25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мировые и национальные религии

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.4 Религия. Национальные и мировые религии. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Национальные и мировые религии.

План.

  • Локальные религии и их особенности.
  • Мировые религии и их особенности.
  • Буддизм.
  • Христианство.
  • Ислам.

Локальные религии.

Конфуцианство.

Китай. Правитель получает божественный мандат — мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. « 24 примера сяо». Идеал совершенного человека — цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.

Даосизм.

Китай. Дао-путь. Человек — посредник, « передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип «у вэй» — соблюдение естественного хода вещей. 2 начала — Инь — темное, Ян -светлое.

Иудаизм.

Палестина. Бог Яхве.

Зороастризм.

Иран. Культ огня и чистоты.

Синтоизм.

Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками — дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай — тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы.

Индуизм.

Индия. Брахманы — белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.

Ясперс— теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, оно послужило толчком для развития культур востока и запада.

Мировые религии.

Буддизм.

Возник в 6 веке до н.э. В Индии.

В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца, похоронную процессию, погружённого в раздумья аскета. Дерево Бодха — древо познания. Будда — просветлённый.

Смысл буддизма:

страдания правят миром.

Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.

-жажда чувственных удовольствий

-жажда к уничтожению

уйти от страданий можно погрузившись в нирвану.

Нирвана— покой, блаженство.

Сансара— круговорот рождения и смерти.

Есть путь погружения в нирвану.

Заповеди буддизма:

Ахинса — непричинение вреда живому

не брать чужой собственности

не касаться чужой жены

не говорить неправды

Реинкарнация — учение о перерождении душ.

Священная книга — Типитака (3 корзины)

Направления буддизма:

Махаяна — Большая колесница — широкий путь спасения

Хинаяна — Малая колесница — узкий путь для монахов-отшельников.

Верховный жрец — Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.

Заповеди буддизма:

Ахинса — непричинение вреда живому

не брать чужой собственности

не касаться чужой жены

не говорить неправды

Реинкарнация — учение о перерождении душ.

Священная книга — Типитака (3 корзины)

Направления буддизма:

Махаяна — Большая колесница — широкий путь спасения

Хинаяна — Малая колесница — узкий путь для монахов-отшельников.

Верховный жрец — Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.

Дзенбуддизм – направление буддизма в Японии.

Цель — стать самим собой, развить свои способности.

Просветление – это способность ощутить, к чему рождена душа. Пути для успокоения души: медитация, труд, тренировка тела. Если причина страданий желание, необходимо его выполнить или от него избавиться. Нет священных текстов.

Христианство.

Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.

В основе легенда о великом мессии Христе.

988— принятие христианства на Руси Владимиром Святым

1054— разделение на православие и католицизм.

16 век, реформация в Германии, появление протестантизма.

Православие — правильное учение.

Основные идеи христианства:

  • идея центризма — Бог- центр мироздания
  • идея творения
  • идея откровения (любое знание — божественное)
  • идея грехопадения
  • идея конца света и страшного суда
  • идея спасения и воскресения для вечной жизни

Священная книга- Библия

Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)

Новый завет (предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие — благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.

Католицизм – то есть всемирная религия.

  • Догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание
  • учение о чистилище
  • централизованность церковной организации
  • безошибочность папы в вопросах веры и нравственности
  • нерасторжимость таинства брака
  • целибат-безбрачие духовенства
  • крестное знамение слева направо
  • богослужение на латыни
  • крещение через возлияние воды на голову

Протестантизм — публично доказывающий.

  • спасение личной верой
  • священство всех верующих
  • исключительный авторитет Библии
  • церковь не посредник между Богом и людьми
  • молитвенные дома без пышности

из таинств только крещение и причастие

Основные формы протестантизма:

Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.

Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.

Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.

Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.

Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.

10 заповедей христианства:

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что на воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

Ислам.

Ислам – предание себя Богу, покорность.

Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.

В основе легенда о пророке Мухаммеде.

Хиджра – переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.

Заповеди ислама:

  • исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
  • Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.
  • Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.
  • Милостыня 1 раз в 1 год.
  • Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.

Мюридизм — воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават — священную войну против неверных.

Теократическое государство – государство, в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.

Священная книга— Коран. Сура-глава.

Шариат— система мусульманского права.

Течения ислама:

  • Суннизм — власть не в руках потомков пророка
  • шиизм— власть в руках потомков пророка, имамов

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Мировые и национальные религии

Для понимания особенностей культурного развития любого народа необходимо знакомство с его религиозными воззрениями. Это определяется тем, что религии выступали в качестве стержня народной культуры в прошлом, и продолжают играть исключительно важную роль в современном мире. Религия — один из ведущих факторов развития человечества. В рамках этой темы изучаются основные положения мировых и национальных религий, закономерности в их развитии. Также материал о религиях и влиянии религий на другие сферы культуры содержится в лекции 2: «Первобытная культура. Культура цивилизаций Древности» и лекции 3: «Мировая культура в эпоху Средневековья».

Термин «религия» происходит от латинского religio, что означает святыня, предмет культа, связь. Религию определяют как мировоззрение, мироощущение и поведение, в основе которых лежит вера в существование бога или богов, т.е. вера в сверхъестественное. В основании всех религий можно увидеть две основные идеи:

l веру в то, что гибель живого существа не означает конца существования: другая, особая жизнь возможна и после смерти;

l веру в то, что справедливость, почти не достижимая в реальном мире, при жизни, обязательно восторжествует в мире потустороннем, после смерти.

Исторические формы развития религии:

l племенные — магия, тотемизм, фетишизм, анимизм;

l национально-государственные (этнические);

Национальные религиираспространены, как правило, в пределах одного народа. К ним, в частности, относятся индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм.

Читать еще:  Население городов татарстана

Мировые религии не имеют государственных и этнических ограничений и распространены в разных странах. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Это наиболее важные религии в современном мире, число их последователей составляет основную массу населения Земли.

Религии делятся на учительские — имеющие основоположника, учителя, и народные, когда невозможно указать конкретного основателя, пророка.

С точки зрения объекта обожествления — выделяют религии политеистические — это поклонение многим богам (политеизм, многобожие, язычество), и религии монотеистические (монотеизм).

Национальные религии

Индия:

Индуизм — национальная религия в Индии. Это одна из наиболее крупных в мире по числу последователей религия, в настоящее время число индуссов составляет около одного миллиарда человек. Начало индуизма относят ко второму тысячелетию до н.э. Первый этап в его развитии принято обозначать как ведический — по названию священных книг Вед, которые, как полагали жители древней Индии, были даны людям самими богами. Веды включали религиозные гимны, молитвенные формулы, магические заклинания. Число божеств в ведийской религии очень велико — многие сотни, это политеистическая религия. Высшие боги отличались бессмертием и всемогуществом, и были во многом похожи на людей — могли быть злыми и благосклонными, хитрыми и простодушными. Самыми популярными богами были покровитель воинов Индра, кровожадный и мстительный Рудра, добрые братья Асвины, умевший принимать любой облик Вишну, бог мертвых Яма, бог жрецов и молитвы Брахма.

Значение Брахмы от века к веку усиливалось и в первом тысячелетии до н.э. он стал почитаться как единственный устроитель вселенной, царь всех богов. По имени Брахмы древнеиндийскую религию в этот период называют брахманизмом. Брахманы учили, что жизнь человека с самого рождения сопряжена со страданием, поэтому смерть является освободительницей для людей, помогая им перейти «из тьмы в свет». Брахманы же разработали учение о переселении душ. После смерти, утверждали они, люди вновь рождаются на Земле в новом облике. Брахманы сформулировали идею сансары —бесконечного круговращения жизни, и кармы — новый облик человека зависит от его прежних поступков, а современные действия человека предопределят его будущее перевоплощение.

В 8 в. до н.э. на основе этих религиозных идей возник джайнизм. В основе его лежало представление о том, душа всегда привязана к телу, а совместным продуктом их деятельности является карма. Будущая судьба души зависит от поступков: грех может низвести человека до перехода в неживую материю, добродетель — возвысить до воплощения в божестве, но лучшим исходом является уничтожение кармы, так как это освобождает душу от рабства телесного существования. Это освобождение есть состояние нирваны.

Китай:

Конфуцианство — национальная религия в Китае. Основоположником ее был Кун Фу Цзы, а в европейской транскрипции — Конфуций, живший в 6-5 вв. до н.э. Уже в детстве он обнаружил тягу к знаниям, хорошо разбирался в обрядах и церемониях, с любовью и уважением относился к старшим. Он записал старинные обычаи, традиционные нормы поведения, принципы этики. Книги, составленные Конфуцием и его учениками, уже в древности считались священными, единственным источником мудрости. Главное внимание Конфуция было обращено на проблемы нравственности и взаимоотношения человека и общества. Важнейшая добродетель человека, утверждал он, это почитание родителей и старших и послушание им, поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, гласила: «почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни». Суть второй заповеди — необходимость для всех исполнять «ритуал», т.е. следовать установленным в обществе правилам и обрядам. Только в этом случае, считал Конфуций, в государстве может быть покой, порядок и благополучие. Государство он определил как высшую общественную ценность, поэтому все усилия народа должны быть сконцентрированы на том, чтобы государство существовало и процветало. Во 2 в. до н.э. конфуцианство становится государственной религией в Китае. Особенность конфуцианства в том, что в рамках его не существовало особой касты жрецов. Все религиозные церемонии выполняли государственные чиновники, особо важные — сам император. Конфуцианство унаследовало от древних народных культов веру в существование многих богов, таким образом, это — политеизм.

Даосизм —другая национальная религия Китая —также возник на рубеже 6 5 вв. до н.э. Его основатель Лао Цзы, автор знаменитой книги «О Дао и Дэ». «Дэ» означает достоинство человека, а «Дао» является ведущим понятием даосизма, давшее название всей религии. Дао определяют как основной принцип всего существующего, универсальный закон, по которому развивается вся Вселенная и сам человек. Изменить дао невозможно, поэтому удел человека — просто созерцать жизнь и стараться постичь дао. Таким образом, Лао Цзы сформулировал «теорию недеяния» — важнейший принцип даосизма. По отношению к божественному началу в мире позиция даосизма была такой: существование богов не отрицалось, но сами боги считались порождением Дао.

Япония:

Синтоизм —национальная религия Японии, в переводе с японского означает путь богов — синто, или ками. У синтоизма нет основателя, это — народная религия. В синтоизме нет и священного писания, утвержденного церковью в качестве канона, а основной книгой является «Кодзики» — «Записки о делах древности», составленная придворным летописцем Ясумаро в начале 8 в. н.э. В синтоизме нет системного вероучения, а основные его положения сводятся к следующему: Все сущее является результатом саморазвития мира; мир появился сам по себе, он хорош и совершенен; регулирующая сила бытия исходит из самого мира, а не от какого-то верховного и внешнего по отношению к миру божества; все мироздание едино, все мироздание живое; природа прекрасна и божественна сама по себе в каждой своей точке; мир богов и мир человека не имеют четких границ, так как человек является прямым потомком богов, и душа его после смерти уходит в мир высших — «ками». Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов, главным божеством является богиня Солнца Аматэрасу.

Иран:

Зороастризм —национальная религия Древнего Ирана. Ее основатель — пророк Заратуштра, или, в европейской транскрипции — Зороастр, живший в середине первого тысячелетия до н.э. Он учил, что в основе мира лежит нескончаемая борьба между добром и злом, добро представлено милосердием, честностью, теплом, светом, а зло — холодом, бедностью, грехами, болезнями; божество добра — Ахурамадзе, носитель зла — Анриман. Долг человека — стремиться к добру и отвергать зло. Все мужчины и женщины несут одинаковую ответственность за свой выбор. Каждый человек должен следить за правильностью своих мыслей, слов и дел. В будущем каждого человека будут судить по тому, как он распорядился своей свободной волей: праведники попадут в рай, грешники — в ад. Важнейшим обрядовым элементом зороастризма было поклонение огню. Священным писанием зороастризма является «Авеста», впервые записанная в 3 в. н.

Израиль:

Иудаизм —национальная религия Древнего Израиля, возникла во втором тысячелетии до н.э. Иудаизм — это первая в истории монотеистическая религия. Название ее происходит от названия одного из наиболее крупных еврейских племен — племени Иуды. Основные положения иудаизма сводятся к следующему. Есть Бог, он один, и только ему надо молиться. Его имена Яхве, или Иегова, что означает «сущий», «существующий». Бог — без начала и конца, он бестелесен. Он создал Вселенную и управляет ею. Он справедлив и беспощаден, и существует награда добрым и наказание злым. Воскресение из мертвых — истина, и загробная судьба человека находится в зависимости от его поступков при жизни. Бог внимателен как к судьбе каждого человека, так и каждого народа. В качестве «своего» народа Бог избрал еврейский народ. Эта идея обусловила стремление к этнической самоизоляции и сделала невозможным превращение иудаизма в мировую религию. Нравственный идеал основывается на знаменитых 10 заповедях, которые, согласно концепции иудаизма, были даны пророку Моисею самим Богом, и известны как «Завет». Суть их следующая: не поклоняйся другим богам; не делай изображения Бога; не клянись именем Бога; помни день субботний, чтобы думать о Боге; чти отца и матерь твою; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не завидуй. Священное писание в иудаизме — Танах, известное в христианстве как «Ветхий Завет». Язык Танаха — иврит, первые записи текстов относятся ко второму тысячелетию до н.э. Наиболее важной частью Танаха являются его первые пять книг, известные как Тора — «Закон». Другая важнейшая книга в иудаизме — Талмуд, это толкование Танаха.

Мировые и национальные религии — определение признаки, примеры

Все основные крупные формы религиозных верований современного мира могут быть описаны в категориях мировых или национальных религий со свойственными им особенностями и формами.

Национальные религии — понятие и формы

Интересно, что это понятие ученые считают не вполне корректным, т.к. те этнические общности, где собственно и складывались эти верования, в тот ранний период еще не были оформленными нациями. Так, например, индуизм был распространен не только среди одного народа, а среди целой группы общностей, которые находились в этнической близости между собой. (И.И.Пучков).

Читать еще:  Угодья это

В этой связи ряд исследователей предлагает даже сменить термин «национальные религии» на иные более подходящие определения либо вовсе отказаться от практики раздела религий как на мировые, так и на национальные или племенные.

Понятие национальная религия

Сам по себе термин «национальные религии» возник в 19 веке и обозначал национально-государственные религии, которые сложились в рамках отдельных государств или этносов, но не смогли заметно распространиться у иных народов.

Как правило, к этому виду культов относят религии, которые возникли с «началом цивилизаций» или с появлением в обществе классовых отношений. Примером национальных религий могут служить верования римлян, ассирийцев, инков, вавилонян, кельтов, египтян, греков.

Национальные религии — примеры

В нынешнее время в форме национальных религий сохранились лишь некоторые из них – это иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство, зороастризм.

Ученые считают, что широта распространения национальных религий осложнялась особенно тесной связью между этнической средой и ее верованием, когда, например, чужестранец никак не мог быть допущен к культовой практике.

Мировые религии — определение и основные черты

Напротив, мировые религии (буддизм, ислам, христианство) отличает:

Мировые религии — примеры

  • полиэтническая распространенность
  • отсутствие в своей догматике выраженной этноцентричности

Подавляющее большинство всех верований возникли как племенные культы, в которых преобладало многобожие (политеизм). Ученые объясняют его не столько неразвитостью самих религиозных миропредставлений, сколько именно многосоставной племенной структурой самих этносов того времени, которая и формировала такие же многосоставные религиозные пантеоны.

Позже возникают уже «авторские» учения (зороастризм, даосизм, конфуцианство, иудаизм) – сакральные тексты, где появляется некая универсальность, что делает возможным их выход за пределы создавшего их этноса. Однако существовавшая на то время прозелитическая практика (распространения веры, обращение в нее других), как правило, не отличалась чрезмерной активностью и насыщенностью.

Ученые отмечают, что, например, зороастризм уже в конце 1 тыс. до н.э. мог практически стать мировой религией, его распространение охватило римский и эллинистический мир и даже проникло на Тибет. Но на протяжении 4-8 вв. зороастризм был вытеснен из этой зоны исламом и христианством как такими учениями, где проявляется большая социальная универсальность.

Такая же история произошла и с манихейством.

Отсюда следует вывод:

Появление и распространение мировых религий не было чем-то исторически исключительным, а отражало лишь объективное движение:

  • к культурной интегрированности народов отдельных регионов
  • к выработке и введению универсальных ценностных регуляторов

Интересно, что параллельно происходило аналогичное движение и в политических тенденциях – создавались универсальные империи (Персия, Македония, Рим, Византия, Китай, арабский халифат и проч.)

Специфические характеристики мировых религий

  • Высокая абстрактность основной догматики, которая обеспечивает требуемый универсализм учения
  • Многообразие (полиморфизм) основных догматов, которое делает возможной вариативность истолкований как самого сакрального текста, так и его исповедания и практики культа, что повышает адаптивность религиозного учения к различным культурным традициям различных народов
  • Значительная социальная составляющая религии, т.е. ее «растворенность» в обыденной жизни человека, ее причастность к нравственным и бытовым проблемам людей; участие всей паствы в обрядовой практике (в отличие от древних культов, где церемонии проводились лишь жрецами) и обращенность религии лично к каждому верующему.
  • Сравнительная доступность смыслов догматики для простого сознания (хотя бы в их редуцированном изложении), возможность личного спасения ценой правильной жизни
  • Отсутствие каких бы то ни было сословных или национальных границ и превосходства, т.е. равенство всякого перед лицом Творца

Очевидно, что основа догматики существующих ныне мировых религий не имеет в себе ничего существенно отличного от большинства религий прошлого, а причины значительного распространения этих религий, по мнению ученых, лежат большей частью в социальной сфере, в способности этого учения объединять людей, а также в «демократии» их установок и силе эмоционального воздействия

Ознакомьтесь с нашей презентацией по теме

Мировые и национальные религии

Вто­рое место по числу верующих (1 млрд) занимает ислам (мусуль­манство) , который объявлен государ­ственной религией во многих странах мира, расположенных главным обра­зом в Азии и Африке .

Третье мес­то среди мировых религий по числу приверженцев принадлежит буддиз­му (350 млн), распространенному в Центральной, Юго-Восточной и Вос­точной Азии.

В последнее время очень большое влияние на все мировое развитие стал оказывать исламский фактор. Ныне мусульманский мир включает более 50 стран, а мусульманские общины имеются в 120 странах.

Пример. Наиболее крупные по числу жителей исламские государства — ‘Индонезия, Пакистан, Бангладеш, |Нигерия (от 100 до 200 млн верующих), Иран, Турция, Египет (от 50 до 70). В России ислам исповедуют почти 20 млн человек; это вторая !по значению и массовости после хри­стианства религия в стране.

Само арабское слово «ислам» бук­вально означает «покорность». Одна­ко именно с этой религией связаны многие острые политические и рели­гиозные конфликты. За ним стоит исламский экстремизм, который стре­мится заменить гражданское общест­во исламским, устроенным по зако­нам шариата. С другой стороны, уме­ренный ислам вполне может ужи­ваться с гражданским обществом.

К национальным религиям отно­сятся индуизм в Индии (750 млн ве­рующих), конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии и т. д. Широкое распространение получил также иу­даизм — одна из древнейших рели­гий, многие положения которой были восприняты христианством.

Приспосабливаясь к изменяю­щимся условиям, религия продолжа­ет оказывать большое воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье. В част­ности, она очень сильно влияет на воспроизводство населения.

В протестантских странах возраст вступления в брак, как правило, наиболее поздний, а оформление развода не представляет большой сложности. В некоторых католических странах (Испания, страны Латинской Америки) закон разрешает мужчинам вступать в брак с 14 лет, а женщинам с 12 лет. Получить развод католику теперь тоже значительно проще, чем лет 20-30 назад, когда он был фактически запрещен. Очень низок возраст вступления в брак в мусульманских странах, где религия поощряет ранние и обязательные браки, многодетность, многоженство и большей частью отрицательно относится к демографической политике. Индуизм также поощряет ранние и обязательные браки и многодетность, хотя в отличие от мусульманства запрещает разводы и вторичные браки. Раньше в Индии половина девочек-подростков до 14 лет была замужем. Но и теперь половина женщин вступает в брак до 18 лет. А конфуцианская мораль в Китае явно способствует осуществлению демографической политики.

Религиозные противоречия часто пе­реплетаются с расовыми и нацио­нальными, приводя к возникновению долговременных «горячих точек».

Пример. Уже много лет сохраняется политическая напряженность в Се­верной Ирландии (Ольстере), где не утихает религиозная рознь между католиками, составляющими коренную, но более обездоленную часть насе­ления, и протестантами (потомками переселенцев из Англии и Шотлан­дии), которые занимают ключевые позиции в экономической и полити­ческой жизни этой части Великобри­тании.

Мировые религии — это. Мировые и национальные религии мира

Большинство людей не могут в определенные моменты своей жизни обойтись без веры. В единое всемогущее существо, или в могущественные силы, управляющие всеми аспектами человеческой жизни, или просто во что-то мистическое – не суть важно. Все мировые религии это понимают. Они предлагают опытных наставников и литературу для того, чтобы человек лучше понял свою веру. В зависимости от региона и культурных традиций, образовались основные мировые религии.

Как зародилась религия

В течение полутора миллионов лет во времена палеолита (каменного века) проходил процесс социального становления человечества. Примерно сорок миллионов лет назад он завершился. К тому времени кроманьонцы и неандертальцы (предки современных людей) научились разводить огонь, у них появилось понятие семьи и рода, развился собственный язык.

Культура человечества в тот период тоже успела достаточно развиться. Люди умели рисовать, придумали свои обряды. Общество стало контролировать определенные стороны жизни каждого участника, связанные с инстинктами, в том числе и половыми. Были выработаны понятия запрета и табу. Люди начали изготавливать тотемы – статуэтки животных-покровителей, изображение которых было призвано их защищать. Появились также и обряды магического толка, с помощью которых можно было добиться желаемого результата.

Когда примерно 9-11 тысяч лет назад человечество придумало земледелие, в обществе все более заметным стало неравенство. Сгладить возникающие конфликты помогла общая система ценностей, признаваемая всеми, независимо от положения в обществе. Так религия с ее понятием о единой, управляющей всеми силой, объединила народ.

Религии древнего мира

Самые первые, возникшие еще во времена древних цивилизаций религии, – это родоначальники всех тех верований, которые мы знаем сейчас. Со временем они изменились до неузнаваемости, однако, следы культов тех времен археологи находят и сейчас.

Читать еще:  Уапс расшифровка

Так, цивилизация древнего Египта построила свою религию на тотемной основе. Их боги были гибридами человека и различных зверей и птиц. Считалось, что после смерти человек продолжает жизнь, только в другом мире, а потому в могилу к умершим отправлялись дорогие им вещи.

Благодаря религиозным представлениям жителей древней Месопотамии (шумеров) появились предания о сотворении мира, дошедшие до нас в виде Ветхого Завета. Шумеры стали родоначальниками астрологии, наблюдая за планетами и звездами, и вообще были довольно свободомыслящими в религиозном плане.

Мифология древней Греции рассматривала богов как могущественных существ, с которыми можно бороться и спорить, вызывать их любовь или ненависть. Боги Древнего Рима представляли собой воплощения абстрактных понятий.

В Китае, проповедующем даосизм, духовенство выполняло роль чиновников и помогало добиться благополучия народа. Их религиозные догматы являются настоящими философскими учениями, как и в случае с дошедшим до наших дней индуизмом.

Национальные религии

Одно время было распространено деление на мировые и национальные религии. Однако современные ученые не считают его корректным. Дело в том, что когда зарождались эти религиозные верования, общества еще не делились на определенные нации, а состояли из нескольких групп, этнически связанных между собой обществ.

Понятие национальных религий появилось в девятнадцатом веке для обозначения таких верований, которые были приняты в пределах определенного народа, но не распространились за его пределы.

Обычно к этому виду культов относят те, что зародились на заре цивилизации. Религии древних римлян и греков, шумеров, египтян, инков, являются примерами национальных.

И все же некоторые этнические верования дошли до наших дней, причем почти не изменившись со временем. Иудаизм в Израиле, индуизм в Индии, конфуцианство и даосизм в Китае, синтоизм в Японии практикуются до сих пор.

В противовес национальным, мировые религии – это распространившиеся по всей Земле культы, этническую принадлежность которых нельзя определить.

Христианство

Существует всего три мировые религии, одной из которых является христианство. Его главной отличительной особенностью является описание мира в исторической целостности. Согласно его догмам, наш мир был создан единым могущественным Богом. И с тех пор постоянно им управляется до тех пор, пока не произойдут пришествие Мессии и Страшный суд.

Центральной фигурой в христианстве стал Иисус Христос — богочеловек, подаривший людям учение о том, как правильно жить в этом мире.

Помимо Ветхого Завета, практически полностью пришедшего из иудаизма, в Библию (священную для христиан книгу) входит также и Новый Завет. В нем рассказывается о периоде земной жизни Христа, излагаются его учение и деяния его учеников.

Согласно верованиям христиан, однажды земная жизнь человечества завершится концом Света, после которого всех людей ждет Страшный суд. Именно тогда, согласно поступкам каждого человека, будет определена его дальнейшая судьба.

Православие и его ветви

К мировым религиям относится не только само христианство, но и основные его течения. Название «православие» произошло от греческого слова ortodoxia, что означает «правильная слава». Самостоятельным это направление стало в XI веке. По поводу обрядов и канонов православия в разных странах нет единого суждения. Службы ведут на национальном языке страны, где они проходят.

Отдельно выделяют русскую, грузинскую, армянскую и греческую православные церкви, каждую из которых возглавляет свой патриарх.

В семнадцатом веке священнослужители, не согласные с реформами Никона, образовали собственное течение – старообрядчество, сохранившее прежние ритуалы и каноны. В начале двадцатого века выделилась еще и подпольная катакомбная церковь, не желающая сотрудничать с властями.

Католицизм

Перечисляя главные мировые религии, нельзя не упомянуть о такой ветви христианства, как католицизм. Вся католическая церковь управляется из Ватикана, а ее главой считается избираемый голосованием кардиналов Папа Римский. Его персона считается непогрешимой.

Католики почитают святых и в особенности Деву Марию. Среди их догматов есть понятие чистилища, куда души людей попадают после смерти. Службы часто ведутся на латыни, но также и на национальных языках.

Протестантизм

Основные мировые религии включают в себя и такую ветвь христианства, как протестантизм. Возникло это движение в Европе XVI века, во времена Реформации. В нем есть 3 основных догмата, включающих признание истинным Священным Писанием только Библии, признание спасения души только через принятие искупительной жертвы Христа и отрицание главенства Папы Римского. Для протестантов любой верующий может называться священником, и нет необходимости в заступничестве святых или Девы Марии.

В протестантизме развилось множество различных течений, которые можно включить в мировые религии мира. Это и адвентизм, основанный на вере в скорый Страшный суд, и анабаптизм, последователи которого считают правильным креститься уже взрослыми, и англиканская церковь, главой которой является король или королева Англии. Есть также баптизм, кальвинизм, квакерство, лютеранство, методизм и другие религиозные учения, делающие акцент на определенных аспектах в своей вере.

Ислам

К мировым религиям относится ислам – довольно молодое религиозное учение по сравнению с остальными (появилось в седьмом веке нашей эры). Основателем его является пророк Мухаммед, сделавший основой веру в единого Бога – Аллаха, которому человек должен покориться беспрекословно, и даже не пытаться понять его волю.

В исламе действуют законы шариата, которые, по сути, являются сводом государственных законов и устанавливают понятия права.

Как и все основные мировые религии, ислам является силой, объединяющей тех, кто его исповедует (в данном случае в основном арабские народы). Священной книгой для мусульман стал Коран, являющийся цитатником пророка Мухаммеда.

Основным направлением в исламе является суннизм, в котором наследниками Мухаммеда считаются первые три халифа. Приверженцы другого исламского течения – шииты – называют преемником пророка Али, его зятя.

Буддизм

В три мировые религии входит буддизм. Зародился он как противоположность индуизму, давая возможность получить просветление не только представителям высших каст, но и простому народу.

Основал буддизм княжеский сын по имени Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, который позже стал называться Буддой. Он был первым человеком, достигшим просветления – нирваны.

Главное, к чему по версии буддизма должен стремиться человек, – это к обретению абсолютного покоя и растворение в вечности, то есть к достижению нирваны. Отсюда следует важный принцип жизни: нельзя оказывать сопротивление злу.

Основополагающее понятие, которое различает мировые религии – это представление о том, куда попадает душа человека после смерти. В буддизме поддерживается идея реинкарнации, то есть перерождения в новом теле, которое зависит от деяний прошлой жизни (закон кармы).

Географическое распространение основных религий

Прежде всего, мировые религии – это верования, которые широко распространены во множестве стран по всей Земле.

В странах Европы, а также в Америке и даже Австралии, чаще всего можно встретить представителей христианства. Эта религия является самой распространенной в мире (ее исповедуют около двух с половиной миллиардов человек).

Если рассмотреть, какие мировые религии объявлены государственными в странах Африки и Ближнего Востока, то окажется, что в основном это мусульманство (ислам). По количеству верующих он занимает в мире второе место (примерно полтора миллиарда человек).

В современном мире мусульманство стало оказывать большое влияние на развитие человеческой цивилизации. Исламскими сейчас можно считать более 50 государств, а мусульманские диаспоры встречаются в более чем половине стран по всей планете.

Приверженцев буддизма чаще всего можно встретить в азиатских странах (около полумиллиарда человек).

Атеизм

Судя по распространению в современном обществе, атеизм – это новая мировая религия. Его концепция – отрицание существования Бога, основывается не просто на вере, но имеет под собой веские научные и философские основания.

Природа — все, что окружает человека, для атеиста является единственным существующим. Согласно этому мировоззрению человечество само за время своего существования придумало себе богов.

Атеизм признает лишь то, что можно доказать с помощью науки опытным путем, в противоположность концепции веры в других религиях.

Другие современные религиозные верования

Есть различные современные мировые религии, отдельные из которых имеют глубокие корни, а другие были созданы совсем недавно, порой даже в шутку.

Например, индуизм, синтоизм и иудаизм раньше были сугубо национальными. Их исповедовали в узком кругу людей, которые определили их культурные особенности. Теперь благодаря техническому прогрессу они стали распространены и за пределами своих регионов.

Всего 11 лет назад физик Бобби Хендерсон основал собственную шуточную религию – пастафарианство. Она провозглашает веру в летающего макаронного монстра и изначально была призвана показать всю абсурдность изучения в школах и университетах концепции сотворения мира. Однако, сейчас к пастафарианству в некоторых странах стали относиться как к серьезной религии. Так что кто знает, как изменится мировоззрение человечества через сто лет.

Источники:

http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-14/
http://infopedia.su/18x10b58.html
http://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/mirovyie-i-natsionalnyie-religii-istoriya-priznaki-i-osnovyi
http://www.sites.google.com/site/demoggeo/home/reg
http://businessman.ru/new-mirovye-religii-eto-mirovye-i-nacionalnye-religii-mira.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: