Императивные методы это
Императивный метод
Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями — с другой.
Регулируя данные отношения, государство одних субъектов (государственные органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, на других же (граждан и их организации) возлагает соответствующие обязанности. В результате отношения между этими субъектами складываются как отношения власти и подчинения. В наиболее чистом виде императивный метод правового регулирования проявляет себя в административном праве.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Императивный метод» в других словарях:
Метод правового регулирования — (англ method of legal regulation) совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет регулирование общественных… … Энциклопедия права
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Юридический словарь
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.п.р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Юридическая энциклопедия
метод правового регулирования — способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Большой юридический словарь
Метод муниципального права — способы, приемы, средства воздействия на участников муниципально правовых отношений. Метод отвечает на вопрос, как муниципально правовая норма осуществляет регулятивную роль. Для муниципального права характерны три метода регулирования… … Большой юридический словарь
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод как осуществляется это регулирование. М.п.р. определяется, во … Энциклопедия юриста
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.П.Р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Энциклопедический словарь экономики и права
Метод правового регулирования — совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств. В отличие от предмета правового регулирования,… … Элементарные начала общей теории права
Императивный или властно-побудительный метод — строго обязательный, не допускающий отступления от требований юридического установления. Данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких либо… … Элементарные начала общей теории права
Метод правового регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Факторы, определяющие содержание метода: а) общее взаимоположение субъектов (равноправное подвластное);… … Большой юридический словарь
Императивный метод правового регулирования
В теории фундаментальной юридической науки для разделения на отрасли используются такие категории, как предмет и метод правового регулирования. С их определения начинается знакомство с любой сферой общественных отношений. Какое место в этой системе занимает императивный метод? Что позволяет определить? Как и для чего используются императивные и диспозитивные методы регулирования? Об этом подробнее ниже.
Теоретические основания
Для получения более полной информации о том, что собой представляет какая-либо категория права, следует обратиться к фундаментальной дисциплине, содержащей ответы на подобного рода вопросы. Юриспруденция, раскрывая суть основополагающих понятий, характеризующих регулирование любой сферы социальных отношений, опирается на предмет и метод. Оба этих понятия призваны отделять одну отрасль права от другой.
Для понимания того, что собой представляет императивный метод регулирования, следует рассмотреть различные способы и средства, позволяющие реализовать его предписания.
Предмет правового регулирования
Эта категория отвечает на вопрос о том, что регулирует та или иная отрасль права? На каких отношениях сфокусировано её воздействие?
Его можно обобщенно представить как некую сумму практически однородных отношений в социуме, которые координирует какая-либо из норм права. Он охватывает те отношения, которые формируются в одной сфере. Если отобразить при помощи структуры нормы права, то это диспозиции, которые устанавливают соотвествующие права и обязанности.
Предмет отвечает на вопрос о том, что регулируется. И здесь можно в качестве примера привести гражданское право. Предметом регулирования этой отрасли являются вещественные и невещественные отношения.
Следует отметить, что предмет являет собой условное выделение некоторого ограниченного круга социальных отношений, которые имеют общие качественные характеристики. Именно на этой основе их обобщают и объединяют в такую нормативную общность, как отрасль. Каждая имеет свою относительно обобщённую сферу регулирования.
Метод правового регулирования
Эта категория также отвечает за выделение отраслей права. Но в этом случае разделение происходит на основе того, как, каким образом реализуется правовое воздействие.
Как известно, метод являет собой некую совокупность приёмов, способов и средств влияния права на отношения субъектов. Его основной нагрузкой является динамическая, то есть демонстрация эффекта права в действии.
Кроме обозначенного, метод может стать основанием для выделения в отрасли институтов, обозначения границ правового вмешательства, разделения прав и обязанностей субъектов в соответствии с принципом координации и субординации. И это далеко не все его возможности.
Система методов
Из курса теории известно, что есть императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Каждый характеризует отдельную отрасль или институт при помощи своих средств и способов влияния на правоотношения. Первый отличается присутствием таких рычагов воздействия, как запрет и обязывание.
Второй обеспечивает воздействие на основе дозволений, которые создаются на фундаменте координации, равенства. Такие правоотношения предоставляют субъекту самому выбирать модель своего правового поведения в рамках определенных законом норм.
Императивный метод
Он представляется как совокупность, содержащая приёмы и способы, объединенные на основе соподчинения их участников. Особенность этого метода состоит в том, что субъекты, выступающие как стороны правоотношений, не имеют возможности выбирать: подчиняться властному субъекту или нет. Императивный метод «принуждает» выполнять предписание. Последнее в этом случае может быть или обязывающим, или запрещающим что-либо. Но в любом случае субъект не имеет права выбора: делать или не делать.
В научной литературе императивный метод правового регулирования получил ещё несколько названий: директивный, централизованный и административный. Последнее название обусловлено той отраслью права, которой он обязан своим применением.
Диспозитивный метод
В этом случае у субъекта есть прекрасная возможность выбирать модель поведения. Такая характеристика, как диспозитивность, даёт сторонам право самим решать: вступать в отношения или нет. То есть императивный и диспозитивный метод отличаются между собой тем, что в первом случае субъект не имеет права выбора и обязан выполнять предписание в виде запрета или обязательства. А во втором стороны могут самостоятельно принимать решение.
Закон может устанавливать запрет на принуждение к вступлению в диспозитивные отношения. Например, в трудовом праве принудительный труд недопустим. Невозможным с точки зрения правовой природы диспозитивности является принуждение к заключению договора или к вступлению в брак.
Инструментарий, который используют императивный и диспозитивный методы
Позволяет глубже исследовать их юридическую природу. Из определения, которым оперирует юриспруденция, известно, что метод являет собой совокупность различных форм влияния на субъекты правоотношений. Сюда включают приёмы, способы и средства, применяемые государством для реализации надлежащего влияния.
Запрет и обязывание
Императивный метод правового регулирования имеет в своём инструментарии такие способы влияния, как запрет и обязывание. Оба они не оставляют субъекту выбора.
Что собой представляет запрет? Это обязанность, которая возлагается на субъекта. Следуя ей, он должен воздержаться от действий, обозначенных в предписании. То есть для реализации запрета субъект права бездействует.
Здесь отсутствует возможность иного поведения, и единственная его модель — бездействие. Как этот способ выражается в законе? При помощи таких слов, как “запрещено”, “недопустимо” и т. д. Иногда они не входят в нормы, в этом случае структура нормативного документа позволяет получить представление о запрещенной форме поведения.
Суть обязывания состоит в требовании к субъекту, который должен совершить определённое правовой нормой действие. В таких правоотношениях всегда присутствует сторона, которая обладает правом требовать выполнения указанной обязанности. Например, в трудовом праве такой стороной выступает работодатель, предписывающий начинать работу в определённое время. Невыполнение обязанности влечёт за собой привлечение к ответственности. И запрет, и обязывание связывает то, что они могут возникнуть без волевой составляющей субъекта, который может не желать их появления. Последние возникают на основе нормы закона и не зависят от интересов обязанного лица.
Рекомендации и поощрения
Диспозитивный метод использует другие способы, которые носят рекомендательный характер и могут выполняться или нет. Они могут сообщать субъекту права о том, как он может поступить, чтобы это поведение было правомерным.
Как здесь государство может влиять на граждан? Для этого используются такие способы влияния, как рекомендация и поощрение. При использовании первого способа государство пытается мотивировать граждан, стимулируя их правовую активность. Второй аналогичный, но здесь не предусмотрена награда. Государство стремится рекомендовать те или иные действия и указывает на это в правовых нормах: рекомендуется, желательно и другие. Успех такого воздействия определяется авторитетом власти.
Если сравнивать императивный и диспозитивный методы правового регулирования, становится ясно, что способы их реализации формируют две противоположности. На первый приходятся запрет и обязывание одной из сторон, на второй — рекомендация и поощрение. В первом случае у стороны нет возможности выбирать, как ей поступить. Исполнение нормы, каким видит его императивный метод права, является неукоснительным. Диспозитивный метод отличается от предыдущего своей свободой и рекомендательным характером. Здесь основными способами являются поощрение правомерного поведения и рекомендации.
Два основных вида методов правового регулирования:
гражданско-правовой (автономный, диспозитивный, метод координации) и
административно-правовой (авторитарный, императивный, метод субординации). 3 3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.
Профессор Перевалов Виктор Дмитриевич методы правового регулирования подразделяет на
диспозитивный виды. 1
1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. М. 2005. С. 131.
Императивный метод
(авторитарный, метод субординации,
метод власти и подчинения)
способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны и обладают неодинаковым объемом прав и обязанностей субъектов.
В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочий не имеет.
Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве объема прав и обязанностей субъектов, одни из которых наделены властными полномочиями, а другие таковыми не обладают.
Императивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как:
финансовое (бюджетное, налоговое) право, уголовное право,
гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право,
Императивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения:
— между инспектором ГИБДД и участниками дорожного движения, водителем транспортного средства, пешеходом;
— между судьей и участниками судебного процесса;
— между сотрудником государственной жилищной инспекции и субъектом права собственности жилого помещения.
Диспозитивный метод
(автономный, метод координации,
метод равенства сторон)
способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладают одинаковым объемом прав и обязанностей.
Диспозитивный метод правового регулирования основан на равном положении (статусе) субъектов права, на равном объеме их прав и обязанностей.
В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властными полномочиями.
Диспозитивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как:
Диспозитивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения:
— между покупателем и продавцом,
— между кредитором и должником,
— между родителями и детьми,
— между работником (сотрудником) и работодателем.
Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов
1. Понятие и структура системы нормативных правовых актов.
2. Систематизация нормативных актов.
3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по субъектам права.
1. Понятие и структура системы нормативных правовых актов
Понятие системы нормативных правовых актов
Система нормативных правовых актов – это обусловленная
предметными (отраслевыми) и
совокупность нормативных документов.
Иерархические, предметные (отраслевые) и функциональные связи совокупности нормативных правовых актов определяются:
статусом правотворческого органа,
формами (наименованиями) нормативных правовых актов,
видами общественных отношений, подлежащих правовому регулированию и
функциями права (регулятивными и охранительными).
Структура системы нормативных правовых актов (НПА)
Структура системы НПА включает в себя следующие основные нормативные образования (блоки):
1. Иерархическая структура системы нормативных правовых актов
2. Предметная (отраслевая) структура системы нормативных правовых.
3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов.
1. Иерархическая структура
системы нормативных правовых актов
определяется их юридической силой и включает в себя:
систему законов и
систему подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно части 2 статьи 4 Конституции России
Конституция Российской Федерации и
имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции России
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 15 Конституции России
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Императивный метод правового регулирования – это что такое?
Два основных вида методов правового регулирования:
гражданско-правовой(автономный, диспозитивный, методкоординации) и
административно-правовой(авторитарный, императивный, методсубординации).33ЛазаревВ.В., Липень С.В. Теория государстваи права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.
Профессор ПереваловВиктор Дмитриевич методы правовогорегулирования подразделяет на
1ПереваловВ.Д. Теория государства и права. М. 2005.С. 131.
Императивный метод
метод власти иподчинения)
способ правовоговоздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны иобладают неодинаковым объемом прав иобязанностей субъектов.
В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочийне имеет.
Императивный методправового регулирования основан нанеравенстве объема прав и обязанностейсубъектов, одни из которых наделенывластными полномочиями, а другие таковымине обладают.
Императивный методправового регулирования характерендля таких отраслей права как:
финансовое(бюджетное, налоговое) право, уголовноеправо,
гражданско-процессуальноеправо, арбитражно-процессуальное право,
Императивный методправового регулирования предусмотренв нормах права, регламентирующиеотношения:
– между инспекторомГИБДД и участниками дорожного движения,водителем транспортного средства,пешеходом;
– между судьей иучастниками судебного процесса;
– между сотрудникомгосударственной жилищной инспекции исубъектом права собственности жилогопомещения.
Диспозитивный метод
способ правовоговоздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладаютодинаковым объемом прав и обязанностей.
Диспозитивныйметод правового регулирования основанна равном положении (статусе) субъектовправа, на равном объеме их прав иобязанностей.
В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властнымиполномочиями.
Диспозитивныйметод правового регулирования характерендля таких отраслей права как:
Диспозитивныйметод правового регулирования предусмотренв нормах права, регламентирующиеотношения:
– между покупателеми продавцом,
– между кредитороми должником,
– между родителямии детьми,
– между работником(сотрудником) и работодателем.
Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов
1. Понятие иструктура системы нормативных правовыхактов.
2. Систематизациянормативных актов.
3. Действиенормативных актов во времени, впространстве и по субъектам права.
1. Понятие иструктура системы нормативных правовыхактов
Понятие системынормативных правовых актов
Система нормативныхправовых актов – это обусловленная
Иерархические,предметные (отраслевые) и функциональныесвязи совокупности нормативных правовыхактов определяются:
формами(наименованиями) нормативных правовыхактов,
видами общественныхотношений, подлежащих правовомурегулированию и
функциями права(регулятивными и охранительными).
Структура системынормативных правовых актов (НПА)
Структура системыНПА включает в себя следующие основныенормативные образования (блоки):
1. Иерархическаяструктура системы нормативных правовыхактов
2. Предметная(отраслевая) структура системы нормативныхправовых.
3. Федеративнаяструктура системы нормативных правовыхактов.
системы нормативныхправовых актов
определяется ихюридической силой и включает в себя:
систему подзаконныхнормативных правовых актов.
Согласно части 2статьи 4 Конституции России
КонституцияРоссийской Федерации и
имеют верховенствона всей территории Российской Федерации.
В соответствии счастью 1 статьи 15 Конституции России
КонституцияРоссийской Федерации имеет высшуююридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории РоссийскойФедерации.
Законы и иныеправовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречитьКонституции Российской Федерации.
На основании части4 статьи 15 Конституции России
Общепризнанныепринципы и нормы международного праваи международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частьюее правовой системы.
Если международнымдоговором Российской Федерацииустановлены иные правила, чемпредусмотренные законом, то применяютсяправила международного договора.
Императивный метод в регулировании правовых отношений
Новости и общество 1 февраля 2014
Императивный метод – это метод, используемый в публичном праве для урегулирования вертикальных отношений между государством и гражданами (организациями).
В процессе регулирования данных отношений государство наделяет властными полномочиями одних субъектов и возлагает на других соответствующие обязанности.
Между этими объектами в результате складываются отношения подчинения и власти.
Императивный метод в земельном праве
Данный метод налаживания отношений между объектами еще называют директивным или авторитарным. Метод урегулирования установлен законодательством и применяется как способ воздействия на поведение юридических и физических лиц, который имеет право использовать должностное лицо в спорных ситуациях.
Способ воздействия – это положение, установленное законодательством, которое изменяет поведение лиц в сторону стимулирования или ограничения. При этом выбранный метод должен отражать особенности своего воздействия.
В условиях развития земельного рынка и рыночных отношений следует выявить методы, учитывая особенности режима правового урегулирования общественных отношений, которые входят в предмет отрасли. Императивный метод обусловливается характером и спецификой регулируемых отношений.
Подбираются соответствующие способы и приемы для правового воздействия.
Установление обязанностей
Императивный метод регулирования выражается в определении правоотношений и запретов между объектами, которые не подлежат исполнению.
Определение обязанностей – это основной метод правового регулирования, так как он занимает существенное место в содержании земельно-правовых норм.
Обязанность, введенная законом, делает невозможными какие-либо отклонения в ее исполнении, поскольку в этом случае предусмотрено наказание. Запреты в земельном праве – это границы должного и возможного поведения участников земельно-правовых отношений.
Эти пределы позволяют избежать реализации интересов субъектов за счет ущемления интересов общества или государства. Границы поведения устанавливаются для того, чтобы субъекты земельных отношений при исполнении своих обязанностей и достижении целей не применяли способы, противоречащие интересам государства и общества.
Виды диспозитивного метода
Есть три вида диспозитивного метода: делегирующий, рекомендательный и санкционирующий. Делегирующий метод – это предоставление прав и свобод субъектам земельных отношений по определенному кругу полномочий.
Рекомендательный метод – это предоставление возможности альтернативного поведения, то есть в данном случае субъект вправе сам выбирать способ своего поведения для достижения установленных целей. Рекомендации государства только облегчают выбор решения.
Санкционирующий метод – это предоставление субъекту права самостоятельно принимать решение, но предварительно оно должно быть одобрено и принято законным компетентным органом.
Следовательно, императивный метод – это действия, установленные законодательством. Тогда как метод диспозитивный предполагает добровольность и равенство сторон.
Два основных вида методов правового регулирования:
гражданско-правовой (автономный, диспозитивный, метод координации) и
административно-правовой (авторитарный, императивный, метод субординации). 3 3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.
Профессор Перевалов Виктор Дмитриевич методы правового регулирования подразделяет на
диспозитивный виды. 1
1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. М. 2005. С. 131.
Императивный метод
(авторитарный, метод субординации,
метод власти и подчинения)
способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны и обладают неодинаковым объемом прав и обязанностей субъектов.
В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочий не имеет.
Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве объема прав и обязанностей субъектов, одни из которых наделены властными полномочиями, а другие таковыми не обладают.
Императивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как:
финансовое (бюджетное, налоговое) право, уголовное право,
гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право,
Императивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения:
— между инспектором ГИБДД и участниками дорожного движения, водителем транспортного средства, пешеходом;
— между судьей и участниками судебного процесса;
— между сотрудником государственной жилищной инспекции и субъектом права собственности жилого помещения.
Диспозитивный метод
(автономный, метод координации,
метод равенства сторон)
способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладают одинаковым объемом прав и обязанностей.
Диспозитивный метод правового регулирования основан на равном положении (статусе) субъектов права, на равном объеме их прав и обязанностей.
В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властными полномочиями.
Диспозитивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как:
Диспозитивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения:
— между покупателем и продавцом,
— между кредитором и должником,
— между родителями и детьми,
— между работником (сотрудником) и работодателем.
Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов
1. Понятие и структура системы нормативных правовых актов.
2. Систематизация нормативных актов.
3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по субъектам права.
1. Понятие и структура системы нормативных правовых актов
Понятие системы нормативных правовых актов
Система нормативных правовых актов – это обусловленная
предметными (отраслевыми) и
совокупность нормативных документов.
Иерархические, предметные (отраслевые) и функциональные связи совокупности нормативных правовых актов определяются:
статусом правотворческого органа,
формами (наименованиями) нормативных правовых актов,
видами общественных отношений, подлежащих правовому регулированию и
функциями права (регулятивными и охранительными).
Структура системы нормативных правовых актов (НПА)
Структура системы НПА включает в себя следующие основные нормативные образования (блоки):
1. Иерархическая структура системы нормативных правовых актов
2. Предметная (отраслевая) структура системы нормативных правовых.
3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов.
1. Иерархическая структура
системы нормативных правовых актов
определяется их юридической силой и включает в себя:
систему законов и
систему подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно части 2 статьи 4 Конституции России
Конституция Российской Федерации и
имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции России
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 15 Конституции России
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/196485
http://www.syl.ru/article/210108/new_imperativnyiy-metod-pravovogo-regulirovaniya
http://studfile.net/preview/2567629/page:115/
http://businessizakon.ru/imperativnyj-metod-pravovogo-regulirovaniya-eto-chto-takoe.html
http://studfile.net/preview/2567629/page:115/