2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальные инвестиции виды

Виды социальных инвестиций

Классифицирование инвестиций производится:

  • — относительно объекта приложения
  • — фактора времени
  • — характера использования

Инвестиции относительно объекта приложения.

  • 1. Инвестиции в имущество (материальные инвестиции). Под материальными инвестициями понимают инвестиции, которые прямо участвуют в производном процессе (например, инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов).
  • 2. Финансовые инвестиции — вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм и деловых прав (например, приобретение акций, других ценных бумаг).
  • 3. Нематериальные инвестиции — инвестиции в нематериальные ценности (например, инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.).

Инвестиции относительно объекта приложения можно разделить на два вида:

Портфельные — вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Формирование портфеля происходит путем приобретения ценных бумаг и других активов. Портфель — совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховые полисы и др.). Прямые (реальные) инвестиции — вложения частной фирмы или государства в производство какой-либо продукции.

Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов:

  • — инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведенных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения;
  • — инвестиции в товарно-материальные запасы (оборотный капитал), которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров.

Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения.

В свою очередь, реальные инвестиции можно разделить на:

  • — внутренние — это вложение средств хозяйствующего субъекта в собственные факторы производства за счет собственных источников финансирования;
  • — внешние — это вложения средств инвестиционных институтов в факторы производства, нуждающегося в инвестициях хозяйствующего субъекта.

К реальным инвестициям имеет смысл отнести также понятия валовые и чистые инвестиции . Чистые инвестиции это валовые инвестиции за вычетом издержек на возмещение основного капитала.

Инвестиции по фактору времени:

  • — краткосрочные инвестиции;
  • — долгосрочные инвестиции; аннуитет — инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени.

В основном, это вложения средств в пенсионные и страховые фонды. Страховые компании и пенсионные фонды выпускают долговые обязательства, которые их владельцы хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем.

Инвестиции по характеру использования:

  • — первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия;
  • — инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала;
  • — реинвестиции , т.е. использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путем направления их на приобретение или заготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия;
  • — инвестиции на замену, в результате которых имеющееся оборудование заменяется новым;
  • — инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или технологических процессов;
  • — инвестиции на изменения программы выпуска продукции;
  • — инвестиции на диверсификацию , связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта;
  • — инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды;
  • — брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций; — рисковые инвестиции, или венчурный капитал — инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском.

Венчурный капитал инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Такие капиталовложения, как правило, осуществляются путем приобретения части акций предприятия — клиента или предоставления ему ссуд, в том числе с правом конверсии последних в акции. Рисковое вложение капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает посредником в учредительстве стартовых наукоемких фирм.

Социальные инвестиции виды

Инвестиции в социальные программы

Бюджет. Участие в тендерах на управление бюджетными и внебюджетными средства РФ для достижения максимальной эффективности реализации социальной программы. Участники программ принимают активное участие в тендерах на реализацию социальных программ с бюджетным финансированием. Для повышения эффективности этой работы необходимо непосредственное участие в высокоэффективных социальных технологиях.

Выставка. Получение необходимой информации о социальном проектировании путём организации выставок социальных программ.Фонд организует ведение рейтингов социальных программ, публикуя их в журналах. По сути — это выставка социальных программ. Это направление деятельности позволяет отслеживать наиболее эффективные программы, возможности их финансирования, позволяет аккумулировать знания о возможностях инвестирования социальных программ и позволяет делать свои собственные разработки более эффективными. Информация о собственных разработках и о выставках социальных программ экспонируется в Электронной Информационной Системе Учёта Социальных Программ (ЭИС УСП).

ДСИ. Департамент социальных инвестиций. Механизмы привлечения средств в социальные проекты. ДСИ работает также как и ДИАЦ. Дирекция является структурным подразделением Фонда, в тоже время он связан прочными узами с Институтом Социальных Инвестиций, откуда в Департамент направляются необходимые разработки в области привлечения инвестиций в социальные проекты Фонда. Как правило, эти разработки являются в той или иной их части авторскими. Но главное их достоинство заключается в том, что с использованием инструкций, рекомендаций и механизмов лоббирования Института их можно быстрее реализовать. Специалисты Дирекции участвуют на всех стадиях разработки и реализации программ Фонда. В его задачу входит придание социальным проектам краткой, логичной, понятной и абсолютно реализуемой формы.

ДИАЦ. Анализ информации о механизмах возникновения долгов. Долговой Информационно-Аналитический Центр является одним из важнейших инструментов реализации социальных программ Клубов Дебиторов. Сюда скапливается информация о долгах членов Клубов Дебиторов. Здесь собирается информация с фондовых рынков о свободных ресурсах, схемах и механизмах. Тут собирается и анализируется информация о нормативных и фактических схемах реструктуризации долгов. ДИАЦ подбирает наиболее эффективные способы списания долгов и реализует эти схемы. ДИАЦ. Является структурным подразделением Фонда. Между ДИАЦ и Фондом подписывается договор о распределении обязанностей и средств. Главной целью ДИАЦ является работа с долгами членов Клубов Дебиторов и получение средств для реализации социальных программ Клубов Дебиторов. ДИАЦ может заниматься реализацией своих схем и вне программ Клубов Дебиторов. В этом случае средства от реализации долгов клиентов ДИАЦ идут на реализацию программ Фонда и ДИАЦ. Информация о работе ДИАЦ, а также торги долгами представляется в ЭИС КД.

Дилер. Участие в маркетинговой деятельности компаний дилеров.

Защита. Экономическое, правовое и социальное обеспечение всех участников программы. Оказание помощи участникам программ, а также другим юридическим лицам и гражданам, в отстаивании своих прав. Это коммерческая программа, хотя в некоторых случаях, такая помощь является бесплатной, организуемой за счёт своих средств. Реализация программы создаёт положительный имидж участникам, является важной составляющей рекламы, позволяет отработать клиентскую базу. Программа очень сложна в исполнении. Для её реализации очень важное значение имеет статус программы и статус участников. К деятельности структуры привлекаются экономисты, аудиторы, юристы, а также представители силовых структур на временной основе, в зависимости от конкретной практической ситуации клиента. Таким образом, этот отдел осуществляет информационную и организационную деятельность, обеспечивая таким образом, реализацию всей программы. При разборе всевозможных, встречающихся в практической деятельности ситуаций, большое впечатление на представителей «определённой части» деловых кругов производят визитки, удостоверения и другие несложные атрибуты.

Интернет магазин. Использование Интернет ресурсов.

Клуб Дебиторов. Ресурсное обеспечение деятельности участников. Расширение региональных связей с использованием технологий Клуба Дебиторов». Клубом Дебиторов называется объединение предприятий производителей продукции, находящиеся в одном регионе. Учреждают Клуб Дебиторов ведущий участник социальной программы и администрация региона, заключая договор простого товарищества. Далее к договору присоединяются предприятия региона, становясь членами Клуба Дебиторов. Целью создания Клуба Дебиторов является реализация социальной программы на территории региона. Вступая в Клуб Дебиторов, предприятия передают ему права на списание задолженности в бюджеты, за газ и электроэнергию на согласованную сумму. Эта сумма определяется объёмом финансирования социальной программы Клуба Дебиторов и предполагаемой доходности от списания и реструктуризации долгов. Финансирование социальной программы осуществляется за счёт средств от реструктуризации долгов членов Клуба Дебиторов. Торги долгами и продукцией членов Клуба Дебиторов осуществляются в ЭИС КД. В ЭИС КД ведутся рейтинги дебиторской, кредиторской и инвестиционной привлекательности членов Клубов Дебиторов.

Консультация. Привлечение ресурсов и партнёров к деятельности участников программы, с использованием ресурсов консультирования. Важным направлением деятельности ведущего участника, позволяющим получать как непосредственный экономический результат, так и расширять базу клиентов, применяющих разработки Фонда, является консультирование. Консультации могут осуществляться на платной основе или бесплатно по предварительным заявкам. При необходимости к консультациям привлекаются известные специалисты. По результатам консультирования клиенты получают письменные ответы или отчёты по заявленным вопросам. Один час консультации стоит от 3 до 6 тысяч рублей. Консультирование проводится по вопросам льготного налогообложения, минимизации налогов, проведение различных схем по зачётам и реструктуризации долгов, реализации международных гуманитарных и благотворительных программ. При необходимости по результатам консультирования Фонд может принимать решения о своём участии в программах клиента, предложить клиенту свои авторские программы. Можно создавать консультационные пункты в различных организациях, например в банках, страховых компаниях, изменяя условия консультирования в зависимости от возможного предполагаемого результата. Консультирование позволяет привлекать новых клиентов в состав участников, банки и страховые компании.

Читать еще:  Как рассчитать емкость рынка формула

Конфискат. Коммерческий проект. Конфискатом является продукция, товары, арестованные таможенными органами, налоговыми органами, другими уполномоченными структурами за различные нарушения законодательства. После получения судебного решения, конфискат подлежит продаже по цене реализации. Существуют магазины налоговых органов по реализации конфискованной продукции. При таможенных органах созданы различные структуры, имеющие право реализации конфиската. Основным объёмом конфиската управляет РФФИ. Можно получить аккредитацию при РФФИ. Ежегодно там проводятся тендеры по аккредитации. Участникам социальной программы необходимо иметь под своим контролем товарную базу, набирающую заявки на конфискат. Это необходимо также и для реализации программ Клуба Дебиторов. Поскольку конфискат обычно продаётся лотами, стоимостью по 1 млн. долл. США, а заявки не превышают 100 тыс. долл. США, необходим банковский кредит, для выкупа всего лота. С этой целью к работе в структурах участников социальной программы необходимо Участие в создании совместной продукции.

Круглый Стол. Привлечение к деятельности участников социальной программы внимания представителей различных кругов общества, с использованием механизма обсуждения проблем мироздания. Финансирование деятельности Круглого Стола производится за счёт средств участников социальной программы. Круглый Стол организуется в виде неформального объединения физических лиц, имеет свой Устав или Положение и регламент. На заседаниях Круглого Стола обсуждаются любые вопросы мироздания. Главное, чтобы это было интересно. Заседания проводятся один раз в неделю. Доклад в письменном виде представляется Председателю Круглого Стола и, после получения не менее 4 рецензий, предлагается к обсуждению. Обсуждение ведётся в виде защиты. Помимо защитников и оппонентов к обсуждению приглашаются лица, в сотрудничестве с которыми (для реализации своих программ и схем) заинтересован Фонд. К ведению заседаний привлекаются специалисты знакомые с обсуждаемой проблемой, способные вести заседания в соответствии с регламентом. Постоянное руководство Круглым Столом осуществляет Председатель Круглого Стола и Президент Общественного Совета Круглого Стола. Председатель Круглого Стола посвящён в коммерческие цели проводимых заседаний. Он подбирает ведущих, докладчиков и содокладчиков, а также приглашённых. Если нужно выгодно вложить 1 млн. руб. в конфискат, то следует пригласить на заседание по обсуждению проблемы реализации Международных гуманитарных программ помимо обсуждающих также представителей ГТК, РФФИ, банка, судебного пристава. Они и будут главными действующими лицами заседания. Информация о заседаниях Круглого Стола представляется в Электронную Информационную Систему Круглого Стола (ЭИС КС).

Новация. Продвижение собственных программ через участие в создании других структур. Создание новых структур, участие в создании новых организаций создаёт для участников новые возможности, позволяющие реализовать свои социальные наработки. Можно оказывать помощь в создании и регистрации новых организаций, готовя учредительные и программные документы, куда уже на этапе их регистрации и обсуждения учредительными собраниями вносятся необходимые дополнения. К примеру, в Устав создаваемого общественного благотворительного фонда поддержки реформ или инвалидов ФСБ можно внести в качестве одной из структур управления участников социальных программ, Круглый Стол, Экспертный Совет или Клуб Дебиторов. Это уже само по себе является результатом, так как, таким образом осуществляется защита авторских прав участников и бесплатная реклама его программ. Возможны следующие направления деятельности: консультирование и помощь в вопросах создания, регистрации и деятельности предприятий, разработка программ деятельности предприятий, помощь в ведении учёта, поддержка в поисках эффективных кредитных ресурсов.

Рубеж. Международная гуманитарная программа, позволяющая привлечь международные гуманитарные ресурсы. Одним из важнейших аспектов деятельности Фонда является привлечение международных гуманитарных ресурсов на рынок социальных инвестиций России и СНГ. Основная проблема здесь — это отчётность о целевом распределении полученных гуманитарных ресурсов и оплата транспортных и других затрат зарубежных фондов по гуманитарным поставкам. Эти проблемы решаются при использовании технологии Клуба Дебиторов с включением в его социальную программу гуманитарной части, что позволяет централизовать как гуманитарные поставки, так и систему отчётов. К тому же в Клубе Дебиторов финансирование поставок можно планировать. Эффектным способом привлечения гуманитарных ресурсов в сферу социального инвестирования является проведение Круглых Столов и консультирование по вопросам социального инвестирования. Важным ресурсом также является Интернет, где представлены почти все международные гуманитарные программы.

Социальные технологии. Внедрение социальных технологий на предприятия с использованием финансовых инструментов банков, лизинговых компаний, страховых компаний. Оказание помощи предприятиям в привлечении ресурсов, если на этих предприятиях имеется возможность внедрения социальных технологий.

Трудовые ресурсы. Привлечение ресурсов в программу, с использованием механизма трудоустройства. Опираясь на большую контактную базу можно организовать эффективную биржу трудовых ресурсов и заниматься трудоустройством людей по рекомендациям своих клиентов в различные организации. Трудоустроенные люди становятся проводниками идей и программ участников программы в своих организациях. Если иметь своих людей в РФФИ, на таможенном конфискате, в кредитном отделе банка и на реализации товаров в торговой фирме, можно, не вкладывая ни единой собственной копейки в приобретение конфиската, получать всегда стабильный доход от реализации программы «Конфискат» для финансирования собственных социальных разработок. Того же результата можно достичь и при реализации программы Круглый Стол. Информация представляется в Электронной Информационной Системе Трудовых резервов (ЭИС ТР).

ЭИС ДСИ. Электронная Информационная Система Департамента Социальных Инвестиций (ЭИС ДСИ) включает в себя ЭИС КД, ЭИС УСП, ЭИС ТР, ЭИС КС. Каждая составляющая ЭИС ДСИ имеет собственную схему представления информации, ресурсы, но все они объединены единой идеологией социального инвестирования, обеспеченной программами Фонда.

Классификация видов и источников социального инвестирования

Многообразие объектов и сложность структуры социального инвестирования в корпорациях обусловили потребность в определении его специфики на основе определенных критериев классификации.

В основе классификации видов корпоративного социального инвестирования лежат такие критерии, как: организационные формы, объекты инвестирования и др., что определяется целями и задачами корпоративного управления [1] (табл. 12).

Классификация корпоративных социальных инвестиций

Классификационные признаки социальных инвестиций

Типы социальных инвестиций

  • 1. Обеспечение безопасности и стабильности общества.
  • 2. Поддержание существующего и стабильного уровня производства товаров (работ, услуг) субъекта инвестирования.
  • 3. Повышение эффективности производства и предоставления социальных товаров и услуг.
  • 4. Увеличение объема социальных товаров и услуг на душу населения.
  • 5. Приобретение и внедрение новых или принципиально новых социальных технологий, продуктов или услуг

Окончание табл. 12

Классификационные признаки социальных инвестиций

Типы социальных инвестиций

  • 1. Непосредственно социальные инвестиции.
  • 2. Опосредованные социальные инвестиции
  • 1. Инвестиции в объекты социальной среды.
  • 2. Производственные инвестиции социальной направленности.
  • 3. Инвестиции в ноо- и креатосферу.
  • 4. Инвестиции в человеческий капитал

Уровень влияния реализации инвестиционного проекта

  • 1. Макроуровень (государственный, межгосударственный).
  • 2. Мезоуровень (региональный уровень).
  • 3. Микроуровень (отдельные хозяйствующие субъекты, домохозяйства)

Формы и инструменты инвестирования

  • 1. Инвестиции с непосредственным (прямым) положительным эффектом для корпорации.
  • 2. Инвестиции с рассеянным положительным эффектом для корпорации.
  • 3. Инвестиции с косвенным положительным эффектом для корпорации.
  • 4. Инвестиции с опосредованным положительным эффектом для корпорации

Ожидаемое влияние на финансовые результаты

  • 1. Инвестиции, обеспечивающие увеличение совокупных доходов корпораций.
  • 2. Инвестиции, обеспечивающие снижение совокупных расходов корпораций

По организационным формам

  • 1. Инвестиционный проект — предполагается, во-первых, наличие определенного объекта инвестиционной деятельности; во-вторых, реализация одной формы инвестиций.
  • 2. Инвестиционный портфель — включает различные формы инвестиций одного инвестора

Так, по целям, на которые направлен проект, социальные инвестиции можно классифицировать на подклассы аналогично прямым производственным инвестициям с учетом характера этих проектов:

  • — социальные инвестиции, призванные обеспечить социальную безопасность и стабильность общества, обусловливающие экономическую стабильность самих корпораций. Оценка их эффективности сводится к минимизации затрат, поскольку в большинстве случаев решение о реализации таких проектов принимается на основе безальтернативности;
  • — реновационные социальные инвестиции (так называемые инвестиции нулевого уровня), осуществляемые с целью поддержания существующего и стабильного уровня производства и предоставления социальных товаров и услуг;
  • — “автономные” социальные инвестиции, которые осуществляются компаниями с целью повышения эффективности производства и предоставления социальных товаров и услуг;
  • — экстенсивные социальные инвестиции (инвестиции повышения плотности), осуществляемые с целью распространения существующих социальных технологий и удовлетворения потребностей социального характера (увеличение объема социальных товаров и услуг на душу населения);
  • — инновационные социальные инвестиции, осуществляемые с целью приобретения и внедрения новых или принципиально новых социальных технологий, продуктов или услуг. Данный вид инвестиций приводит к изменению сущности социальной системы и настроен на прорыв в какой-либо сфере.

По типу инвестирования все социальные инвестиции следует подразделить:

  • — на непосредственно социальные инвестиции — вложения в социальную среду, человеческий капитал, инвестиции в социально-экономическую и социально-экологическую безопасность, формирование новых секторов экономики и создание социальных технологий;
  • — некоторую величину в структуре процесса, которую можно назвать социальной составляющей производственных (“традиционных”) инвестиций, или опосредованные социальные инвестиции.

По объекту инвестирования все множество социальных инвестиций можно разделить на четыре основных подтипа:

  • — инвестиции в объекты социальной среды;
  • — производственные инвестиции социальной направленности;
  • — инвестиции в ноо- и креатосферу;
  • — инвестиции в человеческий капитал.

Для определения особенностей функционирования системы социального инвестирования требуется различать уровни реализации инвестиционного проекта:

  • — систему социального инвестирования на макроуровне;
  • — систему социального инвестирования на региональном уровне;
  • — систему социального инвестирования на уровне предприятия;
  • — систему социального инвестирования на уровне домашних хозяйств.

Целесообразность осуществления социальных инвестиций следует рассматривать с точки зрения возможного влияния инвестиций на экономическую эффективность корпорации. В связи с этим любые социальные инвестиции могут быть также классифицированы по признаку экономического влияния на финансовые результаты деятельности компании-инвестора:

  • — на инвестиции, обеспечивающие увеличение совокупных доходов компании;
  • — инвестиции, обеспечивающие снижение совокупных расходов компании.

Следующая классификация социальных инвестиций касается форм и инструментов их осуществления, к которым относят программы и проекты.

По конечному ожидаемому эффекту (результату) от реализации социальных инвестиций можно выделить следующие подвиды инвестиций:

  • — инвестиции с непосредственным (прямым) социальным эффектом — это инвестиции с эффектами, проявляющимися через определенный промежуток времени;
  • — инвестиции с рассеянным социальным эффектом — это инвестиции, эффект от реализации которых не может быть определен непосредственно по истечении проектного времени, но способен оказать долговременные внешние эффекты в будущем;
  • — инвестиции с косвенным социальным эффектом — это инвестиции, вызывающие мультипликативные изменения в социальной среде;
  • — инвестиции с опосредованным социальным эффектом — инвестиции в одну из сфер социальной среды, которые сначала вызывают изменения в другой сфере и только потом возвращаются в инвестируемую сферу в виде положительных эффектов. Таким образом, эффективность социальных инвестиций заключается в их способности провоцировать “возвратные” положительные эффекты, ценность которых превышает первоначальные затраты.
Читать еще:  Военные округа вс рф

На практике различают два подхода к определению источников социальных инвестиций:

  • 1) инвестиции в развитие человеческого капитала должны осуществляться преимущественно из индивидуальных (частных) источников. В рамках такого подхода роль кредитора, обеспечивающего своих граждан долгосрочными кредитами целевого назначения, с последующим их погашением за счет личных доходов, отводится государству.
  • 2) все расходы, связанные с социальным инвестированием, должно взять на себя государство, поскольку домохозяйства и частный бизнес неспособны нести это бремя [1] .

На практике оба эти подхода не были реализованы в полной мере ни в одной стране. Однако в большинстве экономически развитых стран в качестве доминирующей тенденции развития отношений между корпоративным сектором и общественными институтами следует отметить возрастающую роль именно корпоративных структур в сфере финансирования проектов, связанных с жизнедеятельностью социума.

Таким образом, основными признаками, отличающими социальные инвестиции от других видов, являются:

  • — общественный характер их реализации;
  • — биполярность, разделение инвестора и благополуча- теля;
  • — отсроченность во времени получения экономического результата для инвестора;
  • — некоммерческий характер, отсутствие непосредственной заинтересованности инвестора в результатах;
  • — возрастание социального капитала в ходе осуществления инвестиций;
  • — социальный эффект как основной итог инвестирования [3] .
  • [1] Винников В. С. Указ. соч.
  • [2] Винников В. С. Указ. соч.
  • [3] Ломовцева О. А., Соболева С. Ю. Методологические аспектыопределения сущности и эффективности социальных инвестиций //Научные ведомости БелГУ. 2009. № 1 (56). С. 213-218.

Социальные инвестиции: особенности, виды, сущность и значение

Социальные инвестиции не являются самым популярным видом вложений в нашей стране. Многие российские предприниматели просто не понимают смысл и значение таких инвестиций. Однако постепенно данная практика внедряется в бизнес, и некоторые компании всё чаще используют различные социальные программы и стратегии.

Сущность социальных вложений

Многие эксперты рассматривают такого рода инвестиции как инструмент корпоративной социальной ответственности компании. По сути, так оно и есть. Социальные инвестиции – всевозможные ресурсы и финансовые средства предприятия, направленные на реализацию внешних или внутренних социальных программ. Цель этих вложений – повышение уровня жизни граждан и снижение общественной напряжённости.

Некоторые путают это понятие с благотворительностью, которая представляет собой одноразовую помощь. Инвестиции в социальную сферу необходимо рассматривать в качестве долгосрочного, чётко распланированного действия.

Для чего нужны данные вложения?

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к практике зарубежных компаний. Социальные инвестиции дают следующие преимущества:

  • реклама. Компания повышает уровень своей узнаваемости, улучшает свой имидж, независимо от уровня: местного или всероссийского;
  • качество бренда организации. Предприятие начинают ассоциировать с благотворительными престижными мероприятиями, что оказывает положительное влияние на статус компании;
  • фонд социальных инвестиций предполагает поддержку учебных заведений различного уровня, что привлечёт в компанию высококвалифицированных специалистов;
  • льготы на налоги. Многие страны лояльно относятся к организациям, осуществляющим социальные вложения. В том числе законодательство предусматривает освобождение от определённых налоговых сборов.

Виды компаний, осуществляющих инвестиции

Существует некая классификация организаций, разделяющая их на группы с точки зрения интереса к этому делу:

  1. Большие. Здесь имеются в виду все крупные компании, которые уже давно обосновались на рынке. Они понимают, что времена меняются, а вместе с ними и потребности людей. Поэтому часто изменяют свою стратегию, осуществляя помощь социальной сфере.
  2. Осторожные. Как правило, это компании, которые опасаются проблем с властью. А нынешняя администрация требует активного участия предприятий в социальной жизни общества.
  3. Общественно нагруженные. Эта группа организаций перегружена социальной инфраструктурой. Они сотрудничают с правительством, предлагая свои методы по её развитию.
  4. Пиарщики. Здесь на первый план выходит социальная эффективность инвестиций. Такие компании пытаются заниматься саморекламой и пиаром. Вложениями они прикрывают свою несостоятельность в плане бизнеса.
  5. Политики. Это те компании, которые хотят помочь решить глобальные проблемы человечества, добавив что-то от себя. Данные организации могут вполне рассчитывать на дивиденды.

Можно отметить, что разные компании имеют свои мотивы для поддержания нынче популярной темы социальных инвестиций.

Отношение к виду деятельности

Стратегия компании и сфера деятельности имеют прямое отношение к социальным вложениям. Размер бизнеса, форма собственности и другие факторы никак не влияют на это. По статистике, трудоёмкие отрасли направлены на внутренние инвестиции, в то время как материалоёмкие — на внешние. Это обусловлено тем, что такие компании большое количество средств вынуждены тратить на охрану окружающей среды ввиду специфики своей деятельности.

Деловая практика как таковая получает развитие только в компаниях машиностроения и немного в сфере услуг. Местные сообщества получают поддержку только от финансового сектора и лесной промышленности. Программа социальных инвестиций в системном виде присуща только крупным многоотраслевым предприятиям.

Проблемы инвестирования в России

Для того чтобы понять, какие трудности испытывает то или иное государство в плане вложений, необходимо оценить его в конспекте двух аспектов: качественного и количественного. Первый из них предполагает оценку комплексности социальных инвестиций. Второй призван посчитать денежные средства, потраченные на реализацию общественных программ.

Основные проблемы социальных инвестиций конкретно в нашей стране:

  • непонимание сути понятия. Нет определённых правил, как должны осуществляться такие вложения;
  • отсутствие системы. Зачастую цели и мотивы внутри компании различаются, не дают прийти к общему «знаменателю»;
  • социальная отчётность не регулируется законодательством.

Ещё одной проблемой является публичность деятельности предприятий. Каждая социальная программа должна быть чётко расписана и представлена в общий доступ. Почему это плохо? Потому что у государственных органов могут возникнуть вопросы к доходам организации, и в этом случае проверки не избежать. Предприниматели считают, что социальные инвестиции компании должны быть обозначены в качестве факта без дальнейших разбирательств.

Направления развития социальных инвестиций

Не секрет, что в Российской Федерации каждый работодатель обязан обеспечить своих сотрудников полным социальным пакетом. Сюда входит оплата отпускных дней, пенсионное и медицинское страхование, компенсация затрат при поездке в командировки. Соблюдение этих условий повысит уровень социальной ответственности в нашей стране.

Агентство социальных инвестиций – сравнительно новое понятие. Оно занимается привлечением вложений в общественную сферу для реализации конкретных программ, а также разработкой проектов по улучшению инфраструктуры. Развитие таких учреждений положительно скажется на обществе. Известнейшим на данный момент таким центром является Агентство инвестиций в социальную сферу. Согласно его исследованиям, самой популярной отраслью для привлечения вложений стало здравоохранение.

Пример социальных инвестиций

Помимо известно социального пакета работодатель вправе давать своим сотрудникам дополнительные льготы и оформить это в качестве постоянной политики. Так, небезызвестная компания «Лукойл» внесла изменение в пенсионную программу, сделав участие в ней долевым.

Система негосударственных пенсионных фондов начала формироваться в конце XX века и в настоящее время является отличным проявлением социальной политики. Работник путём накопления собственных средств, а также взносов работодателя готовит себе будущую пенсию. Сумма, которую удалось собрать на период работы в компании, полностью принадлежит сотруднику.

Помимо этого, «Лукойл» осуществляет социальные инвестиции в следующих сферах:

  • помощь детским домам и учебным заведениям;
  • разработка и поддержка программ образования;
  • участие в конкурсе общественных проектов;
  • финансирование медицинских центров;
  • создание стипендиальных программ.

Заключение

Предприниматель начинает своё дело с чёткой целью – извлечение прибыли. Но прежде чем запустить бизнес, необходимо проанализировать состояние рынка, а также другие обстоятельства, чтобы не прогореть и не обанкротиться.

Социально ответственный бизнес в России существует сравнительно недавно. Разработка и осуществление общественных программ оказывает положительное влияние на имидж компании и создаёт определённые преимущества перед конкурентами.

Но о социальной ответственности бизнеса необходимо рассуждать в контексте крупных предприятий. Малый и средний бизнес не могут в полной мере использовать это преимущество. Социальные инвестиции здесь практически неосуществимы из-за отсутствия финансов. Однако практически все предпосылки на это уже есть.

Безусловно, в России есть определённые проблемы с социальным инвестированием, так как законодательство не даёт ответов на конкретные вопросы. Публичный спрос на информацию о вложениях довольно невнятно сформирован, и поэтому компании опасаются показывать свои действия.

Россия должна в этом аспекте позаимствовать опыт зарубежных стран, где социальная сфера является главной, а компании делают всё возможное для её развития.

Что такое «социальные инвестиции»?

В докладе «Обналичивание власти», опубликованном в конце прошлого года, в качестве одного из вариантов использования средств, полученных от налога на конъюнктуру, было предложено финансирование социальных инвестиционных проектов. Месяц назад, начиная цикл материалов, посвященный анализу нацпроектов, в завершение мы обещали представить свое видение социальной инвестиционной деятельности. Сегодня мы выполняем обещание, тем более, что у читателя нет единой точки зрения на инвестиционные процессы в социальной сфере. Пусть вас не пугает излишняя теоретизированность изложения, мы постарались выделить наиболее важные аспекты вопроса.

Что такое «социальные инвестиции»

В законодательстве определение инвестиций звучит так: инвестиции денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Заметим, что цель инвестирования определена как прибыль или полезный эффект, который не обязательно должен быть связан с сиюминутным доходом. Социальные инвестиции по аналогии с фондовыми инвестициями (вложениями в ценные бумаги) или реальными инвестициями (вложениями в реальный сектор экономики) предполагают вложения в социальную сферу.

Социальная сфера — совокупность государственных и частных институтов, деятельность которых направлена на поддержание и повышение социально приемлемого уровня жизни людей. Отрасли социальной сферы удовлетворяют материальные, духовные и социальные потребности населения.

К социальной сфере относятся: оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов; гостиничный и ресторанный бизнес; транспортное, складское хозяйство, связь; финансовое посредничество — страхование, пенсионное обеспечение; государственное управление и социальные услуги; образование; здравоохранение; деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг; деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений; деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.

Читать еще:  Виды и формы эмиссионных ценных бумаг

Основная часть отраслей социальной сферы — непроизводственный сектор. Однако такие отрасли как торговля или ресторанный бизнес (в расширении — общественное питание), отнести к непроизводственному сектору нельзя. Торговля участвует в доведении товаров до потребителей, общественное питание также создает материальный продукт в виде готовых к употреблению пищевых продуктов. В США, например, сфера услуг поделена на две составляющие: сферу производственных услуг и сферу развлечений.

Социальные инвестиции — вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей.

Категория «уровень жизни» в рекомендациях ООН состоит из таких элементов, как здоровье, пища, одежда, условия труда, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. В России уровень жизни принято определять в первую очередь при помощи системы потребительских бюджетов: физиологического, прожиточного и социального минимумов.

Важнейший вопрос — показатели уровня жизни: денежные и реальные доходы на душу населения, определяемые уровнем заработной платы работников, величиной социальных выплат и льгот, уровнем налогов, индексом потребительских цен, уровнем инфляции; обеспеченность жильем; количество бесплатных социальных услуг (образование, здравоохранение, культурное, бытовое и коммунальное обслуживание); структура расходов населения; уровень безработицы.

Качество жизни — своего рода производная величина от уровня жизни, комплексная характеристика уровня жизни населения. Качество жизни населения определяется рядом объективных и субъективных показателей. Среди объективных – потребление материальных благ, продуктов питания, качество жилищных условий и занятости, развитие сферы услуг, образования, культуры, социального обеспечения. Среди субъективных – удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением и семейными отношениями.

Кто может инвестировать в социальную сферу, выступать субъектом социальных инвестиций? Субъекты социальных инвестиций — органы государственной власти, государственные и муниципальные предприятия, российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации, физические лица. Для государства целями социальных инвестиций могут быть повышение национального дохода и уровня (качества) жизни одновременно, для коммерческих структур, иностранных инвесторов и физических лиц – прибыль, для некоммерческих организаций – повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей. Для последних получение прибыли не является целью социального инвестирования.

Эффективность социального инвестирования

Для любого проекта эффективность выражается отношением полученного результата к произведенным затратам. Экономическая эффективность, как конечный результат хозяйственной деятельности, может характеризоваться стоимостными или натуральными показателями. Применительно к социальным инвестициям экономическая эффективность отражает только одну часть общих показателей эффективности. Другую часть отражают показатели социальной эффективности социальных инвестиций.

В различных экономических публикациях вы можете встретить такие определения социальной эффективности: «формирование и удовлетворение духовных потребностей человека», «гармоничное развитие личности», «благо общества или отдельных групп населения». Однако это, как говорится, слова, высокие фразы. Существуют четыре основных показателя эффективности социального инвестирования:

· социальный эффект, характеризующий степень удовлетворенности населения качеством жизни;

· социальная эффективность — показатель, определяющий повышение уровня жизни людей;

· социально-экономическая эффективность — показатель, дающий представление об экономической эффективности инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта;

· экономическая эффективность — показатель, отражающий экономическую эффективность проекта на основе соотношения результатов к затратам.

I. Социальный эффект. Социальный эффект определяется как экономическими или статистическими, так и социологическими показателями: изменением соотношения бюджетов домохозяйств от потребления к сбережению, ростом количества детей в семьях, повышением образовательного уровня населения, удовлетворенностью социальным статусом или финансовым положением. Основной показатель — повышение качества жизни людей в результате социальной инвестиционной деятельности.

II. Социальная эффективность. Показатели социальной эффективности дают представление о количественной стороне достигнутых социальных целей, ради которых социальный инвестиционный проект разрабатывался и осуществлялся: возникновение дополнительных социальных услуг, изменение индекса потребительских цен, обеспеченности жильем, уменьшение безработицы, увеличение рождаемости и снижение смертности.

III. Социально-экономическая эффективность. Показатели социально-экономической эффективности определяются вслед за социальным эффектом через увеличение физического объема услуги, уменьшение стоимостной оценки услуги, снижение текущих затрат организаций социальной сферы, увеличение числа посещений развлекательных мероприятий, снижение выплат по безработице — спектр показателей огромен.

IV. Экономическая эффективность. Экономическая эффективность социальных инвестиций основывается на минимизации затрат по их разработке и осуществлению: абсолютные (разность между суммой капиталовложений и денежной оценкой его результатов), относительные (отношение денежной оценки результатов и совокупных затрат), временные (период возврата инвестиций).

Технология социальных инвестиций

Технология внедрения социальных инвестиционных проектов подразделяется на точечный, массовый, рыночный и агрессивный виды.

Технология точечного вида социального инвестирования предусматривает создание специальных экспериментальных объектов или сегментов с режимом наибольшего благоприятствования для реализации социального инвестиционного проекта. При достижении положительных результатов экспериментальные, точечные зоны расширяются, и в процесс реализации проекта втягиваются все новые субъекты инвестирования.

Примером внедрения подобной технологии может быть открытие магазинов эконом-класса или торговых предприятий, реализующих товары среди социально незащищенных слоев населения в отдельных районах города. По мере получения данных реализации проекта, в том числе тех, что позволяют сделать выводы об эффективности произведенных затрат и упущениях при разработке, сеть таких торговых точек расширяется.

Технология массового вида социального инвестирования предполагает разработку типовых нормативов, основанных на представлениях разработчиков проекта и инвесторов о свойствах и качествах социального инвестиционного продукта. В случае, если проект затрагивает несколько отраслей народного хозяйства и социальной сферы — возникает необходимость в разработке специальных межведомственных нормативов, создании специальных органов или структур по его внедрению.

Примером подобного вида социального инвестирования может быть издание специальной или учебной литературы, которое требует согласований органов управления образованием, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, предусматривает задействование в реализации проекта типографий, поставщиков бумаги, художников, книготоргующих предприятий.

Технология рыночного вида социального инвестирования основывается на рыночной составляющей проекта, предположении, что рынок как механизм способен сам отрегулировать стихийный процесс реализации, а экономическая эффективность социального инвестиционного проекта базируется в основном на прибыльности инвестиционного продукта.

Наиболее ярким примером рыночного подхода является ставший уже хрестоматийным эпизод из перестроечных времен: во второй половине 80-х гг. предприниматель из Минска наладил выпуск наборов «Сам сапожник», куда входили две набойки для каблуков и два сапожных гвоздя.

Технология агрессивного вида социального инвестирования характеризуется максимальной активностью при внедрении социального инвестиционного проекта: рекламной кампанией в СМИ, по ТВ и радио, использованием сетевого маркетинга с привлечением большого числа реализаторов, открытием точек распространения или внедрения в уже имеющиеся точки нового продукта в качестве приоритетного.

Наиболее ярким примером агрессивной технологии социального инвестирования последнего времени может быть активно внедряемое и пропагандируемое потребительское кредитование, которое фигурирует и как самостоятельная банковская услуга, и как способ реализации того или иного товара.

Государственное регулирование социальных инвестиций

Государственное регулирование социального инвестирования должно следовать двум государственным принципам: принципу социальной справедливости и принципу социально-экономической эффективности. Экономический смысл государственного регулирования социальных инвестиций заключается в выполнении четырех основных функций государства и его структур: производства и перераспределения необходимых социальных товаров, работ или услуг; финансирования социальной инвестиционной деятельности; стимулирования социального инвестиционного процесса и информационного сопровождения социального инвестирования. Цель государственного регулирования социальной инвестиционной деятельности — достижение оптимального варианта взаимодействия государства, инвесторов и потребителей в процессе повышения уровня и качества жизни в стране.

Производство и перераспределение социальных товаров, работ и услуг давно и с разной степенью эффективности осуществляется государством. Такую же оценку («разная степень эффективности») можно присвоить исполнению функции стимулирования социального инвестиционного процесса. Функция информационного сопровождения социального инвестирования не имеет системы в реализации, зачастую информационная подача соответствующих материалов в СМИ, особенно в подконтрольных региональным властям или крупным корпоративным структурам, носит ангажированный характер. Особое внимание уделим функции финансирования социальной инвестиционной деятельности.

Государственное финансирование социальных инвестиций должно осуществляться в тех отраслях социальной сферы, где присутствие государства необходимо: в образовании, здравоохранении, физкультуре и спорте, культуре и искусстве, в области социальных услуг и занятости. Другие отрасли социальной сферы могут обходиться частными инвестициями, для развития социальной инвестиционной деятельности в этих отраслях достаточно других, нефинансовых, вариантов госрегулирования: налоговых послаблений, юридических методов, информационной поддержки. Главное в государственном финансировании социальной инвестиционной деятельности — следовать выбранным показателям эффективности, например, снижению заболеваемости, увеличению рабочих мест, уменьшению выплат из страховых социальных фондов и другим.

Регулирование социальной сферы, особенно тех ее отраслей, финансирование которых осуществляется государством, является делегированием полномочий от отдельного гражданина к общественному институту, созданному в том числе для исполнения таких функций. Неэффективные и необоснованные траты бюджетных средств приведут к снижению собираемости налогов. Уход от уплаты налогов и, как следствие, низкий уровень развития социальной сферы являются народной формой протеста против репрессивного и коррумпированного политического режима.

Примеры государственных социальных инвестиционных проектов

Наиболее актуальным в настоящее время социальным инвестиционным проектом в области здравоохранения является повышение квалификации медиков через возрождение курсов повышения квалификации, учебы с отрывом от врачебной деятельности, получения дополнительного образования.

Насущный социальный инвестиционный проект в области физкультуры и спорта — расширение массовости занятий физической культурой и спортом всех слоев и возрастных категорий населения.

Для более эффективного обеспечения занятости населения необходимо внедрение социального инвестиционного проекта, направленного на создание новых рабочих мест в социальной сфере и малом бизнесе.

В области культуры и искусства актуальным социальным инвестиционным проектом может стать развитие культурного образования детей и юношества. Это не столько музеи и концерты классической музыки, сколько художественное воспитание молодежи.

В области социального обеспечения (персональных социальных услуг) основной проблемой, для решения которой может быть разработан социальный инвестиционный проект, является обеспечение занятости инвалидов.

Эффективность каждого из предложенных государственных социальных инвестиционных проектов будет выражаться в росте ВВП страны, создании новых рабочих мест, увеличении налоговых поступлений, уменьшении выплат из фондов социального страхования, повышении средней продолжительности жизни, сохранении и развитии физического и душевного здоровья детей и молодежи.

Источники:

http://studwood.ru/788489/finansy/vidy_sotsialnyh_investitsiy
http://www.sites.google.com/site/insocin/home/titular-isi/socialnye-investicii/vidy-socialnyh-investicij
http://studref.com/485785/menedzhment/klassifikatsiya_vidov_istochnikov_sotsialnogo_investirovaniya
http://businessman.ru/sotsialnyie-investitsii-osobennosti-vidyi-suschnost-i-znachenie.html
http://www.apn.ru/publications/article1776.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector