14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как расшифровать фгос

Содержание

ФГОС — что такое? Расшифровка аббревиатуры

Что такое ФГОС? Расшифровка аббревиатуры представляет интерес для воспитателей детских садов и школьных учителей. В настоящее время в отечественном образовании происходит существенное реформирование. В систему образования вводятся ФГОС. Что такое стандарты? Попробуем понять суть данного термина, его основное предназначение.

Особенности аббревиатуры

ФГОС — что такое? Это федеральный государственный образовательный стандарт. Документ считают основой для программ, разработки содержания каждой учебной дисциплины. Создан этот акт был на базе закона об образовании, принятом в 2012 году.

Важные аспекты

Расшифровка слова ФГОС уже приведена. Ранее процесс образовательного и воспитательного процесса регулировался ГОС. В новом документе указаны все требования и нормы передачи знаний, согласно которым должна осуществляться воспитательная и образовательная работа.

Актуальность внедрения стандартов второго поколения обусловлена необходимостью передачи молодому поколению основных жизненных установок. Они являются залогом успешности в современных политических и экономических условиях.

Особенности требований

Из чего состоит ФГОС? Расшифровка аббревиатуры понятна, теперь необходимо выяснить, какие компоненты включаются в данный документ. Он состоит из трех элементов:

  • программного содержания по конкретным дисциплинам;
  • норм, которые предъявляются к условиям ведения учебной и педагогической работы;
  • регламентации воспитательной работы в ходе воспитательной деятельности

Сферы применения

Расшифровка компетенций по ФГОС зависит от области научного познания, особенности учебного заведения. В настоящее время во всех государственных детских садах и школах педагоги работают на основе стандартов второго поколения.

Учебные заведения высшего звена, не имеющие государственной аккредитации, работают по своим программам. Но у них нет права на выдачу выпускникам государственных дипломов.

Основные положения ФГОС учитывают разработчики учебной и методической литературы, а также представители комиссий, специализирующиеся на контроле деятельности образовательных организаций.

Основные подходы

Каковы основные принципы ФГОС дошкольного образования? Расшифровка данного термина дана в самом документе. По новому закону «Об образовании» детский сад считается первой обязательной ступенью процесса воспитания и обучения подрастающего поколения. Государство теперь не только гарантирует доступность на этой ступени качественного образования, но и переход всех дошкольных учреждений страны на ФГОС ДО. Каковы отличительные особенности данного документа?

Впервые в отечественной истории дошкольное детство стали считать самоценным образовательным уровнем, направленным на развитие успешной личности.

Ключевая установка стандарта

На что направлен ФГОС? Что такое ключевая установка данного документа? Суть его состоит в поддержке разнообразия детства путем создания условий социальной ситуации детей и взрослых.

Что такое ФГОС в детском саду? Расшифровка данного термина дана ранее. Из нее следует, что дошкольное образование предполагает определенные цели:

  • обеспечение со стороны государства равных возможностей для каждого малыша на получение качественного дошкольного образования;
  • гарантии со стороны государства уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
  • сохранение одного образовательного пространства во всем дошкольном образовании страны.

Предназначение стандарта в ДОУ

Продолжим разговор о ФГОС? Что такое этот нормативный документ? Стандарт направлен на обеспечение каждому ребенку, вне зависимости от имущественных, территориальных отличий, возможности достаточного и нужного уровня развития для последующего качественного обучения в начальной школе.

Принципы ФГОС ДОО

Рассмотрим основные принципы нового документа. Среди них:

  • поддержка самоценности и уникальности детства в качестве важного этапа общего развития человека;
  • проживание малышом основных этапов дошкольного детства;
  • создание оптимальной ситуации для полноценного развития ребенка с учетом его индивидуальности.

Требования к стандарту

Данный документ выдвигает следующие группы требований:

  • к структуре программы ДО;
  • условиям реализации программы;
  • результатам освоения воспитанниками программы ДО.

Развивающая среда должна обеспечивать максимальное использование образовательных возможностей. Ее доступность состоит в доступности для детей помещений детского сада, в которых осуществляется непосредственный процесс воспитания и развития. Предполагается и неограниченный доступ дошкольников к материалам, игрушкам, играм, пособиям.

Содержание программы должно включать в себя следующие образовательные области:

  • коммуникативное развитие ценностей и норм, установленных в обществе;
  • развитие саморегуляции в осуществляемых действиях;
  • формирование социального опыта: сопереживания, эмоциональной отзывчивости по отношению к старшему поколению.

Особенности внедрения ФГОС на основной ступени образования

Помимо дошкольных организаций в настоящее время разработаны ФГОС НОО. Расшифровка данного термина – федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Особенность документа, регламентирующего деятельность современного учителя начальных классов, — в подробном описании всех требований, предъявляемых к выпускнику второй ступени обучения.

Как выглядят ФГОС НОО? Расшифровка аббревиатуры вам уже известна, теперь остановимся на тех качествах, которыми должен обладать выпускник начальной школы.

Под «моделью выпускника» подразумевается результат реализации новых стандартов. Она является ориентиром для выстраивания современного образовательного процесса, продумывания общей структуры, отдельных элементов.

В качестве нормативной базы при ее создании выступает Закон РФ «Об образовании», ФГОС НОО, также образовательная программы школы. Модель можно считать динамической системой, систематически меняющейся, совершенствующейся, наполняемой обновленным содержанием. Для успешности выпускника в современных социальных условиях необходимо формирование у него следующих компетенций:

  • навыки обработки существенного количества информации;
  • коммуникативность;
  • стремление к постоянному приобретению новых знаний.

Нужны и следующие установки:

  • инициативность в получении новых компетенций;
  • желание и способность к организационным, технологическим, социальным изменениям;
  • социальная активность;
  • исполнительность и умение работать в команде;
  • адаптация к новым социальным условиям.

При составлении «модельного портрета» выпускника нужно учитывать те задачи, которые стоят перед страной. В первую очередь, ФГОС НОО – это документ, который направлен на возрождение национальных, семейных, этнических традиций. Особое внимание уделяется нравственному и духовному аспекту, выделяют три направления:

В обновленном стандарте (2009 года) предлагается следующая модель выпускника начальной школы:

  • любит и уважает свой край, народ, страну;
  • принимает семейные и общественные ценности;
  • отличается любознательностью, активностью, заинтересованностью в познании окружающего мира;
  • владеет навыками самостоятельной организации образовательного процесса;
  • готов отвечать за совершаемые поступки перед обществом и семьей;
  • в отношениях с другими людьми проявляет доброжелательность, в рамках беседы обосновывает позицию, терпеливо выслушивает собеседника;
  • выполняет основные требования безопасного поведения, владеет навыками здорового образа жизни.

Также ФГОС НОО содержит основные результаты обучения на начальной ступени:

  • метапредметные (коммуникативные, познавательные, регулятивные);
  • личностные (нравственно-этическую ориентацию, самоопределение).

Ко второй группе относятся следующие показатели: самоуважение, самооценка, социальная и учебная мотивация, нравственная оценка действий.

Будущий пятиклассник в рамках метапредметных УУД должен отличаться готовностью к самостоятельным действиям, владеть навыками ведения диалога, проявлять доброжелательность по отношению к другим людям.

Формирование такой модели требует от педагога систематического повышения своей квалификации по определенным направлениям:

  • проектированию учебной деятельности;
  • организации работы школьников;
  • информационной компетентности;
  • оценочной системе.

Заключение

В качестве основных технологий, которые необходимы для успешного внедрения новых образовательных стандартов в детские сады, школы, колледжи и техникумы, выделяют:

  • технологии проблемного обучения;
  • ИКТ;
  • системно-деятельностный подход;
  • дифференциацию.

В настоящее время осуществляется внедрение ФГОС ВПО. Расшифровка данной аббревиатуры отличается от начального образования только второй частью. Это стандарты, предназначенные для высшего профессионального образования. Они являются комплексной обобщенной социальной нормой «жесткого» и содержательного типа со стороны государства по отдельным направлениям подготовки, степени квалификации, профиля будущих специалистов.

Подобный документ позволяет обеспечивать единое пространство в высшем образовании, контролировать его качество. ФГОС ВПО является базой для проведения объективной оценки функционирования отечественных учебных заведений, которые занимаются реализацией программ высшего профессионального обучения.

При разработке и утверждении подобных стандартов учитываются следующие концептуальные параметры:

  • применение определений и специальных терминов;
  • создание требований к результатам освоение ООП в форме компетенций в личностно-социальной и профессиональной деятельности;
  • продумывание целей с учетом направления подготовки;
  • ориентация создаваемых стандартов на «выходные показатели».
Читать еще:  История московской биографии бориса иванишвили

Нововведения направлены на предоставление права образовательным государственным организациям на основе типичного документа вводить вариативный компонент в своей работе. Это позитивно отражается на конечном воспитательном и образовательном результате, позволяет формировать конкурентоспособных выпускников школ и высших учебных заведений.

При переходе от традиционной системы воспитания и обучения подрастающего поколения на новые федеральные стандарты существенные изменения произошли и в содержании пособий и учебников. Несмотря на то что серьезные дискуссии относительно результатов таких инноваций продолжаются в учительской и научной среде, уже можно отметить первые позитивные результаты. Среди них — повышение самостоятельности и социальной ответственности подрастающего поколения, формирование патриотизма и активной гражданской позиции у детей и подростков.

Что такое ФГОС и почему на них все равняются

Все слышали эту аббревиатуру, но мало кто понимает, что она означает.

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.

ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.

ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться всеми образовательными учреждениями.

В том числе частными. Ведь они тоже руководствуются законом «Об образовании», а там зафиксировано право на получение образования в соответствии с ФГОС. В частных школах должны учить тому же, что и в государственных, разница лишь в методиках и объёме дополнительных услуг.

Виды ФГОС

Для каждого уровня образования разработан свой госстандарт.

  1. ФГОС дошкольного образования.
  2. ФГОС начального общего образования (1–4 классы).
  3. ФГОС основного общего образования (5–9 классы).
  4. ФГОС среднего общего образования (10–11 классы).

Есть ещё федеральные государственные образовательные стандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры, а также ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Всего 12 видов. Познакомиться с каждым из них можно на сайте fgos.ru.

Зачем нужны стандарты образования

  • единство образовательного пространства Российской Федерации. Это значит, где бы вы ни жили, в Москве, Калининграде или Владивостоке, ваш ребёнок везде будет получать примерно одинаковые знания.
  • преемственность основных образовательных программ. Детский сад готовит к начальной школе, начальная школа — к средней и так далее. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице.
  • вариативность содержания образовательных программ. Учат одному и тому же, но по-разному. Главное, чтобы в итоге ребёнок обладал набором установленных государством компетенций.

ФГОС является основой всех основных образовательных программ.

По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Структура ФГОС

Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя три вида требований.

  1. Требования к структуре основных образовательных программ. Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?
  2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование?
  3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Здесь учитываются не только оценки по предметам, но и самостоятельность ребёнка, его умение общаться, наличие собственной позиции и прочие метапредметные и личностные результаты.

Кто придумывает ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Их разработкой занимается Министерство образования и науки Российской Федерации при участии учебно-методических объединений, образовательных и научных организаций.

Обычно сначала проект ФГОС обсуждается на сайте Минобрнауки, потом проводится независимая экспертиза и, после доработок, стандарты утверждаются специальным советом министерства образования.

Обновление ФГОС

Сейчас в России для школьников действуют ФГОС, так называемого, второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 год. Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Звучит неплохо. Но действующие ФГОС до сих пор ругают: за бюрократический язык, расплывчатость формулировок, подмену привычных «знаний» и «умений» какими-то «компетенциями» и многое другое.

Шквал критики обрушился и на новые образовательные стандарты, обсуждение которых началось весной 2018 года. Учителя русского языка и литературы возмущены закрытым перечнем книг, которые должны будут читать дети, а преподаватели ОБЖ недоумевают, как пятиклашкам рассказывать про «репродуктивное здоровье».

Разбираемся вместе: что такое ФГОС

ФГОС – система единых государственных образовательных стандартов, закрепленных в официальных документах. Основное отличие от предыдущих поколений нововведений Минобрнауки – изменение подхода к оценке итогов обучения, а также цели образовательной деятельности. Современный педагог должен научить ученика или студента думать, предоставив ему все необходимые инструменты.

Родителей всегда беспокоит качество знаний, которые их чадо получает в детском саду, а затем в школе и университете. Чтобы планка российского образования была на высоте, правительство РФ разработало федеральный государственный образовательный стандарт, которому подчиняются все учебные заведения вне зависимости от региона – ФГОС. Что представляет собой загадочный стандарт в действительности? Попытаемся разобраться в терминах.

История

Впервые общие требования для школ, садов и ВУЗов получили название государственных стандартов в 1992 г. Тогда же впервые появились записи о них в официальных документах. Реформа образования в России была необходима: после распада СССР нужен был переход от советской школы к более современной.

В течение 20 лет педагоги и социологи вместе с государственными служащими разрабатывали систему требований к качеству образования. Государственный образовательный стандарт был принят в четыре этапа и стал обязательным для всех учебных заведений, имеющих государственную поддержку в 2011 г.

Официальное определение стандарта закреплено в нормативных документах: ФЗ «Об образовании в РФ», Приказе Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Определение

ФГОС – это система стандартных требований к учебным заведениям всех уровней, которые финансируются государством или имеют разрешение.

Рисунок 1. Учреждение, ответственное за ФГОС

Органы проводят регулярные проверки учреждений. При наличии нарушений могут лишить организацию статуса государственного. В этом случае диплом об окончании такой школы или ВУЗа можно считать недействительным.

Существует несколько видов стандарта, в зависимости от уровня образования:

  • требования к садикам и дошкольным учреждениям;
  • система правил для учеников школ – начальных, средних и старших;
  • правила обучения для учащихся в начальных и средних профессиональных учреждениях, а также ВУЗах.

Таким образом, ФГОС применяется вне зависимости от типа образования – в любом учебном учреждении.

Зачем нужен стандарт образования

Зачем нужен ФГОС? Чтобы было проще контролировать качество учебного процесса, а также создать единую систему обучения по всей России. Преподаватели должны учитывать принципы стандарта в своей работе как в общении с учащимися, так и в составлении учебных планов.

Родители учеников государственных учреждений и частных организаций, которые имеют специальное разрешение – лицензию, могут быть спокойны, что государство тщательно проверяет качество образовательных услуг.

Основные принципы

Чтобы понять, в чем особенности ФГОС, а также что нового они привнесли в процесс обучения, необходимо разобраться в основных положениях проекта:

  1. В центре внимания педагога – развитие личности ученика с индивидуальным подходом к каждому учащемуся.
  2. Основа стандарта – ученик должен научиться мыслить самостоятельно.
  3. Стандарты закрепляют три базовых требования к результатам обучения: личный, предметный, метапредметный.

Первый вид результата – личный. В процессе обучения педагог должен помочь ученику сформировать собственное «Я»: создать систему ценностей, сформировать собственное мнение вместе с умением учиться у других, развить способности к организации своего времени.

Предметный результат – контроль за полученными знаниями по дисциплинам. Теперь учитель не следует стандартной схеме – ученик сам должен догадаться о теме урока, найти нужную информацию, а задача педагога только подтолкнуть и направить.

Последний вид оцениваемого результата – метапредметный. Согласно ФГОС, учащийся должен освоить универсальные учебные действия (УУД). Простым языком – научиться при помощи разных навыков добывать информацию: развивать навык общения, пользования компьютером и другими технологиями и т.д.

  • Использование информационно-коммуникационных технологий. Процесс обучения должен как бы встраиваться в обычную жизнь: дети должны учиться не только по учебникам, но и используя технологии – компьютеры, вычислительную технику, фото- и видеоаппаратуру, проводить опыты и ставить эксперименты.
  • Разделение учебного процесса на урочную и внеурочную деятельность. Даже после окончания уроков процесс обучения и воспитания не должен прекращаться. Учителя образовательного учреждения должны организовать внеклассные мероприятия и факультативы, возможность посещения секций, олимпиады и интеллектуальные игры.
  • Ведение воспитательной деятельности. Согласно введенному стандарту, каждый педагог должен составить план воспитательных мероприятий – ликбезов о здоровом образе жизни, организации досуга и встреч за пределами стен образовательного учреждения и т.д.
  • Помимо указанных принципов, существует ряд требований к образовательной программе: например, развитие должно быть всесторонним – баланс между точными и гуманитарными науками.

    Читать еще:  Зарегистрировать интернет магазин в торговом реестре

    Оценки и критика

    Из-за сложности проведения реформ и внесения изменений в образовательную деятельность проект ФГОС постоянно подвергается критике, хотя, по мнению многих учителей, система дала положительные результаты и стала своевременной мерой улучшения качества обучения.

    Рисунок 2. Александр Кондаков – общественный деятель, доктор педагогических наук, один из конструкторов ФГОС

    В прошлом году ректор ВШЭ Кузьминов раскритиковал ФГОС НОО (начального общего образования с 1 по 4 класс) и ФГОС ООО (основного общего образования с 5 по 9 класс). По словам Кузьминова, стандартами не предусмотрено углубленное или ускоренное обучение. Кроме того, в новом проекте Минобрнауки отсутствует контроль метапредметных результатов.

    В 2019 г. стало известно, что президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ обновить государственные образовательные стандарты и программы – перечень требований можно посмотреть на сайте Кремля.

    Об общих положениях ФГОС с разбором основных положений

    Расшифровка ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты. Требования ФГОС

    Расшифровка ФГОС — тема сегодняшнего материала. Что это такое? Как расшифровывается данная аббревиатура? Это федеральный государственный образовательный стандарт. Данный документ является основой для программ общего значения, а также для разработки содержания учебного процесса по каждому из предметов.

    Новые требования ФГОС

    Этот акт создан на основе последнего закона об образовании, который принят в 2012 году. До конца двухтысячных подобный стандарт носил название ГОС. В отличие от старых редакций, регламентирующих процесс обучения, во ФГОС России прописаны не только требования к передаче знаний, но и нормы, согласно которым должно осуществляться воспитание.

    Таким образом, можно подчеркнуть тот факт, что в отечественное образование вернулся компонент, который присутствовал в советской школе, но был сведен к минимуму в перестроечные годы.

    Это новшество обусловлено надобностью передачи подрастающему поколению необходимых жизненных установок. Они, в свою очередь, нужны для успешного существования человека в современных экономических и политических условиях.

    Разновидности требований

    Новый образовательный стандарт устанавливает правила процесса обучения трех разновидностей:

    1. Содержание программ по определенным дисциплинам.
    2. Нормы, предъявляемые к условиям осуществления педагогической и учебной деятельности.
    3. Регламентация воспитательной работы в рамках образовательного процесса.

    Области применения стандарта

    Реализация ФГОС происходит во всех учебных учреждениях, имеющих аккредитацию. Коммерческие университеты могут работать по собственным программам, руководствуясь потребностями той или иной группы населения, и не опираясь на рекомендации, которые выдвигает стандарт. Однако такие вузы не имеют права выдавать выпускникам дипломы государственного образца.

    Требованиями ФГОС руководствуются создатели учебной литературы, составители общих программ, члены комиссий, обеспечивающие контроль деятельности образовательных учреждений. На основе его действуют и медицинские работники, производящие регулярный осмотр детей и проверку заведений на соответствие определенным стандартам и так далее.

    С учетом данного нормативного документа составляются различные методические рекомендации для педагогов, готовящихся к занятиям по ФГОС.

    Современный урок

    При проведении учебного процесса по ФГОС в школе особое внимание уделяется главной на сегодняшний момент форме, в которой осуществляется передача знаний, — уроку. В настоящем своде предписаний четко обозначены продолжительность академического часа для каждой из ступеней, разновидности, а также требования к воспитательному процессу, который должен осуществляться в его рамках.

    Современный урок — ключевое понятие в новом федеральном государственном образовательном стандарте. Главные отличия этой формы от существовавших ранее заключаются в том, что теперь знания должны преподноситься обучающимся не в виде готовых наборов теоретических и практических информационных блоков. Вместо этого детям следует предлагать определенные виды деятельности, в процессе осуществления которых школьник будет усваивать новые темы по предмету.

    Также современный урок предполагает, что обучение и воспитание будут происходить не с целью передать ему определенный набор знаний, умений и навыков в готовом виде, но развить личностные качества, присутствующие в нем, а также сформировать другие, необходимые для успешной самореализации.

    Таким образом, в образовательном процессе осуществляется деятельностный подход, а также индивидуально-личностный.

    На занятии, проводимом по ФГОС в школе, должно присутствовать не только общение учеников с преподавателем, но и коллективные формы деятельности. Дети могут овладевать навыками ведения беседы, научного спора и осуществлять оценку своей активности в рамках урока, анализировать ответы одноклассников. Новый образовательный стандарт придерживается ранее утвержденных положений, которые были прописаны в предыдущих документах, регламентирующих педагогический процесс. А именно, в планировании по ФГОСу уроков должно учитываться, что в современных условиях необходимо осуществлять обучение ребенка по принципу взаимодействия с педагогом, в котором каждый из участников данного процесса является полноправным субъектом.

    Конкретный результат

    Расшифровка ФГОС при составлении учебных программ требует наличия в них описания конкретных результатов, к которым должен прийти ребенок, прошедший определенный курс. Эти цели представлены не в виде набора абстрактных фраз, как это было ранее, а в качестве списка умений осуществлять определенные действия.

    Межпредметные задачи

    В федеральном государственном образовательном стандарте прописаны не только умения, которые должен получить ученик в рамках программы по определенному предмету, но и сведения о той универсальной информации и способах деятельности, которые он сможет использовать при изучении других дисциплин, а также в своей жизни после окончания школы. Таким образом, совершается воплощение компетентного подхода, утвержденного в законе «Об образовании» последней редакции, формирование знаний, умений и навыков, необходимых в условиях современной жизни с ее быстро протекающим научно-техническим прогрессом и часто меняющимися экономическими реалиями.

    В настоящий момент важным является не просто дать сведения по той или иной теме, а научить человека осуществлять самообразование в течение всей своей жизни.

    Взаимосвязь уроков

    При реализации представленного выше принципа на уроках русского языка по ФГОС ученикам предлагается написать сочинение в форме письма, также рассказывается о том, какими особенностями должен обладать данный текст. Это может найти свое продолжение на уроке истории, когда детям будет предложено изучить послания одного политического деятеля конкретной эпохи к другому, и так далее. Подобным способом может осуществляться взаимная преемственность разных дисциплин.

    Младшая ступень образования

    Во ФГОС о начальной школе содержатся, среди прочих, следующие важные положения:

    • Урок в первый год обучения должен длиться не более 35 минут, а в последующее время он достигает стандартных 45. Также в первом классе добавляются дополнительные каникулы – в марте.
    • В ФГОС начальной школы также прописано требование к наличию в учебной программе занятий по освоению навыков работы с компьютером. Сегодняшние дети должны начинать печатать на клавиатуре одновременно с освоением письма. Это положение стандарта вызвало как многочисленные возмущения со стороны родителей, так и одобрения. Обычно занятия в младшей школе с использованием компьютеров находят положительные отзывы у тех мам и пап, которые сами вынуждены сталкиваться ежедневно с необходимостью работы с электронными технологиями в своей профессиональной деятельности.
    • Среди прочих главных понятий стандарта следует выделить такое как «образовательная среда». Этот термин включает в себя в том числе и техническое оснащение учебных учреждений. Согласно требованиям, присутствующим в этом документе, в школе должен быть оборудован отдельный интерактивный класс, а также в каждом кабинете необходимо иметь один компьютер. Эта техника используется не только для выполнения тестов и получения информации в электронном виде, но и с целью поддержания связи между школой и родителями. Такое взаимодействие осуществляется с помощью ресурса, который носит название dnevnik.ru. Он содержит информацию об успеваемости каждого из учеников.

    Взаимодействие родителей и педагогов

    ФГОС (расшифровка аббревиатуры представлена в данном материале) содержит в себе идею о том, что обучение в современной школе носит характер трехстороннего взаимодействия. Кроме ребенка и преподавателя, в этот процесс также должны быть непременно вовлечены родители.

    Поэтому в стандарте прописаны формы деятельности, которые способствуют созданию и необходимой атмосферы сотрудничества между школой и семьей. Наряду с традиционными родительскими собраниями, которые могут быть классными и общешкольными, мамы и папы приглашаются на индивидуальные собеседования с педагогами, а также на различные мероприятия как развлекательного, так и информационного характера.

    С определенной регулярностью должны проводиться лектории для родителей, желающих повысить свой уровень знаний о проблемах воспитания и образования детей в современном обществе. Темами таких занятий могут быть различные вопросы, в том числе и «ФГОС, расшифровка понятия и его содержание».

    Совместные развлекательные творческие мероприятия

    Необходимую информацию о вопросах воспитания как общих, так и касающихся какого-либо конкретного ребенка родители имеют право получить в личной беседе с учителем. Такие встречи возможны как в стенах школы, так и на дому.

    Преподавателям необходимо проводить различные игры, в которые также следует вовлекать мам и пап. Это могут быть как соревнования, предусматривающие участие лиц обоих полов, так и игры, где участниками являются только девочки с матерями, или мальчики с отцами. Например, широко распространена эстафета «А ну-ка парни!», где ребята со своими папами соревнуются в традиционных для мужчин умениях и навыках, таких как забивание гвоздей, силовые упражнения и так далее.

    Опытные учителя рекомендуют всячески способствовать заинтересованности родителей в проведении работ по благоустройству. Например, они могут быть вовлечены в сооружение различных конструкций для школьного стадиона и так далее.

    Читать еще:  Как заполняется справка по форме банка образец

    Кроме информации про обучение и воспитание детей, родители могут получать необходимые сведения относительно обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также консультацию юриста, который способен предоставить все необходимые сведения, касающиеся прав и обязанностей ребенка, согласно действующему законодательству.

    Информационные ресурсы для педагогов

    Где можно ознакомиться с ФГОС (расшифровка аббревиатуры знакома каждому преподавателю РФ)? Данный нормативный документ, а также последнюю редакцию законодательства по этой теме и прочие тексты можно прочитать на сайте Министерства образования. Также данной проблеме посвящены многие другие педагогические электронные ресурсы и регулярно выходящие журналы для педагогов, такие как «Учительская газета», и так далее.

    Широкое пространство для творчества

    В новом государственном стандарте существует положение о том, что деятельность учителя должна быть подчинена определенному плану, где четко прописаны части урока, и на каждую из них отведены строгие временные рамки. Однако педагогу также дается право изменять ход занятия в соответствии с различными обстоятельствами и ситуацией, которая возникла. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время учитель обязан не только обладать обширными знаниями по своему предмету, а также набором междисциплинарных умений и навыков, но и быть способным импровизировать. С другой стороны, этот стандарт предполагает привитие детям способности самостоятельно находить необходимый для пополнения знаний и выбирать собственный образовательный маршрут в рамках изучаемых предметов. А значит, школьники тоже получают возможность взглянуть на образовательный процесс с творческой позиции.

    В данной статье были рассмотрены важнейшие положения государственного образовательного стандарта. Эта информация может быть полезна педагогам. Кроме того, некоторые сведения без сомнений окажутся интересными и для родителей школьников.

    ФГОС: что такое, требования стандарта

    Все чаще упоминается в образовании ФГОС. Что такое новые образовательные стандарты и как они изменили систему отечественного образования? Постараемся найти ответы на эти важные и актуальные вопросы.

    Что собой представляют новые образовательные стандарты

    Данная аббревиатура расшифровывается как федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Программы, требования зависят не только от специфики учебной дисциплины, но и от ступени обучения.

    Предназначение стандартов второго поколения

    С какой целью внедряются ФГОС? Что такое УУД? Для начала отметим, что не во всех развитых странах существуют единые образовательные стандарты. В РФ они предназначены для обеспечения преемственности между отдельными ступенями обучения. После окончания одного этапа ученик должен обладать определенным уровнем подготовки, чтобы перейти на следующий образовательный этап.

    ФГОС общего образования, предназначенные для воспитанников, имеющих ограничения по здоровью, характеризуются как система требований, являющихся обязательными при реализации адаптированной программы для ребят с ОВЗ.

    Требования стандартов 2-го поколения

    Определенные требования к уровню обученности и воспитанности по стандартам содержит каждый класс. ФГОС предполагает определенные требования к структуре программ, объему материала. Также учитывают условия реализации образовательных основных программ, включая материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение процесса. Если ФГОС 1 поколения были направлены на усвоение школьниками теоретического материала, то новые стандарты предназначены для гармоничного развития подрастающего поколения.

    Составные части новых стандартов

    ФГОС 2-го поколения появились в 2009 году. Они включают в себя три основные части.

    Первая часть содержит требования к результатам освоения школьниками образовательной программы. Акцент делают не на совокупность умений и знаний, а на универсальные учебные действия, предполагающие самостоятельное добывание необходимой информации посредством применения современных технологий, а также на коммуникативные качества.

    Кроме того, в стандарте указываются предполагаемые результаты обученности по каждой учебной области, описаны те качества, которые будут формироваться у школьников: здоровый образ жизни, толерантность, бережное отношение к природе, уважение к родному краю.

    Урок по ФГОС предполагает элементы проектной и исследовательской деятельности. Особое внимание новые стандарты отводят внеурочной деятельности в виде творческих студий, кружков, клубов. Указываются требования к компетентности и профессионализму педагогического состава образовательных учреждений.

    Стратегия развития страны, разработанная по 2020 год, направлена на формирование компетентного гражданина, умеющего отвечать за свои поступки, готового к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Специфические особенности ФГОС НОО

    Продолжим рассмотрение ФГОС. Что такое новые стандарты для школы, вы выяснили. Теперь выявим их отличия от традиционной образовательной программы. Содержание программы направлено не на получение знаний, а на формирование духовности, нравственности, общей культуры, социальное и личностное развитие.

    Особое внимание уделяется физическому развитию подрастающего поколения. Требования к результатам обучения указываются в виде предметных и личностных результатов, это отличает новые стандарты от первого поколения ФГОС. Что такое УУД?

    Обновленные стандарты предполагают повышенное внимание к внеурочной деятельности. Ее организация осуществляется по следующим направлениям: социальное, спортивное, нравственное, духовное, общекультурное развитие.

    Содержание занятий должно создаваться с учетом пожеланий школьников, а также их родителей (законных представителей).

    Как формируется дополнительная группа? ФГОС предполагает проведение диспутов, конференций, организацию научных школьных обществ, соревнований, олимпиад. Время, которое по новым стандартам отводится на внеурочную деятельность, не включается в основную нагрузку школьников. Чередование внеурочной и учебной деятельности определяет образовательное учреждение, учитывая пожелания родителей обучающихся.

    Отличительные характеристики нового стандарта

    Каковы отличительные особенности ФГОС? 5 класс считается началом второй ступени обучения, где основной акцент делают на формирование метапредметных и личностных результатов.

    Основной целью нового стандарта стал деятельностный подход, который направлен на развитие личности школьника. Общеучебные умения считают ядром ФГОС, поэтому для каждого предмета разработаны конкретные учебные действия.

    Важным этапом формирования УУД на начальной ступени обучения является ориентация младших школьников на овладение коммуникативными и информационными технологиями, а также на грамотное применение современных ИКТ инструментов.

    Современные цифровые инструменты и коммуникационные среды указываются в стандартах второго поколения как оптимальный вариант формирования УУД. Существует специальная подпрограмма, направленная на формирование у подрастающего поколения информационных компетенций.

    Начальное образование в новых реалиях

    Стандарт предполагает определенные требования к результатам школьников, которые освоили программу начального образования. Личностные УУД предполагают желание и способность школьников к саморазвитию, сформированность позитивной мотивации к познанию и обучению, смысловые и ценностные установки обучающихся, которые отражают их индивидуальные позиции, социальные компетенции.

    Выпускники начальной школы должны обладать гражданской идентичностью, личностными качествами.

    В метапредметных компетенциях подразумевается полное освоение ребятами учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, благодаря которым они овладевают основными компетенциями.

    Предметные УУД предполагают получение информации по определенным дисциплинам, преобразование, использование информации, формирование на основе полученных знаний полноценной научной картины мира.

    Например, ребенок учится самостоятельно подбирать к тексту заголовок, записывать тезисы текста. Выпускник начальной школы обязан по готовому заголовку составлять тезисный план, продумывать пересказ материала.

    Значимость ИКТ в ОУ

    Реалии современности таковы, что, помимо классического письма, ребенок практически одновременно осваивает и компьютерную клавиатуру. Многие родители, использующие компьютер в своей профессиональной деятельности, понимают значимость ИКТ в современной школе. Знакомство с окружающим миром, проведение опытов и исследований в наши дни предполагает использование цифровых камер, микроскопов. Для обобщения результатов, полученных в ходе практической деятельности, школьники пользуются цифровыми ресурсами.

    Проектная методика

    Для проектного метода, который является по стандартам второго поколения обязательным элементом современной школы, также нужны информационные технологии.

    Интегрированный подход к обучению, используемый в стандартах второго поколения, связан с активным применением знаний, которые получены на другом уроке. К примеру, работу с текстами, описаниями, проводимую во время русского языка, продолжают при знакомстве с природными явлениями на уроке окружающего мира. В качестве результата подобной деятельности будет выступать видеорепортаж, который описывает природные явления, картины окружающей среды.

    Информационно-образовательная среда

    Она должна быть оптимальной для информатизации учащегося и педагога. Именно через информационную среду по новым федеральным стандартам обеспечивается дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, включая и внеурочный период. Что входит в ИС? Мультимедийные устройства, компьютеры, выход во Всемирную паутину, доступ к электронным ресурсам.

    Именно через информационную среду осуществляется взаимодействие педагога с ребятами, которые по состоянию здоровья не могут посещать обычные уроки и внеурочные мероприятия.

    Стандарт касается не только уроков, но и внеурочной деятельности. В нее включают индивидуальные занятия, выполнение домашних заданий, групповые консультации.

    Содержание такой деятельности отражается в образовательной основной программе ОУ. ФГОС допускают внеурочную работу младших школьников в размере десяти часов в неделю. На первой ступени обучения он способствует обеспечению равных возможностей в получении качественного общего начального образования, воспитания, нравственного развития школьников, формирование их гражданственности.

    Заключение

    В связи с изменением социального заказа в российском образовании назрела необходимость существенных преобразований. Вместо классической системы, в которой основное внимание уделялось получению максимального количества теоретических знаний, в российские школы внедряют программы, направленные на саморазвитие подрастающего поколения. ФГОС второго поколения дают возможность получать начальное образование на родном языке, овладевать культурными и духовными ценностями своего народа.

    Благодаря применению педагогами инновационных методик преподавания у каждого ребенка есть возможность выстраивать собственную образовательную и воспитательную траекторию, постепенно передвигаться по ней, совершенствовать свои умения и навыки. Стандарты второго поколения направлены на удовлетворение социального заказа – воспитание гражданина и патриота, любящего свою страну, гордящегося ею.

    Источники:

    http://businessman.ru/fgos—chto-takoe-rasshifrovka-abbreviaturyi.html
    http://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos
    http://moneymakerfactory.ru/spravochnik/chto-takoe-fgos/
    http://businessman.ru/rasshifrovka-fgos—federalnyie-gosudarstvennyie-obrazovatelnyie-standartyi-trebovaniya-fgos.html
    http://www.syl.ru/article/308373/fgos-chto-takoe-trebovaniya-standarta

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector