Оплата за установку одпу что это
Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?
Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.
Установка общедомового прибора учета: за чей счет?
До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».
После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.
Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).
Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.
Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).
Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).
При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»
«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».
Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?
До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.
Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.
Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).
Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).
Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.
Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.
Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета
На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.
В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.
Содержание
Зачем нужен общедомовой прибор учета
Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.
Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.
Установка ОДПУ позволяет:
- оплачивать за потребление ресурса по факту;
- разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
- фиксировать потерю ресурсов.
Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.
Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета
Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).
В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.
При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.
Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.
Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.
Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.
В каких домах необходима установка общедомового прибора учета
Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:
- централизованного теплоснабжения;
- централизованного водоснабжения;
- централизованного газоснабжения;
- другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:
- мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
- максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
- максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.
Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета
В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.
Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)
При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.
Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.
Нужно ли проводить общее собрание собственников
Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.
Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:
- для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей;
- для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.
Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета
Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:
- Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
- Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
- Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.
Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.
Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц — 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. — 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.
При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.
Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 — 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.
Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.
Если собственники отказываются платить за установку
В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.
Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта
Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.
В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости. Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.
Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.
ОДПУ — первый шаг к автоматизированному сбору показаний
Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.
Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.
Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.
Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»
Установка ОДПУ — что это? Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета?
Вопрос оплаты коммунальных услуг у россиян стоит очень остро, поскольку их стоимость часто несоизмерима с заработками. Экономить граждане стараются на всем, и одним из таких способов является установка ОДПУ МКД (многоквартирного дома). Дело в том, что установка приборов учета только у себя в квартире еще не гарантирует, что дополнительно в квитанции не будут начисляться суммы за оплату дополнительных нужд всего дома, а вот общий счетчик обязательно снизит их. Кроме этого, согласно постановлению правительства о начислении коммунальных услуг, такие приборы обязаны быть в каждом МКД. Жильцы, не имеющие в доме общедомового прибора учета, должны платить за поставляемые услуги по завышенному тарифу, определяющемуся в соответствии с коэффициентом 1,6 к нормам. Это тоже является весомой мотивацией к установке ОДПУ.
Что это такое?
Аббревиатура расшифровывается как «общедомовые приборы учета». Эти устройства представляют собой счетчики различных ресурсов, поставляемых сразу на весь дом, точнее — подъезд. Прибор определяет суммарный расход энергии от всех проживающих жильцов и является одновременно распределительным устройством.
Несмотря на то что установка ОДПУ в жилом доме является обязательной по закону уже более 5 лет, все еще далеко не все граждане имеют такие приборы у себя в домах.
Разновидности
Устройства учета расхода общих ресурсов, как правило, устанавливается в подвалах или подсобных помещениях здания. Они выпускаются отдельно для учета электроэнергии, горячей и холодной воды и тепловой энергии. После установки и запуска доступ к приборам со стороны жильцов блокируется, чтобы они не смогли испортить оборудование или изменить его показания.
Для учета расхода воды устанавливаются отдельные приборы на холодную и горячую воду. Дополнительно к стандартному счетчику можно добавить специальный датчик, определяющий температуру поставляемой воды и считающий ее стоимость соответственно реальности. То есть если по трубе для горячей воды будет поступать недостаточно нагретая жидкость, то счетчик определит ее как холодную и насчитает жильцам совсем другую оплату.
Установка ОДПУ тепловой энергии позволяет серьезно экономить потребляемые ресурсы в сезон отопления.
Для этого можно использовать ультразвуковые устройства, тахометрические, вихревые или электромагнитные. Какие именно выбрать для конкретного подъезда, решают исключительно сами жильцы.
Для учета общего расхода электроэнергии к установке предлагаются самые простые однотарифные приборы и многотарифные. Последние позволяют экономить намного больше, поскольку в разное время суток считают стоимость ресурса по разной цене. Сегодня это наиболее популярный вариант. Суть их работы в том, что в ночные часы на электричество действует минимальный тариф, к в дневное время он немного выше, а своего максимума достигает в пиковые часы утром и вечером. Конечно, такой прибор обойдется в копеечку, но зато очень быстро окупится. Установка ОДПУ электроэнергии также осуществляется нанятой компанией по выбору самих жильцов.
Дополнительные услуги
Компании, устанавливающие общие приборы учета для домов, предлагают своим клиентам еще и дополнительные услуги. Помимо последующего обслуживания запущенных устройств, фирмы осуществляют монтаж дополнительных приборов, способствующих еще большей экономии за отдельную плату. В их числе специальный узел автоматической регулировки отопительной системы и прибор, контролирующий потребление электроэнергии.
Все жильцы вправе сами выбирать «комплектацию» своего оборудования и могут согласиться на вспомогательные устройства или приобрести приборы без дополнительных элементов регулировки.
Функции устройств
Власти требуют установки приборов учета общих ресурсов в многоквартирных домах, поскольку такие устройства позволяют выявить реальный расход ресурсов. К примеру, если в квартире зарегистрирован только одни гражданин, то и тарифы начисляются на него одного, а по факту в квартире проживает целая семья, что значительно увеличивает реальный расход.
Выгода в установке ОДПУ (что это описано выше) определяется и для жильцов, имеющих в своих квартирах индивидуальные приборы учета потребляемых ресурсов. Специалисты считают, что индивидуальные счетчики вообще неэффективны без установки общих. Аргументируется это тем, что наличие и индивидуальных, и общих приборов учета помогает:
- своевременно обнаружить утечку ресурсов;
- усовершенствовать формулу начисления оплат;
- правильно анализировать давление, температуру и другие параметры поставляемых ресурсов;
- правильно определить того, кто именно несет убытки при нарушениях систем.
Помимо такой выгоды для управляющей компании преимущество в установке ОДПУ имеется и непосредственно у жильцов с индивидуальными счетчиками в квартирах. Дело в том, что их наличие не означает, что в квитанции не появится строка расхода на общедомовые нужды, которая представляет собой расход ресурсов на обслуживание лифта, детских площадок, подвалов и лестничных пролетов. В идеале данный пункт не должен превышать 2 % от суммы индивидуального потребления, но по факту здесь учитываются все ресурсы, потребленные подъездом сверх показаний счетчиков, в том числе и из-за любых утечек в системе.
Помогает привести в норму эту графу и правильно определить место утечки именно установка ОДПУ. Что это за способность? Просто все утечки на магистрали уже не будут включены в оплату. Прибор фиксирует только те ресурсы, которые действительно зашли в дом. Конечно, утечки могут быть уже внутри самого дома, да и причин, чтобы поднять тариф, еще достаточно, но наличие такого прибора позволяет заметно сократить расходы и является первым шагом на пути к экономии.
Согласование установки
Решение об установке ОДПУ тепловой энергии и других поставляемых в дом ресурсов должно приниматься по результатам голосования всех жильцов. При этом обязательно нужно оформлять протокол собрания. Если жильцы сами не проявляют никакой инициативы, организация может сама принять решение о необходимости монтажа ОДПУ в принудительном порядке через суд, поскольку закон обязывает к установке абсолютно всех без исключения.
Управляющая компания сегодня не обязана оповещать своих жильцов о планируемом монтаже приборов, поскольку это ее законная обязанность. Никакого наказания за не предупреждение собственников об этом УК не несет. Среди ее обязательств перед жильцами сегодня ежегодный донос сведений до жильцов о новых вариантах энергосбережения.
Обязать к установке ОДПУ могут и компании, поставляющие ресурсы в дом.
Кто оплачивает?
Один из главных вопросов сегодня: кто должен платить за установку ОДПУ? Он не является спорным и не имеет никаких исключений. Федеральный закон обязывает собственников полностью финансировать установку общедомовых приборов учета. Единственным шагом навстречу владельцам жилья является возможность рассрочки оплаты монтажа на 5 лет, то есть на 60 равных платежей, которые будут осуществляться вместе с оплатой по квитанции за коммунальные услуги. При финансовой возможности собственники могут оплатить все сразу одним платежом после установки приборов или еще до начала их монтажа.
Иногда оплату установки можно вычесть из статей расходов на ремонт и содержание дома, но только если она изначально учитывала сборы на монтаж ОДПУ в будущем, что бывает довольно редко. Дополнительные доходы всего дома также могут стать оплатой за установку, если уже не учтены в расходы по другим статьям. К таким доходам следует отнести суммы оплаты за сдачу в аренду придомовой территории или части здания для размещения рекламы.
Сколько стоит установка?
Не менее важно собственникам знать и то, кто должен платить за установку ОДПУ больше, а кто меньше. Интересно, но количество зарегистрированных в квартире жильцов совершенно не влияет на стоимость монтажа. Расход каждого рассчитывается исходя из пропорционального соотношения площади квартиры к общей площади всего дома. При расчете учитывается и площадь общего имущества дома, представляющего собой все нежилые помещения здания.
Таким образом, площадь конкретной квартиры делится на общую площадь дома, после чего результат умножается на площадь нежилых помещений всего здания – общего имущества в виде лестничных площадок и так далее.
Полученный результат умножается на стоимость прибора и его монтажа, по необходимости сумма делится на 60, чтобы определить размер ежемесячных платежей при рассрочке.
Что влияет на стоимость?
За чей счет установка ОДПУ осуществляется в большей степени, зависит от площади имущества в доме, а не от количества проживающих граждан, так постановило правительство и закрепило свое решение в Жилищном Кодексе.
Стоимость же всей процедуры зависит от технических характеристик дома, наличия вспомогательных приборов в выбранной комплектации установки, а также вида учитываемого ресурса. В основном сумма состоит из:
- стоимости прибора;
- оплаты его монтажа;
- оплаты настройки и запуска;
- стоимости предварительной консультации и составления проекта;
- оплаты технического обслуживания в последующие 5 лет после установки.
Для каждого дома эта цена определяется индивидуально.
Обслуживание и проверка
Правом выбирать обслуживающую компанию для установленных приборов наделяется жильцами УК. В дальнейшем именно ее представитель допускается в помещение с установленными счетчиками для их проверки и снятия показаний. Техническое обслуживание приборов проводится только после составления двухстороннего долгосрочного договора. Компания для этого должна иметь соответствующие сертификаты на работу и специальный допуск на осуществление ремонта, монтажа и проверок действующих счетчиков.
Как происходит оплата?
Квитанции на оплату коммунальных услуг приходят ежемесячно, и собственники регулярно перечисляют нужные суммы на счета поставляющих компаний. Именно поэтому для удобства тех, кто платит, установка ОДПУ сразу включена отдельным пунктом в квитанцию и для ее оплаты не нужно второй раз в месяц идти в банк и нести дополнительные расходы на создание еще одного платежного документа.
Все расходы на ОДН начисляются согласно тарифам и показаниям общих счетчиков, что в первые же месяцы значительно сокращает расходы в квитанции. Со временем установка приборов окупается в разы.
Нюансы оплаты показаний
Некоторые все еще уверены, что за злостного неплательщика подъезда обязаны платить все оставшиеся жильцы, поскольку разница между начисленными показаниями по отдельным квартирам и всему дому раскидывается на всех. На самом деле его показатели расхода учитываются отдельно по тарифу или показаниям индивидуальных счетчиков конкретной квартиры и при формировании оплаты за общие нужды дома вычитается из суммы.
Имеющиеся в жилом доме коммерческие организации также оплачивают свои расходы отдельно от собственников.
Разъяснения о начислениях
Управляющая компания обязана доносить до своих жильцов, установка ОДПУ — что это, в чем польза приборов, а также отвечать на все спорные возникающие вопросы. К примеру, если сумма в квитанции кажется завышенной, жилец может потребовать подробного разъяснения начисления путем написания соответствующего заявления.
В нем следует указать необходимость разъяснений по тарифам, формулам подсчета, показаниям индивидуального и общего счетчика, наличии подключения нежилых помещений к общему счетчику и других особенностей. Отказ УК от разъяснений является незаконным.
Заключение
Контролировать фактическое потребление каждого ресурса в доме позволяет именно установка ОДПУ. Тепло при этом не только учитывается в реальных показателях, но и сохраняется благодаря вспомогательным элементам системы, установленным по желанию жильцов. В первую очередь такие приборы помогают исключить оплату за потерю ресурсов на подходах к дому по магистралям. Счетчики устанавливаются отдельно на газ, электроэнергию, тепло, горячую и холодную воду. Их расход определяется только по тарифу и использованному объему, что при постоянном росте цен на коммунальные услуги помогает значительно экономить средства собственников.
На сегодняшний день это самый приближенный к реальности способ определения действительного объема использованных ресурсов дома. Конечно, при этом может формироваться небольшая переплата, но она будет минимальна по сравнению с той, что имеют жильцы домов без счетчиков.
Установка ОДПУ: что это такое и кто за это платит? Общедомовые приборы учета
Россия — страна, богатая природными ресурсами. Количество разведанных в ней ресурсов составляет более 20 % всех запасов планеты. Первое место по объему месторождений и выработке природного газа, минеральных вод, третье — угля. Огромные запасы нефти, урановых руд, леса. Возможно, осознание этого приучило многих бездумно использовать дешевое топливо, по несколько дней не ликвидировать аварии в системах водоснабжения: ведь не в Египте живем.
То ли пример других стран, общение с которыми после перестройки стало несравненно более доступно даже простым гражданам, то ли флюиды нового мышления подвигли государство принимать законодательные акты, стимулирующие население и производителей вести учет используемых ресурсов и внедрять энергосберегающие технологии.
Как бывало во все времена, новое дело продвигается со скрипом. И народ трудно за это осуждать. Ведь оправдательных причин хватает. Но назад путей нет.
Приборы учета (ПУ) обязательны
Федеральный закон № 261 2009 г. «Об энергосбережении. » коснулся собственников жилья многоквартирных домов (МКД). Ст. 11 гласит, что всякое строительство (кроме мелких разновидностей типа навеса для дров) должно происходить с использованием энергосберегающих технологий. Что такое ОДПУ, теперь знают многие. Сдаваться в эксплуатацию объекты должны с установленными приборами учета. Многочисленный квартирный фонд должен заняться установкой ОДПУ. Что это такое? Разъяснение не бывает лишним.
Общедомовые приборы учета (ОДПУ) начали внедрять уже более, чем 5 лет назад. Надежды – авось пронесет, авось само уляжется, к сожалению, канули в лету. Большинство многоквартирных домов являются потребителями газа, электроэнергии, горячей и холодной воды. Эти источники комфорта и удовлетворения естественных потребностей требуют установки ОДПУ. Что это не простое и не дешевое дело, убедились те, кто этим уже занимался. Ответственность в этом вопросе возложена на жильцов в лице управляющей организации, товарищества собственников дома или лиц, организующих хозяйственное обслуживание здания.
Расходы на установку ОДПУ ложатся на плечи граждан, проживающих в МКД. Если жильцы отказываются приобретать приборы, им начисляется стимулирующий коэффициент в дополнение к оплате коммунальных услуг. На уклоняющуюся ресурсоснабжающую организацию (РСО) и ее должностных лиц накладываются административные штрафы. В конце концов, в дома, самостоятельно не нашедшие исполнителя для установки ОДПУ в срок, назначенный законодательством, их устанавливают РСО. Да и все равно другие компании должны согласовать свои действия с теми же ресурсоснабжающими организациями. Принудительная установка ОДПУ не изменяет порядка оплаты. Сумма расходов делится между жильцами. Оплата происходит либо сразу, либо собственникам дается рассрочка до 5 лет с начислением %, определенного ЦентроБанком.
Как установить
Существует приказ Минэнерго, описывающий порядок установки ОДПУ. В соответствии с ним, собственники жилья или управляющая организация доставляют в РСО заявку с просьбой. Удостоверяют серьезность решения такие бумаги:
- Копии документов, закрепляющих право собственности.
- Учредительные документы.
- Копия регистрационного свидетельства в органе реестра.
- Документ о регистрации от налоговой инспекции.
- Доверенность собственников на имя лица, подписавшего заявку.
После принятия этих документов РСО имеет десять рабочих дней на осмотр здания в присутствии представителя от общественности. Затем в пределах 15 дней организацией составляется и передается управляющей организации (УО) или собственникам договор. Общее собрание его обсуждает и не позже, чем через 15 дней возвращает договор с подписью ответственного лица в РСО.
Кто не обязан устанавливать
Закон предусматривает в отношении установки ОДПУ, что это не распространяется на:
- аварийные дома;
- здания, подлежащие сносу;
- помещения, не имеющие технических условий для надлежащей эксплуатации и сохранности приборов;
- строения с объемом используемого газа не более 2 м 3 /ч;
- дома, которые потребляют максимум 5 кВт/ч электроэнергии;
- помещения, поглощающие не более 0,2 Гкал/ч тепла.
Как платить
Рассматривается на примере оплаты за отопление.
- Есть только общедомовые приборы учета.
Месячные данные счетчика делятся на площадь всех отапливаемых помещений здания. Получилось количество калорий, затраченных на 1 м 2 . Доля квартиры в общедомовом имуществе (ОДИ) пропорциональна ее площади. Сумма площадей доли и квартиры умножается на отопительный тариф и на количество кал/м 2 .
- Есть и индивидуальные, и общедомовые приборы учета.
Это возможно в строениях с горизонтальной разводкой труб. Последние годы строятся только такие дома. Оплата квартиры привычно вычисляется по аналогии с расчетами за электроэнергию. Доля квартиры в ОДИ всегда пропорциональна своей площади. Из показаний общедомового счетчика на отопление вычитаются суммарные показания всех квартирных счетчиков. Получившиеся показания умножаются на долю конкретной квартиры и на тариф; плюс уже рассчитанная плата за отопление квартиры.
- Расчет оплаты для жильцов, не имеющих в доме с ОДПУ индивидуального счетчика, тогда как в других квартирах они есть.
Снимаются показания со всех наличествующих приборов учета. Разница показаний общедомового счетчика тепла и всех квартирных составит расход на общедомовую территорию и квартиры без приборов учета. Получившийся расход делится на эту площадь и умножается на сумму площади и доли каждой квартиры без счетчика. Осталось умножить на стоимость отопления за 1 м 2 .
Положительный эффект
Установка приборов учета связана с некоторыми положительными моментами:
- Жильцы получают возможность экономить. Ведь счетчик на отопление можно приобрести с терморегулятором.
- Появляется стимул проводить утепляющие мероприятия. Как бы ни низок был уровень жизни народа, но окна в подъезде и в квартире законопатить на зиму намного дешевле, чем платить за лишние калории.
- Повышается уровень доверия к начисляемым к оплате суммам. Сохранятся нервные клетки и жильцов, и поставщиков.
- Заинтересованность ресурсоснабжающих организаций в скорейшей ликвидации аварий вне домовых территорий. На собственников жилья убытки не удастся повесить.
- РСО сможет подсчитать потери тепла вне зданий и испробовать новые технологии его сохранности.
Типы счетчиков
Механические счетчики — самые популярные из-за дешевизны, энергонезависимости, надежности. Принцип работы предельно прост. Поток воды вертит крыльчатое колесо или турбину. Зубчатая передача сообщает это вращение счетному устройству, которое и регистрирует расход воды. Для точной и продолжительной работы счетчика понадобятся механический и магнитный фильтры. Фитинги (переходники между разными диаметрами, поворотники, разветвления) и запорная арматура (краны, вентили, задвижки, клапаны) дополнят статью расходов. Счетчик подходит для неблагоприятных условий содержания (например, повышенная влажность).
Электромагнитные счетчики требуют щепетильной установки и постоянного наблюдения. Очень чувствительны к загрязнению носителя ржавчиной. В идеальных условиях могут выдавать очень точные показания.
Ультразвуковые счетчики были бы хороши, точны и долговечны, если бы система труб была выполнена из нержавейки. Устанавливают их обычно в новостроях, где трубы еще не имеют отложений и ржавчины. Принцип работы основывается на излучении ультразвукового сигнала в направлении приемника. Время прохождения этого сигнала прямо пропорционально скорости потока жидкости, сквозь которую проникает сигнал. Так рассчитывается расход жидкости.
Вихревые счетчики рекомендуются большинством специалистов. Размещаться они могут и на вертикальных, и на горизонтальных участках трубопровода. Главное, чтобы впереди и позади прибора участки трубы были прямыми. Принцип работы состоит в использовании для расчетов частоты появления вихрей, провоцируемых выставлением на пути жидкости препятствий. Частота зависит от объема проходящей жидкости.
Требования к системам тепло и водоснабжения
Как оказалось, счетчики весьма чувствительны к условиям эксплуатации. Чтобы не пришлось говорить, что это установка ОДПУ стала причиной всяких трудноразрешимых ситуаций и только добавила хаоса в дело оплаты коммунальных услуг, нужно знать, что долговечность и точность измерений прибора зависят от:
- чистоты труб;
- чистоты воды в трубопроводе;
- стабильности давления;
- отсутствия в носителе пузырьков воздуха.
Следовательно, разумно прислушаться к мнению специалиста, который посоветует ставить перед счетчиками фильтры, вставлять и менять кое-какие компоненты и предложить продолжить сотрудничество с ним с целью контроля и своевременной очистки и замены деталей.
За что придется заплатить
Закон об энергосбережении оперирует лишь формулировкой «приборы учета». Но на деле в стоимость установки и содержания войдут:
- стоимость хлопот по сбору документов для подачи заявки;
- вызовы специалистов;
- оплата проекта установочных работ;
- монтаж счетчика;
- запуск ПУ в эксплуатацию;
- плановые поверки прибора;
- техосмотр фильтров и вентилей;
- замена комплектующих деталей;
- ремонт или замена прибора.
Негатив
Казалось бы, как в любом деле, в процессе установки ОДПУ, кто платит, тот и «заказывает музыку». Но не тут то было. Мало того, что эта процедура не вполне добровольная, так всегда находятся неплательщики, долги которых управленческие компании по примеру некоторых ЖЭКов могут попытаться распределить между ответственными гражданами. Кроме того, во многих домах имеются жильцы с неприватизированными квартирами. За них обязан заплатить муниципалитет из фонда, созданного для проведения капитальных ремонтов строений в городе. Снова несправедливость.
Фактом является и то, что чем меньше жильцов проживает в доме, тем больше им приходится платить, имея такое же долевое участие в общем имуществе, как в больших домах. Если только какая-то из сторон не подпадает под статью об исключениях в связи с малым потреблением коммунальных ресурсов. На такой незначительной почве могут возникнуть социальные конфликты.
Что течет с горячего крана
В домах с открытой системой отопления теплоноситель подается потребителю и в качестве горячей воды. Можно установить прибор, который одновременно вычисляет и расход тепла, и расход воды. В зданиях с закрытой системой циркуляции носителя нужно устанавливать отдельно счетчики для холодной и горячей воды. Зато качество воды в обоих магистралях одинаковое, питьевое. Хотя стальные трубы горячего водоснабжения изнашиваются быстрее.
Прогресс в деле производства ПУ
Сейчас можно установить импульсный счетчик с дистанционной радиопередачей сведений. Такой прибор избавляет от посещений инспектора по снятию показаний и предотвращает злоупотребления со стороны жильцов. Плата за снятие данных никакими документами не предусматривается, но должна происходить в присутствии представителя собственников и пользователей помещений.
Еще одна полезность среди возможностей приборов учета: есть счетчики, которые в разряд горячей засчитывают воду с температурой не ниже 40 °С. Ну, и упоминавшиеся выше термостаты на общедомовых и индивидуальных счетчиках тепла.
Меры по утеплению
По-хорошему, новую жизнь со счетчиком нужно начать, одновременно проведя утепляющие мероприятия. Точнее всего источники утечек тепла выявят строители. Они могут найтись и в рядах жильцов. Таким образом, реформирование системы учета энергоресурсов может стать косвенной причиной учета в доме не только воды, электроэнергии, газа, тепла, но и профессиональных кадров, обитающих в рядом. А климат в здании можно изменить несколькими способами:
- заделав трещины и щели в стенах и окнах;
- навесив пружины на входную дверь;
- уложив на чердаке утеплитель;
- наклеив уплотнители на входную и чердачные двери.
Еще в нежилых помещениях трубы подачи горячей воды можно обмотать утеплителем или тряпьем, которое каждый дом выбрасывает в мусорные баки. Греют эти места обычно только трубы с горячим содержимым. Тогда вода где-то впервые может стать ощутимо горячей, а где-то просто даст экономию в потребляемых количествах.
Поверка
Паспорт каждого прибора учета содержит сведения о периоде между поверками прибора. Первичная поверка происходит на заводе сразу после изготовления изделия. Далее, не зависимо от того, прибор работает или хранится, период поверки не меняется. Он может быть только сокращен при механическом ударе или подозрении о повреждении. Выполняют поверку метрологические организации. Они устанавливают, сохранил ли прибор заданные свойства или он не пригоден к эксплуатации. Разница в качестве между импортными и отечественными счетчиками минимальна, так как последние производятся по иностранным лицензиям.
Вместо послесловия
Читатель, живший в советское время, помнит, что казалось бессмысленным вкручивать новые лампочки в подъездах и на лестничных площадках, в уличных фонарях, так как они бывали разбиты в тот же вечер. Настойчиво и бесперебойно резались сидения в общественном транспорте. Это уже начинает забываться. По аналогии новый взгляд на использование воды, электроэнергии, других ресурсов вполне может стать привычным и для нашего народа. А может, удастся доказать, что россияне могут жить не только за счет разбазаривания даров природы.
За чей счёт покупается и устанавливается общедомовой счётчик?
- Для чего нужен общедомовой счётчик?
- Нужен ли общедомовой счётчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учёта?
- Кто должен оплачивать установку ОДПУ?
- Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ?
- Каким образом оплачивается установка ОДПУ?
- А если собственники отказались платить за установку ОДПУ?
Объясняем, для чего нужен ОДПУ и кто должен оплачивать его установку.
– В квитанциях по оплате ЖКХ за ноябрь месяц 2017 г. УК включила графу «Оплата установки ОДПУ». Сумму, которую указывает УК, мы должны будем оплачивать в течении пяти лет, плюс ко всей этой сумме — 40% за банковские начисления и комиссия при оплате квитанции каждый месяц 10%. От УК оповещения собственников дома об этой плате не было! Ранее на общих собраниях шёл разговор о возможности оплаты установки ОДПУ собственниками дома, но люди были не согласны, и было принято решение оплачивать такие работы за счёт услуги «Содержание общего имущества». И это не маленькие суммы тоже! Законно ли решение УК о дополнительных поборах с собственников нашего дома без их согласия и возможно ли оплачивать установку ОДПУ из услуги «Содержание общего имущества»?
В соответствии с постановлением правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в отношении объектов, где ещё не установлены общедомовые счётчики, действуют повышающие коэффициенты к нормативам. С 2017 года коэффициент равен 1,6. То есть жильцы домов без ОДПУ платят в 1,6 раз больше. Так что сегодня жить без общедомового счётчика стало совсем не выгодно. Это постановление действует с 2013 года, однако до сих пор общедомовые счётчики установлены далеко не везде.
Для чего нужен общедомовой счётчик?
ОДПУ позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в доме и фиксировать его реальные объёмы — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, общедомовой счётчик устанавливается для того, чтобы не переплачивать за потери на магистральных сетях поставщика.
Расходы на коммунальные услуги формируют два фактора: установленные тарифы и объём потреблённого ресурса. Тарифы на ЖКХ растут постоянно, и повлиять на это у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объём потреблённого ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить.
Установка ОДПУ позволяет:
оплачивать за потребление ресурса по факту;
разграничить убытки за потери на магистральных сетях между ресурсоснабжающей организацией и собственниками;
фиксировать потерю ресурсов.
Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.
Нужен ли общедомовой счётчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учёта?
Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учёта (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы выставляется ещё и общедомовой расход (общедомовые нужды — ОДН).
В идеале в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомового имущества (например, лестничных площадок, лифтов, крыш, чердаков и подвалов, детских площадок). Но на практике под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтён индивидуальными приборами учёта, в том числе и всевозможные утечки. В результате объём ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных 30% от индивидуального потребления, а то и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5 — 2%.
При отсутствии общедомового прибора учёта определить, где находятся утечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до домна подходе к нему. Наличие ОДПУ даёт возможность оплачивать только тот объём ресурса, который действительно пришёл в дом.
Само по себе наличие общедомового счётчика не спасает от завышенного ОДН: остаются утечки внутри самого дома и ещё около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов. Однако установка общедомового счётчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.
Кто должен оплачивать установку ОДПУ?
Согласно п. 38 (1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, «собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учёта на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества».
При установке ОДПУ каждому собственнику предъявляется к оплате счёт, в котором помимо общей информации о стоимости счётчика должны быть сведения о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.
Расходы каждого собственника определяются в долях пропорционально площади квартиры (или квартир), принадлежащих каждому собственнику (федеральный закон «Об энергосбережении»). Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.
К примеру, если площадь квартиры составляет 100 кв. м, площадь дома – 9 000 кв. м, а общего имущества – 1500 кв. м, то доля собственника составит 100 / 9000 х 1500 = 16,67 кв. м.
— Если сверх минимального перечня какой-либо фонд предусмотрен УК (например, фонд текущего ремонта или дополнительные взносы), то из него можно оплатить установку ОДПУ, — отмечает эксперт Общественной палаты Кировской области и руководитель АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьев. — Но, как правило, такие фонды не предусматриваются. Только в единичных случаях есть дополнительные доходы за счёт рекламы или сдачи в аренду придомовой территории. И если эти деньги идут не в общую «копилку», то на них ещё можно установить ОДПУ. Собственники не могут просто так взять и на общем собрании решить, что на установку счётчика нужно перечислить 10 тысяч рублей из статьи «Содержание общего имущества». Эти средства запланированы именно на содержание дома, для выполнения минимального перечня работ. И всё, что идёт сверх этого, должно быть оплачено дополнительно.
Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ?
Общедомовые приборы учёта должны были быть установлены в обязательном порядке ещё в 2012 году. Тогда действительно управляющие компании обязаны были оповещать собственников, в противном случае им грозил штраф. Однако сейчас ситуация в корне изменилась.
— Законная обязанность УК — установить общедомовой счётчик через ресурсоснабжающие организации. Сейчас такие счётчики обязаны быть по закону, и никакого наказания для УК не будет, если они не предупредят собственников об установке ОДПУ, — отмечает Андрей Воробьев.
Каким образом оплачивается установка ОДПУ?
Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:
единоразово в 100% размере внести оплату до или после установки счётчика;
использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника в оплате ОДПУ выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом кроме стоимости прибора дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Решение о том, кто будет устанавливать счётчик, принимает общее собрание собственников дома. Вы вправе выбрать тип счётчика, его стоимость, надёжную монтажную организацию, которая его установит за приемлемую плату и даст соответствующую гарантию.
А если собственники отказались платить за установку ОДПУ?
В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам ресурсоснабжающей организации к местам установки счётчиков и оплатить расходы на установку приборов учёта.
Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ, задайте его нам, и мы постараемся на него ответить.
Здравствуйте, Свойкировский! Эксперт Общественной палаты Кировской области Андрей Воробьев обладает устаревшими знаниями об установке ОДПУ. Введены новые правила Правительством РФ. К сожалению, ваш ответ на мой вопрос не правильный и не соответствует действительности. В результате происходит превышение полномочий УК в отношении собственников, которое наказуемо законом. Очень жаль, что вы информируете людей не верно и вводите их в заблуждение!
[endif][if gte mso 9]
Принудительная установка общедомовых приборов учета подразумевает не только непосредственно монтаж счетчиков в отсутствие волеизъявления жильцов, но и возложение на них соответствующих расходов. Иных оснований, когда собственникам помещений могут быть навязаны товар (счетчик) и работы (монтаж счетчика), закон не предусматривает. Следовательно, установка счетчика и, что более важно, оплата расходов должны быть согласованы с собственниками помещений (заказчиками, плательщиками). О том, что расходы на установку общедомового прибора учета могут быть включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, а срок выполнения соответствующих работ предусмотрен решением собственников помещений, сказано в п. 6.1 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещении,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана подчиниться данному решению собственников помещений (о включении расходов на приобретение и установку коллективного счетчика в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения) не позднее трех месяцев с даты его принятия, если иной срок не установлен таким решением (пп. «с» п. 31 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Это частный случай применения общего правила об утверждении размера платы за жилое помещение соразмерно перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и исполнении решения собственников помещений.
Согласование абсолютно всех дополнительных пунктов в квитанциях за ЖКХ с гражданами, проживающими в доме, обязательно. Делают это обычно на общих собраниях. Все собственники жилых помещений в отдельном порядке должны в письменной форме дать согласие на оплату услуг, которые стандартная квитанция за ЖКХ в себя не включает.
Источники:
http://www.garant.ru/article/695719/
http://uchet-jkh.ru/publikacii/kto-obyazan-ustanavlivat-obschedomovye-pribory-ucheta.html
http://businessman.ru/ustanovka-odpu-chto-eto-kto-doljen-oplachivat-ustanovku-obschedomovyih-priborov-ucheta.html
http://www.syl.ru/article/447896/ustanovka-odpu-chto-eto-takoe-i-kto-za-eto-platit-obschedomovyie-priboryi-ucheta
http://kirov-portal.ru/news/vopros-otvet/za-chej-schyot-pokupaetsya-i-ustanavlivaetsya-obshchedomovoj-schyotchik-25302/