5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стадии надзорного производства в арбитражном процессе

Содержание

Надзорное арбитражное судопроизводство

Сущность пересмотра судебных актов в порядке надзора

Надзорная инстанция является самой высшей инстанцией по пересмотру и проверке законности судебных актов арбитражных судов нижестоящих инстанций. Судебные акты, принятые арбитражным судом надзорной инстанции, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

С принятием АПК РФ 2002 г. данная инстанция претерпела значительные изменения, прежде всего это касается оснований изменения и отмены судебных актов путем их конкретизации. Если в соответствии с положениями АПК РФ 1995 г. такими основаниями являлись незаконность или необоснованность судебного акта, то, согласно нормам АПК РФ 2002 г., проверке подлежит только законность принятых судебных актов.

В большей степени современная надзорная инстанция в основном уделяет внимание единообразию правоприменительной практики, а именно толкованию и применению норм права, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, поскольку проверка законности и обоснованности судебных актов — основная задача арбитражного суда кассационной, а не надзорной инстанции.

В России в роли надзорной инстанции выступает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, расположенный в Москве, который состоит из Пленума ВАС РФ, Президиума ВАС РФ, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, а каждая судебная коллегия, в свою очередь, делится на три судебных состава по рассмотрению более узкого круга вопросов.

Пленум ВАС РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, например такие, как: рассмотрение материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дача разъяснений по вопросам судебной практики; разрешение вопросов о выступлении с законодательной инициативой; разрешение вопросов об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров и иные не менее важные вопросы. Пленум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя и судей ВАС РФ.

Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя ВАС РФ и председателей судебных составов ВАС РФ.

Президиум ВАС РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации; а также отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.

Учитывая все вышеизложенное и в силу полномочий, предоставленных ВАС РФ, К РФ и ФКЗ, ВАС РФ вправе давать разъяснения нижестоящим судам о применении той или иной нормы в конкретно сложившейся ситуации в виде постановлений Пленумов ВАС РФ. Более того, несмотря на тот факт, что на сегодняшний день судебный прецедент и судебная практика не являются официальным источником российского права, арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанции негласно должны придерживаются позиции, сформулированной арбитражным судом надзорной инстанции.

Основания для пересмотра и возбуждения надзорного производства

Лица, участвующие в деле, и иные лица (в том числе и прокурор) в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права (ч. 2 ст. 292 АПК РФ).

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано непосредственно напрямую в ВАС РФ в письменном или электронном виде в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Под «другими исчерпанными способами» законодатель подразумевает, что заявитель перед обращением в ВАС РФ должен подать жалобы сначала в арбитражный суд апелляционной инстанции, потом в случае неудовлетворительного исхода в арбитражный суд кассационной инстанции. И только после этого у лица появляется возможность на пересмотр всех принятых по делу неудовлетворительных судебных актов в порядке надзора.

Первым отличием надзора от апелляции и кассации является то, что лицо обращается в арбитражный суд надзорной инстанции не с жалобой на судебный акт, а с заявлением о пересмотре судебного акта.

Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано заинтересованным лицом со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом (ч. 4 ст. 292 АПК РФ).

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей ВАС РФ в пятидневный срок со дня его поступления в надзорную инстанцию (ч. 2 ст. 293 АПК РФ).

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, поданные с соблюдением требований, предусмотренных законом, принимается к производству ВАС РФ.

О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство. Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей ВАС РФ в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления или представления в ВАС РФ или со дня поступления в ВАС РФ дела, если оно было истребовано из арбитражного суда. Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора суд может истребовать дело из арбитражного суда, о чем выносится определение. При наличии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, суд выносит определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора.

Согласно ст. 304 АПК РФ основаниями для пересмотра судебного акта в порядке надзора являются:

  1. нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
  2. нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
  3. нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Порядок и процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора. Полномочия арбитражного суда надзорной инстанции

В случае наличия оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, для пересмотра судебного акта в порядке надзора, арбитражным судом надзорной инстанции выносится определение о передаче заявления и дела в Президиум ВАС РФ.

Таким образом, Президиум ВАС РФ принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда.

Президиум ВАС РФ рассматривает дела в порядке очередности их поступления в Президиум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум (ч. 2 ст. 303 АПК РФ).

Президиум ВАС РФ правомочен рассматривать дела в порядке надзора при наличии большинства членов Президиума.

Лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, другие лица, участвующие в деле, также могут участвовать в заседании Президиума ВАС РФ, что тоже достаточно ново для российского арбитражного законодательства, поскольку до 2002 г. присутствие заявителей и иных лиц, участвующих в деле, при пересмотре судебного акта в порядке надзора не практиковалось.

Докладчик по делу — судья ВАС РФ — излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта, а лица, участвующие в деле, в случае их присутствия, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи — докладчика.

После выступления лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, других лиц, участвующих в деле и присутствующих в заседании, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановление в закрытом совещании.

Президиум ВАС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или доказаны в решении, постановлении или были отвергнуты указанными судебными актами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должны быть приняты при новом рассмотрении дела. Президиум ВАС РФ исследует, насколько правильно была применена та или иная норма материального или процессуального права в конкретной ситуации в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами; дает оценку судебному акту нижестоящего суда с точки зрения его законности (ст. 305 АПК РФ).

Постановление Президиума ВАС РФ принимается большинством голосов судей. Председательствующий в заседании голосует последним. При равенстве голосов судей заявление или представление оставляется без удовлетворения, а судебный акт — без изменения. Судья, несогласный с мнением большинства членов Президиума ВАС РФ, вправе изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума ВАС РФ (ст. 303 АПК РФ).

Судья, голосовавший за принятое постановление Президиума ВАС РФ по существу рассматриваемого дела, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по мотивировке принятого постановления, также вправе изложить в письменной форме свое особое мнение. В таком случае особое мнение судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума ВАС РФ.

По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум Вас РФ вправе:

  1. оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;
  2. отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВАС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;
  3. отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;
  4. отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
  5. оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов;
  6. присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении (ст. 305 АПК РФ).

В случаях изменения или отмены решения, определения или постановления Президиум ВАС РФ должен указать конкретные основания для изменения или отмены судебного акта.

Постановления арбитражного суда надзорной инстанции

По результатам рассмотрения дела Президиум ВАС РФ выносит постановление; указания, содержащиеся в нем, в том числе на толкование закона, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело, а в случае принятия нового судебного акта, позиция, изложенная в нем, также обязательна для всех арбитражных судов нижестоящих инстанций.

Читать еще:  Льготы инвалидам 2 группы москва

Постановление Президиума ВАС РФ по структуре практически ничем не отличается от судебных актов арбитражных судов первой, апелляционной или кассационной инстанций. Оно также состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В постановлении Президиума ВАС РФ, согласно ст. 306 АПК РФ, указываются:

  1. номер дела, дата и место принятия постановления; состав суда, принявшего постановление;
  2. наименование лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, его процессуальное положение;
  3. наименования лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий;
  4. наименования арбитражных судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной, кассационной инстанциях; сведения о принятых по делу судебных актах; краткое содержание оспариваемого судебного акта;
  5. доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, и требования заявителя;
  6. возражения, содержащиеся в отзыве на заявление или представление о пересмотре дела в порядке надзора;
  7. объяснения лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании;
  8. основания для изменения или отмены судебного акта, присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказа в ее присуждении, установленные судом, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
  9. мотивы принятого постановления;
  10. выводы и решения по результатам рассмотрения заявления или представления;
  11. действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом при направлении дела на новое рассмотрение;
  12. размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия, копии которого направляются лицам, участвующим в деле, а также другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления.

Постановление Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в «Вестнике ВАС РФ» и размещается на официальном сайте ВАС РФ в Интернете.

Из вышесказанного в настоящей главе очевидна высокая роль статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, значимость и обязательность его судебных актов для всех нижестоящих арбитражных судов Российской Федерации, не только как высшего судебного органа, но и как законотворческого и практикоформирующего.

Надзорное производство в современном арбитражном процессе

Надзорное производство в арбитражных судах означает пересмотр вступивших в законную силу решений, определений, постановлений арбитражных судов в особом порядке, предусмотренном гл. 36 АПК РФ.

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора – это исключительная стадия арбитражного процесса, необходимость в которой возникает в тех случаях, когда судебная ошибка иным путем уже не может быть устранена. Например, стороны исчерпали возможности апелляционного и кассационного производства или истекли сроки для подачи апелляционной, кассационной жалобы (протеста). Вместе с тем основная цель арбитражного процесса – достижение объективной истины по делу, разрешение спора, существующего между сторонами, возможно в надзорном производстве.

Производство в надзорной инстанции существует в современном арбитражном процессе с 1992 г., появившись с принятием первого кодифицированного акта, регламентирующего арбитражное судопроизводство – АПК РФ 1992 г. Действовавшие до принятия АПК РФ 1992 г. нормативные акты, регламентировавшие порядок рассмотрения экономических хозяйственных споров – Положение о государственном арбитраже при Совете Министров РСФСР, Положение о государственных арбитражах при советах министров автономных республик, исполнительных комитетах краевых, областных и городских (г. Москвы и Ленинграда) Советов депутатов трудящихся РСФСР, утвержденные Постановлением СМ РСФСР от 3 декабря 1960 г., а также Положение о ведомственнном арбитраже РСФСР, утвержденное положением СНК РСФСР от 26 апреля 1936 г., не уделяли существенного внимания правилам пересмотра актов арбитражей. Названные нормативные акты устанавливали возможность отмены решений арбитража (п. 8 Положения о ведомственном арбитраже РСФСР) и возможность проверки решений государственных арбитражей, а также самые общие правила о порядке проверки решений арбитражей (п. 18, 19 Положения об арбитраже при СМ РСФСР, п. 19, 20 Положения о государственных арбитражах при советах министров автономных республик, исполнительных комитетах краевых, областных и городских (г. Москвы и Ленинграда) Советов депутатов трудящихся РСФСР) – правила о подаче заявления о пересмотре решений арбитражей руководителями заинтересованных предприятий, возможность пересмотра по инициативе руководителей самого арбитража, постановившего решения, правило о сроке такого обращения. Пересмотр решений арбитражей осуществлялся руководителями арбитража, постановившего решение, – Главным арбитром, или же Главным арбитром Государственного арбитража при СМ РСФСР. Правила пересмотра актов арбитражей, существовавшие до 1992 г., имели, таким образом, самый общий характер и не позволяли выделить различные способы пересмотра актов арбитражей, в т. ч. и не позволяли говорить о существовании в арбитражном процессе надзорного производства.

Первый кодифицированный акт Российской Федерации, регламентировавший арбитражный процесс, – АПК РФ 1992 г. – закрепил производство в надзорной инстании в качестве стадии арбитражного процесса. В соответствии с правилами гл. XIV «Проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов» АПК РФ 1992 г. надзорное производство представляло собой пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по протестам высших должностых лиц Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральной прокуратуры РФ, направляемым в Высший Арбитражный Суд РФ (в коллегию Высшего арбитражного суда РФ по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу или же в Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ – высшую надзорную инстанцию), причем с 7 июля 1993 г.

надзорное производство стало возможным также и в арбитражных судах республик в составе РФ (но не иных субъектов РФ) по протестам высших должностных лиц арбитражных судов и прокуратур республик в составе РФ (ст. 133 АПК РФ 1992 г.). Лица, участвующие в деле, в соответствии с правилами гл. XIV АПК РФ 1992 г. обладали правом подачи заявлений о принесении протеста в порядке надзора (ст. 134 АПК РФ 1992 г.). Правилами АПК РФ 1992 г. срок, в течение которого возможно принесение протеста, был ограничен одним годом со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу (ст. 135 АПК РФ 1992 г.). Основаниями для отмены судебного акта арбитражного суда АПК РФ 1992 г. называл необоснованность или несоответствие законодательству судебного акта.

В АПК РФ 1995 г. правила надзорного производства, установленные АПК РФ 1992 г., были изменены. Единственной надзорной инстанцией стал Высший Арбитражный Суд РФ, срок принесения протеста перестал быть ограниченным времененем, правилами гл. 22 АПК РФ 1995 г. основанием для пересмотра судебного акта арбитражного суда признавались незаконность или необоснованность судебного акта. До 2000 г. правила надзорного производства, установленные АПК РФ 1995 г., применялись таким образом, что необходимым условием пересмотра судебного акта в порядке надзора являлось его апелляционное или кассационное обжалование заинтересованным лицом. В соответствии со ст. 185 АПК РФ 1995 г. применялось распоряжение Высшего Арбитражного суда РФ от 14 июля 1995 г. № 14 «О некоторых вопросах рассмотрения заявлений о принесении протестов», в котором было указано, что заявление о принесении протеста на решение арбитражного суда, принятое после 1 июля 1995 г., подлежит рассмотрению по существу только в том случае, если дело рассматривалось или в апелляционной или в кассационной инстанции по АПК РФ 1995 г. После выражения Конституционным Судом РФ правовой позиции в определении от 14 января 2000 г. № 3–0 «По жалобе ООО “Мемфис Дивижн” на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 185 АПК РФ» описанное правило прекратило свое действие как не соответствующее Конституции РФ.

Однако и АПК РФ 1992 г., и АПК РФ 1995 г. надзорное производство рассматривалось как производство по протестам уполномоченных лиц в целях проверки законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов.

С 1 января 2003 г. производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов в порядке надзора – это не рассмотрение протестов уполномоченных лиц, а оспаривание в Высшем Арбитражном Суде РФ в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, причем правом обращения в Высший Арбитражный Суд РФ обладают не высшие должностные лица суда и прокуратуры, а целью пересмотра является не проверка законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов.

Таким образом, ранее надзорное производство по своему характеру имело не только судебную (процессуальную), но и административную природу. При пересмотре судебных постановлений в порядке надзора не действовали либо имели ограниченное действие некоторые традиционные принципы арбитражного процесса (состязательности, диспозитивности, др.). Например, инициатива возбуждения надзорного производства целиком зависела ранее от усмотрения высших должностных лиц арбитражного суда и прокуратуры, что не характерно было для других стадий арбитражного процесса.

Это привело к тому, что появилось мнение о нецелесообразности сохранения надзорного производства в арбитражном процессе. Так, И. О. Подвальный отмечает, что «…вряд ли представляется целесообразным продолжать удерживать судебную власть под бесконечным контролем государственных органов и должностных лиц в угоду объективной истине».295

В настоящее время современное арбитражное процессуальное законодательство изменило природу надзорного производства, внедрив в него известные принципы арбитражного процесса и сделав его достаточно доступным для лиц, участвующих в деле, других субъектов.

В порядке надзора могут быть пересмотрены любые судебные постановления, которые вступили в законную силу, в том числе, вероятно, и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, носящие окончательный характер.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в ст. 42 АПК РФ, а по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, по представлению прокурора.

Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Ранее возбуждение надзорного производства носило бессрочный характер, соответствующий протест мог быть принесен в любое время. Сейчас в соответствии с ч. 3 ст. 292 АПК РФ заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. Согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. № 96‑ФЗ срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, принятого до 1 января 2003 г., исчисляется с 1 января 2003 г.

В настоящее время надзорное производство включает в свой состав две части:

1) рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора;

2) рассмотрение дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ.

Стадии надзорного производства

Ст.ст. 308.4, 308.9 АПК РФ устанавливает порядок надзорного производства, в котором можно выделить следующие стадии:

    1. изучение надзорной жалобы, представления судьей Верховного Суда Российской Федерации и вынесение определения:
      • об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, или
      • о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
    2. рассмотрение надзорной жалобы, представления вместе с делом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании.

Ранее ст. 293 АПК РФ более четко устанавливала порядок надзорного производства, в котором можно было выделить следующие стадии:

    1. возбуждение надзорного производства;
    2. рассмотрение заявления или представления в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ;
    3. пересмотр судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ и принятие постановления.
Читать еще:  Основные виды мелиорации почв

Согласно ст. 308.1 АПК РФ в Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

    1. вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
    2. определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
    3. определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Надзорные жалоба, представление на вышеуказанные судебные акты подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Надзорные жалобы могут подавать

    • лица, участвующие в деле, и
    • иные лица, указанные в ст. 42 АПК РФ (лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт).

С представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 ст. 52 АПК РФ, в Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе обратиться:

    1. Генеральный прокурор Российской Федерации,
    2. заместители Генерального прокурора Российской Федерации.

Изучение надзорной жалобы, представления судьей Верховного Суда Российской Федерации

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 308.1 и 308.2 АПК РФ, изучаются судьей ВС РФ (единолично)

    • по материалам, приложенным к ним, либо
    • по материалам истребованного дела.

При этом в случае истребования дела судья Верховного Суда Российской Федерации вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции, если лицо, подавшее надзорные жалобу, представление, ходатайствует о таком приостановлении, при условии, что заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебного акта либо предоставил обеспечение, предусмотренное ч. 4 ст. 308.4 АПК РФ.

Главная задача, стоящая перед судьей, рассматривающим обращение, состоит в том, чтобы путем изучения оспариваемых судебных актов и сопоставления их содержания с доводами, приведенными заявителями, сделать вывод о наличии или об отсутствии оснований для надзорного пересмотра. Если из представленных документов судья не может прийти к определенному заключению, он выносит определение об истребовании дела. После поступления дела суд изучает имеющиеся в нем материалы для принятия решения.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

    1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора;
    2. о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Рассмотрение надзорной жалобы, представления Президиумом Верховного Суда Российской Федерации

Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле,

    • копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и
    • копии надзорных жалобы, представления.

Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора .

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления вместе с делом.

Надзорные жалоба, представление вместе с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей определения .

В судебном заседании могут принимать участие

    • лица, участвующие в деле, их представители,
    • иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом.

Указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 153.1 настоящего Кодекса.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление вместе с делом, рассматриваемые в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации — докладчиком по данным жалобе, представлению.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, содержащиеся в надзорных жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, указанные в части 6 настоящей статьи и явившиеся в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление .

Вопросы, возникающие при рассмотрении надзорных жалобы, представления вместе с делом в порядке надзора, разрешаются судьями большинством голосов . При равном числе голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

ПОНЯТИЕ НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

Исключение Высшего Арбитражного Суда РФ из системы судов Российской Федерации потребовало внесения изменений в большое количество нормативных правовых актов. Безусловно основные судопроизводственные изменения затронули АПК РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ», в соответствии с которым АПК РФ был дополнен новой главой взамен действовавшей «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора».

Стоит отметить, что согласно изменениям, внесенным в АПК РФ Верховный Суд РФ в рамках проверочных производств не только заменил Высший Арбитражный Суд РФ в качестве единственной надзорной инстанции, но и выступает теперь как один из судов кассационной инстанции.

Новая глава АПК РФ «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» практически копирует главу ГПК РФ «Производство в суде надзорной инстанции».

Надзорное производство представляет собой исключительное стадию, в которой Президиум Верховного суда РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих арбитражных судов в целях обеспечения единства судебной практики.

Порядок пересмотра судебных актов в порядке надзора предусмотрены в гл. 36.1 АПК РФ.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной

коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

  • 2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  • 3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства. Субъектами обжалования выступают — лица, участвующие в деле,

и иные лица, указанные в статье 42 АПК РФ. Данная категория лиц подает надзорную жалобу. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации также вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ:

  • • с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • • с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
  • • с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
  • • с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Судебные постановления, указанные в части 3 статьи 308.1 АПК РФ подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  • 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  • 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • 3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Введение в Арбитражный процессуальный кодекс РФ такого основания для отмены судебного постановления вступившего в законную силу в порядке надзора как нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права считаем полезным, но требующим теоретического обоснования, т.е. толкования этого термина. Провозглашение принципа «дозволено всё, что не запрещено законом»и проведение его в жизнь не может быть абсолютным, надо хорошо знать и правильно толковать законы, устанавливающие пределы и ограничения в осуществлении своих прав. Например: ст. 10 ГК РФ прямо указывает, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Кроме того, закон не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. И, если эти требования не соблюдены, то арбитражный суд или третейский суд (арбитраж) с учётом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также может применять иные меры, предусмотренные законом. Иные меры предусмотрены в п. 4 ст. 166 ГК РФ, которая предоставляет право суду по своей инициативе применять последствия недействительности ничтожной сделки, если это необходимо для защиты публичных интересов. А статья 169 ГК прямо говорит, что суд может взыскать в доход Российской Федерации всё полученное сторонами по сделке заведомо противной основам право порядка или нравственности. Полагаем, что только с этих позиций надо толковать и применять нормы права и добиваться единообразия.

Кроме того, считаем возможным указать в чём проявляется единообразие:

A) решение суда должно следовать образцу решения вынесенного вышестоящим судом по однохарактерным делам, т.е. по делам из таких же отношений с похожими обстоятельствами (в этом проявляется уважение к вышестоящему суду);

Читать еще:  Критерии принципа добросовестности

Б) решение должно следовать образцу решения суда такого же уровня по схожим делам (этом проявляется вежливость к решению суда такого же уровня);

B) указания Верховного Суда РФ, выраженные в постановлениях Пленума о практике рассмотрения и разрешения той или иной категории гражданских дел и соблюдении процессуальных норм, являются обязательными для их исполнения нижестоящими судами, ибо они направлены на достижение гармонизации в судебной практике личноправовых и публично правовых начал правовой системы Российской Федерации в целом;

Г) использование и следование образцу толкования и применения конкретной нормы права (закона) разными судами по делам при схожих обстоятельствах, означает правильность применения нормы права при разрешении дела, а не само решение.

Считаем, что при определении единообразия в толковании и применении норм права необходимо брать во внимание все вышеперечисленные признаки и свойства.

Надзорные жалоба, представление на судебные акты подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу. Если указанный срок пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

По результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, судья выносит определение об отказе в восстановлении пропущенного срока (в ред. Федерального закона от 02.03.2016 № 47-ФЗ, действующей с 1 июня 2016 г.)

Заинтересованные лица имеют возможность подать надзорную жалобу, представление посредством заполнения формы размещенной на официальном сайте Верховного Суда РФ в сети Интернет. Это прерогатива исключительно пока участников арбитражного процесса, ввиду отсутствия соответствующих технических новшеств в гражданском процессе.

Этапы надзорного производства:

Порядок рассмотрения дела арбитражным судом надзорной инстанции.

Надзорное производство достаточно подробно регламентировано АПК РФ и, как уже было сказано, состоит из нескольких этапов.

Надзорные жалобы предварительно изучаются судьей ВС РФ, который будет принимать решение о необходимости их передачи в Президиум ВС РФ. На данном этапе рассматривается надзорная жалоба или представление исходя из требований к их содержанию:

  • 1) наименование суда, в который они подаются;
  • 2) наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
  • 3) наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
  • 4) наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;
  • 5) сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;
  • 6) предмет спора;
  • 7) основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 АПК РФ, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  • 8) просьба лица, подающего жалобу, представление;
  • 9) перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Второй этап — это непосредственно рассмотрение надзорной жалобы или представления. Срок данного этапа — не должен превышать двух месяцев, если дело не было истребовано, и не должен превышать трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации. Указанные сроки могут быть продлены с учетом сложности, но не более чем на два месяца.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судья Верховного Суда Российской Федерации вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции.

Исполнение обжалуемых судебных актов приостанавливается при предоставлении лицом, ходатайствующим о таком приостановлении, обеспечения возмещения другой стороне по делу возможных убытков (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, принявшего соответствующий судебный акт в первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Возможно несколько вариантов завершения данного этапа. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

  • 1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  • 2) о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорная жалоба или представление возвращаются без рассмотрения по существу в следующих случаях:

  • 1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, о которых говорилось выше;
  • 2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  • 3) пропущен срок обжалования судебного акта в порядке надзора;
  • 4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  • 5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности.

Надзорные жалоба, представление должны быть возвращены без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Во всех случаях окончание второго этапа завершается вынесением определения.

Третий этап. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления. Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления вместе с делом.

Срок данного этапа — не должен превышать двух месяцев со дня вынесения судьей определения.

Участники производства — лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом. Указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Также в судебном заседании может участвовать прокурор.

После совершения подготовительных действий материалы докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации — докладчиком по данным жалобе, представлению. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, содержащиеся в надзорных жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. После лица участвующие в деле вправе дать объяснения по делу.

Основания пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Институт пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам известен всем процессуальным отраслям права, этот институт имеется и в гражданском, и в арбитражном и в уголовном процессе.

Традиционно этот институт рассматривается как призванный установить дополнительную возможность пересмотра дела в случаях когда какое-либо новое или вновь открывшееся обстоятельство, неоспоримо указывающее на наличие судебной ошибки, не могло быть выявлено ранее, в то время, как если бы о нем было известно, то это повлекло бы или могло повлечь принятие иного судебного акта, чем тот, который был вынесен.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это означает, что государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной. Данная обязанность также вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, в частности, закрепленных в ст. 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека и в ст. 2 (п. 2 и подп. «а» п. 3) Международного пакта о гражданских и политических правах.

Согласно ст. 14 (п. 1) Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение не может быть признано справедливым и правосудным, а судебная защита — полной и эффективной, если допущена судебная ошибка. Статья 14 (п. 6) Международного пакта предусматривает, что судебное решение подлежит пересмотру, если «какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки».

Для исправления допущенных судебных ошибок правила арбитражного судопроизводства предусматривают проверку правосудности (законности и обоснованности) судебных актов в вышестоящих инстанциях и пересмотр судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Следует отметить, что последняя стадия характеризуется как особая, чрезвычайная.

Проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу является целью стадии пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. В этом отношении данная стадия имеет много общего со стадией апелляционного, кассационного и надзорного производства. Тем не менее, законность и обоснованность принятого решения проверяется в данном случае не с точки зрения соответствия решения представленным материалам, а в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами. Главная задача суда выяснить наличие или отсутствие новых и вновь открывшихся обстоятельств и установить повлияли ли они на правильность вынесенного решения.

Тем не менее, до их выявления судебное разбирательство представлялось правильным, так как соответствовало тем фактам, которыми располагал суд при рассмотрении дела, поэтому в основе допущенных нарушений лежит не судебная ошибка. Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта недопустим, когда такие обстоятельства отсутствуют, а имеются основания для пересмотра судебного акта в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. В этих случаях арбитражный суд должен отказать в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, обосновывая свой отказ отсутствием указанных обстоятельств.

Если пересмотр в порядке апелляции, кассации и надзора производится вышестоящими судебными инстанциями, то в рассматриваемой стадии проверку осуществляет тот же суд, который принял решение.

Источники:

http://be5.biz/pravo/a031/14.html
http://studopedia.ru/6_111659_nadzornoe-proizvodstvo-v-sovremennom-arbitrazhnom-protsesse.html
http://jurkom74.ru/ucheba/stadii-nadzornogo-proizvodstva
http://bstudy.net/611131/pravo/nadzornoe_proizvodstvo_arbitrazhnom_protsesse
http://studwood.ru/650534/pravo/etapy_nadzornogo_proizvodstva

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector