1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политическая власть в россии

Политическая власть в современной России и ее главные проблемы

Власть относится к числу наиболее актуальных вопросов политики, которой отводится ключевая роль в политической науке. В связи с этим, чтобы хорошо разбираться в современных политических реалиях, важно уяснить суть этой категории, знать, почему обществу требуется политическая власть, почему она должна быть легитимной, какими она располагает ресурсами и какие задачи выполняет. Зная, что представляет собой политическая власть в современной России, как именно она реализуется, можно оценить современное состояние страны.

Политическая власть в современной России

Политическая власть — специальный вид социального взаимодействия, в котором принимают участие политические субъекты. В то же время она выступает и особой формой социальной коммуникации, возникающей между субъектами и объектами политической деятельности, целью которой является получение, хранение, воспроизводство и переработка политических данных, чтобы выработать на их основе решения, учитывающие или не принимающие во внимание политические ценности.

Политическая власть в современной России включает в себя классические черты. На основании этого можно утверждать, что имеет место ее воспроизводство в новых условиях. Во все времена власть носила персонифицированный характер. И, рассматривая любую временную эпоху, ее всегда связали с каким-либо носителем, в качестве которого выступал царь, император, генсек, президент. В нашей стране присутствовали и представители от народа, целью которых было укрепление власти. Этот факт позволяет говорить о том, что отечественная историческая традиция была лишена народного представительства в народном понимании.

Легитимность и делегитимация политической власти в России

Успешной политическая власть может быть только при условии ее легитимности. О ее легитимности можно говорить лишь тогда, когда «управляемые» соглашаются с тем, что она наделена правом управления ими. Власть должна быть легальной, что достигается за счет ее законности, имеющей юридически правовые основания. В любом случае принципы политической власти должны также браться во внимание.

Чтобы сделать власть легитимной, можно прибегнуть к двум путям:

  • Принуждение и насилие;
  • Убеждение и влияние.

Когда выбирается первый вариант, «управляющие» воплощают в жизнь свои решения, невзирая на сопротивление им со стороны «управляемых».

Если используется второй вариант, то принятые решения реализуются за счет добровольного согласия или солидарности.

Чем отличается кризис легитимности государственной власти в России, так это лишением национально-государственной идеи или же тем, что идея уже не в состоянии справляться с возложенными на нее функциями. В данном случае речь идет о:

  • способности оказывать социально-интегрирующее воздействие;
  • способности представлять текущий политический режим и социальный порядок с лучшей стороны;
  • способности определять консолидирующие цели общества.

Легитимность политической власти в современной России

В течение последних двух десятилетий в стране простились с властью, существовавшей в советскую эпоху, идея которой была «мыслить от имени народа и для народа», а ее место заняла новая, в которой главный принцип звучал как «мыслить от себя и в пределах своей юрисдикции». Иными словами, власть уже приобретает статус самостоятельного фактора, а народ лишается роли единого социального субъекта, приобретая облик гражданского общества.

Если рассматривать кризис легитимности политической власти в нашей стране с позиции цивилизации, то основными причинами его зарождения стал кризис этатизма и патернализма, на которых строится нормативно-ценностный порядок, объединяющийся в реалиях нашей страны с государственностью. На это указывают изменившиеся субъекты политической власти и иные ее элементы.

Если оценивать кризис легитимности политической власти с социальной точки зрения, то в качестве главных факторов следует назвать скептицизм и сильное разочарование большей части населения деятельностью государственной власти, а также и политических партий, которые в своей основе являются группами по интересам. В то же время этому способствовала и слабость власти, отсутствие у нее возможностей, чтобы эффективно справляться с наиболее острыми проблемами, возникающими на современном этапе развития страны.

Обрести статус легитимной политическая власть в России способна при условии, что будет обеспечено в определенной степени соответствие разным культурным типам: архаическому — древнерусскому народному типу; традиционалистскому — православно-славянскому и общественно-социалистическому; современному — либерально-западному типу культуры.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В РФ

Политическая власть это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств — права, авторитета, воли, принуждения.

Политическая власть это реальная способность класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

ДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ НА ТРИ ВЕТВИ:

1. Законодательная власть

Читать еще:  Как поменять газовую плиту в квартире бесплатно

Федеральное собрание или парламент.

Осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти — сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные органы обладают монополией на законотворчество. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение. Депутаты законодательных органов избираются населением на определенный срок. Основными принципами функционирования органов законодательной власти являются:

отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней.

2. Исполнительная власть

Правительство (кабинет министров).

Осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении — исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества. Исполнительную деятельность характеризуют:

ориентация на практическую реализацию законодательства;

непрерывный характер управляющего воздействия во времени и в пространстве. власть парламент правительство политический

Исполнительная деятельность является повседневной, она не прекращается ни на один день. Исполнительные органы распоряжаются финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными ресурсами общества. В ведении исполнительных органов — вооруженные силы, полиция, тюрьмы. Следует отметить иерархическую организацию исполнительной власти с преобладанием единоначалия. Последнее позволяет оперативно принимать решения и организовывать их реализацию.

3. Судебная власть

Верховный конституционный суд, верховный суд общей компетентности, верховный арбитражный суд.

Назначение судебной власти отправление правосудия, то есть разрешение правовых споров, привлечение к юридической ответственности за правонарушения. Суд выступает независимым арбитром в юридических конфликтах. Любое лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в суд за защитой. Судьи независимы, обладают юридической неприкосновенностью, что предполагает усложненный порядок привлечения их к ответственности. В России к статусу судей применяется ещё один принцип — принцип несменяемости судей. Данный принцип в последнее время вызывает много критики, т.к. фактически получается, что судья никому не подотчетен, и отстранить его от должности может только квалификационная коллегия Верховного Суда, чем юридически закреплен принцип круговой поруки в судейском сообществе.

Что такое власть? Политическая власть. Власть в России

Политическая власть появилась через множество столетий после того, как отношения между людьми начали крепнуть. Чем масштабнее становились поселения и города, тем больше росла потребность в создании единого центра, наделенного повышенными полномочиями.

Власть в общем смысле

Под властными действиями подразумевается возведение своей воли в рамки закона, это право или возможность влиять на то, как ведут себя окружающие люди. Процесс этот происходит либо добровольно, либо путем принуждения.

Это может быть как демократия, так и авторитаризм, добытые честными или преступными путями. Главное здесь – результат, выражаемый тем, что основная масса населения следует за субъектом власти.

Людям свойственно выделение в их среде лидера, который может вести за собой остальных. Таким образом, организуют производство, в котором составляется план и есть лица, следящие за его выполнением исполнителями, а также отношения индивидов в обществе.

Политическая власть

Один человек или группа людей имеют положение, при котором на них возложено больше полномочий по управлению, чем на остальных граждан. Они могут заниматься контролем и регулированием жизнедеятельности общества, опираясь на задачи, поставленные перед всей страной.

Присутствуют органы с властными полномочиями в институционной, бихевиористической, дуалистической, социологической среде. Существует довольно много концепций власти. Таких как: телеологическая, психоаналитическая, структурно-функциональная, биологическая, мифологическая, конфликтологическая.

Имеется субъект и объект управления, часто власть разделяется, издаются законопроекты, разным ведомствам назначаются свои полномочия, за исполнение которых они ответственны перед правящим центром.

Государственный строй в России

Что такое власть в РФ, можно понять, если рассмотреть схему, по которой функционирует смешанная республика с президентско-парламентским управлением. Однако, существует множеств домыслов по этому поводу. Например, во время своего правления Дмитрий Медведев выразил мысль о том, что в государстве возможно функционирование только президентского правительства.

Согласно тексту 10-й статьи Конституции, власть в России делится на три вида. Работают судебная, законодательная и исполнительная ветки. Они не зависят друг от друга и у каждой есть определенный функционал, за который ответственна только она.

Следующая статья законопроекта акцентирует внимание на тех лицах и организациях, которыми вершится политическая власть: президентом, правительством, Федеральным Собранием и судами.

У каждого есть свой спектр обязанностей. При федеративном строе существует разное представление о том, что такое власть для местных и центральных органов. Присутствует разделение на органы правления, провозглашенные на уровне субъектов и всей страны. В Конституции прописаны все детали данного разграничения и распределения ответственности.

Также имеют силу федеративные и прочие договора на данную тематику. Местные органы власти не являются частью структуры, управляющей всей страной, однако, на своей территории их работа отличается самостоятельностью.

Правящее лицо в государстве

Несмотря на большое количество местных организаций, есть единая верхушка, из которой поступают фундаментальные указания и законы. Что такое власть на уровне всей страны в России и в чьих руках она находится?

Главенствующим лицом является президент. Если вернуться в историю 1991-1993-х годов, можно вспомнить существовавшую в то время должность вице-главы страны. Однако, позже она исчезла согласно приказу 1993-го года.

Что такое власть и какие обязанности она налагает на своего носителя? Президент – человек, которым обеспечивается исполнение конституционных прав и законов. Он – защитник свобод граждан. Им охраняется суверенитет РФ, целостность и независимость. Именно благодаря ему должны надлежащим образом взаимодействовать все органы управления.

Читать еще:  Что нужно чтобы зарегистрировать ребенка в загсе

Конституция – тот документ, в котором прописан механизм, по нему федеральная власть может провозглашать свои законы, а также там освещается концепция, которой должно следовать центральное управление, претворяя в жизнь внешнюю и внутреннюю политику. Содержит она и алгоритм действий главы страны на международной арене, прописан спектр целей и задач, к которым нужно стремиться.

Для избрания президента проводится прямое и равное голосование. Процедура должна быть тайной. Избранник может находиться на своем посту не дольше, чем два срока, идущие последовательно.

В 1991-м году действовала процедура избрания президента на пятилетний срок, однако с введением новой Конституции в 1993-м г. стали наделять главу государства полномочиями на 4 года. В 2008-м г. ввели еще одну поправку, согласно которой, лицо, избранное на данный пост в 2012-м г., будет править шесть лет.

Порядок создания законов

В роли парламентского органа в России выступает Федеральное Собрание РФ, которое действует непрерывно. В него входит верхняя, олицетворенная Советом Федерации, и нижняя, представленная Государственной думой, палаты.

Таким образом, местная власть взаимодействует с центральным управлением. Два эти органа могут собраться для того, чтобы получить указания от президента и Конституционного Суда, а также для проведения переговоров с иностранными государствами. Статья 94-109 Конституции РФ содержит информацию относительно полномочий, которыми наделены палаты в парламенте России. Федеральные законы устанавливают порядок выборов лиц, заседающих в Государственной Думе, и Совета Федерации. Их периодически меняют в зависимости от необходимости.

Алгоритм, по которому формируют Совет Федерации и Государственную Думу

Каждый член федерации вправе направить в правление двух своих представителей из законодательной и исполнительной ветки власти на своей территории. За историю существования страны менялся состав ее субъектов, поэтому приходилось назначать и другое количество лиц, входящих в Совет.

Для 1994-1995-х годов характерно функционирование выборного органа руководства, а для 1996-2002-го – включение в управляющие структуры глав парламента местного управления и первых должностных лиц, на чьи плечи была возложена исполнительная власть. В 2000-м г. прошла реформа, в соответствии с которой делегируемые представители стали постоянными. Ротацию производили в 2001-м и 2002-м годах. Полномочиями наделяются члены Совета на тот же период, что и избравшие их органы.

Данный орган власти включает в себя 450 лиц, которые все являются гражданами РФ старше 21-го года. Депутат должен иметь право на участие в выборных. Нельзя одновременно заседать как в Думе, так и в Совете. В первом созыве могут участвовать лица, состоящие в Правительстве РФ.

2007-й год – это момент, когда была введена пропорциональная система избрания депутатов в Думу. До этого было характерно использование смешанной системы выборов. Половину правящих лиц избирали, используя мажоритарную систему.

После избирательного процесса данная ячейка власти функционирует на протяжении 5 лет. В 2012-м году произошли изменения, в соответствии с которыми в использование возвратили смешанную систему выборов. Именно согласно с ней будет проводиться отбор в Думу 2016-го года.

Законодательный порядок

Законы федерального уровня должны быть одобрены центральными органами власти, а также президентом. Совет Федерации налагает вето, но у Думы есть право его преодолевать. Для этого законопроект принимается повторно, если «За» голосуют две трети наделенных правом выбора лиц. Также запрет может наложить президент. Чтобы побороть его авторитет, понадобится 2/3 положительных отзывов от обеих палат.

Для того чтобы закон был принят, нужно, чтобы его одобрило более трех четвертых всех лиц, заседающих в Совете Федерации, а также 2/3 органов центральной власти. В течении двух недель после принятия законодательный акт должен быть подписан президентом и обнародован.

Именно благодаря федеративному строю, учрежденному в России, удается контролировать такую большую территорию, оперативно решать возникающие вопросы на местах и руководить работой областей из центра государства. Для руководства столь великой державой требуется действительно грамотно построенная система власти и ответственные чиновники.

Политическая власть в истории России

Сущность цивилизационного развития Российской Федерации заключается в том, что доминирующей формой социальной интеграции в ней является государственность, которая задает единый нормативный и ценностный порядок для российского общества.

Этот порядок представлен в форме духовных основ национального единства, которые генерирует государственная власть.

Политическая государственная власть в России все время стремилась к перерождению исторического менталитета и сознания, пытаясь при этом создать соответствующие структуры, которые бы оправдывали ее деятельность.

Этатизм – это термин, который характеризует государство как высший результат, а также цели общественного развития. С другой стороны, этатизм – это процесс, который усиливает роль и значимость государства в политической и экономической жизни общества.

Патернализм – это забота к гражданам со стороны государства.

В России отношение к государственной власти обуславливалось этатистским представлением о необходимости сохранения социального порядка и политического единства. Такой порядок является реальным основанием для соединения разнородных культур и национальных традиций.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности политической власти в Древней Руси

На протяжении всей истории власть в Руси всегда отличалась системной спецификой, которая обусловлена глубокими системными причинами хозяйственного природного, исторического порядка.

Особенности древнерусской власти были обусловлены следующими факторами:

  1. Во-первых, Рюриковичи правили Русью, как единое целое, а не иерархия организованных индивидов. Исходя из этого, было определено два следствия: постоянный конфликт между вертикальным (от отца к сыну) и горизонтальным (удельно-лествичной) наследованием власти, а также господство генеалогического вассалитета над «политическим».
  2. Во-вторых, наличие кочевого степного фронтира и соседство организованных кочевых союзов сильно тормозили формирование власти и развитие эксплуататорских отношений. Княжеской дружины было недостаточно для противостояния степнякам, поэтому нужна была поддержка вооруженной основной массы населения. Однако вооруженный народ не является лучшим объектом эксплуатации. Показательно, что когда у князей появляется достаточная масса насилия по отношению к населению благодаря Орде, вече исчезает, а слово «вечник» становится синонимом слова «бунтовщик».
  3. В-третьих, помимо развития феодальных форм и эксплуатации вооруженного народа, было еще два фактора – торгово-макрорегиональный и природно-пространственный. На Руси, в отличие от Европы, имеется огромный запас свободных земель. Поэтому складывание крупного землевладения шел путем освоения свободных земель и заселения их населением. До середины XI столетия Русь находилась на пути из варяг в греки, и основой верхушки была торговля товарами, которые князья получали в форме дани (межплеменной формы эксплуатации). Несмотря на то, что со второй половины XI столетия ситуация стала меняться, вышеперечисленные факторы значительно тормозили процесс изменений, порождая тем самым иную систему власти, нежели на Западе. Такая власть была более демократичной, свободной и пластичной, что было обусловлено православием и влиянием ведической энергии.
Читать еще:  Госпошлина на права сколько действительна

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Ордынский период внес свой вклад в развитие власти на Руси. Князья получили массу насилия, которой не владели в домонгольскую эпоху. Помимо этого существенно изменились взаимоотношения между боярством и князем.

Формирование феномена русской политической власти

После ухода Орды в течение столетия произошли решающие изменения в истории политической власти России. Ушло внешнее давление, которое делало «княже-боярский комбайн» исторической необходимостью. В процессе стремления к преодолению квази олигархической княже-боярской системы централизации власти князь мог опереться на боярских детей.

Однако боярство не было противником централизации, это было обусловлено отсутствием примогенитуры. Если на Западе недвижимость доставалась только одному сыну, то на Руси – делилась между всеми наследниками.

В середине XVI столетия стоял вопрос о централизации при сохранении княже-боярской системы во главе с царем, иными словами, единодержавная централизация, в которой князь избавлялся от боярской части и становится царем.

Результат борьбы за централизацию зависит от нескольких факторов:

  • практически все институты и церковь работали на сохранение княже-боярской схемы правления;
  • формирование централизации вступило в противоречие с природной и хозяйственной спецификой формирования Руси.

Олигархическая централизация, при которой верхушка эксплуатирует население практически бесконтрольно, бьет по интересам населения, а также нижней и средней части властвующего слоя. Все эти группы были заинтересованы в контроле верхней части господствующего слоя.

С момента возникновения России на европейской арене, главной задачей Запада становится уничтожение этой силы и присвоении себе ее ресурсов. Вследствие этого в конце XVI столетия на Западе появляется две формы контроля:

Вследствие этого в 1560 годах зарождается властно-патовая ситуация – острая необходимость централизации при институциональной защите ее олигархического варианта.

Рисунок 1. Формирование феномена русской политической власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Советская система политической власти

Советский коммунизм, как система политической власти, воспроизвел в новых условиях и на новой основе родовые черты российской власти в том виде, в котором она развивалась в форме самодержавия. Она носила сверх законный и авто субъектный характер.

Тем временем в СССР, который считался парламентской республикой, существовала разделение ветвей власти, над которыми возвышалась неполитическая гомогенная власть в облике КПСС. Советская система власти была значительно демократичнее самодержавия, поскольку она включала в себя огромные пласты населения.

В то же время у данной системы было несколько уязвимых мест, взаимосвязь которых и погубила эту систему, несмотря на все ее материальные, социальные и технические достижения. Во-первых, причиной послужило то, что советская власть имела ту же производительную базу, что и капитализм. Для того чтобы трансформироваться из отрицания капитализма в посткапитализм на основе власти необходим технико-экономический прорыв.

Однако реализация новой системы производства, которая перевела СССР в резкий военный и производственный отрыв от Запада, противоречила номенклатурным интересам.

Основной проблемой номенклатуры было то, что в рамках советской системы власти она не могла пропагандировать свои принципы детям, поскольку была распорядителем, иными словами, стояла между собственностью и народом. Постсоветская политическая власть, которая возникла как отрицание советской власти, произвела множество принципов, что характерны для коммунизма и самодержавия, пытаясь придать им облик запада подобных форм. Поскольку «эволюция сложных систем необратима», историческая традиция и содержание все больше вступают в противостояние с формой и ее интересами. Данный процесс обостряется нарастающим противостоянием Запада и России, которые пытаются выйти из кризиса мировой капиталистической системы. Будущее развитие и становление политической власти в России будет определяться ходом борьбы внутри государства и на мировой арене.

Рисунок 2. Советская система политической власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:

http://politdozor.ru/politicheskaya-vlastj-v-sovremennoy-rossii-i-ee-glavnjye-problemjy.html
http://vuzlit.ru/852379/politicheskaya_vlast
http://businessman.ru/new-chto-takoe-vlast-politicheskaya-vlast-vlast-v-rossii.html
http://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_istoriya_i_ee_struktura/politicheskaya_vlast_v_istorii_rossii/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×