66 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обусловленные трансферты это

Виды трансфертов

1. Общие трансферты (универсальные, выравнивающие) — это трансферты, которые не носят целевого характера. Общий трансферт предполагает субсидирование региональных бюджетов в части как компенсации недостаточной налоговой базы, так и дополнительных бюджетных затрат, необходимых для производства государственных услуг на уровне требуемого стандарта.

Формула общего трансферта

,

где — величина трансферта для i-го региона;

— численность населения i-го региона;

— стандартный душевой бюджетный доход;

— стандартная величина душевого бюджетного расхода;

— индекс отклонения величины налоговой базы i-го региона от стандартного уровня;

— индекс отклонения расходов в i-м регионе от стандартного уровня.

2. Целевые трансферты — это трансферты, которые предоставляют для решения определенных задач.

Виды целевых трансфертов:

а) проектные гранты, предназначенные для финансирования отдельных инвестиционных проектов (предоставляются, как правило, на конкурсной основе);

б) грант с открытым финансированием — грант, который компенсирует территории определенную часть их расходов по определенной статье (выделяются на законодательной основе);

в) особые трансферты, которые предоставляются для решения особых задач (землетрясения, ураганы, наводнения и различные политические события (забастовки), военные действия).

Особые бюджетные режимы это бюджетные меры по развитию инвестиционной активности в депрессивных регионах.

Виды особых бюджетных режимов:

а) особые бюджетные режимы регионов и субъектов РФ (предполагается расширение бюджетной автономии региональных властей, полномочий по налогообложению и финансированию расходов);

б) особый локальный бюджетный режим (специальный бюджетный режим устанавливается на небольшой территории, где создаются специальные экономические зоны).

К инструментам бюджетного регулирования в РФ относятся:

а) нормативы отчислений от совместных налогов;

б) дотации, субсидии, субвенции:

дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня для покрытия текущих расходов;

субсидии — бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на осуществление определенных целевых расходов; стиционной активности в депрессивных регионах.

в) средства, поступающие по взаимным расчетам из ФБ в бюджет субъекта РФ в связи с принятием решений федеральным правительством и неучтенных в региональных бюджетах.

Для оказания финансовой помощи в составе бюджетов созданы:

(1) в федеральном бюджете —

• Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) ;

• Фонд регионального развития;

• Фонд софинансирования социальных расходов;

• Фонд реформирования региональных финансов;

(2) в региональных бюджетах —

• региональные фонды финансовой поддержки поселений;

• региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

• региональные фонды муниципального развития;

• региональные фонды софинансирования социальных расходов;

• региональные фонды компенсаций;

(3) в бюджетах муниципальных районов — районные фонды финансовой поддержки поселений.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (рис 3)

Рисунок 3 – Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Методика распределения Федерального фонда финансовой поддержки регионовДействует с 1994 г. Фонд образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Методика его распределения неоднократно изменялась. С 1 января 2005 г. действует следующая методика.

1. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ до распределения дотаций из Фонда (БО) определяется по формуле

где ИНП — индекс налогового потенциала РФ;

ИБР — индекс бюджетных расходов субъекта РФ.

Индекс налогового потенциала (ИНП) — относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта Федерации.

Индекс бюджетных расходов (ИБР) — относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов РФ от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.

Общий объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ (ФФПР,) , определяется по формуле

где Т1 и T2; — объемы дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ на первом и втором этапах соответственно.

Уровень, установленный в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 60%.

уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 100%.

В 2000 г. был создан Фонд регионального развития, который предназначался для аккумуляции инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. Средства Фонда выделялись для финансирования федеральных программ развития регионов.

В 2001 г. в федеральном бюджете был создан Фонд компенсаций. Средства этого фонда в виде целевых субвенций направлялись на финансирование федеральных мандатов (решений, принятых федеральными органами власти). Цель его — обеспечение равного доступа всех граждан к социальным гарантиям государства.

Фонд софинансирования социальных расходов был создан в 2002 г. в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с повышением первого разряда единой тарифной сетки работников бюджетных учреждений и предоставления населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фонд реформирования региональных финансов был создан в 2002 г. для финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах. Источником формирования фонда являлись средства займа в ВБРР и средства федерального бюджета.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФв местные бюджеты предоставляются в форме:

• финансовой помощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений, дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

• субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций;

• средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта РФ перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта РФ перед федеральным бюджетом;

• иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

• бюджетных кредитов местным бюджетам.

В целях унификации методологии формирования и распределения средств фондов финансовой помощи местным бюджетам Минфин РФ разработал и утвердил приказом от 27 августа 2004 г. № 243 «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по формированию межбюджетных отношений».

Фонды финансовой поддержки муниципальных образований создаются в целях предоставления муниципальным образованиям финансовых ресурсов для обеспечения полномочий органов местного самоуправления. Эта задача решается путем сокращения отставания уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов с низким уровнем бюджетной обеспеченности собственными доходами от уровня, достаточного для выполнения муниципальных полномочий. То есть финансовая помощь выделяется муниципальным образованиям с недостаточным уровнем бюджетной обеспеченности. Но бюджетная обеспеченность зависит от налогового потенциала муниципального образования. Следовательно, для определения необходимости выделения финансовой помощи конкретному муниципальному образованию в процессе бюджетного планирования надо сделать расчеты его налогового потенциала и бюджетной обеспеченности. Налоговый потенциал — то оценка доходов, которые могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования. Уровень бюджетной обеспеченности показывает, во сколько раз больше или меньше объем доходов бюджета конкретного муниципального образования, приведенный к сопоставимому виду с помощью учета ценовых факторов и численности потребителей бюджетных услуг (населения), среднего по всем муниципальным образованиям данного типа объема доходов на душу населения.

Уровень бюджетной обеспеченно

сти муниципалитетов собственными доходами до распределения

средств фондов финансовой поддержки (БОг) может быть опреде

лен по следующей формуле:

БО = (НП/ (Н • КПР))/(ПД/Н) ,

где НП — налоговый потенциал муниципального образования;

Н — численность населения муниципального образования;

ПД — суммарный по субъекту РФ прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех муниципальных образований одного типа;

Читать еще:  Что значит некорректное поведение

Н — численность населения субъекта РФ.

Если уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования, полученный с помощью данной формулы, больше единицы (например, 1,2), это означает, что оно обеспечено доходами выше, чем все муниципальные образования этого типа (на 20%).

И наоборот, если уровень бюджетной обеспеченности меньше единицы (например, 0,6), значит, это муниципальное образование обеспечено доходами в меньшей степени, чем муниципальные образования этого типа в среднем (на 60% от среднего уровня) .

Полученные уровни расчетной бюджетной обеспеченности служат базой для дальнейших действий по расчету финансовой помощи из фондов финансовой поддержки.

Выравнивание бюджетной обеспеченности может производиться различными методами, в частности методом

• выравнивания до максимально возможного уровня;

1. Пропорциональный метод выравнивания бюджетной обеспеченности заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки пропорционально отставанию уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов от уровня бюджетной обеспеченности, выбранного в качестве критерия выравнивания. То есть в случае принятия решения о том, что право на получение финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности имеют муниципалитеты, уровень бюджетной обеспеченности которых отстает от среднего более чем на 30% (уровень бюджетной обеспеченности которых от 0 до 0,7), критерий выравнивания будет равен 0,7. Муниципальные образования, имеющие уровень бюджетной обеспеченности выше данного критерия выравнивания, не будут получать средства из фондов финансовой поддержки.

2. Метод выравнивания бюджетной обеспеченности до максимально возможного уровня заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки таким образом, чтобы после выравнивания уровень бюджетной обеспеченности наименее экономически развитых муниципалитетов был одинаков.

3. Комбинированные методы предполагают либо использование последовательно метода пропорционального выравнивания и метода выравнивания до максимально возможного уровня, либо использование метода пропорционального подтягивания несколько раз с различными критериями выравнивания бюджетной обеспеченности.

Обусловленные трансферты это

Межбюджетные трансферты — это совокупность отношений, возникающих в процессе перечисления средств из одного бюджета бюджетной системы РФ в другой.

Отношения между разными уровнями государственной власти, равно как и характер межбюджетных отношений, обычно закрепля­ются в Конституции страны.

Межбюджетные трансферты, являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции:

возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги обще­национального назначения, если эти расходы превышают другие по­ступления в эти бюджеты;

способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в том числе решению социаль­ных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;

служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала.

Реализация этих функций на практике сталкивается с рядом объ­ективных и субъективных трудностей. Прежде всего следует отме­тить, что процесс «возмещения расходов на услуги общенациональ­ного назначения» по-разному воспринимается федеральным центром и субъектами Федерации, что зачастую приводит к различного рода торгам между правительствами различных уровней. Поэтому важно установить стабильные формализованные процедуры выделения и получения подобных трансфертов.

В России много вопросов возникает на стадии использования трансфертов. В частности, федеральный центр стремится к установ­лению жесткого контроля за целевым использованием выделенных средств. Такой контроль нередко воспринимается на местах как пре­пятствие на пути эффективного использования этих средств ввиду непонимания либо незнания центром местных приоритетов.

Для федерального центра трансферты — это статьи расходов фе­дерального бюджета. В условиях недостаточности средств в феде­ральном бюджете, в том числе временной, федеральное правительст­во сокращает объемы трансфертов и тем самым переводит проблемы дефицита бюджета с национального уровня на уровень субъектов Федерации.

Система межбюджетных трансфертов в федеративных государствах, как правило, включает обусловленные и безусловные ассигнования.

Обусловленные трансферты предполагают, во-первых, наличие определенных условий их предоставления, а во-вторых, финансовую ответственность и отчетность получателей трансфертов. Эти транс­ферты направлены, как правило, на финансирование проектов дея­тельности, которые соответствуют национальным интересам государ­ства и которые без данных трансфертов не могут быть реализованы за счет средств собственных бюджетов. Примерами обусловленных трансфертов являются средства, выделяемые на дорожное строитель­ство, охрану окружающей среды и т. п. Обусловленные субсидии мо­гут принимать самые разные формы и применяться к различным ви­дам нижестоящих бюджетов.

Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигно­вания бюджетов-получателей и используются последними по собст­венному усмотрению. Эти трансферты, как правило, направлены на выравнивание уровней жизни населения, на выполнение государст­вом обязательств перед своими гражданами, закрепленными в Кон­ституции РФ. В Российской Федерации ввиду большого неравенства между налоговым потенциалом субъектов Федерации и потребно­стью в расходах по обеспечению минимальных социальных стандар­тов объективно существует необходимость в наличии выравниваю­щих трансфертов.

Трансферты в настоящее время являются важнейшей составляю­щей поддержки регионов Российской Федерации из федерального бюджета.

Потребность в трансфертах в условиях России связана с необхо­димостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая сущест­венную дифференциацию в уровнях социально-экономического раз­вития регионов и соответственно значительными различиями в уров­нях бюджетного потенциала регионов.

Существующий механизм бюджетного выравнивания в Российской Федерации сложен, нестабилен и непрозрачен. Он не обеспечивает своей главной цели — выравнивания бюджетных фондов регионов. Многие проблемы в системе межбюджетных отношений остались нерешенными. Прежде всего сле­дует указать на то, что разделение доходов и межбюджетные транс­ферты используются как расчетные инструменты для сведения балан­са субнациональных бюджетов.

В процессе перехода к новой системе межбюджетных отношений для того, чтобы разделение ответственности за осуществление расхо­дов было эффективным, необходимо учитывать ряд принципов.

Во-первых, государственные услуги, положительный эффект которых проявляется в местном масштабе, должны обеспечиваться местными властями.

Во-вторых, услуги, оказываемые на благо нескольких тер­риториальных образований, должны предоставляться на уровне об­ласти (субъекта Федерации).

В-третьих, услуги, положительный эф­фект которых проявляется в масштабах всей страны, должны пре­доставляться федеральными властями.

Именно эти принципы необходимо иметь в виду при рассмотре­нии вопросов оказания централизованной помощи отдельным регио­нам (субъектам Федерации). Соответствующий анализ позволяет также определять наиболее целесообразную форму помощи (дотации, субсидии, субвенции).

Важным компонентом межбюджетных трансфертов является ФФПР. Финансовая помощь из ФФПР должна осуществляться на основе норматива финансовых затрат на предоставление государст­венных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы по вопросам местного значения.

В соответствии с Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации общий объем средств ФФПР определяется по утвержденному федеральным законодатель­ством нормативу от налоговых поступлении в федеральный бюджет (за исключением таможенных пошлин) на срок не менее трех лет.

Важно, чтобы принцип стабильности выдерживался и при рас­пределении средств ФФПР между регионами. Речь не идет о том, чтобы на несколько лет устанавливались стабильные размеры транс­фертов. Необходимо, чтобы регионы на ряд лет (как минимум, три года) имели единые и стабильные «правила игры», по которым рас­пределяются средства ФФПР.

Право на получение трансфертов из ФФПР предоставлено тем субъектам РФ, среднедушевые налоговые доходы которых не достига­ют установленного минимального уровня. Соответственно расчетные трансферты должны обеспечивать для всех дотационных регионов одинаковое значение скорректированных душевых налоговых доходов.

Такой подход вряд ли можно признать безупречным, так как кор­ректировка душевых налоговых доходов во многом субъективна. Представляется, что функция трансфертов ФФПР должна заключать­ся в уменьшении дифференциации регионов по уровню бюджетных доходов на душу населения, а не в ее устранении, тем более что уст­ранить ее реально не представляется возможным. Создание стимулов для ускоренного развития низкодоходных регионов в настоящее вре­мя для российских условий является более приоритетной целью сис­темы трансфертов, чем механическое уравнивание бюджетных доходов регионов.

В настоящее время федеральное правительство частично возмещает субъектам Феде­рации расходы, понесенные в связи с выполнением обязательств по федеральным расходам, через взаимные расчеты. К этим платежам от­носятся специальные субсидии городам с преимущественно военной промышленностью, а также финансирование расходов по содержанию переданного в муниципальную собственность Жилого фонда и объектов социально-культурного назначения субъектов РФ.

Читать еще:  Увольнение в счет отпуска без отработки

Рассматривая проблемы распределения межбюджетных трансфер­тов , следует не забывать о том, что объективно не существует иде­альной модели распределения централизованных бюджетных средств. «Правильного» (справедливого) дележа не бывает в принципе. Все­гда имеет место ущемление интересов тех или иных субъектов рас­пределительных отношений.

Поэтому представляется, что одной из главных целей межбюджетных трансфертов является сокращение за­висимости субъектов Федерации от финансовой помощи федераль­ного центра, обеспечение сбалансированности бюджетов и наращива­ние бюджетного потенциала регионов. Для этого необходимо:

  • формирование унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективизма и индивидуальных со­гласований;
  • четкое законодательное закрепление бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней в решении проблем соци­ально-экономической жизни регионов;
  • отказ от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления источ­ников их финансирования;
  • расширение налоговых полномочий субъектов Российской Фе­дерации в рамках единого налогового пространства;
  • обеспечение поступления налоговых платежей дочерних компа­ний, филиалов и подразделений предприятий в соответствующие территориальные бюджеты по месту их нахождения;
  • внедрение принципа обусловленности предоставления финансо­вой помощи субъектам Российской Федерации;
  • усиление контроля за целевым характером использования фи­нансовой помощи с учетом обоснованности бюджетных расходов до­тационных регионов;
  • формирование правовых гарантий для безусловного выполнения финансовых обязательств участниками межбюджетных отношений;
  • обеспечение единства экономического пространства, гарантий для свободного перемещения товаров, капиталов, населения между регионами.

Что такое трансферты. Межбюджетные трансферты и их виды

Что такое трансферты? Это понятие имеет сразу несколько определений. Так, этим термином называется перемещение валюты или драгоценных металлов из одной страны в другую, делегирование права владеть такими ценными бумагами, как акции, векселя, чеки и облигации. Кроме того, под ним понимают основанное на международных договорах перемещение населения из одного государства в другое, а также автоматическое изменение гражданства. В данном материале будет рассмотрено, что такое трансферты с точки зрения бюджетной сферы.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации настоящий термин стал использоваться в 1994 году. Под бюджетным трансфертом изначально понималась переадресация денежных средств из фонда финансовой поддержки регионов в нижестоящие территориальные бюджеты. Затем это слово приобрело более широкий смысл. На данный момент им называют практически любые перемещения денежных средств на федеральном уровне.

Что такое трансферты в государственном масштабе? Это такие платежи, которые осуществляются из федерального бюджета без обмена на товары или услуги. Можно привести несколько наглядных примеров. Например, государство переводит средства домохозяйствам и различным организациям. «Домашние группы» получают социальные выплаты: пособие по безработице, пособие по бедности или нетрудоспособности, пенсии и стипендии. Государственные трансферты компаниям представляют собой субсидии.

Межбюджетные трансферты

Следует подчеркнуть, что в большинстве стран мира различные регионы развиваются неравномерно. Это обусловлено географическими и климатическими особенностями, экономической конъюнктурой, распределением рабочей силы и прочими объективными факторами. Современные государства отличает управленческая вертикаль, состоящая из нескольких уровней. Как правило, полнота исполнительной власти сосредоточена в центральном аппарате. Это может быть Кабинет Министров или Правительство.

Но, помимо этого, существуют и органы местного самоуправления. В государствах, функционирующих по принципу федераций, также присутствует еще один промежуточный орган администрирования. Он выполняет свои функции в пределах провинции, области, штата, кантона, земли или другого субъекта. С целью создания более-менее похожих условий для прогресса разных регионов в пределах одного государства и используются межбюджетные трансферты.

Данный способ передачи финансовых ресурсов дает возможность эффективно компенсировать непропорциональное развитие отдельных территорий страны. Далее будут рассмотрены основные функции и виды трансфертов этой категории. Следует отметить, что такого рода перераспределение средств является только одним из используемых инструментов создания равновесия в развитии регионов.

Функции

Разнообразные виды межбюджетных трансфертов используются для достижения нескольких ключевых целей. Первая из них заключается в ликвидации возникающих горизонтальных диспропорций в экономическом развитии регионов. Направление в местные бюджеты дополнительных финансовых средств дает возможность предупредить или устранить уже возникшее социальное напряжение, которое может быть вызвано экономическими трудностями.

Другой целью межбюджетных трансфертов является компенсация местным бюджетам затрат, направленных на реализацию общегосударственных проектов. Это дает возможность предотвратить увеличение диспропорций в процессе выполнения регионами задач, имеющих для страны глобальное значение. Кроме того, необходимо отметить, что межбюджетные трансферты нередко используются для нивелирования последствий использования несовершенной системы налогообложения.

Виды бюджетного перераспределения

Способы передачи финансовых ресурсов регионам Российской Федерации прописаны в шестнадцатой главе Бюджетного кодекса. Там же перечислены основные формы трансфертов, а также дается их описание. Прежде всего, из их числа выделяют дотации, субсидии и субвенции. Дотации используются для более равномерного снабжения финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации.

Субсидии адресуются непосредственно в региональные бюджеты и представляют собой компенсацию за расходы, понесенные в ходе реализации общегосударственных проектов. Субвенции, как и субсидии, имеют целевое назначение. Они также представляют собой компенсацию затрат местных бюджетов, но только в большем объеме. Что такое трансферты, кроме перечисленных трех основных форм?

Иные виды бюджетного перераспределения

Законодательство Российской Федерации обособляет часть денежных средств в еще одну группу. Ее называют иными межбюджетными трансфертами. Что это такое? Данная категория появилась в последней редакции Бюджетного кодекса, а ранее законы РФ не предусматривали существования подобной группы. Иные межбюджетные трансферты, как и дотации, субсидии и субвенции, осуществляются на безвозмездной основе. Они не требуют от субъектов федерации возврата денежных средств в будущем. К данной категории, например, относят финансирование закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Трансферт

Трансферт простыми словами

Сущность и виды трансферта

Трансферт — различные платежи, услуги или товары, перераспределяемые на федеральном уровне на безвозмездной основе:

  • перемещение средств между счетами субъекта в результате сделки;
  • передача права собственности на ценные бумаги;
  • перераспределение акций общества между учредителями;
  • перемещение денежных средств из фонда поддержки регионов в бюджеты нижнего территориального уровня.

Трансферт включает в себя различные инструменты: дотации, субвенции и другие пособия.

Трансферт различается по видам:

  • текущий трансферт — отчисления подоходного налога, социальное страхование, пособия, добровольные взносы, подарки, штрафы;
  • капитальный вид — передача права собственности активов на безвозмездной основе.

Бюджетный трансферт

Официальный трансферт в госбюджете — безвозмездное необязательное поступление в виде дотации, субвенции, дарения, полученного от национального или иностранного учреждения государственного управления.

Действие трансферта зависит от его типа. Региональные или местные власти получают нецелевой трансферт для использования средств по своему усмотрению на цели. Процент федерального налога в бюджет субъектов страны или финансирование общественных благ — нецелевой трансферт.

Целевой трансферт — перемещение средств на определенные правительственные задачи. Программа — хороший метод передачи ресурсов для функций, важных с точки зрения Правительства.

Цели трансферта

Трансферт предоставляется для выполнения задач:

  • обеспечение вертикального баланса бюджета;
  • горизонтальное выравнивание дохода;
  • выравнивание доходов населения услугами, финансируемыми из казны;
  • стимуляция местных органов власти к политике, отвечающей интересам региона.

Трансферт из бюджетов всех уровней

Из федеральной казны страны трансферт предоставляется как помощь субъектам РФ, субсидирование программ правительства, бюджетные ссуды регионам и другие безвозмездные перечисления.

Трансферы предоставляются на условиях:

  • соблюдение субъектами бюджетной и налоговой базы;
  • отсутствие долга перед федеральной казной;
  • запрет на предоставление госкредита из казны юридическим лицам.

Если в течение двух последних лет доля дотации превысила 50%, то средства предоставляются после подписания договора с Минфином страны о мерах по увеличению эффективности расхода бюджетных денег.

Трансферы предоставляются из бюджета субъекта:

  • субвенция местной казне из регионального фонда;
  • субсидии для долевого финансирования правительственных программ и приоритетных расходов на социальные нужды;
  • государственные кредиты из казны на год.

Местные бюджеты также предоставляют трансферт — дотации, обеспечивающие финансовую поддержку населению, и субсидии, направленные на решение муниципальных задач.

Читать еще:  Какие документы надо иметь при себе водителю

Любой вид трансферта — правительственный инструмент органов власти, помогающий регулировать финансы отдельных субъектов страны.

Бюджетная система РФ. Ответы на экзаменационные билеты (12 стр.)

28. Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты , являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции :

1) возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты;

2) способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в т. ч. решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;

3) служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности и наращиванию налогового потенциала.

Для федерального центра трансферты – это статьи расходов федерального бюджета в условиях недостаточности средств в федеральном бюджете, в т. ч. временной: федеральное правительство сокращает объемы трансфертов и тем самым переводит проблемы дефицита бюджета с национального уровня на уровень субъектов Российской Федерации.

Система межбюджетных трансфертов в федеративных государствах включает обусловленные и безусловные ассигнования.

Обусловленные трансферты предполагают наличие определенных условий их предоставления, финансовую ответственность и отчетность получателей трансфертов. Эти трансферты направлены на финансирование проектов деятельности, которые соответствуют национальным интересам государства и которые без данных трансфертов не могут быть реализованы за счет средств в собственных бюджетах.

Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигнования бюджета получателей и используются последними по собственному усмотрению. Эти трансферты направлены на выравнивание уровней жизни населения, на выполнение государством обязательств перед своими гражданами, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Потребность в трансфертах в условиях России связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая существующую дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и соответственно значительные различия в уровнях бюджетного потенциала регионов.

В процессе перехода к новой системе межбюджетных отношений, для того чтобы разделение ответственности за осуществление расходов было эффективным, необходимо учитывать ряд принципов :

1) государственные услуги, положительный эффект которых проявляется в местном масштабе, должны обеспечиваться местными властями;

2) услуги, оказываемые на благо нескольких территориальных образований, должны предоставляться на уровне области;

3) услуги, положительный эффект которых проявляется в масштабах всей страны, должны представляться федеральными властями.

Субвенция – фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджета. Субвенция имеет две особенности:

1) она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу;

2) ее используют для выполнения конкретных целей.

Дотация – единовременная выплата без целевого назначения, выдается в случаях, когда закрепленных и регулируемых доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджетам другого уровня физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возрастной и возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Важным компонентом межбюджетных трансфертов является Федеральный фонд поддержки регионов. Финансовая помощь из него осуществляется на основе норматива финансовых средств на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы по вопросам местного значения.

29. Пути и перспективы совершенствования межбюджетных отношений

Бюджетный федерализм может быть эффективным средством разрешения финансово-экономических противоречий в Российской Федерации, фактором обеспечения единства экономического пространства, роста экономического потенциала страны и укрепления нашей страны. Для достижения этой цели отношения бюджетного федерализма должны совершенствоваться и развиваться в соответствии с объективными интересами РФ.

Для совершенствования межбюджетных отношений можно применить:

1) становление бюджетной системы с сильным федеральным бюджетом;

2) децентрализацию бюджетных взаимосвязей и сжатие федерального бюджета до минимально необходимых расходов на содержание федерального центра.

Интересы государства требуют проведения линии на формирование федеративной бюджетной системы с сильным федеральным бюджетом. Наряду с укреплением и развитием доходной базы субъектов Федерации и местных бюджетов и решением ими проблем бюджетной самодостаточности в России есть потребность в сильном федеральном бюджете, в централизации существенной доли ВВП. Федеральный бюджет должен быть одним из главных рычагов в системе государственного регулирования рыночных процессов, проведения региональной политики. Он должен обеспечивать стратегию экономического развития, выравнивание финансовой обеспеченности регионов, сохранение единого социального пространства.

Сильный федеральный бюджет должен подкрепляться бюджетной политикой . Принципами такой политики являются:

1) активная роль бюджетной системы в создании условий экономического роста и формировании источников накопления;

2) использование бюджета как фактора стимулирования и поддержки отечественного капитала;

3) создание условий для реализации общенациональной политики социальной безопасности;

4) обеспечение посредством бюджетной системы и бюджетной политики финансовой и общегосуарственной безопасности государства.

Повышение роли федерального бюджета должно проявиться в:

1) усилении его координирующей и стабилизирующей функций;

2) формировании нового механизма взаимодействия с бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами в условиях их самостоятельности и взаимозависимости;

3) создании условий эффективного функционирования государственной власти.

Укрепление федерального бюджета должно проявиться в развитии функций консолидированного бюджета Российской Федерации и, соответственно, консолидированных бюджетов республик краев, областей.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это расчетный годовой объем доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов, используемых в целях анализа состояния и прогноза развития бюджетной системы Российской Федерации, денежно-кредитной системы и экономики Российской Федерации.

Стабилизации федерального бюджета будут способствовать следующие условия:

1) завершение процесса разграничения полномочий и предметов ведения между уровнями государственной власти;

2) разграничение расходов между бюджетами и завершение передачи субъектам Федерации федеральных объектов финансирования;

3) увеличение перераспределения через федеральный бюджет финансовых ресурсов в целях выравнивания бюджетной обеспеченности депрессивных регионов;

4) восстановление инвестиционной функции федерального бюджета;

5) обеспечение социальной ориентации региональной экономики, в т. ч. реализация общероссийских программ борьбы с бедностью, безработицей, защиты семьи, материнства, детства, окружающей среды.

Договорные отношения могут способствовать разрешению противоречий между бюджетами разных уровней и усиливать их в зависимости от конкретного содержания.

30. Понятие и виды доходов бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

4) доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

5) иные неналоговые доходы.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся:

1) налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

2) неналоговые доходы;

3) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Нормативы отчислений определяются Бюджетным кодексом РФ или законом о бюджете уровня бюджетной системы.

Источники:

http://studopedia.ru/6_157782_vidi-transfertov.html
http://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/ponyatie-funktsii-vidi-i-printsipi-mezhbiudzhetnich-transfertov-1453
http://businessman.ru/chto-takoe-transfertyi-mejbyudjetnyie-transfertyi-i-ih-vidyi.html
http://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/transfert.html
http://dom-knig.com/read_165721-12

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: