13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема залоговых аукционов

Залоговый аукцион: понятие, схема

С экранов телевизоров во время новостных передач нередко звучит замысловатое словосочетание «залоговый аукцион». Итогом его деятельности в прошлом веке, как правило, являлось хищническое присвоение крупнейших предприятий, находящихся в собственности государства. Однако суть подобного мероприятия, как и процесс образования некоей олигархической прослойки в обществе в его результате, для большинства простых людей остаются неясными.

Исторические предпосылки появления залоговых аукционов

В 1995 году государству принадлежало огромное количество пакетов акций крупнейших предприятий, однако необходимых бюджету денег подобное имущество не приносило. Наряду с этим крупные банки, заработавшие свои капиталы на обслуживании упомянутых предприятий, сочли выгодным приобретение их же акций, но по минимальной стоимости. Для этого и был создан залоговый аукцион.

Основоположник идеи залоговых аукционов в России

Сама идея подобных мероприятий принадлежит американцу Борису Йордану, хотя их автором в России считают Владимира Потанина. Дело в том, что именно он в 1995 году на очередном заседании кабинета министров предложил эту схему кредитования государства под залог принадлежащего ему имущества. Правительство РФ в лице вице-премьеров Анатолия Чубайса и Олега Сосковцева данную идею поддержало.

Сущность залоговых аукционов

Схема проведения подобных аукционов предельно проста. Государство, остро нуждающееся в пополнении бюджета, проводило аукционы. Выигрыш в данном случае обеспечивал победителю заключение с государством кредитного договора. Конечно, необходимыми для участия в аукционе суммами обладали лишь крупнейшие финансовые организации того времени. В целях обеспечения займа государство, в свою очередь, передавало в залог банку ценные бумаги — активы крупных предприятий, являющихся федеральной собственностью.

Особенности государственных залоговых сделок

Считается, что в случае невозврата кредитных средств государством банк-кредитор становился собственником заложенного предприятия. Однако это не так. Согласно классической модели залоговых правоотношений, кредитор мог лишь получить определенное удовлетворение согласно стоимости заложенных бумаг, но не приватизировать их. Продажа залогового имущества была возможна лишь в случае несостоятельности проведенных залогодержателем публичных торгов, для чего и устраивались специальные аукционы залогового имущества банков.

Процедура проведения аукционов регулировалась Указом президента. Первоначально планировалось, что государство погасит задолженность по взятым кредитам и выкупит заложенные банкам акции приватизированных предприятий. Однако на деле все случилось по-другому, и речь шла уже не о временном залоге, а о приватизации под видом залога.

Кроме того, сам залоговый аукцион, как и продажа залогового имущества банков, в большинстве случаев не имели никакого отношения к свободному рынку, поскольку их победители определялись еще до начала аукционов и торгов.

Залоговый аукцион недвижимости

Сегодня для продажи жилья торги используются крайне редко. Как правило, для реализации недвижимости лиц, которые не справились с выплатами по кредиту или ипотеке, и устраиваются подобные залоговые аукционы. Площадки, где проводятся мероприятия, и прочая информация о них размещаются на официальном сайте правительства.

Собственнику объекта недвижимости залоговая продажа невыгодна, поскольку главная задача банка — получить выданные по кредитному договору средства в кратчайшие сроки. Поэтому банки, как правило, не заинтересованы в том, чтобы залоговая стоимость объекта недвижимости устраивала его владельца. Бывший хозяин получает лишь разницу между стоимостью проданной квартиры и суммы по кредиту за вычетом всевозможных штрафов, неустоек и пени.

Первоначальная ликвидационная цена залогового имущества определяется судом на основании независимой экспертной оценки. Она зачастую ниже рыночной на 25-35 %.

Реализация залоговых автомобилей

Аукционы залогового имущества банков для залогодержатей — мероприятие невыгодное само по себе. Данное утверждение объясняется тремя фактами.

Первое: процедура «отчуждения» залогового автомобиля, или, иначе говоря, его конфискация, осуществляется в судебном порядке, поэтому залоговые аукционы автомобилей значительно усложняются и растягиваются на длительный период времени.

Второе: в сегодняшних условиях падающего спроса на автомобильном рынке продажа залоговых авто по первоначальной стоимости — задача практически невыполнимая. Особенно учитывая тот факт, что транспортные средства уже находились в эксплуатации. Профит в данном случае есть лишь у его покупателя, поскольку для того, чтобы вернуть средства, потраченные по кредиту, банк значительно снижает стоимость машины.

Третье: автомобили, находящиеся в залоге у банка, сами на площадку проведения аукциона не попадут, соответственно, на это требуются дополнительные финансовые затраты.

Таким образом, единственной стороной, получающей выгоду от залоговой продажи автомобиля, является его покупатель. Конечно, бывают случаи, когда машину удавалось продать по цене, устраивающей также и ее бывшего владельца. Однако для этого транспортное средство должно быть в идеальном состоянии, что довольно-таки сложно в условиях современного мегаполиса.

Отправляясь на залоговый аукцион автомобилей, необходимо знать, что, приобретя такое авто, сразу оформить его на себя у владельца не получится, поскольку до погашения кредита машина будет считаться собственностью банка и находиться на специальном учете.

Риски залоговых аукционов

Залоговые аукционы, как правило, проводятся для реализации объектов недвижимости с «чистой» историей. Если банк согласился взять квартиру в залог кредита, значит, юридических претензий к ней быть не может. Единственная проблема, которая может возникнуть у нового собственника, — это предыдущий владелец залога. В адвокатской практике нередки случаи, когда судебное разбирательство между бывшим и нынешним владельцем залогового имущества длилось годами!

Кроме того, подобное противодействие нередко перерастает в открытый конфликт, иногда заканчивающийся физическим противостоянием. Бывшие владельцы, не выплатившие кредит, подлежат выселению и зачастую отказываются это делать.

Именно поэтому залоговые аукционы не так популярны в России, как приобретение недвижимости на вторичном рынке жилья. Согласно официальным данным, лишь половина аукционных торгов в нашей стране завершается заключением сделки.

Таким образом, если вы решили приобрести квартиру или автомобиль по цене ниже рыночной, вам стоит рассмотреть такой вариант, как залоговые аукционы. Однако прежде чем заключить сделку и погасить кредит предыдущего владельца, нужно тщательно взвесить все «за» и «против» такого приобретения.

Что такое залоговые аукционы? Полное определение понятия + схема проведения аукциона залогового имущества

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее десятилетие в СМИ часто употребляется понятие “залоговые аукционы”. Суть данного определения до сих пор многим не ясна. В данной статье мы постараемся раскрыть основную суть залоговых аукционов, схему залоговых аукционов, особенности их проведения и риски.

Содержание:

1. Понятие и предпосылки возникновения залоговых аукционов в России

Понятие “залоговые аукционы” в последнее время как-то поубавило свою популярность. Хотя не стоит сбрасывать со счетов такой способ заработать. Итак, что же такое залоговые аукционы?

Залоговые аукционы — это механизм приватизации, а проще говоря, продажа предмета залога с публичных торгов, предоставленного кредитору как гарантия возмещения кредита.

Залогом может быть недвижимость, ценные бумаги, товарно-материальные ценности, такие как запасы товаров, произведения искусства, сырье и так далее.

Залоговый аукцион, по своей сути, представляет собой форму вынужденной продажи заложенного имущества должника. Аукцион является публичным мероприятием, о месте и времени проведения которого заранее оповещается.

В 1995 году после развала СССР у страны осталось огромное количество акций крупных компаний, владение которыми не приносило никакой прибыли. Банки, которые обслуживали указанные ценные бумаги, вышли с предложением приобрести их у государства. Чтобы формализовать и упростить процесс регулирования процедуры покупки частными компаниями государственного имущества и был придуман залоговый аукцион, прочно вошедший в экономику современной России.

Автором проведения такого рода процедуры является американский экономист Борис Йордан, но в России считают, что в 1995 году Владимир Потанин предложил кредитование государства, где залогом будет выступать государственное имущество. Анатолий Чубайс и Олег Сосковцев поддержали эту идею.

2. Сущность и схема залоговых аукционов

Если говорить о залоговых аукционах в виде схемы, то она абсолютно простая. У государства острый дефицит бюджета в связи с различными обстоятельствами (ростом инфляции, цен на нефть, большими расходами на армию и так далее) и ему (государству) требуется пополнение бюджета.

Гос. органы проводят аукцион, где лотом является государственный кредитный договор. Возможность участия в аукционе, где на кону стоят огромные суммы, имеется естественно у крупнейших финансовых игроков на рынке. Обеспечением такого кредита являются государственные ценные бумаги, активы крупных фирм федеральной собственности.

Торги на аукционе начинаются с минимальной начальной суммы, установленной экспертами-оценщиками, и заканчиваются максимальной, которую могут предложить покупатели. В случае если на лот нет желающих, его снимают с продажи и впоследствии аукцион может быть повторен.

Так, например, в 1995 году Норильский горно-металлургический комбинат был продан с аукциона за “копейки” финансовой группе Владимира Потанина, который и придумал процедуру залогового аукциона.

3. Особенности залоговых аукционов

Если логически рассудить, то получается, что когда государство не может возвратить деньги частному кредитору, его (государственное) имущество переходит лицу, выдавшему деньги. Но на самом деле все было не так. Кредитору выплачивалась определенная сумма, но приватизировать имущество он не мог. Продать залог можно было только тогда, когда публичные торги не состоялись.

Регулирование процедуры залоговых аукционов происходило только на основании Указа президента. Сам аукцион и залоговое имущество к свободному рынку не имели никакого отношения, так как победители аукциона определялись еще до начала торгов.

4. Что такое залоговый аукцион недвижимости?

Залоговый аукцион недвижимости — это процедура реализации на открытых торгах имущества заемщика.

Читать еще:  Гражданство чили порядок получения

На простом примере можно рассмотреть следующую ситуацию. Вы взяли кредит в 1,5 млн. рублей под залог однокомнатной квартиры. Кредит вы не выплатили, процесс переговоров с займодателем не увенчался успехом, ваша квартира выставляется на торги. Заимодателю важно вернуть в срочном порядки свои деньги, поэтому, чем быстрее он ее продаст, тем лучше.

Вашу квартиру оценивает независимый эксперт. Ниже оценочной стоимости невозможно выставить ее на торги. Например, оценочная стоимость вашей квартиры составила 1,7 млн. рублей. Общая сумма долга, включая пени и штрафы за просроченные платежи, составила 1.6 млн. рублей. Вашу квартиру продали на торгах за 1,7 млн. рублей. Таким образом, за вырученную сумму погашается долг, разница возвращается вам. Это очень утрированный пример, но суть его такова.

В данное время такого рода торги проводятся очень редко, так как зачастую оценочная стоимость недвижимости заемщика получается меньше суммы кредита.

Как правило, начальная стоимость ликвидационной недвижимости на 25-30% ниже, ее реальной, поэтому собственнику невыгодна такого рода процедура, и он в большинстве случаев старается урегулировать вопрос в досудебном порядке.

Подробнее о банкротстве физических вы можете узнать из этой статьи, а о банкротстве юридических лиц из этой статьи. В данных статьях также описаны способы урегулирования конфликтов с кредиторами.

Хочется отметить, что информация об открытых аукционах по залоговому имуществу публикуется на сайте Правительства Российской Федерации и является абсолютно открытой.

5. Что такое аукцион залоговых автомобилей?

Аукцион залоговых автомобилей — это процедура реализации автомобиля на открытых торгах.

Иными словами (точно также как и с недвижимостью) в залог для получения кредита вы оставляете свой автомобиль. В случае непогашения задолженности и отсутствия возможности урегулирования конфликта с кредиторами, автомобиль в судебном порядке конфискуется, производится экспертная оценка стоимости (как правило, стоимость такого имущества будет ниже рыночной на 30%, а то и все 40%).

Затем, после конфискации, объявляется о выставлении лота на торги. Если после погашения кредита еще остаются финансовые средства, то данную разницу вам возвращают. Если же наоборот, денег от реализации автомобиля на погашение кредита не хватило, тогда процедура продолжается и суд взыскивает у должника другое имущество для реализации на торгах.

Аукцион залогового имущества банков для держателей залогов абсолютно невыгодное мероприятие.

Во-первых , конфискация автомобиля может быть осуществлена исключительно в судебном порядке, что по времени очень затягивает весь процесс.

Во-вторых , сегодня спрос на залоговые автомобили очень низок поскольку, как правило, имущество уже находилось в эксплуатации. Хотя для покупателя часто такая сделка может быть очень выгодной, так как стоимость автомобиля может оказаться намного ниже рыночной.

В-третьих , для того, чтобы автомобиль попал на залоговую площадку, требуются дополнительные финансовые затраты, которые несет организатор аукциона.

Следовательно, единственной стороной, которая получает выгоду от данного процесса, является покупатель. Так как он берет машину за цену намного ниже рыночной. Очень редко бывают случаи, когда цена реализуемого имущества устраивает и кредитора и должника. Однако чтобы такое произошло, автомобиль должен быть в идеальном состоянии.

Важно знать, что при покупке автомобиля с аукциона, он не перейдет в вашу собственность до тех пор, пока не будет закрыто дело о погашении кредита. Все это время автомобиль будет находиться на специализированном учете банка, и будет являться собственностью банка.

6. Основные риски залоговых аукционов

Основным плюсом приобретения имущества через банковский залоговый аукцион является низкая стоимость. Можно очень выгодно купить квартиру или машину и другие вещи. Причем, если с первого раза лот не был продан, то на каждом последующем аукционе стоимость его снижается на 15-20 %.

Теперь давайте поговорим о рисках. Зачастую они являются скрытыми.

Риск №1 — конфликт с бывшим владельцем

Самый основной и главный риск — это конфликт с бывшим владельцем. Он может не признать решение суда и попросту не выселиться из квартиры, а также всячески мешать вступлению в права новому владельцу.

Бывают такие случаи, когда уже после вступления в права собственности, бывший владелец подает апелляцию в суд о неправомочной продаже его имущества и суд ее удовлетворяет. В такой ситуации бывшему собственнику возвращают его право, а нынешнему придется возвращать деньги только прибегая к суду, что повлечет дополнительные издержки и затраты, такие как найм адвоката, различные взносы и так далее. Такие разбирательства могут длиться годами.

Риск №2 — плохое техническое состояние имущества

Еще один риск — это не соответствующее техническое состояние. Автомобиль может быть неисправен или изношен, недвижимость — в ветхом состоянии. Банк, как правило, не очень детально раскрывает подробности технического состояния лота. Если вы собираетесь участвовать в торгах, постарайтесь договориться о проведении независимой экспертизы.

Риск №3 — заниженная стоимость имущества

Еще один риск возникает, когда должник считает, что имущество продано по заниженной цене. Он может подать в суд и если данная инстанция посчитает его правым, то купивший имущество теряет право собственности. Опять-таки, как и в первом случае, свои деньги ему придется возвращать исключительно через суд.

На основании всего вышеизложенного хочется отметить, что в связи с представленными рисками и угрозами в России особо не пользуются популярностью аукционы продажи залогового имущества. Чаще всего покупателю проще приобрести вторичное право на имущество.

На этом моя статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то можете задавать их ниже в комментариях к этой статье. Также жмите на кнопки социальных сетей и делитесь данной статьей со своими друзьями и коллегами.

Залоговые аукционы

Приватизация в России 90-х.

В конце 80-х — начале 90-х годов в Советском Союзе развернулась острая дискуссия о темпах, формах и методах реформы имущественных отношений. Наиболее радикальный вариант реформы собственности отстаивала группа экономистов во главе с Е.Гайдаром. Их идеи легли в основу «Программы экономических реформ» (1991). Другая группа экономистов, выступившая в поддержку реформ, была представлена Г.Явлинским, Н.Петраковым, А.Мельниковым. В программе «500 дней», разработанной командой Шаталина-Явлинского, в первые 100 дней предполагалось провести двухэтапное разгосударствление экономики: крупные предприятия преобразовать в акционерные общества (с последующей распродажей акций среди трудовых коллективов и населения), а небольшие предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг приватизировать.

Либералам противостояли сторонники мягкого, поэтапного реформирования государственной собственности. Предложенные ими проекты разгосударствления (в советское время чаще всего использовался этот термин) предусматривали постепенное ограничение роли государства в экономике. Сторонники мягкого реформирования советской экономики отстаивали идею «особого российского пути» в экономической модернизации. Ему соответствовала модель «смешанной экономики», в рамках которой частная собственность ограничивалась сферой услуг, высокотехнологичными отраслями и отраслями промышленности, производящими товары народного потребления.

В ноябре 1991 г. Б.Ельцин сформировал правительство, в состав которого вошли сторонники радикальных рыночных реформ во главе с Е.Гайдаром. Этому правительству и предстояло начать реформу отношений собственности. Государственная программа приватизации на 1992 г. была утверждена 11 июня. В программе был сформулирован конкретный механизм приватизации.

Государственная программа приватизации предусматривала проведение приватизации государственной собственности в два этапа. Первый, чековый этап, должен был начаться в июне 1992 г. и завершиться к 1 июля 1994 г. В 1992 г. предусматривалось провести так называемую «малую» приватизацию предприятий торговли, питания и бытового обслуживания; мелких (с численностью до 200 работников) предприятий пищевой и легкой промышленности. Мелкие предприятия с числом занятых до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб. подлежали продаже на аукционах (конкурсах). Предприятия с числом занятых более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов более 50 млн. руб. приватизировались путем преобразования в открытые акционерные общества. С июля 1994 г. планировалось перейти ко второму — денежному — этапу приватизации, в ходе которого безвозмездная передача государственного имущества прекращалась.

Основная цель первого этапа приватизации в том виде, в котором ее сформулировали реформаторы, состояла в создании новой экономической и социальной структуры общества. Однако среди заявленных целей не фигурировала самая главная — политическая. По мысли авторов программы, приватизация была призвана придать реформам необратимый характер. Вот как значительно позже писал об этом А.Чубайс: «Основная проблема состояла в том, чтобы реализовать все, что способствовало бы отрыву страны от коммунизма; все, что помогало уничтожить основы коммунистической идеологии и коммунистического режима в стране. Принятый вариант приватизации быстро решал задачу отделения предприятий от государства.»

Немаловажную роль играли и внешнеполитические обстоятельства. Российские реформы проводились под пристальным вниманием Запада. Реформаторы, как отмечает французский экономист, главный редактор «Courrier des pays de I’Est» М.А.Кронье, стремились доказать международным организациям и прежде всего МВФ свою приверженность реформам и готовность идти по этому пути до конца.

На первом этапе приватизации был достигнут широкий внутриэлитный компромисс, а сопротивление влиятельных групп интересов и трудовых коллективов в целом было преодолено. Но, тем не менее, правительственная команда опасалась роста социальной напряженности в стране. Чтобы «нейтрализовать» возможный всплеск социального недовольства, был предложен механизм, уже задействованный ранее в Чехословакии и Болгарии. Было решено выдать всем гражданам России приватизационные чеки (ваучеры).

Система чеков была введена Указом Президента в августе 1992 г. Чеки выдавались с октября 1992 по февраль 1993 г., за этот период 144 млн. российских граждан получили ваучеры. Каждый владелец ваучера имел право использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия; участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового инвестиционного фонда либо продать свой чек. Одновременно в стране возникли чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), за короткий период в РФ было создано 400 ЧИФов. На практике ваучерная приватизация обернулась чисто популистской мерой, а ЧИФы превратились в разновидность финансовых пирамид, выкачивающих средства у населения.

Читать еще:  Практические примеры по ст 38 ук рф

В период с 1992 по 1994 г. в России было приватизировано 111,6 тыс. предприятий, на которых работало свыше 2/3 промышленных рабочих. «Пик» приватизации пришелся на 1992 г., в течение которого было приватизировано 46,8 тыс. предприятий. Большинство из них составляли объекты «малой» приватизации. К середине 1994 г. свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта были переданы в частные руки. В отраслях материальной сферы реформы собственности развивались медленнее — в первую очередь приватизировались мелкие и средние предприятия потребительского сектора (производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность).

К созданию массового слоя собственников она не привела: в 1992-1994 гг. собственность в основном сосредоточилась в руках акционеров — инсайдеров, представленных менеджерами и работниками предприятий. В конце 1994 г. 60% приватизированной собственности принадлежало этой группе собственников. Не были достигнуты и другие цели приватизации — собственность не перешла в руки настоящих собственников, не были обеспечены реструктуризация производства, повышение его эффективности и привлечение в производство иностранных инвестиций. Решение этих задач было перенесено на следующий — денежный — этап приватизации.

В июле 1994 г. срок ваучерной приватизации истек. Основным юридическим документом, регулирующим переход к следующему — денежному — этапу, стал Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. На этом этапе менялся вектор приватизации — от бесплатной и быстрой раздачи собственности предстояло перейти к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы крупные пакеты акций — не менее 15-25% уставного капитала предприятия. Денежный этап приватизации должен был обеспечить выполнение трех стратегических задач: сформировать инвестора, владеющего значительными пакетами акций; обеспечить приватизируемые предприятия средствами, необходимыми для проведения структурной перестройки, и способствовать наполнению доходной части бюджета.

На денежном этапе приватизации замедлились темпы проведения реформы собственности. В 1995 г. было приватизировано 10152 предприятия, по сравнению с 1994 г. количественные показатели приватизации сократились вдвое. Но одновременно с этим, как отмечают аналитики, изменился и профиль предприятий, прошедших акционирование, — это были в основном средние и крупные предприятия базовых отраслей, составляющих производственный потенциал страны.

На этом этапе обострились противоречия между новыми собственниками и менеджментом предприятий. По данным ВЦИОМ, 74% новых инвесторов отказывались инвестировать средства в собственность, пока у руководства предприятием оставался старый менеджмент. Серьезной проблемой в ходе проведения денежной приватизации стало отсутствие денежных средств, которые могли быть направлены на покупку предприятий. Свою роль сыграл и фактор политической нестабильности. В 1995-1996 гг. должны были состояться выборы в государственную думу и выборы Президента РФ, и пока их результаты не были определены, потенциальные инвесторы не были готовы вкладывать средства в производство.

К концу 1995 г. процесс приватизации в стране приостановился. Приближались выборы, — вспоминал один из руководителей Госкомимущества, — и инвесторы «были смертельно запуганы возможностью коммунистического реванша» — рассчитывать на них не приходилось. Вместе с тем бюджетное задание приватизации на 1995 г. было зафиксировано на уровне 8 трлн. руб., и его надо было выполнять. Когда составлялся бюджет на 1995 г., Госкомимущества предполагал, что удастся выставить на продажу пакеты акций нефтяных компаний. Но когда бюджет уже был принят, Государственная дума запретила продавать предприятия ТЭК.

Идею залоговых аукционов предложил глава ОНЭКСИМ-банка В.Потанин. Схема была следующая: государство передавало банкам на конкурсной основе во временное управление контрольные пакеты акций нефтяных компаний. В обмен на акции правительство получало кредит от банков, средства которого шли на погашение бюджетных расходов. По окончании срока правительство либо возвращало кредит, либо акции переходили в собственность банков. Поскольку в бюджете 1996 г. средства на погашение задолженности предусмотрены не были, всем участникам сделки с самого начала было ясно, что через год-два залогодержатели превратятся в собственников.

В конце августа 1995 г. президент подписал указ о залоговых аукционах. В декабре 1995 г. были проведены аукционы по продаже акций 12 предприятий. Фактическая сумма дохода федерального бюджета при продаже акций составила 5,1 трлн. руб.

В экономической литературе доминирует негативное отношение к залоговым аукционам. Позиции авторов сводятся к следующим мнениям. Во-первых, залоговые сделки носили внеэкономический характер, и дать им реальную экономическую оценку невозможно. В ходе них государственная собственность продавалась по крайне заниженной цене, без предпродажной подготовки предприятий. Во-вторых, сохранялось неопределенным «инвестиционное будущее» передаваемых в залог предприятий. В-третьих, эффективность залоговых сделок с точки зрения реальных инвестиций в производство была минимальной. В-четвертых, конкурсы проводились при отсутствии подлинной конкуренции и наличии заведомо определенных победителей. В-пятых, «рядовые» инвесторы от участия в залоговых аукционах были отстранены.

В результате залоговых аукционов пакеты акций ведущих российских предприятий (РАО «Норильский никель», Сиданко, ЮКОС) достались двум банкам — Менатепу и ОНЭКСИМ-банку. Судьба этих приватизационных сделок решалась не на экономическом, а на политическом уровне. Залоговые аукционы состоялись в декабре 1995 г. В истории российской приватизации это была последняя массовая продажа крупных производственных объектов.

Реформа собственности в России осуществлялась рекордно высокими темпами и в сжатые сроки. Такой скорости преобразований государственного сектора не знала ни одна страна с переходной экономикой. В ходе реформы собственности приоритетными были политические задачи, а не цели экономической эффективности. При этом либеральные экономисты подчеркивают, что основной задачей правительства реформаторов был «разрыв» с командно-административной системой и формирование основ новой рыночной экономики.

Реформа собственности в России проводилась при отсутствии широкой социальной базы. Бесплатную раздачу государственной собственности реформаторы мотивировали отсутствием у населения финансовых средств, необходимых для приобретения объектов собственности. Основная масса населения, в самом начале реформ потерявшая свои сбережения, принять участие в приватизации не смогла.

Формы и методы, которыми проводилась приватизация, способствовали криминализации российской экономики и росту в стране коррупции. Преступные группировки приняли активное участие в приватизации. На первых этапах разгосударствления около 35% капитала и 80% «голосующих» акций перешли в руки криминального мира. За годы реформ доля экономических преступлений в общем составе совершенных в РФ преступлений неизменно возрастала.

Из сборника «Приватизация в России и других странах СНГ», под ред. академика В.А. Виноградова.

Залоговые аукционы: просто о сложном

Из истории приватизации в России

От редакции: публикуем статью, которая многое объясняет по истории грабительской приватизации, произошедшей в 90-е годы. В наше время, когда уже пошла вовсю вторая волна приватизации, будет полезно вспомнить, как происходила первая.

А вторая будет столь же грабительской и беспардонной (в качестве примера вспомним недавний закон Ротенберга). Наш лозунг — тотальный пересмотр итогов приватизации, то есть возвращение всего того, что было награблено у народа, начиная с 1991 года. Для его воплощения нужно не только понимать всю тяжесть ситуации, но и действовать — встать на защиту интересов рабочих, создающих своими руками всё, что у них затем отбирают.

Все мы с экранов телевизоров очень часто слышим о неких залоговых аукционах, в результате которых были хищнически приватизированы крупнейшие государственные предприятия. Однако далеко не все ясно себе представляют, в чем же заключалась суть этих мероприятий, и как же именно в их результате появилась небольшая олигархическая прослойка, владеющая огромными богатствами.

Залоговые аукционы представляли собой серию сделок, проведённых в 1995 году, в результате которых в собственность ряда коммерческих банков перешли акции крупнейших гос. предприятий. Принято считать, что идея залоговых аукционов принадлежит Владимиру Потанину, но это не совсем так. Впервые идею выдвинул американец Борис Йордан. Лишь впоследствии Потанин стал его партнером по компании «Ренессанс Капитал». Тем не менее, к тому времени Потанин сам был богатым и влиятельным человеком, ему принадлежали богатейшие банки — МФК и ОНЭКСИМ-банк. Как тут не вспомнить председателя правления ОНЭКСИМ-банка, а ныне кандидата в Президенты РФ нашего любимого олигарха Михаила Прохорова.

Решающая роль Владимира Потанина заключалась в том, что именно ему выпала честь предложить модель залоговых аукционов Правительству РФ. Предложение было поддержано первым вице-премьером Анатолием Чубайсом и вице-премьером Олегом Сосковцем, которые вынесли вопрос на обсуждение кабинета министров.

Сущность залоговых аукционов состояла в следующем. Остро нуждавшееся в денежных средствах государство проводило аукционы, победители которых получали право заключить кредитный договор с государством. Очевидно, что лишь крупнейшие банки располагали необходимыми суммами, поэтому реально только они могли участвовать в аукционах и стать кредиторами государства. В качестве обеспечения возврата кредита государство отдавало в залог банкам ценные бумаги — акции крупнейших предприятий. Данные акции являлись федеральной собственностью.

Читать еще:  Проводки по подаркам сотрудникам

Обычно утверждают, что невозврат государством кредита банку автоматически вел к тому, что акции становились собственностью банков. С юридической точки зрения это абсолютно неверно. С 1 января 1995 года уже действовала часть первая Гражданского кодекса РФ, закрепившая классическую модель залогового правоотношения. Залогодержатель (кредитор по основному обязательству) имеет право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, но никак не стать собственником этого имущества автоматически. Это означает, что залогодержатель может продать имущество с публичных торгов. Лишь объявление повторных торгов несостоявшимися дает залогодержателю право оставить предмет залога за собой.

Однако при проведении залоговых аукционов вся схема была искусственно осложнена. Кроме кредитного договора и договора залога заключался также договор комиссии. Государство (комитент) поручало победителю аукциона (комиссионеру) продать акции, являющиеся предметом залога. Тем самым, залогодержатель являлся одновременно и комиссионером. В чем был смысл делать залогодержателя еще и комиссионером, если он и без этого являлся лицом, заинтересованным в реализации акций? Вероятней всего, это было сделано в целях избежания судебной процедуры обращения взыскания на заложенное имущество. Кроме того, была возможность уступить право заключения договора комиссии другому лицу, т.е. продажу акций в этом случае осуществлял бы не сам банк, а иное лицо. Но это все не главное. Совершенно понятно, что банки легко могли продать заложенные акции фактически самим себе, используя для этого «свои» организации. Поэтому с экономической точки зрения утверждения о том, что заложенные акции были обречены на переход в собственность банков, являются правильными.

Такова была правовая модель залоговых аукционов. Воплощение этой правовой модели на практике выглядели весьма своеобразно.

Прежде всего, следует отметить, что еще до проведения залоговых аукционов государство разместило в нескольких банках (которые впоследствии и победили в аукционах) немалые денежные средства, сравнимые с размерами полученных кредитов. Таким образом, банки кредитовали государство его же деньгами!

Надо подчеркнуть, что все участники рассматриваемых процессов отлично понимали: государство не сможет в срок возвратить кредиты, т.е. обращение взыскания на заложенные акции неизбежно. Зачем же банкам были так нужны эти акции? Дело в том, что свои огромные состояния банки сделали на обслуживании счетов крупнейших экспортеров — а это были те самые предприятия, акции которых государство отдавало в залог. Банкам жизненно необходимы были гарантии того, что средства этих предприятий и дальше будут размещаться на их счетах . А что может служить лучшей гарантией, чем то, что собственником акций был бы сам банк? Вот для чего и потребовались залоговые аукционы. При этом весьма интересно то обстоятельство, что по-настоящему крупные кредиты, требовавшиеся государству, банки предоставить не могли, ибо их владельцы разбазарили львиную долю заработанных денег на покупку недвижимости за границей, мерседесы, кафе, рестораны, особняки, дорогостоящую отделку офисов и т.д. Из этого следует однозначный вывод: банки рассчитывали завладеть акциями за бесценок, а позднее получить от них сверхприбыль в десятки тысяч процентов, пусть и с учетом капитализации средств. И план удался.

В качестве иллюстрации вышеизложенного привожу выдержки из книги П. Хлебникова «Крестный отец Кремля — Борис Березовский». Выдержки эти касаются наиболее одиозных фигур — Михаила Ходорковского (Менатеп-банк) и вышеупомянутого Владимира Потанина (ОНЭКСИМ-банк; МФК).

1. На залоговых аукционах Ходорковского интересовал недавно созданный холдинг «Юкос» — вторая по величине нефтяная компания в России. В холдинг входила добывающая компания «Самаранефтегаз» — экспортом ее продукции занимался Березовский — и Самарский НПЗ, на котором за два года до этого произошло несколько убийств. По запасам нефти «Юкос» считался одной из богатейших компаний в мире и на залоговых аукционах был самым лакомым куском. На торги выставили 45 процентов акций. В начале ноября 1995 года «Менатеп» прямо велел остальным потенциальным желающим от участия в торгах воздержаться. «Двух мнений быть не может, — заявил прессе первый зампредседателя «Менатепа» Константин Кагаловский, — «Юкос» будет нашим»

Месяц спустя, 8 декабря, консорциум из «Инкомбанка», «Альфа-банка» и банка «Российский кредит» предложил за акции «Юкоса» 350 миллионов долларов — намного больше, чем другие участники. Но структурой, ведавшей регистрацией заявок на участие в аукционе по продаже «Юкоса», был «Менатеп-банк». И он не принял заявку консорциума по следующей причине: часть залога консорциум внес государственными краткосрочными облигациями, а не деньгами. В итоге «Юкос» достался компании, представлявшей интересы «Менатепа», она заплатила за пакет акций «Юкоса» всего на 9 миллионов долларов больше стартовой цены в 150 миллионов.

2. Владимир Потанин положил глаз на другой трофей — металлургический гигант «Норильский никель». Это предприятие было одним из важнейших российских экспортеров и крупным акционером «Онэксим-банка». На аукционе по продаже акций «Норильского никеля» самое большое предложение — 355 миллионов долларов — поступило от компании «Конт», представлявшей интересы банка «Российский кредит». «Онэксим-банк», проводивший регистрацию заявок на участие в аукционе, отстранил «Российский кредит» из-за «недостаточных финансовых гарантий». Победителем стал филиал «Онэксим-банка», заплативший 170,1 миллиона долларов — всего на 100 тысяч больше стартовой цены.

Несколько недель спустя опять-таки «Онэксим-банку» поручили регистрировать заявки на участие в аукционе по продаже 51 процент акций нефтяного гиганта «Сиданко». В очередной раз «Российский кредит» подал заявку, и «Онэксим-банк» ее снова не принял: якобы «Российский кредит» не внес необходимый задаток; между тем представители «Российского кредита» утверждали, что их даже не пустили в здание «Онэксим-банка» в день аукциона. Аукцион выиграла связанная с «Онэксим-банком» МФК, заплатившая всего 5 миллионов долларов сверх стартовой цены в 125 миллионов.

После этого очень смешно слышать заявления олигархов в духе: «Да, мы сделали состояние, но в полном соответствии с российским законодательством». Налицо нарушение элементарной юридической процедуры, установленной в специальном Указе Президента (см. ниже). Все тот же П. Хлебников совершенно справедливо пишет: «Покупая у государства активы в ходе такой закулисной сделки и по столь заниженной цене, вы рискуете, что ваши права на новую собственность никогда не будут надежно защищены. Сограждане будут считать вас мошенником, а государство — скорее хранителем активов, чем их подлинным владельцем».

Источники:
1. Указ Президента РФ от 31 августа 1995 г. № 889 «О порядке передачи в залог акций, находящихся в федеральной собственности»
2. Хлебников П. Крестный отец Кремля — Борис Березовский или история разграбления России. М., 2001.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Залоговые аукционы

В начале 1995 года над частным бизнесом нависла угроза. Через год должны были пройти президентские выборы, на которых, скорее всего, побеждал сталинист Зюганов, обещавший вернуться к построению социализма со всеми вытекающими. Крупные проблемы были и у правительства: дефицит бюджета составлял 8% ВВП. Ситуацию можно было поправить, продав госсобственности на $1 млрд. Но оппозиционно настроенная Дума наложила законодательный запрет на приватизацию нефтяных компаний. Как быть?

Выход из положения предложил приглашенный на одно из заседаний правительства президент ОНЭКСИМ-банка Владимир Потанин: отдать государственные пакеты акций в залог по кредитам. В ноябре-декабре 1995 года государство выставило на залоговые аукционы доли в 12 компаниях.

В результате ожесточенной подковерной и публичной борьбы бенефициарами этой схемы стали владельцы банков, проводивших залоговые аукционы, а также «красные директора», руководившие этими предприятиями. Причем по оценке профессора политологии Университета Калифорнии Дэниела Тризмана, именно «красные директора», а не будущие олигархи и члены семибанкирщины, получили наибольший дисконт при покупке госпакетов своих компаний.

Акции, заложенные кредиторам, предполагалось выкупить обратно через год. И действительно, после победы Ельцина на президентских выборах у правительства появилась по крайней мере теоретическая возможность привлечь деньги на расплату с кредиторами, чтобы затем дорого продать освобожденные из-под залога пакеты на настоящих открытых аукционах, на которые были бы допущены международные инвесторы. Почему правительство отказалось от этой затеи?

Альфред Кох, отвечавший за залоговые аукционы в Госкомимущества, вспоминает, что в конце весны 1996 года даже визировал проект постановления правительства о выкупе акций у кредиторов. Но это постановление не получило хода. Кох приводит три резона.

Во-первых, Россия переживала острейший фискальный кризис. Налоги собирались плохо, денег в бюджете не было. Два года спустя, в августе 1998 года, это приведет к дефолту государства по своим долгам и девальвации рубля. Не самое подходящее время для скупки промышленных предприятий.

Во-вторых, привлечь финансирование у западных банков под выкуп акций в 1996 году было гораздо труднее, чем, например, в 2006-м. Правительство не могло быть уверено ни в том, что получит новый кредит, ни в том, что ему потом удастся с прибылью продать выкупленные с таким трудом акции.

Наконец, выкуп акций стал бы фактическим нарушением правил игры. После того как кредиторы вложились в предприятия, переданные им под управление, разогнали старый менеджмент, вычистили бандитов и стали погашать налоговые недоимки, вернуть им беспроцентные кредиты и сказать спасибо… Правительство Черномырдина точно не было правительством камикадзе.

Источники:

http://businessman.ru/new-zalogovyj-aukcion-ponyatie-sxema.html
http://zakupkihelp.ru/raznoe/chto-takoe-zalogovye-auktsiony.html
http://pikabu.ru/tag/%C7%E0%EB%EE%E3%EE%E2%FB%E5%20%E0%F3%EA%F6%E8%EE%ED%FB/best
http://www.rotfront.su/%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B0%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE-%D0%BE-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC/
http://www.forbes.ru/svoi-biznes/58517-zalogovye-auktsiony

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: