4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определяется день начала коллективных переговоров

Содержание

Статья 36. Ведение коллективных переговоров

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 36 ТК РФ

1. Согласно положениям Конвенции МОТ N 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.) предметом коллективных переговоров могут быть любые переговоры между представителями работников и работодателей, которые бы позволили урегулировать условия труда на договорной основе.

2. Инициатором коллективных переговоров может быть любая из сторон. При этом представители стороны, получившие в письменной форме предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

3. Лицам, органам или организациям, указанным в ч. 3 настоящей статьи, запрещено осуществлять представительство ими интересов работников в сфере социального партнерства, кроме случаев, предусмотренных ТК РФ.

Второй комментарий к Статье 36 Трудового кодекса

1. Статья 36 дополнена существенными положениями.

В ее ч. 1 регламентируется не только порядок проявления инициативы одной из сторон о начале коллективных переговоров (что было и ранее), но и ответных действий другой стороны. Определен день, который считается днем начала коллективных переговоров.

В ст. 36 включена новая ч. 3, запрещающая перечисленным в ней лицам и организациям вести коллективные переговоры, заключать коллективные договоры и соглашения от имени работников. Тем самым обеспечивается право профсоюзов представлять работников и право работников самим определить своего представителя, если профсоюзный орган, действующий у работодателя, не является их представителем (см. ст. 29 — 31 ТК РФ).

2. Международная организация труда (МОТ) уделяет серьезное внимание необходимости и порядку ведения коллективных переговоров.

Так, в ст. 4 Конвенции МОТ N 98 предусматривается необходимость принятия мер в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.

3. В Конвенции МОТ N 154 (1981 г.) (ст. 5) международным нормам о коллективных переговорах отводится основополагающее значение. Она предусматривает конкретные меры для содействия коллективным переговорам, соответствующие национальным условиям. Эти меры должны быть направлены на то, чтобы:

коллективные переговоры были возможны для всех предпринимателей и всех категорий трудящихся в отраслях деятельности, предусмотренных данной Конвенцией;

коллективные переговоры постепенно распространялись на все вопросы определения условий труда и занятости, и (или) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися, и (или) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся;

поощрялась разработка правил процедуры, согласованных между организациями предпринимателей и трудящихся;

проведению коллективных переговоров не препятствовало отсутствие регулирующих их правил или неполный или несоответствующий характер этих правил;

органы и процедуры разрешения трудовых конфликтов создавались таким образом, чтобы содействовать коллективным переговорам.

Положения Конвенции N 154 не препятствуют функционированию системы трудовых отношений, где коллективные переговоры проходят в рамках примирительного и (или) арбитражного механизма или органов, в которых стороны, ведущие коллективные переговоры, добровольно принимают участие (ст. 6).

Меры, принимаемые государственными органами для поощрения и содействия развитию коллективных переговоров, являются предметом предварительных консультаций и, когда это возможно, соглашений между государственными органами и организациями предпринимателей и трудящихся (ст. 7).

Меры, принимаемые с целью содействия коллективным переговорам, должны разрабатываться или применяться таким образом, чтобы не ограничивать свободу коллективных переговоров (ст. 8).

На содействие коллективным переговорам направлена Рекомендация МОТ N 163 (1981 г.).

О том, что должны приниматься соответствующие национальным условиям меры для содействия в отраслевом и национальном масштабе эффективным консультациям и сотрудничеству между государственными органами власти и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между этими организациями, сказано в Рекомендации МОТ N 113 (1960 г.) (п. 1.1).

Общей целью таких консультаций и сотрудничества должно быть содействие взаимопониманию и хорошим отношениям между государственными органами власти и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между этими организациями с целью развития экономики в целом или ее отдельных отраслей, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня (ст. 4 Рекомендации МОТ N 113).

Такие консультации и сотрудничество должны быть направлены, в частности:

a) на совместное изучение организациями предпринимателей и трудящихся вопросов, представляющих для них взаимный интерес, с целью достижения в возможно большей степени согласованных решений;

b) обеспечение того, чтобы компетентные государственные органы власти соответствующим образом запрашивали мнение организаций предпринимателей и трудящихся и обращались к ним за ответами и помощью в таких областях, как:

i) подготовка и применение законодательства, затрагивающего их интересы;

ii) создание и деятельность таких общественных органов, как органы, ведающие организацией рынка занятости, профессиональной подготовкой и переподготовкой, охраной труда, гигиеной труда, социальным обеспечением и бытовым обслуживанием;

iii) разработка и осуществление планов экономического и социального развития (ст. 5 Рекомендации МОТ N 113).

На обеспечение организации коллективных переговоров, реализацию при их проведении норм МОТ и российского законодательства о социальном партнерстве направлено создание комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 35 ТК РФ и комментарий к ней).

Реальное признание права на ведение коллективных переговоров в качестве основополагающего подтверждено Декларацией МОТ 1998 г. (см. подп. «а» п. 2).

4. В Конвенции МОТ N 154 содержится понятие термина «коллективные переговоры». Он означает все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях:

определения условий труда и занятости, и (или)

регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися, и (или) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся (ст. 2).

Если в переговоры вступают не организации трудящихся (профсоюзы), а иные их представители, то термин «коллективные переговоры» распространяется также на переговоры с этими представителями. Однако в этих случаях при необходимости должны приниматься соответствующие меры для обеспечения того, чтобы присутствие этих представителей не могло ослабить позиции заинтересованных организаций трудящихся (см. ст. 3).

Понятие коллективных переговоров в ТК РФ не сформулировано, но, поскольку суть их и предназначение ясны, опираясь на Конвенцию МОТ N 154, можно предложить следующее понятие: коллективные переговоры — это основанные на диалоге (обмене мнениями) представителей работников и работодателей взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда, решение других вопросов регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.

5. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривал право на ведение коллективных переговоров, определял порядок их ведения и разрешения разногласий, устанавливая гарантии и компенсации за время переговоров (см. ст. 6 — 9).

Эта структура в принципе сохранена в главе 6 ТК РФ.

6. Отношения при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений как часть отношений по социальному партнерству непосредственно связаны с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права, а потому регулируются трудовым законодательством (см. абз. 4 ч. 2 ст. 1 ТК РФ).

7. Право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей в числе их основных трудовых прав закреплено ст. 21 Трудового кодекса РФ.

8. Коллективные переговоры могут вестись по инициативе любой из сторон. Каждая из них в лице своих представителей вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Результатом проявленной представителями одной стороны в письменной форме инициативы о проведении коллективных переговоров должно быть вступление другой стороны в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения предложения о начале переговоров.

Сторона, получившая предложение, направляет инициатору проведения коллективных переговоров ответ в течение 7 дней. В нем должны быть указаны представители этой стороны, которые будут участвовать в работе комиссии, и их полномочия.

Сторона, инициирующая проведение переговоров, также должна определить своих представителей для работы в комиссии и их полномочия. Она может сделать это в первоначальном письме к другой стороне или после получения от нее ответа.

Читать еще:  Адрес птичьего рынка в спб

Предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени работников может направить работодателю орган, имеющий право их представлять (см. ст. 29 — 31 ТК РФ), или единый представительный орган, образованный в соответствии с Кодексом (см. ч. 2 — 4 ст. 37).

Кодекс не определяет количественный состав комиссий. Он определяется обычно по договоренности сторон.

9. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором переговоров положительного ответа от другой стороны.

10. Кодекс (ч. 3 ст. 36) не допускает ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений от имени работников:

1) лицами, представляющими интересы работодателей;

2) организациями или органами, созданными либо финансируемыми: а) работодателями; б) органами исполнительной власти; в) органами местного самоуправления; г) политическими партиями.

Исключение составляют случаи, предусмотренные Кодексом.

11. Запрещение ведения переговоров и заключения соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя, содержится в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ч. 4 п. 1 ст. 13), Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (ч. 3 ст. 5).

Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством (ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

Указанные выше положения вытекают из документов МОТ.

12. Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) принято решение и даны рекомендации по организации и проведению единой переговорной кампании (см. Постановление исполкома ФНПР от 28 августа 2002 г. N 3-4).

Исполком ФНПР счел объективной необходимостью создание целостной коллективно-договорной кампании, позволяющей выстроить четкую систему, направленную на обеспечение эффективной защиты прав и интересов работников и увязанную по единым срокам заключения соглашений и коллективных договоров, единым требованиям, выдвигаемым профсоюзами в период ее проведения, и единым действиям, предпринимаемым в поддержку выдвигаемых профсоюзами требований.

Единые сроки подразумевают не проведение переговоров на всех уровнях в одно и то же время, а непрерывную последовательность переговоров, поскольку завершение переговоров на одном уровне дает начало им на другом.

При отсутствии законодательно утвержденных социальных стандартов профсоюзам рекомендовано добиваться включения в соглашения всех уровней и коллективные договоры определенного перечня и количественных характеристик социально-трудовых стандартов, гарантирующих определенный уровень жизни.

Как определяется день начала коллективных переговоров ответ

Перечисленными документами определяются порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав названной комиссии.

Коллективные переговоры проводятся как для заключения коллективного договора, соглашения, так и для внесения в эти акты дополнений или изменений (см. коммент. к ст. 44).

Проведение коллективных переговоров: основные этапы

В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Представители должны однозначно представлять одну из сторон. Участвовать в переговорах и принимать решения от имени сотрудников никак не могут представители работодателя, то есть лица, выражающие его интересы. Не могут принимать участие в коллективных переговорах:

  • организации, созданные или финансируемые нанимающей стороной;
  • исполнительные органы;
  • местное самоуправление;
  • политические партии.

Порядок коллективных переговоров описан в Главе 6 Трудового кодекса РФ. Начало коллективных переговоров определено в ст. 36 ТК РФ – это день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров письменного ответа от другой стороны. Этому ответу предшествует процедура направления инициатором письменного предложения вступить в коллективные переговоры.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ТК РФ

Неисполнение обязанности по вступлению в коллективные переговоры влечет административную ответственность (см. коммент. к ст. 54).

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению и их полномочий.

Оформлением договора этот процесс завершается. Как сказано в Трудовом кодексе РФ, неурегулированные разногласия могут быть предметом коллективных переговоров, но это уже будут иные переговоры, с новыми сроками и порядком.

Если в процессе диалога был достигнут компромисс, участники составляют проект колдоговора – правовой акт, который будет регулировать социальное и трудовое взаимодействие между сторонами. Если по всем или части рассматриваемых вопросов согласие не было достигнуто – составляется протокол разногласий, а в договор включают только согласованные пункты.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Статья 36 дополнена существенными положениями. В ее ч. 1 регламентируется не только порядок проявления инициативы одной из сторон о начале (что было и ранее), но и ответных действий другой стороны. Определен день, который считается днем начала коллективных.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Законом установлен период, с течение которого должны быть закончены коллективные переговоры, сроки здесь определены четко – три месяца. В соответствии со ст. 40 ТК РФ стороны должны подписать коллективный договор в течение 3-х месяцев, даже если у них остались неурегулированные разногласия и нерешенные вопросы. Договор подписывается в этом случае с приложением к нему протокола разногласий.

В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями. (часть четвертая в ред.

При этом представители стороны, получившей уведомление в письменной форме о проведении консультаций, обязаны приступить к ним в срок, указанный в уведомлении, но не позднее семи календарных дней со дня его получения.

Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган.

При этом представители стороны, получившей уведомление в письменной форме о проведении консультаций, обязаны приступить к ним в срок, указанный в уведомлении, но не позднее семи календарных дней со дня его получения.

Таким образом, согласно конвенции МОТ коллективные переговоры охватывают все стороны взаимоотношений между работниками и работодателями, т.е. не существует таких вопросов по поводу применения наемного труда, которые не могли бы явиться предметом коллективных переговоров.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Для этого предлагается обсудить следующие вопросы: 1. Предоставление дополнительных отпусков. 2. Установление надбавок. …» и т.д.

Следовательно, если организация не считает нужным, она может обойтись и без этого документа, а значит, и не принимать участия в коллективных переговорах. Другое дело, что на практике установлена целесообразность этого документа, поэтому организации предпочитают его оформлять, а значит, проводить перед этой процедурой коллективные переговоры.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в 7-дневный срок начать переговоры.

Статья 36 ТК РФ гласит, что право работодателей и представительных организаций работников на коллективные переговоры признано Международной организацией труда (раздел 3 Филадельфийской декларации // Законодательство МОТ о свободе объединения: Нормы и процедуры. МБТ. Женева, 1998. С. 7). Оно предполагает возможность начать переговоры и участвовать в них на равноправной основе.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. (в ред.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Виды соглашений и их участники

Скачать в PDF — Трудовой кодекс РФ — последняя редакция от 02.08.2019 02.08.2019 1.63 MB 81 776 Скачать Трудовой кодекс Российской Федерации Часть вторая Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда Глава 6. Коллективные переговоры Статья 36.

Коллективные переговоры считаются оконченными с момента подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий означает начало коллективного трудового спора.

Так как коллективный договор является важным документом, затрагивающим интересы как работодателя, так и работников по многим ключевым моментам их правоотношений, важно эти моменты обсудить, прийти к соглашению по формулировкам и сути.

Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора и направление письменного уведомления другой стороне о начале коллективных переговоров (ст. 10 Закона). Указанное решение принимается представителями работников или общим собранием (конференцией) работников организации.

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

После одобрения проекта собранием (конференцией) он подписывается сторонами и в семидневный срок направляется работодателем для уведомительной регистрации в соответствующий орган по труду.

Работники и работодатели регулируют свои отношения посредством заключаемых договоров, индивидуальных и/или коллективных. Но как быть, если по поводу положений коллективного договора у сторон возникают различные мнения? Ведь в этом документе нужно закрепить условия труда, устраивающие весь коллектив.

Читать еще:  Приватизация в россии плюсы и минусы

Для ведения коллективных переговоров по подготовке проекта коллективного договора из представителей работников и работодателей образуется комиссия, которая оформляется приказом работодателя. ТК напрямую не устанавливает срок ведения переговоров, но из анализа правовых норм можно сделать вывод, что он не может превышать 3-х месяцев.

Коллективный договор, в отличие от трудового договора, является инструментом регулирования коллективных отношений, возникающих в сфере труда, а также локальным источником трудового права.

Заключению коллективного договора на предприятии предшествуют коллективные переговоры сторон по разработке, условиям заключения и изменения коллективного договора. Инициатором этих переговоров может выступить любая из сторон, причем другая сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, не вправе уклониться от них и обязана в 7-дневный срок к ним приступить.

В ТК РФ отсутствует точное определение данного термина. Конвенция МОТ № 154 относит к коллективным переговорам все переговоры, которые проводятся между предпринимателем и профсоюзами или их представителями. Целью процесса является:

  • определение условий труда;
  • урегулирование трудовых отношений;
  • согласование интересов сторон на основе трудового законодательства.

От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей.

Сам термин «коллективные переговоры» был официально введен в трудовой обиход 19 июля 1981 г. Конвенцией Международной Организации Труда № 154 от «О содействии коллективным переговорам».

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Порядок проведения коллективных переговоров

kolperegovory.jpg

Похожие публикации

Решить разногласия между работодателем и персоналом при заключении или изменении коллективного договора помогут коллективные переговоры. Стать инициатором проведения мероприятия имеет право каждая из сторон.

Суть коллективных переговоров

В ТК РФ отсутствует точное определение данного термина. Конвенция МОТ № 154 относит к коллективным переговорам все переговоры, которые проводятся между предпринимателем и профсоюзами или их представителями. Целью процесса является:

  • определение условий труда;
  • урегулирование трудовых отношений;
  • согласование интересов сторон на основе трудового законодательства.

Порядок ведения коллективных переговоров четко регламентирован ТК РФ (глава 6). Представители сторон уполномочены вести переговоры от их имени.

Ключевые моменты проведения переговоров

Одна из сторон (работодатель или работники) отправляет другой уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров. Представители другой стороны должны вступить в диалог на протяжении 7 дней с момента его получения.

Количество участников мероприятия с обеих сторон не ограничивается законодательством. Создается комиссия, представители сторон в которой обладают равными правами и равным количеством голосов.

Участники не имеют права разглашать полученные сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне. В ином случае они будут привлечены к ответственности.

Ведение коллективных переговоров осуществляют представители трудового коллектива, профсоюзы, руководство компании и прочие лица, уполномоченные на это.

Если в процессе диалога был достигнут компромисс, участники составляют проект колдоговора – правовой акт, который будет регулировать социальное и трудовое взаимодействие между сторонами. Если по всем или части рассматриваемых вопросов согласие не было достигнуто – составляется протокол разногласий, а в договор включают только согласованные пункты.

Как определяется день начала коллективных переговоров? Таким днем является день, следующий за днем получения ответа на предложение инициатором переговоров от другой стороны. Максимальный срок переговоров – 3 месяца. Днем окончания процесса считается день подписания договора.

Ответственность за уклонение от участия в переговорах

Работодатели, которые намеренно уклоняются от участия в договорном процессе или неправомерно отказываются от подписания согласованного коллективного договора, наказываются штрафами. Размер штрафов определен в ст.ст. 5.28-5.30 КоАП РФ.

Нормативные акты

Коллективные переговоры в трудовом праве регулируются такими нормативными актами:

  • ТК РФ;
  • КоАП РФ;
  • Конвенция МОТ от 19.06.1981 № 154.

Статьи Трудового кодекса РФ определяют следующее:

  • Ст. 36 содержит общие положения, касающиеся ведения коллективных переговоров;
  • Ст. 37 определяет порядок ведения переговоров;
  • Ст. 38 определяет порядок урегулирования разногласий;
  • Ст. 39 содержит сведения о гарантиях и компенсациях лицам, принимающим участие в коллективных переговорах;
  • Ст. 54 определяет ответственность сторон за уклонение от участия в переговорах и непредоставление сведений, необходимых для организации коллективно-договорного процесса;
  • Ст. 29-31 и 33-34 содержат положения о представителях сторон в социальном партнерстве.

Проведение коллективных переговоров: основные этапы

Порядок проведения коллективных переговоров следующий:

  • Одна из сторон составляет письменное предложение о начале переговорного процесса и направляет его другой стороне. Предложение о начале коллективных переговоров, образец которого не унифицирован, должно содержать четко сформулированные требования для обсуждения. Например:

«Нижеподписавшиеся представители работников компании (наименование), предлагают начать коллективные переговоры о разработке и заключении коллективного договора. Для этого предлагается обсудить следующие вопросы: 1. Предоставление дополнительных отпусков. 2. Установление надбавок. …» и т.д.

  • Издается приказ о составе комиссии, порядке и сроках проведения мероприятия.
  • Стороны обсуждают вопросы. Разногласия, которые не могут быть улажены в рабочем порядке, решаются в соответствии с положениями ст. 38 и гл. 61 ТК РФ.
  • Представители сторон подписывают согласованный документ, и колдоговор вступает в силу.

Ведение коллективных переговоров

Суть коллективных переговоров

В ТК РФ отсутствует точное определение данного термина. Конвенция МОТ № 154 относит к коллективным переговорам все переговоры, которые проводятся между предпринимателем и профсоюзами или их представителями. Целью процесса является:

  • определение условий труда;
  • урегулирование трудовых отношений;
  • согласование интересов сторон на основе трудового законодательства.

Порядок ведения коллективных переговоров четко регламентирован ТК РФ (глава 6). Представители сторон уполномочены вести переговоры от их имени.

Проведение коллективных переговоров: основные этапы

Одна из сторон (работодатель или работники) отправляет другой уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров. Представители другой стороны должны вступить в диалог на протяжении 7 дней с момента его получения.

Количество участников мероприятия с обеих сторон не ограничивается законодательством. Создается комиссия, представители сторон в которой обладают равными правами и равным количеством голосов.

Участники не имеют права разглашать полученные сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне. В ином случае они будут привлечены к ответственности.

Ведение коллективных переговоров осуществляют представители трудового коллектива, профсоюзы, руководство компании и прочие лица, уполномоченные на это.

Если в процессе диалога был достигнут компромисс, участники составляют проект колдоговора – правовой акт, который будет регулировать социальное и трудовое взаимодействие между сторонами. Если по всем или части рассматриваемых вопросов согласие не было достигнуто – составляется протокол разногласий, а в договор включают только согласованные пункты.

Как определяется день начала коллективных переговоров? Таким днем является день, следующий за днем получения ответа на предложение инициатором переговоров от другой стороны. Максимальный срок переговоров – 3 месяца. Днем окончания процесса считается день подписания договора.

Порядок проведения коллективных переговоров следующий:

  • Одна из сторон составляет письменное предложение о начале переговорного процесса и направляет его другой стороне. Предложение о начале коллективных переговоров, образец которого не унифицирован, должно содержать четко сформулированные требования для обсуждения. Например:

«Нижеподписавшиеся представители работников компании (наименование), предлагают начать коллективные переговоры о разработке и заключении коллективного договора. Для этого предлагается обсудить следующие вопросы: 1. Предоставление дополнительных отпусков. 2. Установление надбавок. …» и т.д.

  • Издается приказ о составе комиссии, порядке и сроках проведения мероприятия.
  • Стороны обсуждают вопросы. Разногласия, которые не могут быть улажены в рабочем порядке, решаются в соответствии с положениями ст. 38 и гл. 61 ТК РФ.
  • Представители сторон подписывают согласованный документ, и колдоговор вступает в силу.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган).

Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Читать еще:  Как положить деньги на карту через терминал

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников.

В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Одной из самых важных форм социального партнерства принято считать коллективные переговоры (КП). Этот термин определен в статье 2 Конвенции №154 Международной организации труда, а обозначает он:

  • переговоры, проходящие между предпринимателями (или их организациями) и трудящимися, которые также могут быть объединены в организации, с целью определения условий труда и занятости;
  • урегулирование взаимоотношений, которые возникают между вышеперечисленными сторонами.

В ходе проведения коллективных переговоров профсоюзами и иными участниками процесса регулируются вопросы разработки и заключения коллективных договоров, которые призваны обеспечить право на социальную защиту работников и служить для разрешения споров в сфере труда.

Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений для того, чтобы:

  • определить условия труда работников, их занятость и прочие права;
  • урегулировать взаимоотношения между трудящимися и работодателями;
  • обеспечить урегулирование взаимосвязей, которые возникают между организациями работодателей и работников.

Нормативные акты

Коллективные переговоры в трудовом праве регулируются такими нормативными актами:

  • ТК РФ;
  • КоАП РФ;
  • Конвенция МОТ от 19.06.1981 № 154.

Статьи Трудового кодекса РФ определяют следующее:

  • Ст. 36 содержит общие положения, касающиеся ведения коллективных переговоров;
  • Ст. 37 определяет порядок ведения переговоров;
  • Ст. 38 определяет порядок урегулирования разногласий;
  • Ст. 39 содержит сведения о гарантиях и компенсациях лицам, принимающим участие в коллективных переговорах;
  • Ст. 54 определяет ответственность сторон за уклонение от участия в переговорах и непредоставление сведений, необходимых для организации коллективно-договорного процесса;
  • Ст. 29-31 и 33-34 содержат положения о представителях сторон в социальном партнерстве.

Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Статья 36 ТК РФ. Ведение коллективных переговоров (действующая редакция)

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 36 ТК РФ

1. В соответствии с положениями Конвенции МОТ N 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981) термин «коллективные переговоры» означает все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей либо одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях:

а) определения условий труда и занятости;

б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися;

в) регулирования отношений между работодателями и их организациями и организацией или организациями трудящихся.

2. Право работодателей и представительных организаций работников на коллективные переговоры признано Международной организацией труда (разд. 3 Филадельфийской декларации). Оно предполагает возможность начать переговоры и участвовать в них на равноправной основе.

3. Коллективные переговоры проводятся как для заключения коллективного договора, соглашения, так и для внесения в эти акты дополнений или изменений (см. коммент. к ст. 44).

4. Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон. Для этого она должна направить другой стороне письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров.

Кодекс не устанавливает специальных требований к содержанию такого уведомления. Оно может быть составлено в произвольной форме. В уведомлении целесообразно указывать предлагаемую дату начала переговоров, место их проведения, предложения по составу комиссии (если она не действует на постоянной основе).

5. Сторона, получившая уведомление, обязана в семидневный срок вступить в коллективные переговоры. Вступление в переговоры — это направление инициатору переговоров ответа с указанием представителей, которые включаются в состав комиссии по ведению коллективных переговоров, и их полномочий. Ответ может содержать и предложения о дате, месте и времени начала переговоров. Если стороны не согласовали дату и время начала переговоров, днем начала коллективных переговоров считается день, следующий за днем получения ответа инициатором переговоров. Это правило введено для создания дополнительных гарантий выполнения обязанности по вступлению в коллективные переговоры: если они не начались в установленный ч. 2 ст. 36 срок, есть основания оценивать ситуацию как уклонение от участия в коллективных переговорах. Очевидно, начиная с этой даты необходимо исчислять продолжительность коллективных переговоров, которая важна для предоставления гарантий участвующим в них работникам (см. коммент. к ст. 39) и для определения наличия разногласий (см. коммент. к ст. 40).

Неисполнение обязанности по вступлению в коллективные переговоры влечет административную ответственность (см. коммент. к ст. 54).

6. Часть 3 комментируемой статьи фактически воспроизводит норму ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 11.03.1992 N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (в настоящее время этот Закон утратил силу) с некоторыми редакционными уточнениями. Основная цель указанной нормы — предотвратить любое вмешательство со стороны работодателей и оказание давления на трудящихся в процессе коллективных переговоров. Исключения из этого правила допускаются лишь в случаях, предусмотренных Кодексом, однако в настоящее время таких исключений не установлено: работников на коллективных переговорах представляют профессиональные союзы (их организации, объединения), а в случае их отсутствия либо малочисленности — иные представители (см. коммент. к ст. ст. 29 — 31).

Источники:

http://sttkrf.ru/36
http://akcopt.ru/tamozhennoe-pravo/7600-kak-opredelyaetsya-den-nachala-kollektivnykh-peregovorov-otvet.html
http://spmag.ru/articles/poryadok-provedeniya-kollektivnyh-peregovorov
http://stroitel-55.ru/info/schitaetsya-dnem-nachala-kollektivnykh-peregovorov-kollektivnye-peregovory/
http://www.zakonrf.info/tk/36/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector