4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пмпк это что

Содержание

Следует ли бояться ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)

О работе психолого-медико-педагогических комиссий у родителей существуют самые различные убеждения: от «все это бесполезно и никак не помогает» до «это вредно (стресс) для ребенка, а еще его поставят на учет навсегда». И хотя в каждой комиссии, как и в любом месте, не всегда работают профессионалы своего дела (и даже профессионалы не застрахованы от ошибок), все же в большинстве случаев ПМПК — это полезный ресурс для помощи ребенку, семье и педагогам.

Обсудим это в нескольких популярных у родителей вопросах и ответах на них:

Когда ребенку могут порекомендовать пройти ПМПК?

Основных причин две: существенные проблемы в освоении образовательной программы (неуспеваемость в школе или явное отставание в детском саду, в котором тоже все основано на образовательной программе) или ярко выраженные проблемы в поведении и общении (здесь все очень индивидуально, но, к примеру, постоянные неусидчивость и невнимательность). Для удобства можно отдельно выделить проблемы с речью — это частая причина.

Ключевое слово: рекомендовать. Не обязать, не заставить, не вынудить. Если родители не хотят, они могут не идти на ПМПК. Но стоит помнить, что это может лишить ребенка одного из важных ресурсов помощи, а отрицание проблем чаще всего приводит к их усугублению. Больше всех от этого страдает ребенок.

Зачем детский сад или школа просят пройти ПМПК?

Потому что педагоги и администрация не знают, какую конкретную помощь оказать ребенку и какие дополнительные условия для него создать, чтобы он обучался и общался успешнее.

И не имеют права делать это без заключения комиссии. Пока ребенок обучается по основной общеобразовательной программе организация практически ничем не может ему помочь в решении возникших проблем: требования к нему, условия и методы обучения сохраняются абсолютно те же, что и к другим детям. Увы, именно этого часто и хотят родители (пусть будет как все), не понимая, что из-за этого ребенок оказывается в неравной, невыгодной ситуации и не как все, а как отстающий. Из лучших побуждений родных ребенок помещается в «прокрустово ложе», где его пытаются вытянуть или обрубить. Последствия таких «операций» чаще всего негативные.

А с заключением ПМПК педагоги будут знать, что делать и как помочь?

И не только педагоги. Ребенок сможет получать помощь (и бесплатно) психолога, логопеда, дефектолога, если это необходимо. В отдельных (хотя пока и нечастых) случаях ему могут даже предоставить тьютора. При этом у родителей и школы или сада становится гораздо больше возможностей по организации расписания ребенка, распределению объема учебной нагрузки и при этом сохранения и нормализации отношений со взрослыми и сверстниками.

Чем дружелюбнее и адекватнее становится образовательная среда, тем быстрее и эффективнее начинают решаться проблемы. Острые углы — это часть жизни любого ребенка (и человека), но когда учеба и жизнь в коллективе состоит из одних острых углов — это плохо для него. Такие углы нужно скруглять, что и помогает сделать адаптированная образовательная программа, которую может рекомендовать своим заключением только ПМПК (а не знакомый врач в поликлинике).

А как же диагноз? И что напишут в заключении?

ПМПК не ставит диагнозы. В заключении лишь указывается, можно ли признать, что у ребенка есть особые возможности здоровья (ребенок с ОВЗ) и на этом основании рекомендовать образовательной организации составить для него индивидуальную адаптированную образовательную программу. В заключении поясняется, какого типа программу рекомендуется составлять (список примерных программ можно посмотреть по ссылке в конце статьи 1 ), а также какие дополнительные условия могут понадобиться (учебники, технические средства, сопровождение тьютора). Это необходимо, чтобы семья могла их бесплатно получить, а образовательная организация запросить материальные и кадровые ресурсы.

И еще: заключение ПМПК носит обязательный характер только для школы или сада. Для родителей это лишь рекомендация, а не обязательство. Если семья с чем-то в заключении несогласна — всегда остается широкая возможность для действий.

И все же, как быть родителям, которые хотели бы пройти с ребенком комиссию, но опасения и рассказы других родителей мешают им это сделать?

Бывает всякое. Не все и не всегда опасения беспочвенны. Разумная осторожность никогда не вредит. Если родители сомневаются в том, как пойдут дела в этой конкретной школе (или садике) или самой ПМПК, им важно хорошо знать свои права, а также иметь возможность получить сопровождение грамотных независимых от образовательной организации и комиссии специалистов. Речь идет о юристе и психологе, которые разбираются в этих нюансах и могут вместе с родителями следить за тем, чтобы права ребенка и семьи не нарушались, а процедура ПМПК не оказалась простой формальностью без реального результата в изменении образовательной среды с учетом интересов ребенка.

Одна голова — хорошо, а несколько — лучше. Не отказывайте ребенку и себе в поддержке, и скорее всего все сложится к лучшему.

Есть вопросы? Задайте их в комментариях.

Консультация «Что такое ПМПК. »

Евгения Васюк
Консультация «Что такое ПМПК. »

Что такое ПМПК?

Что такое ПМПК? Для многих родителей эти три буквы звучат как приговор. И для многих родителей это «страшные» три буквы.

Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка снятие диагноза (как правило, ЗПР или умственной отсталости, определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.

В состав комиссии входят: педагог-психолог, дефектолог (по соответствующему профилю: олигофренопедагог (для детей с умственной отсталостью, тифлопедагог (для слепых детей, сурдопедагог (для детей с глухотой, логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Комиссия помогает ответить на многие вопросы:

— сможет ли ребенок учиться по общеобразовательной программе?

— нужны ли ребенку дополнительные занятия?

— что должны делать родители для того, чтобы «скорректировать» пробелы, выявленные в ходе обследования

— какой вид обучения и какая программа обучения подойдет для данного конкретного ребенка?

Конечно, на самом деле вопросов гораздо больше, но мне хочется раскрыть именно те наблюдения и впечатления, которые у меня возникли, работая с такими детьми.

Читать еще:  Процессуальные документы виды

Сегодня в школе обучаются ученики разных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. Во время проведения психолого-медико-педагогической комиссии детям задаются самые разнообразные вопросы, и, естественно, что ученик может быть и не знаком к примеру с пословицами, и естественно не выполнит это задание. И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде и культуре такого опыта не было. Это все потому, что родители не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы и обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт? А ведь именно ответы ребенка способствуют выводам о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз. Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным. И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.

И тут приходит еще один самый важный вопрос: что проверяется и как интерпретируется?

Детей смотрят на знание и определение предметов, животных, цвета. Некоторым предлагают решить и прочитать задачи. Все зависит от возраста ребенка. В данный момент очень важна роль учителя или классного руководителя, который должен быть вовлечен сам процесс, оказывать поддержку, повторять задание, задавать наводящие вопросы, должен быть заинтересован в том, чтобы каждый ученик справился с поставленной задачей.

Самое интересное наблюдать за реакцией родителей. Одни, безропотно выслушивали «вердикт», даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Другие, в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые волновались и были скованы в момент, когда выполняли задания. Поддержку оказывал учитель.

А что больше всего пугает, «вердикты» заключения, промежуточные выводы личные мнения о способностях и компетенций детей озвучиваются в присутствии детей. Как такая ситуация когда врач говорит маме: «… вы знаете, очень слабо». «А как он будет учиться в обычном классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителей. А если еще и родители безропотно это принимает, то вообще без комментариев.

Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. Ребенка нужно было попросить выйти из помещения (с психологом и педагогом, где проводить рекомендации родителям и обсуждать диагнозы.

В младшем школьном возрасте учебные успехи и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками. Положительные отметки для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, что описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка. И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.

Каждый учитель и администрация в школе заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы. И по этой причине учителя подтягивают ученика, занимаются дополнительно, «выкручиваются, чтобы повысить успеваемость.

С этой целью, в школах создаются специальные классы, которых обучаются дети с задержкой психологического развития. В этих классах обучаются дети, которые не успевают по общеобразовательной программе и их учат по специальной.

Но что же все-таки радует? Не просто найти положительные моменты, которые направлены на то, чтобы контролировать или опровергнуть в отсталость в психическом развитии детей. И все положительные моменты, во сем этом есть. Это самоотверженность учителя и его отношения к детям.

Васюк Евгения Витальевна

Учитель начальных классов

КГУ «Банновская средняя школа

Отдела образования акимата

Конспект совместной НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.

Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.

Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровые ситуации. Задачи: — показать детям, используя.

Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.

Конспект занятия по развитию читательских умений в средней группе «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект по развитию читательских умений в средней группе на 7.02.18 Тема: «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Подготовила:.

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе для детей с ТНР «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: формирование нравственных представлений у детей. Задачи: 1. Учить давать нравственную оценку поступкам окружающих людей. 2. Формировать.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки. Задачи: Формировать умение детей решать проблемные ситуации. Учить аргументировать.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо». Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Цель. -Продолжать приучать детей внимательно рассматривать.

Пмпк это что

Речь о ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) заходит в случае неуспеваемости ребёнка, инвалидности. Неуспевающих школьников от 25 до 30 %.

Некоторым родителям уже приходилось сталкиваться с ПМПК. Другим предстоит.

Что полезно знать о ПМПК?

В каждой области два уровня комиссии:

  1. территориальная ПМПК – районный центр и прилегающие территории,
  2. центральная ПМПК – находится в областном центре.

Родители имеют право обратиться за консультацией в более высокую инстанцию, минуя нижнее звено. Вопрос рассматривается только по личному заявлению родителя (законного представителя) и в его присутствии. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и обязательный для школы. Если комиссия рекомендует кроме адаптированной программы дополнительные занятия со специалистами, учебное заведение обязано их обеспечить.

На ПМПК могут попасть не только школьники, но и дошкольники (ниже изложено в каких случаях).

Состав ПМПК

В состав комиссии входит ряд специалистов: психолог, дефектологи (сурдо- и тифлопедагоги, логопед, олигофренопедагог), социальный педагог, психиатр, секретарь и председатель.

Заседания могут проводится по-разному. Собирается вся комиссия за круглым столом и ведёт собеседование с ребёнком, а потом с родителями. Или каждый специалист работает с посетителями отдельно, в конце высказывая своё мнение.

Документы на комиссию

  1. заключения специалистов медицинского профиля (окулиста, лора, невролога, психиатра, логопеда, клинического психолога),
  2. выписка из истории развития (дает педиатр),
  3. характеристики учителя (воспитателя) и других специалистов, работавших с учеником (если таковые есть),
  4. заявления родителей на осмотр ребёнка, согласие на обработку данных.
Читать еще:  Автотехнічна експертиза дтп

Обследование ведётся по специальному протоколу, доступному в интернете. Ничего особенного, как иногда утверждают посетители, члены комиссии не придумывают. Выбираются методики в соответствии с возрастом обследуемого.

Зачем нужна ПМПК

Задача – исследовать развитие ребёнка, найти причину нарушения и выбрать способы помощи, в том числе определить образовательный маршрут, то есть подобрать программу обучения, комфортную для ученика.

Дошкольники чаще всего приходят на комиссию в случае задержки речевого развития. Сейчас много ребят с тяжёлыми дефектами речи. Для них в детских садах открываются речевые группы.

Условия: 10 воспитанников ежедневно работают с логопедом по программам коррекции речи. Воспитатели и няня помогают детям исправить речь в свободной деятельности. На выходные родителям даётся небольшое домашнее задание. То есть работают все. Как правило, при грамотной согласованной работе за 2-3 года речь приходит в норму.

При повторном осмотре по результатам реабилитации выставленный ранее диагноз снимается (в заключении пишется «речевая норма») или заменяется более лёгким. Дети учатся в школе без особых проблем. Но для определения в речевую группу надо пройти комиссию на общих основаниях.

Как видите, задумано рационально. Трудности в обучении бывают разные. Например, ребёнок никак не может научиться читать, хотя с другими заданиями справляется вполне. Тогда ему предлагают поучиться в речевой школе V вида. Это общеобразовательная программа, делающая упор на исправление письменной речи. При успешной реабилитации ученик может вернуться в свою бывшую школу.

Если ученику совсем не под силу освоить программу массовой школы, выбирается не просто более лёгкая, а с упором не на теорию, а на практические занятия.

Обоснованием перехода на неё является диагноз, выставляемый психиатром и подтверждаемый ПМПК. Вот здесь и начинаются проблемы. Многие родители не соглашаются с диагнозами, обвиняя всех вокруг в предвзятости, желании «выбросить» неудобного ученика из массовой школы вместо дополнительных занятий.

Бывает и такое, но редко. Ученику-разгильдяю с умной головой ни психиатр, ни клинический психолог не выставит задержку развития. Родители напрасно не верят, потому что неадекватный диагноз – дело подсудное. Попадая в школу, как её раньше называли вспомогательную, эти ребята начинают учиться на 4-5, очень успешны на трудовых занятиях. То есть их сразу видно.

Выставленный диагноз можно опротестовать. Любая ПМПК расскажет, как это можно сделать.

В настоящее время количество коррекционных учебных заведений резко сокращено. Надо думать, в целях экономии. Дети с проблемами развития определяются в обычные классы. И называется это «инклюзивное образование». Дети находятся в классе, но обучаются по другой программе. «Инклюзивное» обучение даёт возможность экзамены за 9 класс сдавать в щадящем режиме.

Диапазон консультируемых ПМПК в последние годы значительно расширился за счёт детей-инвалидов, нуждающихся в адаптированных программах. Увеличился возраст обращающихся учащихся. Поэтому, скорее всего, через год комиссия будет реорганизована.

Пример психологической характеристики на ПМПК

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Фамилия, имя, отчество ребёнка

Образовательное учреждение Класс (группа)

Сроки пребывания в учреждении ( когда и откуда поступил, оценка адаптации )

Общее впечатление о ребёнке ( внешний вид, контактность, эмоционально-поведенческие особенности )

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка ( владение сведениями о себе, семье, ближайшем окружении, уровень актуального развития )

Особенности психофизического развития ( особенности общей и мелкой; латеральный профиль; двигательная активность )

Характеристика познавательного развития:

Особенности восприятия ( качество усвоения сенсорных эталонов цвета, формы, величины; целостное восприятие объектов; представления о времени и пространстве )

Особенности внимания ( устойчивость, концентрация, объём, избирательность, распределение, переключаемость )

Особенности памяти ( преобладающая модальность, запоминание и воспроизведение, объём запоминания, продуктивность )

Особенности мышления ( форма мыслительной деятельности, операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения, моделирования, сформированность теоретических понятий, умение устанавливать причинно-следственные связи )

Особенности воображения ( репродуктивное, творческое )

Характеристика личностно-эмоционального развития:

Особенности личности ( личностная активность, направленность, самооценка, мотивационные предпочтения, уровень притязаний )

Индивидуально-типологические особенности ( темп деятельности, работоспособность )

Особенности эмоционально-волевой сферы ( эмоциональный фон, эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения, распознавание эмоций, произвольность, регуляция, самоконтроль )

Особенности коммуникативного развития ( особенности общения с родителями, педагогами, сверстниками; социальный статус в группе, поведение в конфликтной ситуации )

Особенности игровой деятельности для дошкольников ( соответствие игры паспортному возрасту, любимые игры )

Особенности учебной деятельности ( организация деятельности, степень сформированности учебных навыков )

Пмпк это что

Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) создана в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

На муниципальное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр помощи детям» городского округа город Рыбинск возложено осуществление функций территориальной ПМПК (ТПМПК).

Юридический адрес МУ ППМС «Центр помощи детям»: 152901, Ярославская область, г.Рыбинск, ул. Крестовая, д.9.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» любое изменение образовательного маршрута ребенка: перевод на обучение по адаптированным образовательным программам, зачисление в группы компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений проводится в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей (законных представителей).

2. Какие специалисты входят в состав ТПМПК?

В состав ТПМПК входят:

— учитель-дефектолог (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог) ,

При необходимости в состав ТПМПК могут быть включены другие специалисты.

Руководитель ТПМПК: Громова Виктория Юрьевна.
Должность: заместитель директора, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Тел.: 22-04-39
e-mail: cpd@rybadm.ru

3. Какие направления деятельности ТПМПК?

Основные направления деятельности ТПМПК:

– выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

– проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет;

– подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

4. Кто является инициатором направления на ТПМПК?

— родители (законные представители);

— воспитатели, учителя, специалисты образовательных организаций;

— врачи, наблюдающие ребенка;

— специалисты социальных учреждений.

5. Родители могут обратиться на ТПМПК, если:

хотят узнать причины неудовлетворительного, по словам педагога, усвоения вашим ребенком программы детского сада, школы или нарушения поведения в коллективе;

— ребенок отстает в развитии от сверстников;

— у ребенка задержка в развитии речи, заикание или нарушения речи.

Специалисты ТПМПК помогут родителям понять причины данных трудностей, определят адекватные возможностям ребенка специальные образовательные условия, дадут индивидуальные рекомендации по развитию ребенка.

6 . Специалисты могут направить ребёнка на обследование ТПМПК, если:

o ребенок отстает в развитии от сверстников;

o у ребенка задержка в развитии, заикание или нарушения речи;

o у ребенка трудности в усвоении дошкольной образовательной программы;

o у ребенка трудности в усвоении школьной образовательной программы;

o у ребенка наблюдаются нарушения поведения, усложняющие усвоение образовательной программы.

Записать ребенка на проведение обследования ТПМПК могут только родители (законные представители) двумя способами:

1. при личном обращении родителей (законных представителей) в МУ ППМС «Центр помощи детям» с предоставлением всех необходимых документов (список документов) по адресу: ул. Крестовая, дом 9, кабинет № 5.; телефон для справок: 22-04-39.

Читать еще:  7 текущие пассивы строка в балансе

Время работы кабинета № 5:

понедельник 8.30-12.00 и 13.00-16.45

четверг 8.30-12.00 и 13.00-16.45

2. или на портале ГосУслуг с предоставлением всех необходимых документов в электронном виде (список документов).

8. График работы ТПМПК:

понедельник 8.30-12.30 и 12.45-16.45

среда 8.30-12.30 и 12.45-16.45

9.Как проходит обследование на ТПМПК?

Обследование ТПМПК проводится комплексно, в нем участвуют: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Обследование детей проводится в присутствии родителей (законных представителей). Максимальное время обследования ребенка — 1 час.

В диагностически сложных случаях ребенок может быть приглашен на дополнительное обследование в другой день или направлен на дообследование в медицинские организации.

10. Результаты обследования.

По результатам обследования ТПМПК родителям (законным представителям) выдается копия заключения комиссии, где указывается:

· наличие либо отсутствие у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;

· наличие либо отсутствие необходимости создания специальных условий для получения ребенком образования

Специалисты ТПМПК окажут консультативную помощь родителям: объяснят особенности развития ребенка, дадут рекомендации по оптимальным условиям обучения, воспитания ребенка, необходимые направления коррекционно-развивающей помощи.

Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ТПМПК носит рекомендательный характер. Вся информация, полученная во время обследования конфиденциальна и без согласия родителей не разглашается.

Обследование детей, оказание консультативной помощи родителям специалистами осуществляется бесплатно.

ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия): что это такое в детском саду и школе

Психолого-медико-педагогическая комиссия – важная инстанция для всех семей, где ребенок идет в школу или детский сад. Но особое значение она играет в жизни семей с детьми, имеющими нарушения или аномалии в развитии (психическом либо физическом), а также с поведенческими проблемами, например, синдромом гиперактивности. ПМПК выстраивает маршрут обучения и воспитания ребенка.

Суть ПМПК

Это комиссия, оценивающая комплексное здоровье ребенка: психическое, физическое и психолого-педагогическое. Что необходимо для подбора таких условий дальнейшего развития, в которых ребенок сможет максимально раскрыть собственный потенциал.

На ПМПК может направить только социальная служба, медицинское государственное учреждение, образовательное учреждение, ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) или общественная организация (но только с разрешения родителей).

Цели ПМПК

К целям ПМПК относится:

  • своевременное выявление и коррекция детского недоразвития;
  • диагностика по узким профилям детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) или с особыми потребностями, как принято теперь в психологии говорить;
  • консультирование родителей;
  • объяснение и установка прав детей в сфере образования.

Задачи ПМПК

ПМПК решает 6 задач:

  1. Медицинская, психологическая и педагогическая помощь населению в профилактике отклонений в развитии детей.
  2. Своевременное обследование детей и выявление проблем.
  3. Определение готовности детей к обучению в школе.
  4. Подбор оптимальной формы обучения. При необходимости ребенок может быть отправлен на дополнительное обследование или ему изменят диагноз.
  5. Учет и контроль всех выявленных особенных детей.
  6. Отбор детей для коррекционных учреждений или классов, комплектация классов.

Состав ПМПК

Состав ПМПК может незначительно отличаться. Но в него обязательно входят:

  • врачи (невропатолог, психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр);
  • дефектологи (логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
  • социальный работник.

По желанию – юрист и другие специалисты.

Алгоритм обследования

Вот привели вы своего сына или дочь на то самое непонятное обследование ПМПК. Что же вас там ждет? На самом деле ничего страшного или необычного. Но знать не повредит.

  1. Изучение пакета сопроводительных документов (от ПМПк).
  2. Обследование ребенка каждым из специалистов, составление частных заключений.
  3. Беседа с ребенком, выполнение им заданий, соответствующих возрастной психологии.
  4. Сопоставление результатов, обсуждение, учет социальной ситуации развития, составление общего заключения.

Основа деятельности

В своей работе ПМПК руководствуется нормативно-правовыми документами:

  1. Международные акты, определяющие и защищающие права ребенка и его представителей.
  2. Федеральные законы, указы и распоряжения президента.
  3. Решение муниципального образовательного органа о создании ПМПК.
  4. Устав ПМПК.

ПМПК – районная самостоятельная организация. Потому нельзя говорить о ней в рамках детского образовательного учреждения или школы. Такой вопрос возникает обычно из-за путаницы в аббревиатурах и схожих понятиях ПМПК (комиссия) и ПМПк (консилиум). Последнее функционирует в условиях какого-то образовательного учреждения. А на комиссию направляют уже из ПМПк.

Ошибки ПМПК

Да, бывает и такое. Все мы люди. Самая популярная проблема – некорректный подход к ребенку во время осмотра, из-за чего чадо не проявляет свои истинные возможности. От чего это может возникнуть:

  • некомфортная для ребенка обстановка, незнакомые люди;
  • некомпетентность работников, что проявляется попытками торопить детей при выполнении заданий, игнорированием особенностей темперамента, отсутствием поддержки при выполнении заданий и перерывов в работе ребенка.

Все это негативно сказывается на детях, особенно на дошкольниках. И еще хуже такие условия отражаются на детях с отклонениями в развитии. Дети могут даже замолчать и вовсе отказаться выполнять задания. Но компетентный специалист всегда сможет определить истинную причину неудачи: действительно у ребенка не было ответа или он устал, испугался, разволновался.

Как подготовить ребенка к ПМПК

  1. Прежде всего расскажите ребенку о том, что его ждет. Скажите, что ему будут задавать вопросы, на которые он обязательно ответит, если подумает. Все ответы он знает.
  2. Упомяните, что людей будет много, и они будут незнакомые, но бояться не нужно. Ведь родители им доверяют, да и сами будут рядышком.
  3. Обязательно скажите, что даже если ребенок ошибется или не ответит, то это не страшно. Его не будут ругать дома или на комиссии.
  4. Пообещайте, что после ПМПК сходите куда-нибудь или купите что-то ребенку (решается индивидуально что).

Комиссия: проходить или не проходить

Родители часто боятся отдавать своего ребенка на комиссию. Форумы в интернете забиты вопросами о том, обязательно ли это, чем грозит и как «отмазаться». Разрушу все сомнения: это не опасно, это не обязательно, но это желательно и полезно вашей же семье. «Отмазаться» можно, но нужно ли?

Если проблема есть и она будет выявлена, то комиссия подскажет (именно подскажет, а не категорично прикажет), как ее устранить. Если ребенок здоров, то совсем переживать не стоит. Да, в заключении ПМПК пишут о том, может ли ребенок учиться в общеобразовательном учреждении или нужно специальное, нужны ли курсы дефектолога или другие занятия. Но все это носит рекомендательный характер, а не обязательный. Хотя я советую прислушиваться к результатам комиссии. Если есть сомнения – пройдите несколько комиссий. В случае одинакового результата стоит прислушаться к профессионалам.

Иногда родители боятся, что их ребенка назовут «дураком», потому и избегают любых комиссий. Но к сожалению, нередки случаи «хотел как лучше, а получилось как всегда». С проблемами в обучении и развитии ребенка может столкнуться любая семья. Это не постыдно и не наказуемо. Самое лучшее, что можно сделать – вовремя выявить проблему и поместить ребенка в соответствующие условия.

Чаще всего особые условия в детстве (при необходимости) дают «такого как все» ребенка в будущем. Работники комиссии – не враги. Они заинтересованы прежде всего в защите интересов ребенка и создании психологически благоприятных условий для его развития.

Узнайте о том, что такое ПМПК из первых уст ее специалистов на примере Перми (принципы деятельности не зависят от региона).

Источники:

http://www.b17.ru/article/pmpk/
http://www.maam.ru/detskijsad/chto-takoe-pmpk.html
http://mama-pomogi.ru/o-detyakh/osobyj-rebjonok/pmpk-chto-eto-takoe
http://ppmsrybadm.edusite.ru/p16aa1.html
http://psychologist.tips/1217-pmpk-psihologo-mediko-pedagogicheskaya-komissiya-chto-eto-takoe-v-detskom-sadu-i-shkole.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector