0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лицензирование недропользования законы

Содержание

Лицензия на недропользование: порядок получения и продления. Закон РФ «О недрах»

Согласно российскому законодательству, недра считаются собственностью нашего государства. Их нельзя приобрести или унаследовать, получить в дар или применять в роли недвижимого залогового имущества. Но вполне возможно получить от государства особое право на проведение исследования, а также на добычу различных ресурсов, которые залегают в глубине недр. Для этого предпринимателям требуется лишь пройти процедуру оформления соответствующих документов. В этой статье узнаем, зачем нужна лицензия на недропользование, а также выясним, кто и как может ее получить.

Что это такое?

Основанием для осуществления геологических, а, кроме того, производственных работ, которые связаны с исследованием или добычей ресурсов, выступает государственная лицензия на использование участка.

Такой документ по Закону РФ «О недрах» будет считаться подтверждением заключенного между государством и предпринимателем официального соглашения на передачу прав использовать участок в течение определенного срока. Общая продолжительность данного срока наряду с прочими условиями указываются в приложениях, выступающих частью соглашения.

Какие бывают виды лицензий?

Сколько имеется способов по использованию земных недр, ровно столько существует и видов лицензий. Итак, государство выдает документы, которые разрешают гражданину выполнять следующие действия:

  • Выполнять геологическое исследование недр. В этом случае владелец лицензии имеет право осуществлять поиск месторождений ископаемых, оценивая их предполагаемые объемы. Процесс изучения объектов земной коры, которые можно использовать для эксплуатации или возведения каких-либо подземных сооружений, которые функционально не связаны с добычей ресурсов, тоже имеет отношение к этому типу лицензирования. Лицензия на проведение геологического изучения не предоставляет права на детальное разведывание месторождений. Дается разрешение изучать лишь те виды ископаемых, которые приведены в приложении к документу.
  • Осуществлять добычу полезных ископаемых. Владелец данной лицензии на скважину приобретает право на проведение разведки и добычи природных ресурсов, а, кроме того, на переработку всевозможных отходов производства в рамках предоставленного уполномоченными органами горного отвода. Процесс геологического исследования может проводиться без оформления дополнительной лицензии, но при условии наличия согласия экологического контроля, а, кроме того, органов санитарного и горного надзора. Что еще предполагает лицензия на недропользование?
  • Выстраивать и эксплуатировать сооружения, которые не предназначены для добычи ресурсов. Таковыми могут являться, например, объекты, предназначенные для хранения нефтепродуктов наряду со сбросом хозяйственных вод, захоронениями токсичных отходов производства и тому подобное.
  • Выполнять организацию образования охраняемых объектов, которые обладают важным научным, лечебно-оздоровительным, эстетическим, культурным или прочим значением. К ним относят учебные полигоны наряду с экологическими и геологическими заповедниками, природными памятниками и так далее. Лицензии на право добычи ресурсов наряду со строительством сооружений и образованием охраняемых объектов выдают исключительно на те участки недр, которыми была пройдена официальная экспертиза.

Кто может получить лицензию?

В каких ситуациях следует покупать лицензию на недропользование и кто может ее получить? Получение данного документа может понадобиться в следующих случаях:

  • Гражданин намерен начать бизнес, который будет связан с добычей, а, кроме того, исследованием различных месторождений ценных ископаемых.
  • Требуется участок, который необходим для возведения подземного сооружения, предназначенного для захоронения различных производственных отходов, а, кроме того, для хранения ресурсов и тому подобное. Зачем еще может потребоваться получение лицензии на недропользование?
  • Организация нуждается в собственном источнике водоснабжения. Подземные воды считаются таким же ресурсом, как газ или нефть. По этой причине для их добывания и применения в коммерческих целях также требуется наличие лицензии.
  • Предприниматель занимается организацией природных заповедников, научно-исследовательских полигонов, оздоровительных зон и тому подобное. Во всех этих случаях нужно обращаться в Департамент недропользования.

В каких случаях лицензия не нужна?

В том случае, если полезные ископаемые, которые расположены на территории земельного участка, запланировано использовать в хозяйственных целях, которые не являются коммерческими, то его владелец или арендаторы могут осуществлять это без оформления лицензии.

Кто может получить разрешение?

Согласно Закону РФ «О недрах» получить статус пользователя, а также государственную лицензию надлежащего образца могут следующие категории граждан:

  • Граждане, которые имеют статус индивидуального предпринимателя.
  • Участники простых товариществ без образования юридического лица.
  • Юридические лица, которые были созданы гражданами России с привлечением иностранных вложений или самостоятельно.

Куда следует обращаться?

Какие требования предъявляют предпринимателям, и в какие органы следует обращаться? Лицензию на недропользование выдают, как правило, в конкурсном либо аукционном режиме. Вне конкурса данный документ могут выдать предпринимателю в исключительных ситуациях на основании решения со стороны специальной комиссии, которая была создана федеральным органом по управлению природными недрами. В состав данной комиссии помимо всего прочего должны также быть включены и представители исполнительной власти региона страны.

Подача заявки

Для того, чтобы принять участие в конкурсе либо аукционе на получение лицензии на скважину, предпринимателю требуется своевременно подать заявку, а также представить конкурсной комиссии все требуемые документы, которые указываются в сопроводительных списках к официальному объявлению о проведении данного мероприятия.

В рамках конкурсной системы выдачи лицензий победителем признают участника, чье предложение рассматривается комиссией экономически более выгодным по сравнению с другими. Кроме того, предложение должно соответствовать всем технологическим, а также экологическим требованиям. Таким образом, на аукционе побеждает участник, который предлагает наибольшую сумму за свое право использовать государственные природные недра.

Лицензию на недропользование выдает Министерство экологии и природных ресурсов. Также за этот вопрос несет ответственность Департамент недропользования. Как правило, в рамках организации конкурса по выдаче лицензий принимают участие также и представители со стороны исполнительной власти областей и регионов.

В том случае, если речь идет о лицензировании прав на разработку месторождения, которое обладает федеральным значением, то к оцениванию заявки подключается помимо всего прочего Правительство России. Имеется реестр лицензий на недропользование. Разрешение на эксплуатацию территории наряду со строительством подземных сооружений в целях осуществления деятельности, которая не связана с добычей ресурсов, принимается непосредственно после процедуры согласования с Госгортехнадзором.

Какие требуются документы?

Для того, чтобы участвовать в конкурсе лицензий на недропользование в «Роснедрах» требуется, прежде всего, заполнить заявку. В заявке должны быть обязательно указаны следующие сведения:

  • Информация о заявителе, которая должна включать в себя место основной деятельности организации наряду с хозяйственными взаимоотношениями с производственными, а также с финансовыми партнерами и тому подобное.
  • Сведения о владельцах организации-заявителя, а, кроме того о составе ее руководства, принимающего участие на аукционе.
  • Финансовые возможности организации-заявителя, которые должны подтверждать ее способность к выполнению намеченного плана работ.
  • Научно-техническая база предприятия, а также сведения о возможностях подрядчиков в том случае, если их будут привлекать для реализации указанного проекта.
  • Сведения, которые будут отражать информацию о предыдущих проектах. Обязательной составляющей является список государств, в которых организация занималась коммерческой производственной деятельностью в течение пяти последних лет.
  • Проект использования недр, который был разработан организацией-заявителем. Проект должен включать в себя конкретные и четкие предложения по его реализации.

Необходимо отметить, что лицензию на право использования недр считают действительной с момента проведения официальной госрегистрации.

Продление лицензии на недропользование

Нормативные акты предусматривают продление лицензии. При получении разрешения на вид ресурса, который попадает под компетенцию Федерального агентства придется обратиться именно в этот орган с заявкой. Если субъектом осуществляется деятельность на основании лицензии, которая выдана на общераспространенные природные запасы, то документы направляются в компетентную структуру субъекта страны.

Региональные нормативные акты устанавливают состав бумаг подачи и правила заявки. Лицензия может быть продлена только при отсутствии нарушений. В связи с этим, уполномоченными инстанциями могут быть запрошены подтверждающие документы, в том числе акты от надзорных служб.

Закон «О недрах»

Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I
«О недрах»

С изменениями и дополнениями от:

21 февраля, 26 июня, 25 декабря 1992 г., 1 июля 1994 г., 3 марта 1995 г., 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 15 апреля, 25 октября 2006 г., 26 июня, 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 14, 18, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 26 июля 2010 г., 5 апреля, 18 июля, 21, 30 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 14 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 21 июля, 24 ноября, 29, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 26, 29 июля, 30 сентября 2017 г., 3 августа 2018 г., 2 августа, 4 ноября, 2, 27 декабря 2019 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 31 мая 2020 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 396-ФЗ

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 205-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Читать еще:  Условия для усыновления ребенка из детского дома

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

21 февраля 1992 года.

Закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории РФ, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны, а также отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов. Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ РФ составляют Государственный фонд недр, распоряжение которым осуществляется интересах народов РФ. Определена компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований в сфере регулирования отношений недропользования.

Пользователями недр (за исключением использования для добычи радиоактивного сырья) могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.

Недра предоставляются в пользование на основании лицензии на определенный срок (от 5 до 25 лет — в зависимости от вида пользования) или без ограничения срока. Определены основания прекращения этого права.

Пользование недрами является платным (за исключением случаев освобождения от платы отдельных категории пользователей). Система платежей включает в себя: платежи за право на пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; сбор за выдачу лицензий; акцизный сбор; платежи за пользование акваторией и участками морского дна. Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством: за землю, за геологическую информацию и т.д.

Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр.

За нарушение Закона о недрах предусматривается уголовная и административная ответственность.

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 16 апреля 1992 г. N 16 ст. 834, в «Российской газете» от 5 мая 1992 г. N 102

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 мая 2020 г.

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 4 ноября 2019 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.

Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 октября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона за исключением пунктов 2 — 7 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 459-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пунктов 1, 2, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 228-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 364-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 июля 2008 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения частей пятой и шестой статьи 2.1, частей второй и третьей статьи 9 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ) применяются в особом порядке

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 295-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 октября 2006 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года

Читать еще:  Как выйти из черного списка банка

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 мая 2001 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ

В частичное изменение статьи 44 настоящего Закона установлено, что отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за исключением отчислений, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ, зачисляются в федеральный бюджет и имеют строго целевое назначение

Закон Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. N 4229-1

Изменения вступают в силу с 18 октября 1992 г.

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3134-1

Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона

Лицензирование недропользования

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на установленной формы бланке с Государственным гербом РФ. Она включает текстовые, графические приложения, которые являются неотъемлемой составной частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами.

Выдача лицензий

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее установленных условий, в том числе по охране недр и всей окружающей среды.

Лицензии предоставляются после проведения конкурсов и аукционов. Информация о предстоящих конкурсах и аукционах, об их итогах, о предоставлении лицензий должна быть опубликована в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов РФ средствах массовой информации.

Основными критериями при проведении конкурса или аукциона и определении победителей должны являться:

  • 1) научно-технический уровень и сроки реализации программ изучения и использования недр;
  • 2) полнота извлечения полезных ископаемых;
  • 3) вклад в социально-экономическое развитие территории;
  • 4) эффективность природоохранных мероприятий.

Критерием для выявления победителя согласно закону является размер разового платежа за право пользования участком недр. Порядок и условия проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, порядок формирования конкурсных или аукционных комиссий, порядок принятия ими решений определяются в Минприроды России или его территориальном органе совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе может последовать в следующих случаях:

  • 1) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
  • 2) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, охраны окружающей среды;
  • 3) если в случае предоставления лицензии данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

Государственная система лицензирования

Задачами государственной системы лицензирования является обеспечение:

  • 1) реализации программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы; социальных, экономических, экологических интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации;
  • 2) равных возможностей всех юридических и физических лиц в получении лицензий;
  • 3) развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;
  • 4) необходимых гарантий владельцам лицензий и зашиты их права пользования недрами.

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на Минприроды России, Рос- недра и их территориальные подразделения. Они осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов, согласовывают условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей среды.

Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр (Роснедра) или его территориальными органами; относительно участков недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов РФ, – уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Не требует получения разрешения и лицензии добыча песка, глины, торфа собственниками, владельцами земельных участков. Они имеют право по своем>’ усмотрению в границах участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, с соблюдением требований охраны окружающей среды.

Физические и юридические лица могут осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Лицензионные требования по охране недр и окружающей среды

Лицензия должна содержать условия выполнения установленных законодательством, техническими регламентами, стандартами, нормами, правилами требований по охране недр и окружающей среды. Основными экологическими требованиями наряду с указанными выше являются:

  • – проведение государственной экспертизы и достоверный государственный учет запасов полезных ископаемых;
  • – соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых;
  • – предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических и археологических объектов, представляющих интерес для науки и культуры, работы на соответствующем участке должны быть приостановлены с сообщением органам, предоставившим лицензию.

Лица, открывшие или разведавшие неизвестное ранее месторождение либо выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, имеют право на государственное денежное вознаграждение.

Лицензирование деятельности для пользования участком недр

Дата публикации: 02.12.2019 2019-12-02

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Мазитов Ф. И., Мазитов Р. И., Абитов Т. З. Лицензирование деятельности для пользования участком недр // Молодой ученый. — 2019. — №48. — С. 253-254. — URL https://moluch.ru/archive/286/64660/ (дата обращения: 29.02.2020).

Согласно законодательству Российской Федерации, недра являются собственностью государства. Недра невозможно приобрести, получить в наследство, принять в дар либо использовать в качестве недвижимого залогового имущества. В то же время существует возможность получить у государства право на осуществление деятельности недропользования. Для этого следует оформить необходимые документы. Основанием для деятельности недропользования является государственная лицензия на пользование участком недр.

Лицензия на недропользование, в соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» [1] — это документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Также, в соответствии с данной статье лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образованию особо охраняемых геологических объектов, сбору минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, тем самым косвенным образом подтверждая, что перечисленные виды недропользования подлежат лицензированию.

Согласно Закону РФ «О недрах» статус недропользователя может быть получен следующими категориями граждан:

1) граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) участники простых товариществ без образования юридического лица;

3) юридические лица, которые были созданы гражданами Российской Федерации с привлечением иностранных вложений или самостоятельно.

В случаях, когда полезные ископаемые, расположенные на территории земельного участка, используются в хозяйственной деятельности, которая не является коммерческой, тогда владелец либо арендаторы имеют право осуществлять данную деятельность без оформления лицензии.

Лицензия на недропользование выдается в конкурсном или аукционном режиме. Лицензию на пользование участком недр без участия в конкурсе могут выдать в особых случаях в соответствии с решением специальной комиссии, созданной федеральным органом по управлению природными недрами. Также в состав этой комиссии должны присутствовать представители от исполнительной власти региона страны.

Для принятия участия в конкурсе или аукционе на получение лицензии соискателю следует вовремя подать заявку и представить в конкурсную комиссию все необходимые документы.

На основании конкурса лицензия на пользование участком недр предоставляется участнику, чье предложение являлось экономически наиболее выгодным по сравнению с другими. Также, предложение обязано соответствовать всем технологическим и экологическим требованиям.

Лицензия на пользование участком недр выдается Министерством экологии и природных ресурсов. Кроме того, за данный вопрос отвечает Департамент недропользования. Обычно, в рамках организации конкурса по выдаче лицензий на пользование участком недр принимают участие представители со стороны исполнительной власти областей и регионов.

В случаях выдачи лицензии на разработку месторождения федерального значения заявка оценивается также и Правительством России. Существует реестр лицензий на недропользование. Разрешение на эксплуатацию территории вместе со строительством подземных сооружений для осуществления деятельности, не связанной с добычей ресурсов, принимается после процедуры согласования с Госгортехнадзором [2].

За нарушение условий лицензионного соглашения законодательство предусматривает административную ответственность. Государство является главным участником административно-правовых отношений в области недропользования. Это обусловлено, во-первых, спецификой недр, во-вторых, тем, что государство является собственником недр. В соответствии с лицензией недропользователю предоставляется определенный участок недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Другими словами, пользование недрами без лицензии представляет собой самовольное деяние. Данный состав сформулирован в статье 7.3 КоАП РФ «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов» [2].

На наш взгляд, данный состав имеет ряд недостатков. В частности, не в полной мере учтена специфика недропользования. Частью 2 статьи 7.3. КоАП РФ предусмотрено противоправное деяние в виде «пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта». Следовательно, особенность данной правовой нормы состоит в том, что административная ответственность устанавливается не за нарушение положений закона или подзаконного акта, а за нарушение индивидуального административного акта — лицензии на пользование недрами, — при этом многие условия будут специфическими применительно к каждому конкретному участку недр. Также лицензия на пользование недрами зачастую содержит дополнительные условия для пользования данным участком недр.

В целях уточнения используемой в законодательстве терминологии необходимо в соответствии со статьей 12 Закона РФ «О недрах» определить основные условия пользования недрами применительно к различным видам недропользования, предусмотренным статьей 6 этого закона. Кроме того, в Законе РФ «О недрах» и подзаконных нормативных правовых актах, относящихся к подготовке проектной документации, следует дать определение понятия «требования технических проектов», выделив при этом основные требования технических проектов.

Читать еще:  Расшифровка кода окпо

Определенные проблемы возникают и при квалификации административных проступков по части 2 статьи 7.3. КоАП РФ в случае невыполнения недропользователем условий лицензии на пользование недрами, в том числе дополнительных. Например, нарушение недропользователем условия об обязательном оформлении прав на земельные участки до начала пользования недрами вызывает необходимость разграничения административного проступка по части 2 статьи 7.3. КоАП РФ, предусматривающей пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и административного проступка, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за самовольное занятие земельного участка.

Кроме того, вызывает проблемы квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в части пользования недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лицензирование недропользования является важным механизмом обеспечения рационального использования недр и охраны окружающей среды которое защищается государством. Однако существуют определенные проблемы квалификации административных проступков и правонарушения.

Как получить лицензию на право пользования недрами

Получение лицензии на право пользования недрами – это обязательное условие для тех, кто хочет заниматься добычей и переработкой природных ископаемых. Природные богатства, опираясь на Конституцию РФ, принадлежат стране и, как следствие, народу.

В теории это означает, что любой гражданин может пользоваться природными ресурсами страны. На практике же для этого нужна лицензия на добычу недр.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Что позволяет лицензия на недропользование и её виды

Получение лицензии на недропользование позволяет гражданину абсолютно законно, не преступая грань дозволенного, в соответствии со всеми нормами безопасности, санитарными и экологическими требованиями использовать природные ресурсы.

Такого рода разрешение необходимо гражданам в ряде случаев. На данный момент лицензировать недроиспользование нужно если:

  1. Гражданин хочет организовать бизнес, и его деятельность будет направлена на взаимодействие с природными ископаемыми (ещё не добытыми).
  2. У предпринимателя уже есть свой бизнес, и ему нужно построить объект для захоронения отходов собственного производства, либо подземное хранилище для уже полученных ресурсов.
  3. Крупному предприятию для грамотного функционирования нужен свой источник воды, который предприниматель будет разрабатывать и использовать самостоятельно.
  4. Частному лицу было поручено создание заповедника, заказника, либо центра научных исследований.

Виды лицензий на пользование недрами определены законами РФ, постановлениями правительства. На данный момент классификация различных видов лицензий на недроиспользование выглядит следующим образом:

  1. Лицензия на научные геологические исследования.
  2. Разрешение на добычу полезных ископаемых.
  3. Возводить объекты, которые необходимы для хранения или переработки, захоронения природных ресурсов.
  4. Лицензия на создание охраняемого государством природного объекта.

Штрафы за пользование недрами без лицензии

Некоторые предприниматели считают, что на своей земле они могут делать всё, что пожелают, и игнорируют необходимость получения лицензии. В таком случае, если контролирующий орган это обнаружит, на гражданина будут наложены санкции, а именно:

  1. Все физические лица получат штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Если рабочие знали, что они принимают участие в нелицензированном производстве, то они будут оштрафованы. Если работодатель обманул их, то граждане смогут избежать штрафов.
  2. Санкция для должностных лиц (физического лица предпринимателя) будет намного выше – от 30 до 50 тысяч рублей. Отвечать он будет даже в том случае, если не знал, что такая добыча ресурсов должна быть лицензирована.
  3. Для юридических лиц штрафные санкции варьируются от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.

Кто может получить и требования к кандидатам

Любое лицензирование пользования недрами прямо связано с коммерческой деятельностью, поэтому частным лицам, которые хотят пользоваться природными ресурсами на своём участке и для своих нужд, получать специальные разрешения на это не надо.

Например, для того, чтобы выкопать большой колодец для производства, предпринимателю нужна будет лицензия, а вот сделать колодец у себя на дачном участке может каждый без сбора дополнительных бумаг.

На данный момент закон обязывает пройти лицензирование недропользования такие категории граждан:

  1. Частные (индивидуальные) предприниматели.
  2. Любые участники простого товарищества (если не создавалось юридическое лицо).
  3. Юридические лица, которые были созданы гражданами Федерации.

Особое внимание стоит обратить на то, что иностранцы не имеют права пользоваться большой частью природных недр Российской Федерации.

Лицензия на использование недр в РФ может быть выдана только после проведения открытого аукциона (конкурса). В случае с аукционом стороны платят за право получить лицензию, а в случае с конкурсом – презентуют свои проекты и соревнуются за право получить государственный заказ.

Любой желающий предприниматель (или предприятие) может принять участие в конкурсном процессе и получить право разрабатывать те или иные участки, либо строить определённый объект. Решение принимает специально созданная комиссия.

Министерство экологии и природных ресурсов, которое курирует данное направление, при рассмотрении заявок в первую очередь обращает внимание на:

  1. Экологическую безопасность выдвинутого предложения.
  2. Экономическую выгоду.
  3. Попадает ли описанный конкурсантом проект под виды лицензий на недроиспользование.
  4. Технологическая реализация задачи признана безопасной и дееспособной.

Порядок оформления лицензии на пользование недрами

После поведения аукциона или конкурса весь процесс подготовки, оформления и выдачи лицензии ложится на Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации. В министерстве для этого вопроса создано отдельное агентство – Роснедра.

  1. Первый шаг на пути к получению лицензии – это объявление конкурса (аукциона). Инициирует этот процесс правительство РФ, либо администрация субъекта Федерации, если она была наделена такими полномочиями.
  2. На официальном сайте торгов размещается информация о проведении конкурса или аукциона. Сделано это должно быть заранее, чтобы у конкурсантов была возможность ознакомиться с требованиями, подготовить свои проекты и собрать необходимую документацию.
  3. На сайте заполняются заявки, которые направляются в контролирующую комиссию вместе с остальными документами. Все они проверяются, неподходящие кандидаты отсеиваются.
  4. В открытом доступе проводится сам аукцион (конкурс). За ним может следить каждый гражданин, если того пожелает. Таким образом государство реализует функцию общественного контроля использования недр.
  5. Через 30 дней комиссия выдаёт свой вердикт по состоявшемуся конкурсу и объявляет победителя.

Необходимые документы

Для получения лицензии гражданин, кроме прохождения конкурса (или аукциона) должен подать пакет документов, которые также отдельно проверяются и оцениваются министерством и другими контролирующими органами.

Отдельные виды документов (например, лицензия на добычу нефти) могут требовать дополнительных бумаг, но основной перечень документации на данный момент выглядит следующим образом:

  1. Заявление, оформленное по шаблону Министерства экологии и природных ресурсов. В этом документе должна быть информация о лице (физическом или юридическом), которое подаёт заявление, о финансах, о прошлых проектах и о научно-технической базе, которая находится в распоряжении исполнителя.
  2. Нотариально заверенная копия свидетельства о внесении в ЕГР юридических лиц.
  3. Свидетельство о регистрации организации (заверенная копия).
  4. Справки из налоговой (о постановлении на учёт и об отсутствии задолженностей).
  5. Копия устава (можно заверить печатью предприятия, а не у нотариуса).
  6. Вся документация, связанная с бухгалтерским балансом за последний отчётный период и за год, который ему предшествовал.

Могут ли отказать?

Отказ в получении лицензии можно получить двумя путями: на этапе конкурса (аукциона) или на этапе допуска к ним.

Если вас допустили к торгам, но вы их проиграли (конкуренты предложили большую сумму в случае аукциона, или их предложения признали более выгодными в конкурсе), тогда оспорить это решение можно только через суд и только в том случае, если вы подозреваете присутствие незаконного влияния на комиссию.

Второй вариант отказа – это проблемы на моменте допуска к конкурсу. Они могут возникнуть если:

  1. Заявка, которую подавал предприниматель, была оформлена не по шаблону, либо в неё были внесены не все данные.
  2. Данные, которые были поданы заявителем, оказались ложными.
  3. У предпринимателя нет доказательств своей технической и финансовой возможности реализовать проект.
  4. У заявителя в обороте находится слишком много проектов такого рода, и передача ему ещё одного нарушит антимонопольное законодательство.
  5. Все документы оформлены правильно, но квалификации или экономической самостоятельности заявителя недостаточно для того, чтобы реализовать поставленную задачу.

Как получить лицензию на руки

Получить лицензию на руки можно в местных органах власти, либо в контролирующих органах Министерства экологии и природных ресурсов, подав перед этим заявление. Для производства в наличии лицензии на руках нет необходимости.

Главное, что данные о ней есть в соответствующих реестрах.

Сроки действия

В зависимости от вида разрешения варьируются и периоды действия разрешительного документа. На момент начала 2018 года Министерством экологии и природных ресурсов определены такие сроки:

  1. Лицензия на добычу полезных ископаемых получается относительно бессрочно (на весь период проведения работ, которые нужны для получения того или иного ресурса).
  2. Лицензия на геологическое изучение недр действительна пять лет. Если же с этой целью разрешительная документация получаются на территории Красноярского, Камчатского или Хабаровского края, срок увеличивается до 7-ми лет. Лицензия на изучение континентального шельфа выдаётся на 10 лет.
  3. Лицензия для добывания подземных вод выдаётся предпринимателю на 25 лет.
  4. Бессрочные лицензии получаются гражданами, которым необходима разрешительная документация для того, чтобы использовать и возводить сооружения под землёй (если они связаны с захоронением отходов, либо созданием хранилищ).

Переоформление лицензии на право пользование недрами происходит в том случае, если цель, ради которой получалось разрешение, ещё не достигнута, а срок действия разрешительной документации уже истекает.

В таком случае гражданин подаёт заявку на продление (либо переоформление) лицензии в Министерство экологии и природных ресурсов. Если за предпринимателем не было замечено нарушений условий пользования лицензией, то её срок продлевается.

Заключение

Лицензирование – важный элемент предпринимательства, связанного с зарабатыванием недр, который направлен на защиту прав всех граждан Федерации. Без лицензии добыча и изучение природных ресурсов не может считаться законной и в достаточной мере безопасной.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Источники:

http://businessman.ru/litsenziya-na-nedropolzovanie-poryadok-polucheniya-i-prodleniya-zakon-rf-o-nedrah.html
http://base.garant.ru/10104313/
http://studme.org/57663/pravo/litsenzirovanie_nedropolzovaniya
http://moluch.ru/archive/286/64660/
http://prava.expert/litsenzii/na-pravo-polzovaniya-nedrami.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector