5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Создание коллегий учреждение сената

Содержание

Учреждение коллегий и сената в России. Учреждение первых коллегий

Государственная система управления в России требовала обновлений. В результате был сформирован дворянско-чиновничий централизованный аппарат. Постепенно Боярская дума начала терять свою значимость, пока полностью не прекратила своего существования, и тогда вся законодательная, судебная и исполнительная власти перешли к Петру 1. Специальными царскими указами были введены принципиально новые системы управления государством — состоялось учреждение сената и коллегий. В этой статье будет рассказано об их назначении, структуре и координации.

Создание сената

22 февраля 1711 г. Петр 1 своим указом учредил государственный орган нового образца – Правительствующий сенат. Изначально в него входило 8 человек из числа ближайшего окружения царя. Это были крупнейшие политические деятели той эпохи. Сенаторов назначали и снимали согласно именным указам Петра. Этот высший орган управления должен был действовать постоянно и никогда не прерывать своей работы.

Сенат – это коллегиальный совет, который занимался отправлением правосудия, решением финансовых и иных вопросов, связанных с различными отраслями хозяйствования. Это было учреждение совещательного, судебного и управленческого характера. Его члены подавали на рассмотрение монарху различные вопросы, касающиеся законодательного процесса.

Те нормативные акты, которые издавал сенат, не имели юридической силы. На заседаниях законопроекты только обсуждали и давали им толкование. Сенат стоял во главе системы, и ему подчинялись все коллегии, которые ежемесячно подавали ведомости обо всех исходящих и входящих делах.

Учреждение первых коллегий

В 1711 г. некий офицер Иоганн Фридрих Блигерь составил свой проект относительно дальнейшего развития в России горного дела и подал его Петру 1 на рассмотрение. Автор назвал свой документ коллегиумом. На следующий год другой немецкий офицер заинтересовал царя своим предложением. Оно касалось организации коммерческого и ревизионного коллегиумов. Петр оценил эти пропозиции по достоинству, и началось учреждение первых коллегий. Дата сигнального указа — 12 февраля 1712 г. Он касался создания Коммерс-коллегии, которая занималась вопросами таможни, судоходства, а также внешней торговли.

Согласно царскому указу, была составлена комиссия, в которую вошли трое иноземных и несколько московских купцов, а также шестеро слободских жителей. Им было поручено выработать основные правила и пункты о коллегии коммерции. Эта комиссия проработала почти два года и составила документ о торговле. После этого она занялась таможенным уставом. К сожалению, о дальнейшей ее работе никаких сведений не сохранилось.

С этого времени началось создание коллегий, уставов и целая череда иных преобразований, после чего они постепенно стали заменять уже устаревшую систему приказов. Именно в это время обозначились название и характер будущих учреждений новой системы власти.

Дальнейшее развитие

Надо сказать, что учреждение коллегий Петром 1 и замещение ими приказов шло очень медленно и вяло. Но когда в 1715 г. царю стал ясен исход военных действий со Швецией, он более активно начал интересоваться внутренними делами государства. Известно, что в его книжке для записей под датой 14 января того же года была внесена заметка о трех коллегиях, а к 23 марта их насчитывалось уже шесть. Предполагается, что к этому Петра подтолкнуло чтение проекта о переустройстве государственного управленческого аппарата теперь уже неизвестного автора.

В документе предлагалось ввести учреждение коллегий в России, которые бы сосредоточили в себе все дела по обустройству страны. В проекте упоминалось о семи отделах, касающихся юстиции, торговли, иностранных дел, горнодобывающих разработок, армии, налогов и расходов государства. Управление структурами предполагалось отдать в руки отдельным сенаторам. Автор этого проекта приводил в пример Швецию, где уже существовала данная система, считавшаяся наилучшей в Европе.

Поручение Петра

В апреле 1715 г. он отдает приказ князю В. Долгорукову, тогдашнему русскому послу в Дании, каким-то образом достать письменные или печатные уставы тамошних коллегий. В следующем году царь принимает на службу некоего Фика, хорошо разбиравшегося в органах юстиции, экономике и полицейских делах. К тому же он отлично знал гражданское и государственное право. Именно его Петр 1 и отправляет за границу, чтобы он уже на месте досконально изучил все устройство управления.

Другой царский приказ получил венский резидент Абрам Веселовский. Он должен был найти за границей и пригласить на службу в Россию приказных людей со знанием языков. Надо сказать, что Петр 1 не скупился и платил иностранным чиновникам приличное вознаграждение в обмен на ценные сведения об их учреждениях. Такие знания он ценил больше, чем книжные.

Подготовка

В последующие два года царь провел за границей, и казалось, что без него учреждение коллегий и вовсе прекратилось. Но это было не так. Подготовка к организации новой системы шла полным ходом. Все, кто был задействован в этой работе, трудились не покладая рук, включая и самого Петра, который иногда присутствовал в датских коллегиях, просматривая дела и переписывая правила делопроизводства.

В начале 1717 г. Фик приехал в Амстердам к царю сообщить, что он закончил изучать шведское государственное устройство. Петр посылает его к Брюсу с тем, чтобы он объявил через губернское руководство и сенат, что шведские пленники, знающие гражданскую службу, могут поступить, если захотят, на русские должности в коллегии. Арестантам в России жилось несладко, поэтому многие приняли приглашение, к тому же им было обещано приличное вознаграждение.

Реестр коллегий

Все наработки, касающиеся преобразования государственного устройства, были собраны Фиком и переданы Брюсу. Активное участие в этом деле принимали и Шафиров с Ягужинским. В октябре в Россию вернулся сам Петр 1 и начался следующий этап работы – непосредственное учреждение коллегий. Год 1717 стал решающим, так как на основании всех собранных материалов был, наконец, составлен реестр, а также штат всех подразделений, которые царь утвердил 1 декабря того же года. Уже 15 числа Петр 1 подписал указ о назначении президентов и их заместителей.

Сколько было коллегий при Петре 1? Сначала 9. Адмирал Апраксин, канцлер Головкин и фельдмаршал Меньшиков так и остались возглавлять свои канцелярии, которые с этого момента стали называться по-новому. Первый из них остался во главе адмиралтейской, второй – иностранных дел, а третий – воинской коллегий. Из бывших поместного, земского и сыскного судных приказов образовалась Юстиц-коллегия, управлять которой было поручено А. Матвееву. Президентом Камер-коллегии стал князь Д. Голицын, Штатс-коллегии – И. Мусин-Пушкин, Ревизион-коллегии – Я. Долгорукий, Коммерс-коллегии – П. Толстой, Мануфактур- и Берг-коллегии — Я. Брюсов. Все эти подразделения должны были устраиваться и формироваться заново.

Но на этом не закончилось учреждение коллегий. Дата 18 января 1722 г. ознаменовалась выходом нового указа о создании уже 10-й по счету, вотчинной, в ведении которой было землеустройство и все остальные сопутствующие вопросы.

Структура

Новые подразделения должны были состоять не только из отечественных, но и из иноземных членов. Русским были отданы посты президентов и их заместителей – вице-президентов, а также по 4 должности советников и асессоров, по одному – секретаря, нотариуса, актуария, регистратора, переводчика и подьячих трех статей. Иностранцам же отводилось по одному месту асессора или советника и секретаря.

Учреждения коллегий должны были начать свою работу только в 1719 г., а до этого срока составлялись все необходимые документы, правила и т. д. Кроме того, нужно было подыскать персонал. В царском указе, который был передан президентам, говорилось, что на должности они не могут принять ни своих родственников, ни друзей. Для этого предлагалось выбрать по 2 или 3 кандидата на место и представить их в коллегиях, а там уже выбрать кого-то из них путем баллотировки шарами.

Читать еще:  Азиатские банки развития

Трудности устройства

Петр дал своим подчиненным, поставленным во главе коллегий, всего год на формирование вверенных им подразделений, ну а пока все управления работали в старом режиме. Учреждение коллегий шло очень вяло, пока царь был в отъезде. Когда же он возвратился, то понял, что некоторые президенты сделали очень мало, а иные и вовсе не приступали к своей работе. Петр был очень зол и даже угрожал им дубинкой. Видя такой поворот событий, Брюс вскоре отказался от устройства новых органов. Его заменил Фик.

Начало работы

В 1718 г. штат низших чинов коллегий был практически укомплектован. Большинство из них были взяты из старых приказов. Через год закончили с составом и утверждением всех должностей и регламентов большей части коллегий. Наконец, в 1720 г. работа по устройству была закончена. Увидел свет генеральный регламент, в котором были прописаны общие правила коллегий.

С созданием нового органа заполнился тот пробел в госучреждениях, благодаря которому сенат был освобожден от рассмотрения мелких дел, поступающих от частных лиц и занялся только законодательными вопросами и чрезвычайными государственными делами, не терпящими отлагательства.

Учреждение министерств

Со временем коллегии стали тормозить развитие государства, так как бюрократизм в них достиг своего апогея. Наконец, 8 сентября 1802 г. по инициативе Александра I был издан Манифест «Об учреждении министерств». Всего было создано 8 таких подразделений, каждое из которых отвечало за свою сферу деятельности: военно-морских сил, военно-сухопутных сил, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, иностранных дел и народного просвещения.

У всех министерств были свои структурные подразделения, которые выстраивались по функциональному принципу. Первоначально их называли экспедициями, а затем переименовали в департаменты. Для их слаженной деятельности собирались специальные совещания, называемые «Комитетом министров», где довольно часто присутствовал и сам император.

Права и обязанности руководителей

Учреждение министерств вместо коллегий положило начало единоличной власти и такой же ответственности. Это означало, что высокопоставленный чиновник сам управлял вверенным ему ведомством при помощи канцелярии и учреждений, находящихся у него в непосредственном подчинении. Кроме того, за все ошибки, допущенные в его министерстве, он также отвечал самолично.

Кроме того, для обсуждения дел государственной важности был создан еще и «Совет непременный», куда входило 12 членов правительства. Он заменил временные и случайные совещания, устраиваемые во времена правления Екатерины 2 и Павла 1.

Через 9 лет после учреждения министерств были установлены их права и порядок деятельности. Каждый руководитель своего ведомства имел от одного до нескольких заместителей (товарищей), которые являлись членами Государственного совета и Комитета министров. Также в число их обязанностей входило и обязательное присутствие в сенате. Каждое профильное делопроизводство велось в министерских канцеляриях. Такой порядок сохранялся вплоть до свершения Октябрьской революции 1917 г. При советской власти на базе имперских министерств создали народные комиссариаты.

Коллегии при Петре 1

Коллегии при Петре Первом начали создаваться в 1717 году. Все они имели единую систему управления: 1 президент, 1 вице-президент, 4 советника (генералы) и 4 асессора (полковники). Каждая коллегия имели широкие полномочия. В частности, им разрешалось выступать в качестве законодательного органа. При Петре 1 было создано 12 коллегий: военная, адмиралтейская, чужестранных дел, берг, мануфактур, главный магистрат, вотчинная, юстиц, камер, штатс-контор, ревизион, коммерц. С 1721 года ликвидируется патриаршество. Взамен создается 13-ая коллегия — Духовная. В дальнейшем ее трансформировали в Синод.

Создавая новую систему управления страной, Петр фактически ликвидировал систему Приказов, функционировавших ранее. При этом Петр занимался любимым делом — проводил реформы на западный манер. Большинство коллегий создавались не в виду острой необходимости, а по причине желания перенять еще что-то у запада. Например, 3 финансовые учреждения (камер, штатс-контор и ревизион) были полной копией аналогичных шведских коллегий. Тем не менее большинство коллегий просуществовали достаточно долго. Они исчезли только в результате реформаторской деятельности Екатерины 2 и Александра 1.

Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.

Военная коллегия

Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:

  1. Армейское — действующая сухопутная армия.
  2. Артиллерийское — ведало делами артиллерии.
  3. Гарнизонное — войска, несшие гарнизонно-караульную службу.

Руководителями ВК при Петре Первом значились:

  • Меншиков Александр Данилович (1719-1724)
  • Репин Аникита Иванович (1724-1726)

Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.

Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа. С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел. Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.

Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.

Берг-коллегия

Берг-коллегия была сформирована в 1719 году и отвечала за горнорудную промышленность Российской Империи. То есть, ведомство управляло тяжелой промышленностью. Специфика ее работы регламентировалась задачами, поэтому основные центры работы были сосредоточены на Урале и в Сибири. При жизни Петра 1 коллегией управлял Брюс Яков Вилимович. Важно отметить, что при Петре берг-коллегия работала совместно с Мануфактур-коллегией, поэтому Брюс руководил обоими департаментами. Основная задача этого органа — стараться расширять и увеличивать количество промышленных предприятий, прежде всего, в районе Урала. Коллегия работала с перерывами. Непрерывная работа осуществлялась в периоды 1719-1731 (закрыта Анной Иоанновной), 1742-1783 (закрыта Екатериной 2), 1797-1807 (ликвидирована Александром 1).

Мануфактур-коллегия

Мануфактур-коллегия создана в 1719 году. Ее основная задача заключалась в создании мануфактур. То есть, основная сфера ответственности — легкая промышленность.

Руководители при Петре 1:

  • Брюс Яков Вилимович (1719-1722) — совмещал пост с президентством в берг-коллегии.
  • Новосильцев Василия Яковлевич (1722-1731).

После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.

Коммерц-коллегия

Коммерц-коллегия была создана Петром Первым в 1716 году. Изначально ею руководил Апраксин, но после того как указом от 1717 года утверждались руководители, управляющим был поставлен Толстой Петр Андреевич (1718-1722). Следующим президентом утвердили Бутурлина Ивана Федоровича, занимавшего пост с 1722 по 1725 годы. Основная задача управления — решение всех вопросов, так или иначе связанных с торговой деятельностью.

Читать еще:  Сколько можно заработать на перепелах

С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.

27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.

Камер-коллегия

Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.

В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:

  • Голицын Дмитрий Михайлович — в должности 1718-1722
  • Кошелев Герасим Иванович — в должности 1722
  • Плещеев Алексей Львович — в должности 1723-1725

Коллегия без серьезных изменений функций существовала до 1785, после чего ее временно закрыли. Последний период ее работы, 1797 — 1801, связан с контролем за откупами.

Штатс-контор-коллегия

Штатс-контор-коллегия создавалась Петром в 1717 году для выполнения функций ведения государственных расходов. Здесь Петр копировал шведскую модель, где функционировали одноименные финансовые учреждения (камер — прибыль, штатсконтор — убытки, ревизион — контроль).

Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.

Ревизион-коллегия

Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.

Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.

Юстиц-коллегия

Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:

  1. Матвеев Андрей Артамонович (1718-1722)
  2. Апраксин Петр Матвеевич (1722-1727)

Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.

Вотчинная коллегия

Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.

С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.

Главный магистрат

Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.

Президенты коллегии при Петре:

  • Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
  • Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)

После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.

Создание коллегий при Петре I

Удобная навигация по статье:

Создание коллегий Петром I

Петровскими коллегиями историки называют центральные органы управления в России, которые были сформированы в период правления Петра Первого вместо устаревшей системы приказов. Размещались коллегии в специально отстроенном для них колоссальном здании, которое так и прозвали дом Двенадцати коллегий. В 1802 году они были встроены в обновлённую систему министерств, а после её стремительного развития были вовсе упразднены.

Причины появления коллегий

В 1718 и 1719 годах происходит ликвидация прежних основных государственных органов и их последующая подмена более подходящими. Формирование Сената в 1711 году, согласно утверждениям современных историков, являлось главным сигналом к разработке коллегий, представляющих собой совершенно отличные органы отраслевого управления. По плану самого государя, данные коллегии должны были не только полностью вытеснить систему приказов, но и внести в существующую систему государственного управления следующие два начала:

  • Совещательный порядок рассмотрения и решения дел.
  • Систематическое разделение ведомств (чаще всего, приказы лишь подменяли друг друга и выполняли одну и ту же работу, что вносило непонимание в систему управления).

При этом, царь Пётр Первый решает выбрать в качестве основы форму управления центральных органов, которая на тот момент функционировала в европейских странах. В частности, в Германии и Швеции. Законодательной базой для управления коллегиями послужила позаимствованное у Швеции законодательство.

Так, уже в 1712 году делается первая попытка правителя Российской империи (при участии иностранцев) учредить Торговую коллегию. Для этого царь нашёл опытных чиновников и юристов, которые до этого осуществляли деятельность в развитых европейских странах. Стоит отметить, что в этот период самыми квалифицированными работниками данной сферы считались шведы. Вот почему Пётр старался заполучить такие кадры и взял за образец для своей Торговой коллегии шведские органы управления.

Однако, сама система коллегий сложилась лишь к 1717 году, ведь как оказалось, довольно непросто заменить одну систему управления другой в одночасье. Таким образом, приказы либо подчинялись коллегиям, либо постепенно поглощались ими.

Реестр коллегий Российской империи

К 1718 году в России был принят реестр коллегий в который входили:

  • Адмиралтейств-коллегия;
  • Военная коллегия;
  • Иностранных дел;
  • Ревизион-коллегия;
  • Берг-Мануфактур-коллегия;
  • Штатс-контора;
  • Коммерц-коллегия;
  • и Юстиц-коллегия.

Список коллегий

Спустя два года был сформирован Главный магистрат, координировавший функционирование каждого магистрата и являющийся для них судебной апелляционной инстанцией.

В этом же году появляется так называемая Юстиц-коллегия Эстляндских и Лифляндских дел, которая впоследствии (с 1762 года) именуется Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел и занимается судебными и административными вопросами работы протестантских церквей.

В 1721 году формируется Вотчинная коллегия, которая заменяет Поместный приказ, а спустя год Берг-Мануфактур-коллегия разделяется на Мануфактур-коллегию и Берг-коллегию. В этом же году учреждается Малороссийская коллегия, поглотившая со временем Малороссийский приказ.

Создание коллегий завершило процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата Российской империи. Чёткое разграничение всех ведомственных функций, а также общие нормы осуществления деятельности, регулируемые Генеральным регламентом – все эти нововведения существенно возвышали коллегии над приказами.

Данный Генеральный регламент был составлен при участи самого Петра Первого и издан двадцать восьмого февраля 1720 года и являлся документом. Данный документ определял порядок, взаимоотношение и организацию коллегий и их отношения с местными органами власти и Сенатом.

Кроме этого, появление коллегий нанесло сокрушительный удар по системе местничества, которая хотя и была упразднена в 1682 году, но существовала неофициально.

Необходимо отметить, что замысел царя Петра Первого полностью разграничить ведомственные функции и передать каждому чиновнику собственный порядок действий, был претворён не в полной мере. Как правило, коллегии продолжали подменять друг друга, как и приказы. К примеру Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии фактически выполняли одну и ту же работу.

При этом, вне сферы контроля петровских коллегий довольно долго оставались почта, просвещение, медицина, а также полиция. Однако, со временем, в системе коллегий появлялись новые отраслевые органы или же канцелярии. Например, Аптекарский приказ, осуществляющий деятельность в Петербурге с 1721 года стал Медицинской канцелярией.

Такие канцелярии могли быть как коллегиальными, так и единоначальными. Канцелярии не имели чёткого регламентирования, как коллегии, но были приближены к ним по значению и структуре.

Читать еще:  Алименты присуждаются судом с момента

Сенат и коллегии при Петре I

Знаменитый Сенат был «рожден» Петром I как бы экспромтом. Отправляясь в Прутский поход в феврале 1711 г ., Петр обнародовал указ: «Определили быть для отлучек наших правительствующий Сенат, для управления…». Состав его был невелик (9 сенаторов), да и создан он был как бы временно. Вдогонку первому указу 2 марта пришел второй с перечнем полномочий (попечение о правосудии, об устройстве государственных доходов, общем управлении, о торговле и хозяйстве). Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом. Поначалу Сенат был коллегиальным органом из 9 сенаторов, обладавших равными голосами. Связь Сената с губерниями осуществляли губернские комиссары.

Практически одновременно с Сенатом Петр I основал новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. Это была целая армия официальных лиц, действовавших тайным образом и выявлявших все неправедные действия, наносившие ущерб государству (казнокрадство, взяточничество, нарушение законопорядка и т.д.). Во главе фискалов стоял обер-фискал при Сенате. У него в подчинении было 4 фискала (два от купечества и два от дворянства). При губернских правлениях было также по 4 фискала, в городах — 1—2 фискала. Фискалы не получали жалованья, в награду за труды им полагалась в первые годы половина, а потом треть конфискованного имущества. Фискалы все свои наблюдения отправляли в Расправную палату, откуда дела поступали в Сенат. Над самим Сенатом с 1715 г . надзирал специальный сенатский генерал-ревизор, а с 1721 г . контроль вели помесячно штаб-офицеры гвардии.

Постепенно пробивала себе дорогу и такая форма государственного управления, как коллегия. Еще в 1711 г . был подан проект организации особой коллегии для руководства горной промышленностью. В следующем году появились проекты организации Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии, а в 1715 г . Коммерц-коллегия стала уже функционировать. Тогда же, в 1715 г ., начата была проработка вопроса об организации центральных органов управления и изучения опыта Дании, Швеции и Австрии. Три наиболее важные коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранная) стали работать уже в 1718 г . Всего было учреждено , 11 коллегий (остальные восемь: Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Вотчинная коллегия, Ревизион-коллегия и Юстиц-коллегия). Структура и функции коллегий вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий. Так была заложена основа унификации и бюрократизации государственного управления.

К числу центральных учреждений должен был принадлежать Синод, или Духовная коллегия. В свое время после смерти патриарха Адриана царь назначил на этот пост лишь исполняющего обязанности (местоблюстителя), а выборы патриарха не провел. Причиной тому было сдержанное, если не враждебное, отношение духовенства к преобразованиям царя, причастность духовенства к делу царевича Алексея. В итоге в 1721 г . был образован Синод во главе с президентом, бывшим местоблюстителем престарелым Стефаном Яворским. Фактическим главой Синода был вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович. Именно он сочинил Духовный регламент — свод важнейших организационных и идеологических установлений церковной организации в новых условиях абсолютизма. По Регламенту члены Синода присягали, как и все чиновники, на верность царю и обязывались «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». За всем этим незримо стояла не забытая опасность гордыни патриарха Никона. Теми же мотивами были продиктованы принципы коллегиального управления церковью и вменено в обязанность священникам нарушение тайны исповеди в случаях, «грозящих государственным интересам». Внешне все это, по рассказам, выглядело довольно устрашающе. Как пишет Н.И. Павленко, царь, на встрече с иерархами церкви уяснив, что они хотят избрать патриарха, поднял Духовный регламент и заявил: «Вы просите патриарха — вот вам духовный патриарх!» А на ропот недовольных он обнажил кортик и со словами: «А противомыслящим вот булатный патриарх», — ударил им в стол.

В 1718—1722 гг. Сенат был реформирован. В частности, его членами стали все президенты коллегий. Была введена должность генерал-прокурора. С появлением его стала действовать целая армия прокуроров во всех центральных и губернских учреждениях. Ему же подчинялись и все фискалы империи. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Он мог опротестовать и приостановить решение Сената. Основная функция прокурорского контроля — забота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был Павел Иванович Ягужинский.

В 1720 г . в Петербурге был воссоздан на правах центрального учреждения Главный Магистрат, а на местах вновь образованы городские магистраты, в какой-то мере отражавшие сословные интересы купечества. Наконец, в дополнение к Преображенскому приказу для решения дел политического сыска в Петербурге была учреждена Тайная Канцелярия.

Сенат и коллегии в конце XVII — начале XVIII вв.

Предпосылки создания Сената

Переход к абсолютизму, который осуществлялся при Петре I, повлек за собой изменение всей государственной системы. Старая система, в которой царь работал с Боярской думой и приказами морально устарела. При том, что в абсолютной монархии правитель был одновременно главой всех властей (судебной, законодательной и исполнительной), ему, разумеется, требовался большой штат специалистов и учреждений для выполнения этих функций.

Указ о создании Сената был подписан лично Петром I в феврале $1711$ г. накануне Прутского похода. Этот орган изначально должен был заменять царя во время его отсутствия. Поэтому естественно, что членами Сената стали только приближенные к царю лица.

Деятельность Сената

Вскоре Сенат стал постоянным высшим государственным органом. В его ведении были вопросы финансов, управления торговлей, правосудия и т.д. То есть Сенат стал высшим законосовещательным, судебным и органом управления при царе.

Подробно обязанности, права и правила для Сената были перечислены в Указе «О должности Сената», изданном в апреле $1722$ г. Кроме того, Указ привел в порядок взаимодействие Сената с другими учреждениями и чиновниками: генерал-губернаторами и другими властями губерний, коллегиями.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сенат не мог издавать законы, он лишь трактовал, оценивал и обсуждал их. Но по отношению ко всем остальным учреждениям управления государством Сенат был высшей инстанцией.

Исходя из даты издания указа «О должности Сената» ясно, что его работа и в частности структура складывались постепенно. Сначала Сенат состоял из канцелярии и 8 сенаторов. Затем выделилось $2$ отделения:

  • Сенатская контора занималась вопросами управления и исполнения указов
  • Расправная палата ведала особыми судебными делами (фискальные доносы, жалобы на решения приказов, губернаторов )

Канцелярия Сената, бывшая до Сенатской конторы единственным исполнительным органом Сената, разветвлялась на большое количество столов (приказный, фискальный, губернский, разрядный, секретный). Расправная палата, Сенатская контора и собрание членов Сената представляли собой т.н. присутствие.

Существовали дополнительные органы в Сенате. Например, рекетмейстер занимался приемом жалоб на канцелярии и коллегии, требовал ускорения при жалобах на волокиту и т.д.

Таким образом, Сенат стал орудием в руках складывающегося абсолютизма, потому что правитель назначал его членов и только перед ним они несли всю полноту ответственности.

Коллегии

В $1717-1722$ гг. были созданы коллегии как необходимый элемент связи между Сенатом и губерниями. Коллегии заменили собой устаревшую приказную систему и стали прообразом министерств. В $1717$ г. было создано $9$ коллегий:

  1. Иностранных дел
  2. Военная
  3. Адмиралтейская
  4. Юстиц-коллегия
  5. Камер-коллегия
  6. Ревизион-коллегия
  7. Коммерц-коллегия
  8. Штатс-контор-коллегия
  9. Берг-коллегия

По значению важнейшими были первые $3$ коллегии.

Например, Коллегия Иностранных дел занималась дипломатическими и посольскими делами – переговорами, встречами, перепиской и пр. Воинская и Адмиралтейская коллегии соответственно занимались всеми делами армии и флота.

В $1721$ г. число коллегий увеличилось. Появилась Вотчинная коллегия для решения земельных вопросов и споров, а также для передачи и оформления новых пожалованных земель.

В $1700$ г. после смерти патриарха нового решено было не избирать. Тем самым Петр I избавился от довольно независимой церковной власти. Поэтому для управления делами церкви в $1721$ г. создали Духовную коллегию, через год она стала Святейшим Синодом, равным Сенату и подчинявшимся только императору.

К концу правления Петра I число коллегий дошло до $13$.

Общей чертой коллегий можно назвать их формирование по функциональному принципу.

Источники:

http://businessman.ru/new-uchrezhdenie-kollegij-i-senata-v-rossii.html
http://istoriarusi.ru/car/kollegii-petra-1.html
http://fox-calculator.ru/petr-1/sozdanie-kollegiy-pri-petre-i/
http://alpan365.ru/senat-i-kollegii/
http://spravochnick.ru/istoriya_rossii/reformy_organov_upravleniya_i_suda_v_konce_xvii_-_nachale_xviii_vv/senat_i_kollegii_v_konce_xvii_-_nachale_xviii_vv/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×