Символ памятник петербурга
Символы Санкт-Петербурга. Главный символ Санкт-Петербурга
Символы Санкт-Петербурга отражают историю возникновения, создания и развития этого города, который на протяжении более двух веков был столицей Российской империи. Поэтому рассмотрение этих атрибутов имеет большое значение для понимания особенностей его культурной, политической и общественной жизни, а также политики правителей по его благоустройству и украшению.
Официальные символы Санкт-Петербурга напрямую связаны с императорской политикой, направленной на то, чтобы придать ему международное значение, что было особенно актуально в то время, когда наша страна вышла на европейский уровень развития и заняла одно из ведущих мест в системе западноевропейских держав. Город строился в первую очередь как крепость и опорный пункт на берегах Невы для выхода в открытое море. Поэтому особое значение имело строительство флота и порта. В связи с этим на гербе города появились два якоря: речной и морской, как обозначение значения столицы как одного из главных портов в стране.
Символы Санкт-Петербурга показывают историю становления столицы как крупного имперского центра страны. Это подчеркивают скипетры на красном геральдическом щите, который служит фоном для основных атрибутов. Поверх герба расположена императорская корона, а щит обрамляют голубые ленты ордена святого Андрея Первозванного со скипетрами. Здесь следует отметить, что окончательный вид сложился не сразу, а постепенно, окончательное же оформление можно отнести ко времени царствования Александра II. После революции 1917 года с него были убраны атрибуты монархической власти, были оставлены знаки, которые символизировали лишь его военно-морское значение. Но в 1991 году город получил свое прежнее значение и вернул себе традиционный герб.
Флаг, гимн
Символы Санкт-Петербурга отражают статус этого города как Северной столицы России и ее важнейшего культурного центра. Его флаг в принципе повторяет изображение герба, однако без императорской короны, скипетров по бокам и Андреевских лент. Гимном служит оркестровое исполнение отрывка из балета «Медный всадник» (автор слов – О. Чупров).
Памятник
Символы Санкт-Петербурга являются своеобразной летописью города. К историческим монументам относится знаменитый памятник Петру I, который известен как Медный всадник. Он был создан по проекту Э. Фальконе. Последний создал гипсовую модель, а впоследствии руководил непосредственно его отливкой. Памятник был открыт в 1782 году. Он был сконструирован по замыслу Екатерины II, которая даже советовалась по поводу его деталей с Дидро. Эта скульптура имеет большую смысловую нагрузку, так как показывает мощь империи.
Ее возведением правительница хотела подчеркнуть преемственность своей политики принципам петровского времени. Автор изобразил первого императора на вздыбленном коне. Он одет в подчеркнуто простую одежду, подпоясан мечом и имеет лавровый венок на голове, что показывает в нем полководца-победителя. Скульптура установлена на простой скале, что обозначает трудности, которые ему пришлось преодолеть в ходе своей реформаторской деятельности. Скульптурное изображение змеи у подножья означает сопротивление вражеских сил. В целом же памятник означает победу цивилизации, торжество разума и просвещения, что вполне соответствовало принципам екатерининского царствования.
Ангел
Государственные символы Санкт-Петербурга создавались с целью подчеркнуть новый статус города как крупнейшего не только российского, но европейского центра. Вторым важным историческим памятником является фигура ангела на вершине Петропавловского собора. Она была создана голландским автором Болесом. Во второй половине следующего века она была заменена другой, созданной по рисунку Залемана. Она отличалась от прежней тем, что стояла вертикально и была прочно связана с крестом. В 1990-е фигура прошла реставрационные работы и была поставлена на место.
Столп
Неофициальные символы Санкт-Петербурга интересны тем, что в народном сознании они ассоциируются с обликом столицы. Одним из таких наиболее ярких примеров является знаменитый Александрийский столп (или колонна). Он был возведен в годы царствования Николая I и по его замыслу должен был символизировать победу его старшего брата в Отечественной войне. Царь хотел, чтобы колонна превзошла по высоте и масштабу другие крупнейшие западноевропейские памятники.
Проект был создан О. Монферраном и представляет из себя настоящее чудо инженерной техники: колонна стоит, опираясь только на собственную тяжесть и вес. Кроме того, по своему оформлению памятник глубоко символичен: его венчает величественная фигура ангела, который левой рукой держит крест, а правую поднимает к небу. Столп действительно является крупнейшим памятником в мире, превосходя колонны в европейских городах.
Колонны
Символы Санкт-Петербурга, фото которых представлены в данной работе, олицетворяют его значение как императорского центра нашей страны. Именно с таким расчетом он создавался и украшался. Одним из наиболее знаковых сооружений Северной столицы являются ростральные колонны, расположенные на Васильевском острове. Они были спроектированы Томоном и предназначались для того, чтобы подчеркнуть биржевые здания. Само тело колонн было создано из пудостского камня и украшено скульптурными изображениями ростр – носовых частей корабля, откуда и пошло название сооружений. На их вершине были расположены светильники, которые зажигаются в праздничные дни.
Корабль
Одним из самых популярных символов города в советское время был крейсер «Аврора». В то время он был известен тем, что именно с него был дан холостой залп, который послужил сигналом для начала штурма Зимнего дворца в октябре 1917 года. Это судно было сконструировано и спущено на воду на рубеже XIX-XX веков, оно участвовало в нескольких морских сражениях. Перед революцией оно стояло на ремонте и было заново оснащено торпедными, минными, артиллерийскими орудиями. Матросы крейсера находились под сильным влиянием большевистской партии и поэтому во время начала переворота примкнули к ним. В последующее время образ «Авроры» был окружен романтическим ореолом, в частности, благодаря известной песне. Это способствовало его популяризации, так что корабль до сих является неофициальным знаком города.
Мосты
Однако, пожалуй, главный символ Санкт-Петербурга – это разводные мосты. Они также были особенно популярны в советское время из-за того, что в них отсутствовали знаки монархической власти, а также потому, что они символизируют значение города как крупного морского и стратегического центра. Благовещенский мост был первым из них, он отличается удивительной архитектурной красотой и прекрасной конструкцией. Наиболее крупный мост – Дворцовый. Он был создан по планам Пшеницкого и стал самым большим в империи. Он был открыт тогда, когда его оформление еще не было завершено, окончательно же был закончен только в наши дни. Троицкий мост также является одним из лучших архитектурных сооружений. Он выполнен в стиле модерн, обработан гранитом и в наши дни по праву считается красивейшим сооружением.
Символы Санкт-Петербурга
Официальными символами субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга являются герб, флаг и гимн. Порядок их использования определяется Законом Санкт-Петербурга «О детальном описании официальных символов Санкт-Петербурга и порядке их использования».
Герб Санкт-Петербурга
Исторический герб Санкт-Петербурга был утвержден в 1730 году, подтвержден в 1780 году и дополнен в 1857 году. Он был вновь введен в употребление в 1991 году и является старейшим и основным официальным символом Северной столицы. Внешне он представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей – морского с двумя лапами и поперечной деталью на анкерштоке (наискось слева направо, лапами в верхнем левом углу щита) и речного с четырьмя лапами (наискось справа налево от зрителя, лапами в верхнем правом от зрителя углу щита; имеет четыре лапы и лишен поперечной детали на анкерштоке), положенных накрест. Поверх них изображается золотой скипетр с двуглавым орлом. Сам щит увенчан императорской короной, из которой выходят две Андреевские лазоревые ленты. За щитом находятся два золотых, украшенных алмазами и эмалью российских скипетра, расположенных накрест и соединенных лазоревой лентой Святого Андрея Первозванного.
В данном случае скипетр (атрибут власти правителей с античных времен), увенчанный государственным орлом, изначально должен был символизировать монархическую царскую власть, а также то, что Санкт-Петербург – столица Российской империи. Два серебряных якоря, из которых один – двухлопастный, с перекладиной у кольца – морской, другой – четырёхлопастный, с кольцом («речная кошка»), указывали на то, что город является морским и речным портом. Изображения якорей при этом отражали идею Петра I о выходе к морю через речные пути. Красным поле щита было сделано как напоминание о кровопролитных боях со шведами во время Северной войны.
Малый герб Санкт-Петербурга
Согласно действующим правилам, допускается также использовать изображение герба Санкт-Петербурга в сокращённых версиях: без императорской короны над щитом, без лазоревых лент, выходящих из императорской короны, без скипетров, соединённых Андреевской лазоревой лентой, а также в виде золотого скипетра с двуглавым орлом и двух серебряных якорей – морского и речного, положенных накрест, вне поля щита.
Флаг Санкт-Петербурга
Флаг Санкт-Петербурга является официальным символом этого города федерального значения, обозначает его конституционно-правовой статус, а также является символом единства жителей Санкт-Петербурга . Он был принят 8 июня 1992 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 49.
Флаг Санкт-Петербурга представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, имеющее соотношение сторон (длина к ширине) 2:3. В центре флага изображены два перевёрнутых белых якоря (морской двухлопастный, с перекладиной у кольца, и речной четырёхлопастный, с кольцом), положенные накрест. Поверх якорей изображен золотой скипетр с двуглавым орлом.
Цветное изображение полотнища передается смесью сурика и киновари (первый преобладает), графическое – вертикальными линиями.
Все детали скипетра изображаются жёлтым цветом, все детали якорей – белым цветом (с употреблением светло-серых теней).
Обратная сторона флага Санкт-Петербурга является зеркальным отображением его лицевой стороны.
Гимн Санкт-Петербурга
Гимном Санкт-Петербурга является оркестровое исполнение «Гимна Великому городу» из балета «Медный всадник».
Текст гимна Санкт-Петербурга
Слова О.А. Чупрова
Музыка Р.М. Глиэра
Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твое Медный всадник хранит.
Несокрушим – ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой,
Бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!
Санкт-Петербург , оставайся вечно молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь — жить единой судьбой!
Исторические символы Санкт-Петербурга
Кроме герба, флага и гимна историческими символами Петербурга традиционно считают:
Кораблик на шпиле Адмиралтейства
Памятник Петру I «Медный всадник» работы Этьена Мориса Фальконе
Ангел на шпиле колокольни Петропавловского собора
Неофициальные символы Санкт-Петербурга
Кроме официально утвержденных, символами Санкт-Петербурга служат:
Ростральные колонны, установленные на Биржевой площади перед зданием Биржи на стрелке Васильевского острова
Силуэт разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловской крепости, отражающий особенность Санкт-Петербурга как «города мостов»
Александрийский столп, установленный на Дворцовой площади, и фигура ангела на его вершине
Крейсер «Аврора», связанный с периодом, когда город носил название Ленинград. Этот символ города на Неве был очень популярен в советские времена
© ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС ДЛЯ МИГРАНТОВ
При цитировании материалов ссылка на официальный сайт Комитета обязательна
Санкт-Петербург – самый символичный город в мире! (14 фото)
Символизм в Санкт-Петербурге на каждом шагу!
Как и Беларусь, наиболее пострадавшая во Второй Мировой – памятники той эпохе, у них чуть ли не на каждом шагу! Так и Питер, насквозь пронизан символикой – барельефы и панно на фасадах и интерьерах зданий, символичная живопись в музеях, массивные колонны, гербы, регалии и скульптуры, орнаменты, статуи, портреты и т.д. и т.п. Не город, а каменный символ разных эпох, от мифологических и Античных, до Библейских, царских и советских! И если остальные, изобилующие символами города «обрастали» ими постепенно, то Питер изначально строился по заранее задуманному «символичному» плану. Но об этом попозже, а пока, для вступления, просто красивые фото Питера, но тоже с символикой на фасадах, в исторической части «Северной Столицы» от этого не убежишь.
Ночное вознесение «Всевидящего ока»
Казанский собор — пантеон славы Русского оружия в войне 1812 г. и одно из величайших в мире творений в стиле классицизма, построен по проекту талантливого архитектора А. Воронихина – бывшего крепостного человека графа Строганова. Граф, как меценат и тонкий ценитель изящного с детства заметил таланты молодого «зодчего» и отправил его учиться вместе со своим сыном в Академию художеств.
Храм Воскресения Христова
Построен на том месте, где в 1881 г. было совершено убийство императора Александра II. В народе за храмом закрепилось трагическое название «Спас на Крови». Пожертвования на строительство храма в память убиенного императора приходили со всей России. По стилистике оформления напоминает храм Василия Блаженного в Москве. Весь храм, внутри и снаружи, оформлен мозаичными панно, придающими храму сказочный вид. Над эскизами трудилось множество великих художников, включая В. Васнецова.
Исаакиевский собор 1818-1858 гг.
Служил главным храмом не только Санкт-Петербурга, но и всей Российской империи. На возведение грандиозного по размерам собора было потрачено столько ценных материалов (одного только золота 200 кг) и труда великих зодчих, что его можно отнести к одному из самых дорогостоящих храмов в мире! Терраса купола, словно Всевидящее око – c нее открывается прекрасная панорама всей центральной часть города.
Триумфальные Нарвские врата
Один из величайших памятников подвигу Русской воинской славы. Сооружены по указу императора Александра I в честь победы в Отечественной войне 1812 г. Ранее на этом месте уже стояли триумфальные ворота, наспех построенные из дерева в 1814 г., для встречи русской армии, возвращавшейся с победой из ПарижУ.
Кунсткамера – «кабинет редкостей»
Первый Русский музей, основанный Петром I. В начале, экспозиция состояла из собранной самим Петром коллекции «МОНСТРОВ и РАРИТЕТОВ». Но о Кунсткамере лучше ничего не писать… а то там собраны такие штуки-дрюки, что обязательно надо их видеть это своими глазами!
Невский проспект в Питере
Если сердце города — Дворцовая площадь, то душа — это красавец Невский проспект. В любом произведении классиков, связанном с Санкт-Петербургом, можно найти обращение к проспекту — по нему гуляли Пушкин, Гоголь, Достоевский и их герои. О значимости главной магистрали города говорит только тот факт, что к нему обращена могучая боковая колоннада Казанского собора. По церковным канонам главный корпус собора должен стоять к проспекту боком, но распахнутые к проспекту колонны, по сути, стали его главным фасадом. История проспекта началась в 1710 г. Тогда по болотистой местности была проложена проселочная дорога с целью соединить Адмиралтейскую верфь и Александро-Невский монастырь. Невский проспект стал культурным, деловым и религиозным центром столицы. На нем и прилегающих улицах размещены приходы различных религиозных конфессий, и поэтому его можно назвать интернациональным – православный собор, католический костел, армянская и лютеранская церкви.
«Медный всадник»
Как большому кораблю – большое плавание, так и Великому Петру — великий памятник. Поставлен по велению Екатерины II, глубоко чтившей память первого Русского императора. Памятник велик не только по художественной ценности, но и по весу – 176 тонн бронзы… на огромном 1600 тонном гранитном постаменте. Скульптору Э. Фальконе позировал настоящий скачущий конь с всадником, встававший на дыбы при резкой остановке… Взгляд Петра обращен к будущему России.
Среди всех Русских царей и князей нет равных императору Петру I, прозванному Великим. Хотя в последние годы ходит много инфо-слухов, что Петра подменили в «командировке» по Европе, об этом факте рассуждали и сотни лет назад, но по большей частью шёпотом. И, что прорубил он не «Окно в Европу» из России, а распахнул настежь двери для Европы в Россию, делайте мол, что хотите, на наших огромных просторах… Но эту тему рассмотрим в отдельном материале.
Зимний дворец – Эрмитаж
Символ мощи российской монархии и могущества империи — Зимний дворец – один из лучших в мире памятников архитектуры XVIII в. и красивейшее здание города. Дворец уникален и своими размерами – вся в золоте изнутри, роскошная царская «квартира» площадью в 22 тыс. кв. м…, насчитывает 117 лестниц и более 1000 комнат. Несколько комнат, названных Эрмитажем, использовались для размещения ценных произведений искусства – так началась история крупнейшего в мире музея. Красивое иностранное слово Эрмитаж постепенно пришло на смену первоначального названия — Зимний дворец. Каждый последующий император приобретал все новые произведения искусств и к дворцу пристраивались новые корпуса исключительно для их размещения. Сейчас Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира. А начало положил крупный карточный выигрыш Екатерины II у состоятельного немецкого коллекционера, вместо денег она взяла 225 картин…
Петропавловская крепость и одноимённый собор
История крупнейшего в северной Европе города началась на малюсеньком Заячьем острове. По указу Петра на нем построили крепость «Санкт-Питер-Бурх» в самый разгар войны со шведами. Позже этим именем назвали город, а саму крепость переименовали в Петропавловскую после строительства одноименного собора. Собор служил усыпальницей российских императоров, в нем хранили ключи от завоеванных городов, трофейное оружие и флаги побежденных армий. Золоченый шпиль собора и поныне является самым высоким гражданским строением в городе (122,5 м). В Петровские времена стал символом утверждения России в Прибалтике. Укрепилась Россия на этом месте настолько сильно, что Петропавловская крепость так ни разу и не приняла участия в военных действиях, а стала исполнять роль русской Бастилии – главной политической тюрьмы государства. К 1740-му году изначально древо-земляная крепость была полностью перестроена из камня.
Смольный монастырь
Является одним из самых совершенных в мире творений в стиле барокко. Необычное название – Смольный, связано с местом его постройки – ранее здесь находился основанный Петром I Смольный двор, где хранились запасы так необходимой флоту смолы. Комплекс монастыря является вершиной творчества великого архитектора Ф. Б. Растрелли, именем которого названа площадь перед монастырем. Нижняя часть собора напоминает роскошный дворец. Возведенный по указу императрицы Елизаветы Петровны монастырь, никогда не использовался по назначению — почти сразу в нем открылось дворянское женское учебное заведение — «Институт благородных девиц». Сейчас в соборе действует концертный зал и музей.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Одна из главных православных святынь России. Как считали при Петре, именно в этом месте у Невы произошло решающее победное сражение князя Александра над шведами в 1240 г. Александра с тех пор прозвали Невским, и по сей день наряду с Петром он считается одним из величайших и прославленных героев России. Лавра, названная его именем, заслужила честь стать главной усыпальницей Русских императоров.
Чесменская церковь, 1777-1780, «русская готика»
Заносчивой Европе постоянно приходилось напоминать о Русской военной мощи. Служили для этой цели и храмы. Церковь Иоанна Предтечи была построена в честь победы Русского военно-морского флота над Турками при Чесме в 1770 г. Небольшая по размерам церковь настолько изящна, что даже в хмурый и пасмурный ноябрьский день, взгляд на этот готический шедевр радует глаз и создает праздничное настроение!
Официальная символика Петербурга: герб, флаг и гимн
© Фото: Instagram / @idbronskiy/
Темы дня
О чём может рассказать флаг города, причём здесь Ватикан и какая ещё есть символика. Разбираемся в том, какие существуют официальные символы у Петербурга и как они появились.
У любого государства есть набор официальных символов: флаг, гимн и герб, которые помогают идентифицировать его от других. Внутри каждой страны также распространена символика, позволяющая не только определить конкретный город, но и прочесть по геральдическим правилам его уникальные особенности.
Геральдика (от латинского «heraldus» глашатай) – система знаков для внешнего отличия отдельных людей или целых групп, в том числе и городов.
Ещё с давних времен флаг и герб стали взаимосвязанными и взаимозаменяемыми символами. Один крепили на древко для всеобщей видимости, другой – использовали на печатях и подобной атрибутике. С веками гербы (от немецкого «erbe» наследство) стали повсеместно внедряться для визуального отличия и обозначения, и сейчас имеются у очень многих групп людей: начиная с родовых знаков, заканчивая городами и целыми странами. Даже идёт дискуссия вокруг флага Земли, но пока окончательно он не принят.
Герб Петербурга
Первым официальным символом, которым обзавёлся молодой город, стал герб, прообраз которого появился на знаменах полков в 1712 году: «золотое пылающее сердце, под золотою же короною и серебряною княжескою мантией и под ними две пальмовые ветви».
Через десять лет, в 1722 году Петр I учредил особую герольдмейстерскую контору, которой было поручено сочинение гербов, в том числе и городских. И в 1724 году герольдмейстер Граф Франциск Санти составил эмблему для знамени Петербургского полка, созданного светлейшим князем Меньшиковым: на красном фоне золотой скипетр, на котором перекрещены серебряные морской и речной якоря.
Новый символ подчеркивал Петербург как морской порт (якоря) и его общегосударственный статус – столица империи (скипетр). Якоря выразили идею Петра I о выходе к морю через речные пути. Красное поле щита же призвано напоминать о кровопролитных боях со шведами во время Северной войны.
В 1729 году граф Христофор Миних при составлении гербовника внёс туда существующий герб с небольшими уточнениями: скипетр был завершен государственным гербом – двуглавым орлом, а над щитом помещена Императорская корона. Именно этот вариант утвердила 14 марта 1730 года Анна Иоанновна и затем 19 марта Правительствующий Сенат. Весной 1780 года императрица Екатерина II закрепила этот герб особым положением.
В 1856 году император Александр II одобрил изменения в символе Петербурга, составленные бароном Борисом Кёне. Новый гербовый щит венчала императорская корона и голубые ленты ордена святого Андрея Первозванного. За ними Кёне изобразил два скрещенных скипетра, которые символизировали равнозначность двух столиц. Ещё через 20 лет был утвержден и герб петербургской губернии с той же символикой, но четырёхлопастной якорь заменили в нём на трёхлопастной. Кроме того, с изображения исчезли скрещенные скипетры, а корону окружили дубовые листья. В таком виде гербы Петербурга и губернии просуществовали до 1917 года.
В советское время гербы и флаги широко не использовали, поэтому иногда символ Ленинграда изображали в виде кораблика со шпиля Адмиралтейства, звезды и скрещенных якорей на красном щите. В 1991 года с возвращением Петербургу исторического названия город обрёл и традиционный герб.
Фото: wikipedia.org
Флаг Петербурга
В современной истории у Петербурга появился и свой флаг. Он известен многим, так как найти его в городе не составит труда. Он обозначает единство жителей, культурное достояние и конституционно-правовой статус территории.
Окончательный вариант флага был принят 8 июня 1992 года. Символ, находящийся в центре флага, взят с герба Петербурга и представляет собой четырёхлапый речной и двулапый морской якоря, перевернутые и перекрещенные. Поверх лежит императорский скипетр, увенчанный двуглавым орлом – символом того, что город длительное время являлся столицей государства. Скипетр на полотнище жёлтого или золотого цвета.
Интересно, что за прототип символики взяли изображение с герба Ватикана. Там перекрещиваются ключи, которые являются символом Папы Римского как преемника святого Петра. Венчает их тиара, олицетворяющая папскую власть. Поэтому на гербе Петербурга якоря можно также трактовать как своеобразные ключи от морского и речного портов. Флаг города находится в Государственном геральдическом регистре РФ под регистрационным номером 49.
В апреле 2001 депутаты Законодательного собрания Петербурга обсуждали возможные изменения рисунка официального флага, а также корректировке его длины и ширины. Предлагался такой вариант: изображение белого косого креста на красном полотнище, у древка – жёлтая пятиконечная звезда, которая символизировала подвиг горожан в годы Великой Отечественной войны. Или более простой вариант: косой белый крест на красном полотнище. Было также предложено изменение соотношения длины и ширины с 1:2 на 2:3 как более распространённый формат флага. В итоге депутаты оставили рисунок без изменений, сменив только формат. Теперь, если регламент требует разместить рядом сразу несколько флагов, он не выделяется из общего числа и не нарушает всю экспозицию.
Фото: gov.spb.ru
Гимн Петербурга
Гимн также является официальным государственным символом города. В советское время, на 250-летие Ленинграда, известный поэт и один из основоположников жанра авторской песни в России Александр Городницкий написал гимн на музыку Рейнгольда Глиэра из балета «Медный всадник». Но на официальном уровне гимн вплоть до 2003 года исполнялся без слов.
В 2002 году Законодательное собрание Петербурга объявило конкурс на новый текст гимна города, в котором победил Олег Чупров, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии им. Симонова и обладатель «Золотой Пушкинской медали». Конкурсное жюри состояло из почётных граждан Петербурга, таких как Жорес Алферов, Кирилл Лавров, Алиса Фрейндлих, Андрей Петров и других. 17 декабря 2002 года комиссия одобрила окончательный вариант текста и 13 мая 2003 года изменения в законе были подписаны губернатором.
Однако утверждение гимна ознаменовалось скандалом, когда выяснилось, что город формально не имеет права использовать где бы то ни было музыку Глиэра. Хотя в Уставе Петербурга она уже была утверждена в качестве официального символа города. При этом отношения с правообладателями творческого наследия композитора в документе прописаны не были. Проблему гимна поднял Северо-Западный филиал Российского авторского агентства, но спорные вопросы о правах были достаточно быстро урегулированы в пользу города.
Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твое Медный всадник хранит.
Несокрушим – ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой, бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!
Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь – жить единой судьбой!
Эталоны всех трёх официальных символов Петербурга хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, где доступны для ознакомления всем желающим. Также их точные копии переданы на хранение в Законодательное собрание, правительство и Уставный суд города.
Любопытно, что у Петербурга в Уставе прописаны не только официальные, но и исторические символы. Так, Северная столица ассоциируется с памятником Императору Петру I – «Медный всадник», ангелом на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости и корабликом на шпиле Адмиралтейства.
Тайные символы и знаки Санкт-Петербурга
Архитектура Санкт-Петербурга не только создает совершенно неповторимый облик города, она еще и обладает мощной энергетикой, способной оказывать воздействие на чувства и мысли людей. Потрясающие воображение сооружения и дворцы, где каждый завиток на капителях колонн – произведение искусства, создавались в столь короткие сроки, что не могли не впитать созидательную энергию тысяч своих творцов – от архитекторов и скульпторов до простых каменотесов и разнорабочих.
Но дело не только в этом. Архитектурное убранство города несет на себе множество тайных знаков, обладающих древней мистической силой и способных воздействовать на подсознание человека.
Символика масонов в архитектуре
Когда речь идет о мистических знаках, зашифрованных в декоре дворцов и храмов, то в первую очередь вспоминают масонов. Действительно, представителей этого тайного общества в Северной столице было немало, и принадлежали они к самым знатным фамилиям, в том числе, и к царской. Достаточно сказать, что масонами были императоры Павел I и Александр I, а по слухам, и сам Петр. Поэтому идеи и символы «вольных каменщиков» не могли не отразиться в архитектуре города и интерьерах дворцов.
Наиболее часто встречается один из важнейших знаков масонства — лучезарная дельта. Глаз в треугольнике, от которого расходятся лучи, можно увидеть на фронтоне Казанского собора, на цоколе Александровской колонны, в оформлении Строгановского дворца, на Троицком соборе Александро-Невской лавры, на церкви Макария Египетского на Васильевском острове и на многих других сооружениях.
Но так как знак «Божественного Ока» масоны заимствовали в христианстве, то нельзя сказать наверняка, что в оформлении православных храмов он связан с этим тайным обществом.
Важнее семантика, значение символа, выражающее могущество и власть. С фронтонов дворцов и храмов он сияет как напоминание о величии города и его божественном предназначении.
А вот другой, не менее важный масонский символ – циркуль и наугольник, хоть и встречается, но значительно реже.
«Египетский» Петербург
Символика масонов далеко не единственная в городской архитектуре, к тому же не самая заметная. В декоре Санкт-Петербурга удивительно много языческого – персонажей древних религий, мифических существ и сакральных знаков.
Огромное количество образов античной мифологии, которые тоже несут свою смысловую нагрузку, по крайней мере, можно объяснить европейской модой и особенностями архитектурных стилей. Но наряду с традиционными для культуры Европы XVIII века амурами, психеями и атлантами, в Петербурге немало символов и древнеегипетской мифологии. И причину любви петербуржцев к этой древней цивилизации понять непросто.
Легендарные фиванские сфинксы на Университетской набережной – наиболее древние, но далеко не единственные скульптуры стражей мира мертвых. Два сфинкса расположились на набережной Малой Невки, еще четыре охраняют Египетский мост.
Феномен «египтомании» можно было бы тоже объяснить модой на артефакты из страны пирамид. Это увлечение распространилось в Европе после египетского похода Наполеона. Однако гранитные сфинксы на Полюстровской набережной установлены там в 90-х годах XVIII века, то есть еще до начала похода. А сфинксы во дворе Строгановского дворца еще старше. Чем же так привлекали величественные воплощения древнеегипетских фараонов городские власти и знать?
Кроме сфинксов, до наших дней сохранились также Пирамида и «Египетские ворота» с сакральным изображением солнечного диска и скарабеев в Царском Селе. А недалеко от станции метро «Чернышевская» есть «египетский» дом, парадный вход которого, напоминает ворота храма богини Хатор.
Если обратить внимание на самые популярные в Петербурге египетские символы, то и они, так или иначе, олицетворяют могущество и власть фараона.
Под знаком орла
Изображений этих царственных птиц в Санкт-Петербурге великое множество, причем не только двуглавых, но и обычных. Они простирают крылья на фасадах домов, «сидят» на столбах, украшают решетки и ворота и являются одним из символов города, связанным еще с легендой о его основании. Рассказывают, что Петр I принял решение о месте основания города, увидев двух орлов, парящих над Заячьим островом.
Но орел еще и очень важный символ в зороастризме. Казалось бы, какое отношение верования огнепоклонников имеют к городу, построенному на месте болот и «чухонских святилищ»? Однако символов этой древней религии в городе слишком много для простого совпадения.
Так, любого, впервые приехавшего в Питер человека поражает количество изображений львов, которые точно никогда не жили на берегах Невы. Эти звери не только в зороастризме, но и в более древних ассирийских верованиях считались символом царской власти, а крылатые львы – еще и божественной. Такие скульптуры тоже есть в Северной столице, например, на Банковском мосту или на постаментах фиванских сфинксов. Их, кстати, почему-то часто называют грифонами, хоть у грифонов, согласно мифологической традиции, голова и передние лапы орла.
В городе можно найти и другие зороастрийские знаки, символизирующие величие и власть, например, изображение двойной свастики Зервана на решетке Благовещенского моста.
О чем молчат тайные знаки
В чем же смысл древних символов? Можно ли их обилие и разнообразие в Петербурге объяснить исключительно модой и культурной эклектикой? Или это тайные послания каким-то внешним силам, обереги, хранящие город?
А возможно, стремление молодой столицы самоутвердиться, превзойти старинную Москву, пробуждало в подсознании людей древние архетипы власти и могущества, воплощая их в архитектуре и создавая таинственный, мистический образ города.
Источники:
http://businessman.ru/new-simvoly-sankt-peterburga-glavnyj-simvol-sankt-peterburga.html
http://iogv15.site.gov.spb.ru/informaciya-o-sankt-peterburge/simvoly-sankt-peterburga/
http://fishki.net/3030491-sankt-peterburg—samyj-simvolichnyj-gorod-v-mire.html
http://saint-petersburg.ru/m/society/rubin/371990/
http://peterburg.center/ln/taynye-simvoly-i-znaki-sankt-peterburga.html