8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие цель и задачи административного судопроизводства

Понятие, задачи и принципы административного судопроизводства.

Административное судопроизводство — это деятельность административных судов по рассмотрению и разрешению административных дел в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства.

Задачей административного судопроизводства является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.

В административные суды могут быть обжалованы любые решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных или служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий, кроме случаев, когда по таким решениям, действий или бездеятельности Конституцией или законами Украины установлен иной порядок судебного производства.

В то же время, административные суды не рассматривают публично-правовые дела, которые отнесены к компетенции Конституционного Суда Украины, которые предстоит решать в порядке уголовного судопроизводства, а также о наложении административных взысканий и об отношениях, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции. Так, административные суды не могут рассматривать дела о признании неконституционными законов или предоставлять их толкования, ведь такие полномочия предоставлены лишь Конституционному Суду Украины. Кроме того, соответствующие суды не рассматривают дела о привлечении к ответственности за совершение административных правонарушений и преступлений.

Переходя к выяснению основных принциповадминистративного судопроизводства, необходимо обратить внимание на ст. 7 КАСУ, определяющие принципы осуществления правосудия, среди них нужно выделить следующие:

1) верховенство права;

3) равенство всех участников процесса перед законом и судом;

4) состязательность сторон, диспозитивность и официальное выяснение всех обстоятельств по делу;

5) гласность и открытость процесса;

6) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений административного суда;

7) обязательность судебных решений.

Каждый принцип правосудия выполняет свою определенную роль в организации и деятельности административных судов. Эти принципы действуют не разрозненно, а в совокупности. Они объединены общей целью — организовать судебные органы и их деятельность, соответствие их правопорядка, обеспечить защиту от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав, свобод и законных интересов граждан и других социальных ценностей. В этом состоит предназначение принципов правосудия.

Итак, конституционные принципы правосудия это закрепленные в Конституции Украины и других законах основные, исходные нормативные положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность правосудия, и образуют единую систему, определяет организацию и деятельность судебной власти по выполнения задач, стоящих перед ней.

Верховенство права (ст. 8 КАС Украины), должно рассматриваться с точки зрения его обязательности для законотворческой деятельности, принцип «верховенство Конституции» — относительно законодательных и других актов, принцип «верховенство закона» — в иерархии всех других нормативных актов.

Принцип верховенства права означает, что свобода граждан должно обеспечиваться таким правовым порядком, когда никто не заставляет делать чего-то, не предусмотренного законом, а человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Принцип верховенства права означает также, что государство образует право, а право является основой

жизнедеятельности и существования государства в лице его органов, должностных лиц и других организаций.

Принцип законности административного судопроизводства (ст. 9 КАС Украины) обеспечивает соответствие его нормативной основы, то есть норм и принципов, нормативным актам, точное и неуклонное их соблюдение в поведении всех субъектов — участников правоотношений.

Принципы законности включает в себя такие специфические элементы:

1) все государственные органы создаются только в соответствии с законом и имеют лишь те полномочия и привилегии, которые предоставлены им законом;

2) при применении своих полномочий и выполнении обязанностей эти органы должны действовать в соответствии с законом, и любое решение или действие, которые выходят за пределы узаконенных полномочий или нарушают закон, не имеют юридической силы;

3) законность любой административного воздействия должна быть открытой для проверки независимым судом по иску лица или группы лиц, или прокурора, уполномоченного действовать в общественных интересах.

По принципу равенства всех перед законом и судом, следует отметить, что он также закреплен в Конституции, согласно которой правосудие в судах осуществляется на началах равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом. Он закреплен также и в уголовном, хозяйственном процессуальном законодательстве Украины.

По принципу диспозитивности, то он известен и гражданскому процессу. Следует отметить, что процесс по рассмотрению административного спора возникает, как правило, по инициативе заинтересованных лиц, и суд рассматривает только те требования по существу спора, о решении которых ходатайствуют стороны, и суд не может выйти за пределы этих требований.

Итак, принцип диспозитивности в административном судопроизводстве заключается в следующем: действия административного суда зависят от требований истца и возражений ответчика, административный суд решает дело в объеме заявленных сторонами требований. Суд может выйти за пределы исковых требований только в случае, если это необходимо для полной защиты прав, свобод и интересов сторон или третьих лиц, о защите которых они просят.

Принцип состязательности дополняется в административном судопроизводстве принципу официального выяснения всех обстоятельств дела, в соответствии с которым административный суд принимает предусмотренные законом меры, необходимые для выяснения всех обстоятельств дела, в том числе по выявлению и исследования доказательств по собственной инициативе. Активная роль суда в административном судопроизводстве обусловлена ​​наличием публичного интереса и необходима для уравновешивания процессуального положения сторон. Итак, принцип состязательности в административном судопроизводстве гармонично сочетается с инквизиционным (розыскным) процессом.

Суд должен предложить лицам, участвующим в деле, представить доказательства, или по собственной инициативе истребовать доказательства, которых, по мнению суда, не хватает.

Принцип гласности характеризует демократизм административного судопроизводства, а открытое рассмотрение административных дел дает возможность гражданам ознакомиться с работой административного суда непосредственно.

Следует отметить, что решение административного суда является важным не только для сторон, но и для других лиц. Поэтому лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободах, интересах или обязанностях, не могут быть ограничены в праве на получение в административном суде как устной, так и письменной информации о результатах рассмотрения соответствующего дела. Конфиденциальность здесь не нарушается, поскольку рассмотрение дела является открытым. Никто не может быть ограничен в праве на получение в административном суде информации о времени и месте рассмотрения своего дела и принятые в ней судебные решения.

Открытое рассмотрение дела означает, что каждый гражданин, которому исполнилось 16 лет, имеет право присутствовать в зале судебного заседания и может делать письменные заметки. Открытое судебное разбирательство усиливает общественный контроль за деятельностью суда, способствует повышению у судей и лиц, участвующих в деле, чувство ответственности, обеспечивает воспитательное воздействие судебного процесса.

С принципами судопроизводства, в соответствии со ст. 129 Конституции Украины, принадлежит обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда кроме случаев, установленных законом.Реализацию этого принципа отражено в разделе IV КАС Украины, которым установлено процессуальный порядок пересмотра судебных решений в административных судах апелляционной и кассационной инстанций.

Принцип обязательности судебных решений представляет собой правило, согласно которому постановления и определения суда по административным делам, вступившие в законную силу, являются обязательными к исполнению на всей территории Украины. Обязательность судебных решений, вступивших в законную силу, придает им свойства закона в деле, в котором они приняты, поэтому они являются обязательными для выполнения на территории Украины всеми физическими и юридическими лицами.

Административное судопроизводство.

Административное судопроизводство — это самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти.

Признаки административного судопроизводства: 1. В рамках административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются споры граждан, организаций с органами власти. Наименование таких споров — административные дела

Читать еще:  Производство шнурков оборудование

2. Основной функцией административного судопроизводства является судебный контроль за органами власти. При осуществлении административного судопроизводства суды проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, где споры не связаны с деятельностью государственных органов или органов местного самоуправления и не затрагивают публичные интересы.

3. Особый субъектный состав — частное лицо и субъект публичного права. В административном судопроизводстве это, с одной стороны, гражданин, организация, права которых нарушены, а с другой — орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо.

4. Особый процессуальный порядок, позволяющий совместить частные и публичные интересы при соблюдении основных правил и принципов осуществления правосудия.

5. Целью и основным назначением административного судопроизводства является защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.

Виды административного судопроизводства: административное судопроизводство в арбитражных судах (в соответствии с нормами АПК РФ); административное судопроизводство в судах общей юрисдикции (в соответствии с нормами КАС РФ).

Задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Задачами административного судопроизводства являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Законное и обоснованное решение (определение, постановление) по административному делу является важнейшим средством реализации задачи административного судопроизводства по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

Особенности административного судопроизводства: 1) Административное судопроизводство, наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством, закреплено в Конституции РФ в качестве базового судебного процесса, определяющего содержание судебной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст.118 Конституции РФ). 2) Административное судопроизводство носит публично-правовой характер. 3) Основной функцией административного судопроизводства является рассмотрение и разрешение административных дел. 4) Административное судопроизводство, так же как любое другое судопроизводство, имеет единую конституционную цель – защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций.

В числе процессуальных особенностей рассмотрения административных дел в порядке административного судопроизводства учеными называются: во-первых, бремя доказывания, как правило, возлагается на орган публичной власти; во-вторых, активная роль суда на всех стадиях судебного разбирательства; в-третьих, основная тяжесть бремени доказывания возлагается на административного ответчика, а гражданин освобождается от обязанности доказывать противоправность, незаконность обжалуемого акта (решения, действия, бездействия); в-четвертых, установление жестких пресекательных сроков для подачи жалобы (административного иска) по административному делу; сроков подготовки дела к слушанию и непосредственного его рассмотрения судом; в-пятых, наличие возможности пересмотра принятого по административному делу решения суда вышестоящим судом.

Глава 1. Понятие административного судопроизводства

АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией ИПСУБ

Под общей редакцией д.ю.н., профессораЗ.З. Зинатуллина

Авторский коллектив:

к.ю.н., доцент Ф.А.Абашева (гл.2);

к.ю.н.М.А. Ворончихин (гл.3); к.ю.н. А.С.Лукомская(гл.12); к.ю.н., доцент Д.В. Татьянин (гл.5,6,9,10,11,15);

д.ю.н., профессорЛ.Г. Татьянина (гл.1,4,7,8,16,17,18,19);

к.ю.н., доцент Е.Ф. Тенсина (гл.13,14)

А 313Административное судопроизводство Российской

Федерации: учеб.пособие /авт.коллектив; под общ.

ред. З.З.Зинатуллина. Ижевск: Jusest ,2016. 222 с.

© Авторский коллектив, 2016

© Институт права, социального управления и безопасности, 2016

Предисловие

Административный процесс является учебной дисциплиной, входящей в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность».

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВО «Административный процесс» обеспечивает инструментарий формирования профессиональных компетенций студента.

Административное судопроизводство является частью административного процесса.

После изучения дисциплины «Административный процесс» студент должен:

· понятие, цели и задачи административного судопроизводства;

· понятие подведомственности и подсудности;

· принципы административного процесса;

· участников административного процесса;

· понятие судебного доказывания и доказательств;

· порядок производства в суде первой инстанции;

· порядок и сроки пересмотра дел в вышестоящих судебных инстанциях;

· порядок пересмотра дел по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

· оперировать юридическими понятиями и категориями;

· анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

· выявлять проблемы процессуального характера при анализе конкретных правовых ситуаций в административном судопроизводстве, предлагать эффективные способы их решения с учетом возможных правовых последствий;

· осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных правовых задач;

· правильно составлять и оформлять юридические документы;

· использовать информацию, полученную в результате правовых исследований;

· использовать международный опыт и российскую судебную практику в административном судопроизводстве;

· понятийным аппаратом в сфере административного судопроизводства;

· навыками применения современных правовых инструментов для решения практических задач;

· современными методами сбора, анализа и использования правовой информации в процессе доказывания в суде.

Материалы данного учебного пособия могут быть использованы при изучении дисциплины «Административный процесс» в юридических высших и средних учебных заведениях России.

Наличие процессуальных проблем, специфика правового регулировании порядка и способов судебной защиты в административном процессе обусловили необходимость подготовки данного пособия, которое должно помочь студентам в их будущей профессиональной деятельности.

Глава 1. Понятие административного судопроизводства

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

знать понятие административного судопроизводства, его отличие от административного процесса, а также задачи административного судопроизводства;

уметь разграничивать виды процессуальной деятельности; определять конкретную задачу, решаемую в административном судопроизводстве;

владеть навыками системного толкования закона.

Административное судопроизводство представляет собой процедуру судебного производства по административному делу. Предметом административного судопроизводства выступает административно-правовой конфликт.

Административное судопроизводство следует разграничивать с административным процессом. Административный процесс является более широким понятием, чем административное судопроизводство, поскольку он включает в себя не только деятельность суда по разрешению административно-правовых конфликтов, но и административную деятельность государственных органов исполнительной власти. Учитывая особенности существующих административно-процессуальных отношений, следует выделить три вида административного процесса:

Административное судопроизводство следует рассматривать в следующих смысловых значениях:

1. Административное судопроизводство как вид правоприменительной деятельности:

2. Административное судопроизводство как установленный нормами права порядок осуществления такой деятельности;

3. Административное судопроизводство как учебная дисциплина.

Административное судопроизводство – это регулируемая законом деятельность суда, направленная на решение поставленных перед ним задач. К задачам административного судопроизводства относятся:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Кроме суда к участникам административного судопроизводства относятся лица, защищающие свои права и законные интересы, государственные органы и должностные лица, защищающие государственный или общественный интерес, а также иные лица, которые оказывают содействие правосудию.

Все участники административного судопроизводства обладают административно-процессуальной правоспособностью, которая представляет собой способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве. Административная процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно КАС РФ и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

Согласно части второй ст. 5 КАС РФ, способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:

1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;

2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;

3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

Читать еще:  Реструктуризация дебиторской задолженности

4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.

Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.

Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. Если гражданин Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, то основным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.

Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

1. Назовите предмет административного судопроизводства.

2. Укажите виды административного процесса.

3. Дайте понятие административного судопроизводства.

4. Раскройте содержание административно-процессуальной правоспособности.

Понятие, принципы, цели и задачи административного судопроизводства

В рамках существующей системы правопорядка задачи административного судопроизводства решаются не только в инстанциях общей юрисдикции, но и в арбитражных органах. Они направлены на рассмотрение жалоб физических и юридических лиц, касающихся действий государственных органов власти, а также разрешения конфликтных ситуаций между руководящими структурами и населением.

Недавние нововведения

Только в 2015 году появился Кодекс административного судопроизводства. Предмет регулирования задачи до этого не был четко определен и подкреплен нормативными правовыми актами, поэтому в процессе разбирательств возникали различные споры у юристов. Создание нового свода законов позволило облегчить труд специалистов. Кодекс представляет собой систематизированный акт, в котором регулируется порядок проведения административных дел.

Решаемые задачи

В статье КАС РФ отражены цели и задачи административного судопроизводства. Они согласуются с Конституцией Российской Федерации, которая устанавливает основные ориентиры правосудия.

На первое место выходят четыре задачи.

  1. Обеспечение доступности правосудия в области административных и публичных взаимоотношений между субъектами.
  2. Осуществление защиты оспариваемых или уже нарушенных законных интересов и свобод физических и юридических лиц.
  3. Своевременное рассмотрение разбирательств непосредственно с соблюдением правовых норм.
  4. Профилактика нарушений в сфере публичных взаимоотношений и укрепление законности.

Наиболее важным способом реализации поставленных задач административного судопроизводства, касающихся защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, является обоснованное и взвешенное решение непосредственно по рассматриваемому делу.

Основные стадии процесса

Решение задач административного судопроизводства достигается за счет грамотно организованного процесса, который состоит из нескольких стадий (самостоятельных частей процессуальных действий).

  1. Возбуждение дела при наличии административного правонарушения имеет определенную специфику. Инициатива может исходить со стороны уполномоченного органа или рядового гражданина. При необходимости проводится административное расследование, в ходе которого реализуются привычные процессуальные действия вроде сбора и предоставления доказательств.
  2. Основной стадией считается непосредственно рассмотрение дела. Именно на этом этапе начинают проявляться основные черты административно-процессуальной деятельности. Дела о правонарушениях обычно рассматриваются в присутствии обвиняемого. После разбирательства должностным лицом выносится постановление об административном наказании или оправдательный приговор.
  3. Принятое решение может быть оспорено лицом, которое привлекалось к ответственности или органом исполнительной власти. Обжаловать вердикт можно в прокуратуре. При оспаривании приговора исполнение постановления приостанавливается. Жалоба должна быть подана в десятидневный срок. На ее рассмотрение отводится то же время.

Существуют некоторые сложности, не позволяющие успешно решать задачи административного судопроизводства, понятия и принципы которого сводятся к урегулированию конфликтных ситуаций между органами управления и гражданами. Не перестает быть актуальной проблема формирования членов административной юстиции. С практической точки зрения не до конца решены все сложности, связанные с независимым судом при участии в управленческих спорах.

Базовые принципы

Основные задачи и принципы административного судопроизводства направлены на защиту граждан от проведения незаконных действий со стороны высших органов и управленческих структур. Основополагающие идеи заключаются в следующем.

  1. Процесс должен проходить в рамках законности. Это невозможно сделать без четкого определения правовых норм.
  2. При рассмотрении дела не должно быть каких-то снисхождений и предпочтений по национальному признаку, вероисповеданию и другим критериям. Перед законом все равны.
  3. Решение должно выноситься с учетом всех обстоятельств. Наличие состязательности сторон является важным фактором.
  4. Каждая из стороны должна иметь возможность беспрепятственно присутствовать на всех стадиях процесса.
  5. Административные разбирательства следует делать гласными. Гражданам должна предоставляться возможность получать информацию в полном объеме, если это не затрагивает государственных тайн.
  6. Участникам процесса, которые не владеют языком, необходимо предоставлять переводчиков.
  7. Административные дела должны рассматриваться в максимально сжатые сроки, которые определены законом.
  8. Должностные лица, нарушающие исполнение процесса, обязаны нести ответственность за нарушение.

Общие черты процесса

Выше перечислялись задачи административного производства, которые позволяют эффективно регулировать деятельность. Однако необходимо понять, какие черты свойственны административному процессу.

  1. Результаты разбирательств на разных стадиях фиксируются в официальных документах.
  2. Четко прописаны административно-процессуальные нормы, формирующие самостоятельный институт.
  3. Цель процесса заключается в достижении конкретных юридических результатов, а также разрешении дел управленческого характера.
  4. Условия для исполнения материальных норм обеспечиваются в полной мере.
  5. Имеется определенное строение.

Разумные сроки судопроизводства

Административные разбирательства и исполнение вынесенных решений исполняются в разумный срок. При его определении в расчет берутся имеющиеся обстоятельства, так как дела могут отличаться разным уровнем правовой сложности. Сроки устанавливаются пунктами КАС РФ.

Обстоятельства, кающиеся организации работы судебного органа, не могут являться основанием для превышения установленных норм. В тех ситуациях, когда после принятия административного иска дело продолжительное время не рассматривается, председатель суда может дать мотивированное определение, чтобы ускорить процесс рассмотрения. В нем указываются рекомендации, позволяющие форсировать разбирательство, а также отражаются сроки, не позже которых следует провести судебное заседание.

В качестве заключения

В рамках статьи были подробно рассмотрены задачи административного судопроизводства, понятие которого заключается в грамотном разрешении конфликтных ситуаций между управленческими структурами и рядовыми гражданами или юридическими лицами. Они просты для понимания, но сложно выполнимы на практике, поэтому требуют взвешенного подхода при непосредственном воплощении в жизнь.

Задачи и цели гражданского и административного судопроизводства (Горелов М.В.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

В разных правовых системах содержание задач и целей гражданского и административного судопроизводства имеет однородный характер. Если обратить внимание на содержание ст. 1 АПК КНР (Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики) , задачи административного судопроизводства совпадают с задачами гражданского судопроизводства Российской Федерации.
———————————
Статья 1 (АПК КНР): «Настоящий Кодекс разработан на основании Конституции Китайской Народной Республики для обеспечения беспристрастного и своевременного рассмотрения административных дел народными судами, разрешения административных споров (споров из административных правоотношений), защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и других организаций, надзора за законной реализацией полномочий органами государственного управления (административными органами)». Статья 2 (ГПК РФ) «Задачи гражданского судопроизводства»: «Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду».

Читать еще:  Со скольки можно сдавать кровь на донорство

Задача — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать . Необходимо ли предлагать корректировку понятия и содержания целей и задач судопроизводства?
———————————
См.: Фридман Л.М. Основы проблемологии. М.: Синтег, 2001. С. 228. Серия: Проблемология.
С.Л. Дегтярев (Реализация судебной власти в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2008) справедливо выделил задачи, которые стоят перед конкретным судом (судьей) при осуществлении правосудия. Это задачи, сформулированные в действующих ГПК РФ и АПК РФ как «правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел» и «справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом» соответственно. Гагиев А.К. (Критерии эффективности деятельности судов в гражданском и арбитражном процессе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2013) предлагает корректировку понятия и содержания целей и задач гражданского и арбитражного судопроизводства. Целью гражданского и арбитражного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов участников процесса. Под задачами цивилистического производства необходимо понимать доступное, своевременное и справедливое рассмотрение и разрешение гражданских дел. Подобная трактовка задач гражданского и арбитражного судопроизводства позволит отождествить легальные задачи судопроизводства и критерии эффективности процессуальной деятельности суда и лиц, участвующих в деле в гражданском и арбитражном процессе.

В КАС РФ разграничение целей и задач на законодательном уровне не реализовано.
Статья 3 КАС РФ: «Задачами административного судопроизводства являются:
1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений».
Цели гражданского и административного судопроизводства не всегда первичный процессуальный элемент по отношению к задачам. Если невозможно разрешить задачу, то не будет и достигнута цель административного судопроизводства. То есть задачи гражданского и административного судопроизводства могут определять конечные цели. В этом проявляется не только теоретическая связь между целями и задачами административного судопроизводства, но и практическая значимость задач и целей.
С чем сталкивается административное судопроизводство первоначально — с целями или задачами? Если задачами административного судопроизводства следует признавать рассмотрение и разрешение дел судами, а целью — защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, то первоначально административное судопроизводство соприкасается с задачами. Конечная цель административного судопроизводства не достигнута, если не рассмотрено и не разрешено административное дело в суде.
Предполагаем, что данная связь целей и задач гражданского и административного судопроизводства повлияла на позицию, согласно которой «целевые установки гражданского судопроизводства объединяют задачи и цели, на выполнение и достижение которых направлены требования всех норм права, подлежащих реализации через деятельность суда и всех других субъектов спора» .
———————————
Жилин Г.А. Суд первой инстанции в гражданском процессе. М., 2001. С. 10 — 11.

Некоторые задачи являются одновременно и целью правосудия, в частности защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, которая и достигается путем рассмотрения и разрешения дел судами, в том числе и в рамках административного судопроизводства. То же самое относится и к правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел, а также к укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений. Все указанные задачи решаются также путем осуществления судебных полномочий посредством совершения процессуальных действий .
———————————
См.: Ярков В.В. Комментарий к КАС РФ (постатейный, научно-практический). М., 2016.

Защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений — это цель административного судопроизводства, которая и достигается путем поставленной задачи — рассмотрения и разрешения дел судами, в том числе и в рамках административного судопроизводства. Возникает логическая структура первичного процессуального элемента цели — защита нарушенных прав и законных интересов в рамках административного судопроизводства. Невозможно в административном судопроизводстве достичь цели — защиты нарушенных прав и законных интересов без рассмотрения и разрешения дела судом, и в данном случае необходимо выделять первоначальную цель и конечную цель — защиту нарушенных прав и законных интересов.
Первоначальная цель — защита нарушенных прав и законных интересов существует только в норме КАС РФ или ГПК РФ, и она рассматривается как «форма» без рассмотрения и разрешения дела. Конечная цель — защита нарушенных прав и законных интересов протекает через задачу рассмотрения и разрешения административного дела, и только в этом случае цель имеет полноценную «форму» и «содержание». Последствия наличия в цели формы и содержания — она реализована в административном судопроизводстве.
Изменится ли логическая структура, если целью административного судопроизводства будет рассмотрение и разрешение дела в суде, а задачей — защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений? В данном случае первичным процессуальным элементом будет рассмотрение и разрешение дела, то есть цель. Невозможно отрицать наличие цели у суда в рассмотрении и разрешении административного дела. Цель в рассмотрении и разрешении дела будет достигнута при решении других задач, которые непосредственно отражены, например, в процессуальных нормах ГПК РФ или КАС РФ. Статья 148 ГПК РФ «Задачи подготовки дела к судебному разбирательству»: «Задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются:
— уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела;
— определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон;
— разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса;
— представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле;
— примирение сторон».
Статья 132 КАС РФ «Задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству»: «Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц».
Административное и гражданское судопроизводство не ограничивается задачами, сформулированными в главе 1 КАС РФ и ГПК РФ (ст. 3 КАС РФ и ст. 2 ГПК РФ). В каждой стадии гражданского и административного судопроизводства имеются свои задачи, при этом общая цель — правильное рассмотрение и разрешение дела.
Таким образом, предполагаем, что рассмотрение и разрешение дела в суде — это одновременно цель и задача. Цель и задача — это всегда действие в виде того, что требуется сделать. Цель административного и гражданского судопроизводства может выступать как начальный и конечный результат задачи. Будет ли достигнута цель, зависит от задачи. Например, перед судом при принятии искового или административного иска возникает цель — правильное рассмотрение и разрешение дела в суде, и из этой цели возникают задачи — примирение сторон, представление необходимых доказательств сторонами и т.д.
Только при достижении цели правильного рассмотрения и разрешения дела в суде происходит реализация конечной цели административного и гражданского судопроизводства — защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Литература

1. Административный процессуальный кодекс Китайской Народной Республики.
2. Гагиев А.К. Критерии эффективности деятельности судов в гражданском и арбитражном процессе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук / А.К. Гагиев. М., 2013. 20 с.
3. Дегтярев С.Л. Реализация судебной власти в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук / С.Л. Дегтярев. Екатеринбург, 2008. 51 с.
4. Жилин Г.А. Суд первой инстанции в гражданском процессе / Г.А. Жилин. М., 2001. С. 10 — 11.
5. Фридман Л.М. Основы проблемологии. М.: Синтег, 2001. 228 с. Серия: Проблемология.
6. Ярков В.В. Комментарий к КАС РФ (постатейный, научно-практический) / В.В. Ярков. М., 2016. 1295 с.

Источники:

http://megalektsii.ru/s152538t5.html
http://studopedia.ru/20_16742_administrativnoe-sudoproizvodstvo.html
http://lektsii.org/17-62104.html
http://businessman.ru/ponyatie-printsipyi-tseli-i-zadachi-administrativnogo-sudoproizvodstva.html
http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/27143

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector