Основные принципы правотворчества
Основные принципы правотворчества
К основным принципам правотворчества относятся верховенство Конституции, законность, гласность, демократизм, профессионализм, строгая дифференциация правотворческих полномочий, гуманизм, научность, планомерность, оперативность и др.
Принцип верховенства Конституции и законов проявляется как в сущности законодательного процесса, так и в его содержании. Содержание законов как нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, должно строго соответствовать основным признакам правового государства, отвечать идеям и установкам гражданского общества и нормам международного права. Этот принцип особенно актуален в федеративных государствах, где законодательство субъектов федерации должно строго соответствовать общефедеральным нормативным актам.
Принцип законности подчеркивает, что правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с положениями законов. Кроме этого, требуется законодательное закрепление пределов правотворческих полномочий различных субъектов.
Принцип гласности заключается в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов на всех стадиях.
Принцип демократизма выражается в установлении и обеспечении свободного, демократичного порядка подготовки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов, активного участия представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности.
В последнее время становится все более ясно, что недостаточный
учет требований профессионализма в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших законодательных государственных органов. Человек без специальной
подготовки не берется ремонтировать сложную радиоэлектронную аппаратуру. Общественные отношения, как известно, не менее сложная сфера, чем любая техническая. Однако законотворчеством готовы заниматься даже люди, не обладающие элементарными правовыми знаниями. Поэтому слабая правовая культура законодателей сказывается на качестве принимаемых нормативно-правовых актов. Кроме того, депутаты попадают в большую зависимость от аппарата парламента, в котором, как правило, работают профессионалы. При этом нарушается один из основных принципов законодательной власти, которая должна быть представительным
органом.
Реализация принципа строгой дифференциации правотворческих полномочий имеет огромное значение в условиях государственного управления, основанного на идеях разделения властей, наличия системы сдержек и противовесов. Нарушение равновесия в правотворческом процессе грозит нестабильностью, ростом правового нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями.
Принцип гуманизма выражается в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Недопустимо для достижения долгосрочных целей принятие норм, ухудшающих социальное положение людей.
Научность и планомерность правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избегать непродуманного правотворчества, устранять дублирование и распределять усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня. При этом не допускается поспешность в правотворческой деятельности, создаются условия для подготовки документов высокого качества, проводятся подготовительные мероприятия, включая консультирование с ведущими учебными и научными учреждениями.
Принцип оперативности предполагает своевременность издания нормативных актов.
— принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами;
— издание нормативно-правовых актов отдельными должностными лицами;
— правотворчество избирательного корпуса в ходе референдумов;
— формирование юридического прецедента;
— заключение нормативных договоров;
— правотворчество органов местного самоуправления;
— правотворчество руководителей предприятий, организаций (локальное);
— санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями.
Процесс создания нормативно-правового акта представляет собой совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными и иными юридическими нормами.
В теоретическом плане законодательный процесс – это установленная процедура оформления, воплощения в закон соответствующих социальных, политических, экономических и иных интересов.
Обязательному рассмотрению парламентом подлежат те законопроекты, которые вносятся органами или должностными лицами, обладающими правом законодательной инициативы. В России этим правом обладают глава государства, палаты парламента, правительство, группы депутатов, законодательные органы субъектов федерации, а также Конституционный, Верховный, Высший арбитражный суды РФ (Ст. 104 Конституции РФ).
Ограничение числа субъектов права законодательной инициативы имеет целью не допустить перегрузки законодательных органов множеством второстепенных законопроектов. Поэтому право законодательной инициативы предоставляется только основным, наиболее компетентным органам.
Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов.
В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она строго закреплена и регулируется с помощью Конституции, текущих законов, а также специальных положений и регламентов, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.
Для того чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, весьма важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов.
Подготовительный процесс включает в себя:
— принятие концептуального решения о подготовке того или иного нормативного акта;
— определение круга факторов, способствующих (препятствующих) подготовке и принятию конкретного нормативного акта;
— выявление общественной потребности в правовом регулировании данного вопроса;
— прогнозирование возможных позитивных и негативных последствий реализаций требований и установок, содержащихся в предлагаемом нормативно-правовом акте (экономические, социальные, политические, юридические, финансовые и др.);
— разработку самого текста юридического документа;
— обсуждение текста в заинтересованных структурах;
— отзывы ученых в области права.
Каждый, в особенности фундаментальный нормативно-правовой, акт должен в максимальной степени отражать и учитывать:
— материальные условия жизни членов общества;
— уровень развития экономики;
— соотношение различных социальных и политических сил;
— степень политической активности различных политических партий и движений;
— состояние отношений между различными нациями и народностями;
— характер взаимоотношений с другими государствами.
Для решения этих задач законодатель при подготовке нормативно-правового акта стоит перед необходимостью:
— исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании существующих общественных отношений;
— выявления и тщательного учета при формировании правовых норм многообразных интересов социальных и национальных образований, классов и общества в целом;
— проведения сравнительного анализа подготовленной правовой нормы с аналогичными установлениями прошлых лет и ныне действующих систем других государств;
— постановки и проведения в случае необходимости социальных экспериментов для определения наиболее оптимального варианта регулирования рассматриваемых общественных отношений;
— определения характера взаимосвязи и взаимодействия проектируемой нормы с другими нормами данной правовой системы;
— проведения иных подготовительных действий.
Только после выполнения вышеперечисленных мероприятий наступает первая стадия законотворческого процесса, т. е. вынесение проекта закона на рассмотрение законодательного органа.
Стадии законодательного процесса (на примере РФ):
— внесение проекта закона на рассмотрение представительного органа;
— обсуждение проекта закона;
— принятие закона: принятие закона Государственной думой и его одобрение Советом Федерации;
— промульгация и опубликование закона.
Обсуждение проекта закона на пленарном заседании палаты начинается с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законо-проект. Регулируется процесс прохождения обсуждения с помощью
специальных положений и регламентов. Согласно регламенту Государственной думы России представленные законопроекты обсуждаются в трёх чтениях:
— в первом чтении обычно обсуждаются концептуальные положения проекта и при положительном решении проект передается в соответствующую комиссию (комитет) парламента. При этом учитываются высказываемые замечания и предложения, принимаются во внимание предлагаемые поправки. На комиссию (комитет) возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его для второго чтения;
— во втором чтении заслушиваются доклады авторов законопроекта и председателя комиссии. Обсуждается и голосуется каждая статья законопроекта и поправки;
— в третьем чтении предполагается голосование по законопроекту в целом. Возможны только редакционные поправки.
Принятие закона осуществляется палатами Федерального собрания РФ. Федеральные законы принимаются большинством голосов (50 % + 1 голос) от общего числа депутатов Государственной думы.
Российский парламент построен по принципу бикамерализма, поэтому проекты рассматриваются каждой палатой раздельно. Принятые Государственной думой федеральные законы в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более 50 % депутатов либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Для принятия федерального конституционного закона необходимо не менее 2/3 голосов депутатов Государственной думы и 3/4 членов Совета Федерации.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам:
— федеральных налогов и сборов;
— финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
— ратификации и денонсации международных договоров РФ;
— статуса и защиты государственной границы РФ;
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется президенту, и в течение 14 дней он должен его подписать. Если президент использует предоставленное ему право вето, то Совет Федерации и Государственная дума, каждый в отдельности, могут преодолеть вето президента, повторно рассмотрев в ранее принятой редакции федеральный закон и приняв его двумя третями голосов каждой из палат. В этом случае законопроект подлежит подписанию президентом в течение семи дней после поступления.
Промульгация и опубликование закона – последняя стадия законодательного процесса. Промульгация состоит из ряда действий:
-проверки правильности процедуры принятия закона;
-подписания закона главой государства;
-распоряжения об опубликовании закона.
Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании в течение семи дней после подписания президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.
Правотворчество
Понятие правотворчества
Как уже отмечалось выше, по своему происхождению право может быть естественным и позитивным. Естественное право создается самой природой человека как биосоциального существа. Позитивное право создается государством в лице его соответствующих органов, и прежде всего законодательных. В данной главе речь идет о создании позитивного права. А это и есть правотворчество, которое служит начальным этапом жизни права.
По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах.
Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.
Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.
Правотворчество можно рассматривать в узком и широком смыслах.
В узком смысле правотворчество — это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).
Такого рода правотворчество в юридической литературе нередко называют правотворчеством в собственном («буквальном») смысле слова. Данным понятием охватывается нормотворческая деятельность всех без исключения органов, уполномоченных на создание, изменение или упразднение правовых норм.
Наряду с правотворчеством в узком смысле слова в научном юридическом лексиконе довольно часто используется также термин и понятие «правотворчество в широком смысле слова». В качестве его синонима употребляется термин и понятие «правообразование».
Оно включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается потребностью повышения качества издаваемых актов, которое зависит не только от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, но и от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ. Следует отметить, что решения, принимаемые в подготовительных стадиях, юридических последствий не порождают.
Законотворчество и правотворчество
Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.
В процессе правотворчества действуют как объективные, так и субъективные факторы.
Объективные факторы обусловлены назревшей потребностью общества в регулировании социальных отношений.
Например, в начале 90-х годов XX в. возникла объективная потребность перевести экономику на рыночные отношения. Эта потребность стала реапизовываться. В частности, были приняты такие законы, как «О предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах».
Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т. д. Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта. Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.
В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.
Принципы правотворчества
Процесс правотворчества осуществляется на основании следующих основных принципов.
Демократизм. Данный принцип предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов.
Для более широкого учета общественного мнения желательно наличие альтернативных проектов наиболее важных правовых актов. Так, в России в начале 90-х годов XX в. было опубликовано несколько проектов конституции, тысячи ученых, специалистов, простых граждан высказывали свои мнения в средствах массовой информации, на конференциях, семинарах, симпозиумах. В конечном итоге, как известно, конституция была принята на всероссийском референдуме, который является высшей формой проявления демократизма.
Что касается подзаконных, локальных и договорных норм права, то они обсуждаются конечно же в меньших масштабах, соответственно и их роль в жизни общества также гораздо меньше.
Законность. Этот принцип означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре.
Так, процесс принятия федеральных законов достаточно подробно описан в Конституции России (подробнее об этом будем говорить ниже).
Профессионализм подразумевает, что процесс правотворчества осуществляют, в подавляющем большинстве случаев, профессионалы. Это связано с тем, что нормы права распространяются на большие группы населения (а многие законы, например уголовный, — на всех без исключения), и поэтому их качество должно соответствовать самому высокому уровню. На подготовительном этапе важную роль играют ученые-правоведы и специалисты в определенной сфере, которые, будучи в составе рабочих групп, непосредственно составляют тексты соответствующих правовых актов. В дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями принимать правовой акт. Важно, чтобы они обладали соответствующими знаниями.
Научность означает, что правовые акты составляются на основе результатов научных исследований в соответствующей сфере общественных отношений. В частности, используются опросы населения, экспертов по различным вопросам содержания будущих правовых актов.
Для соблюдения этого принципа законопроект должен готовиться при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни и т. д.
При таком анализе используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т. д.
Планомерность означает, что процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.
Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.
Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.
Функции правотворчества
Правотворчество выполняет следующие функции:
- обновление нормативного материала;
- восполнение пробелов в праве;
- упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.
Принципами правотворчества выступают:
1. научность. При разработке и издании нормативно-право- вого акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины, должны просчитываться последствия принятия данного акта, его место в системе права в целом, а также противодействующие факторы и общественные возможности — кадровые, финансовые, организационные и др., обеспечивающие достижение поставленной цели. Правотворчество не терпит поспешности. Оно должно четко планироваться. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Правильный выбор вида нормативного акта, его юридической силы очень важны для регулирования определенных отношений;
2. демократизм. Проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов; в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности с тем, чтобы принятые акты выражали их сбалансированную волю; к сожалению, эта деятельность в последние годы значительно снизилась, уменьшилось и количество нормативных актов, выносимых на обсуждение народа;
3. законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, т. е. осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов. Кроме того, содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы;
4. профессионализм. Заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.;
5. системность. Принятый нормативный акт должен вписываться в смысловую и юридическую иерархию юридических актов и не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами;
6. четкая дифференциация правотворческих полномочий. Нарушение этого принципа приводит к дублированию управленческой деятельности, коллизиям правовых актов, грозит нестабильностью, безответственностью и ростом правового нигилизма;
7. гласность. Означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации;
8. оперативность. Предполагает своевременность издания нормативных актов.
Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.
Виды правотворчества
Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:
- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
- правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
- правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
- правотворчество органов местного самоуправления;
- локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
- правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).
В различных государствах в правотворческой деятельности есть как общее, так и особенное. Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание прежде всего па общность ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права.
Особенно это проявляется, в частности, в наличии у стран своих видов правотворческой деятельности, в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу пормативно-правовых актов и т. д.
Так, в Великобритании правотворческая деятельность осуществляется в таких ее формах, как:
- законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты);
- правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика);
- правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.
В странах романо-германской правовой семьи правотворческая деятельность осуществляется иначе. Имеются свои особенности и у других правовых систем.
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);
2. делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);
3. подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.
Принципы правотворчества
В юриспруденции выработан целый ряд принципов правотворчества, среди которых можно выделить следующие.
1. Законность правотворчества.
Этот принцип включает следующие моменты: нормативные правовые акты должны приниматься в рамках компетенции (полномочий) соответствующего органа; должен соблюдаться установленный нормативно-правовой порядок (процедура) правотворческой деятельности того или иного рода; само содержание принимаемых нормативных правовых актов должно быть законным (правовым).
2. Демократизм правотворчества.
Этот принцип предполагает участие народа в принятии нормативных правовых актов и прежде всего законов. К основным формам непосредственной демократии в правотворческом процессе относятся принятие законов на референдуме, а также обсуждение проектов наиболее важных нормативных актов в СМИ. С содержательной стороны этот принцип требует, чтобы в законах и иных нормативных актах были отражены ожидания, интересы, потребности народа.
3. Научная обоснованность (научность) правотворчества.
Правотворческая деятельность должна опираться на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации современной юридической науки по вопросам совершенствования правотворческого процесса и всей совокупности официальных источников права.
4. Профессионализм правотворчества.
Особая социальная значимость правотворческой деятельности и ее специфика, содержательное своеобразие требуют ее осуществления на высоком профессиональном уровне. От субъектов правотворческой деятельности требуется понимание смысла и назначения правоустановительной деятельности, совершенное владение юридической техникой и т.д.
5. Системность правотворчества.
Вся правотворческая деятельность должна иметь системный и организованный характер, необходима согласованность в действиях всех субъектов правотворческой деятельности. В силу системности права все вновь устанавливаемые нормы должны быть надлежащим образом согласованы со всей действующей системой норм.
6. Оперативность правотворчества.
Этот принцип предполагает своевременность издания юридических норм. Право не должно отставать от жизни. Напротив, законодатель должен действовать на опережение, предвидеть зарождающиеся в обществе процессы как положительного, так и отрицательного свойства, и реагировать на них путем принятия соответствующих норм. Оперативность правотворчества означает и быструю ликвидацию пробелов в законодательстве, своевременную отмену и изменение устаревших норм и т.д.
7. Связь правотворчества и практики.
Только реализация норм права на практике может дать объективную оценку результатам правотворческой деятельности. Без обратной связи со стороны практики невозможно оценить эффективность принятых нормотворческих решений. Связь субъектов правотворчества с практикой реализации юридических норм позволяет выявить пробелы в праве, ошибки, допущенные в процессе правотворчества.
Правотворческая деятельность всегда представляет собой ту или иную юридическую процедуру, т.е. урегулированную правом последовательность в совершении правотворческих действий, операций, направленных на определенный правотворческий результат. Правотворческая процедура как достаточно сложная и длящаяся во времени деятельность имеет свои стадии – промежуточные, относительно завершенные, этапы этого процесса, решающие конкретные задачи.
Наиболее распространенной в странах с писаным правом (к которым относится и Россия) является такая форма правотворчества, как принятие нормативных правовых актов органами государства.
Порядок принятия подзаконных нормативных правовых актов зависит от типа и компетенции соответствующего органа исполнительной власти. Нормативные правовые акты коллегиальных органов исполнительной власти (например, постановления Правительства РФ) принимаются простым большинством голосов членов соответствующей коллегии. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, действующих на началах единоличного руководства (указы Президента РФ, приказы министра, акты глав исполнительной власти в субъектах РФ и т.д.) принимаются в порядке единоличного решения соответствующего должностного лица.
Наиболее разработана законодательная процедура (процедура издания законов). Она состоит из следующих основных стадий.
- 1. Реализация права законодательной инициативы, т.е. права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который обязан рассмотреть данный законопроект. Субъекты права законодательной инициативы в Российской Федерации перечислены в ст. 104 Конституции РФ.
- 2. Обсуждение законопроекта, которое в Российской Федерации происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта ненужные положения.
- 3. Принятие законопроекта. В России – путем голосования в Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Детально эта процедура регулируется Конституцией РФ и регламентами деятельности высших органов государственной власти.
- 4. Официальное опубликование закона.
Юридическая техника – это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.
В рамках юридической техники следует особо выделить законодательную технику, которая должна обеспечивать:
- • логическую последовательность изложения;
- • отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства;
- • компактность нормативного материала;
- • ясность и доступность языка закона;
- • точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;
- • устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу.
Уровень юридической техники свидетельствует об уровне юридической культуры. Юридическая техника прежде всего касается вопросов юридической терминологии, построения юридических конструкций (целостных и устойчивых сочетаний юридических средств), правил выработки, изложения и систематизации нормативных правовых актов.
Основные принципы правотворчества
Создание законов – дело тонкое, требующее внимательности, соответствующих знаний и компетенции. Для облегчения такого трудоёмкого и сложного процесса были сформулированы принципы правотворчества. Об этом элементе правовой культуры государства стоит рассказать подробнее.
Правотворчество: понятие, виды, принципы – общая характеристика
Для того чтобы получить комплексные знания о создании системы законодательства, следует изучить основные термины. Так, понятие и принципы правотворчества – это одно из направлений деятельности государства, работа которого строится исключительно на прагматических идеях, независимых от какой-либо идеологии. Данный элемент правовой культуры представляет собой руководящие начала и требования.
Важность принципов показывают всевозможные юридические коллизии, устранение которых возлагается на Конституционный суд Российской Федерации. Для того чтобы избежать появления подобных ошибок в национальном законодательстве, а также разгрузить деятельность государственных органов судебной системы, важно в целом знать правотворчество, понятие, принципы, стадии данного процесса. Чем больше сфера используемых знаний, тем эффективнее становится законодательная база государства. В соответствии с создаваемыми нормами формируется правовая культура у населения.
Правотворчество: понятие, субъекты, принципы – подробное рассмотрение вопроса
Кроме основных идей и принципов, процесс сотворения норм также представляет собой совокупность юридически значимых действий, направленных на формирование, принятие и промульгацию нормативно-правовых актов в различных областях государственной жизни.
Принципы и стадии правотворчества также включают в себя деятельность органов государственной власти, действия которых направлены на формирование законов. Здесь важно отметить, что правительственные организации являются ключевыми субъектами процесса сотворения законодательных норм. Именно поэтому принципы правотворчества представляют собой широкий круг идей, понятий, требований и положений. Рассмотрим первую основу.
Научность
Необходимость участия высококвалифицированных лиц и профессионалов своего дела показывают основные принципы правотворчества, среди которых главенствующее положение занимают научность и обоснованность.
Данные идеалы говорят о том, что при подготовке любого нормативно-правового акта необходимо участие специалистов различных научных сфер юриспруденции. Данный факт представляет собой огромную значимость благодаря сложнейшему процессу законотворческой работы. Принципы и виды правотворчества характеризуются комплексной областью знаний, для полного рассмотрения которой точки зрения одного учёного недостаточно. Более того, сейчас активно привлекаются научные деятели социальных и духовных сфер. Так как исследования этих областей жизни общества влияют на процесс создания норм. Принцип научности позволяет дать наиболее широкий прогноз практического действия закона для населения.
Законность
«Любой нормативный акт должен издаваться лишь тем органом, к компетенции которого он принадлежит», – гласят принципы правотворчества, а именно правило о законности. Так как в Российской Федерации действует принцип разделения власти, именуемый системой сдержек и противовесов, законы одной ветви не могут влиять на действия других органов государства. Например, приказ Министерства юстиции никоим образом не влияет на решения Верховного суда.
Принцип законности подразумевает обязательное соблюдение всех стадий законотворческого процесса, определённого для каждого органа власти. Кроме того, здесь действует общее правило соблюдения главенства Конституции. Важно знать, что ни один документ не должен противоречить положениям Основного закона государства.
Демократизм
Данный принцип показывает возможность влияния граждан России на правотворчество. Понятие, виды, принципы, стадии – всё доступно для обозрения каждому гражданину государства. Более того, чем больше инициативы и участия проявляет современное население при создании законов, тем быстрее возрастает правовая культура народа, а также стремительно повышается действенность написанных норм.
Эффективность реализации принципа демократизма показывает истинную волю и стремление народа к развитию и совершенствованию своего государства. Один из наиболее ярких примеров, показывающих действие принципа демократизма, — возможность проведения референдума, известного как Всенародное голосование.
Кроме того, данное положение говорит о том, что любой закон, любая норма права создаются исключительно на благо людей. Учёт общественного мнения – необходимость для каждого органа государственной власти в деле создания законодательных актов.
Гласность
Любой документ, прошедший все стадии правотворчества, обязательно проходит и последний процесс промульгации. Как правило, проведение данной стадии принадлежит к компетенции главы государства, ведь в переводе «промульгация» означает «обнародование». В Российской Федерации с новыми нормативно-правовыми актами граждане могут ознакомиться через следующие источники: «Российская газета», «Парламентская газета», а также «Собрание законодательства». Кроме того, сейчас документы публикуются на различных официальных сайтах органов государственной власти.
Несмотря на мнимую формальность данной процедуры законотворчества, гласность имеет большое значение. В Российском государстве нормативные акты, не прошедшие стадию опубликования, не применяются. Причём обнародование обязательно должно проводиться в официальных источниках, доступных любому жителю страны.
Постоянное техническое совершенствование принимаемых НПА
Процедура правотворчества не стоит на месте. В силу того что общество является динамично развивающейся системой, все процессы, происходящие в нём, также должны совершенствоваться. Принципы правотворчества необходимы для того, чтобы меняющиеся техники принятия законов, их создания и формирования не влияли на правовую основу. В противном случае из общественной жизни исчезнет былая стабильность, устойчивость.
Суть принципа заключается в том, чтобы внедрять и использовать на всех стадиях юридической техники предложенные идеи и методы. Причём принимаются лишь те взгляды, которые соответствуют устойчивым и общепринятым установкам, а также не противоречат мировым стандартам правотворчества.
Профессионализм
Такой сложный процесс, как правотворчество, понятие, виды, принципы которого формируются с учётом профессионализма, доверяется только специалистам в своей области. Он особенно важен в деле создания законодательной базы. Так как подобной деятельностью могут заниматься лишь люди, обладающие определёнными знаниями, умениями и навыками в сфере юриспруденции. Более того, особая роль отводится таланту и умению наперёд анализировать возможное действие нормы на практике. Навыки правильного владения всеми принципами юридической техники также имеют немалое значение.
Системность
Данный принцип частично входит в понятие «иерархия». Положение о системности правотворчества говорит о том, что принимаемые регулятивные и охранительные акты не должны противоречить действующему законодательству.
Кроме того, системность призвана как можно больше исключать появление пробелов в праве и возникновение коллизий, использовать те методы и средства, которые характерны для нормы определённой отрасли. И конечно, вышеназванный принцип провозглашает Конституцию РФ в качестве главного закона государства. На его основе создаются и принимаются все нормы, а впоследствии формируются правовые отрасли.
Гуманизм
Правотворчество, понятие, виды, принципы которого мы рассматриваем, базируется также на правиле гуманизма. Это значит, что нормативные документы, издаваемые органами государственной власти, формируются исключительно во имя прав человека и на благо общества. Каждый закон направлен на удовлетворение как потребностей каждой личности, так и всего общества в целом.
Принцип гуманизма показывает, что в основу всей процедуры сотворения права в качестве объекта закладываются интересы и благо проживающего в государстве населения. Важным критерием этого положения является постоянное соблюдение баланса между публичными потребностями и личностными интересами. Фома Аквинский, великий исследователь и философ, говорил о том, что законы призваны дарить и защищать благо, однако действовать на личность лишь в пределах общественных интересов. Здесь право выступает как в качестве защитника, так и в роли регулятора отношений.
Огромное влияние принцип гуманизма оказывает на научно-исследовательскую деятельность. Так, совсем недавно работниками, специализирующимися в области юриспруденции, были предложены новые концепции сотворения права. Сотрудники предлагали делать упор в процессе законотворчества на индивидуальные психофизические особенности личности. При этом важно учитывать правовую культуру граждан, а также морально-этические, духовные и нравственные особенности. Создание этого подхода обусловлено отличительными признаками антропологии в сфере юриспруденции.
Справедливость
Даже самый высококвалифицированный учёный не сможет однозначно ответить на вопрос о том, что такое справедливость, ведь понимание данного термина во все времена было различным. Это доказывают многочисленные позиции философов, историков, филологов и других специалистов гуманитарных наук. Подобная неопределённость относится и к сфере юриспруденции.
В процессе правотворчества принцип справедливости трактуется как воплощение идеи гуманизма, а также равенства всех граждан государства. Данное положение говорит о том, что вновь созданный закон, норма права, статья должны относиться ко всем на основе равенства.
Под принципом справедливости также понимается изучение результата собственного труда. Каким образом та или иная норма права реализуется в обществе, какое влияние оказывает на жизнь, взаимодействие граждан, эффективна ли в сфере регулирования? На основе полученных данных создатели права делают обоснованные выводы, которые закладываются в последующие этапы создания новых законов. Об этом призывает помнить принцип справедливости.
Основные принципы российского правотворчества Текст научной статьи по специальности «Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиотокова Мария Валерьевна
В статье представлено авторское понимание принципов российского правотворчества , выделены его виды и раскрыто содержание наиболее важных принципов . Особое внимание уделено характеристике таких основных принципов правотворчества , как демократизм и законность .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сиотокова Мария Валерьевна
THE BASIC PRINCIPLES OF RUSSIAN LAW-MAKING
The article presents the author’s understanding of the principles of Russian law-making , highlights its types and reveals the content of the most important principles . Particular attention is paid to the characteristics of the basic principles of law-making such as democracy and the rule of law .
Текст научной работы на тему «Основные принципы российского правотворчества»
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Возведение воли народа в закон, в общеобязательные правила поведения -правовые нормы, составляющие содержание правотворческой деятельности российского государства, есть процесс, осуществляемый на основе определенных принципов, т.е. в строгом соответствии с теми руководящими, основополагающими идеями, которые обусловливают единство и общее направление указанной деятельности. Такое понимание принципов правотворчества исходит из принятого в теории общего понятия научных принципов как основных, руководящих начал, выражающих сущность и содержание рассматриваемого общественного процесса.
Вместе с тем, принципы правотворческой деятельности имеют объективное содержание, поскольку они есть результат отражения в политике, в сознании людей объективных закономерностей развития права, государства, общества, результат обобщения ими этих закономерностей. Их претворение в жизнь — результат сознательных, целенаправленных действий партии, государственных органов, а также граждан и их общественных организаций, активно участвующих в правотворчестве.
Смысл каждого из правотворческих принципов именно в том и заключается, что идея, составляющая его содержание, выражается в действиях государственных органов по подготовке и изданию нормативно-правовых актов, направляет данные действия на осуществление целей права.
Для правотворческой деятельности характерен ряд принципов, но, по-видимому, не все они могут считаться основными.
К основным относятся лишь такие начала, идеи, которые, во-первых, отражают главные, объективно необходимые стороны и проявления российского правотворчества, во-вторых, характеризуют устойчивые, закономерно существующие отношения и связи в процессе правотворчества, и, в-третьих, воплощают в своем содержании конкретные черты и особенности всего современного российского правотворчества.
Среди таких основных принципов правотворчества первостепенное значение имеет принцип демократизма, проявляющийся, в частности, в активном широком участии народа и его представителей в правотворческой деятельности государственных органов. Правотворчество строится на максимальном учете общественного мнения, воли и интересов народа. Поэтому развернутая система демократических институтов позволяет нашему государству успешно руководить обществом. Эти институты закрепляются в праве, которое выражает интересы и волю всего народа. Следовательно, чем шире и активнее народ участвует в создании правовых норм, тем полнее и всестороннее эти нормы отражают их интересы и стремления, тем эффективнее их воздействие на общественное развитие.
Демократизм правотворческой деятельности государственных органов выражается, во-вторых, в том, что в этой деятельности участвуют представители народа — депутаты, представляющие интересы отдельных слоев населения.
Наконец, принцип демократизма в правотворчестве состоит в том, что граждане непосредственно участвуют в обсуждении важных правовых актов, а также в том, что Конституция РФ предусматривает возможность принятия российских законов путем всенародного голосования (референдума) [2, с. 275].
Принципиальное значение для правотворчества имеют положения о законности, призванной обеспечить соблюдение демократизма и единства руководства в процессе возведения воли народа в закон. Применительно к правотворчеству принцип законности означает, что все действия государственных органов по подготовке и принятию нормативно-правовых актов должны основываться на российских законах, в частности на Конституции РФ.
Из этого принципа следует, что законом должна быть, во-первых, разграничена компетенция разных правотворческих органов по принятию нормативно-правовых актов, во-вторых, определены основные стадии правотворческого процесса, порядок подготовки, обсуждения и принятия нормативно-правового акта, его опубликования и вступления в силу, в-третьих, предусмотрена и система контроля за законностью издаваемых нормативно-правовых актов, за их соответствием Конституции РФ. Система норм, регулирующих полномочия правотворческих органов и порядок правотворчества, содержится в Конституции РФ и других нормативных актах.
Процедура правотворческого процесса должна соблюдаться государственными органами и в деятельности самих этих органов, и во взаимоотношениях с другими органами, а также с общественными организациями, гражданами. Строжайшее соблюдение установленного порядка подготовки и принятия нормативно-правовых актов является залогом осуществления требований законности во всех иных формах деятельности органов российского государства.
Наряду с общими принципами, для правотворческой деятельности государства характерны и свои специфические принципы, призванные обеспечить всестороннее и своевременное выявление общей воли народа и ее выражение в форме надлежащих нормативных правовых актов.
Таким принципом является научная обоснованность правотворческой деятельности государственных органов. Глубокое теоретическое обоснование принимаемых правовых актов, органическое единство науки и политики, учет и использование новейших данных и достижений науки — основа всей государственной деятельности в РФ, в том числе правотворческой.
Но для руководства обществом важна не только научная обоснованность правотворческого процесса в целом, его соответствие общим закономерностям развития общества. Не меньшую роль играет и научная обоснованность каждого нормативного правового акта. Необходимо изучать объективные потребности в издании каждого акта, практику применения действующего права, правильно выбрать метод правового регулирования, структуру расположения правового материала, учесть возможные близкие и перспективные последствия издания данного акта и т.д. Целесообразность,
правильность, обоснованность нормативно-правовых актов определяется тем, насколько полно и точно они отражают действительные потребности развития общества, достижения науки и техники, учитывают интересы и сознание народных масс, в какой мере они опираются на точные технико-экономические расчеты, статистические данные, как глубоко оцениваются государственными органами социальные последствия их применения. Научный подход к подготовке и принятию нормативно-правовых актов призван обеспечить должную эффективность права, его высокое организующее и воспитательное значение [3, с. 39].
Для руководства обществом важно не только то, какие нормы содержатся в правовых актах, но и то, каким способом созданы эти акты, в какой форме выражены правовые нормы. Прогрессивное содержание должно быть облечено в передовую, наиболее рациональную форму. Поэтому правотворческие органы в своей деятельности широко используют передовые научные методы законодательной техники. Большое внимание обращается на форму изложения нормативного акта, расположение его структурных частей, стиль и язык нормативно-правовых актов. Законодатель стремится к тому, чтобы его акты были просты и понятны, логичны и выразительны и сохранили при этом всю глубину и мудрость правовых предписаний. Дальнейшее развитие уровня законодательной техники повысит эффективность правотворчества и норм права [1, с. 302].
К специальным принципам также относятся профессионализм, планомерность, своевременность, исполнимость.
Таковы основные принципы правотворческой деятельности современного российского государства, которые отражают объективные закономерности развития нашего общества и определяют в соответствии с ними общее направление этой деятельности.
Разумеется, что рассмотренные принципы не обособлены друг от друга. В силу единства экономической основы и социальной сущности нашего общества и государства все они тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Взятые в совокупности эти принципы имеют большое значение для социальной эффективности российского права, поскольку последовательное их применение правотворческими органами дает наилучшие результаты в правовом регулировании общественных отношений, повышает активность и сознательность масс, обеспечивает осуществление задач демократического строительства.
Вместе с тем отступление от вышеуказанных принципов ведет к произвольным и ошибочным решениям, излишним затратам труда, времени, энергии, снижению эффективности правового регулирования. Поэтому государство проводит последовательную линию на безусловное претворение в жизнь всех основных принципов российского правотворчества, на их развитие и обогащение.
1. Рындюк В.И. Законодательная техника: понятие и содержание // Молодой ученый. — 2013. — №8.
2. Синюков С.В. К вопросу об участии граждан в правотворчестве // Участие граждан в управлении делами государства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях модернизации России: Материалы междунар. Конституционного Форума (10 дек. 2010, г. Саратов). Выпуск 2: Сборник научных статей. — Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2010.
3. Чигидин Б. В. К вопросу о понятии юридической техники // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2010. — № 5-6.
Источники:
http://studopedia.ru/11_9659_osnovnie-printsipi-pravotvorchestva.html
http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravotvorchestvo.html
http://studme.org/31049/pravo/printsipy_pravotvorchestva
http://businessman.ru/new-osnovnye-principy-pravotvorchestva.html
http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-rossiyskogo-pravotvorchestva