4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Практическая деятельность человека

Практическая деятельность человека

Практическая деятельность человека может быть настолько многообразной, что затрагивает все сферы жизни. Причем неважно, чем именно занимается личность. Практическая деятельность, как правило, связана с самоорганизацией и самовыражением. Люди ходят на работу не только для того, чтобы обеспечивать себя питанием и платить за жилье. Прежде всего каждый из нас хочет стать преуспевающей личностью, чтобы можно было гордиться самим собой. Данная статья посвящена вопросу предназначения, в ней будут рассмотрены основные виды практической деятельности.

Игровая деятельность

Конечно, в первую очередь, это прерогатива маленьких детей. Они любят моделировать различные жизненные ситуации и обыгрывать их. Игровая деятельность позволяет малышам лучше узнавать окружающий мир и самих себя, определять границы возможного. Одни дети любят играть вместе, другие предпочитают коллективному взаимодействию одиночный тур. Нужно видеть, с каким воодушевлением малыши строят города и замки из конструктора, играют в куклы, проводят много времени за компьютерными играми. Вся эта деятельность иногда воспринимается ими значительно ярче и реальнее, чем сама действительность.

Практическая деятельность была бы совершенно неполной без данного вида. Игра считается началом любого становления, в том числе истоком формирования личности. С помощью данной деятельности дети получают представления об имеющихся профессиях, образе жизни, вариантах выбора.

Творчество

С давних времен считалось, что умение сочинять, создавать новые произведения — это удел избранных. Творческий человек всегда работает с чувствами. И чаще всего он вынужден торговать собственными эмоциями. Зрители, слушатели, читатели наслаждаются тем, что рождает из себя неординарная личность. А то, каким огромным трудом все это достается, часто не берется в расчет. Талантливых людей, которые зарабатывают своим призванием, иногда считают лентяями, неприспособленными к нормальной жизни, излишне эпатажными особами и тунеядцами. Конечно, это далеко не так. Да и участь подлинного творца способны разделить лишь немногие: вторая половинка и верные друзья. Даже родственники часто отказываются понимать своих домочадцев.

Практическая организация деятельности креативного художника напрямую зависит от его работоспособности и умения оставаться верным самому себе. Чувство ответственности у него в крови. Такой человек не позволит себе подвести партнера или сделает это в редком случае, прекрасно осознавая, что подставляет самого себя.

Творчество как таковое заложено в человеческой природе. Каждому из нас время от времени хочется привнести что-то новое в свою жизнь, как-то раскрасить серые будни. С таким намерением и поступает поистине творческий человек. Он постоянно создает вокруг себя новую реальность, которая со временем становится его собственным мироощущением.

Научная деятельность

Этот вид социальной занятости считается наиболее уважаемым. Научно-практическая деятельность подразумевает наличие определенных жизненных устремлений и установок, а также характеризует высокий уровень развития интеллектуальных способностей. Науке обычно посвящают себя те люди, которые в той или иной степени неравнодушны к проблемам развития и становления общественных открытий. Практическая деятельность в сфере медицины, математики, физики и т. д. заинтересовывает небольшой процент населения, но, как правило, это те личности, которые остаются ей верными до самой пенсии.

Интеллектуалов отличает глубокий взгляд на мир. Они всякое понятие пытаются подвергнуть научному анализу и выдвинуть свою собственную концепцию. Построение научных гипотез, сбор практического материала, проведение эксперимента, анализ полученных данных – все это требует большого количества времени и ежедневной самоотдачи.

Общение

Данный вид деятельности, пожалуй, стоит особняком, поскольку он не связан непосредственно с работой человека. Это то, чем мы пользуемся каждый день вне зависимости от рода занятий. Надо сказать, без социального взаимодействия стала бы невозможной никакая деятельность. Для того чтобы сотрудничество было крепким и плодотворным, людям необходимо постоянно контактировать друг с другом. И чем больше взаимодействий, тем лучше развивается общее дело.

Общение подразумевает постоянное присутствие оппонента. Здесь нет места философской сосредоточенности на своем мире и одиноким размышлениям о жизни. В результате социального взаимодействия люди иногда меняют собственную точку зрения и заменяют ее новым взглядом. Ни один человек не может жить без общения с другими людьми. Просто одни личности нуждаются в ней больше, другие меньше. Если кому-то достаточно раз в неделю встретиться с друзьями, то это не значит, что остальные люди не хотят делать это каждый день. Есть особенно общительные личности, которые не могут и нескольких часов находиться наедине с самими собой.

Трудовая деятельность

Она относится к обычной среднестатистической занятости, которая подразумевает постоянное хождение на работу с целью выполнения ряда необходимых задач. Трудовой деятельностью занимается большинство людей. Некоторые из них не наделены особенными талантами. Они просто освоили ту или иную профессию и теперь стараются соответствовать заявленному уровню. За хорошо выполненную работу начальство, как правило, поощряет своих подчиненных. Трудовая деятельность, как и всякая другая, требует от человека сосредоточенности, ответственности и самоотдачи.

Духовная деятельность

Эта категория относится к самопознанию и самосовершенствованию. Духовной деятельностью люди занимаются, чтобы очистить душу, стать лучше, познать абсолютную истину.

Сюда относятся священники, мыслители, отчасти писатели. Главной отличительной характеристикой всех этих людей является то, что они почти беспрерывно размышляют над проблемами бытия и смысла жизни, хотят измениться сами к лучшему. Их внутренний закон – служить правде, быть духовными учителями.

Читать еще:  Расходы на продажу 44 счет

Таким образом, практическая деятельность действительно может быть различной. Каждый человек вправе выбирать то, что подходит конкретно ему.

ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный– связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный– труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция— знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.
Читать еще:  Игорный бизнес в россии разрешен

Отличие деятельности человека от активности животного

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Практическая деятельность человека

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.

В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительной мышечной активности, механизированные формы труда, формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством, групповые формы труда (конвейеры), формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы труда интеллектуального (умственного) труда.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения.

Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от предмета и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.

Работоспособность – величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени. Различают три основные фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:

– фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде –до 2. 2,5 ч;

–фаза высокой устойчивости работоспособности; для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций; продолжительность этой фазы может составлять 2. 2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

–фаза снижения работоспособности, характеризующаяся уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.

Техногенные опасности

Анализ трудовой деятельности человека позволяет сделать вывод о природе возможных опасностей в техносфере. Источниками вредных и травмирующих факторов являются сбои в работе техники и ошибки человека в процессе производственной деятельности.

Читать еще:  Коэффициент финансового риска формула

Техногенные опасности реализуются в авариях и катастрофах.

Авария – это опасное событие техногенного характера, что создает на объекты, территории или акватории угрозу для жизни и здоровый ‘я людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушения производственного процесса или наносит вреда окружающей среде.

Практическая деятельность

Деятельность человека и её основные виды

Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

Развитие ОБ– это результат Д. людей.

Cтруктуру человеческой деятельности можно представить следующим образом:

1. Потребность – это сознаваемое человеком, необходимость в том, что нужно для поддержания его организма и развития личности.

2. Мотив (от слова – приводить в движение) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков.

3. Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является желание индивида удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.

4. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности).

5. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

6. Средства – совокупность элементов, необходимых для достижения цели. Средства должны соответствовать цели.

Любая деятельность состоит из отдельных действий. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.

1.Результат – это осуществлённая цель деятельности.

2. Когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели.

3. Итогом деятельности будет получение того результата, к которому стремится субъект.

В структуре Д. выделяют объект и субъект.

Объектом называется то, на что направлена деятельность;

субъектом – тот, кто осуществляет данную деятельность; цель деятельности человек определяет сам, прежде чем начнёт действовать.

Существуют различные классификации видов деятельности.

Практическая деятельность

направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.

Она включает в себя

материально-производственную деятельность социально-преобразовательную деятельность

(преобразование природы) (преобразование общества).

2. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей (познавательная деятельность, прогностическая деятельность). Все виды деятельности связаны между собой.

Виды деятельности человека.

Виды деятельности человека – довольно субъективное понятие, так как при желании их можно описать не на одну страницу, но большинство психологов и социологов определились с тремя основными конкретными видами: обучение, игра и труд. Для каждого возраста присущ свой основной вид деятельности, но это не значит, что взрослые не играют, а школьники не трудятся.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность (труд) – это преобразование человеком как материальных, так и нематериальных объектов, чтобы в дальнейшем их использовать для удовлетворения своих нужд. По характеру прилагаемых действий, трудовую деятельность делят на:

  • практическую деятельность (или продуктивную деятельность — изменение объектов природы, либо изменение общества);
  • духовную деятельность (интеллектуальная, творчество и т.д.).

Именно этот вид деятельности, по мнению большинства антропологов, является движущей силой эволюции людей. Таким образом в процессе труда, целью которого является производство какого-либо продукта, формируется и сам трудящийся. Возможно труд является одним из главных видов деятельности, но эффективной трудовой деятельности не было бы без еще одного ее вида — учения, или обучения.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность (обучение, образование) — это деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков. Ценность этого вида деятельности в том, что она готовит человека к труду. Учение — это широкое понятие, имеющее множество разновидностей. Это необязательно просиживание штанов в школе за партой. Это и спортивные тренировки, и чтение книг, и кино, и телепередачи (не все телепередачи, конечно). Самообразование как вид учения может проходить в пассивной, неосознанной форме всю жизнь человека. К примеру, вы листали каналы по ТВ и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу, а потом вам это неожиданно пригодилось.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность (игра) — вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не результат. Тот случай, когда главное — участие, то есть важен сам процесс. Таково классическое определение. Тем не менее, игра, на мой взгляд, является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Этакий спин-офф учебы, если хотите. Игра в кубики, казаки-разбойники, «Call of Duty» или «Кто хочет стать миллионером» — все эти игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения. Развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее. Существует множество типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, интеллектуальные и т.д.

Многообразие деятельности.

Приведенная классификация деятельности человека является общепринятой, но не единственной. Социологи выделяют главными одни виды деятельности, психологи другие, историки третьи, а культурологи – четвертые. Они характеризуют деятельность с точки зрения ее полезности/бесполезности, моральности/аморальности, созидания/разрушения и т.д. Деятельность человека может быть трудовая и досуговая, творческая и потребительская, созидательная и разрушительная, познавательная и ценностно-ориентировочная и прочее.

Источники:

http://businessman.ru/new-prakticheskaya-deyatelnost-cheloveka.html
http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-6-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/
http://lektsii.org/9-72192.html
http://studopedia.ru/17_27542_prakticheskaya-deyatelnost.html
http://www.calc.ru/Vidy-Deyatelnosti-Cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×