10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог в саду обязанности

Функциональные обязанности педагога-психолога дошкольной организации в соответствии с новым законодательством

Евгения Лосева
Функциональные обязанности педагога-психолога дошкольной организации в соответствии с новым законодательством

29.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 17.10.2013 года приказом Минобрнауки России от № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. ФГОС ДО предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы. И это принципиальное новшество, в отличие от ФГТ, предъявляющих требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы,

Одно из требований стандарта — уход от академической системы. Лежащий в основе ФГОС системно-деятельностный подход, подразумевает организацию условий, инициирующих детское действие. Ребенок самостоятельно или под руководством педагога в процессе игры, познавательной или исследовательской деятельности, творческой активности «открывает» знания, овладевает умением жить в мире с самим собой, получает навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научается учиться.

Именно поэтому разрабатывая Стандарт, основывались прежде всего на уникальность и самоценность детства, на специфических для детства формах развития – игра, познавательная и продуктивная деятельность, творческая активность.

В Стандарте учитываются

п. 1. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей дети-ОВЗ);

п. 2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Деятельность психолога: психологическая диагностика, анализ и оценка возможностей освоения дошкольных образовательных программ.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

п. 1. Охрана и укрепление психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

п. 6. Формирование общей культуры личности детей;

п. 7. Обеспечения вариативности и разнообразия организационных форм ДО с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей (консультационные центры/пункты, ГКП);

п. 8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

п. 9. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования.

В связи с этим психолог осуществляет психологическую диагностику, психологическое проектирование и экспертизу образовательной среды, создание необходимой психологической среды, психологическое просвещение и профилактика. В работу с родителями включаются более практико-ориентированные методы (делаем акцент на развитии компетентности родителей).

На основе стандартов разрабатывается основная образовательная Программа дошкольного образования (ООП ДО, которая определят комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание) и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно- педагогические условия педагогического процесса. Программа утверждается организацией самостоятельно (ст. 12.6 Закона «Об образовании в РФ»).

Требования к структуре ООП ДО.

Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Ст. 2.11.2. ФГОС ДО Содержательный раздел Программы может включать содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования (для освоения программы детьми с ОВЗ).

Деятельность психолога заключается в разработке и использовании специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий, проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществлении квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Ст. 3.2.3 ФГОС ДО При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей как педагогами, так и при необходимости квалифицированными специалистами (педагоги-психологи) проводится психологическая диагностика индивидуального развития ребенка. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Психолог должен осуществлять выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Результаты психологической диагностики используются для квалифицированной коррекции развития детей (создание индивидуальных маршрутов развития ребенка) или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей).

ст. 3.2.6 ФГОС ДО В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) Профессионального развития педагогических работников и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования;

3) Организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми

Деятельность психолога: участие в развитии психолого-педагогической компетентности педагогов.

ФГОС ДО предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДО. Дошкольному учреждению необходима такая модель работы педагога-психолога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательных отношений. Роль деятельности психолога ДО существенна, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения в саду должен стать анализ образовательной ситуации в ДОУ.

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психологического сопровождения деятельности педагогов и родителей ДОУ, в которой поддержка будет адресной (дифференцированной, следовательно, более эффективной.

В условиях повышения психологической компетентности педагогов используются данные бесед, наблюдений, анкетирования педагогов и родителей. С внедрением ФГОС надо переходить от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их психотехниками, позволяющими решать задачи развития, воспитания и обучения ребенка, преодолений профессиональных деструкций у педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости (подходящая форма работы: семинары, практические занятия в виде ролевых игр, практикумов).

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Ст. 4.7. ФГОС ДО Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Педагог-психолог ДО осуществляет психологический мониторинг готовности к обучению в школе (диагностика психологической готовности к обучению в школе по методике М. Семаго, исследование мотивации учения М. Р. Гинзбург, выполняет заполнение индивидуальных карт выпускника ДО.

Консультация для родителей «Каким быть дошкольному детству?» Консультация для родителей подготовлена воспитателем группы №8 Гибановой В. В. на тему: «Каким быть дошкольному детству?» Родители могут.

Новое типовое положение о ДОУ (не введено в действие, но уже опубликовано) Коллеги, предлагаю познакомиться с новым типовым положением о ДОУ. Обращаю Ваше внимание, что оно пока НЕ ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ! Приказ.

Горноуральский городской округ
с. Николо-Павловское
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20

МБДОУ детский сад

комбинированного вида №20

Педагога-психолога

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании Закона «Об образовании» от 29.12.2013 № 273 – ФЗ, квалификационной характеристики воспитателя (старшего воспитателя) образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Трудового кодекса РФ от 21.12.2001 г., Устава МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 (далее ДОО).

1.2. Педагог-психолог относится к категории специалистов.

1.3. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» или высшее психологическое (педагогическое) образование с дополнительной специальностью «Психология», без предъявления требований к стажу работы..

1.3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее по административной линии производится приказом руководителя образовательного учреждения.

1.4. Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно Руководителю образовательного учреждения, а по профессиональной – руководителю психологической службы управления образования района.

1.5. Педагог-психолог в своей работе сотрудничает с администрацией, воспитателями, методистами, со специалистами ПМПК.

1.6. Во время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

1.7. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется;

— Федеральными законами Российской Федерации;

— Уставом и законами Свердловской области;

— Указами Президента Российской Федерации;

— Решениями Правительства Российской Федерации, Правительства Свердловской области; органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;

— Декларацией прав и свобод человека;

— Конвенцией по правам ребенка;

Читать еще:  Что такое тм

— Нормативными документами, регулирующие вопросы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, здравоохранения, профориентации;

— Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения;

— Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

— Приказами и распоряжениями руководителя образовательного учреждения;

— Настоящей должностной инструкцией, а также трудовым договором.

1.8. Педагог-психолог должен знать:

— общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику,
психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную
психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую
нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

— основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены,
профориентации, психологии труда, психодиагностики, психологического
консультирования и психопрофилактики;

— методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
— своевременные методы индивидуальной и групповой работы, диагностики и коррекции нормального и аномального развития несовершеннолетнего;

— основы доврачебной медицинской помощи.

2. Функции педагога-психолога.

Основными направлениями работы педагога-психолога являются:

2.1. Защита прав и свобод несовершеннолетних;

2.2. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

2.3. Консультативная помощь всем участникам УВП;

2.6. Психологическое консультирование;

2.7. Психокоррекция и развитие.

3. Должностные обязанности.

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Составлять перспективный план работы на год, осуществлять тематическое планирование.

3.2. Проводит просветительную, психопрофилактическую, диагностическую, коррекционную и консультационную работу с несовершеннолетними, их родителями (законными представителями), с людьми связанными с образованием, воспитанием и развитием несовершеннолетних;

3.3. В соответствии с планом или по запросам учителей, воспитателей и администрации образовательного учреждения изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности несовершеннолетних, их интересы и склонности;

3.4. Участвует в приеме детей в образовательные учреждения с целью раннего выявления психологических проблем, совместно с воспитателем разрабатывает программу

индивидуальной работы с несовершеннолетними для обеспечения полноценного включения их в воспитательный и развивающий процессы с первых дней пребывания в образовательном учреждении;

3.5. Проводит психологическое обследование несовершеннолетних, составляя совместно с воспитателем программу индивидуальной работы с несовершеннолетними с учетом их психологической готовности к воспитанию, развитию и обучению на новом этапе;

3.6. Организует психолого-педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития несовершеннолетнего для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей;

3.7. Разрабатывает и осуществляет программы коррекционно-развивающей работы, направленные на устранение отклонений в психическом развитии несовершеннолетнего;

3.8. Проводит индивидуальные и групповые занятия по проблемам воспитания, развития, обучения, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;

3.9. Принимает участие в работе педсоветов, методических объединений педагогов-психологов образовательных учреждений, в общих и групповых родительских собраний, подготавливает необходимую информацию для педагогического совета для решения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к несовершеннолетнему;

3.10. Ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, способствует улучшению форм общения воспитателей с несовершеннолетними (взрослый – ребенок) и оптимизации форм общения в педагогическом коллективе (взрослый – взрослый), консультирует работников образовательного учреждения по широкому кругу профессиональных и личных проблем;

3.11. Введет запись и регистрацию всех видов работ, осуществляет учет результатов психологической работы по установленной форме;

3.12. Обеспечивает безопасное проведение психологической работы;

3.13. Соблюдает права и свободы несовершеннолетних;

3.14. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

3.15. Соблюдает этические нормы психолога и этические нормы поведения в образовательном учреждении, в быту, в общественных местах;

3.16. Организует пополнение кабинета психолога оборудованием, обеспечивает сохранность подотчетного оборудования;

3.17. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного и образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма несовершеннолетних, ухудшающих психологический климат в образовательном учреждении и условия необходимые для полноценного личностного и интеллектуального развития несовершеннолетних;

3.18. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

3.19. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

3.20.Определяет факторы, препятствующие развитию личности несовершеннолетнего и принимает меры по оказанию различного вида
психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и
консультативной).

3.21. Оказывает помощь несовершеннолетним, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

3.22. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам
исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива,
а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития несовершеннолетних.

3.23. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по
назначению.
3.24. Участвует в планировании и разработке развивающихся и
коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности несовершеннолетних, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

3.25. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных
несовершеннолетних, содействует их развитию и поиску.

3.26. Определяет степень отклонений (умственных, физических,
эмоциональных) в развитии несовершеннолетнего, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
3.27. Формирует психологическую культуру несовершеннолетних, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

3.28. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности несовершеннолетних, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

4. Права педагога-психолога.

Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции

4.1. Участвовать в управлении образовательного учреждения в порядке, определяемом Уставом;

4.2.На защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;

4.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. Повышать квалификацию;

4.7. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.8. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с несовершеннолетними и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;

4.9. Требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

4.10. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога;

4.11. Иметь нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;

4.12. Приглашать родителей и несовершеннолетних на индивидуальные беседы, участвовать в советах профилактики;

4.13. В случае необходимости рекомендовать родителям обследовать ребёнка на ПМПК;
4.14. Давать консультации воспитателям, методистам и родителям (лицам, их заменяющим) по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних.

5. Ответственность педагога-психолога.

5.1. Педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение прав и свобод несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений директора образовательного учреждения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью несовершеннолетнего, а также за совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение образовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством.

5.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил сопровождения учебно-воспитательного процесса педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

6.1. Для организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с несовершеннолетними и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием: набором психологических методик, бланками методик и т. п.

6.2. Педагог-психолог работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором образовательного учреждения, при составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации;

6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее пяти дней по окончании каждого квартала;

6.4. Представляет руководителю образовательного учреждения письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц по окончании учебного года;

6.5. Получает от руководителя образовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

Читать еще:  Оборудование для боулинга

6.5. Получает от руководителя психологической службы управления образованием района информацию организационно-методического характера;

6.6. Работает в тесном контакте с воспитателями, родителями (законными представителями), несовершеннолетними, систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками образовательного учреждения

С инструкцией ознакомлена:_________________________________________________

Что входит в обязанности психолога детского сада

  • Что входит в обязанности психолога детского сада
  • Как провести диагностику в детском саду
  • Обязанности воспитателя в детском саду

Диагностическое обследование

В должностные обязанности педагога-психолога детского сада входит проведение диагностики. Она проводится минимум два раза за учебный год – в начале и в конце. Это позволяет отследить динамику развития каждого ребенка. При необходимости диагностика может быть проведена в середине учебного года. Ее проводят, например, для детей, имеющих проблемы в обучении.

При проведении диагностики педагог-психолог использует методики исследования таких психических процессов, как память, восприятие, внимание, мышление и др. Сравнение результатов с нормами развития дошкольников помогает дать общую картину развития детей.

Психолого-медико-педагогическое консультирование

Педагог-психолог входит в комиссию специалистов детского сада – ПМПК. Эта комиссия проводит дополнительную работу с детьми, отстающими в развитии. Такие дети выявляются по результатам диагностического обследования.

Функция педагога-психолога – определить психологическую зрелость дошкольников. Он должен написать свое заключение и рекомендации педагогам и родителям. Так осуществляется доврачебный контроль за состоянием детей.

Семейное консультирование

Одной из обязанностей педагога-психолога в дошкольном учреждении является консультирование родителей дошкольников. При выявленных проблемах он приглашает на беседу папу, маму или того взрослого, который является опекуном ребенка. Педагог-психолог консультирует не только родителей детей, которые посещают детский сад, но и родителей неорганизованных детей.

В процессе консультаций задача специалиста – показать варианты решения проблем, возникших у ребенка в обучении или поведении. Кроме того, он должен объяснить родителям, что только совместные действия детского сада и семьи дадут положительный результат.

При взаимодействии с семьями воспитанников педагог-психолог повышает педагогическую грамотность родителей. Это благоприятным образом отражается на отношениях между членами семьи конкретного ребенка.

Помощь педагогам

Помимо детей и их родителей, педагог-психолог проводит работу с педагогическим персоналом детского сада. На таких мероприятиях, как педагогический совет, собрание, семинар и других, он рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволят наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.

Сотрудники дошкольного учреждения могут обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим моментам, но и по личным вопросам. Так специалист поддерживает благоприятный климат в коллективе детского сада.

Психолог в детском саду и его функции. Консультации психолога детского сада

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения — требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.
Читать еще:  Ходатайство о назначении посмертной судебно психиатрической экспертизы

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ

Председатель Заведующий МБДОУ «Центр развития

профкома: ребенка-детский сад» с. Нижнеяркеево

________ М.А. Шамсиева ________ Л.М. Камалтдинова

«___» __________ 20__г. «___» __________ 20___г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № ____

Настоящая должностная инструкция разработана на основе единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. № 761 (ред. от 31.05.2011г.) и в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

Педагог-психолог относится к категории специалистов.

На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Педагог-психолог назначается и освобождается от должности заведующей ДОУ.

Педагог-психолог должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Декларацию прав и свобод человека;

— Конвенцию о правах ребенка;

— нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости воспитанников и их социальной защиты; общую психологию;

— педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

— основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

— современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

— методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

— основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно заведующей ДОУ, а по профессиональной линии – руководителю научно-методического кабинета психологической службы Управления Образования района.

На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом заведующей ДОУ. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в ДОУ;

2.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

2.3. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

2.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного);

2.5. Оказывает консультативную помощь воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

2.6. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий;

2.7. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников;

2.8. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению;

2.9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

2.10.Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды;

2.11. Определяет у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

2.12. Участвует в формировании психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания;

2.13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);

2.14.Анализирует достижение и подтверждение воспитанниками уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;

2.15. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);

2.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Педагог-психолог имеет право:

3.1. Участвовать в управлении ДОУ в порядке, определяемом Уставом ДОУ;

3.2. На защиту профессиональной чести и достоинства;

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства ДОУ предложения по улучшению деятельности учреждения, и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности работников учреждения, предлагать варианты устранения имеющиеся в деятельности ДОУ недостатков;

3.4. Защищать свои интересы самостоятельно и /или через представителя, в том, числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;

3.5. На конфеденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

3.6. Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы;

3.7. Требовать от администрации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

3.8. Повышать квалификацию;

3.9. Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

Педагог-психолог несет отвественность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации;

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

4.3. Несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;

4.4. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

С должностной инструкцией ознакомлен (а): _________ _________________

( подпись) (расшифровка подписи)

1 экземпляр должностной инструкции _________ _________________

на руки получил (а): ( подпись) (расшифровка подписи)

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/funkcionalnye-objazanosti-pedagoga-psihologa-doshkolnoi-organizaci-v-sotvetstvi-s-novym-zakonodatelstvom.html
http://detsad20.ru/Doljnostnaya-instruktsiya-psihologa.html
http://www.kakprosto.ru/kak-823316-chto-vhodit-v-obyazannosti-psihologa-detskogo-sada
http://businessman.ru/new-psixolog-v-detskom-sadu-i-ego-funkcii.html
http://infourok.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-pedagogapsihologa-dou-562671.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: