6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и сущность мировоззрения

Важно ли для человека его мировоззрение

Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:

Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.

Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.

Функции мировоззрения

В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.

Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.

Исторические типы мировоззрения

На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.

В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.

Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.

Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.

Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.

Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.

Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.

Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.

Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.

Уровни мировоззрения

Понятие мировоззрения содержит три уровня:

  1. Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
  2. Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
  3. Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.

Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.

Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.

Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.

Структура мировоззрения

Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.

Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).

Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.

Мировоззрение в философии

Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.

Философия (в переводе с др. греч. – любомудрие; любовь к мудрости) – это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.

Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.

В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.

Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.

Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Читать еще:  Протокол судебного заседания образец по гражданскому делу

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

Что такое мировоззрение? Понятие, сущность, роль мировоззрения

Рождаясь, человек еще не является личностью, но постепенно преобразовывается в нее, усваивая информацию об окружающем мире и формируя собственные взгляды о ней. Такие умения, как обучаемость, усвоение, переработка полученных данных и их критическая оценка помогают людям выработать систему интеллектуальной и эмоциональной оценки действительности.

Сложенные воедино принципы, идеалы и взгляды на мир, подкрепленные соответствующими им поступками, составляют сущность мировоззрения человека. Суммирование всех компонентов системы является духовной и практической деятельностью индивидуума.

Видение мира

Система взглядов человека на окружающую реальность и способность ее осваивать, его этические ценности, обобщение имеющихся в его распоряжении естественно-научных, технических, философских и других знаний, вот что такое мировоззрение.

Впервые этот термин был введен в конце 18 века в значении «взгляда на Вселенную» немецким философом Кантом. Лишь со второй половины 19 в. он стал означать систему, в основе которой лежат суждения о мире и место, которое занимает в нем человек.

На самом деле это понятие означает сложное взаимодействие различных блоков знаний, убеждений, эмоций, мыслей и настроений, соединенных в некое подобие понимания людьми окружающей реальности и себя в ней.

Каждый индивидуум в отдельности, имея свой набор мнений и взглядов на действительность, может объединяться в группы, сообщества, семьи или другие организации с людьми с похожими суждениями. В зависимости от того, какие ценности, точки зрения или жизненные программы определяют их сознание, при этом образуются народы, различные слои общества, интеллектуальная или социальная элита, или классы.

Развитие мировоззрения цивилизаций

Наблюдая за происходящими в природе явлениями, люди с древности пытались дать им хоть какое-то объяснение. Самый простой способ это сделать, было объявить свое существование и всего вокруг проявлением воли богов. Таким образом, сформировалось сверхъестественное и мифическое видение происходящего, которое было основным на протяжении нескольких тысячелетий.

Главное, что такое мировоззрение объясняло, так это иллюзорность жизни, так как все предопределено богами, что большинство людей подтверждало, смиряясь с таким взглядом на реальность. Благодаря тем личностям, кто шел вразрез с принятыми суждениями (не подчинялись воле богов), менялись история и, соответственно, мировоззрение в сознании людей и целых цивилизаций.

Рассуждая о существующих порядках в явлениях природы и сравнивая их, люди создали такую науку, как философия. Благодаря способности познавать окружающую реальность во всей ее многогранности, человек постоянно усовершенствовал модель Вселенной, Земли и изучал свое место в ней.

По мере того как накапливался опыт в познании действительности и проверялся на практике, у цивилизаций появлялись науки, менялось мировоззрение. Например, наблюдения за изменениями на звездном небе легли в основу астрологии, а затем астрономии.

Структура миропонимания

Как известно, формирование мировоззрения начинается с двух-трехлетнего возраста. Годам к семи у детей уже складывается личное мироощущение, основанное на том опыте и практическом его применении, что они успели получить и переработать.

Главные вопросы, характеризующие деятельность человека в любом возрасте, это:

  • знать, чего он хочет;
  • иметь представление, как этого достичь;
  • хотеть именно этого;
  • достигать желаемого.

Чтобы понять, что такое мировоззрение, следует знать, из каких структурных элементов оно состоит:

  • познавательный – включает в себя все научные, социальные, технические, обыденные и другие знания, которые известны человеку и в совокупности создают его универсальное миропонимание;
  • ценностно-нормативный – включает в себя идеалы и убеждения, которые лежат в основе поступков каждого индивидуума и составляют его систему ценностей;
  • морально-волевой – объединяет имеющуюся систему знаний с эмоциональным восприятием действительности и определением человеком своего места в обществе, коллективе, мире и отношение к нему;
  • практический – мировоззрение считается полноценным и воспринимается, как руководство к действиям, по которым можно определить, какие ценности лежат в его основе.

Люди на протяжении всей жизни могут менять свои убеждения, но основные ценности остаются постоянными.

Сущность мировоззрения

Основным условием развития человеческой личности является постоянное изучение окружающей действительности, происходящих в ней изменений и приспособление к ним.

Чтобы понять, что такое сущность мировоззрения, следует рассмотреть уровни, из которых оно состоит:

  • Мироощущение – способность людей адаптироваться к окружающей среде и ориентироваться в ней. На этом уровне познание мира осуществляется за счет 5 органов чувств и работы бессознательного. Здесь же находится эмоциональная оценка действительности. Например, неожиданное чувство радости и счастья возникает на уровне бессознательного до того, как мозг начнет искать причину, приведшую к подобной перемене в настроении.
  • Миропонимание – это работа на уровне сознания, во время которой происходит получение и обработка информации об окружающей действительности. В ходе этого процесса проявляются 2 типа восприятия:
  1. Обыденный, во время которого человек составляет свое мнение о желаемом уровне жизни, окружающих людях, работе, стране, политиках, семейных отношениях и о многом другом.
  2. Теоретический тип – общее познания бытия, своего места в мире, опиравшееся на имеющиеся данные различных наук или философии.

Сущность мировоззрения заключается в сведении всех уровней восприятия реальности в единую систему ценностей, знаний и их эмоциональной оценки в некую жизненную позицию, подтвержденную поступками человека.

Основные типы

Теоретической базой мировоззрения является философия, а практической – духовная целостность человека, подтвержденная его деятельностью. Условно ее можно разделить на несколько типов:

  • Архаический – период, когда человечество воспринимало мир живым и взаимодействовало с ним, исходя из этого знания. Этому типу присущ тотемизм, одним из свойств которого было отождествление людьми себя с животными, птицами или явлениями природы.
  • Следующий уровень развития – мифологический тип мировоззрения, по которому всему видимому и невидимому свойственно не только иметь образ, но и взаимодействовать с человеком и друг с другом. Люди общаются с богами, приносят им жертвы, молятся, строят храмы, соблюдают обряды и могут даже соперничать или противостоять им.
  • Религиозный тип отделяет человека от мира духов. На Олимпе нет богов, но вера в них у людей не пропала. Появились другие обряды, догмы, заповеди, но авторитет богов был неоспорим.
  • В основе философского типа лежит критическое сознание, не принимающее на веру старые постулаты, а требующее их логического подтверждения.

Каждому типу мировоззрения были свойственны свои принципы. В зависимости от меняющихся взглядов на окружающую действительность, всем эпохам свойственны свои ценности.

Основные принципы

Главные принципы мировоззрения касаются взаимоотношения Бога с миром и подразделяются на:

  • Атеизм – отрицание существования сверхъестественного и богов, а первоосновой всего является материя, изучение которой возможно только чувственным образом.
  • Скептицизм – в основе принципа лежат сомнения в непреложности истины и отрицание божественного предназначения человека и смысла его жизни. Разделяющие эти взгляды люди считают, что индивидуум обязан сам определять свою судьбу, главные ценности мировоззрения которого должны состоять в достижении максимального количества удовольствий.
  • Пантеизм – вера в некую основу мира, породившую все сущее. Формой изучения реальности в пантеизме является наблюдение за действительностью и дедукция на физическом уровне, и мистическая интуиция на духовном.
  • Креационизм – принцип, утверждающий Бога, как первопричину всего, но разделяющий компоненты, лежащие в основе мира от природы самого Творца.

Обобщая, что такое мировоззрение, можно определить, что это совокупность всех знаний, чувств, взглядов и оценок реальности человека в его понимании мира.

Имеющиеся проблемы

Главной проблемой мировоззрения являются противоречия во взглядах людей на существующую реальность. Каждый индивидуум видит ее через собственную линзу восприятия, в которой фокусируются убеждения и основные жизненные установки, подтвержденные на практике. Именно различие в том, на чем люди сосредотачиваются, и делают их настолько разными.

Например, кто фокусируется на деньгах, накапливает капиталы, кто на их отсутствии – плодит бедность.

Влияние мировоззрения на уровень и качество жизни людей доказано экспериментальным путем. Стоит человеку поменять свои убеждения и сфокусироваться на новых установках (достатке, здоровье, любви, карьере и многом другом), как картина мира начинает постепенно меняться.

Важно помнить, что проблемой при изменениях является отсрочка во времени. Если человек долго верил в то, что не может стать богатым, то потребуется некоторый срок, чтобы новые взгляды мировоззрения «укоренились» в подсознании.

Духовный аспект

Раньше считалось, что люди – это индивидуумы, получающие духовный опыт на протяжении своей жизни. Современные науки приходят к выводу, что человек – это дух, обретающий опыт в физическом теле. Сегодня все больше уделяется внимания изучению взаимосвязи между Творцом и его творением.

Духовное мировоззрение людей построено на принятии или отрицании Бога. В основе гармонии лежат:

  • любовь к миру в целом;
  • принятие происходящих событий, как проявление божественной воли;
  • подключение к энергии любви через молитву;
  • реализация собственной жизни через гармоничное ее проживание;
  • сбалансированное состояние во всех сферах жизни.

При отсутствии духовного развития людей наполняют обиды, невзгоды, болезни и непонимания смысла жизни.

Мировоззрение сегодня

Существующее сегодня мировое сообщество интегрировано в масштабах всей планеты. Современное мировоззрение человека включает в себя сумму знаний всех имеющихся наук на уровне неспециалиста. В ее основе лежит познание действительности через 5 органов чувств с дальнейшей обработкой информации разумом.

Из полученных данных человек строит свою картину мира, на которую может сознательно влиять и видоизменять. Единственное, что осталось неизменным, так это цель человека. Она по-прежнему в познании мира и места в нем.

Основная функция

Роль мировоззрения в том, чтобы управлять и направлять деятельность человека. Ее можно изложить в двух функциях:

  • деятельность через систему ценностей с направлением к цели (основополагающий вопрос – во имя чего я это совершаю);
  • определение стратегии ее достижения (как я к этому приду).
Читать еще:  Вадим рабинович семья

Главной функцией мировоззрения является определение места человека в окружающей действительности.

Мировое сознание

Совокупность всех поступков каждого отдельного индивидуума является осуществленным мировоззрением. В многообразии человеческих взглядов на действительность проявляется природа мирового сознания.

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения;

Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие «мировоззрение» шире, чем понятие «философия». Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Философия выступает как вершина (квинтэссенция) мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его.

Философия выполняет и роль фундамента мировоззрения.

В философской литературе выделяются три крупные исторические формы или типы мировоззрения:

Все они соответствовали определенным историческим периодам развития человечества: мифологическое было самым первым, самым ранним самоопределением человека в мире. Религиозное (монотеистическое) в современном уже виде возникало практически наряду с философским (немецкий философ К.Ясперс назвал этот период «осевым временем» истории и культуры). Но вместе с тем, все эти типы мировоззрения в той или иной форме присутствуют и в современной духовной культуре в явном (религия) или снятом (мифология) виде.

Сущностью мифологического мировоззрения является, прежде всего, иллюзорность восприятия бытия, и если такая иллюзорность существует в практике людей, то можно говорить о наличии мифологического мировоззрения, хотя, в целом, историческое время его прошло. Мировоззрение не формируется специально профессионалами, оно формируется в процессе жизнедеятельности человека и общества объективно как результат различных влияний и активной избирательности самого человека, хотя и профессиональные философы все же вносят определенный субъективный момент в формирование мировоззрения. Мировоззрение – это социально-историческое явление, возникающее с появлением человечества. Оно не просто является частью его культуры, а выражает ее суть. Процесс выработки мировоззрения представляет общественную потребность: осознание человеком и человечеством мира, в котором он живет, самого себя и своего места в этом мире. Без осознания хода жизни, ее дальнейших перспектив, просто, невозможно куда-либо двигаться, поэтому одной из основных составляющих мировоззрения выступают его ценностные аспекты.

Мировоззрение – это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития. Поэтому, будучи системой взглядов, мировоззрение включает в себя не все взгляды, а лишь основополагающие, принципиальные, которые наиболее постоянны и не подвержены сиюминутным изменениям.

Теория формирования личности считает, что основные черты мировоззренческих ориентаций начинают складываться с 2-3-летнего возраста. К 5-7 годам уже устанавливается некоторая определенность, индивидуальность мироощущения и мировосприятия.

Можно выделить несколько важнейших компонентов мировоззрения. Эти компоненты характеризуют три главных момента деятельности человека. Для того, что успешно действовать, человек должен: а) знать, как нужно делать; б) хотеть (желать) именно это и именно так делать, и в) уметь достигать желаемого. Знания, воля и практика – только при сочетании всех этих компонентов человек может реализовать свое мировоззрение.

Можно выделить следующие некоторые структурные элементы мировоззрения:

1. Теоретико-познавательный компонент.

Мировоззрение – это, прежде всего, знание. Оно складывается из системы повседневных или обыденных, научно-технических, профессиональных, социальных и прочих знаний. Познавательный компонент формирует у человека наличие конкретно-научной и универсальной картин мира. Мировоззрение как знание систематизирует не только личные, индивидуальные знания, но и общественные достижения, включает весь человеческий опыт познавательной деятельности.

2. Ценностно-нормативный компонент.

Одним из назначений мировоззрения является не только то, чтобы человек опирался на какие-то знания, а главное то, чтобы человек руководствовался какими-то социальными, общественными регуляторами, чтобы он не выпадал из системы своей эпохи и достижений общечеловеческой культуры. Поэтому важнейшими элементами мировоззрения являются убеждения, ценности, идеалы, которые непосредственно и определяют практическую направленность человека.

Ценность – это свойство вещи или явления, которое может удовлетворить потребности человека в чем-либо, которое оценивается человеком как важнейший предмет или отношение для его деятельности. Ценность то, к чему человек стремится больше всего. Без системы ценностей не может быть никакого мировоззрения. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе выстраивается в определенную иерархию ценностей, которая в течении жизни может неоднократно меняться, но всегда существует.

Следствием устойчивой, повторяющийся оценки человеком своих связей с другими людьми являются нормы. Моральные, религиозные, правовые, политические нормы регулируют взаимоотношения между людьми в обществе и являются практическим выражением мировоззрения как личности, так и общества. Мировоззрение определяет и формирует принципы поведения, установки и ориентации человека и общества. Образно можно сказать, что мировоззрение – это «призма» духовной жизни человека и общества, отражающая их суть.

3. Морально-волевой компонент.

Мировоззрение – это система не только знаний, но и система эмоционального отношения к миру. Кроме интеллектуального освоения действительности, человеку необходимо освоить мир эмоционально. Мировоззрение включает не только разум ума, но и «разум сердца». Разум сердца – это перевод интеллектуальных знаний на уровень моральных принципов, на уровень нравственности и доброй воли. Морально-волевой компонент позволяет определить свое место в мире и свое отношение к другим людям. Кроме того, он включает и наличие психологической готовности поступать определенным образом.

4. Практически-действенный (праксеологический) компонент.

Мировоззрение считается сформированным, когда оно выступает как руководство к деятельности. Именно по поступкам и действиям можно судить о мировоззрении: его содержании, главных принципах. Даже, если по своему характеру человек пассивен (т.е. больше направлен на созерцание, чем на созидание), мировоззрение все равно будет определять линию поведения и тип поступков.

Таким образом, мировоззрение – это система и совокупность теоретических взглядов, оценок, норм, установок, ориентаций и др. составляющих, эмоционально, интеллектуально и психологически определяющих отношение человека к миру и самому себе и выступающих в качестве регуляторов человеческой деятельности.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить следующие уровни мировоззрения:

Житейско-практический. К нему относится житейская философия. Она формируется под влиянием обыденной практики и жизни человека, основывается преимущественно на личном опыте, на семейном воспитании. Житейская философия неоднородна и необщезначима, как неоднородны ее носители. На формирование этого уровня оказывают влияние разные факторы: национальная принадлежность человека, его религиозные установки, его профессиональная деятельность, обычаи и традиции, уровень личностного развития и другие. Житейская философия характеризуется стихийностью, бессистемностью, узостью суждений. Часто функционирует на уровне поверхностного мнения, расхожих стереотипов, слухов, сплетен, снобизма, психологических особенностей отдельного индивида.

Теоретический уровень. Житейско-практическое мировоззрение может дополняться и, как правило, дополняется теоретическим уровнем и теоретической философией. Теоретический уровень отличается большей системностью, определенной направленностью. Такое мировоззрение уже может претендовать на теоретическую обоснованность и относительную истинность. Мировоззрение и философия на теоретическом уровне «живут» в системе понятий и, в отличие от житейско-практического, сами представляют собой систему понятий, являющую более или менее законченные концепции.

В мировоззрении также можно выделить индивидуальный уровень и уровень общественного сознания. Оно может представлять научный и ненаучный, религиозный и антирелигиозный характер, и другие особенности.

Мировоззрение, его сущность, структура.

Мировоззре­ние — неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Каждый человек имеет мировоззрение, и у каждого человека оно индиви­дуально-специфическое. Одна из вечных философских проблем: что же такое мировоззрение человека, как его понимать, каково его социальное значение?

В наипростейшем понимании слова мировоззрение — это со­вокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Если кон­кретизировать, то мировоззрение — это совокупность обобщенных представлений о действительности, которые отображают, рас­крывают и предопределяют практическое и теоретическое отно­шение человека к миру, способ восприятия, осмысления и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-ис­торического субъекта познания и практики.

Мировоззрение — не просто обобщенное представление о мире, а форма самосознания человека, узловыми категориями которого выступают понятия «мир» и «человек». Через эти понятия субъ­ект мировоззрения осознает свое назначение в мире и формирует жизненные установки. Отношение «мир — человек» — это основ­ной вопрос мировоззрения.

Мировоззрение существу­ет в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в орга­ническом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Таким образом, определение соотношения философии и мировоззре­ния можно сформулировать так: философия — это система ос­новополагающих идей в составе мировоззрения человека и обще­ства.

Мировоззрение представляет собой сложное духовное явле­ние, для которого характерна целостность, единство всех компо­нентов. Структуру мировоззрения составляют и выполняют в нем важную роль такие элементы, как:

Обобщенные знания. Они являются основной, информацион­ной базой мировоззрения. Чем больше знаний у того или иного народа либо у того или иного человека, тем более серьезное обос­нование получает соответствующее мировоззрение. К мировоззрению относятся не все и не любые знания, а лишь те, которые являются жизненно важными для человека, которые практически и теоретически раскрывают сущность отношений между человеком и миром в каждую историческую эпоху.

Убеждения. Это внутренние социально-психологические элементы духовности, благодаря которым воспринимаются или же, наоборот, отбрасываются мировоззренческие знания. Убеж­дения — это не только интеллектуальная позиция, но и эмоцио­нальное состояние, стойкая психологическая установка, уверен­ность в справедливости своих принципов, идей, взглядов. Поэто­му убеждения являются одним из необходимых структурных эле­ментов мировоззрения.

Убеждения — это твердо состав­ленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в под­сознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувст­вами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами пове­дения, оно очерчивает личность, придавая качественную опреде­ленность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка — двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу убеждений, С.Н. Булгаков писал: «Чрезвычайно важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей сте­пени поддерживается верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня такое-то число».

Читать еще:  Крым ветеран труда

Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не лич­ность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, иг­рающий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность по­зволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и со­вершать героические поступки. Необходимо отметить, что мировоззрение должно быть рассмотрено под углом зрения его истинности, точнее говоря, меры его истинности. Только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни че­ловека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.

Ценности. Ценности — это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потреб­ностях и интересах людей, культуре определенного социума. Их человек усваивает в процессе жизни. По смыслу и сущности цен­ности отличаются от знаний. Знаниям присуще стремление к ис­тине — объективному познанию реального мира, ценности же воплощают в себе особое отношение людей ко всему окружаю­щему в соответствии с их стремлениями, потребностями, интересами.

Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям.

Истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой случайными поступками, а пре­обладающими интересами и ценностными интересами. Жизнь об­щества в немалой степени зависит от господствующего мировоз­зрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образован­ная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всей иерархии ценностей.

Идеалы. Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершен­ства, норма, к которой следует стремиться как к конечной цели. Важная особенность идеалов заключается в том, что они пред­ставляют собой опережающее отображение действительности. Следует подчеркнуть, что общественный идеал выполняет не только целенаправляющую, но и оценочную (аксиологическую) функцию по отношению социального субъекта к объекту и к са­мому себе. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделирова­нии будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.

Многие великие умы задумывались над тем, что такое «идеал»? И.С. Тургенев писал: «Жалок тот, кто живет без идеала!».

Имея в виду именно идеал, К. Маркс писал, что идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть: это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, ут­верждал Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Анало­гично думал и Л.Н. Толстой: «идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни».

Вера. Проблема ценностей в составе мировоззрения тес­нейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера. Вера, утвержденная на глубокой нравствен­ной потребности души — один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дрем­лющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого че­ловека, про которого говорят, что он Фома неверующий.

Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой не­устранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравст­венно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без до­казательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо.

Жизненные нормы. Это образцы, стандарты деятельности, ко­торые сложились исторически или установились как определен­ные правила поведения, их выполнение отдельным человеком или группой людей является необходимым условием подчинения личной деятельности общественным требованиям.

Итак, мировоззрение — это своеобразная интегративная це­лостность знаний и ценностей, разума и чувств, интеллекта и действия, критического сомнения и сознательной убежденности. Общее функционирование названных элементов и создает ту це­лостную систему духовного мира человека, которая побуждает к практическому действию, к определенному образу жизни и мыс­ли.

Мировоззрение в целом возникает как общечеловеческое яв­ление, т. е. оно присуще каждому человеку в нормальном состоянии. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения пре­допределяет его чрезвычайное разнообразие, ведь люди очень по-разному представляли и представляют мир и себя в нем.

ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение, сущность и характеристики

В философском энциклопедическом словаре мировоззрение определяется как «система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» 1 .

Можно привести другое определение мировоззрения: «Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия людей» [1] [2] . Из данного определения следует, что в состав мировоззрения входят не только какие-либо знания, но и определенные ценностные ориентации, жизненные стратегии. «В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи» [3] . Таким образом, основными элементами мировоззрения являются знания, ценности, идеалы, нормы, убеждения. Кратко охарактеризуем некоторые из элементов мировоззрения.

Знание — форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания [4] . В состав мировоззрения входят как повседневные, так и профессиональные, научные знания.

Идеал в самом широком смысле понимается как наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления. Выделяют нравственные, эстетические, политические и т.п. идеалы.

«Норма — это установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Нормы существуют лишь там, где есть человеческие потребности и соответственно цели» 1 .

«Ценность. указывает на человеческое и культурное значение определенных явлений действительности» [5] [6] . Любой объект социального и природного мира может быть ценностью для человека. Однако то, что считается ценностью в одном обществе, может не считаться ценностью в другом обществе. Скажем, для дикаря, не видевшего и не слышавшего ни разу скрипку, даже скрипка Страдивари не будет ценностью, а всего лишь деревом. Ценность происходящего определяется благодаря соотнесению с нормами и идеалами.

«Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям» [7] . Известно, что ради убеждений человек готов пойти на риск, расстаться с жизнью. Как правило, убеждения носят мировоззренческий характер, затрагивают представления человека об устройстве мира, об основных идеалах и ценностях. Вряд ли человек будет рисковать жизнью, если примет или, наоборот, раскритикует, скажем, закон сохранения энергии или закон Ома. Однако если речь идет о смысложизненных вопросах, то здесь история знает немало примеров героической смерти людей за свои убеждения. Например, выдающийся итальянский ученый и философ Джордано Бруно, не отказавшись от своих убеждений в справедливости гелиоцентрической системы, был сожжен по приговору инквизиции в 1600 г. в Риме.

Таким образом, «мировоззрениеобразование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их “сплав”» [8] .

Субъектом мировоззрения, т.е. его носителем могут быть как отдельные индивиды, так и социальные объединения людей. Коллективным субъектом мировоззрения являются группы, социальные слои, классы. Например, в философии марксизма выделяют буржуазное и пролетарское мировоззрения, которые довольно существенно отличаются друг от друга. На формирование мировоззрения оказывают влияние самые разнообразные факторы, начиная от природной среды и заканчивая социальной средой. В разных мировоззрениях сказываются обстоятельства жизни людей, тип культуры, возраст, темперамент, состояние здоровья, национальные особенности.

Помимо выделения мировоззренческих подсистем в структуре мировоззрения можно выделить два уровня:

  • • «нижний» уровень соответствует чувственному постижению мира, характеризует эмоциональное отношение к миру. Для обозначения этого уровня предложены такие понятия, как мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропе- реживание. Данный уровень не отличается продуманностью, систематичностью, обоснованностью;
  • • «верхний» уровень соответствует рациональному осмыслению мира и самого человека. Этот уровень называют миропониманием. Данный уровень отличается обоснованностью, логичностью, доказательностью.

Философия понимается как рациональное мировоззрение, это форма теоретического осмысления и понимания мира. Поэтому философию относят к «верхнему» уровню в структуре мировоззрения. В отечественной литературе довольно часто утверждается, что философия — это теоретическое ядро мировоззрения [9] .

Различают следующие типы мировоззрения: обыденное, религиозное, философское, научное, художественное мировоззрение. Рассмотрим кратко основные характеристики некоторых типов мировоззрения. Обыденное (житейское) мировоззрение основано на жизненном опыте, повседневной практике, транслируется от одного поколения к другому. В этом типе мировоззрения отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке. Обыденное мировоззрение представляет мир как единый и единственный. Оно сужает картину мира до того жизненного пласта, где сосредоточены наши основные цели и задачи. Обыденный мир строится вокруг самого человека. Поэтому человеческая деятельность выступает здесь как безосновная и беспредпосылочная данность. Человек ничему особо не удивляется, а любые открытия, изобретения тут же вписывает в быт.

Религиозное мировоззрение признает сверхъестественное мировое начало и выражается преимущественно в эмоциональнообразной форме. Религии удваивают мир на мир небесный, потусторонний и мир земной, посюсторонний. Религиозное мировоззрение основано на догмах, принятие которых обязательно для верующего человека.

Научное мировоззрение характеризуется доказательностью, обоснованностью, наличием особых способов доказательства истинности научного знания, применением специфических методов познания, критицизмом, особой научной этикой.

Источники:

http://onona.online/samorazvitie/mirovozzrenie
http://businessman.ru/new-chto-takoe-mirovozzrenie-ponyatie-sushhnost-rol-mirovozzreniya.html
http://studopedia.su/10_56226_filosofiya-i-mirovozzrenie-ponyatie-mirovozzreniya-i-ego-sushchnost-struktura-mirovozzreniya.html
http://studfile.net/preview/5842850/
http://m.studref.com/443287/filosofiya/ponyatie_mirovozzreniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector