19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Меры деофшоризации

Какие меры предпринимают власти для деофшоризации российской экономики

В настоящее время активно идёт процесс деофшоризации (деоффшоризации) российской экономики. Это борьба с компаниями, находящимися в офшорных юрисдикциях, если они не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих их. Рассказываем о законодательных мерах, которые направлены на деоффшоризацию.

Какая политика деофшоризации в России

Курс на деофшоризацию В. Путин заложил в своём Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года. В итоге Правительство РФ разработало ряд нормативно-правовых актов, направленных на пресечение вывода средств из российской юрисдикции.

Например, был принят т. н. Закон о деофшоризации. Это Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ под названием «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Он предусматривает налогообложение в России доходов компаний, находящихся в офшорной юрисдикции, если они не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании.

Кроме того, в отношении компаний, находящихся в офшорной юрисдикции, распространен запрет на получение кредитов Внешэкономбанка.

Также принят Закон от 15 февраля 2016 г. № 23-ФЗ с изменениями в Бюджетный кодекс РФ, который предусматривает в том числе запрет на получение субсидий из бюджета, бюджетных инвестиций и государственных (муниципальных) гарантий компаниям, находящимся в офшорной юрисдикции.

А Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 227-ФЗ с изменениями в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен запрет на заключение государственных и муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в офшорах.

19 февраля 2018 года Президентом В.В. Путиным подписан ряд федеральных законов, которыми предусмотрены меры, направленные на легализацию бизнеса:

  • «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;
  • «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 3 ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»;
  • «О внесении изменений в ст. 76.1 УК РФ».

Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.

Деофшоризация – термин, который включает в себя два действия: борьбу с офшорами с помощью ужесточенного контроля над операциями в офшорных зонах и развитие экономики, которое приведет к упрощению условий ведения бизнеса.

Офшорные компании: правовой статус

Офшорная (вне границ) схема изначально была запущена и активно используется для упрощения ведения бизнеса. Так предприниматель для регистрации своей фирмы выбирал страну, в которой более благоприятные условия, в том числе и меньшие налоги.

Такая схема не новая для человечества. Еще в античности финикийские купцы, выбирали для торговли города, в которых власти устанавливали минимальные пошлины. Поиск способов сэкономит является естественным для человека. В наше время первыми «пользователями» офшорной зоны стали американцы в 50-е годы ХХ века.

Основная цель, ради которой предприниматели уходят в офшор, – оптимизировать налогообложение. Среди других преимуществ:

  • упрощенная схема регистрации компании;
  • находясь под юрисдикцией другой страны, компания имеет большую юридическую и информационную защиту;
  • упрощенный выход на международный рынок.

Законное использование офшоров не является нелегальной деятельностью. Единственное условие – своевременная и полная уплата налогов. При этом место регистрации компании не имеет значения.

Суть деофшоризации

Деофшоризация возникла в качестве ответной реакции на злоупотребление офшорами предприятиями. Цель подобной меры – сделать более прозрачной систему ведения бизнеса, в том числе, в открытом доступе должна быть информация о собственниках предприятий. В рамках системы законодательных инициатив, к примеру, в России повысили налоги, различными способами усложнили отмывание криминальных денег. Антиофшорная политика в 2000-ых годах значительно усложнила модель использования офшоров.

Борьба с офшорами: мировая практика

Мировой финансовый кризис 2008 года привел, кроме всего прочего, к усилению борьбы с офшорами. Поскольку, по мнению аналитиков, финансовые схемы, связанные с регистрацией компании в других странах, а не непосредственно по месту проживания, стали одной из основных причин падения всемирной экономики.

Второй сильный всплеск протестов относительно противостоянию офшорам был отмечен в мировом сообществе в 2013 году. Именно в то время организовали новый пул G5 с одной стороны с США, а с другой с Великобританией, Германией, Италией, Испанией и Францией. Страны заключили договор относительно автоматического обмена налоговой информацией. Со временем к ним примкнули Бермудские острова, Монтсеррат и другие.

Политика деофшоризации развернула масштабные кампании внутри государств относительно:

  • определения реальных владельцев компаний;
  • выяснения, кто обогащается за счет предприятий в офшоре;
  • установления информации об уплате или неуплате офшорными компаниями налогов.

Многие государства присоединились к Конвенции Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития, заключив договоренность о взаимной административной помощи по налоговым делам. Таким образом, без составления официальных запросов, автоматически, происходит обмен информацией и проведение одновременных налоговых проверок в нескольких странах. Присутствующие на встрече G8 говорили о том, чтобы совместными усилиями положить конец корпоративной конфиденциальности.

Лидеры «Группы двадцати» отметили, что планируется организовать продуманный процесс отслеживания выполнения повестки по налоговым вопросам. По результатам встречи G20 были созданы новые стандарты автоматического обмена информацией и написан План относительно действий по перемещению прибыли через офшоры и размыванию налогооблагаемой базы.

Деофшоризация в России

Закон о деофшоризации или же первый антиофшорный, как его именуют в России, – это закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций». Таким образом, пред всеми российскими налогоплательщиками поставили обязательное условие – до 1 апреля 2015 года раскрыть свое косвенное или прямое участие в ведении бизнеса иностранными компаниями. Обязательство не распространялось только на граждан, которые руководят офшорными компаниями через траст.

В 2016 году в Пекине Россия подписала Декларацию о многостороннем и автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. При этом РФ должна выполнить два требования, по указаниям Организации экономического сотрудничества и развития:

1) введение национального законодательства и подзаконных актов – обеспечит автоматический обмен информацией;

2) абсолютная конфиденциальность относительно передаваемой информации.

В 2017 году Президентом РФ был подписан закон о международном автоматическом обмене информацией, он стал один из этапов деофшоризации российской экономики. По данным на конец 2017-го финансовая информация из РФ передается 56-и странам, а получает государство сведения из 73-х.

Юристы, экономисты и чиновники Российской Федерации разделились на два лагеря:

  • Первые считают единственно правильным путем избавления от незаконных схем ведения бизнеса в иностранных государствах – это полное «истребление» офшорных компаний, путем внесения поправок в законодательную базу;
  • Вторые же придерживаются мнения, что прежде чем вернуть все компании в РФ, необходимо улучшить условия ведения бизнеса в своей стране.

Есть ряд причин, которые толкают российских бизнесменов уходить в офшор, среди них:

  • несовершенное законодательство;
  • неблагоприятный инвестиционный климат;
  • неразвитый фондовый рынок и др.

Решить эти проблемы непросто, тем более в короткий срок, но изменения в законодательной базе, уменьшение налогов могут вернуть капитал компаний на территорию родной страны. Теоретически устранить причины можно, соблюдая законные права и свободы граждан, реализовывая принципы правового государства, искоренив коррупцию и т. д.

Деофшоризация бизнеса

Обмен данными между налоговыми администрациями стран привел к снижению количества российских компаний в офшорной зоне. В связи с тем, что владельцы крупных компаний отказались от прежних схем с использованием собственников из иностранных юрисдикций, выручка, как и активы, уменьшились.

Но не только деофшоризация приводит к тому, что компании выводят деньги извне, а и повышение прозрачности ведения бизнеса в странах офшорной зоны.

Деофшоризация — это. Меры по деофшоризации российской экономики

Сегодня мы разберем достаточно молодой, но весьма популярный термин, который скрывает под собой целый комплекс государственных мер. Это деофшоризация. Представим трактовку понятия, законодательные акты, подтверждающие этот процесс. Рассмотрим, что такое офшоры, почему они нежелательны для экономики государства.

Определение понятия

Деофшоризация — это комплекс мероприятий, который направлен на исключение или снижение вовлеченности в государственный хозяйственный оборот резидентов РФ, выступающих под маской иностранных лиц (или использующих нормы иностранного права), преследуя цели незаконного ухода от налогов. Такие мероприятия проводятся в разных сферах — законодательной, правоприменительной и информационной.

И это не единственная формулировка понятия. Унифицированной его характеристики пока что не существует. Также деофшоризация — это:

  • Борьба с самими офшорами, а также ужесточение контроля над операциями, что проходят в офшорных зонах.
  • Комплекс мероприятий по «оздоровлению» бизнеса в рамках государственной политики.
  • Один из факторов развития экономики, облегчающий ведение честного бизнеса.

Деофшоризация — это термин, который стал использоваться в российской экономике сравнительно недавно, с 2013 года. Государственные мероприятия, названные данным понятием, призваны наложить запреты на использование офшоров и иностранных компаний резидентами РФ.

Читать еще:  Как писать резюме на руководящую должность

Что такое офшор?

Чтобы до конца уяснить смысл понятия, которым мы будем оперировать, нужно четко представлять значение слова «офшор». Что это простым языком?

Термин происходит от англ. offshore — «вне берега». Это финансовые центры, которые привлекают иностранный капитал налоговыми и административными льготами. Офшором может быть и определенная зона, и целая страна. Второе популярное название — «финансовый рай». Так их зон сегодня в мире немало — порядка 50.

Около 10 % финансовых накоплений на планете сконцентрированы именно в офшорных зонах. Если перейти к конкретным цифрам, то порядка 32 триллионов долларов. А это превышает объединенный ВВП двух самых развитых стран мира — Японии и Соединенных Штатов.

Офшор. Что это простым языком? Офшорная компания — это фирма, которая зарегистрирована иностранным предпринимателем в зоне с благоприятным налоговым климатом.

Ошибкой считать сами офшоры незаконными. Но нельзя отрицать факта, что они широко используются для различных экономических преступлений. Как то: применение экономических мошеннических схем, криминальное «отмывание» денег. Популярна и такая практика: в офшорах регистрируют свои компании государственные чиновники, которым закон запрещает ведение бизнеса. Яркий пример такого нарушения — громкое «Панамское досье».

Офшоры бывают разные

Также важно четко различать основные разновидности офшоров:

  • Полная офшоризация. Такие зоны, где компании полностью освобождаются от отчетности. Процент налогов на прибыль тут невероятно низкий. Или же предприниматели просто уплачивают фиксированную сумму. Где-то и вовсе бизнесмен может быть полностью освобожден от уплаты налогов. К таким зонам относят Сейшелы, Кипр, Доминику, Британские Виргинские острова, Белиз, Невис, Федерацию Сент Китс.
  • Налоговая офшорная зона. Тут вводятся пониженные налоговые ставки. Однако компании не освобождаются от учета своей деятельности, сдачи налоговой отчетности. Подобными зонами сегодня считаются Панама, Гонконг, Шотландия.
  • «Налоговые оазисы». Определенная ограниченная офшорная территория внутри какого-либо государства.

Сегодня в мире самым популярным офшором считаются Виргинские острова. Зона привлекает бизнесменов простотой как регистрации, так и ведения бизнеса, отсутствием налоговых платежей. Кроме того, предпринимателю гарантируется полная конфиденциальность его личных данных: о проведенных финансовых операциях, личности, получаемой прибыли.

Законное использование

Деофшоризация экономики в Российской Федерации вовсе не означает полный запрет на регистрацию российскими предпринимателями фирм в иностранных государствах. Допускается следующее законное использование офшоров:

  • Создание совместных компаний с иностранными партнерами.
  • Защита прав бизнесменов в условиях более развитой юридической системы, с применением пока отсутствующих в РФ финансовых инструментов.
  • Создание специальных механизмов, обеспечивающих защиту активов и наследование собственности.
  • Проведение благотворительной деятельности и проч.

Незаконное использование

Российское государство при этом активно борется со злоупотреблением офшорами. Это незаконное их использование в следующих целях:

  • Легализация финансовых средств, полученных криминальным путем.
  • Уклонение от уплаты налогов.
  • Накопление прибыли, не облагаемой налогом, вне территории Российской Федерации.
  • Рейдерство, применение мошеннических схем по «отмыванию» денег и проч.

Закон о деофшоризации, таким образом, не отменяет использование офшоров — не важно, где бизнесмен зарегистрировал компанию. Важно, чтобы его фирма не уклонялась от уплаты полагающихся налогов.

Основные задачи по деофшоризации

Правительство РФ для решения данной проблемы вводит следующие меры по деофшоризации российской экономики:

  • Обеспечение усиления прозрачности офшорных компаний.
  • Выявление реальных бенефициаров. То есть граждан, которые на деле являются собственниками активов, хозяйственных субъектов и прочих ценностей, зарегистрированных в офшорных зонах на подставных лиц.
  • Улучшение международного информационно-налогового сотрудничества.
  • Определение истинных причин, которые побуждают российских предпринимателей регистрировать свой бизнес в офшорных зонах.
  • Устрание (или минимизирование) влияния данных причин на отечественный бизнес.
  • Стимулирование возвращения предпринимателей из офшоров на территорию Российской Федерации.

Причины ухода в офшор

Чтобы итоги деофшоризации были результативными, Правительству нужно четко знать, что же подтолкнуло бизнесменов к регистрации компании в офшорной зоне, а не на территории РФ.

На сегодня экономисты выделяют следующие главные причины:

  • Несовершенство законодательства Российской Федерации.
  • Неблагоприятный климат для привлечения зарубежных инвестиций.
  • Неразвитый фондовый рынок.
  • Неэффективная судебная система.
  • Сложные условия для активного ведения бизнеса.

Теоретическое устранение

В теории, для устранения вышеперечисленных причин правительству Российской Федерации необходимо сделать следующее:

  • Реализовывать внутри РФ принципы правовых государств.
  • Соблюдать законные свободы и права своих граждан.
  • Укреплять демократические институты общества.
  • Искоренять коррупцию и бюрократию.
  • Создавать благоприятные условия для регистрации и последующего ведения бизнеса в РФ. К примеру, устранить чрезмерное вмешательство чиновнического аппарата в экономику.

Для непосредственного воплощения этих тенденций деофшоризации в жизнь был принят целый комплекс нормативных и правовых актов.

Нормативные документы РФ

В Российской Федерации на сегодня введен целый ряд нормативных актов, напрямую связанных с деофшоризацией бизнеса:

  • Указ Президента РФ «О долгосрочной экономической государственной политике» (7.05.2012). В данном акте глава государства поручил Правительству реализовать меры по обеспечению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ. В том числе это и противодействие уклонению от отчисления налогов в РФ путем создания офшорных фирм и компаний-однодневок.
  • Послание Федеральному Собранию Президента РФ (12.12.2012). В документе глава государства сформулировал необходимость разработки комплексных, взаимосвязанных мер по деофшоризации российской экономики.
  • «Черные списки» офшорных зон, составляемые и контролируемые ФНС РФ, Министерством финансов, Центробанком.
  • ФЗ № 376 (принят в 2014-м, внесены поправки в 2015, 2016 гг.) «О налогообложении зарубежных контролируемых компаний и доходов иностранных фирм». Считается первым антиофшорным законом в РФ.
  • ФЗ № 115 «О противодействии отмыванию преступной прибыли» (2001).
  • ФЗ № 140 «О добровольном декларировании активов и счетов в банковских организациях» (2015).
  • ФЗ № 44 «Контрактная система государственных закупок» (2013).
  • Программа по деофшоризации отечественной экономики «Повышение привлекательности для российского бизнеса отечественной юрисдикции».

Познакомимся теперь с главным законодательным актом из списка.

Антиофшорный закон

Главное решение Правительства о деофшоризации — это принятие ФЗ № 376, который внес значимые изменения в Налоговый кодекс в 2014 году. Документ также называют законом об антиофшоризации.

Если предельно кратко изложить содержание этого нормативного акта, то можно уместиться в два тезиса:

  • Прибыль, что российские резиденты получают в офшорах, должна облагаться налогами по отечественному законодательству.
  • Уведомление налоговой службы об участии (прямом или косвенном) российских физических или юридических лиц в иностранных компаниях. А также последующее декларирование их прибыли согласно доле участия.

Кроме того, ФЗ № 376 (2014) ввел в Налоговый кодекс ряд не применяющихся ранее понятий: «контролирующие лица», КИК («контролируемая иностранная компания»), «фактический получатель прибыли» и проч.

Изменение законодательства

ФЗ № 150 (2015) и ФЗ № 32 (2016) внесли следующие поправки в главный российский деофшорный закон:

  • Срок подачи уведомления об участии в иностранной фирме (или о прекращении такого участия) увеличен с 1 до 3 месяцев.
  • Факт получения дохода не признается в том случае, если он получен в итоге передачи правомочий на получение прибыли между членами одной семьи (касается иностранных юридических лиц).
  • Налогообложение в случае продажи ценных бумаг, которые контролирующее лицо приобрело у своей контролируемой фирмы.
  • Условия освобождения прибыли контролируемых зарубежных компаний от налогообложения в РФ.
  • Конкретизация круга взаимосвязанных лиц.
  • Обязательный контроль всех внешнеторговых операций с офшорными фирмами, размер которых превышает 60 млн рублей в год.
  • Введение санкций за регистрацию фирм через подставных лиц.
  • Установление ответственности за использование незаконной документации, удостоверяющей личность, при регистрации фирмы-однодневки.

Офшоры сами по себе не являются преступными. Но многие недобросовестные бизнесмены используют их для отмывания доходов, сокрытия от налогов. Против таких предпринимателей и направлена деофшоризация в РФ.

7 наиболее часто используемых способов бизнеса в РФ приспособиться к реалиям деофшоризации

Деофшоризация в России и в мире вступила в активную фазу еще в 2013 году. Даже еще в первом полугодии 2015 некоторые эксперты говорили о том, что ничего страшного офшорам и иностранным компаниям вместе с владельцами не грозит, а уже с лета 2015 предпринематели начали активно придумать стратегии по защите от этой самой деофшоризации.

На самом деле деофшоризация зацепила не только и не столько тех, против кого она вводилась, а это были налоговые уклонисты и выводящие огромные средства из страны, сколько тех, кто ведет международный бизнес и сотрудничает с иностранными коллегами. Любая иностранная компания, даже без налоговых льгот, получила в нагрузку новую отчетность, риски и даже дополнительные выплаты в Госбюджет.

Спустя два с половиной года и внедрения в России закона о КИК, после подписания соглашений по обмену налоговой информацией и первой практики с изменениями в бизнесе, можно подвести итоги и посмотреть, какие стратегии пригодились в деофшоризации. Разумеется, список приблизительный и в будущем он наверняка пополнится. Ведь только обмена налоговой информацией со всеми офшорами мира налоговым органам РФ и не хватает.

Бизнесу приходится приспосабливаться и процесс явно не завершен. Но на сегодня эксперты выделили условно 7 стратегий против законов о деофшоризации и последствий, которые они создали.

Начнем с самых серьезных, требующих множество сил и труда.

1. Ликвидация иностранных компаний или замена на российские предприятия

Для некоторых бизнесов иностранная структура может оказаться чрезмерно тяжелой для нынешней ситуации: если оставить как есть, налоги, штрафы и требования задушат, а переделывать – дороже, чем получаемые дивиденды. В этой ситуации предприниматели решали полностью отказаться от иностранной компании или пересоздать данную структуру на территории России.

Читать еще:  Завод по изготовлению чая в пакетиках

Закон о деофшоризации позволил сделать такой шаг с наименьшими потерями и даже предложил налоговые льготы, чем и воспользовались российские предприниматели.

Выбирая этот способ стоит вспомнить почему Вы когда-то решили воспользоваться иностранными структурами. Стали ли с этого момента лучше защищать права собственности в РФ? Выбирая этот способ стоит задуматься, как-минимум, о защите и диверсификации личных активов. Вы можете начать с подбора иностранного банковского счета вместе со специалистом по международному банкингу.

2. Перенос резидентства компаний

Если все же иностранная структура важна и выполняет совершенно очевидные функции (как вариант, сотрудничает с иностранными партнерами в рамках английского права), то закон предложил альтернативу. Позволяется объявить компанию налоговым резидентом России, платить налоги в России, но продолжать основную деятельность там, где и раньше.

Даже на словах система не слишком понятна, а на практике оказалась еще более запутанной. Дело в том, что нормативная база появилась лишь в текущем году, спустя год после вступления в силу закона. Но даже существующие правила остаются запутанными, что делает такую систему несколько рискованной. Однако ею пользуются, и мы ждем практического отзыва от пользователей и налоговиков.

3. Российский холдинг вместо иностранного

Закон о КИК требует платить российские налоги на нераспределенную прибыль. Разумеется, новые поправки добавили исключения в виде активного бизнеса или холдинга с активными бизнесами в связке, но все же реинвестирование прибыли в компанию становилось связано с лишними налоговыми затратами.

В итоге разумным и практическим решением стало создание российского холдинга, который благодаря льготе на дивиденды для юридических лиц, способен принимать в себя иностранную прибыль и затем сразу инвестировать ее обратно. А налоговая ставка в таком случае составляет 0%.

Разумеется, это дополнительные затраты на создание российской структуры, администрирование и т.п., но поскольку речь идет о реальном бизнесе, которому необходимо продолжать работать, решение стало относительно популярным.

4. Налогово-прозрачный подход

В большинстве стран мира существуют формы бизнеса с так называемой налоговой прозрачностью: когда налоги собираются не с самого предприятия, но с его владельцев. Самый яркий пример – партнерства, где налог с прибыли платят сами партнеры, как физические лица.

Аналогично поступили и владельцы иностранных компаний, переведя часть бизнеса в такую «налогово-прозрачную» форму. Закон такое позволяет, поскольку выгодополучателем считается итоговый бенефициар. Такая схема даже позволила частично сэкономить на налогах за счет существующих соглашений.

Понятно, что данный подход годится далеко не для каждого бизнеса. Если нет, имеет смысл рассмотреть следующую стратегию:

5. Реальное присутствие в иностранных компаниях

Не секрет, что в свое время было создано огромное количество полуфиктивных оффшорных, оншорных и мидшорных компаний, которые занимались лишь тем, что перекачивали деньги из одной точки планеты в другую или накапливали прибыль без реальной деятельности. Против этого и борется российская деофшоризация, впрочем, как и международная.

Чтобы избежать обвинений в фиктивности, доказать, что компания имеет право претендовать на получаемый доход, необходимо то самое реальное присутствие. По факту, зарубежная компания становилась не кошельком или «Трубопроводом», но реальным бизнесом.

Кто-то для этого объединял несколько ранее существовавших бизнесов, выбирая базой то место, где уже работают сотрудники. Кто-то создавал с нуля новые компании. А кто-то отправлял сотрудников туда, где никогда никого не было, чтобы организовать реальный офис.

Некоторые ограничиваются малым, создавая сайты для оффшоров и нанимая профессиональных директоров непосредственно в юрисдикции.

6. Дополнительное звено или блокер – оффшорные трасты и фонды

Суть стратегии в том, что между иностранными компаниями и реальным владельцам из России создается дополнительное промежуточное звено, которое разрывает фактическую связь. Проблема здесь в том, что требуется отказаться как от формального владения долями (что легко выполнимо), так и от фактического контроля (что уже сложнее).

Передать имущество в траст или фонд, который напрямую не принадлежит россиянину – идея простая и предсказуемая. Да только по закону требуется отказаться и от непосредственно управления компанией, что нашим предпринимателям очень не нравится. В итоге по задумке конструкция выглядит простой, а вот по реализации – не слишком.

В итоге систему используют, но гораздо меньше, чем предполагалось ранее.

7. Лидер популярности: смена резидентства для бенефициара

Эта стратегия с первых дней была самой понятной и предсказуемой по результатам. Неудивительно, что многие состоятельные люди действительно решили пойти по этой тропе и переселились в Швейцарию, США и другие страны.

Что в итоге? КИК как таковых не появляется, потому что это определение требует владельца налогового резидента в России. А его уже нет. Чтобы лишиться статуса налогового резидента необходимо пробыть за пределами России более 183 дней за 12 месяцев.

Получить же резидентство в другой стране можно за тот же срок или с помощью специальных налогов, наподобие паушального.

Это самый простой, понятный и популярный метод работать с деофшоризацией. Дополняет этот метод приобретение второго паспорта, ради того, чтобы жить на ПМЖ в западной части мира не только с паспортом РФ, но и с паспортом одной из стран Британского Содружества. Вторые паспорта также широко применяет для тестирования различных стран мира с территориальным налогообложением или низкой налоговой нагрузкой для комфортного проживания и для безвизовых путешествий, которые будут способствовать развитию международного бизнеса. Именно поэтому хайнеты приобретают второе гражданство и паспорт для всех членов семьи. Кроме того, вторые паспорта широко используют для открытия иностранных банковских счетов, особенно в тех банках, где к гражданам РФ относятся насторожено.

Возникли вопросы по стратегиям? Обращайтесь за консультацией: info@offshore-pro.info.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

Многие люди задаются вопросом, как начать бизнес без денег. Как можно себе представить, это нелегко сделать. По статистике, 95% стартапов прекращает своё существование в первые…

Бизнес с канабисом, который у нас более известен как конопля или марихуана, отличается крайне высокой степенью рентабельности, но во многих странах юридически он является незаконным.…

Южную Америку сложно назвать местом с высоким уровнем жизни, развитой экономикой и отличными перспективами на будущее. Многие страны только-только начали выбираться из кризиса, другие погрязли…

14 ноября 2019 года Latin American Markets & Opportunities семинар соберет спикеров с разных уголков мира для обсуждения направлений развития латиноамериканского рынка и бизнес возможностей.…

Сегодня мы хотим рассказать о МАСТЕРЕ, которого International Wealth вдохновил на создание эксклюзивного изделия из кожи. Честно признаемся, мы попросили, чтобы Andy подготовил интересные вопросы…

Тенденции электронной коммерции, направления рынка и бизнес стратегии меняются каждый день. Такие изменения вызваны увеличением численности населения и их уже привычным желанием совершать платежи и…

Регистрация стартапа – это, не просто создание юридического лица, это процесс, к которому важно подойти ответственно. Выбор страны, налоговой системы, бизнес-структуры и защиты собственного продукта…

В июле 2019 года за криминального авторитета и «вора в законе» Олега Шишканова (Медведева) вступились десятки деятелей культуры, с просьбой заменить взятие под стражу на…

Деофшоризация экономики России

Отток капитала за рубеж, в том числе в офшорные зоны, наносил много лет серьезные проблемы экономике России. В этой связи в последнее время был принят ряд законодательных изменений, которые позволили сократить утечку капитала. Сформировалась и первая судебная практика, о которой мы тоже поговорим.

Актуальные законодательные изменения

Прежде всего, необходимо отметить, что меры по деофшоризации экономики России приняты достаточно недавно, тогда как другие страны приняли законодательные изменения, например, ввели экономические амнистии в отношении капитала еще в 80-х и 90-х годах прошлого века:

  • Аргентина – 1987 год;
  • Франция – 1982, 1986 год;
  • Индия – 1997 год.

В США действует специализированный суд Tax court, рассматривающий вопросы взаимозависимости, ценообразования, оттока капитала за рубеж без уплаты налогов.

В России же, например, законодательство в отношении методов ценообразования, сделок между взаимозависимыми лицами, контролируемых сделок появилось лишь в 2011 году (Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ).
Первые антиофшорные поправки были предложены ФНС только в 2012 году. Так, во исполнение поручения Правительства РФ от 5 марта 2012 г. № ВП-П24-1269 ИФНС представила проект антиофшорных изменений (Письмо ФНС России от 30 марта 2012 г. № СА-20-7/348). В частности, было разработано Типовое российское соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. И только с 2015 года был принят закон, регулирующий контролируемые иностранные компании, предполагающий репатриацию прибыли из-за рубежа, а также штрафные санкции в отношении компаний, не предоставивших уведомление о контролируемых иностранных компаниях (Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

Читать еще:  Станок для производства травяных гранул

Введена и новая ответственность налогоплательщика. Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком — физическим лицом или организацией, сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками — физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками — организациями, но не менее 100 000 рублей (статья 129.5 НК РФ).

Также в 2015 году была введена амнистия капиталов. Так, был принят Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ, направленный на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их интересов, в том числе за пределами РФ, а также снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, находящихся в других странах. В соответствии с принятым механизмом освобождаются от ответственности добровольные декларанты контролируемых иностранных компаний (КИК). Но для этого им придется декларировать КИК дважды.

Первый раз – по закону о деофшоризации (в обязательном порядке) и второй раз – по закону о добровольном декларировании, добровольно. И важно помнить, что амнистия уже скоро закончится. Желающие смогут подать в налоговый орган специальную декларацию до 30 июня 2016 года (ранее срок был установлен до 31 декабря 2015 года), и больше продляться декларация не будет.

Скорее всего, вместо добровольного декларирования государство будет развивать институт принудительного раскрытия информации о бенефициарах. Так, в настоящее время разработан законопроект, предусматривающий раскрытие информации о бенефициарах (Проект Федерального закона N 965365-6).
В соответствии с данным законопроектом юридическое лицо обязано:

  • регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
  • хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений.

Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, можно ожидать дальнейшее развитие и принятие дополнительных мер по деофшоризации экономики.

Но уже можно оценить первые итоги деофшоризации.

Итоги деофшоризации

В 2015 году Центробанк определил сумму оттока капитала из России в $53 млрд, что почти в два раза меньше, чем в 2014 году. Подобное снижение можно связать со многими причинами: снижение количества денежных средств в валюте в стране, значительное обесценение рубля, кризисные явления в экономики.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что американские исследователи (Global Financial Integrity) полагают, что успехи в отношении снижения суммы оттока капитала из России не так значительны, по их мнению, из России нелегально ушло порядка 105 млрд долларов.

Амнистия капиталов также не привела к реальным результатам. И причин этому несколько: недоверие граждан к механизму амнистии, достаточно сложный механизм подачи декларации, ведь ее нельзя например, послать просто по электронной почте, а необходимо лично явиться в налоговый орган, отсутствие какой-то мотивации в отношении декларирования зарубежных счетов и недвижимости. Вместе с тем уже сложилась судебная практика в отношении нарушений налогоплательщиками антиофшорного законодательства.

В 2015 году Центробанк определил сумму оттока капитала из Росии в пятьдесят три миллиарда, что почти в два раза меньше, чем в две тысячи шестнадцатом году. Подобное снижени е можно связать со многими ричинами: снижение количества денежных средств в валютев стране, значительное обесценивание рубля, кризисные явления в экономике. Вместе с тем, следует

Судебная практика

В настоящее время еще не сложилась практика в отношении привлечения контролируемых иностранных компаний на основании специальных норм. Однако судебная практика свидетельствует, что борьба налоговиков с офшорами ведется старыми проверенными способами.

Скорее, налоговый орган действует по старой проверенной схеме, доначисляет налоги в связи с неправильным признанием в учете контролируемой задолженности. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2015 N 305-КГ15-8766 по делу N А40-41135/14. Суды установили косвенную зависимость российской и иностранной компании и допустили возможность применения положений пункта 2 статьи 269 Налогового кодекса не только при прямой, но и при косвенной аффилированности между российским налогоплательщиком — получателем займа и иностранной компанией, которая или через которую ему предоставляются денежные средства. Косвенная зависимость российского налогоплательщика от иностранной компании, выдавшей заем, может выражаться в подконтрольности обоих компаний единому центру — материнской компании (вхождение в международный холдинг), даже если между самими организациями заимодавца и заемщика отсутствует непосредственно отношение подчиненности или подконтрольности (владение акциями или долей в уставном капитале). По этому делу налоговым органом решением от 28.06.2013 N 18-14/51 компании был доначислен налог на прибыль в размере 184 176 372 рублей 49 копеек, пени в размере 31 458 106 рублей 22 копеек и штрафа в размере 36 835 274 рублей 50 копеек

В Определении Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N 305-КГ15-14263 по делу N А40-87775/14 суд также согласился с выводами налогового органа о правомерности доначисления налога на прибыль в отношении контролируемой задолженности. Общество не исчислило налог на прибыль с суммы положительной разницы между начисленными процентами и предельными процентами по контролируемой задолженности в сумме 806 542 377 рублей, что повлекло неуплату налога на прибыль иностранных организаций за 2011 год в сумме 80 645 237 рублей 88 копеек. Инспекция при проведении выездной налоговой проверки общества «Новая Табачная Компания» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 сочла, что у общества возникла контролируемая задолженность перед иностранной организацией и общество обязано было применять правила, установленные статьей 269 Налогового кодекса. А по мнению судов апелляционной и кассационной инстанций, норма пункта 4 статьи 269 Налогового кодекса приравнивает к дивидендам, выплаченным иностранной организации, проценты по контролируемой задолженности, независимо от того, кому фактически выплачиваются эти проценты (в том числе и российской организации).

Таким образом, борьба с офшорами и выводам капитала по традиции продолжается через выявление контролируемой задолженности и зачисление дополнительного налога на прибыль. Ещё одно направление борьбы налогового органа — это начисление налогов по сделкам, не имеющим экономической выгоды и направленным на получение выгоды налоговой. Так, в решении 9 Апелляционного арбитражного суда по делу № А40-63455/2015 от 06.06.2016 суд согласился с налоговым органом в споре с КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО). Например, суд признал, что по эпизодам заключения договора цессии, спорные сделки лишены экономического смысла. Банк просто получает необоснованную налоговую выгоду в виде минимизации налога на прибыль организаций за 2011 г. за счёт убытков, а УК «ИУА» (ООО) в виде минимизации налога на прибыль организаций за 2011 г. за счёт нарушения требований пунктов 2-4 статьи 269 НК РФ при выплате процентов по контролируемой задолженности, не удержании и не перечислении налогов с дивидендов. Спорные сделки цессии изначально при структурировании и учреждении УК «ИУА» (ООО) в ноябре 2011 г. направлены только на получение налоговой выгоды, которая не может быть признана обоснованной.

Сложилась практика и в отношении контролируемых сделок в случае непредставления в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках. Так, в Постановлении Архангельского областного суда от 07.10.2015 по делу N 4A-316/2015 суд установил факт непредставления в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках в установленный срок подтверждается доказательствами, порядок и срок привлечения к ответственности соблюдены.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговый орган в последнее время достаточно удачно проводит проверки сделок, но часто использует старые проверенные методы в борьбе с оттоком капитала.

В заключение нужно отметить, что во всем мире борются с проблемами офшоров, и недавнее «панамское досье» этому подтверждение. В России в разное время эта борьба была более или менее эффективной. Но сегодня крупным компаниям нужно иметь ввиду, что судебная практика поменялась и изменилась не в пользу налогоплательщиков.

Источники:

http://buhguru.com/uplata-nalogov/deofshorizatsiya-rossijskoj-ekonomiki.html
http://surzhyk.info/deofshorizatsiya/
http://businessman.ru/deofshorizatsiya—eto-meryi-po-deofshorizatsii-rossiyskoy-ekonomiki.html
http://internationalwealth.info/deofshorization/business-fights-deoffshorisation-russia/
http://blog.pravo.tech/deofshorizaciya-ekonomiki-rossii/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: