8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пример прогрессивной деятельности

Содержание

Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность

Все компоненты деятельности, за исключением собственно дейст- вий, непосредственно и преимущественно влияют на развитие лич- ности, ее свойств (направленности, черт характера, способностей); эмоциональной сферы и профессионально важных качеств (обеспечи- вающих достижение определенного уровня и качества деятельности). Это свидетельствует о том, что влияние указанных компонентов дея- тельности на человека имеет личностный характер. Они, в свою оче- редь, приводят к соответствующим изменениям проявлений человека в деятельности (поведенческим изменениям). Другими словами, лич- ностные изменения под воздействием компонентов деятельности имеют первичный характер, а поведенческие — вторичный.

Собственно действия по ее реализации способствуют определен- ным изменениям в знаниях, умениях и навыках человека. Такие из- менения по своему характеру можно назвать «поведенческими». Они стимулируют развитие качеств личности, обусловливающих неэффек- тивность ее практической деятельности. Первичным влиянием прак- тических действий человека является его поведенческое изменение, а вторичным — личностное.

Изложенное показывает, что всякая деятельность (кроме однооб- разной) меняет личность исполнителя. Спектр таких изменений ис- ключительно широк. Они могут носить прогрессивный (от нем. рго- gressiv — движение вперед, успех — постепенно усиливающийся, воз- растающий) или регрессивный (от нем. regressiv — возвращение, движение назад — упадок в развитии чего-нибудь, движение назад,’ противоположное прогрессивному) характер. Прогрессивное изме- нение человека вследствие профессиональной деятельности — это личностное и поведенческое качественное совершенствование, обес- печивающее, его способность эффективно выполнять должностные обязанности, положительно меняться в отношении к себе, объекту де- ятельности, самой профессиональной деятельности, ее результатам, другим людям. Регрессивное — это также личностное и поведенческое качественное изменение специалиста, негативно сказывающееся на его отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результативности, другим людям.

Влияние деятельности на человека, его личностное и поведенчес- кое изменение различно не только по направленности, но и по интен- сивности. Чем больше и интенсивнее человек включен в деятельность, тем большие перемены происходят в его личности и поведении. На определенных этапах это ведет к качественному изменению личности

Глава 6. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика 79

человека. Он становится другим по уровню профессионализма (уме- нию выполнять эту деятельность), отношению к себе, объекту и самой деятельности, другим людям и пр. Характер и интенсивность измене- ний зависит от вида деятельности, отношения и активности в ней.

Выделяются профессиональная, педагогическая, социально-педа- гогическая, социально-реабилитационная и другие виды деятельнос- ти.

Профессиональная — специально организованная и регламентиро- ванная деятельность специалиста с применением определенных средств и направленная на достижение прогнозируемого общественно важного результата.

Педагогическая — особый вид общественно-полезной деятельнос- ти взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрас- тающего поколения к самостоятельным действиям в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Социально-педагогическая — деятельность человека, имеющая свои цели, средства, учитывающая социальные условия и решаемые проблемы, соответствующий результат.

Социальная — это особый вид профессиональной деятельности, направленной на решение социальных проблем объекта (клиента). Социальный работник выступает субъектом; объектом его деятель- ности является человек, имеющий социальные проблемы и нуждаю- щийся в помощи специалиста; средством — экономические, медицин- ские, психологические, социально-педагогические технологии, мето- ды и педагогическая техника.

Таким образом, профессиональная деятельность по сравнению с деятельностью вообще носит более, сложный, целенаправленный, ор- ганизованный, регламентированный характер. В зависимости от на- значения специфики организации, регламентации и прогнозируемос- ти профессиональной деятельности она имеет количественный и качественный характер.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что понимается под деятельностью?

2. Основные компоненты деятельности и их социально-педагогическая характерис- тика.

3. Компоненты деятельности, преимущественно влияющие на развитие самой лич- ности, ее свойств.

4. Компоненты деятельности, влияние которых носят «поведенческий» характер.

5. В чем проявляется прогрессивный (развивающий) или регрессивный (негативно изменяющийся, разрушающий) характер деятельности?

6. Основные виды деятельности и их социально-педагогический характер.

80 Раздел II. Социальное формирование личности

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Деятельность ребенка и ее влияние па развитие личности.

2. Мотивация и ее влияние на повышение социально-педагогической роли деятель- ности.

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М, 1996.

2. Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности. М.,

3. Подвойский В.П. Профессиональная деформация специалистов социальной рабо- ты // Социальная работа. 1997. № 3.

4. Профессиональная деформация руководителя. М., 1997.

Читать еще:  Дифференциация продукции в монополистической конкуренции

5. Практическая психология для преподавателей. М., 1997.

6. Шепель В.М. Управленческая психология. М., 1984.

Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека

Социальное развитие человека во многом зависит от его состоя- ния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или небла- гоприятно. Чем более комфортно (адаптированно) чувствует себя че- ловек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к само- проявлению, социальному развитию. Здесь необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1) адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации;

2) дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодо-

3) взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоци- ализации, их учет в работе с детьми и подростками.

Виды деятельности человека.

Виды деятельности человека – довольно субъективное понятие, так как при желании их можно описать не на одну страницу, но большинство психологов и социологов определились с тремя основными конкретными видами: обучение, игра и труд. Для каждого возраста присущ свой основной вид деятельности, но это не значит, что взрослые не играют, а школьники не трудятся.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность (труд) – это преобразование человеком как материальных, так и нематериальных объектов, чтобы в дальнейшем их использовать для удовлетворения своих нужд. По характеру прилагаемых действий, трудовую деятельность делят на:

  • практическую деятельность (или продуктивную деятельность — изменение объектов природы, либо изменение общества);
  • духовную деятельность (интеллектуальная, творчество и т.д.).

Именно этот вид деятельности, по мнению большинства антропологов, является движущей силой эволюции людей. Таким образом в процессе труда, целью которого является производство какого-либо продукта, формируется и сам трудящийся. Возможно труд является одним из главных видов деятельности, но эффективной трудовой деятельности не было бы без еще одного ее вида — учения, или обучения.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность (обучение, образование) — это деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков. Ценность этого вида деятельности в том, что она готовит человека к труду. Учение — это широкое понятие, имеющее множество разновидностей. Это необязательно просиживание штанов в школе за партой. Это и спортивные тренировки, и чтение книг, и кино, и телепередачи (не все телепередачи, конечно). Самообразование как вид учения может проходить в пассивной, неосознанной форме всю жизнь человека. К примеру, вы листали каналы по ТВ и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу, а потом вам это неожиданно пригодилось.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность (игра) — вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не результат. Тот случай, когда главное — участие, то есть важен сам процесс. Таково классическое определение. Тем не менее, игра, на мой взгляд, является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Этакий спин-офф учебы, если хотите. Игра в кубики, казаки-разбойники, «Call of Duty» или «Кто хочет стать миллионером» — все эти игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения. Развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее. Существует множество типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, интеллектуальные и т.д.

Многообразие деятельности.

Приведенная классификация деятельности человека является общепринятой, но не единственной. Социологи выделяют главными одни виды деятельности, психологи другие, историки третьи, а культурологи – четвертые. Они характеризуют деятельность с точки зрения ее полезности/бесполезности, моральности/аморальности, созидания/разрушения и т.д. Деятельность человека может быть трудовая и досуговая, творческая и потребительская, созидательная и разрушительная, познавательная и ценностно-ориентировочная и прочее.

Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность

Все компоненты деятельности, за исключением собственно действий, непосредственно влияют на развитие личности, ее свойств (направленности, черт характера, способностей), эмоциональной сферы и профессионально важных качеств (качеств, обеспечивающих достижение определенного уровня и качества деятельности). Они, в свою очередь, ведут к поведенческим изменениям (проявлением человека в деятельности). Личностные изменения под воздействием компонентов деятельности носят первичный характер, а поведенческие – вторичный.

Собственно действия по реализации деятельности также способствуют определенным поведенческим изменениям (в знаниях, умениях и навыках человека). Последние, в свою очередь, стимулируют развитие качеств личности, определяющих действенность ее практической деятельности. Таким образом, поведенческие изменения под влиянием практических действий человека носят первичный характер, а личностные – вторичный.

Изложенное показывает, что всякая деятельность (кроме однообразной) способствует изменению личности исполнителя. Спектр таких изменений исключительно широк. Они могут носить прогрессивный (развивающийся) или регрессивный (негативно изменяющийся, разрушающий) характер.

Прогрессивное изменение человека в следствии профессиональной деятельности – это личностное и поведенческое качественное совершенствование, обеспечивающее его способность эффективно выполнять должностные обязанности, положительно меняться в отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результатам, другим людям. Регрессивное – это личностное и поведенческое качественное изменение специалиста, негативно сказывающееся на его отношение к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результативности, другим людям.

Влияние деятельности различно не только но направленности, но и по интенсивности. Чем больше человек включен в деятельность, тем большие изменения происходят в его личности и поведении. На определенных этапах это ведет к качественному изменению. Человек достигает другого уровня профессионализма (умению выполнять деятельность), отношения к себе, объекту и самой деятельности, к другим людям. Характер и интенсивность изменений зависит от вида деятельности, отношения и активности в ней.

Читать еще:  Правила опи

Выделяются следующие основные виды деятельности:

  • профессиональная – специально организованная и регламентированная деятельность специалиста, направленная на достижение прогнозируемого общественно важного результата с применением определенных средств. В зависимости от назначения, специфики организации, регламентации и прогнозируемости профессиональной деятельности, она имеет разные количественные и качественные характеристики;
  • педагогическая – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями;
  • социально-педагогическая – деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, средства, процесс деятельности, с учетом социальных условий и решаемых проблем, соответствующий результат.
  • социально-реабилитационная (социальная работа) – особый вид профессиональной деятельности, направленной на решение социальных проблем объекта (клиента). Социальный работник выступает субъектом; объектом его деятельности является человек, имеющий социальные проблемы и нуждающийся в помощи специалиста; средством – экономические, медицинские, психологические, социально-педагогические технологии, методы и педагогическая техника социального работника.

Пример прогрессивной деятельности

Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.

Основные виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд . Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

1. Общение

Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.

По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

2. Игра (игровая деятельность)

Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.

3. Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.

4. Труд (трудовая деятельность)

Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.

Творческая или продуктивная деятельность

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.

Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.

Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Другие виды деятельности

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Это конспект по математике на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Общение
  • Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
  • Проверить знания по Обществознанию.

Основные виды деятельности человека — классификация с определениями

Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.

Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».

Любая деятельность строится на четырех главных элементах:

  • объекте (предмет, который подвергается изменениям);
  • субъекте (тот, кто совершает деятельность);
  • цели (предполагаемый результат того или иного действия);
  • мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).

Основные виды деятельности человека

К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).

В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.

Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.

Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.

Читать еще:  Как вести допрос потерпевшего

Данная категория включает в себя:

  • ценностную (мировоззренческую);
  • прогностическую (планирование будущего);
  • познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.

Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.

На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Духовная деятельность

Данная категория предполагает преобразовательные процессы относительно сознания человека, что подразумевает:

  • воздействие на творческую мысль и научное познание;
  • формирование, изменение взглядов на жизнь;
  • планирование будущих событий.

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной;
  • творческой;
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
  • идеальные модели для общественных изменений;
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.

Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.

Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.

Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, бактерии), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины;
  • указ о создании Военных поселений;
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Материальная деятельность

Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.

Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность менеджмента оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Заключение

Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.

Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.

Источники:

http://studopedia.ru/8_94073_vidi-deyatelnosti-ih-progressivnoe-i-regressivnoe-vliyanie-na-lichnost.html
http://www.calc.ru/Vidy-Deyatelnosti-Cheloveka.html
http://studme.org/56608/pedagogika/vidy_deyatelnosti_progressivnoe_regressivnoe_vliyanie_lichnost
http://uchitel.pro/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/
http://1001student.ru/obshhestvoznanie/vidy-deyatelnosti-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector