57 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки унитарного федеративного государства

Содержание

Признаки унитарного государства.

— Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

— Единые для всей страны высшие органы власти;

— Единая система законодательства;

— Единая денежная единица;

— Единый государственный язык;

— Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Признаки федеративного государства.

— Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

— В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральнойконституцией

— В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

— В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

— Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ,Бразилия, Индия и др.).

— Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Виды федераций.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

Симметричные

Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

Территориальные

Национальные

Смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

Договорные

Конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, вКонституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

степень централизации:

Централизованные (Аргентина, Индия)

Децентрализованные (Швейцария, США)

Вопрос 12

Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).

Конфедерация — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества[источник не указан 86 дней]. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Сою́з госуда́рств, Коали́ция — политический, военно-политический или экономический союз нескольких государств, создаваемый для защиты общих интересов, обеспечения совместной безопасности, коллективной обороны или для согласованной подготовки и ведения коалиционной войны. Образуется на основе двусторонних или многосторонних соглашений, договоров, пактов.

Как правило, в коалиции устанавливаются общие цели и определяется характер совместных действий по их достижению. При этом каждое государство, входящее в коалицию, преследует, прежде всего, собственные политические, экономические и военные интересы.

Вопрос 13

Государственно-правовой режим и его виды.

Полити́ческий режи́м — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы вобществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитаризм — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны.

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях

Тоталитаризм — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

— тотальный государственный контроль над обществом;

— всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

— система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

— унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

Читать еще:  Как правильно вносить изменения в договор

— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

— ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Вопрос 14-17

Понятие и классификация функций государства.

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

управление хозяйством и обществом;

оборона собственной территории.

По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Существует 3 формы государственного устройства – унитарная, федеративная и конфедеративная

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

— Простая форма (унитарное государство);

— Сложная форма (федерация, конфедерация).

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства:

  1. Единая система законодательства;
  2. Единая система органов власти;
  3. Единая денежная единица;
  4. Единая финансовая, налоговая, кредитная система;
  5. Единое гражданство;
  6. Единые вооруженные силы;
  7. Единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);
  8. Составные части государства не обладают признаками суверенитета, т.е не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Федеративное государство (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом.

Отличительные признаки федерации:

1. Двойная система законодательства. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации);

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Единая денежная единица;

4. Двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;

5. Двойное гражданство (федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации);

6. Единые вооруженные силы;

7. Атрибуты гос.власти;

8. Запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

По способу образования субъектов федерации выделяют:

Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).

Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776-1789) , Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации:

  1. Не имеет единой системы законодательства;
  2. Нет единой системы органов власти;
  3. Не имеет своей денежной единицы;
  4. Финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране;
  5. Отсутствует гражданство конфедерации;
  6. Каждое государство сохраняет свои вооруженные силы;
  7. Государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений;
  8. Конфедерации имеют нестойкий характер, они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Выделяют демократический и антидемократический режимы.

Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством.

Признаки:

  1. Выборность органов гос.власти;
  2. Разделение властей;
  3. Приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни;
  4. Политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;
  5. Максимальный учет интересов всех слоев населения;
  6. Реальность и гарантированность прав и свобод граждан.

Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом.

Признаки:

1. Формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;

2. Отсутствие разделения властей;

3. Господство беззакония и произвола со стороны государства;

4. Отсутствие реальных прав и свобод;

5. Преследование за инакомыслие;

6. Игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.

Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно-демократический режимы.

Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя.

Собственно-демократический режим гарантирует народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы гос.власти.

Антидемократический политический режим бывает несколько видов.

Тоталитарный режим характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан.

Авторитарный режим ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике.

Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой.

Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение формы государственного устройства. Перечислите формы гос.устройства

2. Что такое монархия?

3. Три этапа развития феодальных монархий

4. В чем разница между ограниченной и неограниченной монархией?

5. Что такое республика?

6. Парламентская, президентская и смешанная республика – определения

7. Унитарное государство, отличительные признаки (текст или схема)

8. Федеративное государство, отличительные признаки (текст или схема)

9. Классификация по способу образования федерации и субъектов федерации

10. Конфедерация, ее признаки

11. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?

12. Что такое политический режим?

13. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов

14. Разновидности демократического и антидемократического режима (определения)

Федерация — это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Что такое федеративное устройство

Федерация — это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации , из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация — одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты .

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты — конституции, уставы, основные законы.

Субъекты имеют право издавать региональные законы.

Читать еще:  Кукурузный экструдер

У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

Часть государственной собственности является федеральной, часть — собственностью субъектов.

Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации — международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки — федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти — двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат — орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм — один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​ 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма — способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты — Государственной Думы и верхней палаты — Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

Государственная целостность . Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

Равенство и самоопределение народов . Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

Единство системы государственной власти . Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Верховенство федерального права . Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий . Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

Предметы ведения — это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

Равенство субъектов РФ . Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z — федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

1) Форма территориально-государственного устройства — федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
— Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
— Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления. Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм — все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций — это признаки федеративного устройства.

Признаки унитарного государства

Характеристики государства

Государство – это способ организации политической власти, при помощи которой осуществляется управление обществом и обеспечивается порядок и стабильность.

Государство – это главный субъект политической жизни в мире. Государство – это политическое образование. Политическая сфера общества (лат. politics) обладает своими уникальными качествами. Более того, понятие политическая система свободно от сопутствующих правоведческих значений и легко поддается определению в категориях изучаемого явления, чем понятия государства и общества.

Понимание того, что же такое государство открывает гражданину дверь в мир правовых категорий и объясняет основы, на которых строится любое цивилизованное демократическое общество.

К основным признакам государства, которые выделяются в юридической науке, стоит отнести следующие: определенная территория, суверенитет, широкая социальная база поддержки, монополия на применение легитимного насилия над гражданами и иностранцами на своей территории, право на получение налогов и иных сборов, наличие публичной власти и государственной символики.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Любое государство может быть определено через такие характеристики, как:

  • тип политического режима (авторитаризм, тоталитаризм, демократия);
  • форма государственного устройства (федерация, конфедерация, унитарное государство);
  • тип правления (республика, монархия, деспотизм и др).
Читать еще:  Проект сроки реализации

Унитарное государство

Государство может иметь одну из трех форм государственного устройства – это федерация, конфедерация или унитарное государство.

Под государственным устройством понимают принцип территориальной организации частей государства, то есть принцип объединения их в одно целое.

Суть унитарного государств заключается в том, что в нем отсутствует как таковое деление на самостоятельные и независимые субъекты. В таком государстве могут иметься районы, области, но они не имеют никакой самостоятельности и жизнь в них управляется из центра.

В то время как в федерации каждый субъект имеет определенный уровень самостоятельности, например, может иметь собственный представительный орган и принимать законы. Россия является типичным примером федерации. Конфедерация представляет собой временное образование – союз нескольких самостоятельных государств для достижения какой-либо цели. Так, конфедерацией были соединенные штаты до момента своего объединения в единое государство. Кроме того, конфедерацией может быть признан и Евросоюз, хотя о перспективах длительности его существования говорить еще рано.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

К базовым признаком унитарного государства следует отнести:

  • единый для всей территории государства учредительный нормативный правовой акт (Конституция), нормы которого должны применяться на территории страны;
  • единые для всей страны органы представительной и исполнительной власти, а также суды;
  • общая система законодательства для всей страны;
  • единое гражданство для всех жителей;
  • общая денежная единица на всей территории;
  • отдельные части унитарного государства не могут обладать суверенитетом.

Среди унитарных государств выделяют такие, которые не имеют ни одной самостоятельной автономии, имеют одну или несколько самостоятельных государственно-правовых единиц, а также государства, в которых каждое самостоятельное образование (область) имеют собственные законы.

Наиболее известными представителями унитарных государств можно считать:

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Чем отличается федеративное государство от унитарного? Унитарная и федеративная форма государства

На планете Земля сожительствует множество стран. Все они имеют многовековую историю формирования и собственные убеждения, традиции. Также государства различаются по своему устройству. В статье рассмотрим, чем отличается федеративное государство от унитарного и конфедерации.

Понятие и формы устройства государства

Формой государственного устройства принято называть порядок территориально-административной организации одного или нескольких государств (союза государств). Она дает представление об отношениях между центром и остальными частями государства, способе разграничений функций между центральными органами и управлениями на местах.

Обычно выделяют две формы государственного устройства в зависимости от уровня самостоятельности государств, входящих в союз. Первая форма – простая. Примером являются унитарные государства. Вторая – сложная. К ней относят федерации и конфедерации.

Стоит обратить внимание на то, что межгосударственные организации (ООН, ОБСЕ) и содружества (СНГ, Содружество Наций) не являются формами государственного устройства, однако в исторической литературе и пособиях по теории государства и права они могут относится к данному институту.

Итак, что такое унитарное, федеративное и конфедеративное государство:

  • Федерацией называют такое устройство, при котором власть является многоуровневой, а субъекты федерации наделены полномочиями и возможностью принятия решений. Это союз обособленных территориальных единиц.
  • Конфедерацией называют такую форму устройства, при которой члены союза объединяются с конкретной целью и делегируют часть своих полномочий органам общей власти.
  • Унитарное государство отличается наличием единого аппарата управления, права и гражданством.

Административно-территориальное устройство

Федеративное и унитарное устройство государства различается по территориальному признаку.

Административные единицы, на которые делится унитарная система правления, не могут обладать статусом государственно-национального образования. Такие страны включают в свой состав регионы, области, которые могут подразделяться на более мелкие субъекты. В каждой стране эти регионы носят разные названия.

Формированию регионов способствуют общие интересы, история и территория. Немаловажную роль играет и уровень экономического развития. Центральные органы власти в данном случае выполняют координирующую функцию, путем налаживания связей между отдельными частями страны.

Субъекты, находящиеся в составе федерации, могут представлять собой государственные образования или страны, обладающие суверенитетом. Все федерации имеют равные права, объединены на добровольной основе.

Отличия аппаратов государственной власти

Чем отличается федеративное государство от унитарного в способах управления территорией?

В унитарном государстве аппараты государственной власти едины для всей страны. Обычно он представлен главой государства, правительством и парламентом. Решения, принятые каждым органом власти, имеют силу на территории всего государства. Местные органы власти, в свою очередь, обязаны подчиняться центральным органам управления. Кроме того, их полномочия значительно ограничены.

При федеративной форме правления у каждого субъекта имеются местные органы исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Они могут не руководствоваться федеральными законами в принятии решений. Как правило, в федерации двухуровневая власть: федеральный и республиканский государственный аппарат.

Полномочия центральной власти и органов власти отдельных субъектов строго разграничены федеральной конституцией. Таким образом, удается избежать концентрации власти в одних руках.

Чем отличается федеративное государство от унитарного по системе законодательства

Для унитарного устройства характерна единая система законодательства. В таком государстве имеется единая Конституция, которая включает описание всех прав и обязанностей как жителей территории, так и органов управления.

В основном правом принимать законы в унитарном государстве обладают лишь центральные органы власти. В свою очередь, нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами отдельных административных единиц, являются лишь подзаконными. Они не могут противоречить основным законам государства.

Федеративное государство обладает двухуровневой системой законодательства, включающей в себя законодательство отдельных субъектов и непосредственно само федеральное законодательство. Стоит отметить, что до сих пор не определены четкие границы между полномочиями федерации и ее субъектов, поэтому можно говорить о том, что законодательство отдельного субъекта и федеральная система законодательства находятся в сложном соотношении.

Отличия в системе права и суверенитете

При сравнении, чем отличается федеративное государство от унитарного, нельзя забывать о суверенитете и правовой системе.

Унитарное государство отличается единой системой права. Все властные органы в административных единицах в своей работе обязаны, в первую очередь, руководствоваться положениями, закрепленными в нормативно-правовых актах, изданных центральными органами власти. Вместе с этим странам, обладающим унитарным государственным устройством, присуща единая судебная система. Ее решения распространяются на территорию всего государства. Единство централизованной судебной системы проявляется в подчинении судебных органов отдельных административных единиц одним и тем же нормам процессуального и материального права.

Суверенитетом в унитарном государстве обладает лишь один субъект – центральные органы власти. Здесь реализуется так называемый принцип объединения населения по территории под единым политическим руководством. В роли политического центра в данном случае также выступает само государство.

Положения, закрепленные в Конституции, подтверждают единый суверенитет. В ней также содержится положение, закрепляющее единую государственность, распространяющуюся на всю территорию страны. Отдельные административные единицы в составе унитарного государства не являются самостоятельными, то есть они лишены суверенитета.

При федеративном государственном устройстве все члены союза имеют право издавать отдельные правовые акты – уставы, конституции и региональные законы.

Субъекты, находящиеся в составе федеративного государства, наделены частичным суверенитетом. Они не обладают правом независимости во внутриполитических и внешнеполитических делах. Отдельные государственные образования не могут выступать в качестве субъектов международных отношений.

Отличия налоговой системы

Унитарная и федеративная формы государства также имеют отличия в налоговой системе.

Территориальные единицы в составе унитарных государств, в силу отсутствия суверенитета, в сфере внутренней политики полностью подчинены политическому центру – что касается и порядка налогообложения. Это называется одноканальной системой налогообложения: сначала выплаты поступают в центральный аппарат, а потом распределяются по нуждам регионов.

Структура налоговой системы федеративных государств зачастую обусловлена статусом территориальных единиц (штатов, кантонов, земель, республик), входящих в их состав, и сложившихся традиций. Например, в современной Германии органам, осуществляющим власть на территории федеральных земель, разрешено самостоятельно решать вопросы, касающиеся налогообложения.

Федеративное государство отличается двухканальной системой налогообложения. Это значит, что налоги поделены на общефедеральные, поступающие в «центр», и налоги субъектов союза, которые распределяются местной казной.

Можно отметить, что существуют значительные отличия унитарного государства от федеративного. Это абсолютно разные системы управления территориями, которые имеют свои положительные и отрицательные стороны.

Источники:

http://infopedia.su/8x102c4.html
http://studopedia.ru/9_208142_sushchestvuet—formi-gosudarstvennogo-ustroystva—unitarnaya-federativnaya-i-konfederativnaya.html
http://www.anews.com/p/111658393-federaciya-ehto-priznaki-i-strany-federativnoe-ustrojstvo-rf/
http://spravochnick.ru/politologiya/priznaki_gosudarstva/priznaki_unitarnogo_gosudarstva/
http://fb.ru/article/372603/chem-otlichaetsya-federativnoe-gosudarstvo-ot-unitarnogo-unitarnaya-i-federativnaya-forma-gosudarstva

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector