4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реквизиты коносамента

Содержание

Коносамент

Коносамент (фр. connaissement, англ. сonsignment , B/L, BOL) – документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Важнейшим свойством коносамента является то, что реализация прав, заключенных в этой бумаге, возможна только при физическом предъявлении оригинала или оригиналов. Копии документа, электронная или любая другая форма не имеют никакой юридической силы.

Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар, это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки.
Коносамент представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом.
Понятие коносамента, его необходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания.
Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.
Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.
По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.

Обязательные реквизиты коносамента:
Предоставляется:

Вносятся перевозчиком (агентом океанской, морской или фидерной линии):

  • Наименование перевозчика.
  • Порт погрузки. Графа: «Port of Loading».
  • Число оригиналов коносамента. Графа: «Number of Original».
  • Дата и место выдачи коносамента.

Коносамент удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

  • расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
  • товарно-транспортная накладная;
  • подтверждение договора перевозки груза;
  • товарораспорядительный документ;

Коносамент может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Типы коносаментов:

  • линейный коносамент (linear B/L);
  • чартерный коносамент (charter B/L);
  • береговый коносамент; (custody B/L)
  • бортовый коносамент; (on board B/L)

Линейный коносамент (linear B/L) — документ, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.

Чартерный коносамент (charter B/L) — документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Как линейный, так и чартерный коносамент определяют отношения между перевозчиком и третьим лицом — добросовестным держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.

Береговой коносамент (custody B/L) — документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

Бортовой коносамент (on board B/L) — документ, который выдается, когда товар погружен на судно.

В коносаменте, как ценной бумаге, должны быть определенные обязательные реквизиты: сведения о грузе. Их отсутствие лишает коносамент функций товарораспорядительного документа, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу. Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различаются коносаменты именной, ордерный, на предъявителя.

Именной — когда в графе «Consignee» указан получатель груза.
Предъявительский — используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.
Ордерный — когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается «по приказу отправителя».

Виды коносаментов:

  • Именной коносамент (straight B/L);
  • Ордерный коносамент (order B/L);
  • Коносамент на предъявителя (bearer B/L)

Именной коносамент (straight B/L) — когда в графе «Consignee» указан получатель груза. Это ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя.

Ордерный коносамент (order B/L) — когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается «по приказу отправителя». Это ценная бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.

Коносамент на предъявителя (bearer B/L) — документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его. Используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся.

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Читать еще:  Что значит бартерные условия

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп $)>$ и груз $$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, $>$ и $>$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы. Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).

Реквизиты коносамента

Основными реквизитами коносамента являются:

  • наименование судна (если груз принят к перевозке на определённом судне),
  • наименование перевозчика и отправителя,
  • наименование места приёма или погрузки груза,
  • наименование места назначения груза (либо, при наличии чартера, место назначения или направления судна),
    • наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан «приказу отправителя», либо
    • наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент), или
    • указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя);
  • наименование груза, имеющейся на нём марки, число мест либо количество и/или мера (вес, объём),
  • фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи,
  • время и место выдачи коносамента, число составленных экземпляров коносамента,
  • подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Поскольку получатель груза не всегда осведомлён, на каких условиях осуществляется перевозка (например, при перепродаже груза), то все важные условия перевозки, как то: общая авария, ограничение ответственности перевозчика, ответственность перевозчика, арбитраж, применимое право и другие обязательно оговариваются в коносаменте.

Существуют типовые формы коносаментов в зависимости от рода груза, направлений перевозки.

На основании коносаментных данных о грузе в порту погрузки морагент составляет перечень погруженных на судно грузов по коносаментным партиям, называемый грузовым манифестом.

В грузовом манифесте указывают: наименование судоходного предприятия, наименование судна, фамилию капитана, порты отправления и назначения, номера коносаментов, наименование отправителя и получателя, марки и номера, количество и род упаковки, наименование груза, его вес и объем, номера нарядов, фрахт (ставку фрахта, его сумму, уплачено при отправлении, взыскать с получателя). Грузовой манифест, после тщательной проверки соответствия его данных данным коносаментов, подписывает капитан. Манифест составляют в нескольких экземплярах, в зависимости от требований в портах погрузки, выгрузки и таможенных правил страны назначения, для судна, судовладельца, таможни, стивидорных организаций, принимающих груз. При погрузке или выгрузке груза в нескольких портах манифест составляют по каждому порту погрузки и выгрузки отдельно. В некоторых странах (Испании, Франции, Аргентине и др.) законы требуют, чтобы манифеста были заверены консульством страны назначения груза в порту его отправления. При отсутствии консульства страны назначения в порту отправления в манифест должна быть внесена оговорка, заверенная таможней порта отправления с приложением гербовой печати. Назначение манифеста разнообразно и заключается, как правило, в следующем.
Морским агентствам манифест необходим для проверки правильности погрузки или сдачи груза, взыскания фрахтовых сумм, а также для своевременного направления манифестов в порты назначения (судовым агентам, таможне).
Стивидорные компании принимают груз по манифесту и выдают его получателям по распоряжению агента при предъявлении коносаментов. В отдельных портах некоторых стран для своевременной выгрузки капитан обязан немедленно вручить таможне установленный комплект грузового манифеста. В ряде стран с приходом судна должны быть представлены не только манифеста на грузы, подлежащие выгрузке в данном порту, но и на грузы, находящиеся на судне для других портов этой страны.
Таможни всех стран осуществляют контроль за соблюдением законности ввоза грузов в страну и их вывоза из страны, а также за своевременным взысканием таможенных пошлин и плат за хранение грузов, находящихся на складах таможни. При перевозке грузов в большом каботаже таможня ведет наблюдение за погрузкой с целью не допустить вывоза грузов, не заявленных таможне. По окончании погрузки агенты судна обязаны представить в таможню манифеста в двух экземплярах, на которых таможня делает разрешительную надпись. Один экземпляр такого манифеста вручают капитану судна для передачи таможне в порту назначения, а другой—таможня отправляет почтой. По прибытии судна в порт назначения капитан обязан немедленно вручить таможне этот манифест. Как правило, нарушение действующих таможенных правил приводит к наложению штрафа на капитана. В некоторых портах отдельных стран капитаны судов предъявляют манифеста, составленные по специальной форме.
Фрахтовый манифест по своему назначению не отличается от грузового. Во фрахтовом манифесте приводят данные о фрахте— суммы, уплаченные при отправлении, и суммы, подлежащие взысканию с получателя до сдачи ему груза. Значение этого манифеста — контролировать и обеспечивать своевременное получение фрахта перевозчику. Особое значение этот манифест имеет при перевозке грузов на линейных условиях. Законодательствами некоторых стран Латинской Америки и других стран фрахт облагается налогом, поэтому таможенным властям очень важно иметь фрахтовый манифест, а сторонам договора в договоре морской перевозки—конкретно указывать, кто оплачивает налог.

Коносамент — что это такое? Разновидности и реквизиты

Для того чтобы подтвердить принятие груза, предназначенного для транспортировки речным или морским путем, используется специализированный документ, который называется «коносамент». Что это такое, знают далеко не все специалисты, а что еще более важно – не все знают особенности его оформления.

Как его оформляют?

Изначально владелец судоходной компании или же капитан корабля лично подписывает данный документ. При этом специальный агент предварительно оформляет коносамент. Что это такое и какие особенности будет иметь данная бумага, решает уже человек, который будет заниматься формулировкой, вследствие чего агентом в коносаменте должно изначально отмечаться, от чьего имени действует этот человек, и какие у него на это есть основания. Также в коносаменте присутствует пометка о самом грузе и устанавливается точная дата его сдачи перевозчику для последующей транспортировки.

Зачем он нужен?

Есть масса ситуаций, при которых оформляется коносамент. Что это такое, можно понять, в первую очередь из его основных функций:

  • расписка, при помощи которой можно подтвердить факт принятия груза для последующей перевозки;
  • основание для того чтобы при получении товара в порту он должен быть выдан;
  • официальный договор о проведении морской транспортировки.

Данный документ оформляется в трех экземплярах, каждый из которых является абсолютно равноправным и считается оригинальным. При этом, соответственно, на каждой такой бумаге в обязательном порядке проставляется специальный штамп. Судоходная компания несет ответственность за груз на протяжении всего пути после того момента, как оформляется коносамент (что это такое, можно увидеть выше). В данном случае компания полностью отвечает за то, чтобы груз был доставлен в надлежащем состоянии и с соответствующей комплектацией.

Читать еще:  Что такое покупательский спрос

При этом стоит отметить тот факт, что перевозчик не несет никакой ответственности за груз в том случае, если тот пропадает или портится из-за каких-либо чрезвычайных ситуаций в море, связанных с природными опасностями.

Для того чтобы предоставит груз с целью дальнейшей транспортировки, может использоваться любой из оформленных экземпляров, но при этом два оставшихся становятся полностью недействительными. С того момента, как оформляется такая накладная (коносамент), переводчик перестает нести ответственность за качество и сохранность предоставленной продукции.

Если в наличии с собой у отправителя нет оригинала этого документа, то в таком случае, если возникают какие-либо сложности в процессе транспортировки, у него не будет возможности забрать предоставленный товар или же заниматься оспариванием проблем по своему грузу.

Как его используют?

Договор коносамента – это ценная бумага, составляющаяся транспортно-экспедиторской компанией, которая отправляет груз для того, чтобы в дальнейшем транспортировать его по воде. При этом перевозчик в обязательном порядке предварительно проверяет товар на наличие каких-либо дефектов или же повреждений, и если такие недостатки имеются, то в таком случае их описывают в соответствующей графе всех экземпляров, но при этом стоит отметить тот факт, что потом эти перевозочные документы уже будут называться коносаментом с оговорками. Если же замечания отсутствуют, то документ оставляется абсолютно чистым.

В документе могут присутствовать разные пометки и, в частности, «Товар принят к отгрузке» и «Товар отгружен». Разница между этими пометками заключается в том, что первая означает, что он может пребывать на данный момент в порту и ожидать, пока его погрузят на судно, в то время как вторая говорит именно о том, что он уже пребывает на судне. Это достаточно важный факт, учитывающийся в процессе оплаты доставки получателем, изучающим коносаменты (чеки по которым и будут выписываться).

Получатель в обязательном порядке должен провести детальный осмотр доставленного товара для того, чтобы определить какие-либо повреждения, возникшие в процессе транспортировки. Если же получатель не проводит осмотр товара, то в таком случае судовладелец полностью перестает нести какую-либо ответственность, и в дальнейшем к нему уже нельзя будет предъявлять всевозможные претензии касательно состояния груза. Если же в товаре в процессе получения обнаруживается брак, то претензии принимаются, учитывая определенные оговорки.

Как его заполняют?

Права коносамента во многом зависят от того, насколько правильно этот документ был оформлен. Именно по этой причине следует изначально разобраться в особенностях этой бумаги. Любые ошибки, которые оказываются в процессе того, как заполняются любые виды коносамента, в конечном итоге чреваты существенным затягиванием процесса оформления груза.

В первую очередь нужно предоставить следующие реквизиты:

  • название корабля в том случае, когда груз принимается к транспортировке на конкретном плавающем средства;
  • юридическое название компании-перевозчика;
  • наименование того места, где оформляется груз с передачей на погрузку или где проводилась непосредственная его погрузка на судно;
  • юридическое название компании-отправителя;
  • место, в которое должен быть доставлен груз, а если же речь идет о чартерном рейсе, то в таком случае нужно указывать направление или же точное место прибытия судна;
  • наименование получающего лица для именного покупателя (Ф. И. О.) или же указание на то, что морской коносамент выдается конкретному приказу на определенное лицо;
  • наименование товара, а также данные проставленной на нем маркировки с указанием объема, веса и количества транспортируемого товара или упаковки (в некоторых случаях нужно также описывать внешний вид товара, его состояние и пометки об отличительных параметрах и характеристиках);
  • договор фрахта и его оплата, а также все остальные платежи, которые должны вноситься с целью вознаграждения перевозчика (или же пометка о том, что оплата фрахта осуществляется в соответствии с условиями чартерного рейса, согласно прописывающимся в нем положениям, или же по определенному сопроводительному документу);
  • время и место, где выдается коносамент;
  • количество подписанных оригиналов этого документа;
  • подпись судовладельца или капитана судна (также допускается возможность того, чтобы подпись ставил официальный представитель компании-перевозчика).

Обычный печатный документ или же фирменный бланк перевозчика, заполненный печатным способом – именно так оформляется каждый коносамент. Документ после этого становится товаросопроводительным и приобретает юридическую силу. Как говорилось выше, в дальнейшем именно сопроводительный экземпляр будет считаться главным.

Далее мы рассмотрим, каким может быть коносамент, образец этого документа и другие его особенности.

Straight bill of lading

Это именной документ, который выдается на определенного получателя и, соответственно, в нем также прописывается определенный адрес и наименование. Коносамент передается другому человеку исключительно в том случае, если присутствуют передаточные надписи, оформленные в соответствии с правилами таких долговых обязательств.

Получение груза может осуществляться или держателем перевозочного документа в случае его предъявления, или человеком, указанным в оформленной передаточной записи.

To-order bill of lading

Так называемый ордерный коносамент. Ценная бумага, в бланке которой содержатся пометки наподобие «приказу отправителя» или же «приказу получателя». Если же последняя пометка отсутствует, то в таком случае данному документу автоматически присваивается первый статус. Такого рода пометка говорит о том, что есть возможность передачи груза третьим лицам в соответствии с предоставленной передаточной надписью. Если же надписей сразу несколько, то в таком случае выдача товара осуществляется в соответствии с последней пометкой.

Если же подобные надписи в принципе отсутствуют, то получение груза осуществляется лицом, отправившим товар, или же получающим его лицом на основании того, что прописывается в статусе.

Bearer bill of lading

Документ на предъявителя. В соответствии особенностями, которыми отличается этот коносамент, морские перевозки осуществляются для выдачи груза держателю бланка путем простого вручения.

Домашний коносамент

Документ, оформляющийся для того, чтобы оградить отправителя от каких-либо проблем, связанных с перевозкой груза. Оформление этого документа может оформляться также в следующих случаях:

  • требуется скрыть маршрут передвижения груза, а также реального его клиента;
  • отправителем или же агентом оказываются дополнительные услуги, которые не предусматриваются морскими перевозками;
  • покупка фрахта осуществлялась у перевозчика, который не имеет собственных судов, но при этом является членом NVOCC, и эта компания хочет скрыть маршрут передвижения, а также реального клиента данного груза;
  • при необходимости составления бумаги до погрузки товара на борт (к примеру, если отправитель груза ведет свою работу по кредитной схеме).

Стоит отметить тот факт, что в процессе заключения внешнеторгового контракта довольно часто контрагенты предлагают условия поставки FCA ИНКОТЕРМС 2010, и поэтому нужно знать основы поставки по данному термину.

Теперь поговорим о типах этого документа.

S.S. Co’s bill of lading

Рейсовый или линейный пароходный коносамент, который оформляется для необходимости проведения прямых перевозок. В него включены все действительные условия договора транспортировки, отмеченные и в самом документе.

Данный коносамент подтверждает факт принятия груза на борт, а также предоставляет возможность проведения с ним различных операций без необходимости фактической передачи товара другой стороне.

Charter B/L

Фрахтовый или чартерный документ, в котором прописываются основные условия чартера. Стоит отметить тот факт, что он не является юридическим договором транспортировки морскими путями, а представляет собой стандартную расписку о том, что был принят груз для последующей доставки получателю.

Все операции с товаром оформляются в отдельном бланке такого коносамента без необходимости фактической передачи груза другим лицам, купившим его при транспортировке.

Through bill of lading

Сквозной документ. Оформление этого бланка осуществляется в тех ситуациях, когда морская перевозка представляет собой промежуточный этап транспортировки. В преимущественном большинстве случаев такой документ оформляется при необходимости перевозки груза двумя или большим количеством плавающих средств.

Читать еще:  Оборудование для переработки шерсти овец

Лицо, которым осуществляется отправка груза, данный тип документа оформляется только при подписи с перевозчиком. После этого перевозчиком уже организовывается перегрузка со всеми дальнейшими транспортировками, а также взымается дополнительный фрахт за услугу.

Товар можно считать доставленным только после того, как последний перевозчик предоставит получателю груз, основываясь на этом виде коносамента. В преимущественном большинстве случаев подобные документы принято также дополнительно страховать соответствующими полисами.

Custody B/L

Береговой документ, выдача которого осуществляется в виде расписки о том, что груз был принят на сушу от отправителя на склад транспортной компании.

В процессе погрузки товара, для которого была оформлена такая бумага, на судно в документе отмечается факт погрузки на плавающее средство, причем указывается точная дата и все остальные отметки. Впоследствии документ может быть заменен на бортовой коносамент.

On board B/L

Указанный выше бортовой коносамент, который выдается только после проведенной погрузки товара на судна вместо составленного берегового документа.

Все эти особенности и типы документов важно знать и запоминать, чтобы впоследствии не допускать никаких ошибок в процессе оформления этого документа. Ведь если в коносаменте будет неправильно указан порт погрузки, а также дата выпуска документа или окончания погрузки товара, то в таком случае агент или капитан имеют полное право на то, чтобы полностью отказаться от его подписания.

Именно по этой причине нужно правильно понимать особенности заполнения этого документа, а еще лучше — заручиться поддержкой квалифицированного юриста.

Коносамент

Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Какие функции выполняет коносамент

Коносамент используется в качестве:

расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.

подтверждения договора на перевозку.

Коносамент также может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Порядок работы с коносаментом

Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке.

Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе.

Далее производится погрузка товара и выдается штурманская расписка.

После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент.

Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.

Типы коносамента

В международной торговле используются различные виды коносаментов.

Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз.

Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.

Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Ордерный коносамент является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз. Число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения.

Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому.

Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника.

Оборотные коносаменты также могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.

Типы коносамента

В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.

Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.

Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.

Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.

Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.

Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.

Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.

Обязательные реквизиты коносамента

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.

Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Среди них особую важность представляют:

Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.

Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.

Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.

Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель.

Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

В строке Port of Loading – порт погрузки.

В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.

Место и дату выдачи документа.

Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:

если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.

обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.

также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).

далее указывается маршрут судна (судов), которые перевозят груз.

отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.

если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.

также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.

указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).

зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.

важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.

Специфические особенности коносамента

Часто бывает так, что сторона, которая должна получить груз, не всегда проинформирована об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации).

В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.

Это делается в целях безопасности и страховки перевозчика в случае наступления независящих от него последствий.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источники:

http://www.vdnk.ru/site/ru/info-container/connaissement
http://mydocx.ru/12-98046.html
http://businessman.ru/new-konosament-chto-eto-takoe-raznovidnosti-i-rekvizity.html
http://www.audit-it.ru/terms/agreements/konosament.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector