12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плюсы и минусы платона

Система Платон сегодня: плюсы и минусы

По теме:

Система Платон сегодня является одним из наиболее острых вопросов автодорожного регулирования. Многие выступают за введение этой системы, а многие – против. Мы решили разобраться. Так, нужен ли России Платон?

Тарифы

Система взимания платы «Платон» запущена 15 ноября 2015 года как мера, позволяющая обеспечить ремонт и строительство магистральных дорог и пополнить бюджеты регионов. Однако почти сразу Платон подвергся острой критики, многие большегрузные автомобилисты устроили забастовку. Однако о чем речь?

Платон предусматривает взимание платы с большегрузных автомобилей весом более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию. Стоимость платы для автомобилей составляет 1,53 руб. за километр, что несмотря на всю критику, весьма скромная сумма. Предполагалось, что плату увеличат с марта 2016 года до 3,73 руб., но этого не сделали в силу большого возмущения водителей грузовых автомобилей, которые зарабатывают на перевозках. Данную меру отложили до конца 2018 года.

Тарифы, предлагаемые системой Платон, сегодня являются одними из самых низких в Европе. Рассмотри сколько платят владельцы большегрузных автомобилей в других странах. Например, в Германии автомобили более 12 т платят от €0,14 до €0,29/км, Австрия – от €0,156 до €0,4431/км (массой более 3,5 т), Франции – €0,11 до €0,155/км.

Принцип работы

Что нужно, чтобы пользоваться системой Платон нужно зарегистрироваться в системе через Интернет и предоставить о себе и грузовом средстве подробную информацию, такую как фамилию и имя (если физическое лицо), e-mail, мобильный телефон, регион регистрации, банковский счет (необязательно), государственной регистрационный знак автомобиля, номер, марка/модель, копия свидетельства о регистрации ТС и т.д. Затем вы получите свой личный кабинет и сможете использовать его для оплаты маршрута.

Маршрут можно оплатить 2 методами: с помощью оформления разовой маршрутной карты или использования бортового устройства. Маршрутная карта – документ, в котором указывается маршрут поездки. Бортовое устройство предоставляется владельцам зарегистрированным пользователям бесплатно, как модем при установке домашнего Интернета. При этом, используя маршрутную карту, оплата взимается только с лицевого счета Владельца транспортного средства, открытого в Системе взимания платы, а при применении бортового устройства – можно использовать целый ряд методов: безналичный банковский перевод; банковскую карту; топливные карты Е100 и DKV. Плата вносится до начала движения.

Система Платон сегодня демонстрирует вполне оправданные результаты. Полученные средства планируется перечислять в федеральный бюджет. Росавтодор прогнозирует поступления за счет использования системы Платон около 50 млрд. руб. в год, которые будут направлены на ремонт и строительство дорог. Наверное, это и есть гражданское общество.

«Платон»: плюсы и минусы российской системы

С введения новой системы взимания платы за проезд по российским дорогам с крупногабаритных грузовиков прошел почти год. Компания «Логдок» изнутри оценила сильные и слабые стороны «Платона».

Качество российских дорог регулярно подвергается серьезной критике, и для этого есть все основания. Дорожные покрытия в наших городах и на трассах федерального значения, в подавляющем большинстве, не выдерживают нагрузки и регулярно приходят в негодность. Образуются ямы, трещины, колеи, особенно в зимне-весенний период, которые доставляют немало проблем, причем как автомобилистам, так и городским службам. «Ямочный» ремонт, как правило, лишь частично решает проблему и только на некоторое время. С высокой периодичностью приходится проводить дорогостоящие дорожные работы по восстановлению или замене дорожного полотна. Это, как правило, приводит к многокилометровым пробкам на дорогах и крупным затратам бюджетных средств.

Для нормализации положения в данной области предпринимаются различные меры, и введение системы взимания платы «Платон» с большегрузного транспорта массой свыше 12 тонн – одно из них. Отношение к данному нововведению с самого начала было неоднозначным, и большинство дальнобойщиков восприняли его буквально «в штыки». Однако, за несколько месяцев после ее введения, непосредственным участникам процесса стало понятно, что «Платон» имеет как «минусы», так и «плюсы». Составила о данной системе свое мнение и транспортная компания «Логдок», которая, являясь одним из крупнейших российских транспортных предприятий, регулярно осуществляет междугороднюю и международную автоперевозку грузов. Так в чем же все-таки заключаются сильные и слабые стороны дорожного новшества с точки зрения «Логдок»?

«Платон» – основной принцип работы

При отсутствии бортового устройства оплата за проезд осуществляется на основании маршрутной карты, составляемой для разовой поездки, в которой указывается:

  • государственный регистрационный знак ТС;
  • дата и время выдачи;
  • срок действия (указывается точное время);
  • описание маршрута;
  • общая протяженность участков маршрута, подлежащим оплате (автодороги общего пользования федерального значения).

Маршрутную карту можно оформить любым удобным для пользователя способом: в центрах обслуживания, через терминалы или в режиме онлайн на сайте «Платон». Во время прохождения маршрута проверка на наличие системы осуществляется при проезде большегрузного транспорта через специальные стационарные рамки или с помощью мобильного контроля специально оборудованными автомобилями. Оплата производится из расчета 3,06 рубля за 1 км (действует с 1 марта 2016 по 31 декабря 2018 года). Предусмотрена система штрафов для нарушителей. Собранные средства пополнят госбюджет и будут использоваться для улучшения дорожных условий в нашей стране.

Читать еще:  Как перевозить негабаритный груз на легковом автомобиле

«Плюсы» и «минусы»: что перевесит?

В целом, система задумана во благо, ведь качественные дороги и отсутствие пробок на пути следования – это самое заветное желание для всех автомобилистов и для дальнобойщиков в том числе. С другой стороны, для многих автоперевозчиков дополнительная финансовая нагрузка – не слишком приятное испытание. В представлении компании «Логдок», сильные и слабые стороны данной системы соотносятся следующим образом:

«Платон» глазами российских водителей: плюсы и минусы системы

Система Платон (сокращенно от «Плата за тонны») разработана для взимания платы с большегрузного транспорта, чья масса превышает 12 тонн. С 2015 года такие грузовые автомобили при движении по трассам федерального значения облагаются специальным фискальным сбором. Средства, полученные в результате этого нововведения, поступают в федеральный бюджет и расходуются на ремонт дорожного полотна.

Как внедряли систему Платон

Решение о необходимости сбора денежных средств с многотонных автомобилей возникло по причине повышенного воздействия их на дорожное полотно. Грузовики с массой свыше 12 тонн наносят больший ущерб асфальтному покрытию, чем легковые машины. При этом, согласно законодательству РФ, транспортный налог не учитывает этой разницы, основная часть средств на ремонты дорог поступала в бюджет из кошелька владельцев легкового транспорта.

Создатели Платона заявляют, что аналогичные системы в странах Европы помогают своевременно проводить реконструкцию дорожного полотна, снижают нагрузку на региональные магистрали, воспитывают гражданскую ответственность водителей и гарантируют выбор оптимальных маршрутов. Коэффициенты зарубежных систем превышают тариф Платона, который был скорректирован в 2019 году и составляет 2,04 рубля за км.

Однако, большинство российских водителей и компаний-перевозчиков негативно отреагировали на принятие соответствующего закона. По мнению экспертов, для повышения качества дорожного полотна требуется не только увеличение затрат на ремонт дорог, но и освоение новых технологий производства асфальтного покрытия и его укладки. В противном случае денежные средства будут растрачены безрезультатно, трассы в скором времени придут в прежнее состояние. Водители-дальнобойщики неоднократно устраивали акции протеста, утверждая, что внедрение Платона выгодно узкому кругу чиновников и бизнесменов, имеющих доступ к бюджетным средствам.

В ходе объявленных забастовок участники обратили внимание государственных деятелей на несовершенство системы, завышенные тарифы, необоснованные штрафные санкции и добились введения льготного периода для внедрения Платона.

Платон сейчас: плюсы и минусы системы

В 2019 году правительство приняло решение об отмене фискальных послаблений для владельцев большегрузов. С 1 июля не действует льгота по уплате транспортного налога, сумма которого ранее уменьшалась на величину дорожного сбора. В течение 2016-2018 годов были увеличены штрафы за бесплатный проезд по трассам федерального значения и отсутствие на грузовых машинах массой более 12 тонн специального оборудования, позволяющего использовать систему.

Водители и автовладельцы отмечают следующие недостатки современного Платона:

  • дороговизна оборудования (бортовое устройство с доступом к спутниковой навигации);
  • частые системные сбои и проблемы со стороны поставщика услуги;
  • повышение тарифов на грузоперевозки;
  • необходимость движения транспорта через стационарные рамки, что приводит к скоплению на дороге большого количества грузовиков.

К положительным изменениям, вызванным внедрением Платона, можно отнести:

  • жесткий контроль работы водителя с отслеживанием времени, проведенного за рулем;
  • прозрачность системы, отсутствие коррупционных схем;
  • автоматизация процесса;
  • повышение качества дорожного полотна;
  • уменьшение количества «серых» перевозчиков, возможность установки конкурентных цен на услугу.

Система Платон нуждается в доработке и адаптации к условиям российского рынка, но ее внедрение, в целом, привело к положительным изменениям в работе перевозчиков. Основным минусом российского фискального сбора является увеличение финансовой нагрузки на предпринимателей, занимающихся грузоперевозками.

Плюсы и минусы платона

В социальных сетях разгорелись нешуточные страсти. Люди бьются насмерть как за отмену системы «Платон» (чтобы Ротенберги не получили кровные народные деньги – что смешно), так и против выступлений дальнобойщиков (чтобы отменили все налоговые сборы, и они смогли жить так же хорошо, как и прежде, не оплачивая ремонт дорог).

Почитав комментарии в сети, я понял, что никто ничего не понимает. То есть совсем ничего. Некоторым кажется, что они в теме – и они поддерживают «народное выступление» (хотя оно антинародное, поскольку пробки и так называемые «улитки» создают, мешая обычным гражданам России, которые тоже часть народа). Другие просто присоединились к протесту по причине собственной дремучести. Попытаюсь объяснить доступно все, что вам нужно знать о «Платоне» и дальнобойщиках.

Начнем с азов. Дальнобойщики — это жаргонное словечко придумали в начале семидесятых хиппари-автостопощики. Дальнобойщики бывают двух видов (сейчас выяснилось, что трех – еще и дальнобойщики-оппозиционеры): водители на зарплате в компании по перевозке грузов («Платон» их устраивает, потому что не они оплачивают налог, а работодатель); индивидуальные предприниматели – у них свой или взятый в аренду грузовик, своя клиентская база.

Теперь представьте себе весь автомобильный транспорт России. Грузовики, которые возят грузы свыше 12 тонн, составляют всего 4% от этого числа. То есть таких, кто сегодня блокирует дороги на подъездах в Москву, очень и очень мало. Их действия многие дальнобойщики не одобряют. Так что не надо всех под одну гребенку. Масса «КамАЗа» составляет около 7 тонн. Разрешенная масса на дороге — 14 тонн. Но, если нет желания платить налог, можно взять груза ровно столько, чтобы грузовик весил 11.99 тонн. Но ведь хочется увезти как можно больше. Поэтому, согласно общепринятой практике, нагружают все 15 тонн. И платят штрафы ГИБДД. Это намного дешевле, чем соблюдать законодательство.

Читать еще:  Можно ли получить гражданство в дубае

Почему введена эта система. И что это такое.

«Платон» — система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Все деньги берут в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования. Общего. То есть дороги эти для всех. Между тем, именно 12-тонники, согласно исследованию «Росавтодора», наносят 56% вреда федеральным дорогам. А платят за их ремонт все одинаково – и простой автомобилист, и дальнобойщик. По идее, можно было бы просто запретить столь вредный для дорог крупнотоннажный транспорт. Но это непременно привело бы к увеличению цен – но не на продукты питания, а на строительство. Почему — объясню чуть позже. Поэтому налогом облагаются и «частные» перевозчики и транспортные компании. В Европе существует аналогичная система. И точно такой же налог. И не только в Европе – но и в США, и в Австралии. А в Белоруссии, например, плата в шесть раз больше той, которую предлагает российское правительство.

К фактам. Нынешний тариф — 1,5293 руб./км. В дальнейшем, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года тариф будет увеличен до 3,06 руб./км. Это самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. В Австрии ставка — $0,49, в Белоруссии — $0,16. Российский тариф по сегодняшнему курсу — $0,025, что, повторюсь, в 6 раз ниже, чем в Белоруссии. Кто-то скажет: «Белоруссия маленькая, а Россия большая». Это неважно. Дороги разбивают одинаково и в маленькой стране, и в большой. И везде их надо чинить.

Система хороша также тем, что позволяет также отслеживать перемещение грузов. В том числе и теневое – видно, откуда идет груз, кто его принял. Можно легко выявить все уходы от налогообложения. Разумеется, некоторым это неудобно. Ведь такие доходы уплывают из рук.

Часто говорят о том, что дальнобойщики просто не могут оплатить через систему перевозку груза. Это не так. Платить удобно. Об этом рассказывают водители грузовиков из транспортных компаний. Оплатить проезд можно с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Расчет производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства. Да, система сбоила. В этом уже признались те, кто ее внедрял. И это большой минус разработчика, что запустили «Платон», как следует не протестировав. Но сейчас руководители «Платона» уверяют, что проблем в ее использовании нет. И сбоев больше не будет.

Теперь касательно «друга Путина» Ротенберга, который якобы наживается на дальнобойщиках. Для многих это станет сюрпризом, но у людей такого уровня, как Глава государства, друзей быть не может. Это очень одинокая должность. Бывает симпатия руководителя высшего звена по отношению к подчиненным. Но при этом она тут же испаряется, когда вдруг выясняется, что подчиненный что-то делает не так, или не готов в сложные времена помочь рублем стране. Откуда, по-вашему, взяли один триллион средств из внутренних резервов, не залезая во внешний долг, на оздоровления экономики? Помогли «друзья».

Известно, что все собранные с этих 4% частных перевозчиков средства (повторяю, ВСЕ!) направят на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние. Какая разница, чей сын или внук (или племянник, к примеру) возглавляет организацию, которая ответственна за сбор денег и передачу их полностью (!) на ремонт дорог?! Если у вас проблема с фамилией Ротенберг, то ваших погнали еще в 45-м. Но кое-где недобитки, конечно, остались.

То, что важно осознать.

До начала запуска системы «Платон» все владельцы легковых автомобилей оплачивали сладкую жизнь коммерческих грузоперевозчиков. Это социальная несправедливость – все автомобилисты не обязаны заботится о выгоде и благополучии перевозчиков и грузоотправителей.

«Вы ничего не понимаете! — кричат те, кто ничего не понимает. — Ведь подорожают продукты питания! Дальнобойщики заботятся обо всех!» Нет, дальнобойщики заботятся о себе. Основная доля перевозимой по дорогам продукции — около 83% — это навалочные материалы, а не продукты питания – песок, гравий и так далее. Именно навалочные материалы составляют основу крупнотоннажных перевозок. Вы их употребляете в пищу? Я – нет. Да, для строительных компаний они подорожают. Но совсем незначительно.

Мне нравятся хорошие дороги. И грамотный закон, справедливый для всех. А вам?

Система «Платон» — рэкет или необходимость?

Эксперт в сфере стратегической логистики Вячеслав Белобжецкий в студии программы «Наша страна» прокомментировал достоинства и недостатки системы «Платон»

Эксперт в сфере стратегической логистики Вячеслав Белобжецкий в студии программы «Наша страна» прокомментировал достоинства и недостатки системы «Платон»

Читать еще:  Документы для открытия кальянной

Россию охватили протесты дальнобойщиков

В России с 27 марта 2017 года начались протесты автоперевозчиков, выступающих против системы «Платон» и требующих отставки правительства. В митингах принимает участие около 10 тысяч дальнобойщиков. Акции протеста проходят более чем в 50 регионах России.

Система «Платон» (плата за тонны), по мнению ее разработчиков, призвана компенсировать тот ущерб, который большегрузные автомашины наносят дорожному полотну. Внедрена она была осенью 2015 года. Тогда же начались первые митинги и пикеты недовольных водителей, которые утверждают, что «Платон» многим из них грозит настоящим банкротством. Тогда правительство пошло на уступки, снизив систему штрафов и введя льготные тарифы. 15 апреля 2017 года они должны вырасти более чем вдвое — с 1,5 до 3,5 рублей за километр.

Сильнее всего система «Платон» ударила по владельцам небольшого парка машин — представителям малого бизнеса.

«Если я буду работать в «Платоне», то в год у меня будет уходить примерно до 400 тысяч рублей. У меня три машины. 1 миллион 200 тысяч рублей в год — я машину автоматически поставлю на стоянку», — жалуется один из предпринимателей.

О всероссийском масштабе акций протеста говорить преждевременно

В студии программы «Наша страна» на телеканале Царьград эксперт в сфере стратегической логистики Вячеслав Белобжецкий высказал свою точку зрения на внедрение системы «Платон» и протесты дальнобойщиков.

По его словам, участники акций протеста считают, что проблема уже вышла на федеральный уровень, хотя в забастовке участвует всего 3% дальнобойщиков.

«На мой взгляд, этого недостаточно, чтобы говорить о всероссийском масштабе», — полагает эксперт.

«Платон» направлен против теневого бизнеса

Как отмечает Белобжецкий, «Платон» заставляет бизнес обеляться. Если раньше можно было работать в серую или даже в черную, то теперь по федеральной дороге ты не можешь проехать, если ты не уплатил сбор и не купил маршрутную карту.

Вместе с тем система должна быть прозрачной и сбалансированной

Эксперт уверен в том, что внедрение «Платона» — это системная работа в направлении улучшения администрирования самой отрасли, улучшения дорожного строительства и контроля за денежными потоками.

Белобжецкий не стал увязывать протесты дальнобойщиков с воскресными акциями против коррупции. Кроме того, он не согласился с тем, что с протестующими не ведется диалог, добавив, что была соответствующая встреча, после которой вместо двукратного увеличения тарифа было увеличение на четверть.

«Любой здравомыслящий человек, который мыслит в масштабах экономики, скажет, что система «Платон» нужна. Другое дело, что в домохозяйстве могут быть вопросы», — подчеркнул Белобжецкий, добавив, что система должна быть сбалансированной. Так, пока на сайте системы «Платон» отсутствует детальная информация о расходовании средств и концессионное соглашение, в соответствии с которым концессионер получает более 10 миллиардов рублей ежегодно, тогда как ежегодный сбор в системе «Платон» составляет более 20 миллиардов.

Средства идут на строительство и ремонт дорог

Белобжецкий добавил, что большая часть средств, полученных от «Платона» реально вкладывается в дорожное строительство. При этом ремонтируются не только автомагистрали, но и городские дороги, по которым дальнобойщики не ездят.

Эксперт также привел статистику: на полученные от «Платона» деньги уже отремонтировано около 1000 километров дорог, порядка 40 трубопроводов и мостовых переходов, еще около 30 планируется отремонтировать в 2017 году. Также в нынешнем году будет софинансирование за счет средств из системы «Платон» на региональное дорожное строительство.

«Платон» против посредников

Что касается того, что система «Платон» наносит удар по малому бизнесу, то Белобжецкий уверен в том, что она позволит как раз вытеснить с рынка посредников и экспедиторов, которые получают львиную долю средств.

«Я скажу про то, что знаю не понаслышке. Вообще бизнес, в который вовлечены очень маленькие компании, зависит от посредников, от экспедиторов. И, по сути, так или иначе «Платон» как система некоторого тотального контроля, которая имеет огромное количество информации о грузовиках, об их маршрутах, может подтолкнуть к постепенному вытеснению экспедиторов с рынка. Я, конечно, могу сейчас утрировать, но цифра может распределиться так: заказчик платит 20 тысяч рублей, а водитель, владелец автомобиля получает 10 000. Остальное оседает в карманах посредников. Это реальная диспропорция», — отметил Белобжецкий, добавив, что система «Платон» будет развиваться, в том числе технически.

Собеседник Царьграда допустил возможность того, что средства на строительство ремонт дорог могут в перспективе изыматься за счет штрафов от злостных нарушителей, но данная система требует проработки.

«Эта система должна быть рассчитана и смоделирована. Вполне возможно, что такое решение существует. Но она затронет множество различных людей. Те же штрафы, они же тоже идут куда-то, тоже каким-то образом администрируются», — резюмировал Белобжецкий.

Подписывайтесь на канал
«Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Источники:

http://bolshefaktov.ru/v-mire/yekonomika/sistema-platon-segodnya-plyusy-i-minusy-2054
http://logdok.ru/publication/platon-plyusy-i-minusy-rossijskoj-sistemy/
http://zen.yandex.ru/media/id/5d1bbff1cc20a700ae50efaa/5d20bfeffe516300ade0b764
http://publizist.ru/blogs/107522/10981
http://tsargrad.tv/articles/sistema-platon-rjeket-ili-neobhodimost_56185

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: