49 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Средства массовой информации виды и функции

Средства массовой информации (СМИ). Понятие, виды и функции СМИ.

Понятие СМИ.

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

Виды СМИ.

К видам средств массовой информации относятся:

  • пресса (газеты, журналы);
  • книжные издательства;
  • агентства печати;
  • радиовещание;
  • телевидение;
  • кино-, видео-, звукозапись;
  • интернет.

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

Функции СМИ.

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

  1. Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной).
  2. Функция формирования общественного мнения к различным явлениям любой из сфер общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения).
  3. Образовательная функция – донесение знаний, расширение познавательных способностей человека (например, передачи History Channel, которые, кстати, тоже могут содержать некоторую идеологическую составляющую).
  4. «Тиражирование» образцов поведения государственных органов, политиков, политических партий и других субъектов политической сферы.
  5. Управленческая функция – средство мобилизации масс для решения конкретных социальных, экономических, политических задач. Пример – передачи и статьи на тему «Заплати налоги и живи спокойно», «Не выбрасывай мусор в лесу», «Не гоняй на дорогах» и т.д.
  6. Функция политического маркетинга — представляет из себя «продажу» политического товара (политических идей, политических программ кандидатов на выборах и т.д.).

Политика и СМИ.

Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

  1. Лень и не желание людей копаться в информации. По телевизору сказали, что Слободан Милошевич преступник и диктатор, значит так и есть. Зачем копаться в источниках, чтобы найти синонимичную информацию?
  2. Незнание того, что существуют альтернативные точки зрения. По телевизору сказали, что Панадол – эффективное средство от головной боли, но не сказали, что его состав идентичен Парацетамолу, который стоит во много раз дешевле.
  3. Некоторые люди осознанно идут на поводу рекламы или пропаганды. «В этом списке политических кандидатов я знаю только одного, потому что видел его на местном телеканале, значит проголосую за него». «Возьму эту зубную пасту, а не другую, потому что первую я видел в рекламе». Человек где-то глубоко понимает, что от этого средства пятна, как в рекламе, не исчезнут волшебным образом, и придется замачивать, стирать, оттирать, короче прилагать усилия, но он все равно купит его. Так же и в политике. Если реклама – двигатель торговли, то агитация – двигатель политики.
  4. Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации. Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке. Если стать практически между двумя артиллерийскими орудиями, направленными в одну сторону, то, имея определенную сноровку и навыки, можно их снять так, что на ролике будет казаться, что орудия направлены почти в противоположные стороны. Пример взят, как говорится, из жизни.

Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).

Однако не все так грустно, как кажется, и этому есть несколько причин.

Всегда остаются мыслящие люди среди населения. Не перевелись еще журналисты с независимым взглядом (пример – украинский блогер Анатолий Шарий).

Даже глубоко заангажированные СМИ порой выдают достоверную информацию. Иногда технические возможности играют злую шутку с некоторыми представителями средств массовой информации: возникают различные сбои, ляпы и казусы – при этом правда всплывает наружу. Чаще всего такое происходит в прямом телевизионном или интернет вещании. Вообще, прямой эфир – это такой способ подачи контента, где возможность скрыть информацию сводится к минимуму.

Возможно, одна маленькая девочка из Цхинвала изменила общественное мнение западных стран в отношении России, когда в прямом эфире CNN на вопрос: «Кто стрелял по городу?», ответила «Грузия». Это было незапланированно, и это попытались замять, но не получилось.

Развитие отношений общество-СМИ-власть продолжается, и, к чему оно приведет, неизвестно. Поэтому пока что мы может только согласиться с Бальзаком, что средства массовой информации – это «четвертая власть» государства.

СМИ: виды и основные функции

Средства массовой информации — понятие, объединяющее все ка- налы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.). Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечиваю- щие сбор, обработку и распространение информации в массовом мас- штабе.

К основным видам СМИ относятся:

• радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие;

• печать — словесное и графическое воздействие;

• кино — художественно-образное воздействие;

• телевидение — интегрированное акустическое и художественно- творческое воздействие;

• компьютерные технологии (Интернет) — оперативное самостоя- тельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия.

Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии. Телевидение позволяет обеспечи- вать «доставку на дом» готовой программы, репортажа в момент свершения события (маленький экран не давит, а незаметно решает свои задачи), домашний просмотр (отсутствует психологическая на- строенность восприятия зрелища, которая есть в кинематографе) по-

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ 211

зволяет непроизвольно и естественно поглощать предлагаемую ин- формацию.

Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответст- вующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные тех- нологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивиро- вать активность, развивать интерес и пр.

Основные функции СМИ:

• общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);

• воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).

• информационная (от лат. informatio — разъяснение): осведомле- ние о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение инфор- мации;

• обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора;

• художественно-репродуктивная: трансформирование произведе- ния искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;

• художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства — рекламы, телешоу, радиодрамы, телефиль- мов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в ори- гинале;

• развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечени- ем (музыка, кино и т.д.).

Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и педагоги- кой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика — способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воз- действия, а также условия, обеспечивающие эффективность исполь- зования различных программ.

Существует выражение «педагогика средств массовой информа- ции», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека, группу (определенную группу населения).

При изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применя- ются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат со- ответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы

14*

212 Раздел IV. Среда и формирование личности

влияния на личность, группы и их последствия. К таким теориям от- носятся:

• Теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаково, т.е. у них очень похожие реакции. Практически такое влияние имеет место в определенных ус- ловиях и по отношению к определенной аудитории. Предрасположен- ность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач. Например, телевизионная программа с элементами насилия может усилить насильственные тенденции, уже существующие у соответствующей части зрителей; человек, имеющий склонность к противоправным действиям, смотря передачи, демон- стрирующие подобные действия, может утвердиться в потребности их свершения и пр.

Тот факт, что эффекты телевидения не являются единообразными, не снижает их значимости. К примеру, даже если какая-то телепро- грамма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 млн человек, то это влияние распространится на 4 тыс. зрителей!

• Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги). Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его ос- нове лежит утверждение того, что усвоение модели поведения чело- века происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становят- ся источником научения. Для того чтобы происходило социальное на- учение человека, необходимо, чтобы имело место:

1) наличие примера;

2) запоминание модели поведения;

3) осмысление действий;

5) реализация модели поведения.

• Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги). Увеличивающееся, много- кратное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяже- нии продолжительного времени способствует постепенному измене- нию у их потребителей представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию спо- собствует формированию (культивирует формирование) у нее опре- деленных позиций, взглядов в соответствии с информацией создан- ной на телеэкране. Использование этой теории находит активное

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМ И 213

применение в процессе решения определенных политических задач, проведения предвыборных кампаний и пр.

• Теория социализации (теория социального развития). Благода- ря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они стано- вятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от 2 до

4 часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом со- циального развития. С помощью телевидения они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, при- сущие взрослым. Направленность телевидения на детскую и моло- дежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (элементы развлекательности, состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ.

Читать еще:  Уставной и складочный капитал разница

• Теория использования и удовлетворения. СМИ могут существо- вать только тогда, когда у них имеется свой зритель. Одна из важ- нейших задач, стоящих перед ними, — создание своей аудитории. Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в большей степени обращается именно к тем из них, которые удовле- творяют их интересы, потребности, желания. Данный факт определяет направленность деятельности постановщиков информационных про- грамм, старающихся создавать такие, которые максимально захваты- вали бы зрителя сюжетом, информацией, содержанием, формой пода- чи, заставляли его переживать, вызывали потребность быть в более тесном взаимодействии и т.д. Таким образом, формируется своя ауди- тория, на которую ориентируется канал.

Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воз- действуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на ми- ровоззрение и проявление активности. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:

• актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);

• настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником инфор- мации. Часто, учитывая важность этого фактора, информационные программы предусматривают постепенное вовлечение зрителя в по- требление информации, рост интереса к ней, формирование у него не- обходимого настроя на восприятие именно той информации, которую

214 Раздел IV. Среда и формирование личности

ему «заготовили». Особенно это учитывается при решении пропаган- дистских задач;

• соответствие информации интересам, потребностям аудитории. В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления;

• эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя ин- формации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место ярко выраженные негативные последствия. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно на- блюдать при просмотре фильмов ужасов или комедий. Он усиливает и снижает фактор воздействия. За счет «взаимозаражения» люди в группе переживают более глубокие эмоции, но после прекращения информации в определенной степени легче вместе выходить из воз- никшего эмоционального состояния, особенно если в группе есть люди более сильные, способные его преодолевать.

Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета фильма (информации) и способствует усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрите- лем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называ- ют «эмоциональной инфекцией». В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведе- нии кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они актив- но имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и пос- тупки;

• создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью предлагаемая информация максимально приближается к действи- тельности. Чаще всего создается эффект реальности, используются

«достоверные» факты, либо на фоне действительно достоверных по- даются те, которые должны быть восприняты как таковые. Такой эф- фект создает у потребителя веру в предлагаемую информацию, жела- ние принять ее. Для усиления достоверности информации нередко приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторритету: «он не может врать»;

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМ И 215

• идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Чело- век часто готов поверить правдоподобной информации, предлагаемой реально существующими людьми. Особенно это характерно для детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его ра- дости и печали. Данный факт используется в СМИ довольно часто, когда хотят как можно дольше удерживать зрительское внимание. С этой целью у героя, который выступает в роли идентифицирующей личности, возникает проблема, решение которой откладывается до следующей встречи. Зритель (аудитория), желая получить наиболее полную интересующую его информацию, вновь обращается к источ- нику. В качестве информатора выступает наиболее авторитетная для аудитории личность и пр.;

• напряженное ожидание, формируемое содержанием информа- ции и способом ее представления, создает у аудитории нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ. Такое явление основано на эмоциональном сопереживании зрителей вместе с героем фильма. Сюжет, основанный на сложном, исключи- тельно трудном решении проблемы героя, вызывает у зрителей напря- жение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение). Таким образом формируется нетерпеливое ожидание последующей встречи с героем, желание участвовать в решении его проблем. На этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы.

Так, телевизионные программы предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способст- вуют достижению соответствующего результата воздействия на лич- ность, группу (аудиторию) (См. табл. 1).

Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, устано- вочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последст- вия. В частности:

поведенческиепоследствия. Образдеятельности, представленный СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он стано- вится ориентиром либо основой, определяющей его практическую де- ятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим по- рядком действий, представленным СМИ;

установочные последствия. При определенныхусловиях под воз- действием СМИ у зрителя формируются соответствующие установ- ки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на отношения этого зрителя, его действия и поступки;

когнитивные последствия. Под воздействием информации, пред- ставляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение зрителей. Это находит отражение в их информированности, суждениях;

СМИ: виды и основные функции

Средства массовой информации— понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.). Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

К основным видам СМИ относятся:

• радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие;

• печать — словесное и графическое воздействие;

• кино — художественно-образное воздействие;

• телевидение — интегрированное акустическое и художественно-творческое воздействие;

• компьютерные технологии (Интернет) — оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия.

Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии. Телевидение позволяет обеспечивать «доставку на дом» готовой программы, репортажа в момент свершения события (маленький экран не давит, а незаметно решает свои задачи), домашний просмотр (отсутствует психологическая настроенность восприятия зрелища, которая есть в кинематографе) позволяет непроизвольно и естественно поглощать предлагаемую информацию. 4

Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивировать активность, развивать интерес и пр.

Основные функции СМИ: •

• общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);

• воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).

• информационная (от лат. informatio — разъяснение): осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;

• обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора;

• художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;

• художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства — рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов и проч., при этом имеет’место доставка информации на дом в оригинале;

• развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (музыка, кино и т.д.).

Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и педагогикой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика — способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воздействия, а также условия, обеспечивающие эффективность использования различных программ.

Существует выражение «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека, группу (определенную группу населения).

Основные теории СМИ

При изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применяются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат соответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группы и их последствия. К таким теориям относятся:

Теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаково, т.е. у них очень похожие реакции. Практически такое влияние имеет место в определенных условиях и по отношению к определенной аудитории. Предрасположенность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач. Например, телевизионная программа с элементами насилия может усилить насильственные тенденции, уже существующие у соответствующей части зрителей; человек, имеющий склонность к противоправным действиям, смотря передачи, демонстрирующие подобные действия, может утвердиться в потребности их свершения и пр..

Тот факт, что эффекты телевидения не являются единообразными, не снижает риск значимости. К примеру, даже если какая-то телепрограмма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 млн человек, то это влияние распространится на 4 тыс. зрителей!

Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги). Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его основе лежит утверждение того, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становятся источником научения. Для того чтобы происходило социальное научение человека, необходимо, чтобы имело место:

1) наличие примера;

2) запоминание модели поведения;

3) осмысление действий;

5) реализация модели поведения.

Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги). Увеличивающееся, многократное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени способствует постепенному изменению у их потребителей представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию способствует формированию (культивирует формирование) у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией созданной на телеэкране. Использование этой теории находит активное применение в процессе решения определенных политических задач, проведения предвыборных кампаний и пр.

Теория социализации (теория социального развития). Благодаря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они становятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от 2 до 4 часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом социального развития. С помощью телевидения они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, присущие взрослым. Направленность телевидения на детскую, и молодежную аудиторию с использованием методов, -приемов и средств, ориентированных на их психологию (элементы развлекательности, состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ.

Теория использования и удовлетворения. СМИ могут существовать только тогда, когда у них имеется свой зритель. Одна из важнейших задач, стоящих перед ними, — создание своей аудитории. Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в большей степени обращается именно к тем из них, которые удовлетворяют их интересы, потребности, желания. Данный факт определяет

• направленность деятельности постановщиков информационных программ, старающихся создавать такие, которые максимально захватывали бы зрителя сюжетом, информацией, содержанием, формой подачи, заставляли его переживать, вызывали потребность быть в более тесном взаимодействии и т.д. Таким образом, формируется своя аудитория, на которую ориентируется канал.

Механизмы влияния СМИ

Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на мировоззрение и проявление активности. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:

актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);

Читать еще:  Какое предприятие лучше всего открыть в москве

настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации. Часто, учитывая важность этого фактора, информационные программы предусматривают постепенное вовлечение зрителя в потребление информации, рост интереса к ней, формирование у него необходимого настроя на восприятие именно той информации, которую ему «заготовили». Особенно это учитывается при решении пропагандистских задач;

соответствие информации интересам, потребностям аудитории. В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления;

эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место ярко выраженные негативные последствия. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно наблюдать при просмотре фильмов ужасов или комедий. Он усиливает и снижает фактор воздействия. За счет «взаимозаражения» люди в группе переживают более глубокие эмоции, но после прекращения информации в определенной степени легче вместе выходить из возникшего эмоционального состояния, особенно если в группе есть люди более сильные, способные его преодолевать.

Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета фильма (информации)и способствует усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрителем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называют «эмоциональной инфекцией». В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для. детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они активно имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и поступки;

создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью предлагаемая информация максимально приближается к действительности. Чаще всего создается эффект реальности, используются «достоверные» факты, либо на фоне действительно достоверных подаются те, которые должны быть восприняты как таковые. Такой эффект создает у потребителя веру в предлагаемую информацию, желание принять ее. Для усиления достоверности информации нередко приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторитету: «он не может врать»;

идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Человек часто готов поверить правдоподобной информации, предлагаемой реально существующими людьми. Особенно это характерно для детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали. Данный факт используется в СМИ.довольно часто, когда хотят как можно дольше удерживать зрительское внимание. С этой целью у героя, который выступает в роли идентифицирующей личности, возникает проблема, решение которой откладывается до (следующей встречи. Зритель (аудитория), желая получить наиболее полную интересующую его информацию, вновь обращается к источнику. В качестве информатора выступает наиболее авторитетная для аудитории личность и пр.;

напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом ее представления, создает у аудитории возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ. Такое явление основано на эмоциональном сопереживании зрителей вместе с героем фильма. Сюжет, основанный на сложном, исключительно трудном решении проблемы героя, вызывает у зрителей напряжение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение). Таким образом формируется нетерпеливое ожидание последующей встречи с героем, желание участвовать в решении его проблем. На этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы.

Так, телевизионные программы предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способствуют достижению соответствующего результата воздействия на личность, группу (аудиторию) (См. табл. 1).

Результаты воздействия СМИ

Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности:

поведенческие последствия.Образ деятельности, представленный СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ;

установочные последствия. При определенных условиях под воздействием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на отношения этого зрителя, его действия и поступки (Соответствующие установки, существенно влияющие на отношения этого зрителя, его действия и поступки);

когнитивные последствия.Под воздействием информации, представляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение зрителей. Это находит отражение в их информированности, суждениях;

последствия, сказывающиеся на отношении человека к реальной жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно интенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так называемых «виртуальных» (не имеющих физического воплощения или отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей, образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями, ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя комфортно;

• психологические последствия.При просмотре различных психологических триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека под воздействием глубоких переживаний возникает возбуждение, страх и пр. Он долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что только что происходило на экране. У людей с нарушениями психики могут быть более сложные последствия;

физиологические последствия.Информация, которая воспринимается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменениям в организме. Такие последствия можно достаточно легко выявить. Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порнографии можно оценить, измерив частоту сердцебиения, электрохимические характеристики кожи, набухание пениса и пр. Просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения (см. табл. 2).

Понятие, функции, виды СМИ и их характеристика

Содержание статьи

  • Понятие, функции, виды СМИ и их характеристика
  • Какие бывают типы СМИ
  • Кто является целевой аудиторией СМИ

Что такое СМИ: понятие, расшифровка

Под средствами массовой информации (СМИ) понимаются любые печатные или сетевые издания, теле- и радиоканалы (или отдельные программы) или отдельные теле- радио- видеопрограммы а также любые другие средства донесения информации до широких кругов читателей/зрителей/слушателей. При этом средство массовой информации признается таковым при соблюдении трех условий:

  • периодичность выхода (не реже раза в год);
  • наличие постоянного названия;
  • ориентированность на массовую аудиторию (от 1000 человек).

СМИ могут также называть средствами массовой коммуникации (СМК), масс-медиа, а их совокупность — медиапространством.

Основные виды СМИ

Все существующие средства массовой информации традиционно делятся на пять основных групп.

  1. Печатная пресса. Это журналы, газеты, альманахи и другие периодические издания, использующие в качестве «носителя информации» традиционную бумагу. Это старейший из ныне существующих видов СМИ. Считается, что первые печатные газеты начали выходить в Китае: здесь еще в VIII веке выпускался «Столичный вестник» — листок с указами императора и сообщениями о наиболее важных событиях. Выпуск издания был трудоемким: прототип страницы вырезался на деревянной доске, после чего получившийся «штамп» покрывали тушью и делали отпечатки. В последние десятилетия активно вопрос о том, если ли у печатной прессы будущее, или она полностью исчезнет под натиском более современных электронных СМИ. Однако говорить о скорой смерти печати пока рано — доверие людей к печатным публикациям выше, чем к тому, что «пишут в Интернете. И на фоне общемировой эпидемии фейковых новостей востребованность традиционных СМИ как источника «проверенной информации» растет. При этом, как свидетельствуют данные исследования, проведенного социологической компанией Kantar в 2017 году, на первом месте по «уровню доверия» оказываются как раз печатные газеты и журналы.
  2. Радио. Специфика этого вида СМИ очевидна: технологии радиовещания позволяют передавать звук, причем в режиме «реального времени», что обеспечивает оперативность, позволяет вести диалоги в прямом эфире, обеспечивает интерактивность и т.д. При этом радио — единственное современное СМИ не являющееся «пожирателем времени»: процесс получения информации «через уши» можно совмещать с любыми другими занятиями. История радио как СМИ насчитывает около века: регулярные и экспериментальные радиопередачи начали выходить в начала 1920-х годов во многих странах мира. При этом «радиоконтент» был очень разнообразным: транслировались концерты, граммофонные записи, литературные читки и «радиопьесы», разыгрываемые в прямом эфире; репортажи со спортивных матчей.
  3. Телевидение – технология, позволяющая передавать по электроволнам движущееся изображение, которое чаще всего сопровождается еще и звуком. Телевидение как СМИ лишь ненамного моложе радио — первый телеканал с регулярным вещанием был запущен в Германии в 1934 году. «Днем рождения» телевещания в России считается 1 сентября 1938 года, когда Опытный ленинградский телецентр начал дважды в неделю выпускать передачи. Просматривали их коллективно — в домах культуры и рабочих клубов. Возможность подкрепить рассказ соответствующим видеорядом, превратить телезрителей в свидетелей события, обеспечила телевизионным СМИ огромный кредит доверия. Телевидение и сейчас остается наиболее влиятельным видом СМИ. По данным опроса фонда «Общественное мнение», в 2017 году именно TV являлось основным источником информации для 78% граждан России.
  4. Информационные агентства, основная задача которых — сбор и передача в редакции СМИ оперативной информации, не всегда относят к средствам массовой информации. Однако в соответствии с российским законом о СМИ на них распространяется одновременно и статус редакции, и распространителя информации; и работа их протекает в том же правовом поле, что и работа других масс-медиа. Первое информационное агентство появилось в Париже в 1835 году. Его открыл Шарль Гавас. Бизнес по торговле информацией он начал с того, что переводил материалы иностранной периодики и продавал их в редакции влиятельных французских газет. Следующим шагом стала организация широкой международной корреспондентской сети: агенты Гаваса оперативно передавали по телеграфу сообщения с мест своего пребывания, а местная пресса охотно печатала их. Первая отечественная информационная служба — Российское телеграфное агенство — была создана в 1866 году. Агентство рассылало информацию подписчикам 2-3 раза в день, используя для этого телеграф. Современные информагентства могут распространять информацию самых разных видов (не только новости, но и фото, видео- или аудиозаписи и т.д.), используя разные механизмы распространения — от собственных СМИ (например, сайты, печатные издания) до традиционной схемы подписки.
  5. Интернет-СМИ. Их часто называют «электронными средствами массовой информации», однако этот термин нельзя называть точным — ведь и радио, и телевидение также используют для передачи информации электронные технологии. Интернет-СМИ — молодой и стремительно растущий сегмент медиа. Первые сетевые издания появились в 90-х годах, и уже к началу XXI серьезно потеснили традиционные СМИ. Особенности современных интернет-медиа — предельная оперативность, интерактивность и мультимедийность (то есть передача информации одновременно в разных формах — текст, фото, видео, аудио, компьютерная анимация и т.д.). Интернет-СМИ могут быть самыми разнообразными — начиная от электронных журналов и заканчивая интернет-радиостанциями или заканчивая личными блогами (их также можно регистрировать как СМИ). Некоторые интернет-издания являются самостоятельными, некоторые представляют собой «зеркало» СМИ, выходящего в другой форме (например, сайт печатной газеты, где дублируется опубликованная на бумаге информация или сайт телеканала, где можно смотреть передачи в прямом эфире или просматривать записи из архива).

При этом многие современные СМИ нельзя жестко отнести к одному из традиционно выделяющихся основных видов: все более распространенными становятся конвергентные СМИ, когда одна и та же редакция, работающая под общим брендом или в составе большого медиахолдинга, «выходит на аудиторию», используя одновременно разные способы передачи информации, как традиционные, так и современные мультимедийные.

Классификация СМИ по содержательной направленности и функциям

Концепция любого СМИ, принципы отбора материала, содержание, особенности «подачи» определяются его содержательной направленностью (основным назначением). По этому критерию можно выделить следующие основные виды масс-медиа:

  • Официальные. Они выпускаются от имени государственных органов или учреждений, и одна из главных их функций — донесение до широкой аудитории определенной информации. Например, «Российская газета», учрежденная Правительством РФ, является официальным публикатором государственной информации, и на ее страницах в обязательном порядке появляются тексты всех федеральных законов, нормативных актов и т.д. — при этом «официальным документом» становится и само издание.
  • Общественно-политические. В таком случае акцент делается на общественно значимых, социально направленных материалах, затрагивающих интересы широкого круга читателей. Функция у них — не только информировать общественность, но и воздействовать на нее, такие издания могут носить откровенно пропагандистский характер.
  • Информационно-развлекательные. Их основная задача, как видно из самого названия — развлечь аудиторию, занять их досуг. К этому классу СМИ относятся и развлекательные телеканалы, и многочисленные печатные издания, печатающие сплетни про звезд, и популярные телегиды, и музыкальные радиостанции.
  • Культурно-просветительские СМИ ориентированы на то, чтобы удовлетворить запросы более интеллектуальной аудитории. Это могут быть научно-популярные проекты, культурологические или страноведческие СМИ, литературно-критические альманахи и т.д.
  • Специализированные. Они ориентируются на конкретный сегмент аудитории (например, автолюбители, молодые мамы, любители вязания, военнослужащие, учителя-предметники, любители компьютерных игр), предлагая информацию, актуальную именно для данной категории людей. Также к этой категории относят отраслевые СМИ.
  • Рекламные. Основная функция таких СМИ — распространение информации о предлагаемых товарах и услугах. Причем они могут быть как тематическими, ориентированными на тех, кто, к примеру, собирается покупать недвижимость, выбирать мебель или играть свадьбу, так и на неопределенно широкий круг аудитории (например, газеты бесплатных объявлений).
Читать еще:  Как отключить телефон

Типологические характеристики

Для того, чтобы более точно описать то или иное СМИ, используется набор типологических характеристик, позволяющих классифицировать медиа по следующим параметрам:

  • по территориальному охвату аудитории — национальные, региональные и местные (муниципальные), например федеральный (общероссийский) телеканал, городское радио, муниципальная газета;
  • по регулярности выхода/обновления или объему вещания — например, круглосуточный телеканал, ежедневная/еженедельная газета, ежемесячно обновляющийся интернет-журнал, ежеквартальный альманах;
  • по тиражу (для печатных изданий) или объему аудитории (для теле-, радио- и интернет-СМИ);
  • по форме собственности — государственное, ведомственное, корпоративное, частное.

Также в характеристики включают особенности целевой аудитории, позиционирование издания и особенности подачи материала («качественные». «массовые», «бульварные» СМИ).

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Средства массовой информации обладают огромными возможностями влияния на личность и массы. Во многих случаях они становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования мировоззрения значительных людских масс, побуждения их к тем или иным активным действиям.

В результате изучения главы 21 студент должен:

знать

  • • виды и основные функции средств массовой информации:
  • • социально-педагогические возможности средств массовой информации:
  • • основные методы, используемые в средствах массовой информации для воздействия на определенные группы населения;

уметь

  • • учитывать позитивное и негативное влияние различных средств массовой информации на определенные категории людей;
  • • использовать позитивные возможности средств массовой информации в социальном воспитании подрастающего поколения;

владеть

• методами использования социально-педагогического потенциала средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения.

Средства массовой информации: виды и основные функции

Средства массовой информации (СМИ) – понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение). Под ними следует также понимать социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

К основным видам СМИ относятся:

  • – радио – акустическое, словесно-звуковое воздействие;
  • – печать – словесное и графическое воздействие;
  • – кино – художественно-образное воздействие;
  • – телевидение – интегрированное акустическое и художественно-творческое воздействие;
  • – компьютерные технологии (интернет) – оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия.

Наибольшими возможностями воздействия обладает телевидение, кино и компьютерные технологии.

Телевидение обеспечивает доставку на дом готовой программы: репортаж в момент свершения события (маленький экран не давит, а незаметно решает свои задачи), домашний просмотр (отсутствует психологическая настроенность восприятия зрелища, которая есть в кинематографе) позволяет непроизвольно и естественно поглощать предлагаемую информацию.

Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют усложнять взаимодействие, активизировать участие пользователя, мотивировать активность, развивать интерес.

Можно выделить следующие основные функции СМИ:

  • – общественно-политического воздействия (решение определенных политических задач);
  • – воспитания (идеология, ценности, патриотизм);
  • – информационная – осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;
  • – обучения и просвещения: профессионально- заинтересованная аудитория, расширение кругозора;
  • – художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;
  • – художественно-продуктивная: распространяются произведения особой разновидности искусства – реклама, телешоу, радиодрамы, телефильмы и прочее, при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале;
  • – развлечения – заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (юмор, музыка, кино).

Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и социальной педагогикой. Психология исследует в большей степени механизмы влияния на аудиторию. Социология – типичные аудитории информационных программ, факторы, влияющие на их действенность, популярность (востребованность), а социальная педагогика – способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного влияния, а также условия, обеспечивающие эффективность использования различных программ.

Педагогика средств массовой информации включает теорию и практику исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ, для обеспечения направленного влияния на человека, группу (определенную группу населения).

В исследовании проблем влияние СМИ на аудиторию существуют определенные концептуальные подходы, в основе которых лежат теории, позволяющие объяснить и исследовать механизмы влияния на личность, группы и их последствия.

К таким теориям относятся следующие.

  • 1. Теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно ей люди в современном обществе воспринимают определенные сообщения СМИ одинаково. Последние вызывают схожие реакции в определенных условиях и по отношению к определенной аудитории. Предрасположенность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах определенных программ телевидения. Например, просмотр телевизионной программы с элементами насилия может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у соответствующей части зрителей. Человек, имеющий склонность к противоправным действиям, при просмотре передач, демонстрирующих подобные действия, может утвердиться в потребности их свершения. Тот факт, что эффекты телевидения не являются единообразными, не снижает их значимости. К примеру, даже если какая-то телепрограмма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 миллионов человек, то это влияние распространится на четыре тысячи зрителей.
  • 2. Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги), которая возникла в недрах бихевиористской психологии. В основе социального научения лежит утверждение о том, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как последние ведут себя в той или иной ситуации, он, подражая им, усваивает их опыт.

СМИ демонстрируют примеры, становится источником научения. Для того чтобы происходило социальное научение человека, необходимо, чтобы имело место:

Запоминание модели поведения

Реализация модели поведения

  • 3. Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги) утверждает, что увеличивающееся, многократное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени способствует постепенному изменению у их аудитории представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние СМИ способствует формированию (культивирует формирование) у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией, созданной на телеэкране. Использование этой теории находит активное применение в процессе решения определенных политических задач, проведения предвыборных кампаний.
  • 4. Теория социализации (теория социального развития), указывает, что, благодаря продолжительному воздействию СМИ на аудиторию, они становятся источником знаний о мире. Современные дети от 2 до 4 часов проводят у телевизора, что делает его важным источником социального развития. Через телевидение они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, присущие взрослым. Ориентация телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (развлекательные программы, элементы состязательности, новизны, азарта), способствует наибольшему влиянию на них. Именно дети в большей степени подвержены влиянию позитивной или негативной информации СМИ.
  • 5. Теория использования и удовлетворения. СМИ могут существовать, когда у них имеется аудитория. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед ними, является создание такой аудитории. Так как психология пользователя СМИ такова, что он обращается к тем из них, которые удовлетворяют его интересы, потребности, желания, то постановщики программ стараются создавать продукт, который максимально захватывал зрителя сюжетом, содержанием, формой подачи информации, заставляли его переживать, вызывать потребность быть больше во взаимодействии. Таким образом, формируется аудитория, на которую ориентируется канал СМИ.

Каждая теория характеризуется своими механизмами влияния СМИ на личность (аудиторию). Эти механизмы обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп, активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и тем самым оказывают существенное влияние на мировоззрение и проявление активности.

Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается соблюдением следующих условий.

  • 1. Актуальности информации и создания для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность).
  • 2. Настрой зрителя на восприятие именно этой информации, от которого зависит включение зрителя во взаимодействие с источником информации. Учитывая важность этого фактора, информационные программы предусматривают постепенное втягивание зрителя в потребление информации, увлечение ею, формирование у него необходимого настроя на восприятие именно той информации, которую ему «заготовили». Особенно это учитывается при решении пропагандистских задач.
  • 3. Соответствие информации интересам и потребностям аудитории, так как только в этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления.
  • 4. Эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Ее механизм имеет свои особенности.

Обычно эмоциональное воздействие на отдельного зрителя ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место более ярко выраженные последствия.

Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно наблюдать при просмотре фильмов ужаса или комедийных фильмов. Однако такой просмотр одновременно и усиливает, и снижает воздействие. За счет взаимозаражения в группе люди переживают более глубокие эмоции в момент получения информации, но после ее прекращения вместе легче выйти из создавшегося эмоционального состояния, особенно если в группе есть сильные, способные преодолевать эмоциональное состояние люди.

Человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с тем, кому подражают. Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета и способствует усвоению предлагаемой реакции поведения. Такое воздействие на зрителя называют «эмоциональной инфекцией».

Эмоциональное проявление героя фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрителем на уровне соответствующего опыта. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они активно имитируют героев фильма, подражая им в речи, действиях и поступках.

  • 5. Создание эффекта достоверности предлагаемой информации, что необходимо, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. Чаще всего, создается эффект реальности, используются «достоверные» факты, либо на фоне достоверных представляются те, которые должны быть восприняты как достоверные. Нередко для усиления «достоверности» информацию излагает наиболее авторитетное для аудитории лицо. При этом действует эффект внушения, так как человек (группа) верит авторитету по принципу «он не может врать».
  • 6. Идентификация зрителя с лицом, представленным в СМИ, так как человек больше готов поверить информации, предлагаемой реально существующими людьми.

Данный факт используется в СМИ довольно часто, когда хотят, как можно дольше удерживать зрителя на предлагаемом материале. С этой целью создают у героя, который выступает в роли идентифицирующей личности, проблему, решение которой откладывается до следующей встречи. Зритель (аудитория), желая получить наиболее полную интересующую его информацию, вновь обращается к источнику. Особенно это характерно для воздействия на детей, которые больше идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печаль.

7. Напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом ее представления, создает у аудитории возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию с СМИ. Такой эффект основан на использовании эмоционального сопереживания зрителей с героем фильма. Сюжет, основанный на сложности, исключительной трудности разрешения проблемы героя, вызывает у зрителей напряжение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение). Этим формируется ожидание последующей встречи с героем, которое позволит решить проблему. На этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы.

Таким образом, СМИ предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) для достижения соответствующего эффекта воздействия на личность, группу (аудиторию) <табл. 21.1).

Эффекты, используемые (создаваемые) СМИ, и последствия их влияния на аудиторию

Источники:

http://www.calc.ru/Sredstva-Massovoy-Informatsii-Smi-Ponyatiye-Vidy-I-Funktsii-.html
http://studopedia.ru/8_94091_smi-vidi-i-osnovnie-funktsii.html
http://infopedia.su/18x136bc.html
http://www.kakprosto.ru/kak-970339-ponyatie-funkcii-vidy-smi-i-ih-harakteristika
http://studme.org/56640/pedagogika/sotsialno-pedagogicheskie_vozmozhnosti_sredstv_massovoy_informatsii

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector