1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Некоммерческие организации схема

Содержание

Государственная регистрация некоммерческих организаций: особенности, схема, рекомендации и отзывы

18 апреля 2008 г. вступили в действие изменения законодательства о некоммерческих организациях. В том числе, дополнения коснулись образовательных учреждений. В результате усложнилась государственная регистрация некоммерческих организаций, увеличилась продолжительность оформления документов. Кроме этого, усилились санкции за неисполнение предписаний законодательства. Рассмотрим далее новый порядок регистрации некоммерческих организаций.

Нормативная база

Правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация некоммерческих организаций, установлены в отдельной статье 13.1 ФЗ № 7. Ранее для этих субъектов действовали общие условия. Сегодня на них распространяются специальные правила. Они аналогичны тем, по которым производится регистрация общественной некоммерческой организации.

Уполномоченные органы

Ранее документы направлялись в территориальное подразделение налоговой инспекции. В настоящее время заявку и необходимые бумаги подаются в отделение Федеральной регистрационной службы. При этом заинтересованным лицам нужно учитывать, что срок предоставления документов сегодня ограничен тремя месяцами. Исчисление этого периода осуществляется с даты принятия решения о формировании организации.

Специфика процедуры

Как выше было сказано, регистрация автономной некоммерческой организации в настоящее время усложнилась. Это обусловлено тем, что процедура выполняется двумя разными взаимодействующими друг с другом службами. В первую очередь документы направляются в Росрегистрацию. После принятия положительного решения, бумаги передаются в налоговую инспекцию. Последняя вносит соответствующие записи в Единый госреестр юрлиц. После внесения записи, налоговая инспекция уведомляет Росрегистрацию. Она, в свою очередь, выдает субъекту свидетельство.

Сроки

Регистрация некоммерческих организаций ранее занимала 5 дней (рабочих). Их исчисление осуществлялось с даты направления пакета документов. В настоящее время этот период увеличен до 23 раб. дн.:

  1. Принятие решения регистрирующим органом – 14 дней.
  2. Внесение записи в ЕГРЮЛ – 5 дн.
  3. Уведомление регистрирующего органа – 1 день.
  4. Выдача свидетельства после получения извещения от ФГС — 3 дня.

Некоторые субъекты направляют документацию по почте. С учетом времени пересылки в целом процедура может занять около месяца. Регистрация изменений некоммерческой организации, производится по тем же правилам и в те же сроки, что указаны выше.

Важный момент

Действующее законодательство не предусматривает перерегистрации некоммерческих организаций. Это установлено в ст. 6 пункте 4 ФЗ № 18. Однако контроль деятельности НКО, поставленных на учет до вступления в силу изменений законодательства, регистрация изменений в учредительной документации, ликвидация/реорганизация осуществляются по новым правилам.

Отказ уполномоченного органа

В ст. 23. 1 ФЗ № 7 установлены основания, в соответствии с которыми регистрирующая служба может оставить заявку некоммерческой организации без удовлетворения. К ним относят:

  1. Наличие несоответствий в учредительной документации действующему законодательству.
  2. Предоставление субъектом не полного пакета бумаг, неправильное их оформление, предоставление в орган, в чью компетенцию не входит постановка НКО на учет.
  3. Наличие в реестре организации с таким же названием.
  4. Отсутствие права у лица, выступившего в качестве учредителя, быть им в соответствии с ФЗ № 7.
  5. Наличие в наименовании слов, оскорбляющих религиозные, национальные чувства, противоречащих нравственным нормам.

Об отказе в регистрации уполномоченный орган обязан сообщить не позднее месяца с даты получения документов. При этом в решении должны указываться причины, по которым заявка не была удовлетворена.

Обязанности НКО

В трехдневный срок организация должна сообщить об изменениях, которые затрагивают основные сведения о ней. Вместе с уведомлением в уполномоченный орган предоставляются соответствующие документы. К сведениям, об изменениях в которых организация обязана сообщить регистрирующему органу, относят:

  1. Сокращенное и полное название.
  2. Организационно-правовой статус.
  3. Адрес постояннодействующего органа управления.
  4. Способ образования (реорганизация или образование).
  5. Данные об учредителях.
  6. Сведения о правопреемстве (в случае реорганизации).
  7. Дату регистрации корректировок/дополнений учредительных документов.
  8. Способ прекращения НКО своей деятельности (ликвидация, реорганизация, исключение из реестра).
  9. Ф. И. О., должность, ИНН или данные паспорта лица, обладающего правом представлять организацию без доверенности.
  10. Информацию о представительствах/филиалах.
  11. ИНН, дату, код причины постановки на учет в ФНС.
  12. Информацию о счетах в банке.
  13. КВЭД.
  14. Дату и номер регистрации в ПФР, ФСС, ТФОМС.

Корректировка сведений, не касающихся учредительной документации, осуществляется без уплаты пошлины.

Работа с документами

Направленные в уполномоченный орган бумаги НКО проходят те же этапы, что включает в себя первичная регистрация некоммерческих организаций. Это означает, что служба в те же сроки принимает соответствующее решение об удовлетворении заявки или отказе в этом. По отзывам ряда учредителей, уже прошедших процедуру по новому закону, регистрация устава некоммерческой организации производится в течение месяца с момента его предоставления. Этот момент негативно отражается на их деятельности, существенно затрудняя работу. Тем не менее не подавать документы и не уведомлять регистрирующий орган об изменениях не допускается. При несоблюдении требований закона к НКО могут быть применены достаточно жесткие санкции.

Контроль деятельности

В закон внесены дополнения, касающиеся установления новых требований о предоставлении сведений и отчетности. Ранее некоммерческие организации направляли раз в год результаты целевого использования средств в налоговую службу. В настоящее время, кроме этой обязанности, до 15 апреля они должны представить отчеты о:

  1. Своей деятельности.
  2. Персональном составе органов управления.
  3. Расходовании средств и использовании другого имущества. НКО, в числе прочего, должны отчитаться по материальным ценностям, полученным от иностранных и международных компаний, физлиц и субъектов без гражданства.

Перечень документов

Учитывая то, что в настоящее время действует новая форма регистрации некоммерческой организации, необходимо привести список бумаг, которые НКО предоставляет в уполномоченную службу:

  1. Заявление. Оно подписывается субъектом, уполномоченным представлять НКО. В заявлении указывается его Ф. И. О., адрес проживания, контактные данные. Документ заверяется у нотариуса.
  2. Три экземпляра учредительных документов.
  3. Квитанция об уплате пошлины.
  4. Решение об образовании НКО и утверждении учредительной документации. В нем должен быть указан состав избранных или назначенных органов управления. Документ подается в двух экземплярах.
  5. Данные о местонахождении исполнительного постояннодействующего органа.
  6. Сведения об учредителях. Документ предоставляется в двух экземплярах.

Дополнительно

Регистрация некоммерческой организации не может проводиться в случае, если в качестве одного или нескольких учредителей выступают иностранные граждане либо субъекты, не имеющие гражданства, в отношении которых было принято решение о том, что их пребывание на территории РФ нежелательно. К этой категории также относят лиц и компании, деятельность которых связана с отмыванием денег или финансированием экстремизма. Действие ФЗ № 7 не распространяется на органы государственной, региональной, местной власти, муниципальные и госучреждения.

Полномочия регистрирующего органа

Федеральная служба обладает широкими возможностями. Они распространяются не только на сферу регистрации НКО, но и контроля их работы. В частности, регистрирующий орган может:

  1. Запрашивать распорядительную документацию.
  2. Направлять собственных представителей на мероприятия, организованные НКО.
  3. Запрашивать и получать сведения о финансовых и хозяйственных операциях объединений у органов госстатистики, налоговых инспекций и прочих контрольно-надзорных структур, кредитных и иных финансовых компаний.
  4. Выполнять проверки соответствия работы НКО не чаще раза в год. Регистрирующий орган в числе прочего может контролировать соответствие расходования средств и использования другого имущества целям, установленным в учредительной документации организации.
  5. При выявлении нарушений законодательных предписаний либо совершении НКО действий, противоречащих задачам, для реализации которых она была создана, выносить письменное предупреждение. В нем описывается факт несоблюдения требований и устанавливается срок для его устранения (не меньше месяца). Данное предупреждение НКО вправе обжаловать.

При систематическом осуществлении деятельности, не соответствующей целям образования некоммерческой организации, а также в ряде других случаев НКО может быть ликвидирована по судебному решению.

Создание некоммерческой организации

Некоммерческая организация создается в два этапа:

Подготовительный этап перед регистрацией.

В статье рассмотрим первый этап. Создание и подготовка к регистрации НКО регламентируются Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Кто создает некоммерческую организацию

Создают некоммерческие организации учредители. Об учредителях НКО рассказывается в статье 15 закона «О некоммерческих организациях».

Учредителями могут быть:

дееспособные граждане России;

люди без гражданства или иностранные граждане, находящиеся в России.

Учредителями быть не могут:

иностранцы и люди без гражданства, если законом России запрещено их пребывание в стране;

включенные в перечень людей, которые содействуют отмыванию денег и терроризму (согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ),

организация или человек, связанные с экстремистской деятельностью;

руководитель организации, деятельность которой запретили судом согласно закону об экстремизме или противодействии терроризму. Такой человек не имеет права создать НКО в течение 10 лет после решения суда о ликвидации его организации.

НКО может создать один человек или юрлицо. Исключением являются некоторые виды НКО:

Для создания некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) (ст. 15 п.1.3. № 7-ФЗ) требуется не менее двух учредителей (ст. 123.9 Гражданского кодекса (ГК)).

Общественные организации создаются минимум тремя учредителями (ст. 18 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 123.5 ГК РФ).

Местные религиозные организации создаются минимум десятью гражданами России, постоянно проживающими в данной местности.

Централизованные религиозные объединения учреждаются тремя местными религиозными организациями одного вероисповедания (п. 1 и п. 2 ст. 9 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Некоммерческая организация создается на неопределенный срок. При необходимости устанавливает срок деятельности в своем уставе.

Количество участников НКО не ограничено.

Способы создания НКО

при помощи учреждения новой организации;

через реорганизацию другого юридического лица. При этом организационно-правовую форму можно оставить ту же или выбрать другую (ст. 13 №7-ФЗ).

Религиозные организации и политические партии можно создать только учреждением. Остальные формы НКО можно создавать при помощи реорганизации.

НКО создается по решению учредителей. В решении об учреждении указываются сведения о принятии устава, о размере и способах образования имущества, о выборе органов управления юридического лица. При создании корпоративной НКО указывается информация о результатах голосования учредителей по вопросам создания и регистрации организации.

НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации новой организации (кроме форм реорганизации в виде присоединения) (ст. 16 №7-ФЗ).

При создании НКО не создается уставный капитал. Имущество НКО формируется в ходе работы организации. Источниками имущества становятся добровольные финансовые и имущественные пожертвования учредителей, участников или других лиц (список источников в ст. 26 ФЗ-7).

Читать еще:  Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями

Если НКО планирует заниматься деятельностью, которая приносит доход, необходим уставной капитал как для ООО (на 2019 год – 10 000 рублей, п. 5 ст. 50 ГК РФ).

Выбор цели НКО

Некоммерческая организация нацелена на достижение общественных благ. Для этого НКО занимаются теми видами деятельности, которые прописаны в уставе и учредительных документах.

Цели, в зависимости от формы НКО, могут быть:

охрана здоровья граждан;

удовлетворение нематериальных и духовных потребностей граждан;

защита прав граждан и организаций;

оказание юридической помощи;

У потребительского кооператива цель отличается – это повышение материального и иного обеспечения своих членов путем выполнения заготовительных, производственных или иных работ.

Некоторые направления деятельности являются лицензируемыми и требуют от некоммерческих организаций получения специальных разрешений (например, образовательные услуги – ст. 91 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Формы НКО

НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):

В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:

потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);

адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.

Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).

Унитарные юрлица отличаются тем, что их учредители не становятся его участниками. К ним относятся автономные некоммерческие организации, учреждения, фонды, религиозные организации.

При создании НКО разных организационных форм нужно учитывать особенности их законодательной базы. Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного (муниципального) самоуправления и частными физическими или юридическими лицами. Но те образовательные организации, которые занимаются реализацией программы обучения в области обороны, безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, создаются только Правительством РФ (пп. 4-8 ст. 22 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Поэтому при создании НКО нужно руководствоваться требованиями как Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ-7 «Об НКО», так и специальных федеральных законов:

№ 95-ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001;

№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996;

№ 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005;

№ 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000;

№ 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996;

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995;

№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Для реализации общих целей участников могут создаваться общественные объединения без государственной регистрации (ст. 5 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Чтобы создать такое объединение, нужно не менее трех участников (физических или юридических лиц) и протокол проведения общего собрания, в котором есть указание о принятии решения о создании объединения и утверждении устава.

Наименование НКО

Название НКО нужно подбирать тщательно. Если название не соответствует закону, могут отказать в государственной регистрации НКО.

В полном наименовании НКО указывается организационно-правовая форма и характер деятельности организации (ст. 4 ФЗ-7 «О НКО», ст.54 ГК РФ). Исключением являются названия политических партий: они не указывают, что являются общественной организацией (организационно-правовая форма), но обязательно пишут слова «политическая партия» (п. 1.1 ст. 6 Федеральный закон №95-ФЗ «О политических партиях»).

Пример названия НКО с указанием формы и характера деятельности и политической партии: Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам и детям-сиротам «Ярзам»; Политическая партия «Объединённая партия людей ограниченной трудоспособности России».

Некоммерческие организации могут иметь сокращенное наименование. Исключение составляют религиозные организации: они обязательно указывают полное наименование (п. 8 ст. 8 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Название НКО не должно оскорблять нравственность, религиозные и национальные чувства граждан. Если это требование не выполнено, то НКО отказывают в регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 23.1 № 7-ФЗ «О НКО»).

НКО могут использовать в наименовании личные имена граждан только при наличии письменного нотариально заверенного разрешения правомочности их использования (ст. 19 ГК РФ).

Также есть ограничения по использованию в названии НКО слова «Россия». Это допустимо по разрешению, выдаваемому в установленном Постановлением Правительства РФ порядке от 24.09.2010 г. №753 «Об утверждении правил выдачи разрешений на включение в наименование НКО официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».

К названиям некоторых видов НКО федеральными законами устанавливаются специальные требования.

Например, наименование общественной организации дополнительно должно указывать на территориальную сферу, на которой она работает (ст. 28 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Примеры названий НКО с указанием на территорию: Алтайская краевая общественная организация «ФЕДЕРАЦИЯ БОКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» или Воронежская региональная общественная организация помощи детям и взрослым с расстройствами аутического спектра «Преодоление».

Названия образовательных организаций должны содержать тип организации (п. 5 ст. 23 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и дополнительные сведения: уровень, направленность, содержание образовательных программ и дополнительные функции (содержание, интернат, лечение, коррекция, реабилитация, психолого-педагогическая поддержка, технологическая или научно-исследовательская деятельность).

После государственной регистрации НКО обладает исключительными правами на использование своего наименования (п. 1.1 ст. 4 №7-ФЗ «О НКО»). Другие организации не вправе его использовать.

Общее собрание НКО

После принятия решения учредителей о создании НКО проводят общее собрание.

На общем собрании ведется протокол, в который записываются принятые решения. После собрания протокол подписывается и хранится вместе с учредительными документами НКО.

В протоколе содержатся:

Место проведения заседания.

ФИО председателя и секретаря.

ФИО ответственного лица за подсчет голосов.

Информация об избранных высших и исполнительных органах управления.

Место нахождения (регистрации).

Источники формирования имущества.

Порядок действий учредителей по созданию (учредительный договор).

Распоряжение выбранным ответственным лицам о сборе пакета документов для государственной регистрации НКО.

Подсчет голосов по каждому вопросу повестки дня.

Подписи лиц, участвовавших в заседании.

На общем собрании учредителей утверждается Устав НКО. В нем содержится наименование, характер деятельности, организационно-правовая форма и место регистрации НКО. Указаны предмет и цели деятельности, порядок управления, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов (если имеется членство), источники формирования имущества и т.п.

В зависимости от организационно-правовой формы НКО перечень обязательных сведений Устава может меняться. Требования к уставам разных НКО прописаны в соответствующих законах: для общественного объединения – в ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»; для образовательной организации – в ст. 25 ФЗ «Об образовании».

Например: устав фонда дополнительно содержит сведения о попечительском совете и порядке назначения и освобождения должностных лиц (ст. 14 ФЗ-7); устав ассоциации или союза содержит сведения о составе органов управления и порядке принятия ими решений в случае единогласного голосования или квалифицированного большинства голосов (ст. 14 ФЗ-7).

Устав НКО может изменяться, если такая возможность была предусмотрена (п. 3 ст. 29 ФЗ-7).

На общем собрании составляется учредительный договор, который определяет порядок деятельности учредителей по созданию НКО, условия добровольной передачи имущества учредителей в собственность НКО, условия и порядок выхода участников из её состава.

Затем выбранному исполнительному органу НКО даются поручения по подготовке пакета документов для государственной регистрации созданной НКО.

Место нахождения НКО

Вновь созданная НКО должна иметь адрес места регистрации, без него нельзя зарегистрироваться в Минюсте.

Место регистрации НКО вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Адрес, указанный в ЕГРЮЛ, должен совпадать с адресом места нахождения НКО (п. 2. ст. 4 №7-ФЗ «Об НКО»).

По этому адресу осуществляется связь регистрационных и контролирующих органов с НКО (ст. 5 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если организация не выполнила отправленные предписания, она несет ответственность, даже если отсутствует по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В качестве адреса места регистрации (и нахождения) НКО может указать жилое помещение.

НКО начинает работу после внесения в ЕГРЮЛ информации о создании; заканчивает – после представления в Минюст сведений о прекращении деятельности (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

На этом этап создания НКО завершен, далее следует государственная регистрация НКО.

Автоматизация работы НКО

На этапе создания некоммерческой организации стоит продумать важный момент: как осуществлять деятельность эффективно. В этом поможет специальная программа, которая автоматизирует процессы работы НКО любого типа:

ведите список источников финансирования;

распределяйте целевые средства;

учитывайте затраты, основные средства, нематериальные активы, НДС;

планируйте бюджет и расходы;

делайте смс-рассылку по своей базе клиентов;

и многое другое.

Организуйте для будущей некоммерческой организации собственный сайт. Пока вы создаете и регистрируете НКО, информация о ней уже будет доступна в интернете. Чем раньше вы разместите информацию о себе, тем быстрее привлечете благотворителей, волонтеров, новых участников.

Схема: Как некоммерческим организациям оказывать услуги без налоговых последствий?

Суть схемы: Некоммерческие организации оказывают услуги физическим лицам по цене фактически произведенных расходов.

Также физические лица помимо оплаты за оказанные услуги вносят добровольные взносы в некоммерческую организацию.

Например, взносы в спортивный клуб, медицинский центр и т.п.

Здесь используется один из основных принципов налогового планирования – принцип разделения отношений.

Цель схемы: вывести из-под налогообложения прибыль, получаемую некоммерческой организацией в качестве Исполнителя услуг.

Принципиальная возможность схемы

Некоммерческие организации, далее НКО, могут создаваться для достижения любых целей, направленных на достижение общественных благ.

Статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Некоммерческая организация

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Физические лица для осуществления НКО своей деятельности могут вносить в них добровольные взносы.

Статья 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Источники формирования имущества некоммерческой организации

1. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

В данной схеме физическое лицо получает услуги для потребительских целей, которые не учитываются у него для целей налогообложения.

Поэтому с точки зрения налогообложения для физического лица, в отличие от организаций, непринципиально, за что платить денежные средства – за услугу либо взносы в НКО. Главное – это возможность получить соответствующую услугу.

При таких обстоятельствах, физическое лицо может добровольно перечислять взносы в НКО без каких-либо дополнительных налоговых последствий.

Вместе с тем, у НКО только плата за услуги, будет учитываться для целей налогообложения.

Заметим, что НКО может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признается также оказание услуг НКО, отвечающих целям ее создания.

Читать еще:  Что такое заказники и заповедники

Статья 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Виды деятельности некоммерческой организации

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, НКО может заниматься предпринимательской деятельностью по оказанию услуг, если это направлено на удовлетворение общественных благ.

К таким общественным благам в частности относятся достижение культурных, образовательных, охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов.

Вывод: НКО могут одновременно оказывать услуги в области спорта, образования, медицины, туризма, защиты прав, законных интересов лиц и получать добровольные взносы от физических лиц на осуществление своей основной уставной деятельности.

Порядок исчисления НДС по средствам, полученных НКО на осуществление уставной деятельности

Полученные средства от физических лиц НКО в качестве целевых поступлений должно направлять на осуществление своей уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Согласно п.п.1 п.2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.

Статья 146 НК РФ. Объект налогообложения

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

В п.3. ст. 39 НК РФ не признается реализацией услуг передача имущества НКО на осуществление ее уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью

Статья 39. НК РФ. Реализация товаров, работ или услуг

3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

Под имуществом также понимаются и денежные средства.

Статья 128 ГК РФ. Виды объектов гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Вывод: Добровольные денежные взносы физических лиц в НКО, направленные на осуществление ее уставной деятельности, не является объектом налогообложения по НДС.

Приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации»

32. При применении статьи 153 Кодекса необходимо руководствоваться следующим.

32.1. Пунктом 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Не учитываются при определении налоговой базы:

денежные средства в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие в качестве финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и использованные указанными получателями по назначению.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся:

а) осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства (коллегии адвокатов, нотариальные палаты и иные аналогичные объединения), отчисления в фонд коллегии адвокатов, паевые вклады, а также денежные средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

При применении пункта 32.1 необходимо иметь в виду, что не является целевым поступлением на содержание некоммерческих организаций выручка от реализации некоммерческой организацией имущества, ранее полученного в качестве взносов, вкладов, пожертвований или благотворительной помощи от организаций, в том числе осуществляющих благотворительную деятельность. Реализация некоммерческой организацией указанного имущества подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Порядок исчисления налога на прибыль по средствам, перечисленных в НКО на осуществление уставной деятельности

В соответствии со ст.251 НК РФ при определении налоговой базы НКО не учитываются следующие доходы:

— целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья).

Статья 251 НК РФ. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

2. При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

НКО, получившие указанные средства, обязаны только вести их учет, отдельно от доходов и расходов от предпринимательской деятельности.

Для этого, по окончании налогового периода НКО представляют в налоговые органы отчет о целевом использовании полученных средств.

При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

В случае использования целевых поступлений не по целевому назначению они также являются внереализационными доходами НКО.

Статья 250 НК РФ. Внереализационные доходы

14) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Вывод: Перечисление денежных средств физическими лицами в НКО на осуществление уставной деятельности не являются доходами НКО, подлежащие обложению налогом на прибыль.

Физическое лицо может перечислять денежные средства в качестве целевых поступлений в НКО как член НКО, так и осуществлять пожертвования в НКО.

В любом случае такие перечисления являются целевыми поступлениями и не учитываются при исчислении налога на прибыль и НДС.

Однако необходимо учитывать, что вступление физического лица в члены НКО предоставляет ему дополнительные полномочия, в частности участвовать в управлении НКО, знакомится с документацией НКО и т.п.

При таких обстоятельствах, этот вопрос в каждом случае применения данной схемы требует отдельной проработки.

Порядок осуществления наличных денежных расчетов НКО с физически лицом

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в случае реализации товаров (работ, услуг) за наличные деньги необходимо использовать контрольно-кассовую технику, далее ККТ.

Статья 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Сфера применения контрольно-кассовой техники

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Вместе с тем, Законодатель перечислил не все возможные случаи осуществления наличных расчетов, при которых необходимо применять ККТ.

По вышеуказанному закону ККТ должна применяться только при осуществлении наличных денежных расчетов в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Во всех остальных случаях наличные расчеты могут осуществляться без применения ККТ.

Прием взносов в НКО не относится к операциям по реализации товаров, работ, услуг.

Таким образом, прием взносов НКО осуществляется без применения ККТ. В этом случае внесение наличных денежных средств физическим лицом в кассу НКО следует оформлять приходным кассовым ордером.

Заметим, что при ведении коммерческой деятельности НКО по оказанию физическим лицам услуг применение ККТ обязательно, даже если эти операции носят единичный характер.

Вывод: Прием добровольных взносов в НКО от физических лиц оформляется приходно-кассовыми ордерами, а оплата услуг, оказываемых НКО физическим лицам, оформляется кассовым чеком.

Что касается порядка расходования целевых средств, полученных НКО от физических лиц, то этот вопрос требует отдельной проработки.

Итоговое резюме: В случае оказания НКО услуг физическим лицам всегда можно разработать налоговую схему с целью уменьшения выручки.

Для этого физическое лицо, помимо оплаты за оказанные услуги, осуществляет взносы на ведение уставной деятельности НКО, которые не подлежат налогообложению.

В случае оказания услуг НКО не должна получать только добровольные взносы, поскольку при таких обстоятельствах получается, что НКО вообще не оказывает никаких услуг физическим лицам, что достаточно легко опровергается.

Если физическое лицо будет одновременно передавать НКО наличные денежные средства, как за оказанные услуги, так и виде взносов на ее уставную деятельность, то доказать, что такие взносы являются частью выручки за оказанные услуги, на наш взгляд, нельзя.

Некоммерческая организация: регистрация. Пошаговая инструкция, документы

Для многих граждан становится все более актуальной информация о том, как выглядит регистрация некоммерческой организации. Инструкция, при помощи которой можно открыть любую НКО, достаточно проста, но при этом сопряжена с некоторыми важными нюансами, достойными внимания. Подобные сведения важны по той причине, что много социальных задач и других проектов можно реализовать при помощи именно такой формы неприбыльной структуры.

Некоммерческая организация: регистрация

Под структурой подобного типа стоит понимать организацию, деятельность которой не сосредоточена на получении прибыли и не подразумевает распределения финансовых средств между ее участниками.

Что же может рассматриваться в качестве основной цели создания? Ответ на этот вопрос имеет несколько граней:

— достижение образовательных, культурных, управленческих, благотворительных и научных целей;

— развитие спорта и физической культуры;

— охрана здоровья граждан;

— защита законных интересов и прав как организаций, так и конкретных людей;

— оказание юридической помощи;

— разрешение споров и конфликтов;

— любые другие цели, ориентированные на достижение общественных благ.

Виды некоммерческих организаций

Перед тем как открывать любую организацию, которая не ориентирована на получение прибыли, нужно определить тот факт, чему именно будет посвящена ее дальнейшая деятельность.

Принять верное решение поможет перечень организационно-правовых форм, которые разрешены российским законодательством. Это:

— объединения юридических лиц (союзы и ассоциации);

— религиозные и общественные объединения.

Важно изучить все вышеприведенные виды структур и сделать верный выбор, поскольку порядок регистрации некоммерческих организаций подразумевает отражение в уставе всех видов деятельности, которые будут осуществляться в будущем.

Общая схема действий

Изначально стоит отметить, что все действия, которые направлены на создание неприбыльной структуры, должны соответствовать требованиям, описанным в административном регламенте РФ.

Сама же пошаговая регистрация некоммерческой организации выглядит следующим образом:

Читать еще:  Что делать если упал снег на машину

— подготовка необходимых документов, их последующее подписание и оплата госпошлины;

— заверение заявления о регистрации юрлица у нотариуса;

— предоставления собранной и заверенной документации в местный орган Министерства юстиции РФ;

— после рассмотрения регистрирующий орган принимает решение;

— постановка на учет в налоговой инспекции той организации, которая была зарегистрирована;

— получение документов, которые будут являться официальным подтверждением государственной регистрации НКО.

Алгоритм, согласно которому происходит государственная регистрация некоммерческих организаций, дает возможность выступать в качестве заявителя как руководителю юридического лица, так и учредителю самой организации.

Более подробно о сроках

Если попытаться разобраться в том, сколько придется ждать решения от регистрирующего органа, то изначально стоит отметить, что количество дней в этом случае напрямую зависит от типа организации.

Если речь идет о структуре с религиозным контекстом, то актуальный срок будет определен только после проведения соответствующей государственной экспертизы. В итоге ждать придется либо месяц и 3 дня, либо в два раза дольше. Когда приходится регистрировать общественные объединения, Минюст будет думать 33 дня, а вот для основания политических организаций нужно ждать на трое суток меньше – 30.

Если создается любая другая некоммерческая организация, регистрация продлится 17 дней.

Для того чтобы поставить новую структуру на учет в налоговой службе, также потребуется время. Если говорить более конкретно, то от 2 до 4 недель.

Что касается общего срока регистрации и последующей постановки на учет, то он будет равен приблизительно 2 месяцам. Причем в этот период ожидания не входит время, которое необходимо потратить на подготовку документации.

Тем, кто намерен регистрировать огороднические, дачные, садоводческие некоммерческие объединения и потребительские кооперативы, можно облегченно вздохнуть, поскольку им ждать решения регистрирующего органа придется значительно меньше.

Какие документы нужно собрать

Данный этап является одним из важных в процессе регистрации. Ведь если вместе с заявлением подать не все бумаги, которые требует Министерство юстиции, то придется начинать все сначала.

Прежде всего нужно оформить заявление о регистрации некоммерческой организации. Причем в нем должна содержаться информация о лицах, являющихся учредителями НКО. Составлять его нужно внимательно с учетом будущей структуры объединения.

Грамотно сформированный устав – это следующее, без чего не будет проведена регистрация некоммерческих организаций. Документы также должны включать и квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины.

Стоит помнить о необходимости предоставления протокола создания НКО. Альтернативой может быть решение об утверждении учредительных документов организации, в котором необходимо указать, какие органы были избраны.

Последний документ, без которого не обойтись – это подтверждение места, где будет расположена организация. Оно может быть оформлено в письменной форме и предоставлено как арендатором, так и собственником с подтверждением того факта, что обе стороны готовы заключить договор аренды.

Также стоит обратить внимание на тот факт, что описанный выше комплект бумаг является общим. Это означает, что, в зависимости от территориальной сферы деятельности и организационно-правовой формы, набор документов может изменяться.

Какие документы подтверждают государственную регистрацию

Любому, кто планирует создавать НКО, стоит понимать, как именно можно подтвердить тот факт, что его организация действует законно.

Итак, для того чтобы чувствовать себя уверенно перед любыми проверками, нужно иметь следующие документы:

— свидетельство, которое подтверждает постановку на учет в ФНС;

— правильно составленный устав;

— уведомление о том, что организация поставлена на учет во внебюджетных фондах;

— непосредственно само свидетельство о регистрации.

Тем, кого беспокоит вопрос начала деятельности, стоит знать о том, что, как только было вынесено положительное решение регистрирующего органа, и выданы все необходимые документы, можно смело проявлять активность в рамках выбранного профиля.

Работа с финансами

Помимо всех вышеперечисленных шагов, без которых не сможет начать свое существование любая некоммерческая организация, регистрация также косвенно подразумевает открытие банковского счета. Эту нужно сделать для того, чтобы без труда производить все необходимые расчеты. При этом важно донести информацию о счете представителям налоговой службы и фондов.

Если затянуть с этим шагом и несвоевременно предоставить такие сведения, то можно столкнуться с необходимостью платить штраф.

О бухгалтерской отчетности тоже не стоит забывать. После регистрации каждая организация некоммерческого типа обязана ее предоставлять в налоговые органы не позже установленных сроков. Здесь все так же строго, как и в случае с предпринимателями. Подача специальной отчетности является не менее важной, чем бухгалтерская.

Как производят изменения в учредительной документации

Так может случиться, что в процессе деятельности иногда возникает необходимость внесения определенных корректив. Регистрация изменений некоммерческой организации имеет определенный алгоритм, который позволяет без труда выполнить подобную задачу:

— устав, представленный в новой редакции, и прежняя версия;

— документ, который подтвердит уплату государственной пошлины;

— решение о том, что в учредительные документы будут внесены конкретные изменения.

Все перечисленные выше бумаги нужно предоставить в двух экземплярах. В случае с уставом понадобится 3 копии. Платежное поручение или квитанция об уплате должны предоставляться в подлиннике. Что касается заявления, то оно в обязательном порядке заверяется нотариально. А вот решение об изменениях нужно оформить в виде протокола.

В рамках темы: «Регистрация некоммерческих организаций: пошаговая инструкция» нужно коснуться и такого вопроса, как причины проведения изменений в уставе. Коррективы становятся актуальны вследствие воздействия разных факторов. В качестве примера можно привести изменение адреса или добавление нового вида деятельности.

Что нужно знать о госпошлине

Какая бы ни создавалась некоммерческая организация, регистрация подобной структуры всегда будет включать уплату государственной пошлины, размер которой может отличаться в зависимости от профиля деятельности.

При создании НКО потребуется 4000 руб., в случае с формированием политической партии нужно приготовить 2000 руб., а одну тысячу должны заплатить те, кто намерен регистрировать общественную общероссийскую организацию инвалидов.

Если речь идет об изменении устава, то платеж будет составлять 20% от стандартной госпошлины, которая взимается при регистрации.

Как проводить ликвидацию

Не стоит исключать такие обстоятельства, при которых деятельность конкретной организации становится неактуальной и возникает необходимость в ее нейтрализации. Для того чтобы данная процедура был проведена грамотно, также необходима точная информация.

Прежде всего нужно поставить в известность о подобном решении управление Министерства юстиции, местные отделения фондов (социальный, пенсионный) и, конечно же, налоговую службу.

Далее учредителю стоит позаботиться о создании ликвидационной комиссии. Также понадобится установить сроки и порядок проведения самого процесса ликвидации.

Следующим шагом будет размещение информации о закрытии организации в СМИ. Затем бухгалтер составляет промежуточный баланс, отражает наличие должников, равно как и задолженностей, после чего производится уплата всех актуальных налогов.

В качестве завершающего этапа можно определить погашение задолженности и работу с кредиторами.

Когда все перечисленные этапы выполнены, учредители получают 2 месяца для того, чтобы подготовить всю необходимую документацию для ликвидации.

Заключение

Если внимательно изучить все существующие требования и основательно отнестись к сбору пакета документов, то можно без труда как зарегистрировать некоммерческую организацию, так и ликвидировать ее.

Другими словами, законодательство, которое действует на данный момент, создает благоприятные условия для подобной деятельности. А это является очень важным моментом в деле развития социальной позиции определенных гражданских групп.

Важно для НКО

НКО — что это и нужно ли оно мне? В чем суть НКО?

Особенности некоммерческих организаций и какие они бывают?

  • АНО (Автономная некоммерческая организация)
  • Фонд
  • Учреждения
  • Общественные организации
  • Ассоциации и Союзы
  • Адвокатские образования
  • Казачьи общества
  • СНТ (Садовоенекоммерческое товарищество)
  • Потребительские кооперативы
  • ТСЖ
  • Государственные учреждения
  • Казенные учреждения
  • Муниципальные учреждения

Что необходимо для создания Некоммерческой организации?

Пошаговая инструкция действий для регистрации НКО.

  • Устав 3 экземпляра
  • Решение (Протокол) 2 экземпляра
  • Заявление заверенное нотариусом — 1 экземпляр
  • Заявление подписанное заявителем — 1 экземпляр
  • Квитанция об уплате госпошлины (оригинал)

Процедура регистрации НКО в Минюсте

  • Первый вариант «Отказ» в регистрации, с этим все понятно. Все с начала, повторная оплата государственной пошлины и почти всегда повторные затраты на Нотариуса.
  • Второй вариант «Доработка», если присутствуют незначительные замечания по Уставу, специалист звонит заявителю по указанному в заявлении номеру и просит внести изменения. Важно, если пропустите звонок и не найдете своего специалиста сегодня, завтра будет отказ!. Так, что лучше узнать назначенного специалиста и его телефоны заранее. Соответственно повторные расходы на нотариуса и пошлину не возникают. После «Доработки» экспертиза может занять опять 3 недели, и сроки регистрации резко увеличиваются.
  • Третий вариант положительное решение, УРА. Но это только середина пути.

Расходы связанные с регистрацией НКО.

Правила работы и обязанности НКО.

  1. Где может работать НКО?
  2. Кто контролирует работу НКО?
  3. Принцип деятельности НКО.

Где может работать НКО?

Кто контролирует работу НКО?

Принцип деятельности НКО

Изменения в НКО.

Регистрируемые через Минюст:

Регистрируемые через ФНС.

Заключение.

если минъюст откажет в регистрации АНО, как законно через сайт собрать пожертвования?

Ответ: Добрый день, для сбора денежных средств необходимо создавать Фонд .

Здравствуйте. Чем я рискую руководя НКО?

Ответ: Добрый день, Василий. НКО это юридическое лицо, ответственность зависит от Вашего правонарушения, она может быть как административной, так и уголовной. У нас на сайте есть статья — руководитель НКО, можете ознакомиться с ней более подробно.

Вопрос 1 может ли физ лицо выдать займ ано , а потом забрать его с процентами . Вопрос 2 какая зарплата может может быть назначена директору или др сотруднику ано есть ли налоговые льготы

Ответ: Добрый день, Татьяна!
Физ лицо может выдать займ НКО либо беспроцентно, либо по ставке рефинансирования. Если в договором будет указана процентная ставка выше ставки рефинансирования, данный пункт договора может быть оспорен или привлечь внимание налоговые органы.
Для руководителя НКО налоговых льгот нет.

Добрый день. Прошли плановую проверку. Получили акт проверки с нарушениями. Что теперь делать?сроки исправления не указаны. Есть ли сроки и ждать ли предписания?

Ответ: Добрый день, к сожалению не понятен Ваш вопрос, поскольку не указан даже орган который Вас проверял и к сожалению, на такие вопросы сложно отвечать если не ознакомлен с документами.

Добрый день. Подскажите если учредители НКО вышли из состава ее участников, то в каком органе можно получить актуальный список участников?

Ответ: Добрый день! Данный орган определен уставом организации.

Здравствуйте. Сколько минимум должно быть учредителей при регистрации НКО? Можно ли создать НКО одним учредителем?

Ответ: Добрый день, Денис! Один Учредитель может создать АНО, но зависит от субъекта РФ, в котором Вы планируете осуществлять деятельность.
Также возможно одним учредителем создать Фонд, но необходимо в любом случае формировать высший коллегиальный орган управления плюс попечительский совет.

Каково наказание в случае, если НКО работает не в своём регионе?

Ответ: Добрый день. Некоммерческие организации не имеют территориальной сферы деятельности, кроме общественных организаций.
Если у Вас общественная организация, то необходимо открыть отделение в том регионе, где Вы планируете осуществлять деятельность.

Добрый день, подскажите пожалуйста, если НКО не работает и руководство хочет перевести ее в ООО, это вообще возможно?

Ответ: Добрый день. К сожалению, НКО нельзя реорганизовать в ООО. В Вашем случае НКО можно ликвидировать или продать.

Здравствуйте. Подскажите, при регистрации НКО создается 3 мя учредителями, а вот если один учр. хочет выйти, нужно будет вводить другого? Или можно оставить двоих?

Ответ:
Добрый день, можно оставить двоих.

Источники:

http://businessman.ru/new-gosudarstvennaya-registraciya-nekommercheskix-organizacij-osobennosti-sxema-rekomendacii-i-otzyvy.html
http://otr-soft.ru/nko/sozdanie-nko/
http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a55/41085.html
http://fb.ru/article/231576/nekommercheskaya-organizatsiya-registratsiya-poshagovaya-instruktsiya-dokumentyi
http://reg-nko.ru/div/Ob_NKO

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector