15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как часто должна производиться проверка пожарных рукавов

Содержание

Испытания пожарных рукавов: порядок, сроки, периодичность

Пожарные рукава, имеющиеся на вооружении специальных подразделений, обеспечивают надежную эксплуатацию в условиях возникновения аварийных ситуаций. Они соответствуют положениям технических условий и ГОСТов. Запрещается эксплуатировать не отвечающие условиям техники безопасности экземпляры. Чтобы выявить и устранить появляющиеся во время работы отказы и неисправности, проводятся периодическое испытания пожарных рукавов.

Кстати, они относятся к оборудованию, от которого зависит эффективность тушения пожара. Исправность их определяется осмотром снаружи. Процедура осуществляется ежедневно при сдаче смены, после работы с ними ответственными специалистами. Каждому из рукавов присваивается инвентарный номер. Оборудование испытывают при вводе в эксплуатацию и через определенные периоды в процессе работы. Дату и результат манипуляций записывают в специальный журнал в обязательном порядке.

Особенности эксплуатации всасывающего типа рукавов

Эксплуатацией называется использование элементов для выполнения оперативных действий в аварийных условиях, обслуживание, учет, ремонт, порядок испытания пожарных рукавов. Всасывающие модели перевозят на пожарных машинах в специальных пеналах. В моторизованных помпах есть отведенные места для расположения этого вида оборудования. На рукав наносится маркировка, содержащая информацию о производителе, тип стандарта, внутренний проходной диаметр. Кроме того, тут значится его длина, время изготовления, значение рабочего давления. Оборудование, прошедшее контроль, навязывается на соединительные головки проволокой из отожженных сталей диаметром от 1,9 до 2,6 мм или других антикоррозионных материалов. После этого оборудование испытывается на герметичность в вакууме при гидравлическом давлении.

Запрещается комплектовать пожарные машины и моторизованные помпы неисправными и непроверенными элементами. Определяя пригодность, производят испытания пожарных рукавов. Для хранения оборудования в пеналах предусматриваются подкладочные материалы в виде лент. Извлекают рукава из места транспортировки бережно. Не допускается резкое бросание на землю из-за опасности получить разрыв или трещины. Чтобы не образовывались ледяные пробки в зимнее время при длительной работе, рекомендуется к свободному патрубку насоса подсоединить напорный рукав и часть воды сбрасывать обратно в водоем. При составлении всасывающей линии не допускается попадание в места соединения песка или грязи. Кроме того, нельзя шланг перегибать, механически нагружать и волочить по грунту.

Ремонтные работы по всасывающим рукавам

Рукава ремонтируют, если нарушена целостность. Поломку выявляет испытание пожарных рукавов, сроки которого строго соблюдаются. На оборудовании просматриваются сколы, трещины, глубокие царапины, смятие. Если наблюдается послабление стягивающих хомутов к всасывающим головкам, то их укрепляют гаечным ключом и контргайкой. Ремонт производится двумя способами: наложением кусков в виде заплат снаружи рукава при помощи клеевого состава или применением метода вулканизации.

Эксплуатация оборудования в виде напорных рукавов

Напорные рукава надлежит перевозить в кузове автомобиля с соблюдением инструкции. Маркировочная разметка наносится не далее чем на 15 см от наружного конца скатанного шланга. Она содержит данные об изготовителе, внутреннем рабочем диаметре, длине скатанного участка, сроке выпуска, стандарте и типе. На другом свободном конце наносится информация о производителе. Периодичность испытания напорных пожарных рукавов начинает отсчет со дня изготовления на заводе. Об этом свидетельствует сопровождающий паспорт. В нем описываются:

  • дата выпуска;
  • наименование и буквенное определение технических условий;
  • номерные показатели партии;
  • число мест в ней;
  • внутренний диаметр оборудования;
  • общая длина переданных напорных шлангов;
  • штамп ОТК с заключением о годности.

Для транспортировки скатки рукава закрываются специальными водонепроницаемыми чехлами. При прокладке для срочной подачи воды на горящий объект их не перегибают, стараются обойти горящие места и поверхности, залитые расплавленными смолами и химикатами. В лестничных пролетах их пропускают между маршами. Для перекидывания через острые перегородки применяют специальные подкладки в виде седла.

Если испытание напорных пожарных рукавов не выявило никаких дефектов, но во время тушения огня произошло нарушение герметичности, то это исправляют накладыванием ленточных или корсетных зажимов. Их снимают после окончания спасательной операции, а место появления течи отмечают химическим карандашом. В зимнее время не разрешается скатывать напорный шланг без стравливания воды. Если из-за халатности происходит промерзание по всей длине, то его транспортируют без перегибов на прицепах или санях.

Ремонт напорных шлангов

Если гидравлические испытания пожарных рукавов выявляют несоответствие стандартным требованиям, то шланги ремонтируют. В процессе эксплуатации на горящем объекте они часто получают повреждения в виде прогоревших участков, проколов, трещин, разрывов. Все дефекты подлежат ремонту вулканизацией сырой резиной. На них также накладывают заплаты с применением клея. Кроме того, целостность восстанавливается путем применения хлоритовой ткани.

Технология хранения всасывающих и напорных шлангов

На хранение в течение определенного периода поступают только полностью высушенные рукава. При этом обращают внимание на следующие факторы:

  • Не хранят пожарные шланги вблизи от оборудования, выделяющего озон.
  • Нельзя располагать их вблизи излучателей ультрафиолета.
  • Уложенные рукава для хранения защищают от воздействия прямых лучей солнца.
  • Не разрешается попадание на оборудование масел, бензина, керосина. Запрещено соприкосновение с паром.
  • Всасывающий тип шлангов хранят на стеллажах параллельными связками высотой до 1 м. При этом соблюдается температура: от 25 до 30 ºС.
  • Напорные шланги, смотанные в скатки, хранятся в вертикальном положении. Под них выполняются специальные поддоны, чтобы избежать трения с острыми краями. Иногда после неправильного хранения некоторые элементы не выдерживают испытания пожарных рукавов.
  • Не разрешается на стеллажах со шлангами хранить другие предметы.

Испытание пожарных рукавов. Периодичность

Периодичность напрямую зависит от особенностей применения. Резервное пожарное оборудование, не бывшее в работе, испытывается после окончания действия гарантийного времени хранения. Напорные шланги в производственных цехах подлежат проверке раз в полгода. Обязательно проверяются рукава напорного и всасывающего типа после обнаружения дефектов и их устранения. На специализированных предприятиях производится испытание. Проверка пожарных рукавов не должна происходить с нарушением временных сроков. Их устанавливают с учетом методических рекомендаций, составленных МЧС в ноябре 2007 года.

Внешнее исследование пожарных рукавов

Внешняя проверка всех типов рукавов производится не реже одного раза в 30 дней. А также после использования для устранения возгорания. Сроки испытания огнетушителей и пожарных рукавов, хранящихся в резерве, с точки зрения внешнего осмотра определяются периодичностью не реже одного раза за год. Внешний мониторинг производят с целью выявления повреждений наружных стенок, просветов, сколов трещин и других дефектов.

Проверку выполняют при температуре +15. +35 ºС. Относительная влажность воздуха должна колебаться от 46 до 75%. Вся партия обычно не проверяется. Исследуют только три случайно выбранных образца. Проверка на отслоение впервые производится после второго года службы рукавов. Шланг наполняют водой и измеряют вакуумметром. Определить отслоение внутреннего шара удается иногда только на второй раз. Повторное наполнение жидкостью, используя насос, покажет большую степень разрежения.

Проверка на герметичность

Испытание пожарных рукавов на пропуск воды через стенки рукавов производится на тех шлангах, которые после ремонта не выдержали проверку на визуальный осмотр. Помимо этого, на мониторинг отправляют экземпляры, которые находятся в работе примерно раз в полгода. Резервный запас пожарного оборудования, хранящегося на складе, подлежит гидравлической проверке после окончания гарантийного срока.

Порядок проведения гидравлического испытания

За все время проведения испытаний и после их завершения на стенках рукавов не должно быть разрывов, вздутия слоев, просветов. Металлическая оплетка находится в целостном и не деформируемом состоянии. Рукава, которые не выдержали проверку давлением, отбраковывают. Процедура проходит следующим образом:

  • Испытание проводят избыточным рабочим давлением. Один конец шланга присоединяют к напорному водопроводу. Второй – перекрывают заглушкой с краном для стравливания воздуха.
  • Кран не закрывают до тех пор, пока жидкость полностью не наполнит шланг.
  • На протяжении 10 минут происходит повышение давления. Его измеряют и поддерживают в том объеме, который рекомендуется нормами для испытания рукавов данного диаметра и типа.

Напорный тип рукавов, эксплуатируемый на передвижных автомобилях, испытывают при давлении 1 МПА. Но это еще не все. Для тех рабочих вариантов, которыми оснащены автомобили с высоким давлением, размер нагрузки при испытании поднимают до 3 МПА. Для рукавов из льна и джута этот показатель равен 0,3-0,4 МПА в течение 5 минут. После испытания рукава осматривают. Второй сорт допускает наличие свищей по длине не более 2 см. Первый их не предусматривает вовсе.

Читать еще:  Хлебный киоск как бизнес

Рукава, прошедшие испытания без повреждений, сушатся. А на новые шланги делают паспорта и передают в работу, не нарушая порядок. Сроки испытания пожарных рукавов пересматривают и корректируют после каждого ремонта и обслуживания. Два раза в год выполняют проверку при сезонном мониторинге всего оборудования.

Перекатка пожарных шлангов и навязка головок

Для сохранения рукавов в рабочем состоянии производится не только испытание пожарных рукавов. Периодичность перекатки оборудования определяется проведением операций через промежуток от 3 до 12 месяцев. Каждый квартал (3 месяца) перематывают рукава, находящиеся для работы в автомобилях. Пожарные шланги, содержащиеся в помещении, перекатывают один раз за год. Эту проверку часто совмещают с гидравлическим мониторингом. Периодичность испытания пожарных рукавов составляет один раз в год на водоотдачу. При этом навязка соединительных всасывающих головок производится при введении шланга в работу. Гидравлическое испытание по плану, показавшее течь, говорит о необходимости присоединить ее повторно и подвергнуть новому испытанию.

Техническое обслуживание рукавов в эксплуатации

Для поддержания пожарных шлангов в работоспособном состоянии проводится комплекс мер профилактического технического обслуживания. Производится осмотр, после которого неисправные экземпляры отправляют на ремонт. Для хранения, профилактического обслуживания и одновременного ремонта создаются рукавные посты (базы). Или это делается в частях. Пожарные рукава, привезенные сюда, подвергаются на входе контролю соответствия размеров. Проверяется маркировка и штамп отдела трудового контроля.

Поступившие на базу рукава с пожара в зимний период в обязательном порядке оттаивают в теплом помещении до полого размораживания. Допускается опущение шлангов в емкости с горячей водой. В такой же ванне происходит отмачивание испачканных рукавов от загрязнений. После оттаивания и замачивания они отправляются на мойку. Все типы напорных рукавов в обязательном порядке чистят в специальной машине. Шланг через входное окно заправляется в машину, закрепленную на краю ванны. После выставления меток в рабочее положение закрывают кожух аппарата и приводят его в действие нажатием кнопки. Иногда для полного очищения рекомендуется повторить процедуру.

Скатка рукава в одинарное или двойное колесо выполняется после полного высушивания. Иногда она производится механизированным способом с применением специального приспособления. В нем начало рукава надевается на нижнюю катушку. И он наматывается в один слой до середины. Она помещается в разъем верхней катушки, после чего скатка идет вторым слоем.

Ремонт рукавов способом вулканизации

Для проведения операции требуется вулканизирующий аппарат. Таким методом ремонтируют льняные и прорезиненные поверхности пожарных шлангов, имеющих поперечные или продольные разрезы. Чтобы выполнить ремонт, необходимы следующие инструменты:

  • жесткая щетка;
  • молоток, ножницы, острый нож;
  • подкладки из дерева в количестве 5 шт.;
  • кисточка для нанесения клея;
  • бензин, клей;
  • иголки с широким ушком и суровые нитки.

Процедура проводится следующим образом. Сначала разрыв зашивается суровыми нитками. При этом стежки накладываются крестообразно. Начало шва располагается на расстоянии не менее 2 см от края разреза. Между стежками должно быть около 8 мм. После завязывания узелка молотком простукивают шов, выравнивая его. Заплату делают из поверхности старого рукава. Ее размер превышает разрез по длине на 6 см, по ширине – на 5. Льняные заплаты не обрабатывают, а на прорезиненных убирают резиновый слой. Приклеиваемую поверхность высушивают и очищают от пыли.

Для приготовления клеевой массы растворяют в бензине сырую резину в соотношении 3:1. Затем отстаивают около суток, перемешивают. Доливают столько же бензина и выдерживают еще 3 часа. Далее перемешивают – и клей готов. Место разреза и вокруг него обезжиривают любым растворителем. Клей наносят до 7 раз, тщательно просушивая каждый слой на рукаве и заплате. Последний шар не сушат, а соединяют поверхности и равномерно прижимают, легко простукивая молотком. После этого склеиваемый участок помещают в вулканизационное оборудование, фиксируют струбциной и выдерживают при температуре до 140 ºС около 40 минут.

Правила испытания пожарных рукавов

Оперативность и эффективность тушения пожаров различных категорий во многом зависят от технического состояния и пригодности того или иного оборудования или его составных частей. Одними из наиболее необходимых составляющих системы тушения пожаров являются пожарные рукава.

Эти изделия, как компонент противопожарной безопасности, подлежат обязательной проверке и испытаниям, периодичность которых определяется в специальных нормативных и регламентирующих документах. Целостность и пропускная способность пожарных рукавов в конечном итоге влияют на обрабатываемую площадь и общее время тушения возгорания.

Опробование системы

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок использования, хранения и обслуживания пожарных рукавов, является специальное руководство по их эксплуатации. Периодические испытания этих компонентов системы пожаротушения направлены на поддержание их функциональности и исправного технического состояния, проверку герметичности и пропускной способности.

Перед проверкой пожарных рукавов в действии ответственное лицо должно сначала произвести внешний осмотр со всех сторон рукава на предмет наличия потертостей, механических повреждений, перекручивания, которое может впоследствии стать причиной разгерметизации, а также наличия на поверхности рукава инородных химических компонентов (пятен технического масла, нефтепродуктов и других химических элементов). Кроме того, рукава исследуются и изнутри, насколько это позволяет возможность.

Визуальное исследование пожарных рукавов также должно быть направлено на выявление возможных отслоений резинового слоя, проверку или ревизию мест соединений рукава и соединительных элементов по всей его длине.

Непосредственная процедура фактического испытания рукавов утверждена как необходимая и неотъемлемая процедура в следующих случаях, а именно:

  • при установке нового пожарного рукава и принятия его в эксплуатацию;
  • после осуществления планового обслуживания или ремонтных работ, которые связаны с восстановлением герметичности или соединением нескольких отрезков при помощи соединительных элементов;
  • после применения рукава при тушении пожара с повышенным уровнем сложности (высокая температура, использование при тушении специфического материала или веществ), а также в случае обнаружения признаков попадания на поверхность рукава активных химических элементов в процессе его эксплуатации.

В соответствии с требованиями нормативных и регламентирующих документов испытывать необходимо рукава поочередно по одному экземпляру. Допускается испытания двух пожарных рукавов при условии использования независимого водосборника.Далее специалистами производится сборка всей конструкции пожаротушения по двум допустимым схемам.

Первая из них требует наличия пожарной автоцистерны, непосредственно самого рукава и конечной заглушки. Во втором случае в описанную схему добавляется независимый водосборник. На конечном этапе монтажа закрытой линейной магистрали производится надежная герметизация всех соединений и составляющих элементов.

На следующем этапе, когда линия рукава полностью готова к испытанию, осуществляется нагнетание давления внутри его при помощи вакуумного механизма в пожарном автомобиле. При этом показатель внутреннего давления должен составлять не менее 0,08 МПа.

При достижении этого показателя специалисты, осуществляющие осмотр, оценивают поверхность рукава на возможное наличие неровностей, подтеков или сильно деформированных участков. Среднее время, на протяжении которого осуществляется проверка целостности под давлением пожарных рукавов составляет в среднем пять минут. После окончания испытаний пожарных рукавов на предмет герметичности следует дополнительно осмотреть их на предмет целостности и состояния защитной поверхности.

Ответственные лица обязаны вести специальные карточки на каждый из имеющихся рукавов. Результаты проводимых испытаний заносятся в этот документ и утверждаются комиссией. При неудовлетворительных результатах испытания пожарные рукава могут быть отправлены в специализированные центры для проведения ремонтных работ или восстановительного обслуживания. В случае же невозможности проведения ремонта или достаточно долгой эксплуатации такие изделия подлежат утилизации.

Проверка напорных рукавов

Требования к испытаниям напорных пожарных рукавов несколько отличаются от обычных. Так, помимо условий, при которых испытываются стандартные пожарные рукава, напорные должны тестироваться в случае использования их реже, чем один раз на протяжении года. Кроме того, напорные рукава после каждого применения дополнительно испытываются на состояние рабочего давления.

При испытаниях этого типа рукавов также используется насосное оборудование пожарных автомобилей. Для напорных пожарных рукавов применяется давление в диапазоне от 0,2 до 0,4 МПа, а среднее время, на протяжении которого осуществляется испытание одного изделия, составляет все те же пять минут.

При сборке магистрали на одном ее конце может устанавливаться либо заглушка с запорным краном, либо подключается разветвление. К цистерне автомобиля рукав присоединяется через соединительный элемент, который оборудован специальным манометром. Особое внимание уделяется герметичности всех соединений.

После того как вода полностью заполнила систему с напорным рукавом, и воздух был полностью удален из нее, осуществляется постепенное нагнетание давления до указанных выше показателей.

Эта процедура по продолжительности занимает около двух минут. Далее на протяжении еще двух минут давление удерживается и затем опускается до ноля. На заключительном этапе давление снова постепенно поднимают до указанной отметки на протяжении трех минут и удерживают его на протяжении тех же трех минут.

Показания результатов испытания напорных рукавов также заносятся ответственными лицами в специальные карточки.

Стоит заметить, что технические паспорта на изделия различных производителей могут предусматривать разные максимально допустимые показатели давления, при которых следует выполнять испытания, поэтому особое внимание следует уделять ознакомлению с инструкцией по безопасности и эксплуатации того или иного рукава.

Читать еще:  Начисленная заработная плата проводка

Периодичность исследования

Во многом периодичность испытания зависит от места и условия их использования или хранения. В силу того, что продукция различных изготовителей этой продукции отличается теми или иными эксплуатационными и техническими особенностями, сроки проведения испытаний также разнятся. В сопроводительной и технической документации к каждому отдельно взятому типу рукавов указывается необходимая периодичность проведения испытания.

В соответствии с нормами государственной противопожарной службы периодичность испытания напорных пожарных рукавов в среднем должна составлять не реже чем один раз в полгода. В конкретных случаях следует руководствоваться требованиями технической документации на конкретное изделие.

Потери напора воды

В соответствии с техническими показателями гораздо более эффективным является параллельное соединение противопожарной магистрали с участием пожарного рукава. Общий показатель сопротивления в этом случае гораздо ниже в отличие от функционирования одной линии.

Для определения общего показателя потери напора в пожарных рукавах учитываются потери при прохождении соединительных элементов рукавов. Для этого используется общепринятая формула, согласно которой объем потерь силы напора равен делению показателя скорости воды в квадрате (м/с) на двойной показатель ускорения свободного падения, и умножению результата на коэффициент потерь в соединительном элементе.

При расчете же коэффициента уменьшения силы напора по длине всего рукава используется так называемая формула Дарси Вейсбаха. При этом рассчитанный коэффициент линейного сопротивления умножается на результат деления длины пожарного рукава на показатель его диаметра, при этом все данные применяются в метрах. Затем результат необходимо умножить на результат деления расхода литров в секунду в квадрате на (0,785*d²)²*2g.

Техническое обслуживание пожарных рукавов

Техническое оборудование, стоящее на вооружении МЧС, регулярно подвергается профилактическому осмотру и обслуживанию. Даже малейшие дефекты становятся причиной отказа от использования противопожарного инвентаря, ведь от этого зависит жизнь людей. Профилактические мероприятия, связанные с обслуживанием пожарных рукавов, включают в себя перекатку, мойку, сушку, талькирование и ремонт.

Общие методические указания

В 2008 году Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» издало методическое пособие по организации и порядку использования ПР. В нем же отдельно выделены пункты, касающиеся техобслуживания и ремонта инвентаря в зависимости от его типа.

Дан пример формуляра, в который вносятся данные об используемом и проверяемом оборудовании. Журнал технического обслуживания пожарных рукавов обязателен для заполнения во всех подразделениях, где имеется данный инвентарь.

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава

Оборудование, которое используют для отбора воды из водоисточника (резервуара, водоема). При необходимости его применяют для подачи бензина или масла под давлением. Для забора жидкости используют насос. Пожарные автомобили и мотопомпы комплектуются двумя типами ВПР:

  • класс «В» для воды;
  • класс «КЩ» для неорганических кислот и щелочей.

Согласно ГОСТу 5398-76 на пожарные машины, используемые на выездах в населенных пунктах, устанавливают резиновые, неармированные НВПР с текстильным каркасом. Соединительных головок у них при этом нет. Два рабочих диаметра – 77 и 125 мм, масса – 3-6 кг.

Техническое обслуживание пожарных всасывающих рукавов предполагает:

Отмачивание

После использования ВПР доставляются на пост в дежурную часть. Их помещают в специальную ванну, закрывают крышкой и подают туда теплую воду. В зимнее время перед отмачиванием проводят оттаивание в теплом помещении. На этом этапе происходит очистка от загрязнений.

Мойка

Хранят инвентарь исключительно в чистом виде. После оттаивания и отмачивания переходят к мойке. При этом используют специальную волосяную щетку или механизированное оборудование для обслуживания пожарных рукавов. Воду подают под напором.

Осмотр

ВПР и НВПР осматривают после каждого использования. Если инвентарь активно не эксплуатируется, но стоит на вооружении машин, его осматривают не реже одного раза в месяц. НВПР, хранящиеся на складе или базе, проверяют раз в год.

При внешнем осмотре проверяют маркировку, внешние и внутренние повреждения, наличие дефектов. Наружную поверхность и головки оценивают визуально: сохранность цвета, отсутствие пятен, проколов, порезов, изломов. На внутренней поверхности часто фиксируют отслаивание материала. Проверить это можно простым осмотром на свет.

После всей процедуры принимают решение о дальнейшем ремонте, эксплуатации или списании оборудования.

Испытание

Если состояние рукава подлежит сомнению, проводят испытание, которое даст подтверждение или опровержение дальнейшего обслуживания пожарного оборудования. По плану оно предусмотрено раз в полгода. Обязательные испытания – после ремонта независимо от срока предыдущей проверки. При хранении инвентаря на складе его испытывают на герметичность по завершению гарантийного срока, проверяя техническое состояние при избыточном давлении и при разрежении.

  1. Один конец необходимо подсоединить к источнику давления, а второй закрыть заглушкой с клапаном для отвода воздуха. Далее систему заполняют водой, пока из нее полностью не выйдет воздух. После заполнения повышают давление и выдерживают в таком состоянии 10 минут. Успешными считаются испытания, если в местах соединения с пожарными головками на поверхности рукава не появились трещины, разрывы или деформация металлической спирали.
  2. Герметичность при разрежении проверяют подсоединением одного конца рукава к вакуум-линии с вакуумметром. На второй конец ставят заглушку. Внутри системы делают разрежение 0.08±01 МПа. Как только будут достигнуты оптимальные параметры, вакуум-линию закрывают и выдерживают рукав в таком состоянии 3 минуты. После испытания на внешней поверхности не должно быть изломов, сплющивания, пузырей и надрывов.

Ремонт

Ремонт всасывающих и напорно-всасывающих ПР обязателен при отрицательных показателях испытаний, а также при обнаружении явных механических повреждений при визуальном осмотре.

Повреждение внешней поверхности и отслойку устраняют двумя способами:

  1. Наложением заплат. Если поверхность повреждена до проволочной спирали, то устанавливают кольцевые или ленточные заплаты из резины и фиксируют их клеем. Сквозные проколы и порезы до 1 см устраняют наложением заплат из вулканизированной резины на наружную часть. Обязательное условие – обезжиривание поверхности в месте повреждения. Несквозные проколы заполняют клеем и для полной фиксации потенциально опасное место закрывают накладкой из прорезиненного материала. Сквозные разрывы требуют вскрытия с наружной стороны с удалением части стенки. Для заплаты в этом случае используют листовую резину. Размер их должен на 30-35 мм перекрывать поврежденный участок. После просушки клея накладывают дополнительный слой, при этом берут кусочек размером на 12-20 см больше длины поврежденного участка.
  1. Вулканизацией. Такой способ подходит для льняных и прорезиненных рукавов при наличии на них продольных и поперечных разрезов. Ремонт проводят с помощью вулканизационного аппарата со струбцинами. Дополнительные приспособления – волосяная щетка, ножницы, молоток, деревянные подкладки, кисть, клей, бензин, суровые нитки, игла. Сам процесс вулканизации прописан в формуляре от изготовителя.

Сушка

Инвентарь данного класса зимой сушат в специальных сушилках, а летом в тени на открытом воздухе. Максимальная температура – 50°С. Рукава убирают с сушки после полного испарения влаги.

Напорные рукава

Это гибкие трубопроводы для подачи огнетушащих средств под давлением. Именно ими комплектуются ПК, также их могут устанавливать на передвижную технику. Они прочные, легкие эластичные, устойчивые к истиранию и агрессивным средам. Техническое обслуживание напорных ПР аналогично всасывающим. Сроки испытаний также сходны, за исключением методики, которая зависит от особенностей инвентаря.

Льняные и льноджутовые ПР заполняют водой под давлением 0,2 (2) до 0,4 (4) МПа (кг/см 2 ). Выдерживают 5 минут и проверяют, чтобы намокшие льняные нити были без свищей. Для НПР возможно испытание целой линии прохода. В этом случае проверяют не только состояние целостности самого рукава, но и соединений. Осмотр испытуемого оборудования проводят при заполненной системе. Недопустимо появление не только свищей, но и капель воды на внешней поверхности.

Дополнительный этап техобслуживания НПР – скатка и перекатка. В зависимости от вида оборудования и рекомендаций производителя должны соблюдаться сроки и процедура этого вида работ.

Частью комплекса по уходу за подающим огнетушащие средства оборудованием предполагает талькирование. Это необходимо делать во избежание слипания внутреннего слоя шланга. Для проведения талькирования в подразделении необходимо иметь:

  • шаровый кран;
  • компрессор;
  • напорный рукав;
  • заглушку;
  • молотый тальк для автомобильных шин и камер.

Все данные по техническому обслуживанию противопожарного оборудования заносятся в журнал, а также в формуляры, идущие в комплекте от производителя.

Испытание и проверка пожарных рукавов

Испытание пожарных рукавов позволяет проверить их прочность и определить, можно ли допускать дальнейшую эксплуатацию устройств. От технического состояния рукавов во многом зависит оперативность и эффективность тушения пожара, поэтому проверке должны подвергаться рукава всех типов.

Содержание:
Порядок и сроки испытания пожарных рукавов
Периодичность испытания пожарных рукавов
Какому испытанию должны подвергаться рукава?
— Контроль выдерживаемого давления рукавом
— Рабочее давление пожарных рукавов
— Расход воды на увлажнение
— На термостойкость
— На маслостойкость
— На абразивный износ
Контроль изменения длины и диаметра
Как испытываются пожарные рукава
Техника безопасности при испытании рукавов

Читать еще:  Какие книги стоит прочитать для саморазвития мужчине

Порядок и сроки испытания пожарных рукавов
Испытаниям подлежат все типы пожарных рукавов: напорные и всасывающие. Внешний осмотр рукавов должен производиться каждые 30 дней, а также сразу после использования их для тушения пожара. При обнаружении дефектов необходимо произвести полное испытание рукава на прочность. Если оборудование находилось на хранении и не использовалось, то проверка проводится после окончания гарантийного срока.
Состав мероприятий и методик проверки определяется нормативными документами:

  • ГОСТ Р5109, 5398, Р53277;
  • НПБ 152-2000;
  • инструкция по эксплуатации пожарных рукавов.

В документах подробно указываются все типы испытаний, которые должно пройти пожарное оборудование, предъявляемые требования к состоянию рукавов и сроки проверки.

Периодичность испытания пожарных рукавов
Пожарные рукава должны подвергаться плановым испытаниям не реже 1 раза в полгода. Кроме того, рукава необходимо испытывать:

  • спустя 24 часа после производства;
  • после каждого использования;
  • после ремонта и технического обслуживания;
  • после осмотра, в ходе которого были выявлены дефекты;
  • при поступлении в распоряжение пожарной службы.

Обычно испытание напорно-всасывающих рукавов совмещают с проведением технического обслуживания пожарной техники и водопроводных систем. Список проведенных мероприятий и результаты проверки должны быть занесены в специальный журнал.

Какому испытанию должны подвергаться рукава?
В нормативных документах указано несколько видов испытаний, которым должны подвергаться пожарные рукава. Испытания в полном объеме проводятся заводом-изготовителем после выпуска продукции, а также пожарной службой при приемке рукава. При проведении периодических испытаний объем проводимых мероприятий может быть сокращен. Ниже представлены основные виды испытаний пожарных рукавов.

Контроль выдерживаемого давления рукавом

В процессе проверки определяется герметичность пожарного рукава и его способность выдержать избыточное рабочее давление. Для проверки один конец присоединяют к водопроводу, а на другой устанавливают заглушку, предварительно выпустив воздух. В течение 10 минут после наполнения рукава водой давление постепенно повышают до величин, установленных нормативными документами для каждого типа рукавов. После завершения испытания поверхность рукава осматривается на предмет обнаружения разрывов.

Рабочее давление пожарных рукавов
В зависимости от типа пожарного рукава различается величина максимального давления, которое он должен выдерживать. Величина испытательного давления варьируется от 0,2 МПа до 3,75 МПа. При этом для напорных рукавов значения будут выше по сравнению с всасывающими (см. табл. 1-3).


Испытательное давление для ВПР и НВПР, МПа (кг/см²)


Испытательное (эксплуатационное) давление при проверке
НПР
на герметичность при техническом обслуживании
и постановке на вооружение, МПа (кг/см²)


Испытательное давление при проверке НПР на герметичность
после ремонта или хранения, МПа (кг/см²)


⇒ Расход воды на увлажнение
Перколированные пожарные рукава специального исполнения отличаются одной характерной особенностью – их термостойкость достигается за счет увлажнения внутренних стенок водой или тушащим веществом, которое подается под давлением. Согласно нормативным документам перколированный рукав должен обеспечивать достаточный расход тушащего вещества на увлажнение. Для определения расхода рукав наполняют водой под давлением 1,25 МПа и оставляют на 5 минут. Затем давление понижается в два раза и выдерживается еще 20 минут. После этого рукав помещают в емкость и определяют количество пропускаемой воды.

По п. 5.10 ГОСТ Р 51049 перколированный шланг должен обеспечивать затраты ОТВ на увлажнение следующее (см. табл. 4).


Удельный расход на увлажнение
1 метра (л/мин.) при значен. до 0,5 МПа

⇒ На термостойкость
Поскольку при пожарах поверхность рукава нередко подвергается воздействию высоких температур, проверка на термостойкость имеет очень большое значение. Для испытания используется специальная установка, представляющая собой стеклянный корпус с нагревательным элементом внутри. На корпус надевают рукав и нагревают внутренний стержень до 300 или 450 градусов. После этого измеряется время, в течение которого рукав сохраняет целостность поверхности.

Пожарные шланги должны соответствовать показателям стойкости к термическому воздействию по ГОСТ Р 51049 (см. табл. 5).


Стойкость при контакте с нагретым стержнем,
с, не менее

Температура наружной
поверхн. стержня 300 °С

Температура наружной
поверхн. стержня 450 °С

РПМ-25, 40, 50, 65, 80, 90

РПМ-Т-25, 40, 50, 65, 80, 90

⇒ На маслостойкость
В процессе эксплуатации пожарный рукав может контактировать с маслами и смазочными веществами, которые снижают его прочность. Для определения устойчивости к воздействию агрессивных веществ части рукава помещают в емкость с маслами и выдерживают в течение 3 суток. После этого их проверяют на разрыв и определяют прочность соединения каркаса рукава с внутренним слоем.

Рабочее давление, МПа

Разрывное давление, МПа, не менее

⇒ На абразивный износ
Испытания напорного пожарного рукава на абразивный износ проводятся на специальной установке, которая представляет собой валик, вращающийся вокруг своей оси. На нем закрепляется наждачная бумага, после чего валик помещается внутрь рукава, наполненного водой.

Испытание показывает, сколько циклов абразивного износа выдерживает рукав до появления влаги на внешней поверхности. В зависимости от сферы использования и диаметра рукав должен выдерживать от 15 до 50 циклов.

Устойчивость к износу от трения (абразивного влияния), проверяют на специальном станке для тестов (см. рис. 1).

⇒ Контроль изменения длины и диаметра
При наполнении пожарного рукава водой он изменяет свои размеры и диаметр. Нормативные документы допускают увеличение размеров на 5 % от первоначального значения для шлангов, используемых с пожарными машинами и изменение длины на 5 %, а диаметра на 10 % для рукавов, которыми комплектуются пожарные краны. Проверка производится следующим образом:

  • с одного конца рукава подключают насос;
  • противоположный конец оснащают заглушкой с устройством для стравливания воздуха;
  • в рукав закачивают воду;
  • на внешней стороне делаются метки через каждый метр, и измеряется диаметр;
  • давление повышается до 0,1 МПа и выдерживается несколько минут;
  • производятся повторные измерения длины рукава между метками и его диаметра.

Средние арифметические значения длины и диаметра сравнивают с нормативными показателями и определяют процент отклонения.

Как испытываются пожарные рукава
Для испытания пожарных рукавов используются специальные установки, которые позволяют провести проверку с соблюдением требований нормативных документов. В том случае, когда проверяются большие партии изделий, от каждой группы берут по три рукава для испытаний.
Помимо испытаний на соответствующем оборудовании периодически проводится визуальный осмотр рукавов и мест их соединения с головками. Если в ходе осмотра были выявлены дефекты, изделия необходимо отправить в ремонт или вывести из эксплуатации.

Техника безопасности при испытании рукавов
Поскольку проведение испытаний связано с использованием специального оборудования, необходимо соблюдать меры по обеспечению техники безопасности. Все проверки должны проводиться при температуре от + 10 до + 35 °С и влажности 45-80 %. Допускается применять только сертифицированные приборы и установки, которые должны быть обеспечены защитой от влаги и короткого замыкания.
При подаче воды в рукав под давлением необходимо следить за его герметичностью. Для слива воды после завершения проверки должна быть предусмотрена специальная система.

После проведения испытаний рукава необходимо высушить, а результаты проверок занести в отдельный журнал. Регулярное проведение испытаний позволяет следить за целостностью рукавов и пригодностью их к использованию, поскольку от этих факторов в значительной степени зависит эффективность тушения пожара.

Порядок и сроки испытаний (проверки) пожарных рукавов

Когда и зачем испытывают рукава

Есть две группы пожарных рукавов, подлежащие испытаниям:

  1. напорные (НПР) – для пожаротушения стволами, не армированные проволокой. Иногда их эластичный защитный слой из льна, хлопка, лавсана, капрона называют «армированием», но правильнее применять термин «каркас». Нити переплетаются под углом 90°, продольные называются основой, поперечные – утком. Подвиды: РПМ, РПК, РПК-Н, РПК-В (для машин, внутренних, наружных пожарных кранов);
  2. всасывающие рукава – обеспечивают транзит воды от источников. Шланги короткие (4 м), имеют больший, чем в НПР диаметр, армированные стальной проволокой, хранятся в специальных пеналах. Подвиды:
    1. всасывающие (ВПР) – забор воды помпами;
    2. напорно-всасывающие (НВПР) – для точек забора с давлением.

Все типы ПР подлежат испытаниям. Процедуру осуществляют при основных проверках, в процессе ремонта, а также когда возникают сомнения в исправности изделий. Проверка пожарных рукавов важна, так как любое повреждение и нарушение целостности уменьшит эффективность пожаротушения, приведет к падению напора на всей линии.

Как часто должна производиться проверка рукавов

Виды проверок

Проверки условно можно разделить на основные (рукава испытываются 2 раза в год) и дополнительные: при приемке, в процессе эксплуатации. Все они обязательные. Возможен разный объем контрольных действий.

Для испытаний есть свои условия и время (в ПЧ, на предприятиях утверждают график), а также виды (п. 6.1 ГОСТ Р 51049, п. 5.1 НПБ 152):

  1. предварительные;
  2. при приемке, квалификации;
  3. прием-сдача партий на заводе (не ранее чем через 24 ч после производства);
  4. регулярные;
  5. типовые – количество мер и методы зависят от вносимых изменений;
  6. для получения сертификата.

Предварительные тесты, при приемке, для квалификации, при получении сертификата проводят по всем пунктам ГОСТ 51049. Первые 3 вида осуществляют на заводе, соблюдая ГОСТ Р 15.301-2016, а также при приемке пользователем, четвертый – при постановке на производство.

Объем диагностики конкретизируется т. 2 НПБ 152:

Источники:

http://businessman.ru/new-ispytaniya-pozharnyx-rukavov-poryadok-sroki-periodichnost.html
http://protivpozhara.com/oborudovanie/inventar/ispytanie-pozharnyx-rukavov
http://www.pozhmashina.ru/articles/pozharnoe-oborudovanie/tehnicheskoe-obsluzhivanie-pozharnyh-rukavov.html
http://chel.tt-snab.ru/stati/ispytanie-i-proverka-pozharnykh-rukavov/
http://proffidom.ru/647-ispytanie-pozharnyh-rukavov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector