2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Идентификация бенефициара

Содержание

Письмо Банка России от 28 января 2014 г. № 14-Т “Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев”

Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе согласованное с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Статс-секретарь — заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу П.В. Ливадный) Информационное письмо по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев.

Приложение: на 6 листах.

Информационное письмо
по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев

Глава I. Определение понятия “бенефициарный владелец”

В отношении каких клиентов организациям необходимо принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев?

Поскольку в соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее — Федеральный закон) под клиентом понимается как юридическое, так и физическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом (далее — организация), то организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов — как юридических, так и физических лиц.

В случае если владение клиентом либо контроль за действиями клиента осуществляется физическим лицом через третьих лиц, следует ли организациям устанавливать всех третьих лиц, владеющих клиентом либо имеющих возможность контролировать действия клиента?

Физическое лицо, не являясь непосредственно учредителем / участником клиента — юридического лица, может владеть таким клиентом либо иметь возможность контролировать его через третьих лиц (являться бенефициарным владельцем клиента). В случае если владение клиентом либо контроль за клиентом осуществляется через третьих лиц, организация должна располагать информацией, подтверждающей факт владения клиентом либо возможность осуществлять контроль за клиентом через третьих лиц.

С учетом каких факторов организации принимают решение о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента?

Организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможностей контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

— физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;

— физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), включая существенные условия сделок, а также финансовых операций, оказывать влияние на величину дохода клиента;

— иные самостоятельно определяемые организацией факторы, на основании которых физическое лицо будет квалифицировано в качестве бенефициарного владельца.

Может ли у клиента быть несколько бенефициарных владельцев, или бенефициарным владельцем всегда является только одно физическое лицо?

Владение клиентом может осуществляться одним или несколькими физическими лицами (в том числе лицами, имеющими родственные отношения).

В таком случае организация должна рассматривать каждого из таких физических лиц в качестве бенефициарного владельца и установить в отношении каждого лица сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В каких случаях бенефициарным владельцем клиента — юридического лица может быть признан единоличный исполнительный орган клиента?

В случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента — юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган клиента — юридического лица.

В решении организации о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем следует зафиксировать причины, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) клиента — сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления кредитной организацией бенефициарного владельца либо в случае отсутствия физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Глава II. Порядок идентификации бенефициарных владельцев

Каким образом организациям следует исполнять требование Федерального закона о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона установлена обязанность организаций принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В целях реализации требования подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организациям рекомендуется включать в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности:

— основания для признания физического лица бенефициарным владельцем (используются квалифицирующие признаки, содержащиеся в определении понятия “бенефициарный владелец”, установленного Федеральным законом, такие как прямое или косвенное (через третьих лиц) владение (наличие преобладающего участия более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом, формы (виды) контроля за действиями клиента);

— перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации;

— основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиента — юридического лица (при невозможности выявления бенефициарного владельца);

— порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;

— порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца;

— иные положения по усмотрению организации.

Следует ли организациям устанавливать наличие у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также проверять наличие сведений о бенефициарном владельце в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень) либо наличие принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества?

В целях минимизации риска вовлечения организаций в проведение их клиентами операций, целью которых может быть осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, организациям рекомендуется в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма определить процедуры проверки наличия у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также наличия сведений о бенефициарном владельце в Перечне либо наличия принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества.

Вправе ли организации не проводить идентификацию бенефициарных владельцев в случае, если клиенту присвоен низкий уровень риска?

Федеральный закон не содержит изъятий в отношении требования по идентификации бенефициарных владельцев в зависимости от уровня риска клиента или суммы, на которую совершается операция. При этом бенефициарный владелец не идентифицируется в случаях, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 статьи 7 Федерального закона, а также в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся лицами, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

Какие меры могут быть предприняты организацией в целях идентификации бенефициарных владельцев?

В целях идентификации бенефициарных владельцев организации вправе предпринимать следующие меры:

— включение в договор с клиентом обязанности последнего представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах;

— анкетирование клиентов (направление клиентам запросов, составленных по форме, самостоятельно определенной организацией, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев);

— изучение учредительных документов клиентов — юридических лиц;

— устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету (досье) клиента;

— использование внешних доступных организации на законных основаниях источников информации (например, средства массовой информации, Internet);

— иные меры по усмотрению организации.

Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся у организации документах и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.

Каким образом организации фиксируют сведения о результатах принятых мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Сведения о результате принятых организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента могут фиксироваться в том числе в анкете (досье) клиента.

При фиксировании таких сведений организациям рекомендуется включать:

перечень предпринятых в целях идентификации бенефициарного владельца мер;

решение организации о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента, включая обоснование принятого решения;

информацию о возможности установления в результате принятых мер идентификации бенефициарного владельца у клиента либо об отсутствии бенефициарного владельца у клиента, включая информацию о предпринятых организацией мерах по его установлению и идентификации;

решение организации о признании бенефициарным владельцем клиента — юридического лица единоличного исполнительного органа, включая обоснование принятого решения.

Какие действия вправе предпринять организация в случае отказа клиента от предоставления информации о своем бенефициарном владельце?

В случае отказа клиента от предоставления данных о своем бенефициарном владельце организация имеет возможность реализовать полномочия, определенные пунктами 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу идентификации бенефициарных владельцев организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Идентификация касается как владельцев-юрлиц, так и владельцев-граждан.

Если владение клиентом либо контроль за ним осуществляется через третьих лиц, то организация должна располагать информацией, подтверждающей факт владения либо возможность контроля.

Читать еще:  Досудебный порядок арбитраж

Указаны факторы, с учетом которых организации принимают решение о признании физлица бенефициарным владельцем клиента.

Клиентом могут владеть как одно, так и несколько физлиц (в т. ч. родственники). В последнем случае организация должна рассматривать каждого из физлиц в качестве бенефициарного владельца.

Если бенефициарный владелец клиента-юрлица не выявлен, то таким владельцем признается единоличный исполнительный орган данной организации. Указаны особенности заполнения решения о признании и анкеты (досье) клиента в таких случаях.

В правила внутреннего контроля рекомендуется включать основания для признания физлица, единоличного исполнительного органа бенефициарным владельцем, перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию, порядок принятия решения о признании, правила фиксирования сведений, полученных в результате идентификации, и др.

Закон не содержит изъятий в отношении требования по идентификации в зависимости от уровня риска клиента или суммы операции.

Для идентификации можно предпринимать такие меры как включение в договор обязанности клиента представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах, анкетирование клиентов, изучение учредительных документов клиентов-юрлиц, устный опрос клиента с занесением данных в анкету (досье), использование внешних источников и др.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Идентификация бенефициарных владельцев

В статью внесены изменения с учетом положений законодательства Российской Федерации по состоянию на 2020 год.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ) субъекты, перечисленные в статье 5 указанного федерального закона обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов.

Цитата из Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

Между тем, идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

  • органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;
  • международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью;
  • эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
  • иностранными организациями, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;
  • иностранными структурами без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

25 марта 2016 года в Вестнике Банка России был опубликован перечень иностранных организаций, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже. Указанный перечень в табличной форме представлен в Указании Банка России от 28.01.2016 №3949-У «Об утверждении перечня иностранных бирж, прохождение процедуры листинга на которых является обязательным условием для принятия Российской биржей решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к организованным торгам, а также условием для непроведения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, идентификации бенефициарных владельцев иностранных организаций, чьи ценные бумаги прошли процедуру листинга на таких биржах». Указанный перечень действовал до 1 января 2020 года.

С 1 января 2020 года Указание Банка России от 28 января 2016 г. №3949-У утратило силу в связи с вступлением в силу Указания Банка России от 11 ноября 2019 г. №5312-У «О критериях, которым должна соответствовать иностранная биржа, прохождение процедуры листинга на которой ценными бумагами, представляемыми российскими депозитарными расписками, является условием для эмиссии российских депозитарных расписок, по которым эмитент представляемых ценных бумаг не принимает на себя обязательства перед владельцами российских депозитарных расписок, или на которой начата либо завершена процедура листинга ценных бумаг иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, для принятия российской биржей решения об их допуске к организованным торгам». Рассматриваемое Указание ЦБ РФ устанавливает критерии, которым должна соответствовать иностранная биржа, прохождение процедуры листинга на которой ценными бумагами, представляемыми российскими депозитарными расписками, является условием для эмиссии российских депозитарных расписок, по которым эмитент представляемых ценных бумаг не принимает на себя обязательства перед владельцами российских депозитарных расписок, или на которой начата либо завершена процедура листинга ценных бумаг иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, для принятия российской биржей решения об их допуске к организованным торгам.

С 2020 года иностранная биржа, прохождение процедуры листинга на которой ценными бумагами, представляемыми российскими депозитарными расписками, является условием для эмиссии российских депозитарных расписок, по которым эмитент представляемых ценных бумаг не принимает на себя обязательства перед владельцами российских депозитарных расписок, или иностранная биржа, на которой начата либо завершена процедура листинга ценных бумаг иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, для принятия российской биржей решения об их допуске к организованным торгам (далее — иностранная биржа) должна соответствовать не менее чем одному из следующих критериев.

  1. Иностранная биржа является членом Всемирной федерации бирж и (или) Международной ассоциации бирж стран Содружества Независимых Государств, за исключением случаев ассоциированного членства иностранной биржи в указанных в настоящем подпункте организациях.
  2. Местом учреждения иностранной биржи является государство, указанное в подпунктах 1 и (или) 2 пункта 2 статьи 51.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: e-mail: info@law115.ru

Почему бенефициарный владелец стал так важен?

Налоговая прозрачность по-прежнему является ключевым направлением деятельности правительств и мировой общественности. Как показывают расследования, проведенные международной группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег FATF, уклонение от уплаты налогов не является финансовым преступлением, изолированным в одной или двух странах. В настоящее время это обычно включает в себя широкий круг видов деятельности, в нескольких юрисдикциях и имеющих целью отмывание денег от криминальной, коррупционной или террористической деятельности. Подобная деятельность оказывают негативное воздействие на развитие любой, как отдельной страны мира, так и всего мирового сообщества в целом.

Например, при более чем 170 проведенных расследованиях, выяснилось, что номинальные международные компании и трасты гораздо активнее используются для сокрытия прибыли и активов, чем компании с акциями на предъявителя. В этой связи, ключевую роль в расследовании международных налоговых преступлений и подозрений на подобную деятельность, играет идентификация Бенефициарных Владельцев бизнеса.

Наличие информации о таких владельцах, постепенно становится ключевым требованием международной налоговой прозрачности и борьбы против уклонения от уплаты налогов и других финансовых преступлений. Сущность и идентификация бенефициарных владельцев, находится в центре поиска и разработки международных стандартов налоговой прозрачности: как для международного обмена информацией по персональным запросам (стандарт EOIR), так и автоматического обмена информацией между странами (стандарт AEOI). Именно поэтому, вопрос об идентификации бенефициаров в конкретных компаниях, включены в рекомендательные инструкции по изменению законодательства как в FATF, так и в OECD (Организация экономического сотрудничества и развития).

Например, наличие информации о бенефициарных владельцах уже модифицируется, ищется и включается в государственные реестры при регистрации новых и перерегистрации старых компаний в некоторых странах, известных ранее как офшорные.

Однако не всё так просто, как хотелось бы FATF и OECD.

Определение бенефициарного владелеца в разных странах

Проблема в том, что само понятие бенефициарный владелец существует давно, но трактуется оно во всём мире по-разному.

FATF дает такое определение: Бенефициарный Владелец — это конкретное физическое лицо, владеющее или иным способом контролирующее организацию и/или другое физическое лицо, принимающее решения.

В директиве Евросоюза №3 (2005/60/ЕС) бенефициарным владельцем является лицо, или несколько лиц, полностью или частично контролирующих объект налогообложения и/или физическое лицо, от имени которого совершаются операции или ведется деятельность. Бенефициарный владелец должен иметь долю более 25% акций или имущества корпораций, фондов и трастов [1] .

Т.е. в FATF термин бенефициарного владельца трактуется шире по отношению к имуществу, чем в Европе. Таким образом доказать, что вы не являетесь бенефициарным владельцем в Евросоюзе, будет проще, чем, если в законодательстве какой-либо страны появится определение из рекомендаций FATF.

Более того, в США, например, не принято, до сих пор, общего определения бенефициарного собственника. Здесь, таковым может являться любой, у кого есть возможность прямо или косвенно голосовать, распоряжаться и управлять акциями компаний.

Однако в США бенефициарный владелец обязан раскрывать о себе информацию, если у него более 5% акций любого типа. Но при этом, дословно указано, что владелец сам может определить себя таковым или не делать этого. В общем, нет юридической определенности.

Возможно, в том числе и по этой причине, США не присоединилось к CRS MCAA (многостороннее соглашение налоговых органов об автоматическом взаимном обмене данными).

В Китае есть термин «фактический распорядитель». Это очень близко по смыслу, но в нюансах присутствет принципиальная разница. Распорядитель не является участником (акционером) компании, но имеет возможность контролировать фактическую активность компании через инвестиции, соглашения и прочие договоренности. Т.е. это точно не акционеры, но они есть в составе владельцев компанией. Т.е. это совсем нечто третье, но имеющее черты бенефициарного владельца от FATF.

В Дании, в определении бенефициарного владельца, есть упоминание о том, что он должен обязательно получить эти средства и управлять ими самостоятельно, а не являться промежуточным звеном. Это определение также является самобытным и очень широко трактуемым.

Законодательство Канады не дает определение бенефициарного владельца. Однако, при этом, существуют судебные прецеденты с фактическим использованием терминологии Модельной конвенции ОЭСР 1977 г., где впервые рассматривались требования к бенефициарной собственности.

Идентификация бенефициарного владельца в России

Российское законодательство для определения бенефициарного владельца ввело три разных понятия:

  • бенефициарный владелец
  • лицо, контролирующее иностранную компанию
  • лицо, обладающее фактическим правом на доход.

Непосредственно термин “бенефициарный Владелец” появилось в России только в 2013 году в рамках приведения в соответствие законодательства требованиям ФАТФ.

Читать еще:  Загранпаспорт для чего он нужен

Были приняты изменения к Федеральному Закону № 115-ФЗ от 07.08.2001, в которых бенефициарным владельцем является «физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента». Влияние на решения юридического или физического лица осуществления в отношении существенных условий сделок, в утверждении размера дохода и пр. Критерии для отнесения лица к бенефициарным владельцам чётко не определены.

Таким образом, не смотря на это определение, бенефициарный владелец в настоящий момент не используется в законодательстве, как субъект для открытия данных о нём в системе автоматического обмена данными с другими странами. Дается только само определение, которое не имеет каких-либо особых прав или обязанностей, оговоренных для него соответствующим образом, особенно в разрезе понимания данного термина международными организациями как краеугольного понятия в борьбе с отмыванием денег и коррупцией.

Этот термин в основном применяется в банковской и страховой деятельности, где агенты государства (банки и страховые компании) обязаны вести реестры бенефициарных владельцев и предоставлять их уполномоченным органам по требованию.

Лицо, контролирующее иностранную компанию, определяется как физическое или юридическое лицо — резидент России, владеющее долей более 50%.

Однако, контролирующим органом будет признаваться не только лицо владеющее акциями, но и оказывающее влияние на решение о распределении прибыли компании и осуществляющее контроль над компанией.

Именно лица, контролирующие иностранные компании (КИК) обязаны уведомлять налоговые органы об этом факте.

В рамках налоговой амнистии капиталов от 2018 и 2019 годов, на таких лиц возлагаются обязанности по подаче уведомления о КИК, специальной формы налоговой декларации с приложением финансовой отчетности и уплата налога на прибыль и имущество за 2019 год (при наличии налогооблагаемой базы).

Контроль над иностранной компанией, при отсутствии долей участия, может быть доказана следующими обстоятельствами:

  • трастовая декларация, в которой есть обязательство номинальных акционеров хранить акции компании в интересах бенефициара
  • фактическое управление делами иностранной компании налоговым резидентом РФ
  • данные о банковском счёте иностранной компании, бенефициарным владельцем которой является налоговый резидент РФ (кстати, эти данные могут поступить от иностранных налоговых органов в рамках автообмена информацией);
  • другие, легко доказуемые подробности отношений между российским резидентом и иностранной компанией.

Т.е. лицо, контролирующее иностранную компанию, является фактически бенефициарным владельцем, по совокупности признаков в общеевропейском понимании данного термина, но, по другому называемое в российском законодательстве.

Цели разделения данного термина — неведомы, но можно лишь предположить, что это сделано для того, чтобы иметь возможность не обмениваться данными о бенефициарных владельцах с фискальными органами другими странами в автоматическом режиме.

Существует также статья 7 Налогового кодекса России, где вводится еще один термин: Лицо, имеющее фактическое право на доходы. По сути — это иностранная структура, которая полностью самостоятельно имеет право на распоряжение доходов, полученных из России. Этот термин введён для того, чтобы можно было либо использовать договор об избежании двойного налогообложения с данной компаний, либо, если лицо будет признано не имеющим фактическое право на доходы, налоги должны быть уплачены в России в компании, их генерирующей. По сути, это также некий повтор термина бенефициарного владельца, но для отдельного случая.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в России, как и в остальном мире, пока ещё идёт поиск четкого и общепризнанного юридического термина бенефициарного владельца.

Размыто разделение на номинального владельца, который может быть собственником по учредительным документам и бенефициарного, который фактически управляет компанией и действительно делает бизнес международным. Сейчас очень трудно найти и определить степень ответственности каждой из участвующих сторон, за действия организации в целом, в той или иной налоговой юрисдикции.

Только после того, как данная терминология будет определена и ратифицирована большинством стран мира, должны быть сформированы права, полномочия, обязанности и ответственность как бенефициарного владельца перед законодательством, так и государственных органов по отношении к нему.

Пока же мы имеем только обязанности зарегистрированных владельцев компаний и личных счетов, подавать сведения о КИК в России, перерегистрировать их в специальных административных районах и платить взносы в бюджет в размере 50 млн рублей, чтобы не быть “случайно” обнаруженными российскими налоговыми органами в рамках автоматического обмена информацией иностранных налоговых служб за 2018 год.

В случае, если у вас есть вопросы по вашему статусу, как налогового и валютного резидента РФ, с точки зрения: бенефициарного владения, лица контролирующего иностранную компанию или имеющего фактическое право по доходы иностранной структура без образования юридического лица, просим обращаться к нашим профессиональным консультантам за помощью по email: info@offshore-pro.info, или Telegram, Viber, WhatsUp или Skype.

Мы гарантируем вам конфиденциальность и бесплатную консультацию по самым актуальным вопросам, затрагиваемым данной статьей.

Кто такой бенефициарный владелец? Идентификация бенефициарного владельца. Бенефициарный владелец юридического лица

Данная статья старается ответить на «загадку», связанную с законодательством и правом человека. А именно — кто такой бенефициарный владелец? Какие он имеет права и обязанности, и как может себя скрывать или выдавать, для чего они необходимы, и в каких законах может храниться ограничение для такого круга лиц. Все эти вопросы мы постараемся рассмотреть здесь.

Введение

Кто такой бенефициарный владелец? Это лицо в форме собственника или определенная группа таких лиц, которые путем прямого или косвенного вмешательства могут влиять на решение юридического лица или вовсе его контролировать. Бенефициарным владельцем может быть лицо, не указанное в правоустанавливающем документе. Однако оно будет являться прямым владельцем имеющихся активов и способно получать выгоду благодаря влиянию на деятельность организации.

Бенефициарные владельцы юридических лиц – это субъекты, которые чаще всего скрываются от закона, путем прикрытия цепочками номинальных компаний и их совета директоров. Это может быть использовано для отмывания денег, которые были получены незаконным путем. Легальные владельцы используют данное явление налогового плана.

Бенефициарный собственник на территории России

Кто такой бенефициарный владелец, мы узнали, однако когда же он стал считаться законным? На пространстве РФ данный субъект стал юридически закрепленным в законодательстве лишь в 2013 г, а подход к термину позаимствовали из общеправовой системы. До введения этого в закон, литература использовала такие понятия как, аффилированное или контролирующее лицо, а также заинтересованные лица. В отношении наличия возможности влиять на принятие решений юридических лиц они имеют общее описание. Однако все они содержат в себе некоторый ряд особенностей, что не позволяет точно определить значение понятия.

Понятие о конечном бенефициаре

Всегда есть конечный бенефициарный собственник. Это лицо физического типа, которое обладает организацией-выгодоприобретателем. Право на владение какой-либо компанией может принадлежать не только акционерам и номинальным управляющим, а также и прочим организациям. Реально владеющее организацией лицо, которое имеет свою долю в разных компаниях, и именуют конечным бенефициаром.

Разность бенефициара и выгодоприобретателя

ФЗ № 115 дает возможность различать между собой сходные явления, такие как бенефициарный владелец и выгодоприобретатель. Они имеют несколько общих характеристик, например, оба способны извлекать выгоду благодаря действиям активов. Однако владелец имеет общую долю в компании от 25% и выше, что дает ему право на контроль и управление, если не полное, то как минимум позволяющее влиять на решение деятельности организации. Такие компании обязуются при наличии некоторых условий предоставлять данные, которые помогут в борьбе с преступностью и терроризмом, легализацией поступившего незаконным путем капитала и т. д. Это позволяет принимать меры, предотвращающие финансовые махинации.

Закон федерации

Федеральный закон от седьмого августа 2001 г. (№ 115-ФЗ), освещающий вопросы по противодействию легализации капитала, полученного преступными путями, и финансового терроризма, постановил, что бенефициарный владелец является лицом физического типа, способным путем вмешательства, как косвенного, так и прямого, контролировать и владеть юр. лицом в форме клиента. Это порождает наличие одной отличительной черты между понятиями, которые мы рассматривали выше. А именно: бенефициарный владелец юридического лица – это субъект, который не имеет в РФ ряда прав или обязанностей, обуславливаемых его положением.

Реестр

Применение влияния косвенного или прямого типа находит свое применение в реализации каких-либо сделок, а также в способности влиять на их условия, протекание финансовых операций и т. д. Существует и другой ряд факторов, по которым можно классифицировать лицо как бенефициарного владельца.

Май 2014 года стал месяцем, в котором была особыми органами разработана возможность введения реестра, включающего бенефициарных владельцев. Это было обусловлено необходимостью определить конечных собственников с целью усилить меры по борьбе с финансовыми преступниками.

Идентификация

Идентификация бенефициарного владельца – необходимая мера, позволяющая лучше управлять денежными средствами страны. Важно постоянно обновлять данные о подобных субъектах. Если определить конечного бенефициара не удается, тогда владельцем может быть назначен орган исполнительной власти в организации. Из этого следует, что практически любая организационная структура, обладающая банковскими счетами, может попасть под влияние идентификации. Любые виды кредитных организаций прилагают множество усилий, при помощи которых они рассчитывают найти конечных хозяев бизнеса. Такие цели предусматривают поиск информации из любых источников.

Эксплуатация данных

Выявление бенефициарных владельцев путем сбора любой практически значимой информации необходимо для повышения работоспособности законодательства в сфере преступного отмывания денежных средств и других активов. Борьба с деятельностью террористических образований также является одним из немаловажных моментов, обуславливающих необходимость в передаче данных.

В 2013 году было введено понятие об обязанности, предусматривающей принуждение к передаче сведений по запросам структур банков. Далее банк вынуждают предоставить информацию о конечном владельце личных клиентов во владения Росфинмониторинга, который обладает законным правом на наложение штрафа в размере до пятисот тысяч рублей за отказ в доступе к такому типу данных.

Бенефициарные владельцы банка – одна из важных проблем современного налогового закона. Так как эти люди, будучи бенефициарами, могут не раскрывать свою личность закону при доле акций более чем 25%, то и привлечь их к ответственности законом нельзя, так как они скрываются. Получить эти данные крайне сложно.

Очень часто крупный счет открывает лицо, обладающее лишь правом подписи документов, но по факту он – собственник титульного типа. Это заставляет предпринимать меры по повышению контроля над деятельностью бенефициарного лица.

Введение в законодательство понятия о рассматриваемом субъекте вызвало создание такого документа, как анкета бенефициарного владельца. Она используется в банковской деятельности с целью определения всех владельцев определенного бизнеса, включая конечных, вероятно, физических лиц.

Читать еще:  Оао структура

Практика за рубежом

Практика за рубежом так и не создала четкого механизма, при помощи которого можно устранить имеющееся противоречия, вытекающие из неясности в трактовке списка правовых возможностей и полномочий, что позволило бы определять обладателя бенефициарным правом собственности.

Определение понятия владельца, разделяясь на два вида субъектов, а именно фактически управляющего и учредителя по документам, приводит к утрате границ, позволяющих определить важность ответственности за деятельность компании.

Из истории известно, что впервые термин был упомянут в 1966 году в протоколе, который был подписан представителями властей США и Великобритании и являлся дополнением к Двустороннему договору, заключенному в 1945 г.

Поиск сведений о бенефициарных владельцах является одной из главных задач налогового законодательства любой страны.

На территории США такой вид владельцев не имеет четко выраженного определения, но им может считаться тот субъект, который способен в любой форме значимо влиять на деятельность организации, отдавать распоряжения и управлять процессом голосования, использовать акции. Такой вид лиц обязуется раскрывать личные данные втом случае, если доля его владений в ценных документах превышает пять процентов. Однако к какой категории владельцев он себя отнесет, выбирается индивидуально самим субъектом.

На пространствах КНР бытует термин «фактического распорядителя», по смыслу соответствующий бенефициарному владельцу. Это лицо, способное оказывать фактическое и практическое влияние на деятельность компании, но при этом не будет являться акционером. Контроль происходит посредством ряда связей инвестиционного характера, определенных соглашениями или договорами.

Законодательство Дании рассматривает под описанием данного термина субъекта, способного распоряжаться полученными доходами путем самостоятельного решения. Такое лицо не является промежуточным.

В соответствии с третьей директивой ЕС, физ. лицо, полностью контролирующее клиентов или физических лиц, эксплуатируя при этом их возможность самостоятельно совершать сделки, может считаться бенефициарным владельцем. Другим условием, необходимым для придания человеку статуса конечного собственника, должно быть наличие в распоряжении более 25% акций.

ФАТФ определяет лицо, рассматриваемое в статье, как физическое, имеющее право на распоряжение деятельностью организации или компании.

Правовые возможности и обязанности

Выгодоприобретатели обладают некоторым рядом прав, которые защищает законодательство, но также им приписывают некоторый список обязательств.

Бенефициар может защищать права на обладание своим имуществом путем составления договорных соглашений по доверительному управлению. Несоблюдение договорных пунктов наложит ответственность как на бенефициара, так и на исполнителя номинального типа.

Конечное лицо, владеющее активами, с целью обеспечения защиты имущества должно предусмотреть в условиях соглашения возможность внесения залога имущества доверительно управляющего субъекта сделки. Деятельность, не удовлетворяющая ожидания бенефициара, позволяет ему привлечь в дело и другие лица.

При совершении подобного рода сделок могут обозначаться особые гарантии с банковской основой, строящейся на конкретно установленных условиях. Исключение могут составлять договора между выгодоприобретателями и принципалами или бенефициарами. Гарантом может являться только физическое лицо.

Главной задачей соглашения выступает принуждение к выплате материальных претензий принципалом в пользу бенефициара по письменным указаниям последнего. Кредитор всегда должен выступать в роли получателя гарантии. Бенефициар имеет право выбирать разновидность поручительства.

Правовые возможности кредиторов при заключении договоров, основанных на банковской гарантии, предусматривают придание им прав о своевременном погашении задолженности. Основа заключена в наличии своевременного выполнения условий по передаче товара, активов.

Если бенефициар имеет выгоду материальной природы, то он может потребовать исполнения обязательств от гарантов как с основаниями, так и без них, что зависит от предопределенных заранее условий договоренности. Однако предъявить какие-либо претензии можно лишь до момента истечения срока, отведенного для выполнения обязательств гаранта. Поручитель должен извещать принципала о том, что были произведены определенные действия, а также изучать возможные обоснования, выдвинутые требованиями выгодополучателя.

Подводя итоги

Благодаря рассмотрению вопроса об определении понятия собственника с бенефициарными правами, изучению его отличия от схожих терминов, определению важности сбора данных мы можем теперь четко определить, кто такой бенефициарный владелец.

Бенефициарный владелец — это. Идентификация бенефициарного владельца

«Бенефициарный владелец» — это понятие, использующееся для собрания и хранения определенной информации о компаниях, которые взаимодействуют с организациями, перечисленными в ст. 5 закона № 115-ФЗ. К этому перечню отнесены учреждения, осуществляющие разнообразные операции, связанные с имуществом и денежными средствами. Далее в статье подробнее остановимся на самом понятии, разъясним его смысл. Познакомимся также с рядом положений законодательства, которыми оно регламентируется.

Законодательная база

В соответствии с установленными нормами нововведение будет касаться практически всех организаций, которые осуществляют деятельность на рынке ценных бумаг, обслуживаются в страховых компаниях и имеют счет в банке. По федеральному закону о производстве действий против осуществления легализации (отмывания) поступлений, полученных преступным способом, и финансирования терроризма, бенефициарный владелец — это субъект, не имеющий четкого статуса.

Вся собранная информация будет направлена ​​на создание противодействия различным финансовым операциям, которые запрещены законом. Однако представители власти уже не раз озвучивали информацию, которая противоречит закону. Примером этого служит Бюджетное послание от Президента РФ «О бюджетной политике в 2010-м -2012-м годах» от 25.05.2009 к Федеральному собранию. В этом тексте размещены определенные рекомендации по закреплению механизма действий против использования договоров для снижения налогов и предотвращения двойного налогообложения в процессе осуществлении операций с зарубежными предприятиями в том случае, когда нерезидент страны, с которой заключен договор, является окончательным выгодоприобретателем.

Налоговая политика будущего

В планы государства на предстоящие годы включены определенные изменения. Некоторые из них указаны в налоговом кодексе РФ. Суть этих изменений заключается в создании противодействия нарушениям при использовании международных налоговых соглашений в недопустимых законом целях. На основании законодательных актов должно также осуществляться стимулирование организаций к переходу в юрисдикцию РФ из оффшорных зон мира. Налоговые льготы и преференции, которые указаны в международных договорах с Российской Федерацией, не будут применяться в том случае, если конечный бенефициарный владелец – это резидент страны.

Идентификация бенефициарного владельца

Вопрос раскрытия бенефициарного владельца уже несколько раз поднимался в современном российском бизнесе, однако из-за отсутствия четкого определения оставался нерассмотренным. Примером этого является поручение председателя правительства. Согласно этому документу, многие компании, в основном государственной формы собственности, разослали своим контрагентам требование предъявить информацию обо всех владельцах и конечных бенефициарах. Однако из-за отсутствия четкой формулировки этого понятия и правового регулирования процедуры раскрытия предоставить необходимую информацию было практически невозможно. Однако уже в июле 2013 года бенефициарный владелец клиента стал идентифицироваться банковскими организациями.

Перечень необходимых персональных данных

В соответствии с законом раскрыть информацию о бенефициарах-владельцах придется юридическим лицам, которые имеют счет в банке и являются клиентами предприятий, осуществляющих операции с денежными средствами. Общий объем, характер и процесс представления сведений должны соответствовать порядку, утвержденному Правительством РФ. Однако в связи с тем, что на сегодняшний день основные положения еще не опубликованы, вся информация будет передаваться в соответствии с Законом № 115-ФЗ и Положением, утвержденным в 2004-м году, 19 августа, Банком России. Он содержит сведения по идентификации кредитными компаниями выгодоприобретателей и клиентов в целях производства действий против осуществления легализации (отмывания) средств, полученных преступным способом, и финансирования терроризма.

  • фамилию, имя, отчество;
  • дату рождения;
  • фактический адрес места жительства или временного пребывания;
  • персональный налоговый номер (при его наличии)
  • гражданство;
  • для иностранцев — реквизиты из документа, указывающего на право пребывания на территории РФ (миграционная карта);
  • реквизиты документа, подтверждающего личность.

Трактовка понятия «выгодоприобретатель»

В Законе № 115-ФЗ бенефициарный владелец — это не единственное новое определение. Вместе с ним использован термин «выгодоприобретатель». В Положении указана сама процедура проведения идентификации последнего. Им является субъект, для выгоды которого осуществляются определенные действия при проведении финансовых операций. Почему законодательно бенефициарный владелец — это учредитель? Выясним это. Идентификации подлежат участники, которые осуществляют свою деятельность на основании договора поручения, агентского договора и доверительного управления. Выгодоприобретателем может быть юридический или физический субъект. Именно так записано в законе. А вот бенефициарным собственником — только физическое лицо. Что это значит? Другими словами, бенефициарный владелец юридического лица — это учредитель предприятия.

Процедура установления

Руководствуясь законом, банковские учреждения должны требовать информацию для раскрытия выгодоприобретателя и бенефицарного владельца. Это, в свою очередь, может вызвать определенные трудности. Они связаны с тем, что идентификация бенефициарного собственника более понятно описана в законе. Но вот процедура его установки несколько запутана, ведь для этого его должны признать лицом, которое в законе указано как бенефициарный собственник. Законодательством не предусмотрено таких требований. В связи с этим банк не вправе запрашивать у клиента данные, которые не указаны в перечне идентификации бенефициарного владельца.

Сбор информации

Собирая сведения о бенефициарном владельце, банковские учреждения имеют право использовать любые документы, предоставленные клиентом. Что входит в их перечень? Обычно это анкета бенефициарного владельца, различного характера заявления и письма в банк. Что по этому поводу говорит закон? Нормативное положение утверждает, что если при идентификации владельцев собственник не будет обнаружен, им признается исполнительный орган пользователя.

1) некоммерческие компании, которые не имеют собственника, однако присутствуют выгодоприобретатели;

2) паевые инвестиционные фонды;

3) акционерные общества, имеющие несколько владельцев, каждый из которых не соответствует признакам бенефициарного.

4) общества, в составе которых есть участники, владеющие активами с использованием трастовых конструкций.

Отдельные (особые) категории предприятий

К категориям участников отношений, которым раскрывать сведения о бенефициарных владельцах не требуется, относятся следующие:

1) государственные учреждения;

2) органы местной власти;

3) внебюджетные фонды, которыми владеет государство;

4) организации или корпорации, в капитале которых более 50% акций находится в собственности у Российской Федерации, ее субъектов и различных муниципальных образований;

5) иностранное государство, международная организация или административно-территориальная единица иностранного государства, самостоятельно владеющая правоспособностью;

6) эмитенты ценных бумаг.

Утвержденные исключения

Как правило, для обработки персональной информации каждого человека, предприятия или субъекта предпринимательской деятельности требуется его письменное согласие. Однако ст. 6 закона № 152-ФЗ о персональных сведениях предусматривает обстоятельства, в которых согласие на обработку данных не нужно. К ним относятся такие:

1) обстоятельства, предусмотренные международными договорами или законами, которые позволяют достичь установленных целей;

2) определенные полномочия или функциональные обязанности, которые предоставлены законодательством Российской Федерации операторам функций.

Источники:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70483694/
http://law115.ru/novosti-2/article_post/identifikatsiya-benefitsiarnykh-vladeltsev
http://internationalwealth.info/offshore-for-newbies/why-beneficial-owner-became-that-much-important/
http://businessman.ru/kto-takoy-benefitsiarnyiy-vladelets-identifikatsiya-benefitsiarnogo-vladeltsa-benefitsiarnyiy-vladelets-yuridicheskogo-litsa.html
http://fb.ru/article/143134/benefitsiarnyiy-vladelets—eto-identifikatsiya-benefitsiarnogo-vladeltsa

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector