29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отличия нормативного акта от ненормативного

Пленум ВАС РФ отделил нормативные акты от ненормативных

В конце июля Высший арбитражный суд не был скуп на разъяснения вопросов, возникающих в судебной практике при рассмотрении различных категорий дел. Судьи приняли целых пакет подобных разъяснений, в том числе по спорам о достоверности адреса юридического лица (см. «ЭЖ», 2013, № 32, с. 05) и взыскании убытков с руководителя организации (см. «ЭЖ», 2013, № 33, с. 05), а также масштабные разъяснения о применении положений части первой Налогового кодекса (см. в одном из ближайших номеров «БП»). Кроме того, Пленум рассказал, по каким критериям судам нужно идентифицировать нормативные акты и как разрешать дела о признании их недействующими.

Несколько дней ­назад на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru был опубликован текст постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» (далее — постановление № 58). Проект этого постановления был обнародован еще в марте, однако в процессе доработки подвергся серьезным изменениям. Во многом они были обусловлены тем, что в нормы АПК РФ, как раз касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных актов, были внесены изменения (Федеральный закон от 07.06.2013 № 126-ФЗ). А именно, была сужена подведомственность таких дел арбитражному суду путем указания на необходимость специальной оговорки в федеральном законе.

Понятие нормативного акта из теории закрепили в практике

АПК РФ закрепляет за арбит­ражными судами рассмотрение дел по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ). Однако в законодательстве нет понятия нормативного правового акта, это научная категория. В постановлении № 58 судьи решили закрепить его на уровне разъяснений; предложенное для использования судами определение этого термина хорошо знакомо юристам еще из курса теории государства и права. Так, по мнению Пленума ВАС РФ, под нормативным правовым актом следует понимать акты, принятые органом государственной власти, местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. В том числе к нормативным актам относятся и акты, правовые нормы в которых содержатся не в основном тексте, а в приложении, утвержденном таким актом (п. 1 постановления № 58).

Стоит отметить, что проблема дефиниции нормативных актов отнюдь не выдуманная, зачастую этот вопрос становится главным при рассмотрении дела. И не раз правовые акты, которые по своему статусу к нормативным никак относиться не должны, ­суды признавали таковыми (решение ВАС РФ от 28.06.2012 № ­ВАС-4569/12 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца пятого письма Минфина России от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120»), а при наличии оснований признавали и недействующими (см., например, решение ВАС РФ от 29.11.2012 № ВАС-13840/12 «О признании не соответствующим НК РФ Письма Минфина России от 04.04.2012 № 03-03-10/34 „О замене письма ФНС России от 26.06.2012 № ЕД-4-3/10420@“»).

Решение об утверждении индивидуального тарифа на электроэнергию может оказаться нормативным

По сравнению с первоначальным текстом проекта в постановлении № 58 намного конкретнее изложены рекомендации судам по поводу отдельных видов правовых актов: относятся ли они к нормативным в принципе и относится ли их оспаривание к подведомственности государственного арбитража. В частности, акты органов влас­ти и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд Пленум ВАС РФ отнес к ненормативным правовым актам (п. 1.1 постановления № 58). Оспорить такие акты можно в порядке главы 24 АПК РФ, в то время как оспариванию нормативных актов посвящена глава 23 АПК РФ. Заметим, что в тексте проекта все перечисленные акты были отнесены к числу нормативных, хотя предложение об их ненормативном статусе тоже было изложено в качестве альтернативного варианта. Как видим, он и попал в официальные разъяснения для нижестоящих судов.

В процессе доработки проекта были заметно скорректированы и разъяснения, касающие­ся актов в сфере установления тарифов на электроэнергию. Изначально они ограничивались оговоркой о том, что решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электроэнергии, в том числе об утверждении индивидуальных тарифов, являются нормативными актами. Теперь же Пленум ВАС РФ расширил границы судебного усмотрения в данном вопросе. По общему правилу решения об утверждении тарифов для конкретного субъекта или объекта (или содержащие иные конкретизирующие признаки) судам следует рассматривать как ненормативные. Но если суд установит, что такие акты распространяются на неопределенный круг лиц, он может признать их нормативными (п. 1.2 постановления № 58). Соответственно, и процедура оспаривания такого акта будет иной.

Dura lex sed lex, в том числе при обжаловании нормативных актов

Как было сказано выше, некоторые новые положения в постановление № 58 были внесены из-за поправок в АПК РФ в части сужения подведомственности споров рассматриваемой категории арбитражным судам. Потому при решении вопроса о приеме поступившего заявления к производству суды будут тщательно проверять, есть ли соответствующее дозволение в законе или нет. Если выяснится, что такого федерального закона, который относил бы вопрос об оспаривании нормативного акта к подведомствености арбит­ражного суда, не имеется, то производство по делу подлежит прекращению. Правда, из этого правила есть исключение — ситуация, когда заявление об оспаривании данного нормативного акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было рассмотрено им по существу со ссылкой на неподведомственность. По мнению Пленума ВАС РФ, данное разъяснение обеспечивает реализацию права на судебную защиту, гарантированного Конституцией России и Европейской конвенцией по правам человека.

Кроме того, при решении вопроса о подведомственности спора арбитражному суду большую роль играет и статус заявителя, так как закон может ставить подведомственность спора в зависимость от него.

В постановлении № 58 выделено три категории споров в зависимости от статуса субъекта, инициировавшего их.

Первая категория — дела об оспаривании нормативных актов, оспаривать которые в суд имеют право только определенные субъекты (п. 2.3 постановления № 58). В качестве примера приводится Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС», который предоставляет право оспаривания нормативных актов в соответствующей области организациям и индивидуальным предпринимателям (ч. 3 ст. 54 указанного закона).

Читать еще:  Как общаться с начальником самодуром

Вторая категория — дела об оспаривании нормативных актов, которые вправе инициировать любое лицо, чьи права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности затрагиваются оспариваемым актом (пример — ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»). Сюда же относятся и дела о признании недействующими нормативных актов, принятых органами местного самоуправления. Требование единое: заявитель должен указать, какие его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности затрагиваются данным актом (п. 2.3, 2.4 постановления № 58).

Третья категория — дела, которые вправе инициировать любой субъект, в том числе и гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя. Но на такую возможность обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействущим должно быть прямо указано в федеральном законе (п. 2.3 постановления № 58).

Суд может попросить заявителя уточнить ссылку на эталонный нормативный акт

Разъяснения, касающиеся иных вопросов (помимо подведомственности) в конечном тексте постановления остались без принципиальных изменений.

В заявлении о признании нормативного акта недействующим необходимо будет указать, какие конкретно права и законные интересы заявителя ущемляются или какие обязанности дополнительно налагаются на него оспариваемым актом. Также необходимо указать, на соответствие какому нормативному акту большей юридической силы суду следует проверить оспариваемый акт или его отдельные положения. При этом судья вправе предложить заявителю уточнить конкретные «эталонные» нормы акта, имеющего большую юридическую силу, которым оспариваемый акт противоречит (п. 3.1 постановления № 58). В проекте постановления на такую возможность не было указано.

Еще одно положение, появившееся только в окончательном тексте постановления, касается заявлений с требованиями о признании недействующим акта, в котором содержатся и нормативные, и ненормативные правовые нормы. В этом случае Пленум ВАС РФ разъяснил судам возможность выделения требования об оспаривании такого акта в части положений ненормативного характера в отдельное производство и рассмотрения его в порядке, преду­­смотренном главой 24 АПК РФ. Но делать это следует лишь в случае, когда раздельное рассмотрение требований будет соответствовать целям эффективного правосудия.

Ненормативный правовой акт

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое «Ненормативный правовой акт» в других словарях:

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Энциклопедия права

Ненормативный правовой акт — документ, содержащий обязательные конкретно индивидуальные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), предположительно нарушающие субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы … Большой юридический словарь

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ НОРМАТИВНЫХ И НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ?

Следует учитывать, что такие виды документов, как решения и постановления, являются, как правило, нормативными правовыми актами, тогда как распоряжения носят ненормативный характер. Трудности, связанные с разграничением нормативных и ненормативных актов органов власти и должностных лиц, объясняются тем, что предписания, содержащиеся в правовых актах, могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер. Сразу отметим, что среди самих юристов не существует единого мнения, что и в каком случае считать нормативным правовым актом, а что — нет. К примеру, приказ — это локальный организационно-распорядительный правоприменительный акт властного субъекта (руководителя) подчиненным, зависимым от него лицам, издаваемый на основе принципа единоначалия. Таким образом, это не нормативный, а лишь правоприменительный акт, при помощи которого руководитель органа осуществляет реализацию возложенных на него обязанностей, организует работу подчиненных ему структурных подразделений и конкретных работников. Но с другой стороны, регистрация того или иного приказа в Минюсте России дает повод, чтобы считать его нормативным правовым актом. В любом случае, разграничение нормативных и ненормативных правовых актов органов власти и должностных лиц следует проводить по признакам времени, пространства и круга лиц [1] .

Но нормативные акты органов власти и должностных лиц не ограничены по всем или одному из этих признаков. Нормативные правовые акты органов власти и должностных лиц — это или реализация права, или юридическая возможность такой реализации [2] . Отсюда следует конституционно и законодательно установленная обязательность доведения до сведения граждан (обнародование, опубликование) нормативных актов органов власти и должностных лиц [3] .

Ненормативные (индивидуальные) правовые акты органов власти и должностных лиц выполняют функцию регулирования конкретных общественных отношений, которые регламентированы правом (законами и подзаконными актами), но требуют конкретизации, персонификации субъекта или объекта правоотношения. Следует обратить внимание на то, что ненормативные правовые акты связаны не с процессом регулирования, а с процессом реализации конкретного права применительно к конкретному жизненному случаю, ситуации, деятельности и т.п. Ненормативные (индивидуальные) правовые акты органов власти и должностных лиц всегда конкретизированы по времени, в пространстве или по кругу лиц. При этом, согласно многочисленным исследованиям, именно в документах индивидуального характера в наибольшей степени содержатся кор- рупциогенные факторы, и именно такие документы дают широкий простор для коррупционных действий должностных лиц различных органов [4] . Однако согласно Федеральному закону от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» ненормативные правовые акты не подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе.

Нормативные и ненормативные правовые акты органов власти и должностных лиц отличаются не только по своему содержанию, но и по форме (структуре текста), и по виду (наименованию). Нормативные правовые акты предполагают строгое выполнение процедурных правил их принятия. Установление юридической нормы должно осуществляться исключительно с соблюдением процессуальных юридических правил [5] .

Читать еще:  Агентство тайных покупателей отзывы

Процедура принятия и издания ненормативных (индивидуальных) правовых актов органов власти и должностных лиц также должна соответствовать некоторым правилам, но эти правила касаются, прежде всего, правил делопроизводства и документооборота, устанавливаемых в определенной организационной структуре, при этом не исключается возможность использования общих правил делопроизводства и документооборота, установленных для органов государственного управления [6] . На современном этапе правотворчество органов власти осложнено в том числе наличием коррупциогенных норм, что ставит ряд актуальных проблем, решение которых требует совместных усилий по совершенствованию процедур принятия и издания правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления [7] .

  • [1] См.: Мах И.И. Административное право. М., 2012. С. 174; Бахрах Д.Н.Действие норм права во времени: теория, законодательство, судебнаяпрактика М., 2004. С. 59.
  • [2] См.: Чиннова М. В. Признаки нормативного правового акта // Бизнес в законе.2010. № 3. С. 32.
  • [3] См.: Соколов Н.Я., Кармадонов К.С. Официальное опубликование нормативных правовых актов: учебное пособие. М., 2013. С. 8.
  • [4] См.: Синцов Г. В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актови их проектов: некоторые вопросы правового регулирования // Юридическиймир. 2011. №9. С. 20.
  • [5] См.: Згонников П.П. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 3. С. 134.
  • [6] См.: Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления и делопроизводство. М., 2012. С. 74.
  • [7] См.: Кабашов С.Ю. Организация общего и специального делопроизводствав органах местного самоуправления. М., 2013. С. 27.

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ НОРМАТИВНЫХ И НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ?

Следует учитывать, что такие виды документов, как решения и постановления, являются, как правило, нормативными правовыми актами, тогда как распоряжения носят ненормативный характер. Трудности, связанные с разграничением нормативных и ненормативных актов органов власти и должностных лиц, объясняются тем, что предписания, содержащиеся в правовых актах, могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер. Сразу отметим, что среди самих юристов не существует единого мнения, что и в каком случае считать нормативным правовым актом, а что — нет. К примеру, приказ — это локальный организационно-распорядительный правоприменительный акт властного субъекта (руководителя) подчиненным, зависимым от него лицам, издаваемый на основе принципа единоначалия. Таким образом, это не нормативный, а лишь правоприменительный акт, при помощи которого руководитель органа осуществляет реализацию возложенных на него обязанностей, организует работу подчиненных ему структурных подразделений и конкретных работников. Но с другой стороны, регистрация того или иного приказа в Минюсте России дает повод, чтобы считать его нормативным правовым актом. В любом случае, разграничение нормативных и ненормативных правовых актов органов власти и должностных лиц следует проводить по признакам времени, пространства и круга лиц [1] .

Но нормативные акты органов власти и должностных лиц не ограничены по всем или одному из этих признаков. Нормативные правовые акты органов власти и должностных лиц — это или реализация права, или юридическая возможность такой реализации [2] . Отсюда следует конституционно и законодательно установленная обязательность доведения до сведения граждан (обнародование, опубликование) нормативных актов органов власти и должностных лиц [3] .

Ненормативные (индивидуальные) правовые акты органов власти и должностных лиц выполняют функцию регулирования конкретных общественных отношений, которые регламентированы правом (законами и подзаконными актами), но требуют конкретизации, персонификации субъекта или объекта правоотношения. Следует обратить внимание на то, что ненормативные правовые акты связаны не с процессом регулирования, а с процессом реализации конкретного права применительно к конкретному жизненному случаю, ситуации, деятельности и т.п. Ненормативные (индивидуальные) правовые акты органов власти и должностных лиц всегда конкретизированы по времени, в пространстве или по кругу лиц. При этом, согласно многочисленным исследованиям, именно в документах индивидуального характера в наибольшей степени содержатся кор- рупциогенные факторы, и именно такие документы дают широкий простор для коррупционных действий должностных лиц различных органов [4] . Однако согласно Федеральному закону от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» ненормативные правовые акты не подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе.

Нормативные и ненормативные правовые акты органов власти и должностных лиц отличаются не только по своему содержанию, но и по форме (структуре текста), и по виду (наименованию). Нормативные правовые акты предполагают строгое выполнение процедурных правил их принятия. Установление юридической нормы должно осуществляться исключительно с соблюдением процессуальных юридических правил [5] .

Процедура принятия и издания ненормативных (индивидуальных) правовых актов органов власти и должностных лиц также должна соответствовать некоторым правилам, но эти правила касаются, прежде всего, правил делопроизводства и документооборота, устанавливаемых в определенной организационной структуре, при этом не исключается возможность использования общих правил делопроизводства и документооборота, установленных для органов государственного управления [6] . На современном этапе правотворчество органов власти осложнено в том числе наличием коррупциогенных норм, что ставит ряд актуальных проблем, решение которых требует совместных усилий по совершенствованию процедур принятия и издания правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления [7] .

  • [1] См.: Мах И.И. Административное право. М., 2012. С. 174; Бахрах Д.Н.Действие норм права во времени: теория, законодательство, судебнаяпрактика М., 2004. С. 59.
  • [2] См.: Чиннова М. В. Признаки нормативного правового акта // Бизнес в законе.2010. № 3. С. 32.
  • [3] См.: Соколов Н.Я., Кармадонов К.С. Официальное опубликование нормативных правовых актов: учебное пособие. М., 2013. С. 8.
  • [4] См.: Синцов Г. В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актови их проектов: некоторые вопросы правового регулирования // Юридическиймир. 2011. №9. С. 20.
  • [5] См.: Згонников П.П. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 3. С. 134.
  • [6] См.: Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления и делопроизводство. М., 2012. С. 74.
  • [7] См.: Кабашов С.Ю. Организация общего и специального делопроизводствав органах местного самоуправления. М., 2013. С. 27.

Отличие нормативных правовых актов от ненормативных

Роль юриспруденции и законе в жизни современных людей переоценить сложно, потому что именно благодаря своду законов в общественной жизни можно достигнуть порядка и благополучия. Законы – это инструменты и средства для регулирования и достижения общественных целей.

Административные акты правоприменительного характера О.А. Красавчиков также разграничивал на акты оперативного управления и акты государственного контроля . О.А.

Юридическая техника как часть правовой системы

При этом, ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта, в случае, если, по мнению заявителя, такой ненормативный правовой акт незаконно возлагает какие-либо обязанности либо создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовой акт фиксирует волю тех или иных лиц — государства, его органов, граждан, конституирует ее, воплощает в особом юридическом явлении, оснащенном юридической силой. Именно в актах и через них проявляется и существует воля в праве, в правоотношениях. В связи с этим следует обратиться к постановлению Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 18.08.92 N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».

Читать еще:  Бизнес ипотечный брокер

Еще по теме 16. Нормативные и ненормативные акты: понятие и отличия.:

Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением. В отличие от нормативных актов ненормативные акты не содержат правовых норм, не направлены на неоднократное применение».

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Указанный срок является процессуальным и может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважительных причин и соответствующего ходатайства (ст. 117 АПК РФ).

Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Пленум ВАС РФ отделил нормативные акты от ненормативных

Форма предназначена исключительно для сообщений об отсутствии или некорректной информации на сайте ФНС России и не подразумевает обратной связи. Информация направляется редактору сайта ФНС России для сведения.

Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Нарушение порядка подачи заявления влечет оставление заявления без движения или возвращение заявления (ст. 128, 129 АПК РФ). После принятия заявления к производству судьей производятся действия по подготовке дела к рассмотрению (гл. 14 АПК РФ).

Заявление о признании недействительным ненормативного акта, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов.

Локальные правовые акты, например о приеме нна работы, не являются нормативными, но они все равно правовые.

Срок исковой давности не подлежит применению при обжаловании нормативных правовых актов, поскольку они сроком действия во времени не ограничены. Такие акты могут быть оспорены в любое время их действия как для пресечения длящегося нарушения гражданских прав, так и в целях предотвращения негативных последствий в будущем (Бюллетень Верховного суда РФ, N 10, 2000 г.).

Итак, сущность ненормативных правовых актов состоит в том, что они в отличие от нормативных правовых актов рассчитаны на разовое применение, носят наоборот индивидуально-определенный характер. Принимаются такие акты в основном по организационно-распорядительным вопросам (о назначении на должность, о присвоении звания и т.п.).

Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.

Итак, сущность ненормативных правовых актов состоит в том, что они в отличие от нормативных правовых актов рассчитаны на разовое применение, носят наоборот индивидуально-определенный характер. Принимаются такие акты в основном по организационно-распорядительным вопросам (о назначении на должность, о присвоении звания и т.п.).

Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.

Нормативно-правовой акт – это официальный, властный документ, принятый в строго определенном порядке компетентным органом государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношений.

Акт-документ — это форма юридически-официального бытия юридических норм, других элементов правовой системы, обладающих юридической энергией или воздействующих на процесс правового регулирования.

С одной стороны, осуществляющий нормоконтроль суд получил возможность не проверять оспариваемый акт на соответствие таким критериям как форма, субъект и источник опубликования.

Правоприменительный акт в механизме правового регулирова­ния выполняет роль особого юридического факта, влекущего возник­новение, изменение или прекращение правовых отношений. Это показывает его социальную ценность и конкретную юридическую значимость в правовой системе.

Третья категория — дела, которые вправе инициировать любой субъект, в том числе и гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя. Но на такую возможность обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействущим должно быть прямо указано в федеральном законе (п. 2.3 постановления № 58).

Отличие правоприменительных актов от нормативных.

Но делать это следует лишь в случае, когда раздельное рассмотрение требований будет соответствовать целям эффективного правосудия. Административные акты как основания возникновения гражданских прав и обязанностей активно разрабатывались представителями отечественной цивилистики советского периода. В частности, О.А. Красавчиков классифицировал административные правовые акты в зависимости от того, в каких формах такие акты оказывают воздействие на динамику гражданских правоотношений (см. [12, с. 125]).

По результатам рассмотрения дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц арбитражный суд принимает решение по правилам, установленным гл. 20 АПК РФ.

Даже любой внутренний приказ (как нормативный акт локального действия) ООО «Ромашки» должен соответствовать требованиям закона.

А ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем же и указаны. Поэтому его зачастую называют правовым актом индивидуального характера. (назначения на должности, награждения и т.д.) Предметом судебного разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, т.е. власти и подчинения.

РФ к таким законам не относится, поскольку он не определяет виды нормативных правовых актов, а содержит общие нормы.

Форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.

Правовой акт – основные нюансы

Кроме того, данные акты отличаются по возможным последствиям их принятия. Ввиду того, что нормативные акты устанавливают обязательные правила поведения для неопределенного круга лиц и рассчитаны на многократное применение, отрицательные последствия принятия акта, противоречащего требованиям права, возрастают в сравнении с принятием ненормативного акта Потапенко С.

В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования.

Очевидно, что для реализации таких полномочий они должны принимать правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

нормативные и ненормативные правовые акты

В отличие от нормативного правового акта (документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение) ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем указаны. Зачастую ненормативный правовой акт также называют правовым актом индивидуального характера.

Поэтому его зачастую называют правовым актом индивидуального характера. (назначения на должности, награждения и т. д. ) Предметом судебного разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, т. е. власти и подчинения.

Нормативно-правовой акт – одна их основных внешних форм права. Это государственный документ нормативного характера. В период действия ГПК РСФСР, судьи Верховного Суда РФ отказывали в принятии заявлений об оспаривании неопубликованных в установленном порядке нормативных правовых актов.

Источники:

http://www.eg-online.ru/article/221648/
http://jurisprudence.academic.ru/9584/%D0%9D%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D1%82
http://studref.com/370145/menedzhment/kakovy_osnovnye_otlichiya_normativnyh_nenormativnyh_pravovyh_aktov
http://studref.com/370145/menedzhment/kakovy_osnovnye_otlichiya_normativnyh_nenormativnyh_pravovyh_aktov
http://x-padder.ru/pravovye-stati/14981-otlichie-normativnykh-pravovykh-aktov-ot-nenormativnykh.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector