Предмет и метод ювенального права
Ювенальное право: понятие, предмет, метод
Для защиты прав несовершеннолетних граждан государству необходимо урегулировать общественные отношения в данной сфере, а также четко обозначить права и обязанности их участников. В этом и состоит предназначение категории, которую мы изучим в статье. Рассмотрим понятие, предмет, метод ювенального права, а также иные аспекты темы.
Понятие
Данный термин употребляется в четырех ключевых аспектах. Так, под ювенальным правом может пониматься отрасль законодательства РФ, правовая отрасль, учебная дисциплина, которая изучается студентами в высших учебных заведениях с юридическим уклоном, а также отрасль юридической науки. В качестве отрасли данный термин должен определяться в первую очередь как система правовых нормативов, которые регламентируют отношения ювенально-правового характера. Стоит отметить, что слово «ювенальный» произошло от латинского juvenalis (англ. junior), означающего в переводе «юный», «молодой».
Под отраслью законодательства следует рассматривать систему нормативных актов, где ювенально-правовые отношения являются урегулированными. Понятие ювенального права подразумевает одну из ветвей действующего на территории РФ законодательства, которая представлена как комплексная. В соответствии с ней по целевому и предметному признакам объединяется правовой материал разнородного плана. Важно дополнить, что эти данные в той или иной степени относятся и к организации работы государственных компетентных структур в области защиты законных интересов, прав ребенка и к установлению, дальнейшему осуществлению правового статуса несовершеннолетнего.
Что изучает наука?
Стоит отметить, что предметным признаком ювенального права выступает характер общественных отношений, которые регулируются искусственным способом. Они возникают, некоторым образом изменяются и прекращаются при организации работы государственных компетентных структур в области защиты законных интересов и прав ребенка, а также определения гарантий этих прав. В предыдущей главе мы говорили об объединении правового материала. Целевым признаком в данном случае является необходимость обеспечить законные интересы и права ребенка, а также создать оптимальные условия для их реализации в обществе и в государстве.
В настоящее время источниками ювенального права служат проблемы правового положения несовершеннолетнего, а также вопросы реформирования соответствующей системы. В качестве отрасли научного знания юв. право может быть полезным не только в решении определенных проблем государства, носящих государственно-ювенальный характер, но и способствовать всему отечественному законодательству касательно вопросов обеспечения свобод и прав ребенка. Целесообразно заметить, что научные исследования в области юв. права являются междисциплинарными и комплексными. Следовательно, анализ проблем ювенального права по-русски и поиск научных решений так или иначе должны быть напрямую реализованы на стыке юридических знаний, на границе психологии, политологии, ювенологии, медицины и так далее.
Учебная и научная дисциплина
В качестве учебной и научной дисциплины под юв. правом следует понимать систему категорий и знаний, которые подлежат изучению, разработке и характеризуют осуществление и защиту правового статуса несовершеннолетнего. Необходимо знать, что система ювенального права призвана закрепить структуру гос. органов, которые занимаются реализацией правовой защиты ребенка, а также выявить правовой статус должностных лиц в области охраны прав несовершеннолетнего на базе авторитарной методики, суть которой состоит в строжайшей регламентации поведения участников правовых отношений, в «неравном» положении, так как инициатором защиты личности несовершеннолетнего, его прав является государственный орган.
Сегодня существуют специальные нормативы юв. права, которые используются для укрепления правового положения ребенка в семье, обеспечения защиты детей, которые лишены возможности получать воспитание в полноценной семье, а также детей-беженцев и детей-инвалидов. Ювенальное право по-русски затрагивает и отрасль трудового законодательства, действующего на территории РФ. Речь идет об обеспечении трудовых прав ребенка. Помимо этого, оно соотносится с областью правового обеспечения здравоохранения и образования детей. Такого рода правоотношения и формируют предмет ювенального права. Рассмотрим данный аспект подробнее.
Предмет права
Необходимо знать, что в предмет юв. права включаются общественные отношения, которые возникают в процессе регулирования, как правило, личных неимущественных и имущественных отношений, где одна из сторон – несовершеннолетний. Стоит дополнить, что важнейшим принципом ювенального права выступает наличие представителей у ребенка (как правило, это родители). В соответствии со своим содержанием названные общественные отношения достаточно разнообразны. Данный фактор обусловлен широким кругом участников, различными аспектами деятельности государства и общества в регулировании отношений, которые связаны как с социальной, так и с семейной жизнью. Речь идет о трудовой, образовательной работе и так далее.
Понятие ювенального права несовершеннолетних, а также определение предмета может относиться не только к семейным, гражданским, трудовым, уголовным, административным, жилищным или наследственным отношениям. В данном случае также имеют место отношения, возникающие по причине необходимости в социальном обеспечении. Значит, можно сделать вывод, что юв. отношения определяются комплексным правовым характером. Существующие на сегодняшний день ювенальные отношения в одну группу объединяет то, что они связаны с регулированием юридических обязанностей и субъективных прав ребенка, а также иных субъектов права в разных областях законодательства.
Метод ювенального права
Важно знать, что методикой правового регулирования правоотношений ювенального характера в настоящее время служит совокупность юридических приемов, инструментов и правил, посредством которых юв. право воздействует на поведение субъектов соответствующих правоотношений. Для полноценного регулирования ювенальных отношений применяются императивные и диспозитивные методы. Последний характеризуется автономностью волевой стороны участников, юридическим равенством, имущественной самостоятельностью, неюрисдикционным и юрисдикционным порядками, согласно которым производится защита нарушенных прав. В свою очередь, императивность возникает в отношениях подчинения, а также в тех, которые носят властный характер.
Классификация
В правоотношениях, которые служат предметом ювенального права, целесообразно выделить следующие группировки в соответствии с субъективным составом:
- Между ребенком и родителями, лицами, которые их заменяют согласно закону. Правоотношения возникают на основе обязанности последних содержать, воспитывать и защищать интересы и права детей.
- Между ребенком и учреждением образования в лице воспитателей, педагогов, определенных должностных лиц и так далее. Правоотношения появляются по причине реализации прав детей в сфере воспитания и образования.
- Между ребенком и учреждением здравоохранения в связи с обеспечением прав несовершеннолетнего на оздоровление, охрану здоровья и отдых.
- Между общественными организациями (объединениями) и другими структурами некоммерческого типа, с одной стороны, и ребенком – с другой. Речь идет о подготовке несовершеннолетнего к осуществлению им собственных прав и выполнению обязанностей.
- Между ребенком и структурами социального обслуживания, защиты семьи по причине реализации определенного объема социальных услуг в соответствии с государственными минимальными стандартами.
- Между несовершеннолетним и нанимателем в связи с осуществлением трудового права.
- Между ребенком и структурами государственных фондов муниципального характера и других жилищных фондов по причине осуществления права несовершеннолетнего на жилище.
- Между ребенком и органами правоохранения в связи с защитой прав несовершеннолетнего.
- Между ребенком и федеральными структурами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органами власти субъектов РФ, которые осуществляют государственную политику в детских интересах.
- Между ребенком в плане реализации его личных неимущественных и имущественных законных интересов, прав и иными юридическими, физическими лицами в обороте гражданского значения.
Комментарии
Стоит отметить, что разделение отношений в праве ювенальной юстиции и их последующий анализ подтверждают, что они определяются общим содержанием, несмотря на достаточное разнообразие. Речь идет о направленности на регулирование ключевых прав несовершеннолетнего и на обеспечение осуществления основных гарантий законных интересов и прав ребенка со стороны обязанных и уполномоченных лиц. Очевидно, что представленные отношения появляются при прямом воздействии государства посредством органов местного самоуправления и строго в рамках действующего законодательства. Важно дополнить, что при подобном воздействии так или иначе должны обеспечиваться ключевые законные интересы и права несовершеннолетнего. Государство обязано организовать деятельность всех своих структур таким образом, чтобы соблюдались все требования и правила правовых нормативов, связанные с подготовкой детей ко взрослой жизни, восприятием их в духе гражданственности и патриотизма.
Направления права
Целесообразно указать, что еще формирующееся юв. право России отражает новые социальные, экономические, политические условия страны, поэтому в его развитии следует выделить следующие направления:
- Создание ювенально-правовых нормативов обусловлено признанием детства в качестве важнейшего периода жизни со стороны государства. Так или иначе, это предполагает наличие принципа приоритетной подготовки несовершеннолетнего к общественной жизни в условиях сложных рыночных отношений.
- Усиление административной, гражданской и уголовной ответственности за правонарушения в сфере охраны прав ребенка. Именно поэтому сегодня выделяют соответствующие отрасли права, например, уголовное ювенальное право. Важно дополнить, что речь идет также об ответственности самого ребенка, который реализует деятельность в различных областях действия законодательства.
- Повышение влиятельности субъектов РФ в области правового регулирования, связанного с защитой детских прав.
Анализ направлений
Указанные направления в формировании и последующем развитии ювенальной юстиции страны и ювенального права представляют запланированные тенденции, требующие более глубокого подхода в плане изучения и становления правового положения несовершеннолетнего. Поэтому очень важно, чтобы развитие рассматриваемой отрасли права осуществлялось в тесной взаимосвязи с нормативами международного права. Утверждение свобод и прав ребенка наравне с правами взрослого человека так или иначе должно стать высшей государственной и общественной ценностью, ведь основной ячейкой в российском государстве выступает семья.
Именно благодаря семье дети развивают жизненный опыт и сознание, а также осуществляют свои свободы и права, продиктованные действующим на территории страны законодательством. От родителей или опекунов ребенка зависит формирование его личности и благополучие в целом. Так, благодаря расширению правового статуса несовершеннолетнего в семье можно ограничить правовые аспекты, в которых принимает участие ребенок, и за границами семейных отношений (к примеру, в гражданских, административных или предпринимательских отношениях).
Заключение
Итак, мы в полной мере рассмотрели категорию ювенального права, представляющую собой комплекс юридических нормативов, который объединяет нормы международных договоров и внутригосударственного законодательства. Посредством данной системы осуществляется регулирование личных неимущественных и имущественных отношений на базе принципа диспозитивности (равенства участников, одним из которых обязательно выступает ребенок, принимая пассивную или активную позицию), а также нормативов, которые обеспечивают охрану и защиту личности несовершеннолетнего, его прав и законных интересов, как правило, посредством императивно-диспозитивной методики.
Стоит дополнить, что ключевыми направлениями воздействия юв. права на отношения, в которых принимает участие ребенок, являются соответствующие функции, именуемые регулятивной и исполнительной. Последняя предполагает закрепление в нормативных актах обязанностей и прав сторон, установление правового механизма для того, чтобы полноценным образом обеспечить эффективное осуществление правовых предписаний в сфере защиты прав несовершеннолетнего. Охранительная функция, в свою очередь, проявляется в создании запретов на реализацию опасных для общества деяний, а также в использовании юридических санкций в отношении виновников в правонарушениях с участием детей.
Понятие ювенального права, его предмет, метод и система. Наука ювенального права.
Понятие ювенального права, его предмет, метод и система. Наука ювенального права.
Ювенальное право в современных условиях – это отрасль науки, которая изучает множество норм, определяющих статус несовершеннолетних граждан и регулирующих отношения с их участием, принадлежащих к разным отраслям права. При этом пример с ювенальным правом не является исключительным: достаточно, в частности, назвать общую теорию права, которая исследует нормы, принадлежащие ко всему комплексу отраслей законодательства.
Предметом ювенального права являются правовые нормы, которые регулируют отношения с участием несовершеннолетних.
метод ювенального права должен, с одной стороны, предоставлять детям широкие возможности для реализации их прав, свобод и интересов, а с другой — уменьшать ответственность по сравнению со взрослыми, устанавливать высокую степень защиты ребенка государством, необходимую для его благополучия. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что по содержанию воздействия на общественные отношения метод ювенального права является преимущественно дозволительным, а по форме предписания — преимущественно императивным
Ювенальная политика в России.
Принципы ювенальной юстиции в России впервые были законодательно закреплены в 1995 году Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина утвердившего «Национальный план действий в интересах детей», в соответствии с которым в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции.
В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в котором введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», к которым, в частности, были отнесены: дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении, а также дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Поворотным моментом в формировании системы ювенального правосудия в России стало постановление Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», в котором судам рекомендуется применять к несовершеннолетним положения 76 статьи уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает «освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
Принятая в 2008 году глава 22 Семейного кодекса РФ, предусматривает изъятие из семей детей, «находящиеся в трудной жизненной ситуации», признавая их оставшимися без попечения родителей, с последующим их помещением в специальные учреждения для устройства в новые семьи [10] .
Статья 156 уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» привлекает граждан к уголовной ответственности (до трёх лет лишения свободы) за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с ним, фактически запрещающее практику домашних наказаний [9] .
В 2009 году введены новые должности уполномоченных по правам ребёнка при Президенте, губернаторов субъектов РФ.
В 2010 году во втором чтении в Госдуме отклонён проект федерального конституционного закона № 38948-3″О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» (в части создания ювенальных судов).
3. Понятие и общая характеристика конституционно-правового статуса ребенка в РФ.
Содержание конституционно-правового положения несовершеннолетнего составляют конституционные права, свободы и обязанности ребенка. л. 2 Конституции РФ, посвященной анализу прав и свобод человека и гражданина, понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин» и «каждый». Более того, ст. 1 и 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» прямо указывают, что ребенок (т. е. физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет) рассматривается в качестве человека и гражданина. Таким образом, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.
Личные права и свободы ребенка в РФ.
К личным правам и свободам ребенка относятся:
1) право на жизнь;
3) право на охрану чести, достоинства и доброго имени;
4) право на свободу и личную неприкосновенность;
5) право на неприкосновенность частной и семейной жизни, а также на сохранение ее тайны;
6) тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
7) право на неприкосновенность жилища;
8) свобода передвижения и выбор места жительства;
9) свобода мысли, слова и массовой информации;
10) свобода совести и вероисповедания;
11) свобода выбора национальности и языка общения.
Политические права и свободы ребенка в РФ.
Говоря о политических правах ребенка, в первую очередь следует иметь в виду его право на объединение, а также право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.
Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка в РФ.
Согласно Конституции РФ к экономическим, социальным и культурным правам и свободам ребенка относятся:
1) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);
2) право частной собственности (ст. 35);
3) право на труд (ст. 37);
4) право на социальное обеспечение (ст. 38 и 39);
5) право на жилище (ст. 40);
6) право на охрану здоровья (ст. 41);
7) право на образование (ст. 43);
8) право на участие в культурной жизни общества и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества (ст. 44).
Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений.
Полная Дееспособность. Эмансипация
Неполной (частичной) дееспособностью могут обладать граждане в возрасте от 6 до 14 лет (малолетние) и граждане в возрасте от 14 до 18 лет (несовершеннолетние).
Дееспособность малолетних регулируется ст. 28 ГК РФ. По общему правилу сделки за них и от их имени могут совершать только их родители, усыновители или опекуны.
Самостоятельно малолетние вправе совершать следующие сделки:
1) мелкие бытовые сделки. 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации. 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения..
Самостоятельно они вправе:
1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами (например, доходами от предпринимательской деятельности, дивидендами по ценным бумагам, гонорарами за использование произведений науки, литературы или искусства и т. п.);
2) осуществлять права автора результата интеллектуальной деятельности (заключать авторские договоры, требовать выдачи патента на изобретение и т. п.);
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) заключать все сделки, которые вправе самостоятельно совершать малолетние.
По достижении 16 лет несовершеннолетний может являться членом кооператива.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет считаются деликтоспособными, т. е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями. Однако если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред в соответствующей части должен быть возмещен его родителями (усыновителями, попечителем), если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1073 ГК РФ).
Лишение родительских прав.
Лишение родительских прав применяется строго индивидуально и осуществляется только по решению суда
Лишение родительских прав может состояться только в отношении не достигшего совершеннолетия лица. Лишаются родительских прав на каждого ребенка в отдельности, даже если приходится иметь дело с многодетной семьей.
Исчерпывающий перечень оснований лишения родительских прав закреплен в ст. 69 СК РФ:
1) уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
2) отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
3) злоупотребление своими родительскими правами;
4) жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над детьми, покушение на их половую неприкосновенность;
5) алкоголизм или наркомания родителей;
6) совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Усыновление (удочерение)
Усыновление (удочерение) представляет собой одну из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это акт, порождающий возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона.
Опека (попечительство)
Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным, поскольку понятие опеки относится к комплексным. С одной стороны, это способ восполнения дееспособности ребенка, с другой — своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей.
Приемная семья
Помещение несовершеннолетнего в приемную семью также является одним из способов устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения.
Детский дом семейного типа
Наряду с приемной семьей перспективной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются детские дома семейного типа. Правила организации детского дома семейного типа утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 «О детском доме семейного типа».
Служба пробации за рубежом.
Сегодня служба пробации является важнейшим институтом сферы уголовного правосудия и предупреждения преступлений во многих странах мира. Однако в разных странах имеются отличия в характере, функциях и организационном построении службы. Так, в одних государствах законодатель определяет применение пробации как наказание (например, Швеция, Финляндия, Латвия), в других – относит к иным мерам уголовно-правового характера (например, Англия, Дания), в третьих – связывает применение этой меры с освобождением от наказания (например, Эстония), а в некоторых странах вообще не обозначает природу данного института (например, США).
Основываясь на исследовании сущности института пробации, зарубежного законодательства можно выделить ряд основных функций службы пробации: сбор информации о правонарушителе с целью предоставления помощи суду в определении наиболее эффективного для определенного лица вида наказания (досудебная функция); социально-реабилитационная и контролирующая деятельность в отношении условно осужденных, при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, а также в отношении условно-досрочно освобожденных граждан; исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы; применение в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного воздействия; участие в подготовке осужденного к освобождению из пенитенциарного учреждения; контроль за исполнением наложенных судом дополнительных обязанностей и ограничений при освобождении от уголовной ответственности; организация процедур примирения и восстановления.
Понятие ювенального права, его предмет, метод и система. Наука ювенального права.
Ювенальное право в современных условиях – это отрасль науки, которая изучает множество норм, определяющих статус несовершеннолетних граждан и регулирующих отношения с их участием, принадлежащих к разным отраслям права. При этом пример с ювенальным правом не является исключительным: достаточно, в частности, назвать общую теорию права, которая исследует нормы, принадлежащие ко всему комплексу отраслей законодательства.
Предметом ювенального права являются правовые нормы, которые регулируют отношения с участием несовершеннолетних.
метод ювенального права должен, с одной стороны, предоставлять детям широкие возможности для реализации их прав, свобод и интересов, а с другой — уменьшать ответственность по сравнению со взрослыми, устанавливать высокую степень защиты ребенка государством, необходимую для его благополучия. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что по содержанию воздействия на общественные отношения метод ювенального права является преимущественно дозволительным, а по форме предписания — преимущественно императивным
Понятие, предмет, метод, источники, система ювенального права
В нашей стране необходим комплексный подход к проблемам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и создания системы органов для регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних (органов ювенальной юстиции). В настоящее время возникла необходимость формирования новой для отечественного права и законодательства отрасли – ювенальной, которая, в свою очередь, будет регламентировать эти специализированные органы.
Термин “ювенальный” берет свое начало от латинского слова juvenis (junior), что означает – молодой, юный, а также – молодой человек, юноша, девушка.
Любая отрасль права характеризуется единством предмета и метода правового регулирования. Тем не менее, единство предмета и метода характеризует не все отрасли права. В основном это касается новых, еще только формирующихся отраслей права, в частности: торгового, космического, информационного, морского, воздушного, горного и некоторых других. Все перечисленные отрасли относятся к так называемым комплексным отраслям российского права, так как они охватывают несколько сфер жизнедеятельности общества, не имея, как правило, единого метода правового регулирования. К этой группе в полной мере можно отнести и ювенальное право. Ювенальное право нельзя оценивать изолированно от других отраслей российского права, как и невозможно рассматривать, игнорируя или недооценивая ее самостоятельный характер. Отрицание самостоятельности ювенального права может обернутся не только против него самого, но и против смежных отраслей.
Как любая отрасль права, ювенальное право отличается предметом и методом правового регулирования.
Предмет регулирования ювенального права составляет не ребенок как таковой, а совокупность существующих общественных отношений, как минимум одной из сторон в которых выступает несовершеннолетний. Их круг отношений составляет:
1) условия и порядок обеспечения надлежащего статуса ребенка в отношениях, урегулированных профилирующими отраслями права (конституционным, финансовым, налоговым, семейным, гражданским, трудовым, социального обеспечения, административным, уголовным и другими);
2) личные неимущественные и имущественные социально-экономические, политические отношения, в которых ребенку как их участнику противостоят взрослые;
3) формы и порядок юридической ответственности несовершеннолетних.
Очевидно, что круг указанных общественных отношений предельно разнороден. В них выступает лишь один из субъектов – несовершеннолетний.
Говоря о предмете ювенального права, нельзя, не упомянуть о понятии ювенального правоотношения. Такое правоотношение можно определить как систему общественных отношений, в рамках которых несовершеннолетний наделяется специфическими субъективными правами и несет особые юридические обязанности, посредством которых он связан с другими субъектами этих отношений.
Спецификой ювенальных правоотношений является возможность ребенка участвовать в них как непосредственно (в личном контакте со вторым субъектом правоотношений), так и опосредственно (к примеру, через законных представителей),
с одной стороны, при регулировании этих отношений несовершеннолетних устанавливаются определенные льготы (привилегии),
с другой стороны, сужаются или расширяются некоторые общие возможности участия в соответствующих правоотношениях его субъектов.
Положение несовершеннолетнего в рамках ювенальных правоотношений определяется его правовым статусом. Он подразделяется на общий статус несовершеннолетних и статус конкретного несовершеннолетнего субъекта правоотношений.
Общий статус принадлежит всем без исключения субъектов соответствующих отношений, регулируемых при помощи права. По этой причине круг прав любого субъекта является более узким в сравнении с правовым положением несовершеннолетнего, который, являясь в правоотношении субъектом со специальным статусом, получает дополнительные специфические права.
Ювенальное правоотношение может быть как простым (например, в сфере трудовых прав ребенка), так и сложным (к примеру, в сфере гражданских прав ребенка, когда в нем участвуют несколько субъектов, причем это могут быть как физические, так и юридические лица).
Под методом правового регулирования любой отрасли права понимается система правовых средств и способов, при помощи которых нормы права воздействуют на общественные отношения, входящие в ее предмет.
Для того, чтобы такое воздействие было эффективным и достигло бы того результата, на который рассчитано, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых отношений. Другими словами, содержание метода правового регулирования в существенной мере предопределяется характером регулируемых отношений.
Таким образом, воздействуя на соответствующие отношения с целью укрепления благополучия детей, ювенальное право подчиняет их определенным правилам и обеспечивает тем самым реализацию прав и интересов несовершеннолетних, а также исполнение ими своих обязанностей.
Комплексный характер ювенального права не дает возможности указать лишь на один доминирующий метод правового регулирования. Ювенальному праву присуще сочетание действия различных методов, относящихся как к числу императивных, так и диспозитивных. Специфика ювенально-правовых отношений заключается в том, что анализируемая отрасль права наделяет ребенка правовыми средствами удовлетворения его потребностей и интересов в различных общественных отношениях, обязывая другую сторону правоотношений исходить, прежде всего, из интересов несовершеннолетнего.
Таким образом, метод ювенального права должен, с одной стороны, предоставлять детям широкие возможности для реализации их прав, свобод и интересов, а с другой стороны, уменьшать ответственность по сравнению с взрослыми, устанавливать высокую степень защиты ребенка государством, необходимую для его благополучия. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что по содержанию воздействия на общественные отношения метод ювенального права является преимущественно дозволительным, а по форме предписания – преимущественно императивным.
Ювенальное право следует относить к так называемым частно – публичным отраслям отечественной системы права. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ювенальное право – комплексная отрасль российского права, объединяющая в себе систему правовых норм, которые формируют субъективные права, юридические обязанности, охраняемые законом блага и интересы ребенка, конкретизируют принципы и основные механизмы их защиты, а также устанавливают полномочия ряда государственных органов в отношении несовершеннолетних и направления деятельности органов ювенальной юстиции.
Ювенальное право как комплексная отрасль права граничит с целым рядом отраслей права: международным, конституционным, гражданским, семейным, трудовым, уголовным и так далее.
Важной характеристикой ювенального права является его система.
Система права – это объективно обусловленное комплексом регулируемых общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности.
Ювенальное право делится на понятие правового института и нормы права.
Под институтом ювенального права понимается сложившаяся внутри нее обособленная, выделившаяся группа правовых норм, регулирующая качественно однородные общественные отношения с участием несовершеннолетних (к примеру, семейные, трудовые и т.д.)
Первичной составляющей любой отрасли права является правовая норма. Норма ювенального права – это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно – властных предписаний, которое призвано самостоятельно осуществить охрану прав несовершеннолетнего и регулировать специфические по своему содержанию общественных отношений.
Система ювенального права нашла свое закрепление в многочисленных нормативных правовых актах иных отраслей права. В некоторых из них ювенальные нормы рассредоточены по различным отраслевым документам. В других они представлены в кодификационных документах и объединены в основном в их специальных разделах или главах.
Сегодня, когда процесс формирования ювенального законодательства не завершен, ввиду отсутствуя в отечественном законодательстве специализированных нормативных актов, которые могли бы стать российским аналогом Конвенции о правах ребенка (например, Ювенальный кодекс, Закон “Об основах государственной политики в РФ”, Закон “Об Уполномоченном по правам ребенка в РФ” и ряд других).
Учеными и практиками, правозащистниками предлагается разработать и принять единый нормативный правовой документ.
Все нормативные документы, защищающие права несовершеннолетних, и соответствующие правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям:
По назначению нормы ювенального права делятся:
а) общие нормы, провозглашающие основные права и свободы человека, которые содержатся в Конституции и в ряде других федеральных законов;
б) нормы, специально созданные для охраны прав несовершеннолетнего. Например, нормы гл. 14 УК РФ “Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних”, гл. 42 ТК РФ “Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18-ти лет” и т.д.
По территории действия можно выделить:
а) международные правовые акты. В их числе: Всеобщая декларация прав человека (1948г.); Конвенция о защите прав и основных свобод человека (1950г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.); Женевская декларация прав ребенка (1924г.); Декларация прав ребенка (1959г.); Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985г.) и другие.
б) федеральные нормативные акты, действующие на всей территории РФ. В их числе:
— Семейный кодекс РФ;
— Гражданский кодекс РФ;
— Уголовный кодекс РФ;
— ФЗ от 24.07. 1998г. № 124 – ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”;
— ФЗ от 24.06.1999г. № 120 – ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.”
в) региональное законодательство. Например:
а) Закон Воронежской области от 26.07.1999г. № 101 — //- ФЗ “О защите прав ребенка на территории Воронежской области ”;
б) Закон Архангельской области от 3.04.1996 г.№38-22-03 «Об образовании»;
в) Закон Волгоградской области от 23.12.1996 г. № 94-ОД «О защите прав детей, оставшихся без попечения родителей» и другие.
По юридической силе можно выделить:
а) международные нормативные правовые акты;
б) Конституцию РФ;
в) законы РФ и федеральные законы;
г) подзаконные акты (указы президента РФ и т.д.)
д) законодательство субъектов РФ;
е) акты органов местного самоуправления.
По отраслевой принадлежности. Можно выделить акты, устанавливающие правовой статус несовершеннолетнего в сфере:
· конституционного и семейного;
· гражданского и трудового;
· административного и уголовного;
гражданско-процессуального и уголовно-процессуального и иного регулирования общественных отношений.
По методу правового регулирования. Можно выделить два основных вида:
а) императивные нормы – это категорические и строго обязательные предписания и не допускающие отступления от их формулировки (к примеру, нормы уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства);
б) диспозитивные правовые нормы, предписывающие вариант поведения или предоставляющие субъектам возможность регулировать отношения по своему усмотрению (примером таковых могут служить нормы гражданского, семейного права и т.д.).
Ювенальное право в юридической литературе рассматривается как самостоятельная отрасль права.
Методы ювенального права
Понятие, предмет, метод, источники, система ювенального права
Комплексный характер ювенального права не дает возможности указать лишь на один доминирующий метод правового регулирования. Ювенальному праву присуще сочетание действия различных методов, относящихся как к числу императивных, так и диспозитивных. Специфика ювенально-правовых отношений заключается в том, что анализируемая отрасль права наделяет ребенка правовыми средствами удовлетворения его потребностей и интересов в различных общественных отношениях, обязывая другую сторону правоотношений исходить, прежде всего, из интересов несовершеннолетнего.
Говоря о предмете ювенального права, нельзя, не упомянуть о понятии ювенального правоотношения. Такое правоотношение можно определить как систему общественных отношений, в рамках которых несовершеннолетний наделяется специфическими субъективными правами и несет особые юридические обязанности, посредством которых он связан с другими субъектами этих отношений.
Понятие ювенального права, его предмет, метод и система
Система ювенального права нашла свое закрепление в многочисленных нормативных правовых актах иных отраслей права. В некоторых из них ювенальные нормы рассредоточены по различным отраслевым документам, и правоприменителю потребуется немало времени на их отыскание. В других они представлены в кодификационных документах и объединены в основном в их специальных разделах или главах.
б) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ. В их числе Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении основных направлений государственной
Методы ювенального права
Парадоксальность ситуации состоит в том, что у родителей и лиц, их заменяющих, нет возможности воздействовать на ребенка. Такие возможности появляются у органов, которые занимаются профилактикой безнадзорности и правонарушений. Однако у этих государственных органов такие возможности появляются в отношении детей: уже употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; уже совершивших правонарушение, влекущее применение мер административного взыскания; уже совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Согласно УК РФ в отношении детей, достигших возраста 14 лет, правоохранительные органы могут начать уголовное преследование, если они совершили: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162) и другие тяжкие преступления (ст. 19). Однако меры воздействия (порой достаточно жесткие) в отношении детей родители должны иметь право применять еще до совершения перечисленных правонарушений.
Анализ системы норм – это выявление их собственного содержания, а также сравнительное рассмотрение норм, принадлежащих к разным отраслям. Цель такого анализа состоит, в частности, в том, чтобы оценить соответствие содержания норм из разных отраслей, в том числе согласование их с нормами, которые имеют большую юридическую силу. Например, соответствие постановлений Правительства РФ федеральному законодательству, федерального законодательства – Конституции РФ.
Понятие ювенального права, его предмет, метод и система
метод ювенального права должен, с одной стороны, предоставлять детям широкие возможности для реализации их прав, свобод и интересов, а с другой — уменьшать ответственность по сравнению со взрослыми, устанавливать высокую степень защиты ребенка государством, необходимую для его благополучия. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что по содержанию воздействия на общественные отношения метод ювенального права является преимущественно дозволительным, а по форме предписания — преимущественно императивным
Содержание конституционно-правового положения несовершеннолетнего составляют конституционные права, свободы и обязанности ребенка. л. 2 Конституции РФ, посвященной анализу прав и свобод человека и гражданина, понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин» и «каждый». Более того, ст. 1 и 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» прямо указывают, что ребенок (т. е. физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет) рассматривается в качестве человека и гражданина. Таким образом, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.
Предмет и метод ювенального права
В зависимости от структуры межсубъектной связи все ювенальные правоотношения можно разделить на относительные и абсолютные правоотношения, осложненные ювенальным элементом. В относительных ювенальных правоотношениях ребенку, как субъекту права противостоят строго обязанные определенные лица. Например, работодатель и несовершеннолетний работник; ребенок и его родители и т.д.. В абсолютных же ювенальных правоотношениях ребенку противостоит неопределенное число обязанных лиц. Например, в авторском правоотношении (автором является несовершеннолетний) в качестве обязанных лиц, выступают все окружающие автора лица.
Основанием классификации может выступать объектювенального правоотношения. Объект ювенального правоотношения – это то, по поводу чего складываются отношения, с участием несовершеннолетних (материальные и нематериальные блага). Например, имя, честь, достоинство, имущество ребенка, объектом может являться его жизнь, результаты творческой деятельности несовершеннолетних и др. Следовательно, можно выделить имущественные и личные ювенальные правоотношения. Имущественные ювенальные правоотношения возникают по поводу товаро-денежных отношений, и не связанных с денежными, в которых участвует несовершеннолетний, принимая в них активную или пассивную роль. Личные ювенальные правоотношения связаны непосредственно с личностью ребенка, его именем, фамилией, отчеством, авторскими правами ребенка, правом на воспитание в семье и др.
Лекции по курсу «Ювенальное право» (стр
Анализируя основные отрасли отечественного права, мы приходим к выводу, что верхнюю возрастную границу несовершеннолетия следует установить на уровне 18 лет поскольку начиная именно с этого возраста физическое лицо практически становится полноправным членом общества. Это вовсе не означает отсутствия исключений из этого правила. Так, например, зачастую для занятия определенной должности, а также для привлечения к уголовной ответственности за некоторые категории преступлений физическим лицам необходимо обладать иными, более высокими, возрастными характеристиками.
В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.
Первичной составляющей любой отрасли права является правовая норма. Норма ювенального права — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властных предписаний, которое призвано самостоятельно осуществлять охрану прав несовершеннолетнего (или усиливать действие иных правовых норм) и регулировать специфические по своему содержанию общественные отношения.
Глава 1
Категория «семейный статус ребенка» позволит закрепить внешние границы дозволительных действий и бездействий, а также при возникновении нарушений внешних границ определить и запреты со стороны законодателя. Разрозненность норм, в которых определен «семейный статус ребенка», отсутствие единого законодательства, порождает в итоге и отсутствие специального координационного органа в этой области регулирования.
Ювенальное право действует по принципам, заимствованным из конституционного, гражданского и семейного права, административного, уголовного права. Благодаря влиянию норм международного права на ювенальные правоотношения в России, становится возможным выделить и определенные принципы, присущие сфере регулирования в области защиты прав и интересов ребенка, напр., принцип не дискриминации детей, принцип участия ребенка в общественной жизни, принцип обеспечения наилучших интересов ребенка.
Методы ювенального права
К органам, составляющим систему ювенальной юстиции, относят непосредственно суды по делам несовершеннолетних, т. е. ювенальные суды, институт уполномоченного по правам ребёнка, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностные лица и иные работники прокуратуры, органов следствия и дознания, специализирующихся на работе с детьми, специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодёжную политику, муниципальные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные и реабилитационные центры, службы и учреждения, а также общественные объединения и иные некоммерческие организации, действующие в интересах детей и занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и законных интересов, негосударственные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные, реабилитационные центры, службы и учреждения, в том числе и учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и безнадзорных детей, коллегии адвокатов.
2. Принцип гласности при осуществлении ювенальной правоохранительной и иной ювенальной деятельности (в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) проявляется в процессе доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных ювенальных юридических актов, отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности по выполнению программ, направленных на улучшение и развитие ювенальной политики, защите прав и профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Что такое ювенальное право: суть понятия и структура
Ювенальное право – это отрасль российского права, включающая в себя ряд правовых норм, которые обеспечивают контроль общественных отношений в юридической сфере, касающихся установления, реализации и регулирования имущественных интересов детей, являющихся гражданами РФ. Иными словами, ювенальное право считается способом защиты свобод и интересов несовершеннолетних граждан.
В состав ювенальной системы вошли многочисленные органы, занимающиеся вопросами защиты интересов ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста. В частности, можно выделить такие, как различные органы опеки, телефоны доверия, комиссия по делам несовершеннолетних и другие учреждения.
Общие положения ювенального права
В настоящее время в решении этой задачи имеются проблемы, что отражается на содержании действующего законодательства. Например, ст. 43 Конституции РФ предусматривает право на обучение. Она также устанавливает, что образование обязательно. Вместе с тем в нормативных правовых актах не предусмотрена обязанность детей учиться. Они, соответственно, знают о наличии своего права на обучение, которым, по их мнению, можно пользоваться или которое можно игнорировать.
Ювенальное право в современных условиях – это отрасль науки, которая изучает множество норм, определяющих статус несовершеннолетних граждан и регулирующих отношения с их участием, принадлежащих к разным отраслям права. При этом пример с ювенальным правом не является исключительным: достаточно, в частности, назвать общую теорию права, которая исследует нормы, принадлежащие ко всему комплексу отраслей законодательства.
Что такое ювенальное право: суть понятия и структура
Ювенальное право – это отрасль российского права, включающая в себя ряд правовых норм, которые обеспечивают контроль общественных отношений в юридической сфере, касающихся установления, реализации и регулирования имущественных интересов детей, являющихся гражданами РФ. Иными словами, ювенальное право считается способом защиты свобод и интересов несовершеннолетних граждан.
Данная отрасль считается достаточно спорной и вызывает множество положительных и отрицательных откликов со стороны граждан, поэтому, чтобы сформировать собственное понимание данного понятия, стоит подробно изучить данный вопрос.
В чем заключается суть понятия?
Ювенальным правом называется отдельная отрасль, в рамках которой регулируются вопросы, связанные с осуществлением определенных действий по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними гражданами или в отношении малолетних детей. В основе установленной системы лежат следующие принципы:
- охранительный – заключается в защите интересов детей и подростков, а также касается преследований несовершеннолетних преступников;
- воспитательное воздействие на ребенка;
- социальная насыщенность. В данном случае речь идет о всестороннем изучении материалов дела, касающегося проблем, связанных с нарушением свобод и интересов малолетних детей;
- индивидуализация судебного процесса – заключается в том, что в центре судебного разбирательства стоит ребенок, не достигший совершеннолетия, и этому моменту подчинена вся судебная процедура.
В состав ювенальной системы вошли многочисленные органы, занимающиеся вопросами защиты интересов ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста. В частности, можно выделить такие, как различные органы опеки, телефоны доверия, комиссия по делам несовершеннолетних и другие учреждения.
Предмет и метод ювенального права
Общей основой для данного направления являются правовые отношения, возникающие с участием лиц, не достигших 18-летнего возраста. Основой ювенальной системы выступают международные законодательные акты и Конституция РФ.
Ювенальное право рассматривается совместно с остальными отраслями российской законодательной системы, однако система остается самостоятельной и, как и любая другая, имеет свой предмет и метод. В качестве предмета выступает не ребенок как таковой, а совокупность общественных отношений, одной стороной которых выступает несовершеннолетний.
В круг интересов входят условия и порядок обеспечения надлежащего статуса ребенка в семье, а также в других социально-бытовых сферах. Рассуждая о данном понятии, следует говорить о системе отношений между членами общества, в рамках которых лицо, не достигшее совершеннолетия, наделяется определенными специфическими полномочиями и принимает на себя юридические обязательства.
Ювенальные отношения между гражданами могут быть простыми, а могут включать в себя сложные разноплановые отношения.
Под методом регулирования таких отношений рекомендуется понимать комплекс различных средств и инструментов, которые применяются и тем самым влияют на параметры общественных отношений.
Структура и институт ювенального права
Значительной характеристикой данного понятия является его структура. Под структурой ювенального права следует понимать комплекс регулируемых общественных отношений, которые выражаются в объединении и расположении нормативного материала.
В дальнейшем этот материал делится на разделы и положения с учетом группы правовых норм, осуществляющих регулирование общественных отношений с участием граждан, не достигших совершеннолетнего возраста.
Институт ювенальной системы считается группой правовых норм, которые регулируют различного рода отношения между несовершеннолетними и гражданским населением.
Система ювенального права официально закреплена в многочисленных нормативно-правовых актах, а также в отдельных кодексах, регулирующих вопросы российского законодательства. Отдельные нормы рассредоточены по разным отраслевым документам.
Нормы и задачи ювенального права
Все нормы могут быть разделены по назначению. Основная классификация выглядит следующим образом:
- общие нормы прав и свод человека, распространяющиеся на человека;
- нормы, специально разработанные для защиты интересов малолетних детей.
Также их можно разделить по методу правового регулирования:
- императивные нормы – категорические, строго обязательные предписания, не допускающие никаких отступлений от формулировки;
- диспозитивные нормы – предписывающие поведения, которые позволяют регулировать все необходимые вопросы.
Помимо указанных норм, следует отметить задачи ювенального права. К таковым относятся:
- теоретическое комментирование российского законодательства;
- анализ опыта российского права и зарубежного;
- рассмотрение вопросов юридической защиты несовершеннолетних граждан в РФ;
- анализ деятельности органов ювенального права;
- разработки рекомендаций и формирование предложений по улучшению сложившихся ситуаций.
Заключение
Ювенальное право является самостоятельной правовой отраслью, которая направлена на регулирование отношений с участием несовершеннолетних граждан. Как и любая другая отрасль, ювенальное право имеет свои цели, задачи, структуру и нормы.
Источники:
http://businessman.ru/yuvenalnoe-pravo-ponyatie-predmet-metod.html
http://lektsia.com/8x310f.html
http://mykonspekts.ru/2-10486.html
http://russianjurist.ru/nasledstvo/metody-yuvenalnogo-prava
http://grazhdaninu.com/semya/lishenie/yuvenalnoe-pravo.html