1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разработка федерального бюджета

Содержание

Разработка федерального бюджета. Закон о федеральном бюджете. Структура федерального бюджета

Бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней, а также внебюджетных государственных фондов. Она основывается на экономических отношениях и регулируется российским законодательством.

Государственный бюджет

Он признается основным финансовым планом страны на текущий год. Госбюджет имеет силу федерального закона и представлен в виде нормативного акта, содержащего доходно-расходные статьи. Его утверждение входит в компетенцию парламента.

В качестве основных функций государственного бюджета выделяют:

  1. Перераспределение доходов населения и ВВП.
  2. Госрегулирование, стимулирование экономической сферы.
  3. Финансирование социальной политики государства.
  4. Контроль формирования и использования централизованного денежного фонда.

Бюджетное устройство

Под ним понимают организацию финансовой системы, принципы ее формирования. Единство бюджетного устройства обеспечивается единой нормативной базой, применением общих классификаций, форм документации, налоговой и социально-экономической политикой.

В 28 статье БК (Бюджетного кодекса) закреплены принципы финансовой системы России. В их числе:

  1. Самостоятельность бюджетов.
  2. Сбалансированность.
  3. Полнота и достоверность сведений.
  4. Рациональность и эффективность использования средств.
  5. Совокупное (общее) покрытие затрат.
  6. Адресность, целевой характер расходов.
  7. Гласность (открытость).

Характеристика федерального бюджета РФ

Как выше говорилось, госбюджет – важнейший финансовый документ, закрепляющий направления расходов и поступлений в казну. Структуру федерального бюджета формируют налоги, госкредит и государственные затраты.

По своему экономическому содержанию он является формой образования и расходования централизованного денежного фонда. Именно федеральный бюджет в РФ выступает в качестве основного средства перераспределения доходов населения, через него осуществляется мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для регулирования экономики, реализации социальных программ, а также укрепления обороноспособности страны.

Право РФ на самостоятельный бюджет установлено в Конституции, в 71 статье. Порядок формирования финансовой системы, правила исполнения статей закреплен в БК. В соответствии с положениями Кодекса, Правительство вносит на рассмотрение Госдумы проект федерального бюджета до 1 октября текущего года.

Особенности составления финансового плана

Важнейшим звеном государственного финансового процесса выступает разработка федерального бюджета. Она осуществляется Минфином по поручению Правительства. Формирование структуры федерального бюджета должно начинаться за 10 мес. до начала финансового года.

Задачами Минфина является разработка:

  1. Проекта финансового плана.
  2. Проектировок ключевых показателей на среднесрочную перспективу. Они разрабатываются на основе программы Правительства, социально-экономического прогноза, сводного баланса.
  3. Проекта федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Общие правила

Для разработки федерального бюджета уполномоченная исполнительная структура организует составление социально-экономического прогноза. Минфин обеспечивает составление проектировок ключевых показателей, формирование проекта ФЗ «О госбюджете».

На первой стадии разработки федерального бюджета исполнительные структуры выбирают план-прогноз экономического развития на предстоящий год. В нем отражаются ключевые макроэкономические показатели, описывающие состояние народно-хозяйственного комплекса.

При анализе федерального бюджета Минфин определяет характеристики финансового плана на будущий год и формирует порядок распределения расходов. В течение 2 недель с даты их принятия Правительством Министерство, на основании функциональной классификации затрат, совершает следующие действия:

  1. Направляет проектировки исполнительным федеральным органам. Они, в свою очередь, осуществляют распределение их среди конкретных получателей средств федерального бюджета.
  2. Извещает исполнительные региональные структуры о характере межбюджетных отношений между РФ и ее субъектами, методике их формирования на предстоящий год и среднесрочную перспективу, установленную законодательством.

На второй стадии разработки федерального бюджета исполнительные госструктуры осуществляют:

  1. Распределение предельных объемов финансирования на предстоящий год. Оно осуществляется на основании экономической и функциональной классификаций расходов бюджетов субъектов РФ, муниципалитетов, городов фед. значения и по конкретным получателям.
  2. Разработку предложений о проведении организационных и структурных преобразований в социальной сфере и экономических отраслях, об отмене правовых актов, реализация которых предполагает расходование средств казны, не обеспеченное надежными, реальными источниками в предстоящем году, о приостановлении этих нормативных документов либо о поэтапном их введении.

Необходимые материалы

Установленный порядок разработки федерального бюджета обеспечивает рассмотрение и утверждение его проекта до начала предстоящего финансового года, а также согласование в процессе анализа финансового плана ряда показателей.

Проект ФЗ «О госбюджете» вносится Правительством в нижнюю палату Парламента. Направление закона о федеральном бюджете осуществляется до 26 августа текущего года. При этом к проекту прикладываются следующие материалы:

  1. Предварительные результаты социально-экономического развития страны за прошедший период текущего финансового года.
  2. Прогноз функционирования социально-экономической сферы на предстоящий год.
  3. Ключевые направления налоговой и бюджетной госполитики на будущий период.
  4. План развития государственного и муниципального экономических секторов.
  5. Прогноз сводного баланса по всей стране на предстоящий год.
  6. Прогноз консолидированного бюджета.
  7. Ключевые принципы и расчеты по взаимоотношениям госбюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.
  8. Проекты целевых программ федерального и регионального развития, адресной инвестиционной политики на предстоящий год, госпрограммы вооружения, программы приватизации муниципальных и госпредприятий, внешних заимствований, структуры внутреннего госдолга.
  9. Международные договоры, вступившие в действие для России и содержащие ее финансовые обязательства на предстоящий год.
  10. Расчеты по статьям классификации поступлений, разделам, подразделам, дефициту федерального бюджета.
  11. Перечень нормативных документов, действие которых на предстоящий год отменяется либо приостанавливается в связи с отсутствием для их реализации бюджетных средств.

Рассмотрение Госдумой

Законопроект обсуждается нижней палатой в четырех чтениях. На первой стадии изучается его концепция. Анализируется прогноз социально-экономического роста на предстоящий год. В первом чтении обсуждаются также ключевые направления налоговой и финансовой политики, принципы построения взаимоотношений бюджетов государственного и регионального уровней. Депутаты изучают проект программы по государственным внешним заимствованиям, анализируют возможное денежное обеспечение федерального бюджета, внешнего финансирования его дефицита.

В ходе первого чтения вступает Председатель Правительства, представители Комитета по бюджету, а также 2-го профильного комитета, Председателя Счетной палаты. По результатам обсуждений Госдума принимает решение об отклонении либо принятии законопроекта.

Во втором чтении депутаты анализируют и утверждают расходы на предстоящий год в соответствии с разделами функциональной классификации в рамках общего объема бюджетных затрат, утвержденного на первой стадии рассмотрения. Кроме этого, согласовывается размер фонда финансирования субъектов РФ.

В третьем чтении утверждаются:

  • затраты в соответствии с подразделами функциональной классификации и по главным распорядителям;
  • распределение средств фонда поддержки регионов по соответствующим субъектам;
  • расходы на финансирование целевых, адресной инвестиционной и других программ;
  • проекты госкредитов иностранным государствам.

На четвертом этапе проводится голосование за весь законопроект в целом. При этом поправки в него вноситься не могут.

Местный бюджет

Он представляет собой форму образования и расходования средств на финансовый год, служащих для обеспечения функций и задач, отнесенных к предмету ведения муниципальной власти, посредством исполнения расходных обязанностей соответствующего МО.

Доходы местного бюджета, согласно положениям БК, формируются за счет собственных поступлений и отчислений региональных и федеральных регулирующих сборов и налогов. Ключевыми источниками средств, которыми располагает муниципалитет, считаются:

  1. Налоги.
  2. Неналоговые доходы.
  3. Поступления от собственной хоз.деятельности.
  4. Муниципальный кредит.

Налоговые доходы

В их состав включены средства, полученные от обязательных местных отчислений. Ими являются, в частности, земельный налог и налог с имущества физлиц.

Кроме того, в бюджеты муниципалитетов поступают:

  1. НДФЛ.
  2. ЕНВД.
  3. ЕСН.
  4. Госпошлины, подлежащие зачислению по месту совершения юридически значимого действия, регистрации или предоставления документов.
Читать еще:  Последствия несоблюдения мирового соглашения в гражданском процессе

Расходы

Они разделяются на две большие группы:

  1. Обязательные затраты. В их число включены расходы на финансирование выплат, в т. ч. по переданным государственным полномочиям. Обязательными также являются расходы, закрепленные региональным и федеральным законодательством.
  2. Дискреционные затраты. Они представляют собой издержки на развитие местного дорожного хозяйства, экономики, строительной сферы, содержание территории и муниципального хозяйства.

Кроме того, расходы разделяют на собственные и связанные с выполнением государственных полномочий, возложенных на местные структуры власти. Первая группа связана с решением местных задач и обслуживанием долга МО. Эти расходы можно разделить по следующим направлениям:

  1. Содержание органов местной власти.
  2. Организация, проведение выборов в МО.
  3. Выполнение муниципального заказа.
  4. Исполнение местных нормативных актов.
  5. Финансовая помощь отраслям хозяйства, бюджетным учреждениям.
  6. Обслуживание финансовых обязательств.
  7. Реализация целевых программ территориального значения.
  8. Инвестиции в развитие местной инфраструктуры.

Указанные расходы покрываются средствами из собственных доходов МОО, а также трансфертов при пониженном уровне обеспеченности, заемными средствами при соблюдении требований к величине бюджетного дефицита.

Осуществление полномочий, переданных местной власти государственными органами, предполагает:

  1. Обеспечение госгарантий прав граждан на общедоступное, бесплатное дошкольное, дополнительное образование в рамках реализации утвержденных учебных программ.
  2. Формирование комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав, организация деятельности данных структур.
  3. Выравнивание финансовой обеспеченности поселений.
  4. Соцподдержку и соцобслуживание пожилых граждан, инвалидов, лиц, находящихся в сложных жизненных условиях, детей-сирот, ветеранов, безнадзорных, малоимущих.
  5. Организацию предоставления специализированной медпомощи.
  6. Выплату населению адресных субсидий на оплату коммунальных услуг и жилья.
  7. Выполнение полномочий по госрегистрации актов гражданского состояния.
  8. Сооружение и содержание дорог межмуниципального значения.
  9. Предотвращение ситуаций, способных нарушить функционирование систем жизнеобеспечения, ликвидация последствий аварий и катастроф.
  10. Первичный воинский учет.
  11. Библиотечное обслуживание граждан.
  12. Реализацию программ по охране природы, поддержанию экологической безопасности.

Анализ затрат

По функциональному назначению расходы распределяются по следующим группам:

  1. Затраты на производственный сектор. Сюда включены издержки на содержание и развитие системы ЖКХ, национальной экономики и охрану природы. На долю этих затрат приходится более 17 % от общего объема. Большая часть средств уходит на содержание и развитие ЖКХ. Затраты на национальную экономику занимают небольшую долю расходов местного бюджета. Они связаны с содержанием и ремонтом дорожного полотна общего пользования, субсидированием градообразующих предприятий.
  2. Расходы на повышение уровня бюджетных услуг, отражающие результативность финансовой политики, проводимой на территории МО. В их состав входят социально-культурные затраты. На их долю приходится порядка 70 % от общего объема муниципальных издержек. Среди социально-культурных затрат наибольший вес имеют расходы на образование.

Из приведенной выше информации следует, что большая часть бюджетных средств направляется на развитие социально-культурной сферы. Социальные затраты, финансируемые местными бюджетами, составляют больше 30 % от общего объема средств, направляемых на удовлетворение культурных нужд населения. Еще одним важнейшим направлением является сфера ЖКХ.

Необходимо сказать, что состав расходных статей отдельных видов муниципальных бюджетов может быть различным. Это зависит от уровня местного хозяйства, его подведомственности территориальным структурам разного уровня.

Бюджет России: формирование, структура, расходы и доходы

Бюджет — это понятие, которое существует и в экономических, и в юридических реалиях. От этого его значение может существенно различаться. В статье мы более подробно познакомимся с федеральным бюджетом России. Посмотрим, что это, каковы его доходы и расходы, как составляется проект бюджета и многое другое.

Экономический смысл

Если рассматривать бюджет России, как экономическую категорию, то перед нами предстанет общественная устойчивая связь. Проведем аналогию с финансами. Тогда федеральный бюджет будет общественными отношениями, установленными по поводу формирования и дальнейшего использования госвластью фонда с денежными средствами.

Структура доходов бюджета России будет определяться сразу несколькими факторами:

  • Потребность РФ в финансовых ресурсах.
  • Возможности Российского государства по последующей мобилизации этих ресурсов.
  • Особенности проводимой правительством экономической политики.

Со структурой расходов несколько проще. Она определяется функциями государства.

Экономическая практика представляет бюджет России важнейшим компонентом макроэкономической политики. Именно он обеспечивает как аккумулирование финансов, так и их последующее распределение.

Параметры государственного бюджета будут непосредственно влиять на ряд макроэкономических показателей — объемы производства и инвестиций, уровень занятости, доходы населения страны, валютный курс, процентную ставку и проч.

Тут можно отметить, что государственный бюджет России — это не только экономическая категория, но и достаточно сильный, действенный политический инструмент.

Федеральный бюджет — это фактически финансовый план РФ. А именно — план сбора и дальнейшего использования финансовых ресурсов, которые способны обеспечить собой исполнение государственных функций.

Юридический смысл

Если обратиться к юридическому смыслу, то определение понятия уже не будет таким широким. Тут бюджет России — закон. Нормативный акт, который разрабатывается структурой исполнительной власти, чтобы затем быть принятым органами представительной (законодательной) власти.

Надо помнить и о том, что бюджет РФ — это и центральный компонент российской бюджетной системы.

Доходы

Доходы бюджета России разделяются на две большие группы — неналоговые и налоговые. Также в доходы зачисляется остаток неизрасходованных средств предыдущего года.

Рассмотрим группы подробно. Налоговые доходы годового бюджета России:

  • Федеральные сборы и налоги, что устанавливаются налоговым законодательством РФ.
  • Таможенные сборы, пошлины и подобные им платежи.
  • Госпошлины.

Неналоговые доходы годового бюджета России:

  • Прибыль от использования госимущества.
  • Доходы от продажи государственного имущества.
  • Часть доходов унитарных предприятий.

Вместе с тем к доходам федерального бюджета в нашей стране относится и следующее:

  • Прибыль Центробанка РФ.
  • Доходы от проведения ВЭД (внешнеэкономической деятельности).
  • Доходы от реализации различных государственных резервов и запасов.

Стоит отметить, что доходы бюджета РФ могут передаваться и в бюджеты ее субъектов, а также муниципальным бюджетам. Но только по нормативам, утвержденным законом о бюджете РФ на текущий год.

Расходы

Теперь рассмотрим расходы бюджета России:

  • Обеспечение работы президента, деятельности Федерального собрания, Центрального избиркома, Счетной палаты, а также ряда федеральных органов госвласти, их территориальных подразделений.
  • Функционирование судебной федеральной структуры.
  • Осуществление государственной международной деятельности.
  • Национальная оборона, обеспечение безопасности страны, осуществление конверсии отраслей промышленности, относящихся к оборонным.
  • Содействие фундаментальным исследованиям и научно-технологическому прогрессу в целом.
  • Государственная поддержка транспорта — железнодорожного, морского и воздушного.
  • Поддержка государством атомной энергетики.
  • Ликвидация последствий ЧС, стихийных бедствий, имеющих федеральный масштаб.
  • Исследование космического пространства, использование его.
  • Формирование собственности государства.
  • Компенсация внебюджетным государственным фондам расходов, затраченных на выплаты государственных пенсий и пособий, иных социальных платежей, что подлежат финансированию в соответствии с российским законодательством.
  • Статистический официальный учет.
  • Инвестиционные федеральные программы.

На сегодня выделяются три главные расходные статьи бюджета РФ:

  • 20 % — обслуживание государственного долга страны.
  • 19 % — затраты на национальную оборону.
  • 15,6 % — финансовое содействие бюджетам государства иных уровней.

Резервные фонды

Повествуя о формировании бюджета России, стоит упомянуть о Резервных фондах. Они утверждаются не только при планировании федерального, но и при создании бюджетов всех уровней. Есть важное правило. Объем Резервного фонда федерального бюджета не может быть более 3 % от всех его расходов на текущий год.

Представим другие важные утверждения:

  • Размер Резервного фонда бюджетов субъектов страны определяется их органами законодательной власти при утверждении бюджетного проекта на очередной финансовый год.
  • Резервные фонды используются только для покрытия непредвиденных расходов. Например, тратятся на аварийные и спасательные работы по ликвидации последствий ЧС.
  • Порядок расходования средств из данных фондов определяется Правительством РФ.
  • Планирование федерального бюджета на следующий финансовый год всегда включает в себя включение в его состав Резервного фонда президента РФ. Его размер — не более 1 % от всего бюджета страны.
  • Денежные средства из данного фонда резервных запасов используются для финансирования государственных непредвиденных расходов, а также расходов, связанных с воплощением в жизнь Указов президента.
  • Накопления из президентского Резервного фонда недопустимо растрачивать на следующее: референдумы, выборы, а также освещение деятельности главы Российского государства.

Проект бюджета РФ

Структура бюджета России представлена в его проекте, который составляется на каждый финансовый год. Это считается исключительной прерогативой российского Правительства. Работы начинаются уже за 10 месяцев до начала грядущего финансового года.

Читать еще:  Бизнес план магазина носков

Основание проекта российского бюджета — это комплекс документов:

  • Бюджетное послание от имени Президента.
  • Прогноз экономического и социального развития страны на грядущий год.
  • Основные векторы как налоговой, так и бюджетной политики на следующий год.
  • Прогноз финансового сводного баланса по всей территории РФ, составленный на очередной год.
  • Планы по развитию государственного сектора экономики.

Следующий этап — непосредственно составление проекта бюджета. Оно происходит в два этапа.

Первый шаг составления

На первом этапе уже досконально продумывается исполнение бюджета России. На основе прогнозного плана формируются его ключевые характеристики.

Данный этап можно условно разделить на ряд подэтапов:

  1. Разработка Министерством экономики прогнозного плана развития государства, имеющего в себя основные макроэкономические показатели.
  2. Рассмотрение и последующее утверждение правительством России этого плана-прогноза.
  3. Разработка Минфином (на основании вышеупомянутого плана) основных характеристик будущего проекта. На этом подэтапе уже все расходные статьи распределяются по разделам функциональной классификации.
  4. Правительство страны утверждает разработанные характеристики бюджета. Министерство финансов, в свою очередь, должно разослать проектировки федеральным ведомствам и министерствам. Последние на основе представленной информации предварительно распределяют средства по определенным получателям. Минфин также должен уведомить субъекты государства о методиках формирования межбюджетных отношений на следующий финансовый год.

Второй шаг составления

Бюджет России в рублях должен быть определен на этом этапе составления проекта. Тут уже происходит распределение объемов финансовых средств по функциональной детализированной классификации. Проект также должен соответствовать экономической и ведомственной классификациям. Подэтапы тут выделяются следующие:

  1. Формирование Минфином бюджетных расходов в соответствии с тремя переставленными выше классификациями (функциональной, ведомственной, экономической).
  2. Согласование планируемых бюджетных расходов с иными министерствами и ведомствами государства. Если появились несогласованные вопросы, то их решает уже правительственная межведомственная комиссия.

Как разработка, так и согласование бюджета в РФ на следующий год завершается не позднее 15 июля настоящего года. Одновременно с этим должна завершиться и разработка проектов законов, принятие которых учитывается при планировании бюджета. Это ФЗ о минимальных размерах пенсионных выплат и заработных плат.

Рассмотрение и утверждение

Проект бюджета РФ, составленный правительством РФ, рассматривается и впоследствии утверждается Государственной думой. В эту структуру он должен поступить не позднее 23.59 15 августа настоящего года. Одновременно он предоставляется российскому президенту для ознакомления.

Рассмотрение проекта бюджета в РФ происходит в четыре чтения.

Первое чтение

При рассмотрении происходит следующее:

  • Обсуждается концепция бюджета.
  • Рассматривается прогноз социально-экономического развития России.
  • Обсуждаются основные направления налоговой и бюджетной политики.
  • Рассматриваются проекты программ внешних заимствований.

Второе чтение

Утверждаются расходы федерального бюджета страны по разделам их функциональной классификации. Это происходит только в пределах общего объема расходов, который утверждается в первом чтении.

Третье чтение

Утверждается объем расходов уже по подразделам функциональной классификации. Также это происходит только в границах общей массы расходов, что была принята ранее.

Четвертое чтение

Происходит голосование за проект бюджета. Внесение поправок не допускается.

Потом проект переходит на рассмотрение Совету Федерации. Он может только принять или отклонить его. Поправки и изменения не допускаются.

Принятие бюджета РФ — многоступенчатая процедура. Сам бюджет — довольно сложная структура, сочетание доходов и расходов государства на очередной финансовый год.

Разработка и исполнение государственного бюджета

Понятие бюджета

Бюджет – это план финансов, разработанный и организованный на определенный период времени.

Сущность бюджета заключается в планировании и исследовании доходов и расходов субъекта экономики. Он может рассчитываться для домашних хозяйств, частных предпринимателей, коммерческих, некоммерческих и государственных организаций, а также для территориальных образований разного уровня. В зависимости от экономического сектора используются различные методы организации и анализа бюджета.

По видам выделяют следующие бюджеты:

  • Государственный бюджет. Представляет собой бюджетную смету, охватывающую деятельность государственных и частных организаций всех уровней экономики, а также различных программ, реформ, преобразований и так далее. Бюджет государства определяет вектор использования накопленных денежных средств, образуемых за счет обязательных налоговых и таможенных платежей, а также платежей за услуги лицензирования, аттестации и другое. Для государственного бюджета характерны следующие крайние значения. При превышении расходов над доходами говорят о бюджетном дефиците. Обратная ситуация характеризует бюджетный профицит. В зависимости от баланса расходов и доходов вносятся соответствующие изменения в государственную политику в части формирования и исполнения бюджета страны.
  • Бюджет предприятия. Он включает в себя свод расходов и доходов по отдельным видам деятельности компании. Далее разрабатываются принципы исполнения бюджетов, согласно стратегическим и тактическим целям предприятия. Составляется бюджет, описывающий движение средства, а также бюджет на основе балансового листа. Он может разрабатываться руководством и спускаться вниз к исполнителям, а может формироваться на основе сбора данных в ходе установления обратной связи.
  • Семейный или личный бюджет. Представляет собой баланс доходов и расходов, сформированных трудом и запросами конкретных лиц.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для реализации бюджетного плана одной частью специалистов предлагается использовать математические модели. Другая часть специалистов считает, что эффективное применение бюджета не возможно без установления обратной связи с бизнесом.

Разработка государственного бюджета

Разработкой и организацией государственного бюджета занимаются уполномоченные органы власти. Они действуют в рамках Конституции и законодательства страны. В России органами, ответственными за разработку бюджета, являются:

  1. Министерство финансов РФ.
  2. Министерство экономического развития и торговли.
  3. Органы, отвечающие за законотворческую деятельность.
  4. Федеральное казначейство.
  5. Счётная палата РФ.

Органом ответственным за функционирование финансовой системы страны является Министерство финансов. Его основная задача – разработка и реализация бюджета страны. Казначейство отвечает за исполнение плана бюджета. В других странах Казначейство может действовать независимо от министерства, в России оно является подразделением Министерства финансов. Казначейство содействует рациональному использованию бюджета, управляет расходами и доходами на федеральном уровне. Так же оно отвечает за соблюдение финансирования целевых программ, контролирует поступление и применение средств бюджета.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Разработка плана бюджета представляет собой процесс, включающий в себя этапы составления, обсуждения, утверждения и дальнейшего практического применения средств. Отдельно стоит упомянуть подведение итогов бюджетной деятельности.

Реализация бюджета государства заключается в регулировании бюджета или перераспределении финансовых средств и денежных ресурсов внутри страны между различными уровнями бюджета. Сигналом к разработке бюджета на следующий календарный год является решение Президента РФ о начале работ. Парламент России разрабатывает бюджетное послание, где описываются мероприятия, способствующие социально-экономическому развитию страны, фиксируется сводный текущий баланс, а также определяются основные направления расходования бюджетных средств.

Средства внебюджетных фондов являются целевыми. Они накапливаются и расходуются согласно установленному плану. Так же осуществляется контроль над использованием средств целевых фондов.

Исполнение государственного бюджета

Исполнение бюджета является одним из этапов процесса бюджета. Он начинается после того, как бюджет на год будет утвержден органами власти страны. В процессе исполнения происходит выполнение всех частей бюджета. Сущность исполнения бюджета заключается в формировании необходимого количества средств под запланированные расходы.

В России действует Бюджетный кодекс, согласно которому, исполнением бюджета занимается казначейство страны. То есть, распределение денежных средств бюджета проходит через балансовые счета казначейства. Оно обладает исключительным правом закрытия и открытия счетов федерального бюджета. Так же оно может определять соответствующий режим. Сюда же относят кассовое исполнение, которое осуществляется силами банковской системы. Для кассового исполнения действует принцип единства, выражающийся в поступлении доходов на единый бюджетный счет, с которого впоследствии начинается списание на расходы.

Правительством РФ назначается распорядитель бюджетных средств, который имеет право направлять средства бюджета назначенным получателям. Исполнение бюджета осуществляется не только по расходам, но и по доходам. Сюда относят операции по перечислению и зачислению средств, их распределению в соответствии с бюджетом, возмещение или возврат излишков, ведение учета.

Читать еще:  Профилактика коррупции это

Расходы осуществляются согласно бюджетной росписи. Она является главным распорядителем средств. Составляется в десять дней с момента утверждения бюджета, а дальше разбивается поквартально. По сути, это оперативный план расходов, в котором конкретизируются сроки поступления обязательных платежей и налогов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Составление проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета — исключительная прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Проект федерального бюджета основывается на следующих документах:

  • бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития на очередной год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год;
  • прогнозе сводного финансового баланса на очередной год по всей территории РФ;
  • плане развития государственного сектора экономики.

1. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ формулируется бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.

2. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных статистики за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп его роста; уровень инфляции.

Так, в основу параметров федерального бюджета на 2003 г. положены прогнозные показатели: ВВП — 13050,0 млрд. руб., темп инфляции — 10-12% в год.

При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы:

  • метод экономического анализа, в основе которого лежит исследование отклонений фактических показателей бюджета от ранее запланированных;
  • метод экстраполяции, состоящий в определении сложившихся тенденций в бюджетных доходах и расходах за ряд лет и предложения о неизменности этих тенденций на будущий период.

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год представляют собой документ, содержащий план изменений в бюджетной и налоговой политике и соответственно в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в этом документе могут быть предусмотрены изменения ставок некоторых налогов и распределения налогов между бюджетами.

4. Прогноз сводного финансового баланса — это прогноз доходов и расходов всех бюджетов по территории РФ. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза социально-экономического развития на будущий период. Этот баланс отражает общий объем финансовых ресурсов, имеющихся в стране, и их распределение между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами местного самоуправления. Сводный финансовый баланс позволяет принимать решения об изменениях в распределении ресурсов между бюджетами.

План развития государственной экономики включает:

  • сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий;
  • программу приватизации государственного имущества;
  • данные о штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

  • прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год;
  • перспективный финансовый план;
  • адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
  • программа внутренних и внешних заимствований;
  • программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год.

Из перечисленных документов следует отметить перспективный финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы. Этот план разрабатывается на три года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Обратимся теперь непосредственно к процессу составления бюджета. В Бюджетном кодексе РФ выделены два этапа этого процесса. Для учебных целей мы разобьем их на подэтапы.

Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета. Данный этап имеет следующие подэтапы:

  • Министерством экономики разрабатывается план-прогноз развития страны, содержащий основные макроэкономические показатели;
  • правительство РФ рассматривает и утверждает план-прогноз;
  • Министерство финансов разрабатывает на основе плана-прогноза основные характеристики проекта федерального бюджета. Причем уже на этом подэтапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с разделами функциональной классификации;
  • правительство РФ утверждает основные характеристики федерального бюджета, а Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным министерствам и ведомствам. Последние составляют на их основе предварительное распределение средств по конкретным получателям. Кроме того, Министерство финансов уведомляет субъекты Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями. Он имеет следующие подэтапы:

  • Министерство финансов формирует бюджетные расходы в соответствии с тремя классификациями;
  • Министерство финансов согласует планируемые расходы с министерствами и ведомствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Разработка и согласование проекта бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля.

Одновременно завершается разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте бюджета. К ним относятся законопроекты о минимальном размере оплаты труда и минимальном размере пенсии;

  • с 15 июля по 15 августа каждого года правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год, уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и проект федерального бюджета. Правительство утверждает проект закона о федеральном бюджете и вносит его в Государственную думу.

22. Порядок составления проекта федерального бюджета

22. Порядок составления проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета

осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает разработку прогноза социально—экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально—экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.

Министерство финансов РФ организует разработку:

1) проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

2) проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Первый этап формирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана—прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов федерального бюджета.

Министерство финансов в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределения расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:

1) направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

2) уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ. Второй этап формирования федерального бюджета – это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Источники:

http://businessman.ru/razrabotka-federalnogo-byudjeta-zakon-o-federalnom-byudjete-struktura-federalnogo-byudjeta.html
http://www.syl.ru/article/424598/byudjet-rossii-formirovanie-struktura-rashodyi-i-dohodyi
http://spravochnick.ru/ekonomika/gosudarstvennyy_byudzhet/razrabotka_i_ispolnenie_gosudarstvennogo_byudzheta/
http://studopedia.ru/12_82034_sostavlenie-proekta-federalnogo-byudzheta.html
http://econ.wikireading.ru/33227

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector