151 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История афонского подворья в москве

Афонское подворье

Для того, чтобы побывать на святой афонской земле не обязательно отправляться в долгое и дорогое путешествие — достаточно поехать в Москву и посетить Афонское подворье там. Изначально подобные места создавались для паломников, которые со всего мира отправлялись в путь к Святой Горе.

Это были места отдыха и восстановления, поэтому они строились в больших городах по всей России и странам Европы. Сегодня паломники могут добраться до горы очень быстро, поэтому подворья стали местами сохранения афонских традиций и проводником монашества среди населения.

История

Первое афонское подворье в Москве было основано при Свято-Пантелеимоновском монастыре, в сентябре 1879 года на Большой Полянке. Именно тогда благотворительница Акилина Смирнова решила передать в дар обители маленькую усадьбу, которой тогда владела. Настоятелем обители тогда был Аристоклий, старец Афонский, который был известен всей Москве своими чудотворными молитвами.

Именно он принял решение создать в столице прибежище для паломников на Афон. Он возглавлял обитель, проводил служения в часовни и стал инициатором издания «Душеполезный Собеседник», в котором печаталась информация о жизни монахов. Именно Аристоклий начал комплексное строительство, где были возведены домовой храм и хозяйственное здание.

Спустя некоторое время другой благотворитель — купец И. Сушкин из Тулы приобрел соседний кусок земли и также передал в дар его монастырю святого Пантелеймона. Его брат тогда служил в нем настоятелям, так что скорее всего семейная связь братьев стала причиной расширения подворья. Со временем тут располагались кельи, трапезная, домовая церковь, издательство и библиотека книг, хозяйственные постройки.

После прихода к власти большевиков все имущество монахов было национализировано, земли присвоены, а домовые храмы ликвидированы. На месте подворье и храма организовали общежитие для студентов из Горной академии. Последний иеромонах афонской часовни Макарий был арестован в 1919 году, в здании с кельями разместили жилой дом, который находится там до сих пор.

В 1975 году власти разрешили Священному Синоду передать афонскому подворью Спасо-Преображенский храм в Переделкине. Туда привезли со Святой Горы чудотворную икону Богородицы Иверской. В 1984 году Переделкино было включено в состав Москвы и подворье стало столичным.

Храм великомученика Никиты за Яузой

Современное Афонское подворье располагается на Швивой горке, куда его перенесли в 1992 году. Оно расположилось в храме великомученика Никиты, который был построен в первой половине 16 века и с тех пор неоднократно перестраивался.

Известно предание, согласно которому после строительства молния ударила прямо в крест, размещавшийся на крыше храма, но он устоял, а благодаря тому, что церковь строили из камня и пожара не случилось. Это привлекло внимание прихожан к храму и его приход увеличился в несколько раз.

В период 1936-1954 гг. большевики полностью закрыли храм, а его имущество было национализировано. Только в 1960-х годах оно было открыто, но использовалось как склад для «Диафильма». РПЦ вновь получила права на владение храмом в 1991 году, а через год туда переехало Афонское подворье. С тех пор и по настоящее время на территории идут ремонтно-восстановительные работы.

В ноябре 2004 года мощи первого афонского настоятеля Аристоклия были перенесены в храм влм. Никиты. Для этого паломники и прихожане обители совершили крестный ход от Свято-Данилова монастыря.

Святыни

На территории храма можно увидеть и почтить афонские святыни. Среди них:

  • мощи преподобного Аристоклия;
  • икона Богородицы «Скоропослушница», на которой есть подпись прп. Аристоклия;
  • образ святого Пантелеймона с частицей его мощей;
  • частицы мощей апостола Андрея Первозванного и прп. Силуана Афонского.

Как добраться

Адрес храма влм. Никиты — улица Гончарная, здание № 6. Добраться до церкви можно от станции метро «Таганская» или «Марксистская», откуда пешком идти около 40 минут в сторону улицы Воронцовской.

Богослужения проходят тут регулярно согласно уставу Святой Горы:

  1. В будние дни богослужения проходят в 17:00, а литургии — в 7:30 утра.
  2. Воскресные службы проходят ночью с 22:30, а также в 9:00 утра.
  3. Акафисты читаются вечером в воскресенье (великомученику Пантелеймону), в среду (преподобному Аристоклию) и в пятницу (иконе Богородицы «Скоропослушнице»).

Информация для паломников

В храме действуют очень строгие правила. Поскольку это Афонское Подворье, то и службы проводятся по традициям Афона. Это значит, что все богослужения совершаются ночью и до утра.

У храма есть свой современный официальный сайт. Там можно найти всю интересующую информацию о Подворье, его истории, особенностях. Здесь же размещено и само расписание богослужений. Обязательно стоит ознакомиться со сводом правил при храме.

Стоит помнить, что на территории подворья действуют строгие правила для посетителей: женщины не могут войти в брюках или коротком платье/юбке, нельзя осуществлять видеосъемку или фотографировать, нельзя разговаривать по мобильному телефону.

На самом сайте есть ссылки на профиль священников в социальных сетях. Время меняется, под это вынуждена подстраиваться и церковь. Священнослужители часто заходят в сеть, они готовы ответить на любой вопрос прихожан, а также желающих посетить Храм Никиты Мученика.

Что собой представляет Афонское подворье в Москве

Афонское подворье в Москве — это своеобразное связующее звено между Святой горой Афон в Греции и древней столицей Российского государства. Чтобы глубже понять духовный смысл подобного представительства, следует внимательней присмотреться к историческим традициям, характерным для Русского православия.

Из российской истории

Монастыри русской православной церкви чаще всего располагались на некотором удалении от больших городов. Чтобы излишняя мирская суета не отвлекала их обитателей от того, чему они решили посвятить остаток своих дней. Но для поддержания деловых и хозяйственных связей с внешним миром некоторые обители оставляли в городах свои представительства или подворья. Нередко к подворьям относилась принадлежащая монастырям земля и недвижимость, на ней расположенная. К подворьям обычно относилось все, что непосредственно не задействовано в исполнении церковного служения. На подворьях велась хозяйственная деятельность, останавливались многочисленные паломники, направляющиеся поклониться христианским святыням. Но Подворье Афонского монастыря в Москве представляет собой в духовном смысле нечто значительно большее, чем просто дополнение к святой обители.

Святая гора Афон

Во всём православном и христианском мире это место считается одной из величайших святынь. В священной истории оно известно как земной Удел Богородицы. Святая гора Афон расположена на одноимённом полуострове в провинции Македония, что в северо-восточной Греции. На протяжении многих столетий на полуострове существовали монастыри и жили монахи. Теснейшую духовную связь Святой горы Афон и Русского православия можно проследить на протяжении целого тысячелетия, со времен крещения Руси. Помимо прочего, выражается это и в том, что православные паломники на протяжении веков стремились побывать в этом священном месте. Шли они по определённому маршруту, останавливаясь в пути следования на специально обозначенных подворьях. Такова была историческая традиция. В определенном понимании, Афонское подворье в Москве — это одно из таких символических мест остановки паломников на их пути к святой земле. Разумеется, его смысл и значение гораздо глубже, чем простое временное пристанище для странников.

В Москве

Несмотря на глубокую духовную связь Русского православия со Святой горой Афон, официальные представительства духовенства в крупных городах и обеих столицах России стали открываться только во второй половине девятнадцатого века. Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1979 года на частные пожертвования. Размещалось представительство в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке. Одной из наиболее значимых и авторитетных фигур в истории духовного представительства был настоятель Афонского подворья в Москве Преподобный Аристоклий.

Служение старца Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Именно через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеймоновым монастырём на Святой горе Афон. Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников, выбравших для себя нелегкую миссию Божественного служения. По инициативе святого старца на Афонском подворье в Москве издавалось периодическое издание «Душеполезный Собеседник». Этот духовно-религиозный журнал пользовался уважением во всей России. Помимо этого, старец Аристоклий обладал даром духовного целителя и принимал нуждающихся в его помощи, которые шли к нему со всей России. В начале двадцатого века на территории подворья были построены два трёхэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь и библиотека духовной литературы. Но миссия Афонского подворья в Москве была прервана революционными событиями.

После революции

В 1918 году Афонское подворье в Москве фактически прекратило свое существование. В его судьбе не было ничего уникального, такая же участь постигла многие другие православные храмы и монастыри. Как в Москве, так и по всей России. В этом выражалась богоборческая политика пришедших к власти большевиков. На протяжении нескольких десятилетий они методично разрушали основы Русского православия, как и других религиозных конфессий. Здания, находящиеся на территории подворья, были отданы под жилье, а настоятель иеромонах Макарий был в январе 1919 года репрессирован.

Возрождение

Политика государства по отношению к православной церкви принципиальным образом изменилась только в конце двадцатого века. В этот период возродились к жизни многие храмы, пребывавшие в запустении и использовавшиеся в целях далёких от своего предназначения. В 1992 году возобновило свою деятельность и Афонское подворье в Москве. Адрес его изменился, размещается оно в настоящее время в стенах старинного Храма Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой. Это один из старейших московских храмов, за время своего существования он подвергался реконструкциям и перестройкам. Но вызывает чувство уважения дата, обозначенная на закладном камне в его основании — 1595 год. Почтовый адрес храма — Россия, Москва 109240, улица Гончарная, 6.

Читать еще:  Станки для изготовления дсп или сип панелей

В интернете

Все сколько-нибудь значимые религиозные структуры и организации не могут не быть представленными сегодня во всемирном информационном пространстве. Имеет такое представительство и Афонское подворье в Москве. Сайт Московского Патриархата содержит страницу, ему посвященную.

Москва: от креста ко кресту. Таганка

На этот раз мы совершим паломничество по Таганке — одному из старейших московских районов. Здесь множество древних храмов и монастырей. Святая блаженная Матрона Московская, преподобный Аристоклий Афонский, священноисповедник Роман Московский — эти удивительные святые слышат нас, помогают и утешают, заботятся о том, чтобы как можно больше людей всем сердцем обратились к Богу.

Теперь в числе храмов, где я стараюсь вновь побывать по возможности, церковь Успения Божией Матери в Гончарах (Гончарная, 29). Само внешнее убранство храма может многое рассказать о его истории: храм украшен множеством разноцветных изразцов. Он строился в Гончарной слободе, а это один из старейших московских районов, возникших к концу XV века. Здесь селились ремесленники, и, как это часто было на Руси, каждое из ремесленных сообществ считало своим долгом построить свой храм. Нарядная каменная Успенская церковь была возведена в 1654 году. В ее украшении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона «Троеручица» (список, сделанный в 1716 году). Многие считают, что именно благодаря заступничеству Божией Матери храм никогда не закрывался. С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.

Еще одно крайне интересное место на Таганке — величественный храм Мартина Исповедника. Если искать по карте — это ул. А. Солженицына, 15. Однако на адресной табличке на стене самого храма указано историческое название улицы: до 1919 года она именовалась Большой Алексеевской. Даже несмотря на то, что сегодня церковь с колокольней несколько затерялись среди новостроек, их видно издалека. Специалисты считают, что храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве. Он был освящен в 1806 году. В 1812-м сильно пострадал от пожара, однако именно здесь было проведено первое благодарственное богослужение после того, как французы оставили Москву. Интересно, что в храме сохранились росписи в живописном стиле работы итальянского художника А. Клаудо.

В советское время здесь располагались киностудия, книгохранилище, вычислительный центр. В начале 1990-х храм вернули Церкви, начались долгие восстановительные работы. И случилось настоящее чудо: выяснилось, что в 1930‑е годы, когда храм был закрыт, кто-то спрятал роспись за тонкими листами фанеры, поэтому она дошла до наших дней невредимой. Исторический иконостас храма в виде триумфальной арки тоже сохранился в запасниках Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. Несмотря на то что архитектура и росписи этого храма нетипичны для Москвы (скорее, они характерны для имперского Петербурга), он производит очень большое впечатление.

Его главная святыня — древний чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Здесь же, в отдельном ковчеге — святыни, связанные со святой блаженной Матроной Московской: ее погребальная рубашка и пояс.

Сила в немощи

Именно от станции «Таганская», как правило, начинается путь паломников в Покровский монастырь (Таганская, 58), к мощам этой удивительной святой. В будни и праздники, летом и зимой — здесь огромное количество людей. Случаи помощи по молитвам к блаженной Матроне неисчислимы. В годы моего церковного неофитства мне казалось неправильным, что люди идут к ней в основном со своими земными проблемами и заботами, причем даже те, кто никогда в церковь не ходит. Было даже чувство своеобразной ревности и недоброжелательности к таким «просителям», от которого меня избавила… сама святая.

Однажды поздней осенью я оказалась в очереди к ее мощам. Стала оглядываться. Лишь несколько человек рядом стоят с книжечками в руках, читая житие или акафист. Сразу видно тех, кто приехал издалека, или тех, кто пришел в какой-то нужде, но их — не большинство. Удивило то, что рядом оказалось много хорошо одетых женщин с роскошными букетами цветов, много молодых мужчин. Даже иностранец с переводчицей стоял в той очереди. По внешнему виду этих людей нельзя было заподозрить, что в их жизни существуют неразрешимые проблемы. Почему же они идут к Матронушке, зачем стоят по нескольку часов на промозглом ноябрьском ветру? Но когда я подумала — почему? — где-то в глубине души прозвучали слова: «Сила Божия в немощи совершается».

В самом деле — если подумать, кем была Матронушка при жизни по меркам сегодняшнего мира? Беспомощным инвалидом, не видевшим солнечного света? Бездомной гонимой странницей? Но вот идут к ней за помощью — и при жизни, и после смерти, и до прославления ее в лике святых, и, конечно же, теперь — миллионы с житейской точки зрения гораздо более благополучных людей. И она помогает, утешает, наставляет и главное — приводит в храм, к Богу…

Рядом со святой совершенно явно испытываешь внутреннее умирение, желание молиться, приходят благоговейная душевная тишина и какое-то особое тепло где-то в глубине сердца. Для меня все это неопровержимые свидетельства истинности святыни, которые будут вновь и вновь заставлять стремиться к ней.

Для паломников из Саратова может быть важен еще один факт. В 1923–1929 годах настоятелем Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов) — будущий архипастырь, один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. На территории монастыря установлен большой Поклонный крест в память о почившей братии.

Добраться до Покровского монастыря несложно: от станций метро «Таганская» или «Марксистская», которая находится на другой стороне Таганской площади, — минут 15 пешком или две остановки на любом троллейбусе, идущем по улице Таганской. Возле «Марксистской», на остановке общественного транспорта, вас будут зазывать к себе водители специальных маршрутных такси «до Матроны», но пользоваться их услугами — раз в пять дороже, и, думаю, в этом нет никакой необходимости.

Афон в центре столицы

Не менее удивительные открытия можно сделать, если от выхода со станции «Таганская кольцевая» направиться в другую сторону — по улицам Гончарной, Нижней Радищевской к реке Яузе. На Гончарной, 6находится подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. До революции Афонское подворье размещалось на Большой Полянке (потом здания были реквизированы, церкви и часовни уничтожены). В 1991 году для размещения подворья было передано здание храма великомученика Никиты на Швивой горке (1595 год). Сегодня это тоже значимый центр паломничества: люди приходят сюда не только для того, чтобы прикоснуться к Афону, к его святыням (здесь находятся иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского), но и… в гости к преподобному старцу Аристоклию. Рассказывают, что множество людей шли к нему при жизни, никогда не зарастала тропа к его могиле на Даниловском кладбище в безбожные времена. В 2004 году старец был прославлен в лике местночтимых святых, а недавно, в 2016‑м, по решению Архиерейского Собора его имя было внесено в святцы для общецерковного почитания. Пока имя преподобного Аристоклия не так известно за пределами Москвы, как в самой столице, но верующие москвичи относятся к нему с огромной любовью и теплотой.

Иеромонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в Оренбурге 1848 году. В 1876 году он отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в 1880 году был пострижен в монашество. Много лет был настоятелем подворья в Москве: с 1891 по 1894-й и с 1909 до кончины в 1918 году. Люди видели, что старец обладает исключительными духовными дарами. Он принимал ежедневно сотни посетителей, посещал больных, щедро помогал бедным. Известны случаи удивительных исцелений по молитвам старца: слепорожденного отрока, парализованной девушки. И главное, что, получив помощь, люди уже не отступали от Церкви, потому что увидели в жизни батюшки живой пример жизни во Хрис­те. Он излучал тихую радость. Известны его слова духовным чадам: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу. И нет серьезнее дела на земле, как спасение души. Весь мир не ст!оит одной души, работающей Господу». И сегодня люди чувствуют его любовь и идут к преподобному со своими скорбями или духовным вопросами, как к живому…

Богослужение на Афонском подворье имеет свои особенности: воскресная служба (всенощная и ранняя Литургия) совершается здесь в ночное время (начало в 22.30). Пение за службой особенное, монашеское: безыскусное, но очень сосредоточенное.

Надо отметить, что на Афонском подворье достаточно строгие порядки. Например, на всей территории не разрешается пользоваться мобильным телефоном, в храм не пускают мужчин в шортах или женщин без традиционных юбки и платка. Сегодня мы от такой строгости уже почти отвыкли, но здесь она воспринимается как нечто естественное: чувствуется, что насельники относятся строго, прежде всего, к себе, чтобы сохранить свое монашеское устроение в самом центре бурного мегаполиса.

Читать еще:  Оборудование для изготовления деревянных дверей

Думаю, многим будет интересно и то, что прямо напротив святых врат подворья действует Музей русской иконы (Гончарная, 3). Это богатейшая частная коллекция византийского и древнерусского искусства, преобразованная в общедоступный музей: посещение музея бесплатное, выходной день — среда.

Главное — жизнь души

В семинарии Роман Медведь был учеником будущего святителя Тихона, затем, в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, стал духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского. От него воспринял отношение к пастырству как к служению, которому нужно отдавать все свои духовные и телес­ные силы. В 1907–1917 годах протоиерей Роман был настоятелем Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным храмов береговых команд Черноморского флота. Многие моряки его искренне любили и уважали, и когда в декабре 1917 года революционный трибунал постановил расстрелять священника, ему помогли скрыться от преследования и перебраться в Москву. Здесь отец Роман служил сначала в храме Василия Блаженного, а затем, после его закрытия, в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке.

Удивительно, но в страшные, полные горя послереволюционные годы люди по-особому тянулись к храму, и в Москве действовал целый ряд ярких церковных братств и общин (мы уже говорили об этом, знакомясь с Никольским храмом на Маросейке, где служил праведный Алексий Мечев). Одна из прихожанок оставила такие воспоминания: «Шли 1919–1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица, темнота на улицах — полное неустройство жизни. А в храме святителя Алексия шла глубокая интенсивная жизнь. Шла глубокая духовная работа каждого человека над собственной душой». Ежедневно совершалось богослужение, по вечерам — акафисты с общенародным пением, проводились беседы, читалось Евангелие и святоотеческая литература. Прихожане читали и пели на клиросе, полностью содержали и обустраивали свой храм. Особое внимание отец Роман уделял исповеди, призывал к жизни по совести, сознательному обновлению крещальных обетов. Тот же праведный Алексий Мечев говорил ему: «У тебя стационар, а у меня — только амбулатория».

В 1930 году батюшка был арестован, а храм разрушен. Отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Там он тяжело заболел туберкулезом, и срок заключения был сокращен. В 1936 году он поселился в Малоярославце, где продолжал служить, пока мог. 8 сентября 1937 года исповедник скончался и был погребен на местном кладбище. В 1999 году его мощи были обретены, перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе (он был построен в 1696 году и также не закрывался в советское время)…

Вот таким насыщенным может быть паломничество по совсем небольшому московскому району — хотя мы смогли увидеть лишь несколько из его многочисленных святынь. И как хочется, чтобы как можно больше людей из той живой реки, которая течет ежедневно по Таганке, вспоминало о них, обращалось к святым, которые могут оказать самое доброе влияние на нашу жизнь, помочь в бедах — и открыть радость жизни с Богом.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 21 (569)

История афонского подворья в москве

Описание: Адрес:
109240, Москва, ул. Гончарная, 6
Телефон:
(495) 698-05-58
Показать полностью…
История

Приход храма великомученика Никиты известен с первой трети XVI в. Современное здание храма было построено в 1595 г.

В советское время приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт и передан в народное хозяйство в 1936 г. В 1957-1960 гг. в здании храма были проведены реставрационно-восстановительные работы.

В 1991 г. здание храма передано для размещения подворья Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне при Патриархе Московском и всея Руси.

Главный престол освящен в честь великомученика Никиты, боковые пределы — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и равноапостольной княгини Ольги.

Рака с мощами преподобного Аристоклия, старца Московского. Икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом преподобного Аристоклия. Иконы с мощами великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского.

Настоятель — игумен Никон (Смирнов).

Богослужение на подворье имеют особенности, характерные для афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30). Поздняя Литургия по воскресным дням совершается в 9.00.

В будние дни богослужения начинаются в 17.00. Литургия ежедневно в 7.30 утра.

В воскресенье вечером читается акафист св. вмч. Пантелеимону, в среду вечером — прп. Аристоклию (у раки с мощами), в пятницу вечером — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Сайт: http://www.patriarchia.ru/db/text/445744.html Место: Прихожане Афонского подворья (Храма вмч. Никиты), Москва

Другое

Действия

568 записей Показать записи сообщества

Школа византийского пения “СХОЛИОН ПСАЛТИКИС” объявляет набор на курс изучения византийскому пению.

По окончании учёбы ученики получат возможность стать носителями древней церковной византийской музыкальной традиции, Показать полностью… которая сохранилась почти везде, где есть Православие: в Греции (особенно на Святой Горе Афон), в Константинополе, Иерусалиме, Сербии, Болгарии, Румынии и во многих других местах.

Записаться в группы для обучения можно по телефону: +7 (495) 281 5196 или по электронной почте info@sholeionpsaltikis.ru
https://youtu.be/x93EZAyFoBw
Просьба разместить у себя на странице

12 января 2020 года директор Воскресной школы «Цесаревича Алексия» при храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка Кирикова Елена Анатольевна награждена орденом «Святой Императрицы Александры Феодоровны» БолееПоказать полностью… 12 января 2020 года директор Воскресной школы «Цесаревича Алексия» при храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка Кирикова Елена Анатольевна награждена орденом «Святой Императрицы Александры Феодоровны» Более подробно:http://www.sestroretsk.com/main/102177/
По благословению настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка, духовника Конвоя Святого Царя Страстотерпца Николая II архимандрита Гавриила (Коневиченко) начальник Войсковой Православной Миссии, казак Конвоя Игорь Евгеньевич Смыков наградил орденом «Святой Императрицы Александры Феодоровны» директора Воскресной школы «Цесаревича Алексия» при храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка Кирикову Елену Анатольевну.

Кирикова Елена Анатольевна удостоена этой высокой награды за многолетние подвижнические труды на «Ниве Христовой», за верноподданнические чувства и любовь к святому Царю Мученику Николаю II и Его Августейшей Семье, за соработничество в деле создания в городе Сестрорецке при храме Тихвинской иконы Божией Матери Мемориала памяти мученического подвига Царской Семьи, за активную миссионерскую деятельность в должности помощника настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрита Гавриила (Коневиченко) по миссионерской работе, за помощь в создании Воскресной школы Цесаревича Алексия и руководство в должности директора, а также в течение ряда лет преподавания Закона Божиего и проведение цикла лекций по истории святой Царской Семьи, за помощь в организации паломнических поездок, за проведение мастер-классов с казачатами Воскресной школы и участие в выставках-ярмарках, за участие в благоукрашении прихрамовой территории в качестве дизайнера- флориста.

Неоценима и помощь Елены Анатольевны в обеспечении проведения фоторепортажей мероприятий и православных праздников храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка, Духовно-просветительского центра и казачьей общины, а также создание короткометражных слайд-фильмов.

Будучи регентом храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка, Елена Анатольевна регулярно проводит занятия с казачатами, радуя сестроречан и гостей города на православных праздниках колядками и церковными песнопениями.

Елена Анатольевна, отметил настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрит Гавриил (Коневиченко), щедро одарена талантами от Господа, обладая неиссякаемой и неуёмной жизненной энергией, будет, я уверен и дальше продолжать созидать дело Божие, будучи казачкой нашей общины, соработником Духовно-просветительского центра и моей смиренной послушницей.

moscow_walks

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru


Всего 24 фото

Это необычное и очень интересное место Старой Москвы. Храм Никиты Мученика расположен на вершине Швивой горки — юго-западного склона большого Таганского холма, рядом с местом слияния Москвы-реки и Яузы. В общем, это там, где ситуационно находится сталинская высотка на Котельнической — для общего ориентира. Сведений о храме и его истории немного, но нам с вами вполне хватит) Далее под катом — история Храма Никиты Мученика на Швивой горке, самой Швивой горки, фото Афонского подворья, Таганского холма, соответствующие фото Старой Москвы и мои впечатления о пребывании в этом древнейшем и удивительном месте нашей столицы.

Известна Швивая горка не только тем, что недавно здесь открылось Афонское подворье — согласно стариннейшим преданиям Никитская церковь была поставлена на том месте в устье Яузы, где легендарный царь Мосох Иафетович, внук самого Ноя, в библейские времена будто бы основал Москву, и само имя русской столицы якобы произошло от имени этого царя. Жену Мосоха звали Ква, сына — Я, и дочь — Вуза. Так и возникла Москва на Яузе.

Гончарная улица
02.

«Сей же Мосох князь Московский бысть и началородный нам и первый отец» — поведал о том древний летописец, считавший Мосоха родоначальником «Скифо-Москво-Славено-Российским людем». Согласно этой легенде первый «городец», то есть крепость на месте Москвы, был основан не на Боровицком холме, где вырос Кремль, а на другом московском холме — Швивой Горке. Там царь Мосох, будто бы и основал «градец себе малый на предвысоцей горе той, над устии Яузы реки, на месте оном первоприбытном своем, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святаго и великого мученика Никиты, бесов мучителя и от верных человеков тех прогонителя, иже котории от оных зло страждут, и имя мученика святое призывают с верою», — сообщала летопись. Действительно, на том месте появился православный храм, освященный во имя святого мученика Никиты. Это — одна из древнейших по времени основания в Москве церквей.

Читать еще:  Дорогие цветы названия

Мы уже почти подошли к Афонскому подворью. Левее — уже видны купола его церквей и высокой колокольни.
03.

По данным же археологов, Таганский холм стал активно заселяться на рубеже XV-XVI веков, и прежде всего — за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов — бронников и котельников.

Иная версия этой легенды совсем невероятна — будто бы на местных огородах капуста росла плохо оттого, что на нее налетала мошкара, в просторечье привычно именуемая вошью. А еще на Таганке якобы жили парикмахерских дел мастера, которые стригли своих клиентов и бросали состриженные волосы прямо на землю. И потом-де, чтобы скрасить неблагозвучное название, Горку стали искаженно называть Швивой.

Так Швивая горка выглядит сейчас, а точнее ее практически не заметно на фоне сталинской высотки на Котельнической набережной.
05.

Это сам Большой Таганский холм. Храм Мученика Никиты находится слева на дореволюционном фото, что размещено ниже.
06.

В правой части кадра, что ниже, можно увидеть колокольню Храма Мученика Никиты в лесах — справа от южного корпуса сталинской высотки и за ним. Как мы видим Швивая горка совсем теряется на фоне высотки и находится практически в её дворе.
07.

Действительность сложнее. Современная версия ученых выводит слово «Швивая» из искаженного древнерусского «ушь», означавшего колючую, тернистую, сорную траву. И «ушивая» — это поросшая терновником, колючей травой.

Первое летописное упоминание о храме Никиты Мученика относится к 1476 году. Согласно вкладной плите, существующий каменный храм был построен в 1595 году «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным». Древнейшей частью храма является одностолпный подклет. В нём сохранилась кладка из мелкого «алевизовского» кирпича, такой кирпич начали применять в начале XVI века. Очевидно, Савва Вагин не возводил здание храма с нуля, а перестраивал ранее существовавший каменный храм.

Стена Афонского подворья в Москве.

В 1684-1685 годах с северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня. В это же время был сооружён южный придел Благовещения Пресвятой Богородицы с примыкающей к нему трапезной и северный портал. Кстати, поблизости от Никитского храма некогда находился Яузский дворец Петра Великого.

Таганка.
09.

В 1740-е годы храм вновь обновлялся. Был сооружён придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, возведен главный иконостас.
10.

Из оригинальных особенностей храма можно отметить открытую галерею-гульбище, с которой раньше открывался вид на Москву-реку и Кремль (в настоящее время вид на Кремль закрывает вышеупомянутая «сталинская высотка»).
11.

Галерея-гульбище Храма Мученика Никиты на Швивой горке.
12.

Вид на Москву и Кремль с галереи-гульбища Никитского храма в 1886 году. Впечатляет! — не правда ли!?
13.

В 1878-1880 годы с северо-западной стороны, по проекту архитектора А.М. Попова, сооружён редкий для Москвы придел святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом.

Храм Никиты Мученика был закрыт в 1936 году. Церковные ворота и ограда были разрушены, а само здание храма от сноса спасло только вмешательство общественности, что само по себе чудо, поскольку к этой самой общественности отношение властей было по сути в то время «никакое».

Въездные ворота храма. 1930-е годы.
14.

В середине 1950-х годов архитектор Лев Артурович Давид отреставрировал древний храм — ранее именно он поднял из руин знаменитую церковь святого Трифона в Напрудном. Тогда шутили, что Никитский храм реставрируют по причине тезоименитства Хрущева. Реставрация, к слову говоря, была произведена только внешне по понятным причинам. В здании храма вплоть до 1990 года располагался склад студии «Диафильм».

В 1991 году Храм Никиты Мученика был передан Русской Православной Церкви. В 1992 году он становится подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря. В настоящее время здесь проходят подготовку будущие насельники этой обители. В 1996 году были построены церковные ограда и Святые врата, в предвратных башнях которых были устроены часовни святого великомученика Пантелеймона (башня слева) и преподобного Силуана Афонского (башня справа).
15.

Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1979 года на частные пожертвования. Размещалось представительство тогда в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке. Одной из наиболее значимых и авторитетных фигур в истории духовного представительства был настоятель Афонского подворья в Москве Преподобный Аристоклий.
16.

Служение старца Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Именно через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеймоновым монастырём на Святой горе Афон. Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников, выбравших для себя нелегкую миссию Божественного служения. По инициативе святого старца на Афонском подворье в Москве издавалось периодическое издание «Душеполезный Собеседник». Этот духовно-религиозный журнал пользовался уважением во всей России.
17.

Помимо этого, старец Аристоклий обладал даром духовного целителя и принимал нуждающихся в его помощи, которые шли к нему со всей России. В начале двадцатого века на территории подворья были построены два трёхэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь и библиотека духовной литературы. Но миссия Афонского подворья в Москве была прервана революционными событиями.

Старец Аристоклий скончался в 1918 году. Первоначально он был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. В 1922 году из-за массовых гонений священнослужителей и конфискаций церковного имущества его останки были тайно вывезены из с территории церкви и захоронены на Даниловском кладбище. По свидетельству очевидцев тело старца было нетленно. В 2004 году были обретены его мощи; старец был причислен к лику святых. 13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы, где и находятся сейчас.

Строения Афонского подворья с южной стороны. Швивая горка, все таки, до сих пор «крута́»)
18.

Таковы общие сведения о храме и его истории. Добавлю немного своих впечатлений. Место очень колоритное — кажется, что эти «монастырские» стены существовали всегда, но, как вы уже поняли, это не так. Внешне, подворье с Гончарной улицы реально выглядит как небольшой русский древний монастырь. Надо отдать должное реставраторам.

В «монастыре» действуют очень строгие требования к посетителям, гораздо строже, нежели в других православных церквях или монастырях и мне довелось столкнуться с этим строгим местным контекстом. Здесь категорически запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Однажды, мне не дали там даже достать фотокамеру из сумки) Понимая, что вероятно столкнусь с этим вновь, я, войдя на территорию, сразу направился к высокому строгому монаху в черном, идущему навстречу и, поздоровавшись, просто, попросил благословить на фотосъемку. Монах глубоко-пронзительно взглянув мне в глаза, и сделав паузу, разрешил, но так своеобразно, торжественно и веско, что я смог сделать всего лишь несколько фотографий) Именно поэтому визуального материала с территории подворья не так много.

Кстати, рядом со стенами подворья запрещено просить милостыню, о чем предупреждает надпись на стене у ворот. Нищих, действительно нет вообще, в отличии, например, от Успенской церкви на Гончарной, 29/7, где действует, похоже целая группа наркоманов-попрошаек, в жесткой и беспринципной форме требующая денег, даже если ты просто проходишь мимо)

На территории подворья удивительно торжественная строгая и, одновременно, упоительная и насыщенная молитвенная атмосфера. Тебя охватывает водоворот умиротворения и полной внутренней гармонии. В других московских монастырях всё как-то совсем по-другому. Возможно, дело в том, что здесь ответственно готовят кандидатов на иночество в Афонском Пантелеймоновом монастыре в Греции, применяются строгие древние греческие монашеские уставы и соответствующие религиозные практики, что используются здесь безраздельно, в том числе и на духовном уровне, и мы, к счастью, можем к этому чуду прикоснуться своей душой.
20.

Редкое ощущение, — когда ты входишь, как будто, в сакральную зону, отделенную от мира Молитвой и реальным глубоким Смирением. Кстати, именно здесь проводятся редкие богослужения, характерные для старого строгого афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30) до самого утра. Те кто присутствовал на них единодушно отмечают удивительныую легкость очищения и восторженное единение с Богом.

Это Храм апостола Андрея Первозванного. Он освящен 3 января 2006 года. Монастырскую церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного освятил на Афонском подворье архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
21.

Часовня водосвятная. где освящается вода для трапезы монахов и для богослужений. Построена она в 2000 году. Выделяется куполом в греческом стиле. Для посторонних, обычно, вход в часовню закрыт.
22.

Закат в Гончарной слободе.
24.

Адрес Афонского подворья в Москве — Гончарная улица, 4-6.

Источники:

http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/afonskoe-podvore.html
http://fb.ru/article/147357/chto-soboy-predstavlyaet-afonskoe-podvore-v-moskve
http://pravoslavie.ru/98788.html
http://vk.com/mountathos
http://moscow-walks.livejournal.com/2564500.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: