институт. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру специальностей. Он должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук. Академия реализует образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, в рамках которой академия должна осуществлять научные исследования. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (аспирантура не является обязательной) в определенной области профессиональной деятельности. Широкий спектр научных исследований для институтов не обязателен.
Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в десятку лучших вузов РФ входят: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет. Лучшие экономические вузы России в 2013 году по рейтингу «Эксперт РА»: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.
Качество высшего образования
Несмотря на все проведенные реформы, качество высшего образования в России остается под большим вопросом. В 2014 году Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не растет, несмотря на то, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года. Что мешает развиваться российским вузам? По словам Ливанова, это устаревшая система управления в российских вузах, а также низкая доля иностранных преподавателей, имеющих достойную квалификацию. Невысокая академическая репутация и низкий рейтинг наших вузов в мировом академическом сообществе объясняются слабой интернационализацией. Также среди причин Ливанов назвал плохую инфраструктуру, в которую долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы.
Такая оценка Министра образования вполне объяснима. В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Лидером являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, занимающий 114-е место, СПбГУ (233-е место) и МГТУ им. Н.Э. Баумана (322-е место).
Тенденции развития образовательных услуг
Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? Среди основных можно выделить:
- Интернационализацию высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов, возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок.
- Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Среди образовательных организаций, наиболее быстро перестраивающихся под новые требования законодательства и работодателей, следует выделить Институт международных экономических связей. Помимо занятий по программе студенты могут посещать мастер-классы специально приглашенных экспертов. Среди спикеров можно встретить известных представителей науки, культуры, банковской сферы и других направлений бизнеса. В основе учебных программ лежат актуальные требования современных работодателей. Проводятся мастер-классы и семинары с участием известных бизнесменов, менеджеров, руководителей крупных предприятий, политиков.
- Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования. Целевая аудитория дистанционной формы обучения — взрослые, самостоятельно зарабатывающие люди, которые занимаются профессиональной деятельностью и хотят получить прикладные знания для карьерного роста. Дистанционное образование незаменимо для удаленных городов, где другая возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует. Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе.
Образовательные технологии не стоят на месте. В условиях жесткой конкуренции российские вузы вынуждены совершенствовать свою деятельность, предлагая рынку не просто новые, но более качественные образовательные программы. И хотя многие абитуриенты и их родители остаются приверженцами традиций советской школы, современное образование ориентировано на практическую применимость, чтобы выпускники смогли максимально быстро и эффективно использовать свой интеллектуальный ресурс при строительстве собственной карьеры.
Уровни высшего образования
Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.
Первый уровень
Бакалавриат
По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.
Второй уровень
Специалитет
В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.
Магистратура
Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».
Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации
АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.
АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.
© КФУ
ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.
АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.
Второе высшее образование
Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.
Источники:
http://businessman.ru/new-sistema-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-struktura.html
http://studwood.ru/1650895/pedagogika/struktura_vysshego_obrazovaniya_rossiyskoy_federatsii
http://ncpa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=251
http://www.kp.ru/guide/sovremennoe-vysshee-obrazovanie.html
http://studyinrussia.ru/study-in-russia/info/levels-of-education/