Признаки органов исполнительной власти
Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти
Орган исполнительной власти – это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления.
В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:
— объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum — организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;
— субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.
Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти.
К числу этих признаков относятся:
— официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;
— осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;
— возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;
— наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;
— органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;
— контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;
— состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;
— обладают возможностью применять меры административного принуждения.
Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.
Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:
— официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);
— компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности;
— функции, цели и задачи деятельности;
— формы и методы деятельности;
— положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;
— порядок образования, реорганизации и управления.
Внутренняя форма показывает: устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.
К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.
С точки зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.
Таким образом, орган исполнительной власти — это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.
Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д.
В учебной литературе их принято классифицировать:
1) по основаниям образования :
— образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);
— создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);
2) по уровню функционирования , обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности:
— федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);
— региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);
— органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);
3) по порядку образования :
— избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации);
— образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);
4) по объему и характеру компетенции :
— органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);
— органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);
— органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);
— органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);
— органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;
5) по организационно-правовой форме :
— правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;
6) по порядку принятия решений :
— единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);
— коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.);
7) по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти :
— основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);
— вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).
Вспомогательные органы действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.
Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовят по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.
Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.
Признаки исполнительной власти. Признаки федеральных органов исполнительной власти
Исполнительная власть, понятие и признаки которой будут рассмотрены далее, появилась совместно с возникновением государственности. Однако уже в первобытнообщинном строе просматриваются ее черты. Она проявлялась в качестве власти вожака и помощников над остальными. Основанием ее являлись мужество и сила. Далее рассмотрим, что сегодня представляет собой исполнительная власть: понятие, признаки, содержание этого явления.
Общие сведения
Полностью признаки и функции исполнительной власти проявляются в государстве. Здесь она опирается на налоги, вооруженные силы, аппарат чиновников. Ранее на высшем уровне она была сконцентрирована в руках монархов. Тогда она выступала в качестве единственной госвласти, одновременно осуществлявшей правосудие, законотворчество. Развитие государства способствует резкому увеличению числа и размеров управляемых территорий, усилению разделения труда и прочим факторам становления гражданского общества. Государственной власти сегодня служат министры, губернаторы и иные административные деятели. Все они претворяют в жизнь важные решения, касающиеся жизни общества.
Основные цели
Признаки исполнительной власти РФ достаточно четко проявляются в тех задачах, которые стоят перед ней. Главными целями этого института выступают:
- Обеспечение безопасности государства, общества и граждан.
- Формирование условий, которые способствуют социальному благополучию и экономическому прогрессу.
- Содействие в реализации гражданами и предприятиями своих свобод и прав; развитие политической, духовной, культурной, социально-экономической жизни.
Государственный административный аппарат самостоятельно обеспечивает безопасность в стране, защищает слабых, формирует систему опеки над гражданами. Ею же создаются условия, способствующие активности механизмов саморегуляции во всех областях социальной жизни.
Признак деятельности органов исполнительной власти
Рассматриваемая категория государственной силы выступает в качестве инструмента защиты и сохранения интересов как общества в целом, так и его отдельных граждан в частности. Социум, формируя административную структуру, оплачивает ее содержание, исполняет ее требования. При этом общество рассчитывает, что активность системы будет результативной, то есть цели, которые поставлены перед ней, будут реализованы с наименьшими затратами и в оптимальный срок.
Для того чтобы стать эффективным инструментом, административный аппарат должен осуществлять свою деятельность разумно, используя данные ему полномочия и имеющиеся ресурсы наиболее рационально. Вместе с этим, выполняя свои задачи, она обязана соблюдать законность. В качестве основного принципа административной деятельности выступает именно целесообразность в рамках норм права. Чем последовательнее он будет реализовываться, тем активность будет эффективнее.
Категории отношений
Сфера деятельности управленческого госаппарата выходит довольно далеко за его пределы. На основе нее формируются определенные группы соответствующих отношений исполнительной власти и:
- Гражданина и общества.
- Разнообразных и многочисленных объединений. В данном случае речь идет о политических партиях, общественных организациях и прочих образованиях, в составе которых находятся граждане, стремящиеся участвовать в политической и социальной жизни, общаться с коллегами по профессии, развивать разные инициативы и прочее. Это, в свою очередь, формирует одно из условий развития страны в целом.
- Субъектов, задействованных в социальной, хозяйственной, правоохранительной, внешнеполитической сферах. Все эти области тем или иным образом оформлены и выражены в организационном плане. Так, существуют органы управления госимуществом, предприятиями и учреждениями, культурой, наукой, образованием, здравоохранением и проч. В иных сферах сформированы ведомства и министерства внутренних дел, обороны, безопасности, внешнеэкономических связей и другие.
- Учреждений, предприятий и прочих организаций, не имеющих данных статусов. Государственный аппарат взаимодействует также и с рабочими коллективами указанных организаций.
Органы исполнительной власти: понятие, признаки
Государственный аппарат управления обладает специфическими чертами. Основные признаки исполнительной власти отражают сущность и содержание этого института. Благодаря им данная структура имеет существенное отличие от прочих ветвей. Первым основным признаком исполнительной власти является ее вторичность. Она находится в подчиненном положении и зависит от вышестоящей структуры.
В качестве второго основного признака выступает организующий характер системы. Такая структура способствует налаживанию сложной сети социальных взаимодействий в общественной, культурной, экономической, административной и политической областях, а также в правоохранительной и созидательной сферах. Исполнительная власть сосредотачивает всю реальную работу по реализации на практике законов, нормативных актов высшего руководящего состава. Система переводит политические задачи в организационные. Административная структура должна объединять усилия, энергию граждан, уметь наводить и сохранять порядок как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Закон при этом выступает в качестве исключительно абстрактной нормы, посредством которой намечается поведенческая модель людей. Для реализации правового акта требуются контролирующие, координирующие и организующие государственные действия. Их выполняет административный аппарат, связанный отношениями с реальными жизненными явлениями и выполняющий задачи целенаправленного постоянного управления поведением людей, а через него – общественными процессами и имуществом.
Универсальность
Такие признаки исполнительной власти, как систематичность и непрерывность организации, характеризуют институт как структуру, проникающую во все сферы жизни. Административный аппарат организует непосредственную защиту страны, сохранение общественной и государственной безопасности. Эти признаки исполнительной власти проявляются и при управлении учреждениями и предприятиями, осуществлении руководства негосударственными компаниями (контроль, налогообложение, лицензирование, регистрация). Воздействие на поведение граждан при этом производится посредством норм. Универсальность и непрерывность как признаки органов исполнительной власти отмечаются в существующих методах влияния на людей. Речь, в частности, идет не только о привлечении к ответственности и пресечении, но и о таких средствах, как поощрение, убеждение, регистрация, договор и других.
Ресурсы
В руках исполнительной власти сконцентрированы разные средства. В частности, это экономические, правовые, информационные, технические, организационные, идеологические ресурсы. В ней концентрируется фактическая государственная мощь. Только она, по сути, может наделять определенных субъектов правами, выделять им ресурсы. При этом, имея такие мощности, госаппарат непосредственно ими не пользуется: он не выпускает продукцию, не учит, не лечит. Признаки федеральных органов исполнительной власти проявляются в иной активности. Государственный аппарат распоряжается поведением людей, природными и прочими ресурсами с целью организовать производство, здравоохранение, образование, культурное, экономическое и иное развитие. Административная власть представляет собой исполнительно-распорядительный институт. В процессе реализации своих полномочий по велению вышестоящей структуры ею издается огромное число нормативных актов – распоряжений о наложении взысканий, призыве, приеме, выделении, поощрении и прочем.
Состав административного аппарата
Кроме приведенных выше, признаками исполнительной власти являются разветвленность и обширность структуры. В непосредственном ведении административного государственного аппарата находятся:
- Полиция.
- Вооруженные силы.
- Органы госбезопасности.
- Принудительные специализированные учреждения.
Признаки федеральных органов исполнительной власти, проявляющиеся в возможности применять организационные, физические и иные меры принуждения, не свойственны больше никакой государственной сфере. Административный аппарат использует их самостоятельно в рамках законности. Опора на силу, принудительность, наличие правовых и фактических возможностей для административного, внесудебного принуждения – важнейшие признаки исполнительной власти.
Структурное единство
Приведенные выше признаки исполнительной власти – принудительность, универсальность, организующий характер – обуславливают ее форму. Она представлена в виде большой, единой, иерархически построенной государственной структуры. Известно, что ни судебная, ни законодательная ветви власти не имеют иерархии, подчинения нижестоящих элементов вышестоящим. Для осуществления непосредственной повседневной организации различных общественных связей, а также реальной реализации принуждения необходимо большое количество сотрудников. Число служащих, задействованных в государственном аппарате, во много раз больше, чем во всех прочих госорганах. Выполнение задач требует привлечения профессионалов и рационализации их работы. В качестве основной фигуры в администрации выступает чиновник. Как показывает мировой опыт, управленческий аппарат всегда стремится расширить сферу своего влияния, увеличить полномочия, количество служащих. Бесконтрольность в данном случае может повлечь за собой административный произвол, коррупцию, бюрократизацию общества. В связи с этим в процессе последовательной реализации на практике принципа властного разделения профессиональная иерархическая, организующая, универсальная система приобретает такие признаки, как подконтрольность и подзаконность.
Следование правовым предписаниям
Исполнительная власть выступает как вторичная относительно законодательных органов. Ими определяется административная структура, полномочия. Это положение распространяется даже на те случаи, когда чиновники избираются народным голосованием (губернатор, Президент и прочие). Законодательные органы уточняют, детализируют и развивают акты, которые издаются чиновниками. Административная деятельность не может противоречить нормам, поскольку является их исполнением. В правовом государстве публичная структура подчинена не другой ветви, а закону. В связи с этим исполнительная власть считается подзаконной.
Подконтрольность
Ее объемы и формы претерпевают существенные изменения в условиях правового государства. Сегодня подконтрольность отличается качественно новым характером. В прошлом надзор осуществляли монарх и чиновники, уполномоченные ими прокуроры и прочие представители. Это был контроль над подчиненными, который исходил сверху. Как правило, надзор осуществляли вышестоящие чиновники за нижестоящими. В условиях правового режима исполнительная власть не подчиняется иным ветвям. Однако ее могут контролировать все существующие государственные структуры. К ним, например, можно отнести суды, Парламент, а также органы, не относящиеся ни к одной из существующих ветвей власти: прокуратуру, уполномоченных по правам человека, счетную палату и так далее. Огромными контрольными полномочиями в России обладает Президент. Он занимает особую позицию в отечественной системе властного разделения.
Задачи административного аппарата
Государственную исполнительную власть можно характеризовать как комплекс профессиональных служащих и как систему уполномоченных органов. И те, и другие реализуют определенные задачи. И система органов, и совокупность служащих занимается исполнительно-распорядительной деятельностью. В качестве ее содержания выступает повседневная, непосредственная и непрерывная организация реализации внутренних и внешних государственных задач. Объективно нет сомнений в необходимости административного управления. Согласно действующим законодательным актам, регламентирующим разделение труда, вся структура поделена на более простые, специальные типы организационной активности. Их принято именовать функциями исполнительной (административной) власти. В юридической литературе данное определение раскрывается в двух смыслах. В первом случае функции связываются с объектами административного управления. Во втором смысле они выступают как один из общих методов организации воздействия на подчиненные системы.
Классификация задач по объектам воздействия
В данной категории выделяют следующие функции:
- Обеспечение обороны.
- Выполнение контрразведки и разведки.
- Обеспечение порядка в обществе.
- Сохранение государственной границы.
- Управление промышленностью.
- Руководство транспортом.
- Сельскохозяйственное управление.
- Налоговые сборы.
- Антимонопольную деятельность.
- Содействие малому бизнесу.
- Организацию образования, здравоохранения, соцзащиты, научных исследований и прочего.
Кроме этого, к данной категории следует отнести задачи по обеспечению связей с иными странами, международными объединениями.
Разновидности задач как методов организации воздействия
Эти функции считаются общими типичными приемами информационных взаимоотношений субъектов и объектов социального управления. В целом они считаются относительно самостоятельными, устойчивыми, специализированными видами административной деятельности. К общим задачам следует отнести:
- Нормативное регулирование.
- Планирование.
- Прогнозирование.
- Кадровую работу.
- Методическое руководство.
- Контроль.
- Учет и прочие.
Понятие и основные признаки государственного органа исполнительной власти.
Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.
Признаки органа исполнительной власти:
- является государственным учреждением;
- вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
- наделен полномочиями государственно-властного характера;
- решает задачи, определенные государством;
- обладает соответствующей компетенцией;
- деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
- деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
- осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;
- осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);
- обладает внутренней организацией, структурой;
- наделен административной правосубъектностью;
- действует в пределах определенной территории;
- подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти;
Административная правосубъектность (правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.
Виды органов государственной исполнительной власти.
Виды ОИВ:
По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся:
- на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.);
- органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).
По территориальному масштабу деятельности существуют:
- федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации;
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования;
- органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ.
В зависимости от объема и характера компетенции:
- органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;
- органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;
- органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;
- органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);
- органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.
По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти:
- правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.
По порядку разрешения вопросов:
- единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел);
- коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).
По источнику финансирования:
Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 200 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Признаки органов исполнительной власти
О понятии и признаках органов исполнительной власти.
Рогожина Евгения Андреевна,
адъюнкт кафедры Конституционного права Санкт-Петербургского Университета МВД России.
В ст.10 Конституции РФ закреплено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В ст.11 Конституции РФ, сказано, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Однако, ни в ст. 10, ни в ст.11 ничего не говорится о предметах ведения и полномочиях органов, осуществляющих государственную власть, но можно отнести ч. 3 этой ст.11, где речь идет о предметах ведения и полномочиях между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, что далеко не одно и то же.
Носителем исполнительной власти в Российской Федерации являются органы исполнительной власти, в чью компетенцию входит практическая реализация властных полномочий. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственного управления.
Общепризнанные критерии, основания, признаки, которые применялись бы при характеристике органов исполнительной власти, в научной литературе еще не выработаны. Зачастую понятия «органы исполнительной власти» и «органы государственной власти (управления)» отождествляют [1] . Это не совсем правильно, поскольку исполнительная власть – лишь одна из ветвей государственной власти, которая обладает особенностями, отражающимися на характере определения органа исполнительной власти. В то же время следует учитывать, что орган исполнительной власти всегда является органом государственного управления.
Следует отметить, что понятие «исполнительная власть», и понятие «орган исполнительной власти» в законодательстве России отсутствуют, имеются указания на существование исполнительной власти как разновидности государственной власти, единой системы органов исполнительной власти, признаки и принципы их организации и деятельности.
Определяя понятие органа исполнительной власти, различные авторы выделяют целый ряд характеризующих его признаков. Отмечается, что орган исполнительной власти является: государственным органом, политическим учреждением, целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата, организованным коллективом людей. Он всегда действует от имени государства, в рамках закрепленной за ним компетенции в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом. Этот орган, осуществляя функции исполнительной власти, наделен полномочиями государственно-властного характера.
Органу исполнительной власти присущи следующие общие признаки:
· является составной частью государственного аппарата, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти;
· выполняет государственные функции на основе государственно-властных полномочий, включающих исполнительные, регулятивные, координационные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли, регионе;
· правовой статус данного органа оформляется положением, которое утверждается вышестоящим органом государственной власти или законом;
· обладает правом принятия в процессе исполнительно-распорядительной деятельности управленческих решений в форме правовых актов, виды и порядок которых установлен законом. Данные правовые акты в обязательном порядке должны соответствовать действующему законодательству и являются обязательными для исполнения в сфере данного органа;
· имеет сложную внутреннюю структуру: аппарат органа состоит из структурных подразделений (иногда включает и другие органы) и служащих государственной службы в соответствии с внутренним штатным расписанием данного органа;
· входит в систему соподчинения в системе исполнительной власти и подотчетен перед органом государственной власти, учреждающим его;
· финансируется из государственного бюджета – федерального или субъекта Федерации. Орган и его служащие не могут заниматься какой-либо хозяйственной или коммерческой деятельностью.
Выше перечисленные признаки взаимосвязаны, и можно выделить, что исполнительным органам государственной власти свойственна именно совокупность всех этих особенностей и их строгое сочетание. Однако данные признаки наполняются новым содержанием.
Во-первых, органы исполнительной власти образуются в установленном государством порядке. Однако в их формировании, в отличие от органов, например, законодательной власти (депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании), участвуют другие органы государства. Так, в соответствии со ст. 111 Конституции РФ в формировании Правительства РФ участвуют Президент РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ.
Во-вторых, органы исполнительной власти наделяются государственно-властными полномочиями. В отличие от судебных органов (в соответствии со ст. 118 Конституцией РФ они осуществляют правосудие), органы исполнительной власти наделяются исполнительно-распорядительными полномочиями. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997г. №2-Ф1СЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство в пределах своих полномочий организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулировании в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; и некоторые другие [2] .
В-третьих, органы исполнительной власти уполномочиваются государством на реализацию его задач и функций. Если для органов законодательной власти характерным является осуществление задач государства в области нормотворчества путем принятия федеральных конституционных законов или федеральных законов, то для органов исполнительной власти характерно осуществление задач и функций государства в области исполнения и применения федеральных конституционных законов или федеральных законов. Так, в соответствии с п.1 Положения «О Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах; за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также иных обязательных платежей; производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов [3] .
В-четвертых, орган исполнительной власти действует в установленном государством порядке. Так, деятельность любого федерального органа исполнительной власти осуществляется на основании федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, положения, утвержденного либо Президентом РФ, либо Правительством РФ. Например, Министерство юстиции РФ осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве юстиции РФ. [4]
Вышеперечисленные признаки позволяют определить орган исполнительной власти как сформированный органами государства коллектив государственных служащих (за исключением Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров), которые наделены государственно-властными полномочиями; уполномочены государством на осуществление его задач и функций в процессе управления различными сферами жизни общества, контроля за соблюдением действующего законодательства и распоряжения различными объектами; действуют на основании и во исполнение текущего законодательства в установленном государством порядке.
Поступила в редакцию 19.05.2008 г.
[1] Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000; Вельский К.С., Козлов Ю.М. и др. Административное право: Учебник. М., 2000; Овсянко Д.М. Административное право. М., 1997; Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник. М., 1998.
[2] Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г . №2-ФКЗ (по состоянию на 1 июня 2007г.) // СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712.
[3] Положение о Федеральной налоговой службе. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г . №506 (по состоянию на 27 июня 2005г.) // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.
[4] Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г . № 1313 // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.
Понятие и признаки органов исполнительной власти
Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.
Признаки органа исполнительной власти:
= является государственным учреждением;
= вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
= обладает оперативной самостоятельностью
= наделен полномочиями государственно-властного характера;
= образуется указом президента
= деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
= деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
= наделен административной правосубъектностью;
= подконтролен и подотчетен по определенным вопросам вышестоящим органам исполнительной власти.
Административная правосубъектность (правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.
Классификация органов исполнительной власти
По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся:
= на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.);
= органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).
По территориальному масштабу деятельности существуют:
=федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации;
=территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования;
=органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ.
В зависимости от объема и характера компетенции:
= органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;
= органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления; ( федеральная монопольная служба)
органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;( минестерство здравоохр, оброзования)
По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.
По порядку и способу образования — создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого или опосредованного волеизъявления.
По источнику финансирования — бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.
Источники:
http://studopedia.ru/7_22105_ponyatie-priznaki-i-vidi-organov-ispolnitelnoy-vlasti.html
http://businessman.ru/new-priznaki-ispolnitelnoj-vlasti.html
http://studopedia.net/9_63965_ponyatie-i-osnovnie-priznaki-gosudarstvennogo-organa-ispolnitelnoy-vlasti.html
http://jurnal.org/articles/2008/uri29.html
http://lektsii.org/4-17107.html