7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компенсационная пошлина

Содержание

Компенсационные пошлины;

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ (ст. 10 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Определяя компенсационную пошлину, российское таможенное законодательство учло опыт, накопленный международной практикой таможенно-тарифного регулирования, и четко определило существенную характеристику компенсационной пошлины (использование субсидий), позволяющую отличать ее от антидемпинговой пошлины. Как и в случае с антидемпинговыми пошлинами, для введения компенсационной пошлины требуется доказать причинно-следственную связь между ввозом на таможенную территорию страны товара, в отношении которого ведется расследование, и материальным ущербом отечественным производителям конкурирующих товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в РФ. Но если антидемпинговая пошлина защищает российский рынок от импортных товаров, ввозимых по демпинговым ценам, то компенсационная пошлина представляет собой инструмент борьбы с негативным влиянием на российскую экономику ввоза иностранных товаров, субсидируемых в стране-экспортере прямо (инвестиционные субсидии) или косвенно (применение системы дифференцированных налоговых ставок, ускоренная амортизация, кредитование экспортеров на льготных условиях и т.д.). Под субсидией понимается финансовое содействие, оказываемое правительством, другим государственным органом или органом союза государств экспортеру (производителю) в виде:

— прямого перевода денежных средств;

— обязательств по переводу таких средств;

— отказа от получения причитающихся доходов;

— льготного или безвозмездного предоставления товаров или услуг (кроме товаров и услуг, направляемых на поддержание и развитие общей инфраструктуры);

— льготного приобретения товаров;

— поручения неправительственной организации выполнить одну или несколько вышеперечисленных функций.

Использование компенсационной пошлины предусмотрено статьей VI ГАТТ, в развитие которой был принят Кодекс о субсидиях и компенсационных пошлинах. В Кодексе содержатся общие правила применения компенсационных пошлин, проводится четкое разграничение между экспортными субсидиями и субсидиями, используемыми внутри страны в качестве инструмента экономической и социальной политики. В нем закреплено обязательство стран-участниц не применять экспортные субсидии на все товары, кроме продукции рыболовства, лесного и сельского хозяйства. Следует заметить, что в случае явного применения запрещенных экспортных субсидий Кодекс предоставляет право применять в отношении таких товаров компенсационные пошлины без доказательства наличия материального ущерба. Процедура расследования на предмет введения компенсационных пошлин, так же как антидемпинговых пошлин, рассчитана на двенадцать месяцев (согласно Положению о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер).

Расследование по факту субсидирования экспорта прекращается в следующих случаях:

1) если доказано, что сумма субсидии составляет менее 1% фактурной стоимости товара, в отношении которого проводится расследование;

2) если получена официальная информация об отмене (ограничении) субсидирования или о том, что экспортер согласен пересмотреть цены на субсидируемый товар в целях устранения существенного ущерба или угрозы такого ущерба в результате субсидирования.

И компенсационные пошлины

На основании ст. 20, 27 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования внешней торговли товарами и применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров 1 .

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины хотя и взимаются таможенными органами применительно к порядку уплаты ввозных таможенных пошлин, однако в соответствии с п. 2 ст. 70 ТК ТС не отнесены к та­моженным платежам.

Правовые основы введения в Российской Федерации специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин установлены Федеральным законом от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Специальная пошлина– пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Специальная защитная мера – это мера по ограничению возросшего импорта, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты (см. постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 50 «О мерах по защите российских производителей ламп накаливания») или специальной пошлины (см. постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 685 «О мерах по защите российских производителей труб большого диаметра»), в том числе предварительной специальной пошлины.

Предварительная специальная пошлина вводится, если задержка с применением специальной защитной меры может причинить серьезный ущерб отрасли российской экономики (на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследование 2 по установлению причинно-следственной связи между возросшим импортом в Российскую Федерацию и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения такого ущерба).

1 Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран не относит специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры к единым мерам нетарифного регулирования и не распространяется на отношения государств – членов таможенного союза, касающиеся вопросов специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (ст. 10 Соглашения).

2 В настоящее время Минпромторг России наделен полномочиями по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров (см. постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации»).

Антидемпинговая пошлина– пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины (см. постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 681 «О мерах по защите российских производителей полиамидных технических нитей»), в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

Под демпинговым импортом понимается импорт товаров на территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Материальный ущерб отрасли российской экономики может выражаться в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на рынке РФ, снижении рентабельности про­изводства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики.

В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании до­клада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследование, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.

Компенсационная пошлина– пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующего иностранного государства, в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли экономики, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики РФ.

Специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) – это субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара 1 .

В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследование, принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины в целях пре­дотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.

Читать еще:  Делопроизводитель и секретарь отличия

1 Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) в целях определения размера компенсационной пошлины установлен постановлением Правительства РФ от 13.10.2004 № 546.

В настоящее время вступило в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

С 1 июля 2010 г. КТС наделена полномочиями по проведению расследований, а также применению на таможенной территории таможенного союза специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

В соответствии с п. 3 решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 37 «О вступлении в силу Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года» КТС на переходный период надлежит поручить проведение расследований уполномоченным органам государств – членов таможенного союза сторон в соответствии с положениями Соглашения в части выполнения процедурных действий по рассмотрению заявлений, началу, проведению и завершению расследований.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими документами регулируется порядок уплаты таможенных платежей?

2. Кто является плательщиком таможенных платежей?

3. Что понимается под сроком уплаты таможенных платежей?

4. Как соотносятся срок уплаты таможенного платежа и момент исполнения обязанности по уплате таможенного платежа?

5. В каких формах и какими способами могут уплачиваться таможенные платежи?

6. В какой валюте уплачиваются таможенные платежи на территории РФ?

7. Когда применяется обеспечение уплаты таможенных платежей?

8. Виды способов обеспечения уплаты таможенных платежей.

9. Какие существуют способы взыскания таможенными органами неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов?

10. В чем разница между авансовым платежом и денежным залогом?

11. Что такое таможенная пошлина и ставка таможенной пошлины?

12. Где (в каких документах) указывается:

— размер таможенной пошлины;

— размер ставки таможенной пошлины?

13. Какие бывают виды таможенной пошлины и виды ставок таможенной пошлины?

14. Какова структура ЕТТ?

15. Как соотносятся понятия:

16. Что входит в налоговую базу при взимании НДС и акцизов в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию?

17. Какие правовые источники регулируют порядок введения и уплаты специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлин?

18. При уплате каких таможенных платежей учитывается страна происхождения товара?

19. Какие существуют виды таможенных сборов?

20. Какими документами установлен порядок уплаты таможенных сборов?

Антидемпинговая пошлина — защитная мера отечественного рынка

Производители на современном рынке используют самые различные меры борьбы для получения большей прибыли и привлечения потенциальных покупателей. Нередко цены на товары, которые продаются на иностранном рынке, искусственно занижают. Это позволяет вытеснить конкурента-производителя. Такой приём называется демпингом. Законодательство Российской Федерации предусматривает использование особых мер по защите всех отраслей отечественной экономики и продвижению товаров российского производства. К таким мерам относятся и особые таможенные пошлины — антидемпинговые. Рассмотрим их поподробнее.

Что такое особые таможенные пошлины или специальные защитные меры рынка и их виды

Для защиты интересов отечественных производителей на международном рынке используются следующие защитные меры:

  • Специальные защитные. Они применяются, если повышенная поставка товаров иностранного производства на территорию государства может причинить серьёзный ущерб одной или нескольким отраслям отечественной экономики. Данные меры могут применяться вне зависимости от страны производителя товара. Запрещены все виды дискриминации на этой почве.
  • Антидемпинговые. Они представлены в виде дополнительных пошлин на товары иностранного производства. Такие выплаты позволяют ограничить импорт зарубежной продукции для поддержки отечественного производителя и защитить экономику государства от захвата доли на международном рынке.
  • Компенсационные. Такие меры могут применяться относительно тех товаров, чьё производство и/или транспортировка финансировались иностранным государством.

Эти защитные меры выполняют следующие важные функции:

  • Защита отечественных производителей и всех отраслей экономики государства от негативного влияния иностранных конкурентов.
  • Контроль за экспортом продукции.
  • Продвижение отечественной продукции на международном рынке.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

В каких случаях применяются антидемпинговые пошлины?

В каких случаях применяются антидемпинговые пошлины? Самым главным основанием для применения антидемпинговых пошлин в ЕАЭС относительно продукции иностранного производства является установление факта демпинга. Ответственны за данную процедуру таможенные органы. Устанавливается факт ущерба или риск его причинения отечественному производителю.

Как же таможня определяет демпинг? Существует 2 основных его признака:

  1. Заниженная при вывозе товара стоимость. Для сравнения и определения оптимальной его стоимости используются процедуры купли-продажи с аналогичной продукцией.
  2. Рыночная стоимость подобного товара отечественного производителя была неоправданно занижена в ходе демпинга или снизились объёмы продаж. Расследование, направленное на оценку причинённого конкурентом ущерба, может занимать от 6 месяцев и более.

При установлении факта демпинга вводится антидемпинговая пошлина в строго индивидуальном для каждого случая размере. Ставка пошлины полностью зависит от причиненного экономике государства ущерба. Она должна полностью компенсировать все убытки.

Экспортер может избавиться от обязательств по оплате такой пошлины, подав заявление о добровольном пересмотре цен. Но оно может быть отклонено, если убытки, понесённые отечественным производителем, слишком большие.

Срок действия антидемпинговой пошлины устанавливается конкретно для каждого случая. Единственное ограничение — он не должен превышать 5 лет.

Преимущества

Антидемпинговые пошлины имеют массу преимуществ для экономики страны. К ним можно отнести следующие моменты:

  • Надёжная защита интересов и прав российских предпринимателей и производителей.
  • Продвижение отечественной продукции на международном рынке.
  • Контроль за деятельностью отечественных производителей на международном рынке и её эффективное регулирование.
  • Снижение риска применения демпинга по отношению к товарам отечественного производства.
  • Сохранение и преумножение доходов производителей и, следовательно, государства.

Недостатки

Несмотря на успешный опыт применения подобных защитных мер рынка, они не являются абсолютно идеальными и имеют свои недостатки:

  • К товарам иностранного производства, которые не облагаются таможенной пошлиной, не могут применяться и защитные меры рынка. За счёт этого и снижается их эффективность.
  • Из-за того, что иностранный экспортер вынужден оплачивать ввозные таможенные пошлины в довольно крупном размере, он значительно повышает стоимость своего товара на российском рынке. Это и приводит к тому, что потребитель лишается возможностей приобрести качественные зарубежные товары по доступным ценам.
  • Нормативные акты не дают точного определения термину «демпинг». Не установлены чёткие критерии, по которым должны действовать государственные органы при расследовании дел. Это негативно сказывается на развитии отечественной экономики и международной торговли.

Применение компенсационных пошлин

Компенсационные пошлины применимы только по отношению к тем товарам, на производство и транспортировку которых иностранным государством были выделены субсидии. Как и в случае с антидемпинговыми мерами, для взыскания компенсационных пошлин с экспортера необходим факт ущерба или риска его причинения по отношению к одной или нескольким отраслям российской экономики.

Финансовая поддержка со стороны иностранного государства может в несколько раз увеличить объёмы производства и экспорта товара, что является потенциальной угрозой для конкурентов. Субсидией может быть и любое другое финансовое содействие: погашение кредитов, дотации и т. д.

Для оценки ущерба используются те же критерии и признаки, что были описаны в предыдущем пункте. В частности, оценивается и спрос на рынке потребителей. Сильное его повышение на иностранный товар может стать потенциальной угрозой для российских производителей аналогичной продукции.

Как и в случае с антидемпинговыми мерами, срок действия компенсационных пошлин может варьироваться в зависимости от степени ущерба, который был причинен экономике государства. Максимальный срок — 5 лет.

Ставка антидемпинговой пошлины

Универсальная ставка для расчёта антидемпинговой пошлины не установлена. Этот показатель зависит от ряда факторов: группы транспортируемых товаров, размера таможенной пошлины, степени причиненного ущерба и т. д.

Существует продукция, на которую установлена фиксированная ставка:

  • рыбная икра;
  • алкогольная продукция;
  • сахар;
  • транспортные средства со строго определённым сроком эксплуатации (не более 5 лет);
  • мебельная продукция.

Очень важным фактором при расчёте ставки является демпинговая маржа.

Ставка не должна быть больше установленной демпинговой маржи для конкретного товара.

Формула расчёта антидемпинговой пошлины

Формула расчёта антидемпинговой пошлины состоит из следующих компонентов:

  • Ставка для конкретного товара.
  • Таможенная стоимость.

Для нахождения пошлины необходимо перемножить компоненты данной формулы.

Рассмотрим простой пример. На территорию Российской Федерации планируется ввезти чугунные ванны итальянского производства. Таможенная стоимость всей партии продукции составляет 350 тысяч рублей.

Таможенный орган установил для этой партии импортируемой продукции пошлину. Она составляет 51 % от таможенной стоимости чугунных ванн.

Зная размер пошлин, можно найти ставку, актуальную для этой процедуры. Для этого необходимо поделить 51 % на 100. Ставка равна 0,51.

Последний этап расчёта — умножение ставки на таможенную стоимость. Умножаем 0,51 на 350000. Получаем 178500. Эту сумму иностранный экспортёр должен оплатить в качестве защитной меры рынка РФ.

Читать еще:  Монополия плюсы и минусы кратко

Так как экспортер обязан оплатить не только стандартные таможенные пошлины, но и «защитные», рыночная стоимость всей партии продукции значительно возрастёт. Это существенный недостаток для российских потребителей. Они вынуждены приобретать менее качественную, но доступную продукцию отечественного производства.

Отечественные экспортёры обязаны уплачивать таможенные пошлины на вывоз товара из России. О порядке их уплате, существующих льготах и методе расчёта, читайте в отдельной статье.
Каковы суммы таможенных сборов за таможенное оформление подробнее тут. Эти сборы относятся к обязательным к уплате на ряду с пошлинами.

Как обойти антидемпинговую пошлину?

Многие иностранные производители, которые хотят выйти на международную арену, задаются вопросом: как обойти антидемпинговую пошлину? Она значительно увеличивает траты на транспортировку и снижает спрос потребителей.

Уменьшить размер антидемпинговой пошлины или полностью избавиться от неё можно после начала расследования компетентных государственных органов. Как это осуществить?

Экспортёр должен подать заявление, в котором изъявляет добровольное желание пересмотреть и изменить рыночную стоимость объекта расследования. Сотрудники государственного органа, который ответственен за ведение расследования, обязаны рассмотреть каждое подобное заявление.

Исход может быть разный:

  1. Заявление принимается, расследование закрывается. Экспортёр освобождается от обязательств по уплате антидемпинговых пошлин. Такой исход может быть только тогда, когда изменение цен позволяет полностью избежать причинения ущерба отечественным производителям.
  2. Заявление отклоняется. Это может произойти в том случае, если причинён серьёзный ущерб, который не возмещается посредством пересмотра или изменения цен.

А вот пример обхода пошлин. Известный по всему миру автоконцерн Volkswagen недавно нашёл эффективный способ обхода уплаты подобных пошлин в крупных размерах. Данная схема применяется относительно нескольких моделей автомобилей этого производителя.

Компания осуществляет ввоз отдельных запчастей транспортных средств на территорию РФ. Сборка происходит уже в Калуге. Из-за того, что транспортируется не весь автомобиль, а лишь его составные части, облагается антидемпинговой пошлиной только кузов. Это значительно снижает затраты производителя. Остальные части оформляются на льготных условиях. Очень часто их закупают уже на территории Российской Федерации.

Данная схема никогда ранее не использовалась иностранными производителями. Для многих она считается просто нерентабельной и может принести убытки. Volkswagen же выпускает и грузовые варианты участвующих в схеме моделей. Они значительно дороже их легковых «собратьев». Это и позволяет снижать затраты на транспортировку.

Пример введения антидемпинговой пошлины на один из продуктов, экспортируемых из Китая, в этом видео:

Итак, антидемпинговая пошлина — необходимая мера для защиты отечественных предпринимателей и производителей. Без взыскания этого платежа экономика Российской Федерации потерпела бы серьёзные потери.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Компенсационные пошлины: виды и порядок уплаты

Начисление и выплата таможенных платежей выступают как одни из наиболее актуальных вопросов, касающихся сферы внешнеэкономической деятельности. В большинстве государств эти средства признаются как важная составляющая доходов бюджета. Соответственно, взимание этих сумм выступает в качестве одной из ключевых функций таможенных органов.

Сущность платежей

Таможенные органы осуществляют начисление и взимание налогов, сборов, пошлин. Экономическое значение последних заключается в использовании их в качестве регулирующего инструмента. Таможенная пошлина оказывает влияние на конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке, динамику стоимости импортной продукции, реализуемой на российской территории. Правовая сущность платежа исследована достаточно подробно.

Между тем положения законодательства, регулирующие отношения, связанные с установлением и взиманием пошлин, и научные взгляды на вопрос о ее природе конфликтуют друг с другом. Это обусловливается тем, что нормотворцы неоднократно изменяли подход к определению места и значения этого платежа. Стоит согласиться с авторами, считающими, что таможенная пошлина не выступает в качестве налога, а находится на особой позиции в фискальной системе. Обязательства по уплате возлагается на субъекта, претендующего на реализацию определенного права как неотъемлемое условие предоставления необходимой юридической возможности. Отчисление пошлины связано с осуществлением перемещения объекта через границу России.

Ключевые признаки

К основным характеристикам таможенной пошлины следует отнести:

  1. Обязательность взноса. При этом необходимость уплаты не должна нарушать конституционного права на свободную коммерческую деятельность.
  2. Возмездность. Фактически пошлина выступает как плата за предоставление права транспортировать груз через границу.
  3. Отсутствие признака регулярности. Эта характеристика обусловливается тем, что платеж взимается только в случае вступления субъекта в соответствующее правоотношение.

Важный момент

Стоит отметить, что возмездность пошлины состоит не в том, что лицо, которое перевозит груз через границу, компенсирует таким образом расходы таможенного органа. Взимание платежа не направлено на покрытие издержек государства, связанных с предоставлением указанной возможности переместить объект. Иначе пошлина стала бы отождествляться со сбором. Его величина, в свою очередь, ограничена примерной ценой услуг, оказываемых в рамках таможенного оформления, хранения и сопровождения груза.

Субсидии и компенсационные пошлины

В России установлена система взимания таможенных платежей, которая регулируется отраслевым законодательством. Ключевым направлением развития нормативных положений при этом выступает стремление к максимальному приближению национальных стандартов к международным, установленным Генеральным соглашением по торговле и тарифам ВТО. В нем определено понятие субсидии. Ею выступает:

  1. Любое финансовое воздействие государства. Это может быть прямой перевод денежных средств предприятию, предоставление льгот и так далее.
  2. Государственная поддержка цен в любой форме. Она направлена на увеличение экспорта определенной категории продукции или сокращение импорта.
  3. Любая разновидность льгот, являющихся формой государственного финансового содействия либо государственной поддержки доходов и цен.

Нейтрализующие меры

В действующем в РФ законодательстве отражены общепринятые в международной практике подходы к снижению негативного влияния специфических субсидий иностранных государств. Компенсационные пошлины применяются в случае, если будет установлено, что финансовые инструменты поддержки, использованные другой страной, могут нанести экономический ущерб российским производителям, создают такую угрозу или значительно замедляют развитие/создание отрасли при импорте соответствующей продукции. Субсидироваться может непосредственный выпуск товара, его транспортировка или экспорт.

Особенности расчета

Компенсационные пошлины – это фактически меры защиты отечественных производителей от действий иностранных государств. Для установления их размера осуществляется расчет величины субсидии на одну единицу (штуку, тонну, кубометр и пр.) импортируемого товара. Правила, в соответствии с которыми определяется соответствующий показатель, утверждаются правительством РФ. Устанавливая компенсационные пошлины, уполномоченные органы в качестве ключевого понятия, таким образом, используют специфическую субсидию зарубежного государства.

Правила установления

Компенсационные пошлины вводятся по решению компетентного органа. Оно, в свою очередь, может приниматься в течение периода действия специфической субсидии зарубежного государства. Ставка, на основании которой рассчитываются компенсационные пошлины, не должна быть выше тарифов, используемых другой страной при финансовой поддержке дохода и цен своих производителей, определенного в отношении единицы экспортируемой продукции. Если субсидии предоставляются по различным программам, должен быть учтен их общий размер.

Срок действия

Компенсационные пошлины применяются на основании решения правительства в течение периода и в размере, необходимых для нейтрализации или устранения ущерба отрасли отечественной экономики, возникшего в связи с субсидируемым импортом. При этом максимальный срок действия данной меры ограничен законодательством. Он не должен быть больше пяти лет с даты начала применения пошлины. Исчисление периода может также осуществляться со дня, когда решение об использовании этой меры было в последний раз пересмотрено.

Компенсационные пошлины: примеры

Стоит отметить, что практика использования нейтрализующих мер в России не такая обширная, как в других странах. По правительственному Постановлению № 791 от 21.12.2005 г., направленному на защиту экономических интересов предприятий, производящих прутки для армирования конструкций из железобетона, на период до 14.08.2007 г. были установлены компенсационные пошлины в отношении указанной продукции, импортируемой с территории Украины. Во исполнение данного распоряжения был утвержден Приказ ФТС № 26 от 19.01.2006 г. По предписанию службы таможенные органы должны были взимать компенсационные пошлины с 23.01.2006 г. до 13.08.2007 г. включительно. Размер изъятия составил 21 % от стоимости продукции.

Другой случай использования нейтрализующих мер

Министерство развития экономики и торговли внесло проект постановления, в соответствии с которым предусматривалось введение пошлины размером 8,1 % от цены белого сахара, но не меньше 39,5 доллара за тонну на три года. Установление такого тарифа было продиктовано результатами расследования, проведенного МЭРТ в отношении указанного товара, импортируемого из Белоруссии. Мероприятия были начаты 20.09.2005 г. Расследование было санкционировано по заявлению Союза производителей сахара России. На долю его участников приходится более 80 % общего объема выпуска данной продукции в стране.

Заявитель направил материалы, по которым вследствие импорта белорусского сахара производство отечественного существенно сократилось. Так, в 2004 г. оно снизилось более чем на 21 % в сравнении с 2002 годом. При этом доля предприятий-изготовителей уменьшилась с 92,5 % в 2002 г. до 88,8 % в 2004-м. Цены импортного белорусского сахара были ниже стоимости продукции на российском рынке на 10,3 %. При этом доля зарубежных поставок увеличилась до 7,6 % (с 5 %). В итоге импорт сахара из Белоруссии составил в 2002-2004 гг. в среднем 67,6 % от совокупного ввоза этой продукции в страну. Таким образом, в целях защиты отечественного производителя Союз изготовителей направил запрос в Минэкономразвития.

Читать еще:  Электронный билет на самолет инструкция

Цели нейтрализующих мер

Как и прочие виды специальных таможенных платежей, компенсационные пошлины призваны обеспечивать защиту отечественной экономики и российских производителей. Они не нацелены на извлечение фискальной прибыли. Другими словами, устанавливая компенсационные пошлины, государство не предполагает пополнить доходную часть бюджета. Оно стремится к обеспечению основной защитной функции нетарифных регулирующих мер при осуществлении субъектами внешнеторговой деятельности. В этой связи ставки компенсационных пошлин могут быть ниже величины специфической субсидии, применяемой зарубежным государством, если такой тариф будет являться достаточным для нейтрализации ущерба той или иной отрасли.

Данное обстоятельство выступает как один из аргументов, подтверждающих штрафную природу используемых защитных методов и отличающих рассматриваемую меру от других инструментов регулирования. В частности, речь идет о вывозных и ввозных пошлинах, начисляемых и взимаемых таможенными органами. Безусловно, нейтрализующие меры имеют огромное практическое значение в решении вопроса о поддержке российских производителей. Для введения компенсационных пошлин необходим тщательный анализ ситуации. Именно поэтому в качестве обязательного условия их установления выступает расследование, которое проводится Минэкономразвития.

Компенсационная пошлина

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России. [c.571]

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам временно применяются особые виды пошлин специальные пошлины антидемпинговые пошлины компенсационные пошлины. [c.580]

Компенсационные пошлины вводятся в случае установления факта запрещенного международным законодательством получения экспортером прямой государственной субсидии в целях повышения его [c.152]

В дополнение к разрешению применять компенсационные пошлины для [c.101]

Когда ЕС предпринимает акции по наложению компенсационных пошлин, он [c.102]

Основными принципами ВТО являются торговля без дискриминации, закрепляющая принципы наибольшего благоприятствования и национального режима предсказуемость и растущая доступность рынков в результате признания, как правило, незаконными квот и безусловного признания законными тарифов и таможенных пошлин, а также разработки порядка их снижения способствование справедливой конкуренции на основе расширения и уточнения правил, разработанных еще в рамках ГАТТ, направленных на борьбу с приемами нечестной конкуренции (право правительств вводить компенсационные пошлины против демпинга и субсидирования) поддержка процессов развития и экономических реформ в согласии с положениями ГАТТ, призванными оказывать помощь развивающимся странам путем предоставления им переходного периода для приспособления к более сложным условиям (объем помощи зависит от уровня развития страны). Кроме выполнения чисто административных функций, ВТО также наблюдает за национальной политикой и сотрудничает с другими международными учреждениями, вовлеченными в формирование мировой экономической политики. [c.238]

Статья 10. Компенсационные пошлины [c.361]

Применение компенсационной пошлины возможно в случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при вывозе или производстве которых прямо или косвенно использовались дотации, а также если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб российским изготовителям подобных товаров либо затрудняет производство подобной продукции в России. [c.44]

Применению специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. [c.44]

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ -пошлины, вводимые государством-импортером в отношении товаров, экспорт которых субсидируется. Субсидирование, т.е. государственно-финансовая поддержка производителей или экспортеров товара, осуждается ст. XVI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) как форма недобросовестной конкуренции, так как, покрывая частично издержки экспортеров, ставит их в более выгодное положение по сравнению с конкурентами. В соответствии с Соглашением о субсидиях и компенсационных мерах ГАТТ для введения данных пошлин необходимо соблюдение следующих условий должно быть установлено наличие специфической (т.е. доступной только предприятиям, находящимся в пределах юрисдикции субсидирующего государства) субсидии должно быть установлено наличие ущерба для национального производства, а также доказана причинно-след- [c.159]

Импортная администрация, контролирующая соблюдение законодательства об антидемпинговых и компенсационных пошлинах [c.108]

Причем основной инструмент защиты национальных рынков —- это практически не используемые Россией нетарифные барьеры антидемпинговые и компенсационные пошлины, договорные ограничения, жесткие и разнообразные нормы качества ввозимой продукции. Кроме того, нельзя забывать, что наиболее развитые страны успешно добиваются для себя и официальных исключений из правил ВТО (Всемирной торговой организации, образованной в 1995 г.). [c.110]

Кеннеди-раунд завершился принятием решений, имевших существенное значение для либерализации внешнеторговой политики. Средний уровень снижения таможенных тарифов составил ок. 36%. Основными результатами Токио-раунда стало подписание соглашений, регулирующих практику применения некоторых нетарифных барьеров, а также новое снижение таможенных пошлин. Соглашения затрагивали использование субсидий и компенсационных пошлин, методов таможенной оценки стоимости ввозимого товара, лицензирование импорта, применение национальных технических стандартов, доступ иностранных поставщиков к государственным закупкам. Снижение пошлин, согласованное в процессе Токио-раунда, составило 39%. Среднеарифметический уровень тарифного обложения промышленных товаров в развитых странах сократился с 10,4 до [c.50]

Государство, покровительствуя своему национальному рынку и своим предпринимателям, создаёт экономические барьеры, препятствующие проникновению на рынок чужих предпринимателей. К экономическим входным барьерам относятся тарифные барьеры, когда государство устанавливает высокие ставки таможенных пошлин на импортируемые товары, а также введение антидемпинговых и компенсационных пошлин. [c.51]

Компенсирующие (компенсационные) пошлины [c.279]

КОМПЕНСИРУЮЩИЕ (КОМПЕНСАЦИОННЫЕ) ПОШЛИНЫ — разновидность таможенных пошлин, призванная [c.279]

ПРОСТОЕ УСЛОВИЕ В ДОГОВОРЕ ПРОДАЖИ — нарушение простого условия дает право другой стороне на взыскание убытков, но не расторжение договора. ПРОТЕКЦИОНИЗМ — экон. политика госу-дарства. заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностр. производства. Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта — таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, добровольных ограничений экспорта и т. п. Важнейшими чертами импортного П. развитых кап. стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционист ских мер — защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. 1 «фотекционистские меры все чаще вводя гея в качестве элемента н.-х. структурной политики, нацеленной на приспособление нац. производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам. Развитие интеграционных процессов привело к появлению коллективного протекционизма — образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение. ПРОТЕСТ ВЕКСЕЛЯ — нотариальное или через судебные органы заявление кредитора о неуплате векселедержателем в срок суммы, обозначенной на векселе. ПРОТОКОЛ — 1) дипломатический документ, подписанный сторонами, документ о результате переговоров перед заключением договора или соглашения 2) запись того, что происходило и было решено на собрании или заседании. ПРОЦЕНТ — плата за пользование чужим капиталом. ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА — размер процен- [c.174]

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ ( ountervailing duty) — таможенные пошлины, взимаемые сверх обычных ввозных пошлин. [c.104]

ПРОТЕКЦИОНИЗМ — экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта — таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, «добровольных» ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного ПРОТЕКЦИОНИЗМА развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистких мер-защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционисткие меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам. Развитие интеграционных процессов привело к появлению «коллективного протекционизма» — образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение. [c.185]

Существенным элементом ЕЭС является аграрный общий рынок, особенность которого состоит в установлении единых цен на сельскохозяйственную продукцию, а также компенсационных пошлин при импорте этой продукции из третьих стран в случае, если их цены ниже средних цен ЕЭС. 90% суммы компенсационных сборов поступает в Европейский фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства (ЕФОГА), используемый для финансирования аграрной политики, в частности для поддержания цен. В 1984 г. проведена частичная реформа единой сельскохозяй- [c.108]

Источники:

http://studopedia.su/4_11492_kompensatsionnie-poshlini.html
http://studopedia.ru/6_84669_i-kompensatsionnie-poshlini.html
http://ved.center/platezhi/antidempingovaya-poshlina
http://businessman.ru/new-kompensacionnye-poshliny-vidy-i-poryadok-uplaty.html
http://economy-ru.info/info/74665/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector