Особенности заключения публичного договора
Особенности заключения публичного договора
В сфере гражданского оборота публичный договор имеет особое значение.
Итак, ст. 426 ГК РФ определяет публичный договор как договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Основными элементами публичного договора, исходя из содержания ст. 426 ГК являются:
— обязанность коммерческой организации (занимающейся продажей товаров, выполнение работ, оказание услуг) заключать договоры с каждым гражданином, который к ней обратился с таким предложением;
— обязанность коммерческой организации продавать товары, работы и услуги по ценам и условиям, равным для всех, исключение составляют особые категории потребителей;
— обязанность коммерческой организации не оказывать предпочтение среди потребителей за исключением особой категории потребителей.
Публичный договор заключается в порядке и сроки, которые предусмотрены и установлены ст. 445 ГК.
Если коммерческая организация не выполняет данные требования (ст. 426 ГК), наступают негативные последствия в виде:
— возмещения убытков (потребителю возмещаются убытки, причиненные уклонением от заключения договора);
— признания условий публичного договора, не соответствующих требованиям п. 2 и 4 ст. 426 ГК, ничтожными;
— потребитель имеет право не исполнять условия договора, если иные применялись в отношениях с другими контрагентами.
Исходя из вышесказанного, обязательственные правоотношения, которые вытекают из публичного договора, обязывают коммерческую организацию (индивидуального предпринимателя) заключить с потребителем договор и соответствующее ей право потребителя требовать заключения такого договора. Еще раз обратим внимание на то, что коммерческая организация, как сторона публичного договора, не вправе по своему усмотрению заключить или отказать в заключении договора, самостоятельно определять контрагента и оговаривать с ним взаимовыгодные условия будущего соглашения. В таком случае, такое ограничение свободы договора для одной стороны — исполнителя, как отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, учитывает существенное фактическое неравенство сторон в договоре такого типа и направлено «на защиту интересов гражданина как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях»[23].
Арбитражная практика раскрывает многообразие вопросов, связанных с рассмотрением требований о понуждении заключить договор, вопросов доказывания отсутствия или наличия возможности заключения договора, соблюдения равных условий договора для всех потребителей.
В силу ч. 1 и 3 ст. 426 ГК коммерческая организация обязана заключить договор с каждым, кто к ней обратится. Из этого следует вывод: право требовать понуждения заключить публичный договор вправе только контрагент коммерческой организации, осуществляющей продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг. По этому поводу информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 14 было дано соответствующее разъяснение: «По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426 ГК, а также пункта 4 статьи 445 ГК обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе».
Практика по искам коммерческих организаций к потребителям о заключении с ними договора, отнесенного к числу публичных, показывает, что нередко имеют место случаи злоупотребления потребителями своими правами. В частности, бывает, что недобросовестные контрагенты отказываются оплачивать потребленные услуги по мотивам отсутствия договорных отношений с соответствующей организацией. Коммерческая организация, обязанная обеспечить потребителя электроэнергией (водой, газом, теплом, другими коммунальным услугами), оказывается в трудном положении. С одной стороны, она лишена права обращаться в суд с подобными исками, а с другой — применить меры ответственности к недобросовестным потенциальным контрагентам, например, отключить неплательщика от энергоносителей, если на него распространяется Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 74, запрещающее это делать на объектах жилищно-коммунального хозяйства, предприятиях и организациях системы Министерства обороны Российской Федерации и др.
Однако, практика арбитражных судов пошла по пути рассмотрения подобных споров как исков о возмещении убытков, при этом фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны расценивается в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК как акцепт абонентом оферты предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения рассматриваются как договорные[24].
Запрет отказывать потребителю в заключении публичного договора законодатель устанавливает с оговоркой «при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы» (ч. 3 ст. 426 ГК). На практике возникают вопросы, на ком лежит обязанность доказать отсутствие или наличие возможности заключить публичный договор. В связи с этим Постановлением от 01.07.96 N 6/8 Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было дано разъяснение, согласно которому «бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию».
Вопрос о том, была ли возможность предоставить необходимые услуги, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.06.02 N 115-О, подлежит разрешению судами на основе исследования и оценки фактических обстоятельств дела, толкования понятия «возможность» применительно к каждой конкретной ситуации. Законными причинами прекращения публичного договора не могут признаваться такие, которые обусловлены исключительно волей лица, оказывающего данные услуги. В указанном Определении отмечается также, что «судебная практика исходит из того, что, если коммерческая организация и докажет невозможность исполнения договора в объемах, требуемых потребителем, это не дает ей права вообще отказываться от заключения договора».
Коммерческая организация должна доказать, что у нее действительно отсутствуют возможности для заключения договора, в противном случае по решению суда такой договор может быть заключен в принудительном порядке. Кроме того, по требованию стороны, чье право нарушено, суд может возложить на должника обязанность возместить все убытки, причиненные уклонением от заключения договора.
Судебная практика по искам о понуждении заключить договор, в которых ответчик ссылается на отсутствие возможности заключить оный, показало, что невозможность исполнения коммерческой организацией договора в объемах, требуемых потребителем, не дает ей права вообще отказываться от заключения договора.
Цена товаров, работ и услуг (п. 2 ст. 426 ГК) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев (указы и постановления) для льготников.
Данный признак означает, что контрагенты при заключении и реализации публичного договора для юридического или физического лица должны быть равны независимо не от чего, исключения из этого правила могут быть установлены только законом либо иными правовыми актами, а не договором[25].
Невыполнение этих условий заключенного публичного договора обязательным правилам влечет их ничтожность. Сторона, допустившая подобные нарушения, обязана возместить пострадавшей стороне причиненные убытки, а также в случаях, предусмотренных законом, уплатить штраф.
Практика показывает, что вопрос равной цены наиболее часто нарушается коммерческими организациями.
Особенности публичного договора
«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2009, N 7
Публичный договор — это договор, заключенный коммерческой организацией, который устанавливает ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг каждому, кто к ней обратится. Примером являются организации, занимающиеся розничной торговлей, перевозкой транспортом общего пользования, энергоснабжением, медицинским, гостиничным и другим обслуживанием. Правила заключения публичного договора содержатся в ст. 426 ГК РФ.
Одной из главных особенностей публичного договора является невозможность коммерческой организации отказать потребителю в заключении публичного договора, когда у нее есть возможность предоставить ему соответствующие товары или услуги. Если же компания откажется от заключения публичного договора, потребитель вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению такого договора.
«Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации» (п. 55 Постановления Пленума ВС РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Обратиться в суд с требованием к понуждению заключения публичного договора может только контрагент обязанной стороны, а вот сама коммерческая организация такой возможности не имеет.
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Например, Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» установлено в п. 5 ч. 1 ст. 14 право лица, признанного по данному Закону ветераном, на внеочередную установку телефона в квартире. Таким образом, Закон предоставил указанным лицам преимущество в получении услуг перед другими гражданами.
Цена товаров, работ и услуг, а также другие условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех потребителей. Исключение составляют оговоренные в законах и других нормативных актах случаи, когда предоставляются льготы отдельным категориям потребителей. Например, при перевозке железнодорожным транспортом для пассажиров в возрасте до 5 лет предоставлена возможность бесплатного проезда. Речь идет о детях, которые следуют вместе с родителем или сопровождающим лицом, при условии, что ребенок не занимает отдельного места. Для детей в возрасте от 5 до 10 лет установлены заниженные тарифы. Такая же ситуация прослеживается и при перевозке авиационным транспортом с той лишь разницей, что возрастные ограничения другие. Еще одним примером служит ст. 14 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ «Об энергоснабжении», которая устанавливает льготы отдельным потребителям услуг.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, Правительство Российской Федерации может утверждать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). В качестве примера можно привести Правила оказания услуг телеграфной связи, Правила оказания услуг подвижной связи, Правила продажи товаров дистанционным способом, Правила оказания услуг по реализации туристского продукта и т.д. Так, п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом установил для покупателей следующее ограничение: «Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем».
Различные правила призваны ограничивать в той или иной мере действия сторон договора не только путем прямого запрета на совершение тех или других шагов, но и путем установления предписаний для формы заключения договора и т.п. Вот как предлагается оформлять предварительный заказ по оказанию услуг в сфере общественного питания: «Предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция и другие виды), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи.
Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю» (п. 17 Правил оказания услуг общественного питания).
Публичный договор
Публичный договор заключается коммерческой организацией и устанавливает обязанность компании по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении любого обратившегося к ней лица.
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими в отношении заключения публичного договора и условий публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Публичный договор не требует нотариального заверения.
Сущность публичных договоров
При заключении публичного договора, любая сторона, являющаяся покупателем, получает товар или услугу по фиксированной цене.
Публичный договор имеет ряд характерных признаков.
Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческая организация.
Во-вторых, характер деятельности организации должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ.
В-третьих, положения договора должны отражать обязанность организациию:
вступать в правоотношения с любыми обратившимися лицами (продавать товары, оказывать услуги);
брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.
Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.
Субъекты публичного договора
В качестве одного из субъектов публичного договора должна выступать коммерческая организация (унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, либо производственный кооператив).
Отметим, что к числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.
Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.
Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно, производимых или осуществляемых коммерческой организацией.
Условия публичного договора
Чтобы договор был признан публичным, он должен удовлетворять совокупности признаков таких договоров.
Такими признаками являются:
состав субъектов договора, ограниченный только коммерческим предприятием–продавцом и покупателем–потребителем товаров, работ или услуг;
коммерческое предприятие предоставляет свои услуги и осуществляет свою деятельность в отношении любого физического или юридического лица, обратившегося к ней в качестве покупателя;
установление единой стоимости товаров, работ или услуг для каждого покупателя.
Преимущества публичного договора для потребителя
Преимущества публичного договора для потребителя заключаются в следующем.
Во-первых, потребителю не могут отказать в заключении договора.
Во – вторых, цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категорий потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.
Кроме этого, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.
Примеры публичных договоров
Характерные правовые признаки публичного договора приводятся в статье 426 ГК РФ.
Так публичным договором является гражданско-правовой договор, заключаемый продавцом – коммерческой организацией, реализующей товары, выполняющей определенные виды работ, оказывающей услуги, которые она должна предоставлять любому, кто к ней обратится в качестве покупателя.
К таким видам торговли, работ, услуг Гражданский кодекс относит розничную торговлю, перевозки общественным транспортом, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, туристическое, гостиничное обслуживание.
На законодательном уровне в качестве публичных договоров определены следующие:
Договор купли-продажи (розничной);
Договор оказания медицинских услуг;
Договор подряда, в том числе бытового;
Договор хранения на складе;
Договор банковского вклада для граждан в кредитных организациях;
Договор хранения вещей и иного имущества граждан в ломбарде;
Договор перевозки пассажиров общественным транспортом;
Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Таким образом, примерами публичных договоров также являются договор розничной купли-продажи, договор проката, договор бытового подряда, договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, договор личного страхования.
Порядок заключения публичных договоров
Существует несколько вариантов заключения публичного договора:
Вариант 1. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным.
В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным.
Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо (в случае спора) – путем определения спорных условий договора судом.
Вариант 2. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от потребителя.
В этом случае при несогласии коммерческой организации с условиями проекта договора, направленного потребителем, она вправе направить протокол разногласий.
После получения протокола разногласий, если потребитель не обратится в суд в течение тридцати дней, договор будет считаться заключенным на условиях, предложенных коммерческой организацией.
В случае обращения потребителя в суд договор будет заключен на условиях, определенных решением суда.
Вариант 3. Заключение договора в упрощенном порядке.
Необходимо отметить, что в определенных законом случаях заключение публичного договора возможно в упрощенном порядке, если потребителем по договору выступает гражданин.
Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети».
С учетом ст. 548 ГК РФ приведенное положение п. 1 ст. 540 применяется к отношениям по снабжению тепловой энергией, водой, газом иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Соответственно, с момента первого фактического подключения гражданина к присоединенной сети договор энергоснабжения с таким гражданином считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией и применявшихся при заключении договоров с другими потребителями в период фактического подключения этого гражданина.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Что такое публичный договор, требования к публичному договору, определяемые статьей 426 ГК РФ
Публичный договор отличается от всякого другого тем, что предлагающее оферту лицо адресует своё коммерческое предложение неограниченному кругу лиц. Нормативные акты, регулирующие его заключение и исполнение, относятся к частноправному институту, охватывают все виды отношений между субъектами коммерческой деятельности и потребителями их услуг. Договор такого характера не заключается индивидуально, каждый раз при совершении сделки. Основные правила в этой области устанавливает ст. 426 ГК РФ.
Особенности публичного договора
Сторонами публичного договора выступают коммерческая организация или индивидуальный предприниматель и лицо, которое отзовётся на предложение и станет клиентом, покупателем товаров или потребителем услуг. При этом специфика работы предпринимателей такова, что она может быть адресована неограниченному кругу лиц.
Законодатель приводит ориентировочный перечень видов деятельности, которые проводятся на базе публичного договора. Указываются услуги связи, перевозка общественным транспортом, розничная торговля. Этот список не является исчерпывающим. Имеется в виду, что публичность договора относится только к основному виду деятельности.
Так, компания, занимающаяся перевозками, по публичному договору обслуживает своих клиентов, но горючее и другие материалы, нужные для пополнения складских остатков, она закупает по обычному, поскольку её контрагентом в таком случае является конкретное юридическое лицо. По публичному договору водители заправляют автомобили на автозаправках, и при этом у них не спрашивают никаких документов, но лишь заливают горючее в обмен на деньги, а оферта исходит от владельца пункта заправки.
На индивидуальных предпринимателей все положения статьи распространяются так же, как и на организации.
Это верно в силу п. 3 ст. 23 ГК РФ, который распространяет все требования к юридическим лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, ещё и на тех участников делового оборота, кто делает тоже самое без образования юридического лица.
Неотъемлемой чертой публичного договора является то, что он накладывает на предпринимателей обязанность предоставлять свои услуги всем, кто к ним обратится, если для этого существует возможность. Исключения составляют лишь случаи, которые предусмотрены п. 4 ст. 786 ГК РФ. Это относится к перевозке пассажиров воздушным транспортом.
Законодательством предусмотрен специальный реестр для лиц, перевозка которых самолётами ограничена. Все остальные предприниматели должны оказывать свои услуги всем тем, кто намерен стать их клиентами. Это не означает, что не может возникнуть спорных ситуаций. К примеру, водитель маршрутного такси может отказаться от перевозки лица, которое имеет поклажу, способную причинить неудобства другим пассажирам или пытается провести с собой животное.
В таких случаях у того, кому отказали в перевозке, возникает возможность подать иск на перевозчика, поскольку формально он нарушил правила комментируемой статьи. Решение же суда будет зависеть от обстоятельств дела.
Ограничения, накладываемые ст. 426 ГК РФ
Публичный договор накладывает некоторые ограничения на свободу договорных отношений, устанавливаемую ст. 421 ГК РФ, поскольку предприниматель теряет возможность не только в том, чтобы отказать кому-то в обслуживании, но не может и отдавать предпочтения одним клиентом по отношению к другим.
При немотивированном отказе со стороны лица, предоставляющего услуги на основании публичного договора, на него может быть подано исковое заявление на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ. К примеру, если кто-то желает, чтобы ремонтная организация оказала ему свои профильные услуги, а та отказывается, но при этом никаких признаков прекращения коммерческой деятельности нет, появляются основания для иска, направленного на понуждение юридического лица к оказанию услуг.
Однако ограничение свободы договора, которое устанавливает ст. 426 ГК РФ, не является абсолютным. Существуют отдельные федеральные законы, постановления правительства, пленума ВС РФ, которые создают основания для того, чтобы предприниматели могли расставлять приоритеты в выборе клиентов.
Если вопрос станет рассматриваться в суде, то бремя доказательства отсутствия возможности предоставить кому-то услуги ложится на предпринимателя. Такое правило введено ещё постановлением пленума ВС РФ № 6 и пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г.
Характерна и такая юридическая особенность публичного договора, как возможность изменения условий по отношению к разным потребителям. Наличие публичной оферты не говорит о том, что всякий потребитель присоединяется к ней на неизменных условиях. Так, если коммерческая организация оказывает всем желающим услуги, связанные с кровельными работами, то это не значит, что во всех случаях она обязана делать это на одинаковых условиях.
Это вполне разумно, поскольку не бывает двух строений с абсолютно одинаковыми крышами. Даже при использовании одинаковых материалов всё равно какие-то отличия можно будет найти. Будет вполне правомерно, если это отразится на сроках, порядке взаиморасчетов и подобных условиях. Недопустима лишь дискриминация потребителей, основанная на любых признаках.
Если какая-либо дискриминация будет выявленной, то на основании п. 5 ст. 426 ГК РФ договор может быть признан ничтожным в части дискриминирующих потребителя условий. На практике это не влечёт за собой отмены договора целиком. Ничтожными в таком случае суд признаёт только отдельные пункты договора.
К примеру, если публичный договор требует предоплаты только с пенсионеров и студентов, то потребитель получает основание обращаться в суд, поскольку в таком условии прослеживаются признаки дискриминации. Для предпринимателей это влечёт за собой риск признания ничтожными отдельных условий договора и применение по отношению к ним последствий недействительности сделки.
Однако никаких нареканий не может вызывать установление договором отдельных программ лояльности, направленных на улучшение условий обслуживания определённой категории лиц, к примеру, продажа товаров пенсионерам со скидкой.
Позиция высших судов
Конституционный суд РФ рассматривает положения ст. 426 ГК РФ в качестве направленных на создание равных условий для всех потребителей любых товаров и услуг и не усматривает в их наличии ущемления чьих-либо прав. Это становится ясным из определения по делу № 257-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 ГК РФ».
Кроме этого статья призвана уравновесить участников гражданско-правового оборота, поскольку предприниматели обычно являются наиболее сильными игроками рынка, что делает их позиции более значимыми по отношению к клиентам. Некоторые ограничения в свободе заключать договоры уравновешивает возможности и создаёт условия стабильности гражданско-правового оборота.
Наиболее полно современное понимание ст. 426 ГК РФ раскрыто в постановлении пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора». Комментируемой статье посвящены п. п. 15 — 22 данного документа. Из него станет ясно, что одна из сторон вправе отказаться от исполнения условий публичного договора, если само заключение изначально не было для неё обязательным и при условии нарушений условий договора другой стороной, раскрываются и другие важные вопросы.
ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ДОГОВОРОВ
Мищенко Е.А., помощник судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Институт публичного договора является новеллой отечественного гражданского законодательства, имеющей чрезвычайно важное значение для эффективного развития правоотношений в сфере гражданского оборота.
Ст. 426 ГК РФ определяет публичный договор как договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Несмотря на то что с момента введения в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) прошло семь лет, многие вопросы, касающиеся режима публичного договора, остаются дискуссионными и вызывают трудности у правоприменителя при их реализации на практике.
Публичный договор является исключением из общего принципа диспозитивности гражданского права и принципа свободы договора (ст. 421 ГК), что обуславливает особенности его правовой регламентации, порядка и условий заключения, судебной защиты нарушенных прав его участников.
Анализ положений ст. 426 ГК позволяет выделить следующие основные элементы публичного договора:
— обязанность коммерческой организации, предметом деятельности которой являются продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг, заключить договор с каждым контрагентом, который к ней обратился с таким предложением;
— обязанность коммерческой организации продавать товары, выполнять работы и оказывать услуги по ценам и на условиях, одинаковых для всех контрагентов, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;
— обязанность коммерческой организации не оказывать предпочтение одному контрагенту перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Публичный договор заключается в порядке и сроки, предусмотренные ст. 445 ГК, если законом или соглашением сторон не определены иные порядок и сроки его заключения.
Невыполнение требований, предусмотренных ст. 426 ГК, влечет для коммерческой организации отрицательные последствия в виде:
— возмещения контрагенту убытков, причиненных уклонением от заключения договора;
— признания условий публичного договора, не соответствующих требованиям п. 2 и 4 ст. 426 ГК, ничтожными;
— права потребителя не исполнять условия договора, если иные применялись в отношениях с другими контрагентами.
Таким образом, обязательственные правоотношения, вытекающие из публичного договора, порождают обязанность коммерческой организации (индивидуального предпринимателя) заключить с потребителем договор и соответствующее ей право потребителя требовать заключения такого договора. Коммерческая организация, как сторона публичного договора, не вправе по своему усмотрению заключить или отказать в заключении договора, самостоятельно определять контрагента и оговаривать с ним взаимовыгодные условия будущего соглашения. Такое ограничение свободы договора для одной стороны — исполнителя, как отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, учитывает существенное фактическое неравенство сторон в договоре такого типа и направлено «на защиту интересов гражданина как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях» .
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Е.З. на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 ГК Российской Федерации».
Среди всего многообразия гражданско-правовых споров, связанных с порядком и условиями заключения публичных договоров, особого внимания заслуживает арбитражная практика, касающаяся рассмотрения требований о понуждении заключить договор, вопросов доказывания отсутствия или наличия возможности заключения договора, соблюдения равных условий договора для всех потребителей.
В силу ч. 1 и 3 ст. 426 ГК коммерческая организация обязана заключить договор с каждым, кто к ней обратится. Из этого следует вывод: право требовать понуждения заключить публичный договор вправе только контрагент коммерческой организации, осуществляющей продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг. На этот счет информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 14 было дано соответствующее разъяснение: «По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426 ГК, а также пункта 4 статьи 445 ГК обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе».
Однако анализ практики, накопившейся за последние пять лет в этой сфере правоотношений, в том числе арбитражных дел по искам коммерческих организаций к потребителям о заключении с ними договора, отнесенного к числу публичных, позволяет сделать вывод о необходимости корректировки данных правовых положений и их толкования уполномоченным судебным органом, поскольку имеют место случаи злоупотребления потребителями своими правами. В частности, бывает, что недобросовестные контрагенты отказываются оплачивать потребленные услуги по мотивам отсутствия договорных отношений с соответствующей организацией. Коммерческая организация, обязанная обеспечить потребителя электроэнергией (водой, газом, теплом, другими коммунальным услугами), оказывается в трудном положении. С одной стороны, она лишена права обращаться в суд с подобными исками, а с другой — применить меры ответственности к недобросовестным потенциальным контрагентам, например отключить неплательщика от энергоносителей, если на него распространяется Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 74, запрещающее это делать на объектах жилищно-коммунального хозяйства, предприятиях и организациях системы Министерства обороны Российской Федерации и др.
Практика арбитражных судов пошла по пути рассмотрения подобных споров как исков о возмещении убытков, при этом фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны расценивается в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК как акцепт абонентом оферты предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения рассматриваются как договорные.
Показательным в этом отношении является следующее арбитражное дело. Муниципальное унитарное предприятие обратилось в суд с иском к жилищно-строительному кооперативу (далее — ЖСК) о взыскании долга за оказанные услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод. Арбитражный суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции решение было отменено и в иске отказано по тем основаниям, что унитарное предприятие не доказало факт оказания услуг именно ЖСК, а не собственникам жилья, поскольку законодательством не закреплена обязанность ЖСК вносить плату за коммунальные услуги, а общее собрание членов ЖСК приняло решение не заключать договор с истцом.
Суд кассационной инстанции, проверяя постановление апелляционной инстанции в связи с жалобой истца, указал следующее. Отношения по поводу водоснабжения и водоотведения для физических и юридических лиц регулируются Гражданским кодексом РФ, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099.
Договор водоснабжения является публичным договором, и его заключение в силу ст. 426 ГК является обязательным для истца. ЖСК отказывается заключать договор. Из материалов дела следует, что ответчик не отрицает факта пользования услугами истца. При этом домовладельцы потребляют воду и сбрасывают стоки через сети, находящиеся в общей собственности ЖСК, который в соответствии с указанными Правилами может являться исполнителем по предоставлению коммунальных услуг домовладельцам. По смыслу п. п. 1 и 3 ст. 426 ГК, а также п. 4 ст. 445 ГК обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны.
Таким образом, фактическое пользование ЖСК услугами обязанной стороны следует рассматривать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения следует считать договорными.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции постановление апелляционной инстанции отменил, а решение суда первой инстанции оставил в силе .
———————————
Дело N А05-8324/01-512/8 Арбитражного суда Архангельской области.
Запрет отказывать потребителю в заключении публичного договора законодатель устанавливает с оговоркой «при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы» (ч. 3 ст. 426 ГК). На практике возникают вопросы, на ком лежит обязанность доказать отсутствие или наличие возможности заключить публичный договор. В связи с этим Постановлением от 01.07.96 N 6/8 Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было дано разъяснение, согласно которому «бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию».
Вопрос о том, была ли возможность предоставить необходимые услуги, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.06.02 N 115-О, подлежит разрешению судами на основе исследования и оценки фактических обстоятельств дела, толкования понятия «возможность» применительно к каждой конкретной ситуации. Законными причинами прекращения публичного договора не могут признаваться такие, которые обусловлены исключительно волей лица, оказывающего данные услуги. В указанном Определении отмечается также, что «судебная практика исходит из того, что, если коммерческая организация и докажет невозможность исполнения договора в объемах, требуемых потребителем, это не дает ей права вообще отказываться от заключения договора».
Если коммерческая организация не докажет, что у нее действительно отсутствуют возможности для заключения договора, то по решению суда такой договор может быть заключен в принудительном порядке. Кроме того, по требованию стороны, чье право нарушено, суд может возложить на должника обязанность возместить все убытки, причиненные уклонением от заключения договора.
Изучение Высшим Арбитражным Судом РФ практики рассмотрения дел по искам о понуждении заключить договор, в которых ответчик ссылается на отсутствие возможности заключить соответствующий договор, показало, что судебная практика исходит из того, что невозможность исполнения коммерческой организацией договора в объемах, требуемых потребителем, не дает ей права вообще отказываться от заключения договора.
В качестве примера рассмотрения подобных споров можно привести следующее арбитражное дело, отраженное в подготовленном Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации Проекте Обзора судебной практики разрешения споров, возникших при заключении договоров на поставку газа.
Покупатель газа обратился в арбитражный суд с иском о рассмотрении разногласий по объему поставки, сославшись на то, что предложенный поставщиком объем поставки газа не обеспечит его возросшие производственные потребности. Кроме того, этот объем меньше ранее согласованного сторонами и поставленного в том же периоде предыдущего года.
В обоснование своих доводов истцом представлены расчеты потребности газа и доказательства необходимости исполнения им обязательств по поставке тепловой и электрической энергии для коммунально-бытовых и социальных нужд граждан и государственных нужд.
Поставщик в свою очередь пояснил, что считает возможным, исходя из содержания ст. 426 ГК, отказаться от заключения публичного договора в силу отсутствия у него возможности передать потребителю соответствующие товары в необходимом количестве. В подтверждение этого поставщик представил доказательства невозможности поставки затребованного покупателем объема газа в связи с сокращением его добычи.
Арбитражный суд возражения поставщика в части отказа от заключения публичного договора не принял во внимание, т.к. безотносительно объемов поставки поставщик может поставить газ. При решении же спорного вопроса об объеме подлежащего поставке газа арбитражный суд оценил представленные сторонами доказательства: поставщиком — о сокращении добычи газа, покупателем — о расширении производства для обеспечения его потребителей тепловой и электрической энергией, а также фактически поставленное поставщиком в истекшем периоде количество газа и количество газа, поставленное поставщиком в предыдущем году. Исходя из этого, арбитражный суд вынес решение о поставке газа по объему больше, чем предлагал поставщик, но меньше, чем просил покупатель .
———————————
До настоящего времени не утвержден.
В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральными законами, постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Данный признак означает, что контрагенты при заключении и реализации публичного договора для юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей населения, должны быть равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и работы, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Исключения из этого правила могут быть установлены только законом либо иными правовыми актами, а не договором.
Несоответствие указанных условий заключенного публичного договора обязательным правилам влечет их ничтожность. Сторона, допустившая подобные нарушения, обязана возместить пострадавшей стороне причиненные убытки, а также в случаях, предусмотренных законом, уплатить штраф.
Как показывает практика,
Источники:
http://mydocx.ru/8-61465.html
http://wiseeconomist.ru/poleznoe/56563-osobennosti-publichnogo-dogovora
http://www.audit-it.ru/terms/agreements/publichnyy_dogovor.html
http://rulaws.ru/articles/chto-takoe-publichnyj-dogovor-trebovaniya-k-publichnomu-dogovoru-opredelyaemye-statej-426-gk-rf/
http://www.lawmix.ru/comm/4084