20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальный элемент это

Элементы социальной системы

Элементами социальной системы могут вы ступать отдельные индивиды, группы и организации. Общим названием для элементов социальной системы является термин «социальный субъект».Главной характеристикой социального субъекта выступает способность быть инициатором социальных изменений.

Примеромпростой социальной системы может быть дружеская компания без постоянного лидера. А любые организации с начальниками и подчиненными — это уже сложные социальные системы.

В любой группе людей для эффективного взаимодействия рано или поздно выделяются лидеры, организаторы, руководители. В крупных обществах это происходит обязательно. Поэтому общество выступает как сложная система.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ. — ПРИЧИНЫ. ХОД. ПОСЛЕДСТВИЯ.

29 октября 1929 г. — «черный вторник» на Нью-Иоркской фондовой бирже (обвальное падение курса акций) — на­чало мирового экономического кризиса, последствия которого были огромными для экономического, политического и идейно-психологического развития.

ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА (кризисы были и раньше — раз в 10 лет)

1) небывалая глубина: уровень производства отброшен к началу века, число безработных на Западе 30 млн (до 1/3 рабочей силы) .

2) глобальный характер кризиса.

3) продолжительность: с 1929-32 гг. Но и после начала с 1933 г. некоторого оживления экономика в полной мере не восстановилась до II мировой войны. Поэтому 30-е гг. называют Великой депрессией.

ПРИЧИНЫ ОСОБОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ И ГЛУБИНЫ КРИЗИСА.

— последствия войны и послевоенных решений: традиционные хозяйственные связи были нарушены, мировая эко­номика была перегружена долговыми обязательствами.

— небывалая гегемония США, вся мировая экономика зависела от них. Но процветание США оказалось хрупким. Огромный рост пром. производства, переход к технологии массового производства (конвейер) . Но потребление от­нюдь не стало массовым: зарплата в такой мере не выросла, богачи не могли заменить массового потребителя. Крайне неустойчивой оказалась и финансовая система США — спекулятивный бум на Нью-йоркской фондовой бир­же. Когда он достиг предела, началось обвальное падение курсов акций, что и стало началом «великого кризиса». Кризис экономики США разом обрушил всю мировую экономику.

— правительства западных стран оказались не готовы к таким событиям: долгое время не решались на серьезное вмешательство в экономику и не предпринимали совместных действий. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА.

Огромные бедствия и страдания массы людей. Миллионы не имели пищи и крова. Под угрозой не только рабочие, но и средние слои (торговцы, служащие) . Люди голодали, и в то же время для сокращения размеров производства в Америке и Аргентине уничтожали огромное количество продуктов, топили зерном паровозы. Настроения: отчаяния и вспышки протеста. В Америке многомиллионные марши протеста безработных в Вашингтоне, один из них был разогнан танками генералом Макартуром — будущим героем войны. Все это ярко отражено в художественных про­изведениях: роман Ганс Фаллада «Что же дальше, маленький человек? «, книге Т. Драйзера (США) «Гроздья гнева», американских фильмах «Загнанных лошадей ведь пристреливают? » и «Бонни и Клайд». Для многих все это доказы­вало несостоятельность капитализма, необходимость перехода к иному общественному строю. В связи с этим — рост крайних течений — ком. партий (их численность выросла в 2 раза) и фашизма.

ПОИСК ПУТЕЙ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА.

Главное направление — усиление регулятивных функций государства, его вмешательства в экономику:

— регулирование экономики с помощью цен, кредитов, ограничения размеров производства, даже планирования.

— создание системы социального обеспечения в США и ее значительное развитие в других странах Запада (посо­бия безработным и т. д.) . Два варианта выхода из кризиса (оба на основе усиления государственного регулирования) .

— либерально-демократический реформизм (наиболее ярко — «Новый курс» Ф. Рузвельта, также политика Народного фронта во Франции) .

— реакционно-террористический тоталитаризм (Германия — Гитлер) .

Типы общественного развития)

Традиционное (доиндустриальное) общество — общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

Индустриальное общество — (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т. д.

Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) — общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть — в сфере материального производства и четверть — в производстве услуг, в том числе и информационных.

Вопрос 4 социальная мобильность)

Виды соц мобильности Межпоколенная и внутрипоколенная

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность(Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).)) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое))

под каналом социальной мобильности понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности. Как было сказано выше, в современном обществе чаще всего в качестве таких каналов выступают социальные институты.

Вопрос 5 Понятия и анализ

Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества.

· правовой статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

· приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).

· предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений.Например, женщина – она чья-то мать, жена, сестра, домохозяйка, бизнес леди и др.

Престиж — мера признания обществом заслуг индивида: результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности.

Значение слова Авторитет по Бизнес словарю:
Авторитет — нем. Autoritat, от лат. Auсtoritas — власть, влияние

А. Признанное влияние какого-либо лица, группы лиц или организации на различные области общественной жизни, базирующееся на опыте, профессионализме, знаниях, нравственности.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности.

Человек уже с детского сада понимает, что нельзя брать чужое.
В школе ученик учиться вести себя в коллективе и уважать товарищей
После школы молодой человек осознаёт. что должен самостоятельно зарабатывать себе на жизнь

Читать еще:  К невербальным сигналам относится

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.).Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Социальная адаптация — в 40 лет я стала инвалидом. работать не могла, получала пенсию по инвалидности. .
Первой пенсии мне хватило на неделю, затем на две и т. д. .
Через полгода я научилась жить на пенсию, других доходов не было. .
Деньги, как оказалось (вернее их нехватка) — это не самое большое зло. Самое сложное — изоляция от общества. .
Да, люди сами по себе не злые, но у здоровых свои потребности,
у меня же — свои. То есть я уже не могла легко сорваться с места и бежать на вечеринку. Один из примеров. .
Телефон молчал месяцами. Всем казалось, что меня нужно только жалеть — я просто не разговаривала на эту тему и постепенно говорить стало не о чем. .

Конфо́рмность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформи́зму [1] (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. Если из жизни,то группа подростков,собирается сбежать с урока,но в классе есть одиночка новенький или тихоня,так что более авторитетные «подбивают» его тоже сбежать и он соглашается.

экономика — это само хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей.

Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства дома») [1] — хозяйственная деятельностьобщества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена ипотребления.

· Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие.

· Макроэкономика предстаёт как национальная экономика или экономика государства.

Мировая экономика (интерэкономика) – многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.

Основные вопросы экономики звучат так:
1.Что? (Что должно производиться?)
2. Как?(Как будут производиться товары?)
3. Для кого?(Для кого предназначаются товары?)

Фа́кторы произво́дства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие: • труд; • капитал; • земля; • предпринимательские способности; • информация; специфической формой информации является технология; • наука

экономика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. -совокупность отраслей и предприятий, т.е. то, что мы называем национальным хозяйством. -наука, которая позволяет объяснить, почему производство в той или иной стране развивается успешно Экономическая наука представляет собой систему наук, включающую в себе в качестве базовой или фундаментальной науки экономическую теорию, а также такие фундаментальные экономические науки, как финансы и кредит, ценообразование, экономика труда и другие. Также отраслевые и конкретные экономические науки (экономическая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт), информационно-аналитические (статистика, экономическое моделирование) и исторические (история, экономические учения, история экономики). Экономика государства – это национальное хозяйство страны, включающее соответствующие отрасли.

Что такое экономика?

Что такое экономическая наука?

Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП(англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Элементы социальной системы

Элементами социальной системы могут вы ступать отдельные индивиды, группы и организации. Общим названием для элементов социальной системы является термин «социальный субъект».Главной характеристикой социального субъекта выступает способность быть инициатором социальных изменений.

Примеромпростой социальной системы может быть дружеская компания без постоянного лидера. А любые организации с начальниками и подчиненными — это уже сложные социальные системы.

В любой группе людей для эффективного взаимодействия рано или поздно выделяются лидеры, организаторы, руководители. В крупных обществах это происходит обязательно. Поэтому общество выступает как сложная система.

При социокультурном анализе общественной жизни обычно обращают внимание два важнейших результата этого взаимодействия. Первое — групповой характер общественной жизни и второе — поведение людей в группах, которое регулируется и направляется определенной системой ценностей, идей, норм и правил поведения. Оба аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов. Отмеченные две стороны общественной жизни в социологии принято обозначать, как говорилось выше, двумя популярными терминами — общество (социальная система) и культура (система культуры). Они отражают предельно широкие понятия — две наиболее существенные стороны общественной жизни, в реальности тесно взаимосвязанные, но специально разделяемые в научном социологическом познании. Выделение этих двух ключевых понятий имеет огромное познавательное значение для социологического познания и во многом предопределяет специфику социологического видения общественных явлений.

Подобного рода абстрактные расчленения реальных объектов для целей их более глубокого научного познания — не только правомерное, но и весьма распространенное явление. В естественных науках примерами аналитического расчленения могут служить такие взаимосвязанные пары понятий, как «материя» и «энергия» — в физике, «сознание» и «мозг» — в психологии, «наследственность» и «среда» — в биологии, и т.п. В социологии расчленение понятий «общество» (в узком смысле слова) и «культура» имеет большое практическое и познавательное значение, ибо позволяет лучше уяснить сущность общественной жизни, ее отличие от природы в целом и коллективных форм поведения в животном мире.
Во-первых, обращается внимание на то, что «социум» и «культура» являются двумя взаимосвязанными подсистемами единой общественной жизни. Во-вторых, особенность социальной системы заключается в том, что это понятие отражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. Под культурой понимаются содержательные аспекты человеческой жизнедеятельности, определяемые ценностями, значениями, идеалами, нормами и др. Стало быть, термин «социальная система» обозначает отношения между индивидами и коллективами, тогда как культура определяет их ценностно-смысловое значение.

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах – дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, среди дорожных попутчиков. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними – помогают друг другу или, наоборот, конкурируют.

Группы — это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени, называются социальной взаимосвязью.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Социальная система

Социальная систе́ма — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющие ее от других объектов.
Структура – обеспечивает внутренний порядок соединения элементов системы.
Окружающая среда – устанавливает внешние границы системы.

Читать еще:  Курс золота от чего зависит

Социальная система — целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.

Содержание

История

Пониманию общества как системы предшествовало его понимание как социального порядка – поддержания и регулирование жизни определенным набором правил, изначально существующих или установленных между людьми. Основания этого порядка искались либо в естественном праве, присущем самой природе вещей, либо в его сверхъестественном (божественном) установлении. Люди в той или иной степени осознают наличие этого порядка, поддерживают его при помощи обычая, традиции, ритуала (морально) или закрепляют его юридически. Но в любом случае оправдание обществом этого порядка, его справедливости основывалось на процедуре признания его правомочности (легитимности). Поведение людей становилось таким образом понятным (доступным для понимания, предсказуемым) и управляемым.
С развитием системного подхода в науке понятие «социальная система» было формализовано. Алексис Токвиль был очевидно первым, кто использовал термин «социальная структура». Один из самых ранних и наиболее исчерпывающих анализов социальной структуры был проведен Марксом, который показывал зависимость политической, культурной, и религиозной сторон жизни от способа производства — в этом заключалась теория исторического материализма. Последующие марксистские теоретики, как Л. Альтюссер, считали что культурные и политические учреждения относительно автономны и зависимы от экономических факторов не фаталически, а только «в крайней ситуации». Но марксистский взгляд на социальную структуру общества не был единственным. Параллельно это понятие в своих работах развивали такие различные мыслители, как Герберт Спенсер и Макс Вебер, Фердинанд Тённис и Э. Дюркгейм, Г. Зиммель и Толкотт Парсонс, Питер Блау и Энтони Гидденс, Пьер Бурдьё и Ж. Деррида, Маргарет Арчер и И. Валлерстайн, а также Якоб Леви Морено.

Структура социальной системы

Структура социальной системы — это способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающий ее целостность. Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности, социальные институты, социальные группы и социальные организации. Социальная система, согласно Т. Парсонсу, должна удовлетворять определенным требованиям, а именно:

  • должна быть приспособлена к среде (адаптации);
  • у нее должны быть поставлены цели (целедостижения);
  • все ее элементы должны быть скоординированы (интеграции);
  • ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).

Т.Парсонс считает, что общество является особым типом социальной системы, обладающей высокой специализацией и самодостаточностью. Его функциональное единство обеспечивается социальными подсистемами.
К социальным подсистемам общества, как системы, Т. Парсонс относит следующие: экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца). Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.

Элементы и функции социальной системы

Понятие социальной системы и её функции

Понятие социальная система отражает способы взаимодействия и формы объединения людей, всесторонне зависимых друг от друга. Социальное бытие в этом понятии отражается в единстве структурного, функционального, исторического аспектов.

Это понятие находит свое отражение в трудах древних мыслителей, но его более точная формулировка появилась только в наше время. Научная литература располагает несколькими десятками определений понятия «система», при обобщении которых можно сказать, что система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое.

По отношению к отдаленным элементам, из которых оно состоит, это целое будет уже новым образованием, свойства которого не сводимы к свойствам элементов. Получается, что с одной стороны, система является чем-то самостоятельным и отличным от её элементов, а с другой стороны система зависит от них.

Входящие в неё элементы приобретают свойства и черты поведения ей присущие.

Существующие в практике системные связи носят многоуровневый характер. Связи можно выделить между элементами системы и между системой и её составляющими элементами. Поскольку системы включают в себя ещё и подсистемы, то количество связей значительно увеличивается.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В границах основной системы существует определенная соподчиненность подсистем. Если выделить определяющую подсистему, то исследователю можно раскрыть закономерности развития и функционирования всей системы.

Социальная система выполняет свои функции, которые можно свести к двум основным:

  1. функция сохранения устойчивого состояния системы;
  2. функция совершенствования и оптимизации системы по отношению к природной и социальной среде.

Изменения природы происходят очень медленно, глобальные катастрофы случаются не часто, а вот динамичный характер социума приводит к антропогенным факторам, нарушающим равновесие между природой и социальной средой.

Создав проблему, человек занимается поиском средств и механизмов для оптимизации своих отношений с природной средой. Возмутителем спокойствия во взаимодействиях системы с социальной средой выступает антропогенный фактор.

Функции могут меняться местами, например, реализация функции сохранения социума и его оптимизации на протяжении исторического развития происходила за счет экономики. Экология и другие сферы деятельности были глубоко запрятаны. В этом присутствует железная логика, потому что экономика должна была развиться и занять достойное место. Экология, здравоохранение, природоохранная деятельность могли и подождать.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Экологическими последствиями можно было пренебречь, потому что вымирание Европы (эпидемия чумы) перекрывались быстрым ростом численности населения. И только вторая половина XX века крайне изменила сложившуюся ситуацию. Чтобы выжить сегодня цивилизации необходимо решить экологические проблемы и экологическая деятельность должна выйти на первый план, потеснив даже экономику. Раньше человечество реализовывало негласный лозунг, суть которого сводилась к тому, что экономика – это всё, а экологией можно и пренебречь. Сегодня этот лозунг развернулся на 180 градусов и имеет совершенно другую суть – прежде всего – экология, а экономика по возможности.

Элементы социальной системы

Для социальной системы характерны следующие элементы:

  • субъектом социальной системы является человек, активность которого проявляется в деятельности, духовности, любви, он формулирует идеи и цели развития общества;
  • социальная группа, объединенная социальными связями для реализации замыслов и планов человека;
  • учреждения и социальные институты, как устойчивые комплексы регулирования общественной жизни;

техника, как продукт сущностных сил человека, обеспечивающая его господство над природой;

природа – источник жизни, главное условие существования человека и социальной системы.

В результате взаимодействия всех этих элементов формируются устойчивые сферы жизнедеятельности (подсистемы) общества и в целом структура социальной системы. Между элементами и подсистемами общества происходит обмен веществом, энергией, информацией, а это говорит о том, что социальные процессы носят коммуникативный характер.

Основными подсистемами общества являются экономическая, политическая, социокультурная.

Экономическая подсистема должна решать следующие взаимосвязанные вопросы – что, как и для кого производить товары и услуги, с помощью каких ресурсов и какой техники, а также кому будут предназначены произведенные товары и услуги. Экономическая система должна быть адаптирована к меняющимся условиям природной среды и удовлетворять материальные потребности и интересы общества.

Для регулирования отношений, связанных с установлением, организацией, функционированием и изменением публичной власти существует политическая подсистема. Государство, правовые институты, политические партии, движения относятся к основным элементам политической подсистемы. Главная функция этой подсистемы – обеспечить социальный порядок, стабильность общества, мобилизацию его на решение важных жизненных задач, быть регулятором взаимодействия групп и общностей.

Институты социальной подсистемы отвечают за благосостояние всего населения. Социокультурная подсистема свою деятельность направляет на создание, развитие и освоение культурных и духовно-нравственных ценностей. Эти ценности определяют сознание и поведение человека. Структурными элементами социокультурной сферы является наука, образование, мораль, воспитание, религия, литература, искусство, а главная функция заключается в социализации личности. Все подсистемы взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Основные социальные элементы

Общество имеет свои составные элементы, к которым относятся – люди, социальные связи и действия, социальные институты, организации, социальные группы, общности, социальные нормы и др.

Каждый составной элемент занимает в обществе свое место и играет своеобразную роль. Исходя из этого, социология должна определить структуру общества и научно классифицировать важнейшие элементы.

Структура общества качественно отличает его от произвольного скопления людей, она определяет устойчивость и стабильность общества как системы.

К основным элементам социальной структуры общества относятся:

  • большие и малые группы – социальные общности;
  • группы профессиональные;
  • социально-демографические группы;
  • социально-территориальные общности.

В социальном структурировании общества класс является самой крупной единицей. Определения класса самые различные, но лучшее было дано В.И. Лениным. Он считал, что классы – это большие группы людей, имеющие свое место в системе производства.

Классы различаются по отношению к средствам производства и роли в общественной организации труда, различаются по способам получения и доле общественного богатства.

Социально-классовая структура общества является подвижной, поэтому одни классы и социальные группы исчезают, а другие появляются или возрождаются, например, крестьяне-единоличники стали предпринимателями.

Один из классов в обществе должен быть ведущим и таковыми становятся те социальные группы, которые сумели накопить потенциал для качественного прорыва в развитии общества – инженеры, конструкторы, ученые, учителя, высококвалифицированные рабочие. Они создают основу нового среднего класса общества, они обеспечивают прогресс и стабильность общества и, поэтому, являются ведущим классом. Это горизонтальная расшифровка социально-классовой структуры.

Вертикальная расшифровка будет включать уровень образованности и профессиональную квалификацию. Среди рабочих, например, можно определить группы низкой, средней, высокой квалификации. Значительно труднее это сделать среди интеллигенции.

Люди, закончившие высшие учебные заведения не обязательно будут относиться к интеллигенции. Высшее и среднее специальное образование имеет до 10% рабочих. В данном случае определяющим будет являться характер труда.

Таким образом, социальная структура с развитием общества становится сложнее, и отдельные группы занимают пограничное положение на стыках разных классов и социальных групп.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Тема 3. Социальная система и ее элементы

Социальная система и система культуры как два взаимообусловленных феномена жизни общества, как ее содержание и форма. Социальная система как целостное образование. Элементы социальной системы, уровни социальных систем. Социальная связь как любое проявление зависимостей индивидов, групп, как любой факт, отражающий совместную жизнедеятельность людей. Классификация социальных связей. Социальная связь как одно из оснований самоидентификации личности. Понятие социального взаимодействия. Устойчивый и деятельностный характер взаимодействий. Основные виды взаимодействий. Необходимость кооперации, координации и субординации для поддержания целостности социальной системы. Конфликт и конкуренция как особые виды взаимодействий. Категория «социальное отношение» и ее место в анализе процессов общественной жизни. Содержание основных социальных отношений в обществе.

Тема 4. Социальная структура

Понятие социальной структуры в широком и узком смыслах слова. Социальная структура как устойчивая связь элементов в социальной системе. Социальная структура как строение общества в целом. Социальная структура как многомерная система. Основные элементы социальной структуры общества.

Марксистская концепция структурирования общества. Классовый подход как основа выделения структурных единиц общества. Понятие класса. Отношения собственности как основа, критерий выделения классов. Классы основные и неосновные. Понятие социальной прослойки. Теория стратификации. Вебер, Парсонс, Дэвид, Мур о новых основаниях структурирования социальных систем. Основные критерии выделения страт в обществе. Примеры стратификации обществ на различных стадиях их развития. Барбер о структуре современного американского общества. Заславская, Дмитриев, другие современные российские социологи о стратификации российского общества. Проблемы выделения среднего класса в современной России.

Понятие «социальная группа» как одно из основных в социологии. Социальные объекты, близкие группам. Агрегаты и квазигруппы как социальные объекты. Проблемы социологического изучения толпы, аудитории, социальных кругов и социальных категорий. Типологизация социальных групп, основные их характеристики и параметры. Большие и малые группы. Группы референтные и нереферентные. Аут- и ингруппы. Различие групп по степени организованности. Группы социальные и асоциальные. Проблемы социологического анализа криминальных групп.

Этнические социальные группы и их значение в понимании развития и функционирования общества. Естественно-биологическая и социокультурная концепции формирования этнических социальных общностей. Гумилев о проблемах этногенеза. Общее и специфическое между социальными группами и этническими общностями. Исторические типы этнических социальных общностей.

Тема 5. Социальные организации и социальные институты

Понятие социальной организации. Многозначность содержания этого понятия. Организация как вид деятельности, искусственно созданный социальный объект и свойство социального объекта иметь упорядоченную структуру. Эффект синергии в различных общностях и социальная организация как средство увеличения синергии. Различные социологические подходы к понятию организация. Барнард об организации как системы кооперации индивидов. Саймон и Марч о наличии центральной координирующей системы как главном факторе организации. Блау и Скотт об организации как строго структурированном объекте. Организация – как целевая система с точки зрения Этциони. Основные элементы социальных организаций и их взаимодействие. Структура, внешнее окружение, социальная технология, наличие персонала с определенной квалификацией как условия деятельности организации. Различные виды социальных организаций. Вебер и Парсонс о бюрократическом типе социальных организаций. Достоинства и недостатки бюрократии как воплощения целерационального действия.

Организационные цели и их виды, взаимообусловленность организационных целей. Цели задания, цели ориентиры и цели системы. Проблема управления социальными организациями и их саморегуляция. Социальные технологии как условие успешного функционирования социальных организаций. Различные стратегии отношений социальных организаций с внешним окружением.

Понятие социального института. Потребности и возможности их реализации, удовлетворения, как главное условие функционирования социальных институтов. Этапы институционализации взаимодействий. Появление социальной потребности, стихийных норм взаимодействия, их отработка и закрепление, появление фиксированных статусов и санкций за нарушение норм. Социология о «вечных» социальных институтах. Явные и латентные функции социальных институтов, их основные признаки.

Семья как один из важнейших социальных институтов. Эволюция брака и семьи в истории общества. Различная классификация семей. Кризис семьи в современном обществе. Проблемы семьи и первичной семейной социализации в современной России.

Тема 6. Социология культуры

Социологическое рассмотрение культуры как целостного феномена, обеспечивающего воспроизводство и функционирование социальной жизни. Культура как исторически сложившаяся система, обеспечивающая социальное наследование основных форм жизнедеятельности людей. Основные элементы системы культуры. Культура духовная и материальная, их влияние друг на друга. Нормативный характер культуры. Виды социальных норм, проблемы выявления и отграничения норм. Ценности как основа культуры. Виды и уровни ценностей. Знаково-символические элементы культуры. Язык как средство аккумуляции, передачи социального опыта и информации. Основные социальные функции культуры.

Культура доминирующая и субкультура, понятие контркультуры. Проявления контркультуры в современном обществе. Культурный этноцентризм как обособление инкультуры от других источников и условий социального наследия. Культурный релятивизм как форма растворения своеобразного этнического культурного наследия, стихийного восприятия ценностей, норм, форм взаимодействия, принятых в иной культурной среде. Взаимообусловленность двух этих подходов к реализации культуры в жизни общества. Общество как целостная макросоциокультурная система.

Тема 7. Социология личности

Отграничение и определение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Специфика социологического понимания личности. Интра- и интериндивидуальный подходы в изучении личности. Первичные факторы формирования личности и внутриличностных структур. Роль биологической наследственности, среды обитания в появлении личностных качеств человека.

Личность как продукт социализации. Понятие «социализация» с социологической точки зрения. Групповой опыт, индивидуальный опыт, включенность в культуру и определенные этнические сообщества как условия появления зрелой личности. Социально-психологическая концепция «зеркального Я» и ее место в социологическом понимании появления уникального, наделенного специфическими социальными свойствами индивида. Основные этапы социализации. Подходы к решению этой проблемы в советской и зарубежной социологии. Дотрудовая, трудовая и послетрудовая социализация как уровни формирования личности с точки зрения советской социологии. Первичная и вторичная социализация. Особенности ресоциализации и условия, при которых этот процесс наиболее важен. Проблемы социализации подрастающего поколения в современной России.

Основные социологические теории личности. Марксистская концепция личности. Личность как ансамбль общественных отношений. Общество как решающий фактор появления развитой личности. Личность как продукт длительного исторического развития, предметно-чувственной деятельности. Усложнение и разделение труда как факторы усложнения личностных структур. Ролевая теория личности. Понятие социального статуса, виды статусов. Статус предписанный и достигаемый. Социальная роль как поведенческая модель, как поведение, ожидаемое от индивида, занимающего определенное положение в обществе. Ролевое поведение как реальное действие личности. Возможность конфликта между социальной ролью и ролевым поведением. Способы преодоления ролевого напряжения. Понятие комплексов генеральных ролей личности. Общегражданский, профессиональный и семейный комплексы ролей. Ролевое обучение, его виды и содержание.

Типология личности, основы выделения типов личности. Маргинальная, конформистская и модальная личности. Проблемы изучения личности в современной России. Социализирующие возможности современного российского социума. Маргинальность и люмпенизация российского общества.

Источники:

http://studopedia.ru/9_132804_vopros-sotsialniy-institut.html
http://studopedia.org/7-29411.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/684682
http://spravochnick.ru/sociologiya/socialnye_sistemy_i_ih_struktura/elementy_i_funkcii_socialnoy_sistemy/
http://infopedia.su/1x8c39.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector