15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Потребность в обособлении

Важнейшие социальные потребности

Проблема человеческих потребностей сложна и многозначна. Мы не беремся осветить ее полностью, ибо это выходит за рамки данной.книги. Представляется наиболее целесообразным остановиться лишь на важнейших социальных потребностях раннего юношеского возраста: потребности в общении и обособлении, в достижении и в поиске.

Потребность в общении имеет специфически человеческий характер и формируется у ребенка в процессе взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми.

С возрастом потребность в общении углубляется и становится все более и более значимой в жизни детей, хотя нет оснований утверждать, что ее развитие идет только по восходящей линии и что ему не свойственны временные остановки и даже некоторый регресс. Очевидно, одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность.

Чем объясняется высокий уровень развития потребности в общении именно в ранней юности? Можно назвать несколько причин. Наиболее явная – постоянное физическое и умственное развитие школьника и в связи с этим расширение его интересов, рост интереса к миру. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетворение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности в интимной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уверенность в их признании.

Это необходимо для решения, тех проблем, которые свойственны юношескому возрасту и решить которые можно лишь в общении с окружающими. Многочисленные исследования неоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи.

Проблемы столь важны и столь интимны, что для решения их, для «изживания» юности необходимо найти человека, который понял бы ее проблемы. С возрастом (от 14 лет к 17 годам) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональности. Главным образом, понимание должно иметь характер сугубо эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого обуревают те же проблемы и те же переживания.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения. Это душевное состояние заставляет их активно искать общения с окружающими. Каждый новый человек привлекает к себе внимание как возможный партнер для общения. Общение в юности отличается особой доверительностью, интенсивностью, исповедностью, что накладывает отпечаток интимности и страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими им людьми. В силу этого в ранней юности так остро переживаются неудачи в общении.

К старшеклассникам в наибольшей степени можно отнести слова Паскаля: «Чем бы ни обладал человек на земле, прекрасным здоровьем и любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей. Он настолько уважает разум человека, что, имея все возможные преимущества, он чувствует себя неудовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах людей. Вот какое место влечет его больше всего на свете, и ничто не может отклонить его от этой цели».

Говоря о потребности в обособлении, надо иметь в виду, что развитие личности можно рассматривать как процесс двуединый. С одной стороны, это уподобление себя в чем-то другим людям в процессе общения, а с другой – отличение себя от других в результате процесса обособления. Причем общение и обособление протекают в тесном единстве между собой.

Потребность в обособлении, которая отчетливо проявляется в раннем юношеском возрасте, находит свое конкретное выражение как в общении (в обособлении в составе более или менее широких общностей), так и в уединении. Обособление в общении имеет основное значение. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их. среде, своего Я. Но осмысление этой потребности и путей ее реализации, очевидно, возможно при наличии потребности в уединении.

Говоря об обособлении личности в ранней юности, надо иметь в виду несколько его уровней: первый – обособление старшеклассников в составе всей своей возрастной группы; второй – в составе довольно широких общностей – коллективов сверстников; третий – обособление в рамках групп сверстников, приятельских и дружеских, и, наконец, четвертый – обособление личности внутри коллективов и групп…

Потребность в уединении социальна по своему содержанию и в норме не имеет ничего общего с проявлением индивидуализма…

Деятельность старшеклассников в уединении может быть как предметной (чтение, конструирование, и т.д.), так и коммуникативной. Последняя возникает тогда, когда у юноши или девушки нет желания общаться с возможными реальными партнерами, а есть стремление общаться в уединении с неким воображаемым идеальным партнером или своим Я-

Уединение выполняет в процессе развития личности старшеклассника разнообразные функции. Остановимся на некоторых из них.

В ранней юности происходит интенсивное познание богатств, накопленных мировой культурой. Определенная часть этого познания (и немалая) может быть эффективна лишь в уединении: и восприятие знаний, и осмысление их, и построение определенных логических схем на основе восприятия и осмысления знаний.

Далее, познать себя можно лишь в общении с окружающими, ко разобраться в себе, осмыслить себя – в уединении. В связи с этим нельзя не вспомнить, что некоторые племена включали в обряд инициации (переход во взрослое состояние) длительное одиночество. В юности доставляет особое удовольствие погрузиться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. Шестнадцатилетний М.Ю. Лермонтов писал М.А. Лопухиной: «Назвать вам всех, у кого я бываю? Я – та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием». Видимо, это не случайно: чтобы найти путь к миру, надо найти путь к себе. Не может быть собеседником тот, кто избегает самого себя. Он в таком случае не умеет размышлять о мире вообще и о своих отношениях с миром в частности, не может трезво оценивать себя и жизненные ситуации.

Восприятие юноши окружающими восприятие им самого себя, а также восприятие явлений действительности им и его партнерами по общению могут значительно разниться между собой. Это связано с тем, что видение одного и того же явления разными людьми зависит от их прошлого опыта. В уединении старшеклассник имеет возможность осмыслить эти различия, осознать разницу своих и других норм восприятия, оценок и поведения. Вследствие этого он может определить свою линию поведения, которая поможет ему лучше контактировать с окружающими. С другой стороны, в уединении юноша или/девушка имеют возможность осознать те объективные и субъективные изменения, которые происходят в них, и вырабатывать новое видение самих себя, новую самооценку и т.д.

В ранней юности необычайно многообразны творческие потенции личности. Уединение дает возможность реализовать многие из них: музыкальные, художественные, литературные, отчасти технические… Уединение в ранней юности имеет коренное отличие от уединения взрослых. Взрослые, оставаясь наедине с собой, как бы сбрасывают груз тех ролей, которые они играют в жизни, и, так им по крайней мере кажется, становятся самими собой. Юноши, наоборот, лишь в уединении и могут проигрывать те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представлять себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. Они делают это в так называемых играх-грезах и мечтах, в которых и реализуются многие функции уединения и которые «как бы карнавал, переживаемый в одиночку, с острым сознанием этой своей объединенности».

Различие между играми-грезами и мечтами условно можно определить следующим образом.

Читать еще:  Справка формы 8 где получить

В играх-грезах юноши и девушки проигрывают роли и ситуации, созданные ими в воображении, не имеющие реального прототипа, невозможные в жизни. Игры-грезы – попытка компенсировать невосполнимый дефицит реальной жизни. Сюда относятся и фантазии, в которых действуют сами юноши и девушки, и реальные люди из их окружения, а также выдуманные ими, но вполне реалистичные персонажи. Этих воображаемых ситуаций никогда не было, а их реальные действующие лица даже не подозревают о тех приключениях, в которых они участвуют по воле авторов. Тем не менее, подобные фантазии порой излагаются юношами и девушками своим сверстникам, чаще всего для поднятия собственного престижа в их глазах.

В мечте юноши и девушки проигрывают роли и ситуации, существующие и возможные в жизни, но недоступные им вообще или в данное время по каким-либо объективным или субъективным причинам. Мечта – это компенсация реально восполнимого дефицита, который не может быть восполнен сейчас, в актуальной для юноши и девушки действительности…

Мечта в уединении – возможности совсем другой: жизни, организованной по другим законам, чем обычная жизнь. Жизнь, увиденная в мечте, отстраняет (от слова «странный») обычную жизнь, заставляет понять и оценить ее по-новому (в свете увиденной иной возможности). И юноша в мечте становится другим человеком, раскрывает в себе новые возможности (я лучшие, и худшие), испытывается и проверяется мечтой.

В ранней юности наличие потребности в уединении – норма. Отсутствие этой потребности свидетельствует о том, что личность развивается недостаточно интенсивно для своего возраста. С другой стороны, резкое преобладание потребности в уединении – признак иногда тревожный.

Потребность в уединении можно рассматривать как отражение определенной стадии развития личности а реализацию этой потребности – как одно из условии развития личности в этом возрасте.

Стремление к обособлению в ранней юности (как в общении, так и в уединении) ни в коем случае не есть противопоставление социальности и коллективизму. Социальный характер интересов, целей личности нисколько не исключает индивидуальных путей их достижения и удовлетворения. Более того, индивидуализация путей осуществления социально значимых устремлений личности становится все более необходимым условием подлинного коллективизма. Современный коллектив силен, прежде всего, тем, насколько раскрыты и ярко выявлены индивидуальности входящих в него людей, выполняющих общие коллективные задачи, насколько их индивидуальные интересы наполнены общественным содержанием.

Во многих классификациях потребностей выделяется потребность в достижении. Потребность в достижении понимается рядом исследователей как присущее людям стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения.

Эта потребность формируется с детства. В ранней юности у большой части ребят она бывает довольно развита. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других в различного вида хобби, у третьих в спорте и т.д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно сильно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении. В то же время именно в юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха в той или иной сфере общения и как бы усиливает потребность старшеклассника в общении.

Потребность в достижении – важная характеристика личности, ибо от нее во многом зависит решение проблем самоопределения и самоутверждения….

Обособленная личность

У каждого человека возникает периодическое желание побыть одному и оно является нормальным. Но бывает так, что он чувствует очень сильное напряжение от общения с другими и одиночество становится основным способом уклонения от взаимодействия с другими. Такая личность называется обособленной.

Основные качества обособленной личности:

— общее отчуждение от людей. Личность постоянно устанавливает

эмоциональную дистанцию с другими;

— отчуждение человека от самого себя, что подразумевает неопределенность в решениях, онемение эмоциональной жизни, непонимание человеком того, что он любит, ненавидит, хочет и т.д.

— способность рассматривать себя с любопытством, как какую-то интересную вещь.

Основные потребности обособленной личности — не быть включенной и быть самодостаточной, что является необходимым средством для выживания. Одним из способов развития самодостаточности является ограничение своих потребностей, что помогает меньше зависить от других людей.

Например, если человек захотел построить новый дом, и в это же время подумал, со сколькими людьми придеться поддерживать связь и в некоторой степени зависеть от них, то ему проще отакзаться от своего желания и жить в старом доме, лиш бы чувствовать свою независимость.

Практически все время человек проводит в одиночестве, потому что кто-то может привнести некоторые изменения в его стиль жизни, что воспринимается как давление и вызывает сильное раздражение. Даже подарок, сделанный близким человеком, может вызвать негативные ощущения и реакции.

И самодостаточноть, и уединение нужны человеку главным образом для того, чтобы чувствовать свою полную независимость. То есть он стремится избежать всех ситуаций, в которых чувствует себя управляыемым, принуждаемым, стесняемым. Сюда же включается и физический дискомфорт, например, тесная обувь, маленькое помещение, низкие двери и т.д. Обязательства и ожидания других также воспринимаются крайне негативно. Личность может «отстаиваить» свою свободу опозданиями на работу, «забыванием» подарков на День рожденья или Новый год. То есть она противится всему, что соответсвует правилам и стандартам.

Еще одной важно характеристикой обособленной личности является чувство превосходства,потому что крайне сложно находиться в постоянном одиночестве не чувствуя себя сильной и значимой персоной. В детстве такой ребенок мечтал о том, каких вершин достигнет, и со временем, познакомился с реальностью, где его фантазии и «разбились». После этого еще были попытки завоевать одобрение окружающих, но позже он признался себе в том, что с удовольствием жил бы и один. Также человек считает, что его внутренее величие со стороны должно быть видно без каких либо усили с его стороны, он постоянно ощущает собственную неповторимость и гордость от свого образа жизни.
Еще одной чертой является стремление подавить или отрицать все чувства, которое распространяется как на позитивне так и негативные. Это является следствием постребности в дистанции с другими людьми, так как чувства способствуют сближению, а этого личность допустить не может. К тому же, каждое желание, потребность, которые могут сделать человека зависимым от других, считается внутренним предательством

и вседствие этого – подавляется. Поэтому каждую ситуацию необходимо изучить с точки зрения возможной потери свободы. И чем больше сдерживаются эмоции, тем больше человек анализирует жизнь и создается иллюзия, что при помощи одних знаний можно решить все проблемы.

В случае нападении на обособление в личности просыпается потрясающая сила, с которой она защищет себя. В этом случае даже обычно спокойный и разумный человек может проявить необычайную ярость или начать ругаться. Также панику может вызвать мысль о присоединении к группе, где нужно его реальное участие.

Выгоды обособленной личности:

— сохранение целостности в обществе, где процветает лицемерие, жестокость и т.д.;

— обособление позволяет оригинально мыслить и чувствовать;

— способствует развитию и выражению творческих способностей при их наличии.

Пока человек сохраняет дистанцию с другими – он чувствует себя в безопасности, в противоположном случае, в сложных ситуациях, ощущает себя беззащитным: не может бороться, сотрудничать, проявлять любовь, ненависть и т. д. То есть у него отсутствует стратегия, как нужно вести себя в жизни.

Для того, чтобы гармонично строить отношения с другими людьми, миром, важно учиться принимить себя, свои чувства, потребности, желания, защищать собственные интересы и развивать свою стратегию поведения в разных жизненных ситуациях. Это поможет укрепить увереренность в себе, внутреннюю целосность, и тогда потребность в обособлении, как в защите от мира и нападения, станет не нужной. То есть человек будет чувствовать себя свободным и в безопасности.

Читать еще:  Игры для развития дедукции

6.3. Основные, ведущие потребности человека

При изучении потребностно-мотивационной сферы личности важно учитывать, что основные, ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.

В западной, да и в отечественной психологии популярной является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Он выделяет несколько групп потребностей человека и выстраивает их в определенной иерархической системе в зависимости от степени социальной обусловленности соответствующих потребностей.

Принимая конструкцию системы потребностей А. Маслоу и беря ее за основу, в современных условиях жизнедеятельности нашего социума, общества можно выделить следующие потребности человека, играющие в целом особую роль в детерминации поведения и деятельности людей.

Основу жизнедеятельности человека составляют базовые, жизненные, основные естественные, природные, физиологические потребности’, в воздухе, пище и другой энергетике, одежде, жилище, сексуальная потребность, потребности в отправлении естественных нужд и др. Формы и способы реализации этих потребностей имеют социальный, культурно окрашенный характер.

К числу других природообусловленных потребностей, имеющих вполне конкретные социально-содержательное наполнение, формы, средства и способы реализации, относятся также:

o потребность в безопасности, защищенности. Эта

потребность у значительной части наших граждан актуализирована и оказывает существенное влияние на их поведение, социальное и психическое состояние. Речь идет в первую очередь о физической и физиологической безопасности людей (криминогенность в обществе, правовой произвол, неподготовленность населения к встрече с природными катаклизмами, недоброкачественность продуктов питания, питьевой воды, воздушной атмосферы и т.п.), о недостаточной социальной защищенности людей в правовом отношении, в области здравоохранения, образования и т.п.;

o потребность в принадлежности (аффилиации) к конкретному социуму (семье, профессиональной социальной группе, этносу, обществу, стране и т.д.).

Исключительно большое значение в формировании и развитии психических функций человека, его личностных структур имеют потребности в общении и обособлении.

Потребность в общении с другими людьми является одной из основных, базовых потребностей человека. Через реализацию этой потребности происходит усвоение человеком социальных норм, правил, ценностей, овладение социальным опытом, осуществляются нравственная, политическая, правовая и другая социализация и профессионализация личности, формируется ее субъектность. Через общение человек научается познавать других людей и самого себя, наращивает свой коммуникативный потенциал, более успешно решает производственные и другие жизненно важные задачи.

Потребность в общении выступает одной из форм проявления общественной сущности человека. Эта потребность начинает функционировать с момента рождения человека и действует на протяжении всей его жизни. Она реализуется в различных формах: эмоционально-эмпатийное общение матери с ребенком, игровое, познавательное, педагогическое, профессиональное общение и т.д.

Наряду с потребностью в общении проявляет свое действие и потребность в обособлении, реализация которой создает дополнительные возможности для развития и саморазвития личности, ее становления и социализации.

Удовлетворение этой потребности происходит:

  • 1) через обособление личности в референтной социальной группе (семья, дружеская компания и т.д.). В социальной психологии референтной принято считать группу, интересы, ценности, отношения, нормы, правила которой совпадают с личностными, и человек воспринимает их как свои личные. В референтной среде личность чувствует себя комфортно, ощущает свою защищенность, имеет возможность свободно проявлять свою индивидуальность, реализовывать свои значимые потребности;
  • 2) через уединение, как обособление наедине с собой. Уединение личности обычно имеет две основные формы:
    • а) умозрительное (теоретическое) уединение, когда человек хочет остаться наедине с собой для того, чтобы осмыслить происшедшие события, наметить программу действий, спрогнозировать результаты своего поведения и деятельности. Это и так называемые девичьи и юношеские грезы и т.п. В подростковом, юношеском (да и не только) возрасте такое уединение является сложным процессом внутренней интеллектуально и эмоционально насыщенной жизни человека. Умозрительное обособление играет исключительно большую роль в развитии и вообще в жизнедеятельности человека, формировании его самосознания, самооценки, притязаний, коррекции своих позиций, отношений, оценок, установок;
    • б) в форме предметно-практической деятельности (чтение, вязание, рыбалка, охота и другое хобби).

Особую роль в жизнедеятельности человека и социума в целом играют этнические потребности человека, основу которых составляют три ведущие, биологически обусловленные потребности:

  • — в самосохранении;
  • — в продлении рода. Формой выражения этой потребности является сексуальное влечение;
  • — в сохранении вида, формами выражения которой выступают материнский инстинкт защиты потомства, самопожертвование во имя других людей своего этноса и другие формы поведения.

Эти три потребности проявляются и у животных, обеспечивая существование того или иного вида. У человека эти потребности и содержательно, и по средствам, способам, формам реализации имеют социально-культурную окраску и наполнение.

При этом важно иметь в виду два следующих обстоятельства.

  • 1. Лишь проявление, действие всех этих трех потребностей у людей обеспечивает существование и развитие социума, этноса. Разрушение, размывание хотя бы одной из них приводит к разрушению этноса.
  • 2. Энергетический потенциал этих трех потребностей неодинаков. Например, энергетика третьей потребности примерно в 2,5 раза выше энергетики первой потребности1. Это означает, что если у человека, например, размыты или отсутствуют потребности в сохранении вида и продлении рода, то потребность в самосохранении не может обеспечить высокую энергетику (у престарелых людей, бомжей) его поведения, деятельности, а потому и достаточный уровень его жизни.

К числу основных личностных потребностей относятся потребность в самоопределении и самоактуализации, самоутверждении и признании окружающими, в первую очередь значимыми людьми.

Особое место занимает потребность в труде как источнике социальной жизни. Эта потребность облагораживает все другие потребности человека, наполняет их подлинно социальным смыслом, а личность в таком случае становится социально значимой, соответствующей интересам развития и совершенствования социума.

Важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятельности человека играют потребности в познании и самопознании.

Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется по следующим основным направлениям, путям.

Через науку, где целью познания является истина. Ведущая черта, особенность такого познания — объективность знаний. Целью научного познания является познание истины. Чем более близким к истине, научным является знание людей, тем более оно становится объективным, не зависящим от субъективных устремлений позиций, предпочтений человека.

Вполне очевидно, что такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозировать свои действия и поступки.

Через искусство, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни. Цель такого познания состоит в познании правды жизни, в достоверности знаний.

Особенность такого знания состоит в его субъективности. В искусстве, во всех его видах и жанрах представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Центральной проблемой искусства (литературы, поэзии, музыки, живописи и других видов) являются человек, его интересы, переживания, мысли, поступки, действия. В этой сфере деятельности участвует немало талантливых и творческих людей. Поэтому искусство выступает одним из источников познания психики людей.

Через религию, так как значительная (если не большая) часть населения планеты (и наша страна в этом отношении не является исключением) живет с религиозным мироощущением и миропониманием. И потому современный специалист должен владеть научной и религиозной картинами мира.

Через собственный социальный, этнический, профессиональный и другой жизненный опыт. Это в полной мере относится и к познанию психики как других людей, так и своей собственной.

К числу сугубо социальных потребностей человека относятся идеологические потребности. Это потребности человека в идее, объяснении жизненных обстоятельств, проблем, понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, потребность в концептуальном, системном видении картины мира. Реализация этих потребностей осуществляется:

  • — через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук. В результате у человека складывается научная картина мира;
  • — через усвоение человеком религиозных знаний, под влиянием которых у него формируется религиозная картина мира.

Характерно, что у многих людей под влиянием идеологических потребностей и в процессе их реализации нередко складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, научной картины мира у людей со светским воспитанием и религиозной у людей с религиозным воспитанием.

Читать еще:  Оборудование для производства вагонки

Одной из актуализированных и функционирующих в нашем социуме потребностей является потребность в справедливости, которая выражается в соотношении в сознании человека своих прав и обязанностей, в его взаимоотношениях с общественным окружением, во взаимодействии с социальной средой.

В этом плане человек может быть ориентирован:

  • а) на отстаивание и расширение своих прав;
  • б) на преимущественное исполнение своих обязанностей по отношению к другим людям, социальной среде в целом;
  • в) на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при решении социальных и профессиональных задач.

В соответствии со своими преобладающими ориентациями, сообразно своему пониманию того, что является справедливым, а что несправедливым, человек и оценивает поведение, действия других людей.

Важную роль в жизнедеятельности человека играют эстетические потребности: в понимании канонов красоты, гармонии, в восприятии и осуществлении поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гармонию.

К числу социальных потребностей человека, занимающих в иерархии потребностей личности высшую ступень, относятся потребности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и самосовершенствовании. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.

Па реализацию таких устремлений личности оказывают влияние не только внешние обстоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки (интересы, ценности, мотивы, способности, волевая подготовленность личности). При этом важную роль играет самооценочная деятельность личности, позволяющая ей выявлять и отслеживать уровень и динамику своего развития.

Таковы основные, ведущие потребности человека, оказывающие существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение в социуме. Эти потребности находятся в определенном иерархическом расположении их связей и отношений между собой, и их актуализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаиморасположением в системе иерархических взаимосвязей. Так, например, в начале названные потребности требуют первостепенного удовлетворения по сравнению с последующими потребностями, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей. Способы удовлетворения потребностей более высокого уровня, разнообразнее, нежели способы удовлетворения потребностей низшего уровня. При этом человек всегда испытывает действие каких-либо потребностей, поскольку место реализованной потребности занимает другая актуализированная потребность, обычно также проявляющаяся в системе многих других (А. Маслоу).

Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности личности как сложном психическом свойстве личности, включающем в себя систему побуждений и целей, которая и определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности.

Обособленное обеспечение заказов

Как и зачем использовать обособленное обеспечение заказов (на примере заказа клиента.)

Причины использования обособленного обеспечения

В прошлом уроке я подробно разобрал механизмы обеспечения складских потребностей, однако не упомянул об одном нюансе — когда при обеспечении потребностей, сформированных заказами различных видов, на складе появляется товарный остаток, то он становится «в общее пользование», т.е. может быть отгружен не только по исходным заказам, которые сформировали потребность в этом товаре, но и по любым другим документам.

Если при этом на складе нет никакого страхового запаса нужных товаров, то получается что заказ отгрузить не получится, хотя изначально вроде бы он был обеспечен.

Сами понимаете, ситуация не очень хорошая. Для того, чтобы таких ситуаций не происходило, в программе предусмотрено обособленное обеспечение заказов, при котором складской остаток товаров, возникший при обеспении потребностей, привязывается к конкретному заказу, который эту потребность создал и может быть отгружен только по этому заказу. Еще один плюс обособленного обеспечения — мы всегда видим, под какой конкретно заказ обеспечивается складская потребность.

Покажу на примере, но сначала включим использование обособленного обеспечения:

Обособленное обеспечение заказа клиента

Сформируем складскую потребность, для этого создадим заказ клиента и заполним вариант обеспечения:

При текущей настройке программа будет действовать так:

  • если товар есть на остатках, будет установлен статус Отгрузить;
  • если товара нет, то он будет обеспечиваться обособленно.

Сформировалась обособленная потребность:

Теперь начнем ее обеспечивать:

В настройках отбора выберем склад, на котором нужно обеспечить потребность:

Подставился нужный способ обеспечения (настроили в предыдущем уроке):

Рассчиталось количество к заказу:

Создался документ Заказ поставщику, осталось заполнить в нем цены:

В таблице товаров видим, что для закупаемой номенклатуры заполнилось назначение (открыв назначение, можно посмотреть исходный документ, сформировавший потребность):

Когда на основании заказа будет оформлен документ поступления, в нем тоже будет видно назначение:

После приемки изменится складской остаток, но он сразу встанет в резерв, и его нельзя будет использовать в других документах:

При изменении статуса в исходном заказе клиента вместо статуса Отгрузить будет Отгрузить обособленно:

Дальше схема стандартная — на основании заказа оформляется документ продажи.

В том случае, если клиент передумал и не хочет покупать товар, нужно снять резерв по номенклатуре под заказ. Для этого нужно использовать документ Корректировка назначения товаров:

В шапке документа выбираем нужный заказ, по которому нужно снять резерв, после этого нажимаем Заполнить обособленными остатками:

Таким образом можно делать как полное, так и частичное (в том случае, если клиент хочет взять меньше, чем предполагалось раньше) снятие. После этого товар становится общедоступным:

Потребность в обособлении

Проблема человеческих потребностей сложна и многозначна. Мы не беремся осветить ее полностью, ибо это выходит за рамки данной.книги. Представляется наиболее целесообразным остановиться лишь на важнейших социальных потребностях раннего юношеского возраста: потребности в общении и обособлении, в достижении и в поиске.

Потребность в общении имеет специфически человеческий характер и формируется у ребенка в процессе взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми.

С возрастом потребность в общении углубляется и становится все более и более значимой в жизни детей, хотя нет оснований утверждать, что ее развитие идет только по восходящей линии и что ему не свойственны временные остановки и даже некоторый регресс. Очевидно, одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность.

Чем объясняется высокий уровень развития потребности в общении именно в ранней юности? Можно назвать несколько причин. Наиболее явная — постоянное физическое и умственное развитие школьника и в связи с этим расширение его интересов, рост интереса к миру. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетворение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности в интимной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уверенность в их признании.

Это необходимо для решения, тех проблем, которые свойственны юношескому возрасту и решить которые можно лишь в общении с окружающими. Многочисленные исследования неоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи.

Проблемы столь важны и столь интимны, что для решения их, для «изживания» юности необходимо найти человека, который понял бы ее проблемы. С возрастом (от 14 лет к 17 годам) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональности. Главным образом, понимание должно иметь характер сугубо эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого обуревают те же проблемы и те же переживания.

Источники:

http://psylist.net/hrestomati/readerage056.htm
http://www.b17.ru/article/13186/
http://m.studme.org/156602125427/psihologiya/osnovnye_veduschie_potrebnosti_cheloveka
http://coderstar.ru/kurs-ut11/obosoblennoe-obespechenie
http://pedlib.ru/Books/1/0374/1_0374-243.shtml

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector