130 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История корпорации в россии

История развития корпораций в России

История корпораций в России, по сравнению с иностранным опытом, занимает незначительный отрезок времени. Типичная корпоративная форма предпринимательства появляется только в XVII-XVIII вв., когда начинается стремление к унификации российского законодательства с европейским правом. Возникают первые формы предпринимательской деятельности (компании, артели, простые товарищества, товарищества на вере). Купцам предписывалось торговать сообща, торговыми компаниями и с общего дохода платить налоги в казну. Развитие мануфактур, строительства, финансовой сферы достаточно активно подталкивало предпринимателей к накоплению опыта корпоративных объединений. Происходит быстрый рост различных организационно-правовых форм экономической деятельности.

Дальнейший толчок в развитии корпораций определил промышленный переворот на рубеже XIX века. Индустриализация повлекла необходимость использовать крупный капитал, что органично вписывалось в акционерную форму организации сложного производства. Быстрыми темпами рос приток иностранных инвестиций, способствующих развитию и расширению отдельных отраслей в экономике.

В начале XX в. российское законодательство предоставило возможность свободно создавать корпорации через институт «явочного» порядка, появились новые правовые формы торгово-промышленных предприятий (тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества).

После 1917 г. развитие корпоративных форм замедлилось, а в последствии всеобщая национализация акционерных компаний надолго исключила из гражданского оборота корпоративные формы объединений. Начинался период государственно-плановой экономики с присущими ей формами ведения хозяйственной деятельности. Несмотря на наличие в законодательстве (Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.) раздела, посвященного акционерным обществам (паевым товариществам), подобная юридическая конструкция была отвергнута советским государством в эпоху господства государственной собственности. Возврат к использованию организационно-правовых форм дореволюционной экономики произошел под влиянием экономических и политических преобразований в конце 80-х гг. под влиянием нехватки в законодательстве частно-правовых форм хозяйствования.

Потребность пересмотра нормативной базы СССР была продиктована созданием экономики рыночного типа, определяющей развитие частного сектора через реформу собственности.

Первый период развития корпоративного законодательства — период зарождения. Он начался с конца 80-х гг. и характеризуется отказом от государственной монополии на средства производства.

Второй период развития корпоративного законодательства — этап становления (конец 1990 г.-конец 1994 г.). Он характеризовался тем, что постепенно основную роль начинали играть не трудовые коллективы, а собственники предприятия.

Третий период развития корпоративного законодательства — с конца 1994 г. (принятие нового ГК РФ) до начала 2005 г. (в ходе которого сложилась современная система корпоративного законодательства). В ГК РФ было произведено упорядочение видов организационно-правовых форм юридических лиц, одновременно были установлены отношения собственности — юридическое лицо являлось единым и единственным собственником своего имущества (за исключением госпредприятий и учреждений, которые не являются корпоративными образованиями). Предприятие по общему правилу было объявлено не субъектом, а объектом гражданских прав.

При этом основным «рычагом», способствующим соответствующим изменениям, явилась переориентация имущественной основы деятельности предприятий и переход их в новые организационно-правовые формы. В этой связи интересным представляется аналитическая работа А.Д. Рыдыгина «Реформа собственности в России», где автором показываются причины и этапы смены экономической формации Российского государства.

В рамках реформирования отношений собственности в переходный период основным звеном явилось создание юридических лиц — частных компаний, представляющих основу всех преобразований. Многообразие организационно-правовых форм, представленных в новом гражданском законодательстве, повлекло формирование правовой базы, необходимости детального их регулирования.

В итоге, в середине 90-х гг. были приняты основные акты — федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах».

Развитие корпоративного права в России достигло в настоящее время достаточно высокого уровня: разработано большое число законодательных и подзаконных актов, постановлений и распоряжений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, накоплена достаточно обширная судебная практика. Но на определенном этапе стало очевидно, что часть проблем не решить с помощью обязательных норм, так как их решение вообще находится вне правового поля. Участникам корпоративных отношений — не только в России, но и во многих других странах — становилось все очевидней, что без взаимного доверия, без соблюдения определенных этических норм, без проявления разумности и добросовестности развитие в этой сфере может остановиться.

Государственные корпорации: описание, история возникновения, список

Важную роль в экономике России играют государственные корпорации. Они являются крупнейшими работодателями, обеспечивают развитие целых отраслей, в некоторых случаях и вовсе имеют положение, близкое к монопольному. И потому их можно рассматривать как фактически незаменимые с точки зрения функционирования экономики государства. В чем заключаются наиболее примечательные характеристики госпредприятий РФ? В чем их схожесть и различия с зарубежными организациями, имеющими аналогичный или похожий статус?

Что такое государственная корпорация?

Под термином «государственная корпорация» понимается некоммерческое учреждение, активы которого принадлежат РФ, созданное в целях осуществления общественно значимых функций, таких как, например, справедливое распределение финансовых ресурсов. На практике данная функция может выражаться в том, что государственные корпорации предоставляют рабочие места с хорошей зарплатой, стимулируя тем самым рост покупательной способности населения, или, например, в том, что соответствующего типа учреждения выступают крупными заказчиками для частных бизнесов, способствуя, в свою очередь, развитию предпринимательства. Госкорпорации стимулируют рост и модернизацию экономики в целом, способствуют выстраиванию активных международных связей РФ.

Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия: соотношение понятий

Государственные корпорации и государственные компании — это 2 разновидности некоммерческих структур. Они в определенной степени отличаются, хотя и очень похожи. Прежде всего, следует отметить, что их деятельность регулируется одним и тем же источником права — Законом «О некоммерческих организациях».

Согласно его положениям, госкомпания — это НКО, которая не имеет членства, создана РФ на базе имущественных инвестиций в целях предоставления госуслуг и выполнения других функций при задействовании государственного имущества в форме доверительного управления. В свою очередь, госкорпорация — это также не имеющая членства НКО, созданная РФ на базе имущественного взноса, но уже для достижения социальных целей и для реализации, как мы отметили выше, общественно значимых функций. Оба типа государственных структур создаются на основе издания федеральных законов.

В свою очередь, госкорпорации и госпредприятия характеризуются еще более выраженными различиями. Первые имеют статус субъектов, учрежденных системой власти РФ. В свою очередь, госпредприятие — не то, что обязательно учреждено государством, но то, в котором ему принадлежит наибольшая доля акций. Совладельцами госпредприятия вполне могут быть и частные лица.

В свою очередь, различия между государственными корпорациями и предприятиями с трудом можно проследить на уровне организационно-правовых форм. Дело в том, что госкорпорации, в принципе, могут быть теми же хозяйственными обществами — открытыми или закрытыми, что и госпредприятия.

Некоторые юристы вместе с тем относят к категории государственных корпораций такого рода организации, как ФГУП. Госпредприятия в общем случае могут быть только хозяйственными обществами — такая форма, как унитарное предприятие, для них, как правило, не свойственна.

Однако есть эксперты, которые предпочитают разграничивать понятие «государственная корпорация» и ФГУП. Это связано с тем, что первые практически полностью неподконтрольны и неподотчетны государственным органам — исключением может быть необходимость периодического предоставления некоторых данных об осуществляемой деятельности Правительству РФ. В свою очередь, госструктуры могут иметь значительно больше полномочий в части управления ФГУПами.

Но, в целом, распространена точка зрения, согласно которой госкорпорация может быть представлена в любой организационно-правовой форме. Примеры госпредприятий — «Роснефть», РЖД, «Ростелеком». Примеры, в свою очередь, унитарных предприятий — «Почта России», Мосгортранс, агентство «ТАСС».

Так или иначе, но госпредприятия, государственные корпорации и государственные компании имеет смысл различать исходя из их фактического механизма учреждения. Который предопределяется прежде всего спецификой правового регулирования деятельности соответствующих организаций.

Особенности правового регулирования деятельности госкорпораций

Рассмотрим, таким образом, правовой аспект деятельности госкорпораций. Прежде всего стоит отметить, что государственные корпорации находятся в юрисдикции, прежде всего, гражданского права. То есть в сделках и иных правоотношениях выступают как юридически равноправный партнерам субъект. Однако правовой статус соответствующих организаций имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что государственные корпорации в России учреждаются на основании изданного федерального закона. Аспект деятельности соответствующих фирм в том, что они не наделены обязанностью отвечать по возникающим обязательствам РФ. И наоборот, государство не несет ответственности за работу госкорпораций. Исключением могут быть сценарии, при которых те или иные виды взаимной ответственности РФ и принадлежащих ей компаний прописаны в законе.

Привилегии госкорпораций

Еще один примечательный аспект деятельности госкорпораций — в отношении них не применимы положения законодательства, регулирующие банкротство. Кроме того, определенные привилегии соответствующего типа организации имеют в части отчетности:

  • они не должны раскрывать информацию о работе подобно тому, как это обязаны делать хозяйственные общества;
  • они в общем случае не имеют предписаний направлять отчет в государственные структуры, за исключением некоторых правительственных инстанций;
  • госкорпорации имеют право проводить конкурсы в рамках механизма госзакупок исходя из самостоятельно устанавливаемых правил, которые не обязательно могут совпадать с нормами, утвержденными в законодательстве о государственных закупках.

Можно также обратить внимание на то, как формируются осуществляющие управление госкорпорациями органы. Государственные корпорации возглавляются руководителями в соответствии с нормами, которые, как и в случае с учреждением организаций соответствующего типа, определяются отдельным законом. Так, согласно положениям ряда НПА, во многих случаях глава госкорпорации может назначаться напрямую президентом РФ.

Когда в России появились госкорпорации?

Государственные корпорации как субъекты гражданского права в РФ начали появляться по факту внесения 8.07.1999 года корректировок в Закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Появилась, таким образом, база для легализации деятельности соответствующего типа учреждений.

Как считается, первой госкорпорацией России стало агентство «АРКО», занимающееся реструктуризацией банковских организаций — оно было зарегистрировано в 1999 году. Однако после того как было учреждено данное агентство, государственные корпорации достаточно долгое время были не самой популярной организационно-правовой формой бизнеса с участием государства. Только в 2007 году их популярность приобрела устойчивый рост.

Крупнейшие госкорпорации России

Какие сегодня существуют государственные корпорации в России? Список таковых относительно небольшой, но он, безусловно, не может рассматриваться как закрытый. В зависимости от задач, которые ставит перед собой государства, могут создаваться новые организации соответствующего типа, упраздняться действующие.

В числе крупнейших госкорпораций РФ сегодня:

Можно отметить, что за строительство олимпийских объектов в Сочи отвечала госкорпорация «Олимпстрой». Значимой по масштабам деятельности корпорацией считается Фонд ЖКХ.

Перспективы госкорпораций в России

Насколько перспективно дальнейшее развитие таких форм предприятий, как государственные корпорации? На этот счет есть разные точки зрения.

Так, в последние несколько лет в СМИ появляются сообщения о том, что соответствующую организационно-правовую форму деятельности предприятий планируется отменить. В частности, в одну из концепций совершенствования законодательства, регулирующего деятельность юрлиц, были включены тезисы о необходимости рассмотрения преобразования госкорпораций в иные типы организационно-правовых форм предприятий. При этом те привилегии, что имеют госкорпорации в соответствии с текущим законодательством, предполагалось аннулировать.

Но пока что госкорпорации успешно функционируют. Правда, их деятельность находится под пристальным мониторингом правительства, стремящегося повышать эффективность деятельности соответствующих организаций. В частности, довольно активно корректируются текущие системы оплаты труда сотрудников госпредприятий.

Читать еще:  Производственная инструкция для водителя погрузчика

Есть, к примеру, предложения о привязке компенсаций работников соответствующих организаций к фактическим результатам труда. Есть инициативы, в соответствии с которыми полномочия сотрудников госкорпораций предполагается приблизить к тем, что характеризуют деятельность госслужащих. Аналогично планировалось возложить на специалистов государственных компаний дополнительные ограничения, в частности те, что связаны с возможностью ведения коммерческой деятельности.

Отраслевая специфика развития госкорпораций

Есть тезисы о том, что деятельность госкорпораций должна регулироваться исходя из специфики конкретного сегмента их деятельности. Так, финансовые государственные корпорации, возможно, будут в большей степени совместимы с правовыми актами, строго регламентирующими их активности. Инновационные госкорпорации, в свою очередь, возможно, будет не столь приемлемо регулировать жестко.

Аналогично отраслевой подход можно адаптировать к деятельности иных структур, таких как, например, отвечающий за развитие ЖКХ фонд. Государственные корпорации, таким образом, как формы деятельности сохраняют актуальность и имеют хорошие, как считают многие аналитики, перспективы развития.

Специфика зарубежных госкорпораций

Изучив специфику деятельности госкорпораций РФ, рассмотрим то, как работают соответствующие типы предприятий за рубежом. Учреждение подобных организаций предусматривает, конечно же, не только российская политическая система. Государственные корпорации есть во многих странах мира. Например, в США.

В числе самых известных американских госкорпораций — Amtrak. Данная фирма занимается оказанием услуг в сфере пассажирских перевозок на железных дорогах США. Учреждена она в 1971 году. Примечательно, что российские и американские госкорпорации в некоторой степени схожи в таком аспекте, как создание, — государственные корпорации в обеих странах формируются на основе принятых нормативно-правовых актов. Так, фирма Amtrak была учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одна крупная американская госкорпорация — OPIC, осуществляющая инвестирование в зарубежные проекты. Как и Amtrak, была основана в 1971 году. Некоторые эксперты рассматривают ее как агентство, подотчетное правительству США, — в данном аспекте мы можем проследить различие между российскими и американскими организациями соответствующего типа. Несмотря на то что их в некотором смысле сближает такой аспект, как создание, государственные корпорации США могут быть в большей степени подотчетны органам государственной власти. В свою очередь, по закону госкорпорации РФ, как мы знаем, менее зависимы от системы государственного управления.

К слову, можно отметить, что классификация организаций соответствующего типа в США осуществляется по более сложной схеме, чем в РФ. Например, в Америке есть госкорпорации, спонсируемые правительством, — в России их прямой аналог на уровне федерального законодательства не определен.

Резюме

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «государственные корпорации». Примеры и характеристика соответствующих учреждений нами также были исследованы. Какие выводы мы можем сделать?

Прежде всего следует понимать, что госкорпорация и госпредприятие — не одно и то же. В достаточной мере близким первому термину по смыслу является понятие госкомпании. В частности, регулируются оба типа организаций положениями одного и того же закона. Однако стоит отметить, что исследованные нами термины, такие как «госкорпорация», «госпредприятие», а также «госкомпания», часто рассматриваются как синонимы. С юридической точки зрения это не вполне корректно, но в целом допустимо в силу того, что соответствующие понятия действительно очень близки.

Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юрлиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия.

Однако успешное развитие госкорпораций РФ во многом зависит от качества регулирующего законодательства, особенно в части определения критериев эффективности работы данных организаций. Популярен подход, в соответствии с которым оценка работы госкорпораций должна осуществляться по отраслевому принципу, исходя из конкретного сегмента деятельности учреждения. Также распространены тезисы о необходимости приблизить схемы регулирования деятельности государственных корпораций к тем, что характеризуют работу собственно органов власти.

Госкорпорации успешно развиваются не только в России, но и за рубежом. В частности, большое количество соответствующего типа учреждений функционирует в США. При этом их статус может иметь как признаки схожести с тем, что характеризует российские госкорпорации, так и существенные различия относительно модели работы государственных предприятий РФ.

История становления и развития корпоративного законодательства в России

Дата публикации: 10.01.2019 2019-01-10

Статья просмотрена: 966 раз

Библиографическое описание:

Гараджа Ю. В., Придворова М. Н. История становления и развития корпоративного законодательства в России // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 122-124. — URL https://moluch.ru/archive/240/55503/ (дата обращения: 29.02.2020).

В статье рассматривается история становления корпоративного законодательства в Российской Федерации. Проведённый анализ показывает, что корпоративное законодательство Российской Федерации имеет сравнительно недавнюю историю развития, но при этом достигло достаточно высокого уровня, однако, имеющиеся пробелы правового регулирования корпоративного законодательства требует соответствующей проработки в части исключения существующих правовых коллизий.

Ключевые слова: корпорации, корпоративные отношения, корпоративное законодательство, корпоративное право, корпоратизация, акционерная компания, государственное управление.

The article deals with the history of the formation of corporate legislation in the Russian Federation. The analysis shows that the corporate legislation of the Russian Federation has a relatively recent history of development, but it has reached a fairly high level, however, the existing gaps in the legal regulation of corporate legislation require appropriate study in part of the exclusion of existing legal conflicts.

Keywords: corporations, corporate relations, corporate law, corporate law, corporatization, joint-stock company, public administration.

В России возникновение корпоративных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности произошло в 17 веке [9, с.19]. История корпорации в России, по сравнению с иностранным опытом, занимает незначительный отрезок времени.

Впервые признаки корпорации появились в «Уложении» царя Алексея Михайловича, где появились нормы, регулировавшие расчеты товарищей между собой по поводу распределения непредвиденных убытков и потерь. Реальное ведение товариществ в России и освоение корпоративной идеи произошло при Петре 1, когда он под влиянием своих заграничных путешествий решил ввести в России этот институт. Был создан первый законодательный акт, имеющий отношение к корпорациям в Указе от 27.10.1699 года [10, с. 47]. Так же свое отражение корпорации нашли в Указе от 26.12.1706 года, Указе от 02.03.1711 года и Указе от 08.11.1723 года [6, с.15]. В соответствие с ранее перечисленными указами — купцы и другие свободные граждане должны были торговать путем создания совместных компаний по западноевропейскому образцу.

В этом же направлении работал Александр 1 в своем Манифесте от 1 января 1807 года. Манифест выражал рекомендации к образованию купцами товарищества: полного и на вере, товарищества «по участкам», то есть товарищества, имеющий складочный капитал. Торговые товарищества получили необходимые условия для развития и были широко распространены вплоть до 1917 года.

Первое появление акционерных обществ появилось в 1830 году при Николае 1 с Положение Комитета министров «Об учрежденной в Малороссии компании для добывания сахара из свекловицы». Данный документ регламентировал типовой устав, порядок ведения и управления дел в акционерной компании.

В 1836 году царем Николаем 1 был подписано Положение. Впервые в России вводилось исключительное право акционеров управлять деятельностью компании. Фактически это означало признание права частной собственности. Общее собрание акционеров утверждало состав правления (в современной трактовке совета директоров) численностью не менее трех директоров.

Далее развитие корпорации в России шло медленно. В двадцатом веке корпорации в полную меру существовали и функционировали, имели законодательную почву регулирования. Поэтому смело можно поддержать точку зрения Магданова П. В., что: «корпорации двадцатого столетия перевернули мир и предопределили его будущее».

Во второй половине 1917 года высшим советом народного хозяйства был подготовлен новый проект Декрета об экономических преобразованиях, первый раздел которого был посвящен национализации акционерных компаний.

В год нэпа с развитием товарно-денежной политики ситуация изменилась и в 1922 году было учреждено первое акционерное общество советского периода — акционерное общество внутренней и ввозной торговли кожевенным сырьем «Кожсырье».

Позднее в парадигме корпоративных отношений в сторону формирования законодательства стремительно развивалось и нашло свое отражение Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. В десятом разделе под названием «Товарищество» содержался пятый подраздел, который назывался «Акционерное общество (паевое товарищество)» и включал 45 статей. Кодекс рассматривал акционерное общество как разновидность товарищества, ставил знак равенства между ним и паевым товариществом.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 г. был принят Гражданский кодекс РСФСР, в общем плане регулировавший деятельность товариществ, акционерных обществ и государственных трестов, предусматривающий разрешительный порядок создания акционерных обществ с утверждением устава общества государственным органом, а также содержащий основные принципы создания и деятельности организаций, присущие корпоративным организационно-правовым формам. Акционерные общества делились на государственные, смешанные и частные, исходя от формы собственности вкладов участников.

В период 70–80-х гг. в СССР начало активно развиваться корпоративное законодательство в отношении групп организаций — хозяйственных объединений [9, с.19].

Правовой основой для совершенствования государственного управления экономикой были Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» и Положение о Государственном производственном объединении, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 23 сентября 1987 г., закрепившие правовой статус и виды объединений, к числу которых были отнесены производственные и научно-производственные объединения [6, с.9].

Формирование объединений с 1991 г. происходит в рамках приватизационного законодательства. Межотраслевые союзы, ассоциации, концерны, корпорации, холдинги и другие объединения предприятий должны были преобразовываться в товарищества или акционерные общества с одновременным определением размеров вкладов предприятий-участников (учредителей) в их уставный капитал.

В рамках реформирования отношений собственности в переходный период основным звеном явилось создание юридических лиц — частных компаний, представляющих основу всех преобразований. В итоге в середине 90-х были приняты основные акты — федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах».

Однако впервые понятие «корпорации» было законодательно введено по средствам внесения поправок в Гражданский кодекс РФ только в 2014 году. В модификациях 2014 года в ГК РФ впервые было введено деление юридических лиц на: корпоративные и унитарные [1].

В соответствии со статьёй 65.1 Гражданского кодекса РФ корпорациями в России признаются: «хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации» [1].

До принятия федерального закона от 05.05.2014 года № 99 «О внесении изменений в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [5] легальное определение в российском законодательстве отсутствовало. В ходе последней реформы с понимание корпорации несколько изменилось.

Таким образом, развитие корпоративного права в России достигло достаточно высокого уровня: разработано большое количество законодательных и подзаконных актов, постановлений и распоряжений, а также накоплена достаточно обширная судебная практика. Так как в настоящее время на фоне процессов глобализации, концентрации капиталов отдельных компаний и увеличения количества корпораций идет речь о корпоратизации юридических лиц как очевидном и неизбежном правовом и экономическом явлении. Вследствие этого необходимо проработать и исключить имеющиеся «пробелы», законодательно урегулировать все противоречивые моменты корпоративного законодательства Российской Федерации, которые имеются на сегодняшний день.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.09.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  2. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 1.
  3. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ.- 1998. — № 7. — Ст. 785.
  4. О производственных кооперативах: Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 20. — Ст. 2321.
  5. О внесении изменений в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 05.05. 2014 № 99 (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2014. — № 19. — Ст. 2304.
  6. Каплин С. Ю. Становление корпораций в России // Вестник Самарской гуманитарной академии. — 2010. — № 1 (7). — С. 8–18.
  7. Кирилловых А. А., Кирилловых А. А. Корпоративное право. Курс лекций. — М.: Юстицинформ. — 2009. — 192 с.
  8. Козырева А. Б. Основные подходы к пониманию корпорации // Ленинградский юридический журнал. — 2015. — № 346 (47).- С. 93- 103.
  9. Магданов П. В. История возникновения корпораций до начала XX в. // ARS ADMINISTRANDI. — 2012. — № 1. — С. 15- 32.
  10. Черенков А. В. Специфика развития корпораций в России // Вестник Тамбовского университета. — 2010 № 4 (84). — С. 45- 51.
Читать еще:  Бизнес план гостиницы для животных

КОРПОРАЦИИ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ РОССИИ

Возникновение и развитие корпораций в России начиналось с некоторым отставанием от передовых европейских стран, но затем пошло достаточно быстро и осуществлялось преимущественно в форме создания акционерных обществ. Зарождение акционерной формы в России относят к XVII—XVIII ив. Первые шаги в этом направлении были сделаны при Петре I, в связи с чем им был издан ряд указов (1699—1723), в которых рекомендовалось использование данной формы, но только в торговле, а не в производстве. Но эти указы не привели к широкому созданию акционерных компаний.

Первым акционерным обществом (АО) в Российской империи считают учрежденную в 1757 г. (по инициативе венецианских купцов для активизации торговли с Россией через Черное море) в Константинополе Российскую торгующую компанию, капитал которой состоял из долей, именуемых акциями 11 . В дальнейшем были созданы и другие акционерные компании: Акционерный эмиссионный банк (1762), Российско-Американская компания (1798).

Вплоть до 1807 г. Уставы АО утверждались царскими указами, а их учреждение регулировалось манифестом «О дарованных купечеству выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий», в котором были определены три формы хозяйствования: товарищество на вере, полное товарищество и товарищество но участкам. Последнее и представляло собой именно акционерное общество.

В декабре 1836 г. император Николай I утвердил «Положение о компаниях на акциях», которому было суждено стать первым в Европе общим законом об акционерных обществах’ 1 . Этот закон с небольшими изменениями действовал до 1917 г. и сыграл важную роль в привлечении зарубежных инвестиций в Россию, поскольку предусматривал одинаковый порядок учреждения АО в России как для русских, так и для иностранных подданных и основывался па разрешительной системе. Одним из первых был утвержден устав акционерного общества «Компания Гарднеровского фарфорового завода», основанного еще в 1766 г. в подмосковных Вербилках (позже, в 1891 г., фабрика перешла в руки Кузнецова, и кузнецовский фарфор стал цениться далеко за пределами России), а затем и других АО, организованных преимущественно иностранными предпринимателями.

Подлинный расцвет акционерного дела начинается в эпоху Великих реформ 13 , связанных с именем Александра II и давших мощный толчок бурному развитию России во второй половине XIX в. В начальном периоде развития капитализма в России было учреждено 163 АО в промышленности, 73 — в банковской сфере, 53 — железнодорожных и др. К началу XX в. действовало уже более 1300 акционерных обществ, на долю которых приходилось 2 /3 объема всей промышленной продукции (динамика роста АО отражена в табл. 2.1). По темпам промышленного развития Россия вышла на первое место в Европе и на второе (после США) в мире. Акционерные компании и товарищества на паях создавались практически во всех отраслях промышленности. Так, в 1911 г. 2 /3 всего акционерного капитала было вложено в горнозаводскую, текстильную, металлообрабатывающую промышленность и кредитные учреждения.

Рост акционерных обществ в России во второй половине XIX — начале XX вв.*

Акционерный капитал, млн руб.

* Таблица составлена на основе: Экономическая энциклопедия: политическая экономия. М„ 1972. Т. 1. С. 42.

Эпохальным событием на рубеже веков стало строительство Транссибирской магистрали, которая и сегодня является самой длинной на планете железной дорогой, пересекая по суше почти всю Евразию 14 . Как для Транссиба, так и для многих других российских АО было характерно значительное участие иностранного капитала. В 1916—1917 гг. в горнодобывающей промышленности иностранным монополиям принадлежало 90% капитала, в металлообработке — 42%, в химической промышленности — 50%, в текстильной — 28%. Широко были распространены концессионные соглашения.

С началом Первой мировой войны рост количества создаваемых АО замедлился, значительные масштабы стало приобретать их объединение — фактическое сращивание капиталов компаний на основе взаимного приобретения пакетов акций. Октябрьские события 1917 г. остановили процесс корпоративного движения. В соответствии с декабрьским решением Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), предусматривающим национализацию заводов, банков и других важных объектов, акционерные общества в России были ликвидированы. Существование негосударственных коммерческих компаний было полностью исключено.

Вновь акционерные отношения стали восстанавливаться в период новой экономической политики (нэп). Первое АО советского периода но внутренней и ввозной торговле кожевенным сырьем «Кожсырье» зарегистрировано 1 февраля 1922 г., а на 1 января 1925 г. в СССР насчитывалось 161 АО с уставным капиталом в 340,3 млн руб., в том числе 61 государственное, 64 смешанных, 34 частных, 2 кооперативных. Основной сферой приложения АО была торговля (34,6%) и торгово- промышленная деятельность (30,8%)а также строительство. Наиболее крупными были АО «Оргметалл», «Транспорт» и др. Складочный капитал АО «Транспорт», например, составлял почти 10 млн червонных рублей — огромную но тем временам сумму.

Характерным для денационализации предприятий в России было создание корпораций (хотя этот термин практически не употреблялся) на основе сдачи мелких и средних предприятий в аренду с одновременным объединением государственных заводов и фабрик в тресты и синдикаты (текстильный, нефтяной, кожевенный, табачный, соляной и др.).

Важно обратить внимание на то, что постановлением ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных паях» было разрешено создание АО всем правоспособным гражданам. Принятый в 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР (ГК РСФСР) содержал 45 статей, посвященных АО. Одной из главных причин акционирования как формы концентрации капитала в 1920-е гг. была бедность государства, катастрофическая нехватка всех ресурсов. Даже для таких общегосударственных дел, как создание гражданского воздушного флота, по крохам собирались средства акционеров, включая средства населения: акции «Добролета» покупали все — они стоили от 1 до 50 руб.; цена акций золотопромывочных компаний понижалась до 25 руб.

В годы нэпа в дополнение к ГК РСФСР был издан ряд подзаконных актов, в том числе «Положение об акционерных обществах» от 17 августа 1927 г., подписанное Председателем ЦИК Союза ССР М.И. Калининым И) . В нем был подробно отражен порядок учреждения и деятельности АО. Предусматривалось создание государственных и смешанных АО, в которых госучреждениям должны принадлежать не менее половины акций или мест в выборных органах общества либо не менее половины дивидендов. При этом указывалось, что важнейшей задачей государственных АО является хозяйственная деятельность, а не преумножение капитала учредителей, которыми могли быть: народные комиссариаты СССР, союзных и автономных республик; местные советы, не ниже уездных и районных, в лице их отделов; государственные предприятия, действующие на началах коммерческого расчета, и прочие государственные учреждения.

Поскольку государственная собственность была господствующей, постольку в конечном итоге более 90% созданных АО были государственными. Но и они в 1929 г. были реорганизованы в государственные объединения либо ликвидированы несмотря па то, что «Положение об акционерных обществах» было признано утратившим силу только в 1962 г. 17

Фактический запрет на создание АО во времена СССР привел к определенной деформации отечественной корпоративной культуры, которая трансформировалась в социалистическую организацию производства и труда. Поскольку акционерная форма деятельности отсутствовала, смысл понятия «корпорация» в определенной степени распространился на категорию «производственное объединение» 18 .

Термин «корпорация» в названиях и содержании правовых актов Российской Федерации снова начал использоваться в 1990-е гг. В одном из первых документов, принципиально важных для реформирования экономических отношений в стране, в законе от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», содержащем главу «Организационно-правовые формы предприятий», предусматривалась такая самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица, как объединение предприятий. Законом предоставлялось право предприятиям объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Хотя в законе отсутствовал термин «корпорация», но эта разновидность объединения имела право на существование.

Принципиальное значение для последующих процессов становления корпоративных структур в постсоветской России имеет начавшаяся в 1992—1994 гг. массовая приватизация 19 , проходившая путем акционирования государственных предприятий и организаций. Она проводилась на основе выдачи приватизационных ваучеров, что позволило сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. В короткий срок была создана законодательная база приватизации 20 , где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

Российский ваучер 21 был неименным и па нем стоял денежный номинал, рассчитанный но балансовой стоимости совокупных государственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах но продаже акций приватизированных предприятий.

В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: трудовые коллективы предприятий, крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения). Трудовые коллективы получили беспрецедентные льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. В ходе первого «ваучерного» этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, но уже через год после завершения ваучерной приватизации последовала вторая волна перераспределения собственности: доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а доля внешних увеличилась почти вдвое. Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в основном к предприятиям ТЭК, экспортным предприятиям (черпая и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили.

Читать еще:  Продажа доли единственным участником

Таким образом, в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики превысил число госпредприятий и насчитывал более 25 тыс. АО (40 млн акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. К концу 1995 г. негосударственный сектор экономики произвел уже 70% ВВП России, а ваучерную приватизацию сменил так называемый денежный этап, на котором пакеты акций приватизированных предприятий стали продаваться на денежных аукционах.

Выводы, которые можно сделать из проделанного экскурса в историю развития корпораций, отражающую мировой путь от мелкого кустарного производства к созданию и гигантскому усилению мощи крупных промышленных, добывающих и обрабатывающих производств, финансовых, транспортных, дорожных, энергетических и других структур, важны не просто в информационно-познавательном смысле, а для последующего анализа особых отношений, складывающихся между участниками (акционерами и управляющими) этих компаний и оценки силы их влияния на окружающую среду. Практически с момента своего зарождения корпорации приобретали большие привилегии, дарованные властью, позволявшие им пренебрегать интересами населения, ущемлять возможности развития конкурентов и т.д., что на определенном этапе вызывало напряжение в обществе и привело в конце XIX в. к разработке антимонопольного законодательства, а в первой трети XX столетия к созданию Международной организации труда (МОТ) в целях урегулирования трудовых отношений рабочих и работодателей. В то же время корпорации обладали громадным ресурсным потенциалом, дающим им возможность участвовать в решении социально значимых проблем.

Корпорации России: состояние и перспективы развития

Голикова Юлия Александровна, Докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, г. Санкт-Петербург, кафедра Управления и планирования социально-экономических процессов им. з.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова; Доцент кафедры Экономическая теория, г. Санкт-Петербург, Государственный университет Высшая школа экономики, г. Санкт- Петербург, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Современная корпорация представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Выступая в виде отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, корпорация может функционировать как в форме простого акционерного общества, так и их объединения. Современные корпорации зачастую представляют объединения фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой и функционируют на базе разработки и реализации согласованной политики в области специализации, интеграции производства и капитала, раздела рынков сбыта, кооперирования в сфере НИОКР.

На сегодняшний день необходимость урегулирования отношений в сфере формирования и функционирования эффективных корпоративных образований в мировой экономике в целом и экономики России в частности, предопределяет актуальность исследования процессов существования и развития корпораций в России, а также различных аспектов налаживания делового сотрудничества с представителями внешней среды и обеспечения тесного национального и межнационального корпоративного взаимодействия.

Понятие «корпорация»

В экономической науке наблюдаются различные подходы к вопросам формирования корпорации как института, интерпретации понятия «корпорация», роли корпораций в мировом хозяйстве. В большинстве случаев понятие корпорации используется в качестве синонима организации, то есть некоторой реально существующей структуры. Некоторые исследователи делают акцент на юридическом аспекте термина «корпорация», другие рассматривают преимущественно экономическую сторону этого понятия.

Традиционно в российской экономической науке и практике понятие корпорации связывалось и отождествлялось с акционерным обществом. Однако первые российские акционерные общества реально походили на корпорации в большинстве случаев лишь по признаку объединения вкладчиков капитала – акционеров. Данное условие было законодательно закреплено, являлось обязательным но, как было отмечено, почти всегда единственным. На первых порах на практике российские корпорации, созданные в форме акционерных обществ (АО), не соответствовали общепризнанному понятию корпорации, не удовлетворяли мировым стандартам корпоративных образований, принимали искаженные, уродливые формы.

Сейчас в России к корпорациям формально относятся открытые акционерные общества (ОАО), чьи акции могут распространяться по открытой подписке среди неограниченного круга лиц, закрытые акционерные общества (ЗАО) – их акции обращаются в самом ЗАО и среди заранее установленного круга лиц. Акционеры ОАО и ЗАО как участники контрактных отношений освобождены от индивидуальной юридической и имущественной ответственности за результаты деятельности АО, она ограничена размерами вложенной ими в акции доли капитала.

Корпорации в России

Корпорация является основной организационно- правовой формой крупного бизнеса. Из примерно 60 млн фирм, зарегистрированных в мире, лишь 10% – корпорации, однако они производят более половины мирового ВВП. Доля корпораций в российском ВВП еще выше, так как малый и средний бизнес развиты недостаточно. Современная модель корпорации основана на широкой межрегиональной и международной кооперации, переходе от имущественных к информационно-логистическим связям с поставщиками и покупателями на базе общего бренда и других нематериальных активов.

Уже сейчас можно отметить, что в ряде секторов мировой и национальных экономик лидирует всего несколько корпораций, которые вступают друг с другом в альянсы и во все большей степени определяют и организуют развитие соответствующего сегмента рынка. В частности, относительно страны материнской компании из списка крупнейших ТНК по итогам 2010 г. согласно рейтингу, подготовленному журналом «Forbes», наибольшее количество ТНК приходится на США (26 компании), Россия в списке занимает 6 место и представлена лишь четырьмя компаниями: Газпром, Лукойл, Роснефть, Сбербанк [3].

В настоящее время российские корпоративные структуры по территориальному признаку можно разделить на следующие группы:

– региональные корпоративные структуры;

– межрегиональные корпоративные структуры;

– транснациональные, или международные, корпоративные структуры.

Что касается характера специализации корпоративных образований в России, то здесь очевидно преобладание вертикально интегрированных компаний, включающих как поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, так и торговые, транспортные, финансовые фирмы, что уменьшает риск срыва поставок, нарушения контрактов, завышения цен, но одновременно не позволяет в полной мере выбирать на конкурсной основе лучшего партнера (поставщика, транспортировщика и т.п.). Однако в странах с развитым контрактным законодательством, независимой судебной системой и деловой этикой, слияния и поглощения идут в основном по горизонтали.

Проблемы корпораций в России

Транснационализация российского корпоративного сектора находится в самом начале. Экономическое, политическое, юридическое, фискальное, осмысление этого процесса намного отстает от практических проблем, выдвигаемых выходом отечественных транснациональных корпораций на зарубежные рынки. Кроме того, отстает наработка законодательной и налоговой баз для транснациональных корпораций, отсутствует стратегическое прогнозирование этих процессов. Несмотря на определенную позитивную динамику формирования и развития корпораций в России остается ряд нерешенных проблем:

– разрыв между формальными корпоративными образованиями (кодифицировано закрепленные организационно-правовые формы хозяйственных обществ – ОАО, ЗАО, ООО, реже ОДО) и реальными, неформальными (холдинги, группы, концерны, консорциумы и пр.);

– наиболее популярная организационно-правовая форма российских корпоративных образований – открытое акционерное общество (ОАО) холдингового типа (часто дочерние и зависимые предприятия де-юре являются открытыми, а де-факто закрытыми акционерными обществами), для корпоративных образований с участием иностранного капитала – ЗАО;

– преобладание сырьевой направленности деятельности (основным элементом системы корпоративных отношений являются природные ресурсы);

– традиционная склонность к формированию крупных корпоративных образований, ядро которых представлено совокупностью предприятий, расположенных на разных стадиях одного производственного цикла;

– в состав корпоративного образования постепенно включаются вспомогательные и обслуживающие производства, обеспечивающие развитие отраслей специализации;

– управление производством и денежными потоками осуществляется одной, более влиятельной материнской компанией;

– высокая концентрация собственности в руках ограниченного числа стейкхолдеров сопровождается сильной распыленностью оставшейся ее части;

– акценты в управлении корпоративными образованиями смещаются от производственного контроля к финансовому управлению;

– трудности уравновешивания интересов в условиях традиционной шестиполюсной конфигурации системы корпоративной организации в России (руководитель, администрация, работники как физические и юридические лица, трудовой коллектив, акционеры как физические и юридические лица, собрание акционеров) снижают эффективность традиционных методов корпоративного управления;

– в руководстве корпоративными образованиями наблюдаются чрезмерные полномочия высшего руководства при непропорционально низкой ответственности и пренебрежении интересами акционеров.

Стратегические альянсы

Сегодня в процессе развития и в целях эффективной интеграции российских корпоративных образований в мировую экономику особое значение приобретает тенденция создания стратегических альянсов – интегрированных инновационно-инвестиционных проектов, позволяющих разделить риски, но не требующих объединения основных активов и создания громоздких управленческих структур. Альянсы, в которые вступают даже злейшие конкуренты, представляют качественно новую форму корпоративных отношений. Современная модель корпорации основана на широкой межрегиональной и международной кооперации, переходе от имущественных к информационно-логистическим связям с поставщиками и покупателями на базе общего бренда и других нематериальных активов. Уже сейчас можно отметить, что в ряде секторов мировой и национальных экономик лидирует несколько корпораций, которые вступают друг с другом в альянсы и во все большей степени определяют и организуют развитие соответствующего сегмента рынка. Такие корпорации и их альянсы – есть новая форма планомерного сотрудничества конкурентов, они принимают и реализуют стратегические решения об освоении новых рынков, разработке новых продуктов и технологий, создании или ликвидации производств и рабочих мест в различных странах и регионах.

Капитализация

Очевидно, что у корпорации как рыночного субъекта есть масса преимуществ, но основное – это возможность привлечения дополнительного капитала при помощи выпуска ценных бумаг и их реализации на фондовом рынке. По оценкам Национальной ассоциации капитализация российского фондового рынка в 2008 г. составила 1 трлн, а к 2015 г. по прогнозу возрастет до 3 трлн долл. Объем сделок с акциями и корпоративными облигациями увеличится с 2005 г. более чем в 30 раз. Однако в действительности пока лишь небольшая доля российских корпораций выпускают свои акции в свободное обращение и проводят листинг своих ценных бумаг на бирже, а это значит, что большинство российских корпораций по существу таковыми не являются.

Вышесказанное доказывает то, что развитие российских корпораций и их интеграция в систему мирохозяйственных связей необходимы для того, чтобы использовать преимущества глобализации экономики и информатизации, прогнозирования и комплексного планирования, осуществлять эффективный переход от иерархических к сетевым структурам.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509

Источники:

http://studwood.ru/1479400/pravo/istoriya_razvitiya_korporatsiy_rossii
http://businessman.ru/new-gosudarstvennye-korporacii-opisanie-istoriya-vozniknoveniya-spisok.html
http://moluch.ru/archive/240/55503/
http://bstudy.net/718305/ekonomika/korporatsii_raznye_periody_istorii_rossii
http://creativeconomy.ru/lib/6752

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: