19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нвос это

НВОС, которого нет: за что платить, если объекту не присвоена категория?

С 01.01.2019 в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), IIV категорий применяется дифференцированный подход к нормированию и оформлению разрешительной документации. Вместе с тем законодателем не решен вопрос о постановке на учет объектов, при эксплуатации которых происходит исключительно образование отходов (объекты так называемой V категории). Рассмотрим указанную проблему в контексте взимания платы за НВОС и ведения производственного экологического контроля (далее — ПЭК).

Термину «объект» в российском законодательстве в зависимости от рассматриваемой отрасли или подотрасли права может присваиваться множество определений.

Например, в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) содержится понятие «объект капитального строительства» — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону.

В отрасли экологического права используется понятие «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду».

Словарь

Объект, оказывающий НВОС, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков[1].

Использование в данном понятии термина «другой объект» позволяет не привязывать указанное определение исключительно к объектам капитального строительства в соответствии с ГрК РФ. Фактически единственным отличительным признаком объекта НВОС от иных видов объектов является наличие негативного воздействия.

Отметим, что ранее действовавшие редакции Федерального закона № 7-ФЗ (п. 2 ст. 16) указывали на конкретные виды НВОС:

• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

• загрязнение недр, почв;

• размещение отходов производства и потребления;

• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

В действующей редакции ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ указаны исключительно виды НВОС, за которые взимается плата:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

При этом ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ содержит определение понятия «негативное воздействие на окружающую среду», на основании чего можно сделать вывод, что НВОС формально не ограничивается видами, указанными в ст. 16 данного Федерального закона.

При постановке объекта НВОС на государственный учет в форме соответствующей заявки указываются исключительно:

• сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;

• сведения о выпусках и сбросах сточных вод;

• сведения о размещении отходов производства и потребления.

Следовательно, законодателем в качестве объекта НВОС понимается сооружение или территория, частью которых являются стационарные источники выбросов, сбросов или же объект размещения отходов. На практике использование данного определения для идентификации объекта НВОС осложнено рядом правовых пробелов.

Дифференцированный подход

Напомним, что 01.01.2019 вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие дифференцированный подход к нормированию и оформлению соответствующей разрешительной документации для объектов различных категорий:

• для объектов I категории предусмотрена необходимость оформления комплексного экологического разрешения;

• для объектов II категории — представление декларации о воздействии на окружающую среду;

• для объектов III категории — направление по итогам отчетного периода отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Объекты IV категории освобождены от необходимости оформления разрешительной документации и представления специальной отчетности.

Анализ изменений, вносимых в природоохранные акты, показывает, что основным элементом при регулировании общественных отношений, связанных с охраной окружающей среды, должен стать объект НВОС.

Указанную позицию подтверждает тот факт, что:

• ПЭК, разработка программы ПЭК и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК;

• заполнение декларации о плате за НВОС;

• составление формы № 2-ТП (воздух);

• документирование результатов инструментального определения показателей выбросов в отчете о результатах инвентаризации выбросов[2],

осуществляются в отношении объектов НВОС.

Таким образом, согласно логике законодателя всем объектам, при эксплуатации которых осуществляются выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, должна быть присвоена одна из четырех категорий.

Однако практика правоприменения выявила проблему, с которой природопользователи сталкивались на протяжении многих лет при внесении платы за НВОС: кто должен нести ответственность за НВОС при размещении отходов?

Ранее эта проблема возникала в основном в контексте определения лица, ответственного за внесение платы за размещение отходов, в настоящее время данная проблема связана с постановкой на учет объектов «V категории».

К сведению

Под объектами «V категории» понимаются те объекты, в отношении которых был получен отказ в постановке на государственный учет в силу отсутствия видов НВОС, перечисленных в ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, но в процессе эксплуатации которых образуются отходы.

[1] Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2018; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

[2] Обратите внимание: 26.04.2019 вступил в силу новый порядок инвентаризации выбросов.

О том, чем «новая» инвентаризация будет отличаться от «старой» и как заполнить таблицы отчета о результатах инвентаризации выбросов, см.: Ламихова М. Пример заполнения отчета о результатах инвентаризации выбросов // Справочник эколога. 2019. № 2. С. 42–55 (прим редакции).

Н.С. Зиновкин, ведущий юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2019.

Постановка на учет объектов НВОС. Как определить категорию НВОС?

Каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, обязан заполнять заявку о постановке на учет.

Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории. То, какая именно категория будет присвоена тому или иному объекту НВОС зависит от его уровня негативного воздействия.

1. Общая информация

Объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

Читать еще:  Что такое координатор отдела продаж

Всего существует четыре категории объектов НВОС:

  • I категория – объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • II категория – объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • III категория – объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • IV категория – объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Кстати!

Бывают случаи, когда объект соответствует критериям, согласно которым его можно отнести сразу к нескольким категориям. Решается этот вопрос следующим образом: объекту НВОС присваивается та категория, которая соответствует категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.

Отчетность для категорий НВОС:

На основании изменений начиная с 1 января 2019 года, объектам негативного воздействия на окружающую среду необходимо предоставлять следующую документацию:

  • I категория – Комплексное экологическое разрешение (КЭР);
  • II категория – Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
  • III категория предоставляет отчет о выбросах вредных веществ;
  • IV категории НВОС достаточно провести инвентаризацию объекта.

Какими бывают источники негативного воздействия:

Под негативным воздействием понимают результат деятельности производств и предприятий, которая приводит к негативным изменениям качества окружающей среды (выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение опасных отходов).

Один объект может иметь несколько источников НВОС. В качестве примера можно привести такие источники как:

  • Сварочное оборудование;
  • Газовые-котельные;
  • Водоотчисное оборудование;
  • Дизельные генераторы;
  • Технологическое оборудование;
  • Насосное оборудование.

2. Проведение инвентаризации источников НВОС (выбросы, сбросы, отходы)

Для того, чтобы получить информацию об источниках выбросов, сбросов и отходов необходимо провести инвентаризацию и составить отчет по ее итогам. То, какой именно вид инвентаризации необходимо провести объекту НВОС, зависит от хозяйственной деятельности объекта.

Инвентаризация выбросов – процесс сбора и дальнейшего упорядочивания всех полученных сведений об источниках выбросов на предприятии, о классе опасности данных источников и других параметров, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу.

26.04.2019 г. в силу вступил новый Порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Со всеми особенностями данного Порядка можно ознакомиться в Приказе Минприроды России №352 от 07.08.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Инвентаризация отходов – учет количества отходов, которые образуются в результате деятельности предприятия и их расчет.

Необходимость проведения инвентаризации объектов размещения отходов подтверждается Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления». В п.2 ст. 11 сказано, что необходимо проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Инвентаризация сбросов – сбор и учет данных о загрязняющих веществах, попадающих в водные объекты в результате деятельности предприятия.

В Постановлении Правительства РФ от 13.07.2019 N 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» подробно описываются Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Кроме того, в документе прописано кому и зачем необходимо проводить инвентаризацию сбросов.

В данном материале мы делаем акцент на том, что проведение инвентаризации необходимо каждому объекту негативного воздействия на окружающую среду для постановки на учет и закреплению за ним той или иной категории НВОС.

3. Заполнение заявки на постановку объекта НВОС на учет

Абсолютно все объекты НВОС должны быть поставлены на учет (это подтверждается Федеральным законом N 7). Давайте пошагово разберем процесс постановки объекта негативного воздействия на учет.

Форма Заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Заявка о постановке на учет объекта НВОС заполняется через модуль природопользователя. Программу можно скачать на сайте Росприроднадзора.

В первую очередь, для постановки объекта НВОС на учет необходима следующая информация:

– Сведения об объекте (карточка предприятия)

Содержит в себе реквизиты предприятия, информацию о руководителе предприятия, вид деятельности, объем производимых товаров.

– Сведения о воздействии объекта на окружающую среду

Указывается информация об источниках выбросов, сбросов и размещения отходов на объекте НВОС.

  • Для источников выбросов указываются их объем и масса;
  • Для источников сбросов указываются объемы сброса в расчете за год;
  • Что касается инвентаризации отходов: указываются типы отходов, их масса, координаты места их территориального размещения и номер объекта размещения отходов в гос. реестре (при наличии).

– Сведения о разрешительных документах в области охраны окружающей среды

Далее необходимо указать реквизиты документов, которые позволяют объекту оказывать воздействие на окружающую среду.

– Сведения о принимаемых мерах по обеспечению охраны окружающей среды

В данном пункте директор предприятия подтверждает, что на его объекте выполняется программа производственного экологического контроля (ПЭК) и указывает дату ее утверждения.

Если это необходимо – можно указать сведения о мероприятиях по снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (какие именно мероприятия проводятся и согласование их проведения в региональных органах контроля).

Также можно указать сведения о технических средствах по обезвреживанию вредных химических веществ, эффективность. Сюда вводятся наименование и тех. характеристики.

Сведения о технических средствах по очистке сбросов загрязняющих веществ: наименование, характеристики, эффективность.

Сведения о технологиях безопасного размещения отходов 1-5 классов опасности (в случае, если они имеются). Проведение мониторинга состояния окружающей среды в местах размещения отходов необходимо описать.

Куда направляется заявка о постановке на учет объекта НВОС

После того, как Вы заполнили заявку о постановке на учет объекта НВОС, ее необходимо направить в надзорный орган. Заполненная заявка направляется в электронном виде в надзорные органы согласно территориальной принадлежности объекта. Например, по Санкт-Петербургу заявка направляется в Комитет по природопользованию охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Заявка подписывается руководителем юридического лица двумя способами:

• Если электронно-цифровой подписью, то заявка отправляется только в электронном виде в надзорные органы;
• Если электронно-цифровой подписи нет – заявка отправляется и в электронном, и в бумажном виде.

Срок рассмотрения заявки в среднем составляет 10 дней.

4. Результат постановки объекта НВОС на учет

После рассмотрения заявки надзорный орган отправляет свидетельство о постановке на учет в электронном виде. В свидетельстве объекту негативного воздействия на окружающую среду присваивается категория и указывается код.

Читать еще:  Как открыть магазин брендовой одежды

5. Штрафы для объектов НВОС

Для объектов, которые не выполнили требования о постановке на учет, предусмотрены штрафные санкции. Статья 8.46 «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений» КоАП РФ предусматривает следующие штрафы:

• на должностных лиц в размере 5000-20000 рублей;
• на юридических лиц — от 30000-100000 рублей.

* Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), несет административную ответственность как юридическое лицо!

У Вас остались вопросы? Задайте их нашим специалистам прямо сейчас!

Негативное воздействие на окружающую среду

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое «Негативное воздействие на окружающую среду» в других словарях:

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;. Источник: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 ФЗ (ред. от 25.06.2012) Об охране окружающей среды … Официальная терминология

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды(ст.1.Закона) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

негативное воздействие на окружающую среду — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. [Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ. «Об охране окружающей среды»] [Защита атмосферного воздуха… … Справочник технического переводчика

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды … Юридическая энциклопедия

негативное воздействие на окружающую среду — 3.19 негативное воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности. 3.20 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

РД 19-02-2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух — Терминология РД 19 02 2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух: Администраторы платы: федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), за которым … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — (далее плата) индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на … Официальная терминология

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата) — индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду — Администрирование платы осуществление в установленном порядке контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислений, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в … Официальная терминология

Категории объектов НВОС

В 2014 году в ФЗ № 7 были внесены изменения, которые сильно отразились на системе нормирования негативного воздействия на окружающую среду.

Эти изменения регламентируются Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ). Основные изменения это введение категоризации всех предприятий в зависимости от степени из негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом все предприятия (объекты НВОС) разделяются на 4 категории:

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории);
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).

О категориях по-порядку!

Процедура определения категории предприятия называется постановка объекта на государственный учёт. Конечно определение категории происходит не просто так, а на основании критериев, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В 2015 году вышло постановление Правительства РФ № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

I КАТЕГОРИЯ

К объектам I категории относятся предприятия, которые характеризуются наибольшим вкладом в загрязнение окружающей среды или осуществляют выбросы, сбросы, содержащие наиболее опасные для здоровья населения и состояния окружающей среды. Кроме того, к данной категории относятся предприятия, относящиеся к областям применения НДТ (наилучших доступных технологий).

В Постановлении № 1029 приводится перечень объектов разных категорий, вот примеры объектов, относящихся к I категории: производство кокса; добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов, добыча металлов, обработка цветных и черных металлов, предприятия по обеспечению энергией с использованием оборудования мощностью 250 МВт и более и так далее.

Немного из практики При постановке на госучет, обращают большое внимание на ОКВЭД. Был случай что предприятие — оказывает умеренное воздействие, но в ОКВЭД прописано: химическое производство. По факту никакого производства на предприятии нет, они только использовали готовые продукты, которые им приводили со стороны как раз химические производства, но по закону, к большому сожалению, Росприроднадзор отнес данное предприятие к 1 категории.

Как очевидно, к предприятиям оказывающим наибольший вклад в загрязнение окружающей среды, имеется особый контроль, а также определенные требования.

Например с 2019 года необходимо разрабатывать КЭР (комплексное экологическое разрешение), которое объединяет всю информацию о негативном воздействии. Но об этом в следующих статьях.

Кроме того, стационарные источники выброса, находящиеся на таких предприятиях, необходимо будет оснастить автоматическими системами измерения выбросов. А это ой как дорого!

II КАТЕГОРИЯ

К объектам II категории относятся объекты, оказывающие умеренное НВОС. Это тоже могут быть объекты, относящиеся к областям применения НДТ, кроме тах, которые относят к I категории.

Примеры объектов II категории: аэродромы, морские порты, трубопроводы (газовые и нефтяные), объекты по разведению крупного рогатого скота, объекты хранения отходов и многие другие.

Для II категории объектов, тоже не все просто. В соответствии с законом № 219-ФЗ, таким предприятиям необходимо разработать декларацию о воздействии на окружающую среду, или если есть НДТ, то данная категория вправе разработать КЭР.

III КАТЕГОРИЯ

К объектам III категории относятся объекты, оказывающие незначительное НВОС. В соответствии с Постановлением № 1029 в этот перечень входят объекты, которые не относятся к I, II и IV категориям, т.е. в данную категорию попадают в том числе перечисленные выше объекты, если их производственные мощности ниже тех, что указаны для объектов I и II категорий.

Читать еще:  Арбитражный управляющий как стать

Например к III категории относятся предприятия на территории которых не только офисы, но и собственная котельная, не такая мощная чтобы относится к I или II категории.

Предприятия данной категории с 2019 года должны предоставлять в органы исполнительной власти отчетность о выбросах в атмосферный воздух, а также отчетность об образовании отходов производства и потребления.

IV КАТЕГОРИЯ

К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное НВОС. Предприятиями IV категории являются учреждения образования, офисные предприятия и т. п., у которых соблюдаются следующие основные пункты критериев:

*масса выбросов загрязняющих веществ не превышает 10 тонн в год, а в самом составе выбросов отсутствуют вещества 1 и 2 класса опасности;

*сбросы в окружающую среду отсутствуют, есть сброс только в централизованные системы водоотведения и т.д.

Разделение предприятий на категории в основном направлено на повышение уровня контроля за опасными объектами, экономию затрат предприятий на экологию, а также снижение нагрузки на органы исполнительной власти.

Не скажу, что критерии очень точные. Есть много случаев, когда невозможно подобрать к какой категории относится предприятие. Поэтому скорее всего скоро выйдет Постановление с критериями для определения категорийности, доработанное, исправленное. Будем ждать!

Энциклопедия решений. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Плата за НВОС взимается (ст. 16 Закона N 7-ФЗ):

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

— хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, кроме осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории (абз. 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I, II, III и IV категориям, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029. Лица, у которых не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие, не должны подавать и соответствующую декларацию.

Само по себе образование отходов в соответствии с Критериями не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС. В случае если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п. 5 письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354).

Внимание

Офисные помещения относятся к IV категории объектов HBOC при соответствии пп. «б» п. 6 ч. IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух) (письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054). Соответственно, в большинстве случаев в отношении офисов вносить плату за НВОС не требуется.

Лицами, обязанными вносить плату за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО, ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. То есть платит за НВОС при размещении отходов тот, кто эти отходы произвел, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы (абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-06-01-36/5099).

Правила исчисления и взимания платы за НВОС утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255. Плата исчисляется лицами, обязанными ее вносить, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913) с применением коэффициентов (ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ).

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года), вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV кв.) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 суммы, уплаченной за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Декларация о плате за НВОС представляется не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, в органы Росприроднадзора по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Форма и порядок заполнения декларации утверждены приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3.

Суммы платы за НВОС учитываются в составе материальных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом материальные расходы в виде платы за НВОС (квартальных авансовых платежей) признаются для целей исчисления налога на прибыль организаций на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся (см. письмо Минфина России от 08.08.2016 N 03-03-06/1/46432).

Внимание

Если в процессе деятельности организации образуются исключительно ТКО, то она не является лицом, обязанным вносить плату за НВОС и представлять соответствующую отчетность. Плательщиком в этом случае будет выступать специализированная организация, соответствующая статусу оператора по обращению с ТКО.

При размещении твердых коммунальных отходов плательщиками платы за НВОС являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО (абз. 26 ст. 1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ), осуществляющие деятельность по их размещению: сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению (абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, части 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, письмо Минприроды России от 26.12.2017 N 12-50/11744-ОГ). Таким образом, в случае, когда у компании имеется договор со специализированной организацией на сбор, транспортировку и удаление ТКО, то за размещение такого вида отходов (бытового мусора) плата не вносится (смотрите постановления Седьмого ААС от 12.01.2018 N 07АП-10888/17, Десятого ААС от 17.11.2017 N 10АП-15470/17).

Примечание

Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается (ст. 9 Закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ, ч. 10 ст. 23 Закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) ввиду существовавшей неопределенности в вопросе платы за размещение ТКО в случае, когда контрагент, с которым заключен договор на вывоз и размещение таких отходов, не получил статус регионального оператора по обращению с ТКО.

Источники:

http://www.profiz.ru/eco/5_2019/bez_kategorii_2019/
http://ecopromcentr.ru/postanovka-na-uchet-obektov-nvos/
http://big_law.academic.ru/766/%D0%9D%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D1%83%D1%8E_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83
http://zen.yandex.ru/media/id/5ca45fdd1bb26c00b31c5137/5caae5ba08cbf300afb1f871
http://base.garant.ru/58077646/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: