2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязанности должностного лица

Содержание

Должностные лица и их обязанности

Напомним, что должностным лицом называют лицо, осуществляющие функции представителя руководства (власти), занимающее временно или постоянно в государственных, общественных учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административных функций, либо лицо, выполняющее эти функции по специальному полномочию.

Хотя формально по действующему порядку все служащие занимают ту или иную должность, нас будут интересовать только ответственные должностные лица. Это понятие (сходное с аналогичным понятием «ответственный работник») не является юридическим понятием, но широко применяется на практике для именования лиц, занимающих важные ответственные должности, характеризующие и представляющие те или иные функции той организации, где он работает.

Обязанности должностных лиц можно разделить на стандартные трудовые обязанности (соблюдение дисциплины труда, требований охраны труда и т. п.) и должностные обязанности по выполнению функций организации.

Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения порученных работнику согласно занимаемой должности функций и поставленных перед ним задач.

На практике иногда трудно бывает понять: есть или нет «неисполнение» (а то и «преступное неисполнение») своих должностных обязанностей ответственным должностным лицом.

Напомним, что «неисполнение» – это не совершение определенных действий, которые работник должен предпринимать для выполнения задачи, поставленной перед ним, т. е. фактически «неисполнение» – это бездействие. Но, «неисполнением» может быть и активное действие, на совершение которого установлен запрет. В любом случае «неисполнение» может обернуться правонарушением.

Правонарушение – это действие, противоречащее закону, нарушающее нормы права. Правонарушения подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданские преступления.

За совершение правонарушения законом предусматривается юридическая ответственность, которая подразделяется на дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную. Виновно ли должностное лицо в «неисполнении» или правонарушении? Ответ на этот вопрос можно найти, сравнивая реальную деятельность должностного лица с его должностной инструкцией. Для этого при составлении должностной инструкции в ней необходимо закрепить различия между «неисполнением» должностных обязанностей и ненадлежащим исполнением таковых, а также указать возможные правонарушения.

Критерием ненадлежащего исполнения, по общему правилу, является исполнение обязанностей не в полном объеме, с нарушением отведенных для этого сроков, вследствие чего результат не соответствует первоначальной цели исполнения. Однако, не всегда несвоевременность исполнения должностных обязанностей предполагает опоздание, задержку. Ненадлежащим исполнением должностных обязанностей может быть и опережение отведенных сроков, например, отправление документов до согласования действий и т. д.

За неисполнение должностных обязанностей должностные лица несут персональную ответственность в рамках своих должностных обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством.

Должностные лица и их обязанности

Должностным лицом называют лицо, осуществляющие функции представителя руководства (власти), занимающее временно или постоянно в государственных, общественных учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административных функций, либо лицо, выполняющее эти функции по специальному полномочию. Должность представляет собой место во властной структуре организации, которое занимает определенный работник, в сочетании с установленными задачами, обязанностями, правами и ответственностью. Классификация должностей гражданской службы приведена в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Обязанности должностных лиц можно разделить на стандартные трудовые обязанности (соблюдение дисциплины труда, требований охраны труда и т. п.) и должностные обязанности по выполнению функций организации.

Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения порученных работнику согласно занимаемой должности функций и поставленных перед ним задач.

На практике иногда трудно бывает понять: есть или нет «неисполнение» (а то и «преступное неисполнение») своих должностных обязанностей ответственным должностным лицом.

Напомним, что «неисполнение» – это несовершение определенных действий, которые работник должен предпринимать для выполнения задачи, поставленной перед ним, т. е. фактически бездействие. Кроме того, «неисполнением» может быть и активное действие, на совершение которого установлен запрет. В любом случае «неисполнение» может обернуться правонарушением. Правонарушение – это действие, противоречащее закону, нарушающее нормы права. За правонарушения законом предусматривается юридическая ответственность. Правонарушения подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданские преступления.

Виновно ли должностное лицо в «неисполнении» или правонарушении? Ответ на этот вопрос можно найти, сравнивая реальную деятельность должностного лица с его должностной инструкцией. Для этого в должностной инструкции необходимо закрепить различия между «неисполнением» должностных обязанностей и ненадлежащим исполнением таковых, а также указать возможные правонарушения.

Критерием ненадлежащего исполнения, по общему правилу, является исполнение обязанностей не в полном объеме, с нарушением отведенных для этого сроков, вследствие чего результат не соответствует первоначальной цели исполнения. Не всегда несвоевременность исполнения должностных обязанностей предполагает опоздание, задержку. Ненадлежащим исполнением должностных обязанностей может быть и опережение отведенных сроков, например, отправление документов до согласования действий и т. д.

Разграничение понятий «неисполнение» или «ненадлежащее исполнение» необходимо для того, чтобы правильно использовать инструменты воздействия на данное должностное лицо, предусмотренные законодательством.

Заметим, что на практике нелишним будет указание в локальных нормативных актах видов ответственности за «неисполнение» должностных (служебных) обязанностей. Причем, конструкция раздела, устанавливающего виды ответственности, сама может являться сильным фактором, воздействующим на определенные категории работников.

Используемые в должностных инструкциях формулировки типа: «несет ответственность за организацию работы и т. д.»; «действует под свою ответственность»; «несет ответственность перед руководителем. за. » чаще всего настраивают людей с обостренным чувством долга на моральную, этическую или социальную, но не юридическую ответственность.

В формулировках типа: «привлекается к ответственности за. », «несет ответственность за. » или «за несоблюдение, неисполнение, нарушение привлекается к. » работник предупреждается о возможных неблагоприятных последствиях его неправомерного поведения. Это довольно часто оказывает сильное дисциплинирующее воздействие на работников.

Изложенные выше варианты описания ответственности часто называются «позитивная» (в первом случае) и «негативная» ответственность (во втором). Они обе имеют право на существование и при правильной оценке личности конкретного работника дают ощутимый эффект требуемого воздействия.

За неисполнение должностных обязанностей должностные лица несут персональную ответственность в рамках своих должностных обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством.

Понятие и определение должностного лица в законодательстве. Права и обязанности должностного лица

Достаточно часто в деловой речи используется понятие «должностные лица». Этот термин применяется для обозначения категории граждан, занимающих высокие посты и исполняющих разные административные функции. Рассмотрим далее, какие должностные лица бывают, каковы их обязанности и полномочия.

Определение

Оно раскрывается в КоАП. Согласно ст. 2.4 Кодекса, должностным лицом в РФ признается гражданин, обладающий определенными властными полномочиями, реализующий функции распорядительно-организационного, а также административно-хозяйственного характера. Эти субъекты осуществляют свои полномочия в самых разных сферах: в Вооруженных Силах, муниципальных, региональных, государственных органах.

Должностные лица в силу их особого статуса несут повышенную ответственность. Субъекты, не исполняющие или исполняющие ненадлежащим образом обязанности, возложенные на них, могут быть наказаны в соответствии с действующим законодательством.

Государственные должностные лица – граждане, занимающие посты, установленные в Конституции, федеральном, региональном законодательстве для непосредственной реализации полномочий госорганов.

Признаки

Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно выделить следующие критерии, по которым субъект признается должностным лицом:

  1. Характер обязанностей и полномочий, возложенных на гражданина.
  2. Юридическое основание приобретения соответствующего статуса.
  3. Перечень органов, организаций, учреждений, в которых субъект ведет трудовую деятельность.

В законодательстве обозначен круг действий должностного лица. По ним можно, в свою очередь, четко установить, какие лица признаются должностными, и исключить субъектов, привлеченных к службе в госструктурах, местных институтах власти, муниципальных и госучреждениях, но реализующих иные функции.

Проблемы при трактовке понятия

В примечании к 285 статье УК говорится о том, что должностным лицом признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию выполняющий административно-хозяйственные, организационно-распорядительные задачи в органах местного и государственного управления, муниципальных и госучреждениях, в ВС РФ, воинских формированиях.

Читать еще:  Эффективная ставка это

В данном определении выделяется 3 главных группы критериев:

  1. Характеризующие временные пределы реализации полномочий.
  2. Указывающие на специфику выполняемых задач.
  3. Раскрывающие место реализации возложенных на субъектов функций.

Некоторые специалисты указывают на необходимость объемного и полного толкования терминов, используемых в УК. В этой связи, они говорят о том, что определение, закрепленное в примечании к 285 статье, сложно назвать удачным. Аргументируют авторы это тем, что ряд терминов (административно-хозяйственная деятельность, представитель власти, организационно-распорядительные задачи, например) сами требуют разъяснения.

По мнению некоторых экспертов, при раскрытии понятия «должностное лицо» целесообразнее оперировать такими категориями, как «права», «функции», «ограничения», «ответственность», «запреты», «обязанности», «компетенция», «полномочия» и пр. Функции отражают характер деятельности, которую осуществляют служащие. Полномочия определяют объем исполнения отдельных функций, методы, которыми гарантируется их выполнение. Компетенцией следует считать пределы ведения должностного лица в соответствующем органе власти. Проще говоря, она характеризует не самого сотрудника, а конкретный пост, который он занимает.

Специфика статуса

Должностное лицо признается представителем власти. Характер его действий, функции, задачи определяются целями деятельности органа, в котором служит субъект. Соответственно, при выявлении нарушений должностных лиц в качестве ключевого критерия квалификации противоправных действий выступают функции лица, а не его должность.

Особенности полномочий

Административно-хозяйственные функции связаны с распоряжением, управлением имуществом, денежными средствами, контролем сделок с этими ценностями, принятием решений о распределении денежных средств и пр.

Организационно-распорядительными признаются полномочия, связанные с руководством работой коллектива госоргана, муниципального или госучреждения. Это в том числе и формирование кадрового состава, определение конкретных трудовых функций для каждого работника, организация порядка службы, применения поощрительных или дисциплинарных мер и пр.

Организационно-распорядительные полномочия позволяют должностному лицу принимать юридически значимые решения, влекущие определенные правовые последствия. К примеру, речь может идти о выдаче листков нетрудоспособности, назначении медицинской экспертизы, приеме экзаменов, установлении инвалидности и т. д.

Достаточно часто должностные лица реализуют одновременно и административно-хозяйственные, и организационно-распорядительные функции. Лицо признается должностным на период их выполнения.

Права

Должностные лица, согласно действующему законодательству, вправе:

  1. Проверять личность физлица, полномочия и личность других служащих, представителей сторонних субъектов для допуска их к совершению юридически значимых действий.
  2. Истребовать материалы, документы, иные доказательства, которые необходимы для установления всех обстоятельств по конкретному делу. К примеру, в рамках административного производства запрос может быть направлен как частным лицам, так и другим государственным или муниципальным структурам.
  3. Проверять соблюдение закрепленной в законодательстве формы, срока действия документа, отсутствие исправлений, приписок, подчисток, соответствие копий оригиналу или надлежащее их оформление.

В ходе производства по административным делам должностные лица вправе проверять сведения, сообщаемые частными лицами. При наличии соответствующих полномочий такая проверка может носить фактический характер и проводиться в форме осмотра, взятия образцов, совершения иных необходимых действий. Служащий вправе фиксировать полученные результаты в документах, приобщаемых к материалам дела.

Обязанности

Должностное лицо обязано предоставлять частным лицам сведения и обеспечивать доступ к документам и материалам, касающимся их свобод, интересов и прав. Данное предписание должно исполняться по требованию заинтересованного субъекта, а в случаях, прямо установленных законом, и без такого требования.

Должностному лицу местного или государственного органа власти надлежит фиксировать поступающие документы, материалы и иные доказательства, предоставленные частными лицами или полученные от иных властных структур. Правила регистрации определяются в положениях, регламентирующих делопроизводство.

Необходимо учитывать, что при поступлении сведений от частного лица, по инициативе которого возбуждается административное производство, а также при принятии иных процессуальных заявлений (к примеру, ходатайства о приобщении к делу каких-либо документов) необходимо соблюдать срок, закрепленный 8 статьей ФЗ № 59. Согласно положениям статьи, регистрация входящих материалов должна быть осуществлена в течение 3-х дн. с даты получения. Кроме этого, закон предписывает соблюдать сроки, отведенные на принятие решения и направление ответа заявителю.

Ответственность должностных лиц

Служащие, допустившие нарушение предписаний законодательных и иных правовых актов, могут быть наказаны в соответствии с действующими нормами. Особое внимание следует уделить уголовной ответственности должностных лиц.

В юридической литературе выделяют специальную относительно самостоятельную группу посягательств – должностные преступления. Ответственность за них регламентируется статьями гл. 30 УК. Эти преступления обладают рядом специфических черт.

В первую очередь, должностные преступления отличаются особым субъектным составом. Немаловажное значение имеют и характеристики объекта посягательства. При разбирательстве дел суды должны четко отграничивать должностные преступления от противоправных действий иных лиц, реализующих управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Ответственность последних за злоупотребление полномочиями устанавливается 201 статьей УК.

Объект преступления

Должностные лица, злоупотребляющие своими полномочиями, посягают на нормальную деятельность местных, государственных структур и учреждений, ВС РФ и воинских формирований. Работа этих органов и их подразделений основывается на публичных отношениях, определяющих задачи, содержание и цели муниципальной и госслужбы. Эти отношения предполагают правомерное, эффективное и справедливое осуществление уполномоченными субъектами их функций.

Должностные лица обязаны в своей деятельности руководствоваться законом, а также интересами государства, общества и личности. Существенное нарушение указанных интересов и определяет высокую общественную опасность должностных преступлений.

В качестве непосредственного объекта посягательства выступают интересы организаций, граждан, общества и государства. Должностные преступления не только приводят к ущемлению прав указанных лиц, но и подрывают авторитет власти, веру населения в защищенность своих интересов.

Объективный аспект посягательств

Он связан с использованием лицами их должностного положения вопреки служебным интересам. Для привлечения к ответственности должно быть совершено деяние, указанное в диспозиции уголовной нормы и противоречащее полномочиям и задачам, возложенным на субъекта, должны наступить последствия преступления и обнаружиться причинная связь между посягательством и негативным его результатом.

В некоторых уголовных нормах обязательным признаком противоправного поступка является наступление последствий в виде нарушения интересов и прав организаций, граждан и иных лиц. В других статьях составами преступлений предусмотрены нарушения в неявном виде, а последствия отражены в виде предоставления преимуществ, покровительства и пр.

Надо сказать, что гл. 30 УК в целом содержит характеристики преступлений с материальным составом. Тем не менее в каждой конкретной ситуации следует устанавливать конкретные обязанности и права, использованные должностным лицом вопреки служебным интересам, каким актом и в каком порядке субъект был ими наделен.

Субъекты преступлений

Ими могут выступать должностные лица, а в случаях, предусмотренных законом, иные госслужащие или служащие местных структур власти, а также иные граждане, ответственность которых предусмотрена в соответствующем составе наряду с ответственностью служащих.

С субъективной стороны деяние характеризуется умышленной и неосторожной формами вины.

Ответственность служащих по КоАП

Практически 3/4 статей Кодекса об административных правонарушениях закрепляет наказания для должностных лиц. Большая часть норм посвящена предпринимательской, а также административно-хозяйственной деятельности граждан. Среди огромной массы правонарушений отдельно следует выделить посягательства на отношения, связанные с:

  1. Реализацией гражданских прав.
  2. Охраной имущества.
  3. Экологией, природопользованием, защитой окружающей среды.
  4. Сельским хозяйством, ветеринарией.
  5. Связью и информацией.
  6. Строительством, промышленностью, энергетикой.
  7. Налогами и финансами.
  8. Предпринимательством.
  9. Таможенным делом.
  10. Воинским учетом.
  11. Порядком управления.
  12. Деятельностью органов госвласти.

Как видно, административная ответственность распространяется практически на все общественные сферы.

Особенности вменения санкций

Согласно действующему законодательству, назначение наказания юрлицу не освобождает от ответственности должностных лиц. Наиболее распространенными видами наказания выступают административный штраф и запрет вести деятельность в течение определенного периода (дисквалификация).

Заключение

Надо сказать, что одного лишь статуса субъекта недостаточно для признания его должностным лицом. Достаточно часто граждане устраиваются на работу и не могут понять, кем они являются. Для определения своего статуса необходимо проанализировать свои обязанности и права.

К примеру, возьмем кладовщика. Может ли он стать должностным лицом? Вполне. Такой статус он приобретет после подписания договора о материальной ответственности. Этот документ возлагает на него организационно-распорядительные полномочия: он может принимать и выдавать материальные ценности со склада.

Должностное лицо: обязанности, деятельность, полномочия

Человек, согласно состоявшимся выборам или по назначению постоянно или временно осуществляющий деятельность представителя власти в госучреждениях, в организациях, на предприятиях, а также в партиях и на общественных должностях, исполняющий распорядительные, организационные, административные или хозяйственные обязанности, — это должностное лицо. То есть это человек, имеющий специальные полномочия.

На территории РФ

Статьи УК РФ определяют должностное лицо как особу, наделённую функциями представителя власти и осуществляющую их в распорядительных, организационных, хозяйственных или административных областях государственных органов, а также в местном самоуправлении, муниципальных или государственных учреждениях или корпорациях, в Вооружённых Силах РФ и остальных воинских формированиях.

Государственные должности — это только те, которые установлены Конституцией РФ и федеральными законами для несения полномочий гос. органов. Должностное лицо, занимающее государственные должности в субъектах РФ, — это особа, которая занимает установленную конституциями или уставами данных субъектов должность. То есть эти люди непосредственно исполняют все полномочия государственных органов.

Временно исполняющие обязанности

Служащие государственных органов и местного самоуправления из тех, кому не даны полномочия должностных лиц, в данной статье не рассматриваются. Они даже уголовную ответственность несут только в тех случаях, которые специально предусмотрены соответствующими статьями. Однако если человек осуществляет представительские властные функции даже временно или уполномочен на это специально, а значит, наделён распорядительными полномочиями в законном порядке, то он в случае административного правонарушения будет нести и уголовную ответственность.

Читать еще:  Карты лукойл петрокоммерц активация

Сюда же относится и должностное лицо, исполняющее административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции во всех органах и организациях, включая ВС РФ. Даже временно исполняя обязанности, человек наделён властными полномочиями, а потому за свои действия должен нести ответственность.

Ответственность должностных лиц

Руководители, совершающие административные правонарушения при выполнении своих обязанностей, несут в первую очередь административную ответственность. Должностные лица РФ, к которым это относится: члены наблюдательных советов и советов директоров, правлений, дирекций, ревизионных, ликвидационных и счётных комиссий, — юридические лица, а также руководители организаций с полномочиями единоличных исполнительных органов. Это же касается и функционеров из конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, которые созданы муниципальным или государственным заказчиком или уполномоченным органом.

Предприниматели, не образовавшие юридическое лицо, но административное правонарушение совершившие, тоже несут такую же административную ответственность, если иное не установлено Уголовным или Гражданским кодексом РФ. Не должным образом выполненные обязанности должностного лица и результативность исполнительных функций не подпадают под понятие административного правонарушения, если не нанесён ущерб, однако разработаны нормативные и правовые акты относительно оценки эффективности служебной деятельности руководящего звена. Об этом нужно рассказывать более широко, поскольку очень часто пресса упоминает о тех или иных преступлениях, которые совершило то или иное бывшее должностное лицо. Случайные люди нередко попадают в аппарат государственной власти, и, чтобы этого не случалось, необходим реальный механизм оценки деятельности каждого чиновника.

Механизмы оценки результатов

Прежде всего нужен подробный анализ деятельности, чтобы рассмотреть по целевым показателям результативности служебную деятельность должностных лиц. Для этого должны быть определены критерии оценки всех уровней профессиональной подготовки и личностных качеств, которые необходимы для служебной деятельности должностного лица на соответственном уровне управленческой иерархии. А также должны быть урегулированы нормативные правовые акты, где разграничиваются предметы служебной деятельности для каждого из уровней управления.

В анализ входит и типологизация работ, выполняемых в подразделениях, — по содержанию, по их получателям и по основным результатам. И так каждое решение должностного лица по тем функциям, которые были им возложены на подчинённые подразделения. Характер служебной деятельности подразделений должен соответствовать возложенным на них обязанностям. Разработанная система критериев оценки показателей результативности чрезвычайно важна, но проведена только апробация её, подготовлены рекомендации методического характера по внедрению. Возможно, в недалёком будущем действия должностного лица действительно будут контролироваться строже, нежели это происходит теперь.

Государственные органы

Должностные лица обеспечивают обоснованное, целесообразное, справедливое привлечение нарушителей правопорядка к ответственности и назначение административного наказания. Для этого определён круг государственных органов (это и есть должностные лица), которые полномочны вести дела об административных нарушениях. Система этих органов построена по территориальному и отраслевому принципам, и потому для неё характерна неоднородность субъектов.

Например, шестьдесят разнообразных органов надзора и инспекции рассматривают именно административные правонарушения, коих, судя по новому КоАП РФ, более четырёхсот видов. ОВД имеют для рассмотрения дела с пятьюдесятью видами, в которые входят и порядок работы транспорта, и вообще дорожного движения, и охрана общественного порядка. Есть такие органы управления, где многие должностные лица имеют право рассматривать административные правонарушения, а в ОВД — только руководители и заместители руководителей.

Распределение прав

Кроме руководителей и их заместителей в ОВД могут налагать взыскания и вообще рассматривать дела о правонарушениях следующие должностные лица:

  • Начальник (заместитель) отделения (отдела, управления) ГИБДД, командир подразделения ДПС, его заместитель, государственный инспектор ДПС и работники ГИБДД со специальными званиями.
  • Участковые уполномоченные полиции.

Начальник ОВД и его заместитель могут рассматривать следующие дела:

  • мелкое хулиганство;
  • распитие спиртного в общественных местах;
  • появление в пьяном виде;
  • нарушение правил безопасности движения и пользования транспортными средствами;
  • нарушение правил пребывания в пограничной зоне;
  • многие другие.

Административные проступки также единолично рассматривают и разрешают в органах внутренних дел. Власть должностного лица ОВД не беспредельна, но действует достаточно широко во всех сферах общественной жизни.

Уполномоченные органы

Законодательством установлено, что дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в суде. Какое должностное лицо вправе его решать?

  • Мировой судья. Это судьи общей юрисдикции, и им может быть поручено любое не противоречащее закону о мировых судьях дело, однако только в пределах территории своего участка, которая определена местными законодательными органами и где население не превышает тридцати тысяч человек. Иначе говоря, это судья для разрешения чисто житейских вопросов (о расторжении брака, например). Также в первой инстанции мировой судья решает те уголовные дела, где наказание более трёх лет лишения свободы не предусматривается. Гражданские дела рассматриваются по точному перечню.
  • Комиссия по делам несовершеннолетних. Комиссии эти тоже работают по месту жительства, и их компетенция также определена в соответствии с законодательством РФ. Тем не менее ими предупреждается безнадзорность, беспризорность, правонарушения и антиобщественная деятельность несовершеннолетних, выявляются и устраняются причины и условия, которые этому способствуют. Также комиссии обеспечивают защиту прав и интересов несовершеннолетних, проводят социально-педагогическую реабилитацию находящихся в социально неблагополучном положении детей и подростков, особенно связанных с употреблением наркотиков и психотропных веществ. В обязанности таких комиссий также входит исполнение многих других функций: выявлять и пресекать вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные действия, например.
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ.
  • Коллегиальные органы — административные комиссии.
  • ОВД.
  • Налоговые и таможенные органы, военные комиссариаты, пограничные службы, а также многие другие должностные лица.

Система должностных лиц

Должностные лица РФ относятся либо к федеральным, либо к государственным органам. Далее необходимо определить точное место, где госслужащий исполняет служебные обязанности. Это может происходить в четырёх видах органов государственного аппарата:

  • Законодательных (или представительных) органах государственной власти, например, Совете Федерации или Государственной Думе.
  • Судебных органах власти.
  • Прокуратуре.
  • Органах исполнительной власти.

Все гос. служащие имеют квалификационные разряды по результатам аттестации или экзамена. Таким образом, замещаются следующие должности:

  1. Высшие должности — разряд 1, 2, 3-го класса. Действительный государственный советник — руководитель исполнительной власти федеральных органов, руководящий работник в аппарате правительства и так далее.
  2. Главные должности — разряд тот же, но государственного советника. Например, таков референт президента.
  3. Ведущие должности. Разряд советника также по трём классам. С такой квалификацией можно быть специалистом-экспертом.
  4. Старшие должности — советник государственной службы одного из трёх классов.
  5. Младшие должности — референт государственной службы.

Действительным государственным советником и просто государственным советником можно стать только от руки президента РФ, остальные присваиваются соответствующими государственными органами. Разные виды гос. службы имеют очень часто собственные квалификационные разряды, звания и ранги, а также классные чины. Чаще всего этому сопутствует и введение форменной одежды: Вооружённые Силы, дипломатический корпус, прокуратура, налоговая полиция и так далее.

Категории должностных лиц

Есть множество оснований для классификации гос. служащих по юридическому критерию, то есть по характеру и масштабу тех полномочий, которыми они наделены. Любое лицо, которое занимает должность в негосударственной или государственной организации, является должностным — это факт, и все попытки пресечь это естественное понимание понятия должностного лица ограничивает понимание категории «служащий». Но служащий человек и есть то самое лицо, которое занимает должность. Определённые обязанности должностных лиц, их объём, полномочия и права способствуют другой классификации служащих.

Федеральный закон о государственной службе подробно описывает обязанности и права служащих, но ни слова не говорит о характере полномочий, которые вытекают из самого факта замещения этим лицом конкретной государственной должности. А это является главным элементом юридической характеристики, правового статуса, а в должности исполнительной власти — административно-правового тоже. Все знают, что у действительного государственного советника полномочий больше, чем у простого советника РФ, и объём их и значение куда выше. Но в характеристике разрядов это не фиксируется. Значит, чтобы составить полное представление о полномочиях, нужно изучать должностные инструкции, таким образом и выявить различия между должностными лицами и государственными служащими.

Различия

Здесь много вариантов юридических полномочий. Одно должностное лицо, например, имеет только дисциплинарные служебные отношения — как руководитель с подчинёнными. Другое — за пределами чисто аппаратных отношений, поскольку контролирует все нижестоящие подразделы системы — как федеральное министерство или ведомство. Третье должностное лицо адресует полномочия даже тем, кто никак не связан с ним подчинённостью. И наконец, существуют юридические и физические должностные лица без полномочий властного характера, но по роду службы действующие настолько значимо, что приводят ко всевозможным юридическим последствиям.

Различия в правовом статусе помогают определить и виды должностных лиц в этой плоскости.

  1. Государственные служащие, которые непосредственно реализуют внешние полномочия гос. органов. В первую очередь это президент — высшее должностное лицо. Эта категория должностных лиц наделена самыми значимыми полномочиями и юридически властными, с помощью которых они представляют страну во всех видах внешних отношений. Они — представители публичной власти.
  2. Должностные лица с внутрисистемными полномочиями, которые направлены находящимся в служебной зависимости работникам и нижестоящим органам. Это руководители учреждений и предприятий.
  3. Должностные лица с полномочиями, направленными на обеспечение деятельности гос. органов. Их полномочия часто не имеют юридически властного характера, поскольку они связаны с внутриаппаратной работой. Например, служащие департамента правительства не могут сами издать юридический акт, но могут посодействовать тому, что в конечном итоге он будет издан, поскольку любой приказ главы администрации или постановление министра потребует всевозможной юридической подготовки, а именно этим и занимаются такие служащие.
Читать еще:  Россия промилле

Сегодня все высшие должности в разных субъектах РФ именуются тоже разнообразно: глава Республики, президент, председатель правительства, губернатор (края, области, автономии, города федерального значения), глава администрации, мэр. Должность может быть выборной либо её занимают в связи с назначением соответствующими органами. Органами местного самоуправления, обычно выборными, называются учреждения, образованные в соответствии с Федеральным законом, а также законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований.

Кто является должностным лицом: права и обязанности

Один из наиболее спорных вопросов в налоговой практике — кто является должностным лицом. Особенно это касается моментов, связанных с превышением возложенных полномочий и совершенных правонарушений. Чтобы разобраться в сложившейся путанице, далее рассматриваются основной функционал этой категории сотрудников и их правомочия.

Кто является должностным лицом?

Основные тезисы

Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.

Данная административная единица присутствует в следующих организациях:

  • местные выборные органы;
  • воинские образования РФ;
  • муниципальные учреждения;
  • государственные компании;
  • хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.

Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.

Трактовка «должностного лица» настолько объемна, что порой сложно обозначить главные характеристики

Функции должностного лица

Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.

Таблица 1. Основные функции должностного лица

Должностное лицо взаимодействует с широким кругом лиц, многие из которых не находятся в его непосредственном подчинении

Определяющие понятия

Выделяют 3 критерия, которые являются основополагающими при определении юридического статуса должностного лица. Это вверенный функционал, правовые основания и наименование органа, который он представляет.

Характер исполняемых функций

Этот показатель позволяет исключить расширенное понимание субъекта этой категории.

  1. В рамках организационно-рапорядительных функций гражданин руководит учреждением либо отдельным подразделением.
  2. Осуществление деятельности подобного рода предполагает управление людьми.
  3. В рамках административно-хозяйственного аспекта возложенных полномочий управленческий фактор не определяющий. Основная обязанность — принятие решений по предоставлению отпуска, инспектирование и выдача по необходимости материальных ценностей.
  4. Любое совершенное действие обладает юридической силой. Итогом может стать изменение статуса или прекращение прав юридических и физических лиц.

Остальные характерные черты не считаются определяющими.

Помимо законодательных актов иные инструкции также правомерны в регламентации правомочий

Правовое основание

Следующие документы являются нормативной базой для ознакомления со статусом должностных лиц:

  • законодательные акты;
  • выпускаемые на предприятиях инструкции;
  • устав организации;
  • соответствующие приказы.

В перечисленной документации очерчен круг полномочий и зафиксированы права субъекта на своем посту.

Деятельность от имени органов государственной власти в рамках ограниченных полномочий тоже переводят лицо в категорию должностного. Подобные функции выполняются разово или совмещаются перманентно с профилирующим занятием.

Специальными полномочиями гражданина наделяет трудовой коллектив или государственная инстанция после выхода соответствующего решения либо приказа.

Характеристика органов

Кроме военных формирований и организаций местного самоуправления к подобным инстанциям относятся следующие:

  • потребительские добровольные объединения;
  • разнообразные товарищества;
  • зарубежные компании.

Принадлежность к определенной группе организаций или органов считается одной из ведущих характеристик должностного лица.

Наименования юридического статуса недостаточно для определения статуса должностного лица

Примеры должностных лиц

КОАП не содержит исчерпывающей информации о некоторых профессиях. На основании официального наименования должности не всегда удается понять характер обязанностей.

Как правило, в этой роли выступают директор компании, его заместитель и ведущий бухгалтер. Но кладовщик, например, тоже вправе действовать как должностное лицо. Для этого нужно подписать с предприятием соглашение о материальной ответственности. Эта бумага позволяет распоряжаться товарами либо принимать продукцию.

Видео — Понятие и определение должностного лица в законодательстве

Должностное лицо в КОАП

Согласно административному кодексу помимо граждан, возглавляющих посты в государственном секторе, военных образованиях, кооперативах и товариществах, к этой группе относятся ИП. Относительно физлиц, работающих в сфере предпринимательства, возникает много спорных моментов.

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

В последнее десятилетие наблюдается тенденция отхода от уравнивания должностных лиц и ИП. Согласно опыту юридической практики резоннее относить их к юрлицам. Но этот прецедент пока что актуален только в вопросах земельного законодательства. В частности, при нарушении правил использования земельных участков.

Субъект ответственности

Под этим термином подразумевается совершившее злодеяние лицо. Это касается исключительно области вверенных ему полномочий. Кроме руководящего аппарата в этом качестве могут выступать сотрудники, занимающиеся хозяйственной работой.

КоАП освещает формы ответственности для должностных лиц. В основном, гражданин попадает под санкции при отказе от реализации своих обязанностей, либо их некорректного выполнения.

Расшифровка термина должностное лицо в уголовном и административном праве практически идентична

Уголовное право

К группе должностных лиц принадлежат граждане, которые по определенному полномочию занимаются характерным для избранника органа публичной власти функционалом. Наименования инстанций, в которых они осуществляют свою деятельность, идентичны с перечисленными в КОАП. Полное описание полномочий содержится в 30 главе УК РФ.

Категории должностных лиц

Всех госслужащих классифицируют на региональных и федеральных. Первые представлены органами власти субъектов РФ и судьями. Вторые являются членами Парламента, правительственных организаций. Также к этой категории относится Президент.

Существует 4 группы, описанные в УК РФ.

Таблица 2. Категории должностных лиц

Действие упомянутых лиц попадает под ст. 285-287, 293.

Перечень признаков содержится в 1 комментарии к ст. 285.

Примечания к статье 285. Злоупотребление должностными полномочиям

Люди 2 и 3 категории могу выступать субъектами преступлений, перечисленных в ст. 285-287 УК РФ.

Права и обязанности

Доверенные этой категории лиц обязанности предполагают усиленное соблюдение правил поведения. Правонарушения в этой сфере хорошо прослеживаются на примере деятельности ОВД. Эта организация более других занимается пресечением злодеяний. Чаще остальных рассматриваются следующие случаи:

  • несоблюдение норм дорожного движения и предписаний по прохождению границы;
  • нахождение в нетрезвом состоянии или употребление спиртных напитков в публичных местах и заведениях;
  • мелкое хулиганство.

Также действия или отказ от их выполнения граждан на государственных постах, перечащие букве закона, вправе осудить другое должностное лицо.

Мелкое хулиганство и прочие злодеяния рассматриваются УК РФ

Контроль над должностными лицами вправе осуществлять следующие инстанции:

  • военный комиссариат;
  • налоговая;
  • пограничные органы;
  • административные комиссии;
  • организации исполнительной власти.

Помимо перечисленных учреждений подобный функционал выполняют мировые и судьи районных судов.

Каждый суд может рассматривать различные процессы, свойственные только его уровню. Такое явление называется компетенцией суда. В специальной статье расскажем, какие дела рассматривает районный суд.

Одно из полномочий — охрана государственного строя. В пределах вверенных полномочий они вправе привлекать к административной ответственности возмутителей общественного порядка.

Должностное лицо вправе воздерживаться от выполнения своих полномочий либо их реализовывать. Но полностью от них отказаться он не может

Согласно КОАП этой категории граждан разрешено приравнивать публичную и правовую деятельность. В уголовном кодексе подобное совмещение запрещено. Реализация возможна только в рамках публичных полномочий.

Правонарушения должностных лиц

В КОАП 330 статей (¾ от общего количества) описывают возможные правонарушения, совершаемые должностными лицами.

Соответствующие разделы освещают злодеяния в следующих аспектах:

  • прохождение таможни;
  • управленческая сфера;
  • охрана имущества;
  • постановка на воинский учет;
  • посягательство на представителей власти;
  • экология;
  • ветеринария;
  • налоги;
  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • мелиорация;
  • предпринимательская деятельность;
  • связь;
  • энергетика.

Согласно КОАП ответственность должностных лиц за правонарушения предусматривается практически повсеместно. ОВД рассматривает около 50 разновидностей злодеяний, относящихся к охране порядка или к пренебрежением инструкциями дорожного движения.

Правонарушениями представителей исполнительной власти занимаются около 60 контролирующих инстанций.

Наказание за правонарушения

Наказание, которое несет организация, не означает освобождение от ответственности за злодеяние для должностного лица. Часто встречающийся вид взыскательных мер — дисквалификация и наложение штрафа. Первая ситуация подразумевает невозможность занять соответствующий пост на протяжении определенного срока. Временной промежуток устанавливается решением суда.

При изменениях в аппарате власти на уровне страны дисквалификация может сопровождаться люстрацией.

Любая группа должностных лиц, за исключением специальных, обладает общими характеристиками субъекта преступления, включая возраст и вменяемость.

Одной из наказательных мер является лишение должности

Источники:

http://studopedia.ru/4_42921_dolzhnostnie-litsa-i-ih-obyazannosti.html
http://helpiks.org/8-100072.html
http://www.syl.ru/article/379260/ponyatie-i-opredelenie-doljnostnogo-litsa-v-zakonodatelstve-prava-i-obyazannosti-doljnostnogo-litsa
http://businessman.ru/new-dolzhnostnoe-lico-obyazannosti-deyatelnost-polnomochiya.html
http://yr-expert.com/kto-yavlyaetsya-dolzhnostnym-liczom/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector